Ларин Максим Александрович : другие произведения.

Небывалые Истории (Й.С. Бах)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вот так всегда:Добьешься самой заветной в жизни мечты - и никакой радости;мечта оказы-вается сущей глупостью.


   НЕБЫВАЛЫЕ ИСТОРИИ,РАССКАЗАННЫЕ
   И.С БАХОМ
   * * *
   Поздним-поздним вечером,когда давно уже все спали и сонные звезды мерцали в темно- синем
   небе ,я сидел перед окном за столом,смотрел на звезды и пил крепкий чай,вкус которого был
   подобен тягучему органному звуку и уносил далеко-далеко, в глубину Вселенной.Я достаю из старинного шкафа двекурительные трубки:одну для меня,а другую дляЙ.С.Баха.Он приходит всегда неожиданно,и я никогда не успеваю заметить,откуда он появляется.
   Нет ничего лучше,чем приятный разговор задымящейся,издающей мягкое потрескивание,труб-
   кой да чашечкой отменного цейлонского чая. Пока я размышляю об этом и еще много о чем дру-
   гом, Й.С.Бах незаметно проникает в комнату исадится напротив.Он некоторое время сидит молча,с интересом рассматривая меня,затем,понятно, заливается гомерическим хохотом и
   закуривает свою трубку.
   -Вы,я вижу,опять занимаетесь ненужным делом,пытаясь подметить,откуда я появляюсь.Ладно,
   я скажу Вам,-он снижает голос до шепота,-сказать?
    Я говорю,что лучше не надо,я хочу сам как-ни-
   будь подметить.
   - Ну-ну,-смеясь говорит он,-в таком случае,продолжайте заниматься чепухой.
   -Мы полетаем сегодня?-спрашиваю я.
   -Что за ерунду Вы говорите,разве Вы не знаете,что человек не умеет летать?
   -Но ведь Вы обещали в прошлый раз,что сегодня мы полетаем.
   -Вы слишком уж доверчивы,друг мой,мало ли,чтоя говорил!
   -Немало,-признался я.
   -Не огорчайтесь,- Бах,смакуя, выпустил густые клубы дыма изо рта,-летать не так уж и сложно,может,действительно,у нас сегодня что-нибудь и получится.
   -Да ладно Вам,Маэстро,я-то знаю,что Вы мастак летать,вот меня Вы зря в прошлый раз обнадежили.
   -Может и зря.А может и нет.Вы попробуйте...Ну наберите воздуха побольше в легкие и сделай-
   те усилие...нет,лучше наоборот,расслабтесь...и летите,воздух,который Вы набрали,сам Вас понесет.
   Я сделал несколько попыток,но ничего не получилось.
   -Эх,-говорю,-не получается.
   -Хм,это же так просто,смотрите:набираем как можно больше воздуха в себя и...-тут он при-
   поднялся над стулом и взлетел к потолку,-...и летим,летим.Облетев пару раз вокруг люстры,
   Й.С.Бах сел на место.
   -Эх,Маэстро,если бы у Вас была длинная борода,я бы,пожалуй,уцепился в нее и смог бы летать с Вами.
   -А у меня что,разве нет бороды?!-удивился Бах.
   -Нет...
   -Совсем-совсем нет,что-ли?
   -Да нет же,Вы гладко выбриты.
   -Да,действительно..,-согласился он наконец,
   после того как тщательнейшим образом ощупал
   свой подбородок.Некоторое время он сидел
   молча,погруженный в собственные раздумья.
   -Так давно все было,-сказал он погодя,-даже
   не помню,была у меня борода или нет.Не помню,
   что я любил,от чего воротило.
   -Так уж и не помните?-не поверил я.
   -А то ты,будто,помнишь что нибудь о себе!
   -Ну а как же!
   -Ну и кто же ты?Что собой представляешь?-
   не без интереса поинтересовался он.
   -Ну...-замялся я на минуту
   -Ну и?
   -Ну я люблю слушать Вашу музыку,по крайней
   мере..,не люблю овсяную кашу..,кажется...
   -Нет,нет,по существу отвечай.Ну скажем ты
   кто?Мужчина или женщина?Хотя бы на это поп-
   робуй ответь.
   -Ну Вы спросите!Ха-ха!
   -А ты ответь.
   -Я...я...-я судоржно припоминал,потирая от
   напряжения лоб.
   -Все ясно-махнул рукой Маэстро-не мучайся.
   Даже если бы ты сейчас вспомнил что-то су-
   щественное,я бы имел полное моральное право
   тебе не поверить.
    
