В прошлом я достаточно активно печатался в региональной периодике. Но с недавнего времени освободился от этого пагубного пристрастия. Свободной провинциальной прессы больше не существует. Даже, казалось бы, невинная культурологическая тематика того материала, который я представляю ниже, вызывает священный ужас в глазах местных редакторов.
20-ого октября 2006-ого года в официальном печатном органе правительства Пензенской области газете "Пензенская правда" была опубликована заметка-отчёт о посещении нашего края со своей концертной программой популярного исполнителя авторской песни Олега Митяева.
Хорошая такая заметка, ничего не скажу, особенно порадовал её финал, тоже хороший такой, жизнеутверждающий. Думаю, он достоин того, чтобы процитировать его целиком:
"...а средних лет пара рассказала ему (О.М.) о чудесном уголке нашей области - Тарханах.
- Приезжайте к нам на день рождения Лермонтова, летом! Кобзон каждый год бывает, и вас мы тоже будем ждать.
Олег задумался на мгновенье:
- Запишите на открытке свои координаты и музея тоже. Может, и приеду".
***Часть основная, обличительная
Лично для меня этот с документальной точностью запечатлённый эпизод ценен, прежде всего, тем, что он, как призма, с особой яркостью выкристаллизовывает типичность отношения современной масскультуры к нашему выдающемуся "земляку".
Поражает даже не то, что корреспондентка допустила этот ляп в своей заметке, и не то, что редактор пропустила его в печать, и даже не то, что сам мэтр бардовского движения не сообразил поправить "пару средних лет", указав ей, что на лето вообще-то должен приходится день смерти, а не рождения Лермонтова. Поражает, повторюсь, типичность массового восприятия ежегодно проводимого "лермонтовского ПРАЗДНИКА" (!) в Тарханах и фактической стёртости из народного сознания самой сути повода для этого празднества.
...Мне почему-то особенно запал в память эпизод репортажа с очередного подобного мероприятия. А именно, когда молодёжь окрестных от музея-усадьбы деревень толпой валила на выступление заезжей московской знаменитости (а заодно зятя нашего тогдашнего сенатора Б. Шпигеля [евротесть]), оперно-попсового тенора (скромно именующего самого себя "золотым голосом России" [не всё то золото, что поёт]), Н. Баскова.
Под финал же концерта публика, разгорячённая атмосферой небывалого по провинциальным меркам веселия, слёзно просила маэстро исполнить на бис популярный шлягер того времени "Шарманку".
Вот где шок! Вот где катарсис от искусства! Пляски на костях - это по-нашему!
***Заключение цитатное
Поневоле вспоминаются строки самого поэта из стихотворения "Как часто пёстрою толпою окружён...":
"...О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..."
До последнего времени меня смущало это многоточие после восклицательного знака в конце стиха; я терялся в догадках, не находя объяснения такому нетипичному авторскому синтаксическому приёму. А сейчас думаю: не следует ли искать глубинный смысл этого в предчувствии поэта, что и за гробовой доской ему не будет покоя от разнопёрых "пёстротолпых"?
P.S.: Справка для эрудитов (относительно вопроса землячества):
а родился М.Ю.Лермонтов с 14 на 15 октября (по н. ст.) в Москве.