Аннотация: Литературный перевод основополагающего первоисточника по традиционной индийской йоге.
Предисловие
"Йога-сутры" Патанджали - основной источник сведений по классической индийской йоге. Трактат содержит базовые наставления по практике йоги и одновременно с этим может служить отправной точкой для собственных размышлений по поводу смысла жизни и сути йоги. Перевод - авторский, сделанный в мае 2014 г.
Перевод был сделан с санскрита и является литературным, поскольку акцент был сделан не на том, чтобы филологически точно передать значение каждого слова на санскрите (что с точки зрения йоги является безумием, поскольку каждое слово на санскрите может иметь несколько значений, порой прямо противоположных друг другу, - в зависимости от контекста), а на том, чтобы каждая шлока была максимально понятна и доступна без комментария даже человеку, далёкому от практики йоги. Исходный посыл при переводе был такой: чем проще и понятнее - тем ближе к истине.
Перевод был сделан с целью популяризации классической индийской йоги и может использоваться в высших учебных заведениях, на факультетах психологии и философии, для предварительного знакомства с индийской философской мыслью. В первую очередь данный текст рекомендуется для психологов, поскольку в нём раскрывается природа сознания, природа души, а также причины человеческих страданий и методы избавления от них.
В дальнейшем, к каждой шлоке будет дан комментарий и приложен текст первоисточника вместе с механизмом перевода, чтобы каждый желающий мог сделать собственный вариант перевода или уточнить для себя какое-то отдельное положение.
В. Лавров, 14 мая 2014 г.
Часть 1. О созерцании
1.1. Итак, далее следует [авторитетное] разъяснение сути йоги.
1.2. Йога представляет собой процесс обуздания ума посредством освобождения сознания от беспокоящих его мыслей.
1.3. Когда мысли обузданы, сознание возвращается в своё естественное состояние.
1.4. В иных случаях происходит отождествление сознания с колебаниями ума.
1.5. Существует пять основных разновидностей мыслительных потоков. Они могут быть беспокоящими, а могут не причинять беспокойств.
1.6. Они таковы: правильное понимание, заблуждение, воображение, сон и воспоминание.
1.7. Правильное понимание возникает в результате непосредственного восприятия, верного умозаключения и через откровения, полученные от компетентных людей.
1.8. Заблуждение возникает при получении искажённой информации, не соответствующей действительности.
1.9. Воображение представляет собой восприятие знаний, лишённых сути.
1.10. Сон представляет собой инертное состояние сознания, когда мысли покидают ум и не остаётся ничего, кроме ощущения небытия.
1.11. Память есть впечатления от восприятия предметов, всплывающих в сознании на основании предыдущего опыта.
1.12. Контроль над мыслями достигается практикой созерцания.
1.13. Практика созерцания заключается в постоянных усилиях, приводящих к успокоению волнений ума.
1.14. Практика становится успешной, если она постоянная, непрерывная, усердная.
1.15. Результат в практике приходит к тому, кто не привязывается к плодам своего труда.
1.16. Результатом непривязанности к плодам своего труда является понимание своей внутренней природы и освобождение от влияния трёх гун.
1.17. Настоящее понимание своей внутренней природы проходит через такие стадии: вовлечённость, исследование, радость и ощущение единения со своей внутренней природой.
1.18. Есть также и иное средство, при котором полностью прекращается всякая мыслительная деятельность.
1.19. Тогда сознание выходит за пределы тела и сливается с мирозданием.
1.20. Остальные [люди] могут достичь результата [в познании своей внутренней природы] с помощью веры, усердия, памятования, отождествления и осознания.
1.21. Тот, кто совершает аскезы, добивается успеха значительно быстрее.
1.22. Результат напрямую зависит от интенсивности и искренности усилий при совершении аскез.
1.23. Результат также достигается через смирение перед Всевышним.
1.24. Всевышний - это Высшая сущность, неподверженная страданиям и незатрагиваемая плодами своих действий.
1.25. Он является источником безграничного знания.
1.26. Он не подпадает под влияние силы времени и является Наставником всех Учителей.
1.27. Его суть можно выразить через звук "Ом".
1.28. Нужно повторять мантру "Ом" и сосредотачивать на ней своё внимание.
1.29. Сосредоточение внимания на мантре "Ом" позволяет обратиться внутрь себя и пробудить источник знаний.