   - 4 -
   -Это почему же?-огорчился я.
   -А потому,что тебе припомнить то,чего в
   помине не было,проще пареной репы.
   -Вы хотите сказать,что я врун?!
   -Нет,ты просто склонен выдумывать.Причем
   очень порой бездарно.Чего ты обиделся,ты же
   всегда так гордился этим?...Ладно,сменим
   тему.Давай я лучше выдумаю какую-нибудь ис-
   торию о себе,ведь ты не будешь возражать?
   - Нет,нет,я всегда люблю,когда Вы расска-
   зываете о себе.
   -Ну тогда слушай.
   ИСТОРИЯ О ТОМ,КАК ИОГАН СЕБАСТЬЯН
   УЧИЛСЯ ЛЕТАТЬ.
   Я был еще совсем маленьким,когда впервые
   увидел,как легко и просто летать,в то вре-
   мя как ходить скучно и совсем не интересно.
   Я сказал об этом отцу.Но отец остался не-
   доволен ходом моих мыслей.
   -Мал еще..,-строго проворчал он. Что он
   этим хотел сказать я не знаю,но,признаться,
   я тогда был действительно весьма маленький
   и спокойно мог разгуливать под отцовской
   шляпой,но уже вполне осознавал,что летать
   надо начинать,пока я еще не очень большой и
   не очень толстый.Тогда уже ни за что не
   взлететь.Вы сами подумайте,кому проще взле-
   теть:маленькому мне или толстому папочке.
   Сначала я пытался подражать мухам,благо их
   у нас в доме была тьма тьмущая.Я, как
   они,разбегался с конца стола и,громко жужжа
    
   - 5 -
   и фыркая,мчался между чашек и блюдечек,широ-
   ко расставив руки.Я набирал такую ско-
   рость,что даже мой напудренный парик слетал
   с головы,но все же взлететь я никак не мог.
   Старшие братья смеялись надо мной.Они были
   уже большие и могли,не подставляя сахарницу
   залезть в банку с вишневым вареньем.Я злился
   на них и как-то в порыве обиды,после очеред-
   ной неудачи сказал,что все равно полечу.Хоть
   старуху-летуху поймаю и оседлаю,в конце кон-
   цов.
   Отец услышал мои слова и,разгневавшись,за-
   пер меня в органе.Я ему весьма благодарен за
   это,так как это было ,по сути мое самое пер-
   вое знакомство с органом,но об этом я расс-
   кажу как-нибудь в другой раз".
   Некоторое время мы молча курили.
   -А дальше?-спросил я после продолжительной
   паузы.-Что было дальше?
   -Старухи-летухи часто появлялись у нас в
   доме.Они за милю чуяли мед.А мед в нашей
   семье любили и было его у нас всегда в боль-
   шом количестве.
   Сами старухи были не больше воробья,но меду
   жрали много...Ну и подстерег я однажды одну
   такую старуху.Сидела она на краю чашки с ме-
   дом.Волосы на голове всколочены,сама страш-
   ная и мерзкая с тонкими синеватыми руками.
   Рубаха у ней длиннющая и грязная,ниспадает
   изящными складками на стол.Язык свой гадкий
   высунула и хлебает из чашки,противно чавкая.
   Я выскочил из-за кофейника и только- хвать
    
