Лавров Дмитрий Борисович : другие произведения.

Три странички о российском автопроме (эссе автолюбителя)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Автопром России глазами рядового (т. е. небогатого) автолюбителя
  
  
   Про автопром России не писал, наверно, только ленивый - и то я не уверен в этом. Пишут много, охотно, в основном ругательно (и есть за что!); пишут и специалисты, и вовсе не знающие разницы между баранкой руля и баранкой с маком. А как относится к отечественной автотехнике рядовой автолюбитель?
   В основном положительно. И не потому, что очень ему нравятся изделия наших умельцев - чего нет, того уж точно нет - а потому, что денег даже на недорогую иномарку вовек не собрать! Вот немолодую, но приличную классику за полторы-две тысячи зелёных он может потянуть, а ежели "на убой" - на год-полтора, то и за 600-700 баксов найдёт. И ремонт в основном сам сделает, и запчасти недорогие тоже в наличии...
   Даже покупка подержанной иномарки лет десяти за сравнительно умеренную сумму в три-четыре тысячи баксов (а дешевле уже просто разваливающиеся "старушки") сперва радует, но потом... стоимость запчастей и техобслуживания по карману всё же не тем, у кого семья и доходы в пределах 300 USD на душу. Так что приобретение отечественной машины - брак не по любви, а по расчёту!
  
   В проблемах российского автостроения мне видятся четыре главных проблемы:
      -- Политика государства
      -- Выбор направления автопромом в целом.
      -- Качество.
      -- Способы и методология развития автостроительной отрасли.
  
  
   Политика государства
  
   Неоднократно шли разговоры (и как правило, тех, кто живёт отнюдь не бедно) о том, стоит ли нам вообще иметь автомобильную промышленность: дескать, мировое разделение труда предполагает, что каждая страна должна делать то, что умеет лучше других, а недостающее покупать на мировом рынке - в том числе и автотранспорт. Живёт же Швейцария без автопрома! И богато живёт... Это так, да беда в том, что мы-то не Швейцария - ни по богатству, ни по размерам, ни по проблемам. Любая КРУПНАЯ страна - а уж больше нашей трудно найти, по территории точно нет - если не хочет стать сырьевым придатком к "сильным мира сего", должна в обязательном порядке иметь собственные отрасли промышленности определённого направления. Автопром - одна из таких, наряду с энергетикой, ВПК, авиастроением и др. Армию нашу оснащать Япония будет, что ли? Так что вопрос: быть российскому автопрому или не быть, вообще лишён смысла.
   Быть ли отечественным легковушкам? Это уже сложнее. Реально ли не то что опередить, а просто догнать ведущие в этой области державы? Нет, конечно. Но НУЖНО ли это? Вот тут-то и зарыта собачка!
   Мировой опыт показывает, что страны, достигшие определённого уровня развития, ОБЯЗАТЕЛЬНО производят их - пусть и хуже, чем "гранды" автостроения. Достаточно посмотреть на Китай, Индию, Бразилию. Да и самые ведущие - Япония и Корея - давно ли стали делать авто мирового класса? Так в чём тут дело? А дело в том, что автопром - это далеко не только сборка машин. Это многочисленные сопутствующие отрасли: металлургия, ТЭК, приборостроение, химия и т.д. Это новые технологии, это научные разработки, это ... короче, делать автомобили, и особенно легковые - это развивать промышленность, науку, исследования вообще, это сотни тысяч квалифицированных рабочих, инженеров, учёных. Автопром - это важная составляющая экономической - а значит, и политической - независимости, обороноспособности.
   Автопром - ЭТО СИЛЬНАЯ И НЕЗАВИСИМАЯ СТРАНА.
   И умные политики-государственники это понимают. Вот только у власти пока много "прозападников", которым СИЛЬНАЯ Россия не нужна. У них денег на крутейшие иномарки достаточно, а мы им неинтересны...
   Многие предлагают ввести жесткие нормы ввоза иномарок, чтобы защитить "своих" - дескать, это поможет поднять уровень наших машин. Но это было, уровень не поднялся - поднялись только цены. Да так и не упали. Это не выход. А каков может быть выход? А вот примерно такой:
  -- Запретить ввоз иномарок для продажи ниже определённой продажной цены - скажем, 15 000 долларов. Разумеется, не завтра, а через годик-два, но известив об этом СЕГОДНЯ.
  -- Параллельно всячески поощрять строительство иностранными компаниями автозаводов (сперва частичного, а потом и полного цикла) в России - но НА ОПРЕДЕЛЁННЫХ УСЛОВИЯХ: а) это должны быть российские (по месту пребывания, чтобы налоги шли нам, а не куда-то) компании, б) с долевым капиталом - 30% государства, 30% отечественного бизнеса, 40% иностранного - тогда есть гарантии, что при уходе иностранцев заводы не свернут работу в) это должны быть машины невысокой ценовой категории, и цены на них внутри страны должны быть на 15-30% ниже, чем на такие же зарубежного производства.
  -- На период до выпуска первой продукции - минимум налогов, на пару-тройку лет после начала выпуска - половинные налоги, а уж потом по полной.
   Что это даст? Дело в том, что модернизировать наш автопром самостоятельно, без помощи извне, нереально. Те же Индия и Китай идут примерно этим путём, и их легковушки уже продаются у нас! Иностранные компании принесут новые (не новейшие, конечно, но новые для нас) технологии, культуру труда, опыт и оборудование. Это позволит иметь СВОЮ, и не худшего качества, автотехнику. И главное - получить своих специалистов высокого класса. Нам не догнать ведущие в этой отрасли державы - но это и не требуется. Достаточно иметь автотехнику вчерашнего дня - особенно в легковом секторе, а спецтехнику мы и так сделаем отличной.
   И крепко запомнить фразу одного умного американца: Америку "сделали" дороги и автомобили!
  