1.30. Препятствиями для пробуждения источника знаний являются болезнь, лень, сомнение, небрежность, равнодушие, возбудимость, разочарование, рассеянность и непостоянство.
1.32. Чтобы устранить симптомы рассеянности нужно сосредоточить внимание на каком-то объекте или какой-то мысли.
1.33. Культивирование дружелюбия, милосердия, удовлетворённости, а также размышление над причинами собственных несчастий, - всё это устраняет беспокойство.
1.34. Несомненно, этому же способствуют дыхательные упражнения с задержкой дыхания.
1.35. Путём регулярного наблюдения за ощущениями от работы органов чувств можно успокоить ум.
1.36. Того же самого можно добиться сосредоточением на Высшем источнике, не подверженном страданиям.
1.37. Или размышляя о мудрецах, освободившихся от желаний и привязанностей.
1.38. Или же - сосредоточением на знании, полученном в сновидениях.
1.39. Или же - благодаря сосредоточению на чём-то приятном, успокаивающем ум.
1.40. Сознание человека, занятого подобным сосредоточением, обретает способность постигать как бесконечно малые, так и бесконечно большие объекты.
1.41. Когда ум свободен от беспокойств и находится под контролем, сознание проясняется и без искажений отражает всё то, что воспринимает.
1.42. Созерцание, при котором сливаются воедино сам предмет, его название и знание о нём, называется созерцанием с размышлением.
1.43. Созерцание, при котором сознание сконцентрировано на предмете, а воспоминания постепенно исчезают, называется созерцанием без размышлений.
1.44. Толкования, данные для грубых предметов созерцания проясняют и более тонкие предметы для созерцания.
1.45. Выбор объектов для созерцания не ограничен, однако сознание не имеет возможности постичь сам источник понимания, находящийся внутри.
1.46. Эти виды сосредоточения на предмете зависят от самого предмета и называются сабиджа (с семенем).
1.47. Когда созерцание без размышлений освоено, сознание становится чистым и спокойным.
1.48. А интуитивное знание, рождающееся при этом, называется истинным знанием.
1.49. Такое знание существенно отличается от знания, полученного от других людей, в результате чтения книг или на основе логических выводов.
1.50. Знания, полученные посредством созерцания, постепенно усиливаются и начинают подавлять прошлые впечатления.
1.51. Когда же и это знание отбрасывается, в уме не остаётся никаких впечатлений и достигается созерцание без размышлений.
Часть 2. О духовной практике
2.1. Совершение аскез, самопознание и посвящение плодов своего труда Всевышнему являются практикой йоги.
2.2. Такая практика убирает причины страданий и способствует погружению в созерцание.
2.3. Причинами страданий являются: невежество, эгоизм, привязанность, неприязнь и страх смерти.
2.4. Невежество является источником для оставшихся четырёх причин, независимо от того, в каком состоянии они находятся: в спящем, ослабленном, прерванном или активном.
2.5. Невежество представляет собой принятие постоянно изменяющегося за неизменное, нечистого за чистое, приносящего страдания за приносящее наслаждения, телесного за духовное.
2.6. Эгоизм представляет собой ложное отождествление созерцающего с созерцаемым.
2.7. Привязанность представляет собой постоянное стремление к удовлетворению животных инстинктов.
2.8. Неприязнь представляет собой реакцию на страдание в похожей ситуации в прошлом.
2.9. Страх смерти и привязанность к жизни - наиболее тонкие формы страданий, присущие даже мудрым людям.
2.10. Эти причины страданий можно взять под контроль и максимально уменьшить их влияние, культивируя их противоположности.
2.11. Этого можно добиться с помощью внимательного наблюдения за мыслительными процессами.
2.12. Последствия действий, совершённых под влиянием страданий, могут быть пережиты сразу же или в следующей жизни.
2.13. Пока существует корень страданий, воплощённый в форме кармы, он будет приносить плоды в виде стремления к удовольствиям, привязанности к жизни и беспокойств.
2.14. Эти плоды могут приносить как радость, так и огорчения, - в зависимости от того, что человек культивирует - добродетели или пороки.
2.15. Разумный человек понимает, что из-за изменчивости ума, боли, влияния трёх гун и неосознаваемых впечатлений, всё в конечном счёте приводит к страданиям.
2.16. Но страданий, которые ещё не произошли, можно избежать.