   - 6 -
   ее за подол рубахи!
   Она как крякнет,как взовьется ввысь -и ну
   кружить по комнате!Я бился о мебель,об сте-
   ну,но пальцев не разжал,хоть и было больно.А
   старуха-летуха-то вынеслась в открытую фор-
   точку и - прямо в синее небо.
   Не догадывался я даже,понимаешь,что так ле-
   тают они,паршивые старушенки.Но восхищение
   самим полетом превзошло страх.Я тогда впер-
   вые увидел мир не со шкафа и не с подоконни-
   ка,а с высоты птичьего полета.
   Высоко же летают старухи-летухи!Вот мы прош-
   ли кучистые облака и вошли в зону перистых.А
   облака плывут,плывут нескончаемым масси-
   вом,будто снежные поля.У меня тогда мелькнула
   мысль,что жить-то можно не только на земле,но
   и в этих снежных равнинах,а зимой они,пожалуй,
   опускаются вниз и расстилаются по земле.
   А старая все выше и выше устремляет свой по-
   лет.И,вдруг,"бац"-мы,будто прорвались сквозь
   какую-то пелену и оказались в черном космосе.
   А Земля-то наша,гляжу,не больше тыквы.Вот-те-
    1- 0на!Я от удивления даже как-то растерялся,а
   старуха-летуха будто ждала,когда я ослаблю
   свою мертвую хватку-рраз-и вырвалась из моих
   рук.Я даже не успел заметить,куда она скры-
   лась.
   Остался я один,висящий над голубой Тыквой.
   Что прикажете делать?Вокруг - ничего:ни дол-
   га,ни родителей,ни стола,ни буфета...И только
   звезды сияют и планеты висят,с горошину вели-
   чиной.Какая странная Вселенная,подумал я тог-
   да.Негде ни сесть, ни стать.
    
   - 7 -
   Стал я со скуки разглядывать нашу Землю.Ма-
   терики все да океаны,а я плыву в пустоте вок-
   руг всего этого и никого рядом...
   Наверное,я совершил по своей орбите круга
   четыре,эдак,уже,когда заметил,что какая-то
   блестящая звездочка,размером с фасолину,с ин-
   тересом на меня пялится.Молодая,должно быть,
   не опытная,не много на своем веку повидала.
   И так мне,знаешь, чего-то сразу домой захоте-
   лось.Кружишь тут,как дурак,по орбите,а какая-то
   звезда смотрит на тебя овечьими глазами...
   Ей хорошо-хоть какое-то развлечение,а мне на
   нее не очень-то смотреть хочется.
   -Надо возвращаться,-думаю себе.-Но как?Может
   кто-то по пути подбросит меня домой?
   Тридцать четвертый круг я парю в свободном
   пространстве.Лечу!И при чем сам,без каких-ли-
   бо усилий с чьей-либо стороны.Сначала я рука-
   ми махал.Так просто,как птички,от нечего де-
   лать.Потом надоело.Стал лететь сложа руки.
   Вот так всегда:Добьешься самой заветной в
   жизни мечты - и никакой радости;мечта оказы-
   вается сущей глупостью.И звезда эта еще...Ни
   разу не отвернулась.Смотрит,что б ее.
   А дома,наверное,чай с медом пьют.Папаша,не-
   бось,по всем банкам с вареньем меня обыскался.
   Вот так,молодой человек,исполнилось мое са-
   мое самое большое и настоящее желание.А Вы -
   летать.Хотите себе всякой ерунды.Хотеть нужно
   понемногу,хотя бы потому,что любое ваше желание
   рано или поздно неприменно осуществится.
   -Значит я все таки полечу!-обрадовался я.
    
   - 8 -
   Иоган Себастьян тяжко вздохнул и сочуственно
   посмотрел на меня:
   -Не научил Вас ,значит,мой рассказ ничему.
   -Но Вы,ведь,только что его выдумали,правда?
   -Нет,ошибаешься,вовсе не только что.Я давно
   уже эту историю придумал,но это не имеет
   никакого значения.Факт остается фактом.
   -А каков же,все-таки конец у этой истории?
   -А конец я,понимаешь,так и не придумал,да.Но
   это ничего.По-моему,она и так не плоха.
   * * *
   Я лег спать.Но сон не шел.Я думал о том,как же
   могла закончиться история,рассказанная мне Бахом.
   И пока не придумал конец ее - не успокоился.А
   конец был такой:
   Земля,как известно,крутится .И когда Иоган
   Себастьян оказался между Солнцем и своим домом,
   тень,огромная-преогромная,от него,парящего в
   межзвездном просторе,упала на землю.Отец Иогана
   и братья заметили эту огромную тень и узнали ма-
   ленького Баха.Они,тогда,все вместе,схватились за
   нее и стянули будущего мастера токкаты и фуги на
   грешную землю.А потом они,всей семьей,отправились
   пить чай с медом.
   В ту ночь мне снились удивительные сны.Цветные
   и разные.В одном из них я летал...
   ГОРОД Й.С.БАХА
   Однажды Й.С.Бах сказал,что хочет познакомить ме-
   ня с одним своим старым знакомым.Я тут же согла-
   сился.
   -Но для этого тебе прийдется кое-чем пожертво-
   вать.
    