  
   Выбор направления автопрома в целом.
  
   Какой легковой автомобиль нужен нашему народу? Я имею в виду не жителя крупного мегаполиса, а основную массу населения. Требования к личному авто в России просты и кратки: а) недорогой б) надёжный в) экономичный г) лучше универсал или внедорожник - типа любимой всеми "Нивы", но без её прожорливости. Даже те, кто может купить хорошую иномарку, для работы в качестве служебных предпочли бы именно такие - вдали от Москвы, по нашим-то дорогам, на шикарной иномарке на наездишься, угробишь - или плати за 95 бензин немеряно. Бизнесмены средней руки ( а у меня много таких знакомых) часто берут четвёрку-"классику" или Иж-"каблук" для перевозки мелких грузов, но не французов или немцев: на периферии кто их обслужит? И за какие деньги?
   А что делает наш автопром? Из последних сил, ползком, но пытается переплюнуть Японию! - смех, да и только. И возникает законный вопрос: там что, идиоты сидят? Нет, не идиоты. Просто люди, преследовавшие СВОИ цели. Когда легко присвоить большие деньги? А тогда, когда их дают "на развитие", "на модернизацию", "на разработки". Что блестяще и доказал г-н Каданников - ни новых марок в серийном выпуске, ни доходов, ни денег. А куда подевались? - а вот пытались сделать "шедёвр", да не вышло, пардону просим... Зато на покупку банка у г-на (господина, не подумайте чего другого!) Каданникова деньги откуда-то взялись: см. ссылку на Интернете http://accoona.ru/news/?id=41860 . Заработано непосильным трудом, разумеется.
   Будем надеяться, новое руководство АвтоВАЗа (предприятие перешло под контроль государственного "Рособоронэкспорта") учтёт все ошибки предшественников.
  