2.17. Для этого нужно разотождествить созерцающего (душу) с объектом её созерцания (материальным телом), так как отождествление души с телом и является причиной будущих страданий.
2.18. Тело, состоящее из пяти органов действия, пяти органов чувств и ума, может пребывать в состоянии активности, инертности и стабильности, что даёт возможность обрести опыт и освободиться.
2.19. Три гуны - стабильность, активность и инертность - имеют четыре стадии: различимая, неразличимая, намеченная и лишённая признаков.
2.20. Созерцающий (душа) есть источник чистого сознания, однако на окружающий мир он смотрит через искажённую призму обусловленного ума.
2.21. Разотождествление души с телом предназначено для освобождения от этого.
2.22. Страдания прекращаются для достигших освобождения и продолжаются для всех остальных.
2.23. Слияние души и тела существует для того, чтобы душа могла осознать свою истинную природу.
2.24. Причиной отождествления души с телом является невежество.
2.25. Искоренение невежества разрывает цепи, связывающие созерцающего с созерцаемым и освобождают его.
2.26. Непрерывная практика различения одного от другого есть средство искоренения невежества.
2.27. Оно искореняется не сразу, а постепенно.
2.28. Посредством практики восьми ступеней йоги можно искоренить невежество и обрести мудрость.
2.29. Восемь ступеней йоги составляют нравственные запреты (яма), установленные правила (нияма), позы для тела (асана), регулирование дыхания (пранаяма), обуздание чувств (пратьяхара), сосредоточение (дхарана), размышление (дхъяна) и глубокая погружённость в созерцание (самадхи).
2.30. Ненасилие, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание от чувственных удовольствий и скромность в обладании вещами составляют нравственные запреты (яму).
2.31. Соблюдение этих запретов относится ко всем людям, вне зависимости от их происхождения, времени и места проживания, а также возникающих обстоятельств.
2.32. Чистоплотность, удовлетворённость, аскетизм, самопознание и смирение перед Всевышним составляют установленные правила (нияму).
2.33. Когда сомнения тревожат ум, следует сосредоточиться на том, что им противоположно.
2.34. Разрушительные мысли, приводящие к насилию над собой и окружающими людьми вызываются завистью, гневом или заблуждением и могут быть слабыми, умеренными или сильными. Они приводят человека к бесконечным страданиям, поэтому нужно культивировать противоположные помыслы.
2.35. Когда в своих помыслах человек утверждается в отказе от насилия, [он становится миролюбивее] и в его присутствии всюду прекращается вражда.
2.36. Утвердившись в правдивости, человек становится могущественным и его слова легко воплощаются в реальности.
2.37. Воздерживаясь от присвоения чужого, человек становится процветающим.
2.38. Утвердившись в воздержании от чувственных удовольствий, человек становится сильным.
2.39. Воздерживаясь от привязанности к вещам, без которых можно прожить, человек обретает понимание процессов рождения и смерти.
2.40. Чистота тела и ума удерживает человека от общения с невежественными людьми.
2.41. Результатом чистоты ума является жизнерадостность, сосредоточенность, контроль над чувствами и осознание себя как души.
2.42. Благодаря удовлетворённости достигается ощущение высочайшего счастья.
2.43. Аскетизм устраняет все нечистоты, формируя совершенство тела и чувств.
2.44. Благодаря самопознанию возникает единение с Божественным.
2.45. Совершенство в глубокой погружённости возникает через смирение перед Всевышним.
2.46. Положение тела во время практики должно быть устойчивым и приятным.
2.47. Это достигается благодаря ослаблению напряжения и концентрации на своём внутреннем мире.
2.48. В результате этого человека перестают беспокоить крайности двойственного восприятия.
2.49. После овладения позами следует научиться регулировать своё дыхание.
2.50. Процесс дыхания включает в себя вдох, выдох и задержку дыхания. Регулирование этих процессов различается и в зависимости от положения тела, времени и места они могут быть продолжительными или короткими.
2.51. Четвёртая составляющая процесса дыхания выходит за пределы вдоха и выдоха.
2.52. Контроль над дыханием устраняет покровы, скрывающие свет знаний.
2.53. В результате этого ум приобретает способность к концентрации.
2.54. Когда ум может на чём-то сконцентрироваться, то чувства при этом не отвлекаются на внешние объекты, а следуют за умом.