   - 9 -
   -Чем же?-спросил я.
   -Твоим неумением летать,в частности.
   Я не вполне понял.Но маэстро не стал вдаваться в
   подробности.Он в двух словах объяснил,что сейчас
   нам прийдется совершить небольшой перелет.
   -Как же я полечу, интересно-недоумевал я,-как
   птичка?
   -Нет-сказал Й.С. Бах,осмотревшись вокруг,-ты по-
   летишь как фортепьяно.
   -Не сомневаюсь.
   -Не сомневаешься?Это чудесно...
   Бах велел садиться мне верхом на старое черное
   фортепьяно,стоявшее в моей комнате.Я все пытался
   отшутиться,но очень скоро понял,что его намере-
   ния серьезны.Делать нечего.Против ГЕНИЯ не поп-
   решь.Я сел на крышку инструмента и свесил ноги со
   стороны клавиатуры.Маэстро крягтя и пыхтя вытол-
   кал пианино на балкон.Тут я уже начал действи-
   тельно волноваться.На мое счастье перила были вы-
   сокие.Но Йоган Себастьян и тут не растерялся.Он
   вошел обратно в комнату и,с минуту повозившись
   там,вышел,таща за собой крышку от моего письмен-
   ного стола.Тут я уж готов был проклять все на
   свете и в первую очередь его находчивость.
   Маэстро положил крышку так,что по ней фортепьяно
   можно было вытолкнуть с балкона,правда для этого
   нужна была лошадиная сила,но я уже знал,что чего
   -чего,а этого у моего благодетеля было сколько
   душа его пожелает.
   Ох и намучился же он в ту ночь с этим инструмен-
   том.Правда,вскоре пианино потихоньку начало полз-
   ти к краю перил.Когда я спросил,должен-ли я попро-
   щаться с жизнью,маэстро ответил, что вполне мо-
    
   - 10 -
   гу,хотя бы так ,на всякий случай.
   -Вообще-то ты это должен делать ежедневно,утром
   и вечером,так как можешь случайно умереть не поп-
   рощавшись.
   Я сказал,что сейчас я наверняка избавлен от слу-
   чайности.
   Пианино,звеня струнами,полетело вниз и я тоже,
   зачем-то судоржно ухватившись за него.
   Открыв глаза через минуту,я увидел,к величайшему
   своему восторгу,что мы вовсе не упали, а парим в
   синей вышине.Рядом же сидит маэстро и пальцем но-
   ги корректирует наш полет,нажимая то на одну,то на
   другую группу клавиш .
   Нет ничего приятней,как обнаружить себя.И при
   том не больным или мертвым,а совершающим ночной
   полет на фортепиано.Это - романтика.
   Маэстро позволил себе закурить трубку и спросил
   меня,о чем я думаю.Я признался,что я думаю о
   том,что у него,у Баха ,значит,одна нога обута,а дру-
   гая нет.Другая туфля,наверняка,в кармане,так как он
   со своей щепетильности вряд ли позволил бы ей дого-
   нять нас самостоятельно.
   - Конечно не позволил-согласился маэстро-она поле-
   тела на разведку -указал он трубкой вперед в темно-
   ту.
   - Скоро мы будем на месте.
   -Вот,хотел я спросить,да не успел...
   -Спрашивай.
   -Что за знакомый?
   -Один ворчливый город.Но скажу сразу,что Вам небе-
   зинтересно да и небесполезно будет с ним познако-
   миться.
   -Вы уверены?
    