   Что было бы лучшим выходом из положения? - а примерно следующее:
  -- Ориентироваться не на мировую элиту, а на машины для СВОЕГО народа. Фольксвагеновский "Жук" успешно производился в Германни, затем в Бразилии, и лишь недавно окончательно почил в бозе в Мексике. Сверхдолгожитель! - а почему? Точно выбрана ниша, комплектность, цена. Конечно, нам не требуются такие суперстарцы, НО: из всех наворотов нам в обязательном порядке на "народном" легковом авто нужны три вещи - подушки безопасности, экономичный двигатель, система ABS. Всё остальное народ и сам поставит - как ставят стеклоподъёмники, кондиционер, охранку и проч. Не сразу, а по мере наличия денег и желания.
  -- В первую очередь закупить, привлечь на паях - как угодно, но иметь СВОИ заводы, производящие надёжные, экономичные, недорогие двигатели объемом от 1 до 2 литров, самые ходовые. А таких движков уже разработано много, только не у нас ("шестёрка", жрущая на сотню в городе 10 литров, которой уже сорок лет - это позорище!). И заводы, производящие соответствующие им КПП, и систему ABS.
  -- Не выёживаться, разрабатывая модели класса "Люкс", а ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА МАССОВОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ. Опыт всех "Калин", "Патриотов", и прочих дорогих (для России) машин показал: у кого есть большие деньги, купит иномарку - и правильно сделает! А вот машина типа "Ока" - за 3 тысячи долларов - это перебор! Будь её цена 1,5 тысячи - рвали бы с руками, сам ездил, знаю. Для города, да и на дачу - вполне хороша. На недостатки - кроме надёжности - закроем глаза: по цене и товар, зато на колёсах. На первых порах хотя бы сделать лужеными кузова для машин типа Иж-Ода, да экономичный движок - пусть и импортный, но с хорошим сервисом и запчастями по всей стране, при цене 3000 баксов - самое оно! Народ брал бы не задумываясь. Тем более, что отзывы даже на сегодня о ней неплохие, сам езжу, знаю. И вариант "Фабула" - отличная замена славному трудяге -"каблучку" старой модели Ижа. Жаль, уже сняли с производства. На семейство Лада" цены нужно снизить, они неоправданно высоки (раза в полтора). Здесь и накрутки дилеров, и низкая производительность плюс воровство и криминал на ВАЗе.
  -- Учитывать российскую специфику - дороги! Нам нужна крепкая ходовая часть, особенно подвески и амортизаторы. "Корейцы" и относительно недороги, и экономичны, и удобны - но долго за пределами МКАД не ездят... Хорошие дороги у нас появятся нескоро, так что вариант "Ода"4х4 - последний на сегодня полувнедорожник, тоже безвременно почивший - безусловно, будет востребован, но при цене не более 3,5-4 тысячи "зелёных". Вообще, нет смысла делать для НАРОДА машину дороже 5000 долларов, нет у народа денег на бОльшее!!!
  -- И последнее по списку, но не по важности - запчасти и сервис. Сегодня в запчасти в основном идут детали, не прошедшие контроль на конвейере. Нет, они работают, но... качество всё же не того, не первый сорт. А про сервис и говорить не хочется. Машина должна выходить с завода такой: сел и поехал, а не дошкандыбал до дома, и ложись под неё, протягивай, проверяй наличие смазки в ответственных узлах (в подшипниках ступицы колеса, к примеру). И гарантийный срок должен быть не менее трёх лет на движок и прочие узлы и кузов.
  
  
   Качество.
  