   - 11 -
   Иоган Себастьян удивленно посмотрел на меня,высоко
   подняв брови.
   Я понял,что сказал что-то не так и смутился.
   Небо было ясным от лунного света,и звезды мерцали
   в прозрачно-синем небе.Под нами проплывали необьят-
   ные равнины,роскошные сады и поля,обьятые таинс-
   твенной дымкой голубого света.И вот вдали показался
   ОН.Его темная громада ползла на нас,казалось,из
   пустоты и вскоре закрыла собой все небо.
   -Вот мы и на месте,-весело молвил Бах.-Привет,Гор!
   Я,сперва,ничего не увидел ,но потом понял,что мы
   зависли перед городскими воротами,которые приветс-
   твенно распахнулись.
   -Ты узнал меня,надеюсь,Гор.Это я,Йоган,а со мной
   приятель мой.
   -Рад вас видеть проскрипел басистый голос,дав-
   ненько тебя уж небыло,Йоган.Добро пожаловать.
   -Дай ка я сяду посредине,что бы удобней было инс-
   трументом управлять,-подвинул меня вежливо,но нас-
   тойчиво Й.С.Бах.Он снял вторую туфлю и,усевшись по-
   удобней,теперь наигрывал что-то пальцами обеих ног.
   Мы въехали в древний средневековый город.
   Наше фортепьяно неспешно катило по булыжной мосто-
   вой ,приятно постукивая колесиками.Я глядел на вы-
   сокие серые готические здания с темными окнами,вы-
   сокие арки,перекинутые от дома к дому.Нигде - ни
   души.Улочки,будто утопленые в густом тумане.Странно
   так.Кажется,что я все это уже видел сотни раз,хотя
   твердо знаю,что вижу этот город впервые.Хорошо,что
   луна не освещает дома.Так спокойнее.
   -У каждого человека есть свой ГОРОД,-сказал негромко
   маэстро.-Этот-мой.Кто знает,может теперь он станет и
   твоим.
    
   - 12 -
   -Как это?
   -Что ты чувствуешь сейчас?
   Я прислушался.Мягко звучало фортепьяно,всасываясь
   отдельными своими звуками в зеленый туман.
   -Он напоминает мне нашу жизнь,-почему-то пришло мне
   в голову.
   -Почему же?
   -Здесь и жутко и спокойно.Умиротворяющая ограни-
   ченность пространства и защищенность.Чувствуешь се-
   бя,как в утробе матери...и в то же самое время не-
   известно,что скрывается за каждой из этих старых
   дверей,кто живет в этих домах.
   Маэстро задумался о чем-то,но о чем-не сказал.
   -Неуютно,наверное,здесь,когда светит солнце и хо-
   дит народ по улицам.
   -Сама прекрасная пора в нашем городе - рассвет...и
   еще ,может быть,закат,потому что когда солнце са-
   дится за горизонт,ты знаешь,что завтра утром оно
   неприменно взойдет,и рассвет этот будет прекрасным.
   -Вы сказали "в нашем"?
   -Но, ведь,теперь он и твой друг,не так ли?
   -Да ведь мы еле-еле знакомы!
   -Тебе он понравится,увидишь.
   -Честно говоря,мне больше по душе вон тот холм,что
   виднеется там,вдали,за домами.И вообще...Этот ста-
   рый город отмежевался от всех.Даже от неба этими
   арками-мостами.
   -Что ж ты обижаешь старика.Слышишь,Гор,какого мне-
   ния наш молодой друг о замкнутых пространствах? Мил
   человек,позволь спросить тебя,не возвращаешься ли
   ты домой после продолжительной прогулки?Не тянет ли
   тебя туда,когда ты вдалеке?
   Я пожал лишь плечами в ответ.
    
   - 13 -
   -Не дома ли ты отдыхаешь и набираешься сил? Не в
   этом ли замкнутом пространстве?
   Я действительно не знал,что ответить,но,к счастью
   ответа от меня и не требовалось.
   Мы повернули на одну из пересекающихся с нашей
   улиц.
   -Но ты приходи сюда изредка,как домой,где тебя
   ждет покой и отдых.Постарайся не надоесть старому
   Городу.Он,конечно изрядно ворчлив и кажется,порой
   нелюбезным,но на самом деле он рад каждому,кто на
   некоторое время находит у него приют.Правда,если ты
   здесь задержишься подольше,у него появится надеж-
   да,что ты его уже никогда не покинешь,и он захочет
   удержать тебя,не пустить от себя.Но ты не слушай
   его, как бы не любил его древние улочки.
   Тут маэстро снизил голос до шепота:
   -Этот старикан действительно очень навязчивый,но
   это не со зла,поверь мне.
   Мы проехали еще немного, и тут я обратил внима-
   ние,что одно из высоких стрельчатых окон в старин-
   ном сером здании,мимо которого мы как раз проезжа-
   ли,светится.Я указал на него Баху и тот похвалил
   меня за наблюдательность.Мне даже показалось,что он
   и сам удивлен этому свету.
   -Поднимемся,посмотрим,что там, - предложил он мне.
   -Наверняка, сейчас мы встретим кого-то из друзей.
   Мы остановили пианино и вошли в полуоткрытую мас-
   сивную резную дверь,выцвевшего вишневого цвета.
   Поднявшись по винтовой лестнице,мы оказались на
   третьем этаже.
   Маэстро бесцеремонно отворил дверь и мы оказались
   в просторном зале,под высокий потолок которого
   взметывались органные трубы.Прямо возле двери стоя-
    
   - 14 -
   ли две свечи и,как только мы вошли,от нас на проти-
   воположную стену упали две огромные тени.
   Они,оказавшись на свободе,начали двигаться со-
   вершенно самостоятельно,будто нас и небыло рядом.
   -Ах,да ведь это дом Теней- вспомнил Й.С.Бах.
   -И что это значит?
   -Это может значить много чего...И в то же время
   абсолютно ничего не значит.
   -Добро пожаловать-сказала тень маэстро,сделав неб-
   режный приглашающий жест.
   -Не будь нас - и вас бы здесь небыло,-ответил
   Бах- так что не зазнавайтесь.
   Моя тень была больше,чем тень Иогана Себасть-
   яна,так как свеча стояла ближе ко мне.
   -Дети всегда выше своих родителей,- надменно ска-
   зала она.-Плох тот ученик,который не превзошел сво-
   его учителя.Хоть мы и ваши тени,а все же впятеро
   больше вас.
   -Молчал бы,-посоветовал я своей тени.Но она злобно
   рассмеялась:
   -Что ж ты мне рот затыкаешь,или правда глаза колет?
   Я посмотрел на Й.С.Баха.Он усмехался совершенно
   миролюбиво.
   -Смотри ка-сказал он,обращаясь ко мне,-до чего же
   жирная моя тень.Как на дрожжах растолстела.Пожа-
   луй,она действительно была бы в обхвате больше ме-
   ня,если бы не была такой непростительно плоской.
   Тень маэстро обиженно скользнула по стене,а моя,
   поразмыслив с минуту,решила пригласить нас к столу.
   -Не будем ссориться,-сказала она, - все таки вы гости
   сегодня.
   Мы уселись за длинный стол на красивые резные
   стулья с резными спинками.
   Тень от меня падала на стул,стоящий во главе сто-
    
   - 15 -
   ла.Напротив висело огромное старинное зеркало,укра-
   шенное оленьими рогами.Наши отражения сидели там
   за своим столом и поприветствовали нас молча,кивками.
   Я заметил,что моя тень там отражается также,но ве-
   дет себя еще хуже,чем та которая сидит с нами:она
   даже не повернула головы в нашу сторону.Тень Баха
   появилась вновь неожиданно-она упала на стол,и не с
   пустыми руками.С ней был поднос ,уставленный шикар-
   ными кушаньями.
   Меня же в данный момент волновал другой воп-
   рос.Я задал его Баху,который уже подвязывал себе
   салфетку.
   -Маэстро,-обратился я к нему,-что значат эти отра-
   жения в зеркале?
   Бах удивленно посмотрел на меня и сказал,что это
   тоже не значит ровным счетом ничего.
   -У них своя компания-у нас своя,- добавил он,бе-
   рясь за нож и вилку.
   Наш ужин продолжался при полнейшем молчании и при
   свечах.Маэстро,видя,что все участники незванного
   ужина сидят в глубоком самоуглублении,решил поте-
   шить нас историей,которая,как он надеялся,навер-
   няка должна была придать несколько иную окраску
   нашему настроению.Тени не нашли что возразить.
   Тогда он начал.
   ИСТОРИЯ О ТОМ,КАК Й.С.БАХ,БУДУЧИ МАЛЕНЬКИМ,
   ПОПАЛ В ОРГАН.
   Как-то раз,когда я был совсем-совсем малень-
   ким,отец,по какой-то причине,я уж и не помню по ка-
   кой именно,рассердился на меня и запер в органе.До
   этого я видел орган лишь издали,а теперь,вот, попал
   вовнутрь.
   Я сразу же заметил,что изнутри орган совершенно не
    