   Вот и подобрались к проблеме качества. Тема больная, и в ней, как в русской литературе, есть два основных вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?" На первый вопрос отвечу кратко: а) никакая культура производства, б) древние технологии, в) низкая ответственность производителя и продавца перед покупателем. Этим, в принципе, всё и сказано. А вот второй вопрос требует более развернутого ответа.
   Низкая ответственность производителя и продавца перед покупателем - это, пожалуй, основной фактор. Ещё со времён "социализма", когда купить машину было непросто - очереди на года, выбора никакого, если взятку не дашь - покупатель был счастлив уже тем, что вообще заимел машину! А "качать права" по поводу качества никому и в голову не приходило. Вот с тех пор наш автопром и плюнул на качество - и так заберут! И заворачивали гайки кувалдой, смазка была пополам с мусором, всё скрипело, качалось, отваливалось на ходу... Если бы магазин и завод по каждому иску отвечали рублём - и в двойном размере, с учётом морального ущерба, то и качество, даже при устарелых технологиях, было бы гораздо выше. Но... не приучен у нас народ по судам ходить, да и судов негусто, да и правды в судах не найти частенько. А машин хреновых много - почти все.
   Значит, нужна упрощённая процедура: независимая экспертиза определяет, что дефект имеет место, или авария случилась по вине изготовителя - и магазин (салон) ОБЯЗАН в короткий срок (не более недели) или заменить дефектный узел, или заменить машину. Без всяких судов. А разборки с изготовителем (и оплата стоимости экспертизы, если она определила заводской брак) - дело магазина. Могут сказать, что возможны злоупотребления со стороны покупателя. Да, наверно, будут. Но их будет гораздо меньше, чем дефектных машин, являющихся "убийцами на колёсах". Да и юристов у автомагазина хороших достаточно.
   Это одна сторона вопроса. Вторая - не менее важная - ГДЕ НАБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ? Тут куда сложнее... Раньше была довольно приличная система профтехобучения: ПТУ, ФЗУ, техникумы профильные... Государственная система аттестации, разряды, тарифная сетка. Выше разряд - за ту же работу выше оплата. Были стимулы, и была профессиональная гордость. Сейчас классный токарь в возрасте до 30 лет - редкость не меньшая, чем снежный человек. А о профессии слесаря-лекальщика многие даже не слыхали, как и о самих молодых лекальщиках: тем, что уцелели, как минимум лет сорок пять-пятьдесят. И если он не работал по специальности лет пять, то уже не те навыки, сотку пальцами не уловит. И так по многим рабочим профессиям. Кто же будет промышленность поднимать, менеджеры? Поднимали уже, да так, что от неё мало что осталось. Значит, при заводах придётся организовывать (или возрождать, как угодно) обучение рабочих высокой квалификации. Но на сам завод это ляжет нелёгким бременем, и без помощи государства тут не обойтись - как и государству без заводов.
   Новые технологии и оборудование - это не так уж и сложно, при наличии воли у государства поднимать промышленность и автопром в первую очередь - как локомотив, который потянет за собой и другие отрасли и заводы. А это прежде всего сотрудничество с иностранными фирмами на выгодных для ОБЕИХ сторон условиях, и льготы, и низкие кредиты на развитие производства при жёсткой уголовной ЛИЧНОЙ ответственности топ-менеджеров за их нецелевое использование. Но это уже вопрос внутренней политики.
  
  
   Способы и методология развития автостроительной отрасли
  
   Частично ответы уже разбросаны выше. Опять же, не нужно изобретать велосипед, когда решения уже есть - только подогнать их по российские условия. И в Японии, и в Южной Корее, и в Китае программа развития автопрома была и есть важнейшая часть государственной политики и планирования. Причем не того планирования, когда планировалось "наверху" всё, вплоть до гайки, а укрупнённого, экономического: прежде всего это льготные кредиты из госсредств, преференции, система льгот и скидок реальным производителям, разумный протекционизм в системе импорта. Это помощь отраслевым НИИ, это профтехобучение, кадры. Это низкие цены на продукцию - чем больше покупают, тем больше подъём производства. А прибыль в 15-17% при больших объёмах вполне окупит все затраты лет за 10 - это тоже нормальный срок в таких отраслях. Это жёсткий, если угодно - жестокий спрос за качество, ведь тут брак оборачивается смертями потребителей и совсем уж непричастных к автомобилям людей. Это упор на "народные" машины, а не дорогие навороченные модели, тут нам не догнать лидеров. Это поиски новых решений - электромобили, комбинированные двигательные системы (бензиновый мотор плюс генератор и электродвигатели в колёсах), и многое другое. Тем более, что тут уже есть решения, которые у нас благополучно купили американцы (патент выкуплен американским бизнесменом) , так как государство изобретателю в патенте отказывало - "противоречит современной науке". А то, что мотоцикл с двигателем, заложенным прямо в конструкцию колеса, шесть (!!!) деталей, на автомобильном аккумуляторе проезжает 140 км при скорости 60 км/час, для их науки не доказательство... Это электродвигатель Василия Шкондина (см. ссылку http://www.rosinvest.com/news/188032/ , или просто набрать в поисковике "электродвигатель Василия Шкондина").
   Словом, здесь нужны совместные решения российского бизнеса и государства, причём незамедлительные. Иначе нам придётся переходить лет через десять на велосипеды - и те будут не российскими, а скорее всего, китайскими!
  
   21.05 06
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"