   - 16 -
   такой как снаружи,а как бы наоборот.Ну...что-то
   вроде вывернутого наизнанку носка.(Тут что-то звяк-
   нуло, и тень маэстро,скромно перебив его само-
   го,сказала,что соседний столик просит рассказывать
   чуточку громче,а то им почти ничего не слышно,на
   что Иоган Себастьян ответил,что им и не надо слышать,
   тем более у них там есть свой Бах.)
   Так вот,внутренний орган оказался полной противо-
   положностью внешнего.
   -Как они могут друг с другом уживаться,они же такие
   разные?,- подумал я.
   Внутренний казался гораздо интереснее внешнего и я
   решил,что звучать он тоже будет куда лучше,если на
   нем играть изнутри,а не снаружи.И я принялся пы-
   таться заставить его зазвучать.Но сколько ни бился-
   -он был нем,как рыба.
   -Не уж-то он может звучать лишь снаружи,-удивлялся
   я.Забравшись по трубе выше,я случайно заметил свое
   отражение в ней.Свет падал сквозь щель в деревянной
   обшивке органа мне не лицо,и оно отражалось в начи-
   щенном металле органной трубы.
   Увидя меня,оно весьма удивилось и сказало,что еще
   никогда в жизни не видело своего отражения в реаль-
   ности,хотя уже сидит тут,на трубе,уже довольно долго.
   Я,естественно,возмутился и сказал,что могу поспорить
   по поводу того,кто чье отражение.Предложение поспо-
   рить было принято,но признаться, в конце концов я
   сам запутался и предложить оставить эту тему.
   -Как бы там ни было,я рад,что ты здесь появил-
   ся,- сказало отражение мне.-Ведь внутри органа можно
   играть только тогда,когда имеешь свое отражение в
   реальности.
   -Вот,значит,почему ты никогда не играл! - догадался
   я.-Потому,что меня здесь небыло!Но теперь все будет
    
   - 17 -
   по иному!Теперь можешь играть смело.
   И труба зазвучала.Конечно же,Вы понимаете что это
   было необыкновенное звучание,но внутреннее.Бегая от
   одной трубы к другой,будто вдоль забора,я заставлял
   себя тем самым видеть свое отражение то в одной,то
   в другой трубе.Орган,к моему удовольствию,взре-
   вел.Звуки то взмывали ввысь,то падали вниз с той ско-
   ростью,с которой я носился перед трубами.
   Эти звуки разбудили моего отца и он,проснув-
   шись,пришел,достал меня из органа и,отшлепав,поставил
   в угол.Но при этом сказал,что определенный талант у
   меня,все же есть.Позже он начал учить меня иг-
   рать.
   Сначала было тяжело.Гораздо тяжелее,чем играть из-
   нутри.Но мне удавалось извлекать звуки,бегая по
   клавишам.Я бы,конечно и играл изнутри,но к сожа-
   лению отец потерял ключик от органа,и мне поневоле
   пришлось осваивать наружную игру.По мере того,как я
   рос,мне было все легче справляться с гигантским инс-
   трументом,пока,наконец,я не начал играть просто
   пальцами рук.Я обрадовался,что теперь мне,по крайней
   мере,не придется работать ногами,но отец меня пос-
   пешил разочаровать,сказав,что придется.Оказывается,
   у органа есть еще и педали,то есть,нижняя клавиатура.
   И тогда я поклялся себе уж не рости.А то я подросту
   еще немного,а у органа окажется еще что-нибудь такое,
   о чем я не знал.И я,дабы не усложнять себе
   жизнь,остановился на руках и ногах,чем довольству-
   юсь и по сей день.
   ИСТОРИЯ О ТОМ,ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ.
   Закончив свой рассказ,Иоган Себастьян посмотрел по
   сторонам.Наши собеседники молчали и хранили спокойс-
    
   - 18 -
   твие.
   -Мне,лично,рассказ понравился,-сказал я,искоса пог-
   лядывая на наши тени.-А вот угощения совсем никуда.
   Хозяева восприняли мое замечание нормально.
   -И не удивительно,- заметил маэстро,-это же только
   тень еды.
   -Если есть тень,то и сами кушанья должны быть поб-
   лизости - обрадовался я и поднялся из-за стола ос-
   матриваясь по залу.Бах встал вместе со мной.
   Тень,сидевшая на зеленом стуле ,тоже вскочила,но
   маэстро сказал,что компания теней ему порядком надо-
   ела и,нахлобучив подсвечник со свечей себе на голо-
   ву,крепко привязал его шнурком собственной рубашки.
   Теперь его тень сделалась
   круглой и совсем крохотной.
   Она беспомощно жалась к по-
   лу у его ног и даже не пы-
   талась противиться такому
   грубому обращению с собой.
   Иоган Себастьян посоветовал
   мне сделать то же самое и
   мы отправились на поиски
   кушаний.Очень скоро эти по-
   иски увенчались успехом,че-
   му маэстро был немало рад.
   Чего здесь только небыло!
   Бах,потерев руки,уплел за
   милую душу двух фазанов,за-
   жареных в яблочном соу-
   се,опорожнил бутылку крас-
   ного вина,доброй выдерж-
   ки,как он сказал,видать,еще
   из подвалов Генриха Велико-
    
   - 19 -
   го.За заливную рыбу он принялся с особенным трепетом.
   Поглощал он ее любовно,со вкусом,да еще все посмеи-
   вался надо мной,что я перебил себе апетит всякой
   дрянью, предложенной нам тенями и теперь не принимаю
   должного участия в трапезе:ограничиваюсь какой то
   тушеной курицей,да еще к тому же без зелени.
   За едой Иоган Себастьян рассказывал мне,что хорошо
   покушать,это тоже искусство,а он большой ценитель
   прекрасного и удивляется мне,как я могу так однобоко
   воспринимать настоящее высокое искусстово.
   Закончив ужин,он утерся салфеткой,которая была за-
   ложена за его воротник,и,вытирая пальцы,подошел к
   органу.
   -Жаль,что никак нельзя играть во время еды,-задумчи-
   во произнес он,глядя на блестящие органные тру-
   бы.-Жаль,что у этих двух таких похожих видов искусс-
   тва нет граней,которыми они могли бы соприкоснуться.
   С этими словами он сел.И сыграл очень хорошую,но
   по-моему слишком грустную вещь.Наверное,он действи-
   тельно был опечален тем,что нельзя кушать и играть
   одновременно.
   * * *
   -Ну вот и все,-сказал Й.С.Бах,когда мы снова очути-
   лись в моей комнате.
   -По-моему, сказка у нас вышла сегодня замечательная:
   веселая и немножко печальная,как и положено быть
   хорошей сказке, - сказал маэстро и,вздохнув, доба-
   вил,-единственное о чем я сожалею,так это о своей
   правой туфле.Ведь она так и не вернулась из разведки.
   Заблудилась,наверное.
   -Но,ведь,еще не все потеряно,-принялся утешать его
   я,-давайте скорее придумаем,как она вернулась к Вам
   обратно.
    
   - 20 -
   Иоган Себастьян грустно усмехнулся:
   -Видите ли,молодой человек,судьбу некоторых вещей
   нельзя решить,придумав ее.
   -К этим вещам относится и Ваша туфля?
   -Увы.Может потому,что ее небыло на самом деле.
   Некоторое время мы оба молчали,затем я решился ска-
   зать то,о чем уже давно думаю.
   -Знаете,Иоган Себастьян,-сказал я,-иногда мне кажет-
   ся,что и Вас нет на самом деле,что я Вас просто приду-
   мываю себе,и именно в тот момент Вы появляетесь.
   -Должно быть ты прав,-ответил мне Иоган Себастьян,
   -наверное я действительно существую по-настоящему
   только тогда,когда пытаюсь создать тебя,твой харак-
   тер,твои мысли.Ведь все это время я был уверен,что я
   придумываю тебя.
   На душе у меня почему-то стало тоскливо и одиноко.
   Наверное потому,что пришло время расставаться.И хотя
   я знал,что мы обязательно встретимся завтра,я не мог
   побороть своих чувств и почему-то заплакал.Может еще и
   потому,что существовала в этом мире маленькая, нико-
   му не нужная туфля,которая некогда принадлежала маэс-
   тро.И я знал,что эта туфля к нам больше не вернется.
   М.Ларин 1993г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"