2.55. Это называется обузданием чувств.
Часть 3. О сверхспособностях
3.1. Направленность ума на один объект называется сосредоточением.
3.2. Длительное и непрерывное сосредоточение ума на одном объекте называется размышлением.
3.3. Размышление, в котором присутствует только пустой объект без каких-либо интерпретаций, называется созерцанием.
3.4. Соединение всех трёх методов вместе - сосредоточения, размышления и созерцания - называется долгой непрерывной концентрацией или интеграцией трёх методов, дающих контроль над умом (самьямой).
3.5. Контроль ума наделяет человека возвышенным сознанием и способностью проникать в суть любого знания.
3.6. Для этого нужно двигаться последовательно [от сосредоточения - к размышлению, от размышления - к созерцанию].
3.7. Эти три ступени являются действенными только тогда, когда реализованы предыдущие ступени йоги.
3.8. В свою очередь эти три ступени предшествуют [такому] созерцанию, при котором отсутствует объект созерцания.
3.9. Обуздание мыслей, являющихся результатом неосознаваемых впечатлений, приводит к очищению сознания.
3.10. Благодаря очищению от беспокоящих мыслей сознание успокаивается.
3.11. Когда сознание успокаивается, метания ума прекращаются и человек обретает способность к сосредоточению.
3.12. Когда один и тот же объект какое-то время спокойно удерживается умом, это называется однонаправленностью сознания.
3.13. Благодаря однонаправленности сознание может изменять свои качества, приводя к трансформации тела и пониманию цели жизни.
3.14. Умиротворённое сознание, очищенное от беспокойных мыслей, делает человека добродетельным.
3.15. Конкретные изменения зависят от выбора объекта для созерцания.
3.16. Контроль над тремя видами обуздания ума [сосредоточение, размышление и созерцание] даёт понимание прошлого и будущего.
3.17. Слова, их значения и содержание накладываются друг на друга и создают путаницу, однако благодаря долгой непрерывной концентрации на них, человек может понять их суть.
3.18. Наблюдая за своими склонностями и привычками можно обрести понимание их происхождения,
3.19. А также способность понимать внутреннее состояние другого человека.
3.20. Однако не нужно пользоваться этим умением ради своей выгоды.
3.21. Благодаря долгой непрерывной концентрации на форме своего тела можно обрести способность отвязаться от этой формы и становиться невидимым для других людей.
3.22. Тем же способом можно контролировать создаваемые звуки и прочие проявления своего тела.
3.23. Долгая непрерывная концентрация на последствиях поступков, проявившихся сразу или спустя какое-то время, даёт способность предвидеть время смерти.
3.24. Долгая непрерывная концентрация на дружелюбии [или любом другом качестве] усиливает это качество.
3.25. Долгая непрерывная концентрация на силе слона даёт силу слона.
3.26. Долгая непрерывная концентрация на внутреннем свете даёт понимание тончайшего, скрытого и отдалённого.
3.27. Долгая непрерывная концентрация на Солнце даёт понимание устройства Вселенной.
3.28. Долгая непрерывная концентрация на Луне даёт понимание устройства звёздной системы.
3.29. Долгая непрерывная концентрация на Полярной звезде даёт понимание перемещений звёзд.
3.30. Долгая непрерывная концентрация на пупке даёт понимание устройства тела.
3.31. Долгая непрерывная концентрация на горле даёт понимание природы жажды и голода.
3.32. Долгая непрерывная концентрация на Курма-нади даёт стойкость.
3.33. Долгая непрерывная концентрация на свете над головой даёт способность общаться с совершенными существами.
3.34. С помощью интуиции можно постичь любое знание.
3.35. Долгая непрерывная концентрация на сердце раскрывает природу сознания.
3.36. Подверженный изменениям разум абсолютно отличен от неизменной души; их неразличимость является результатом чувственного опыта, однако с помощью долгой непрерывной концентрации на своей внутренней природе приходит понимание природы души.
3.37. Благодаря этому утончаются все чувства - слух, осязание, зрение, вкус и обоняние.
3.38. Приобретённые сверхспособности делают совершенным ум, направленный на познание внешнего мира, но являются препятствием для созерцания внутреннего мира.
3.39. С помощью ослабления привязанности к своему телу и знания переходов, сознание может проникать в тела, принадлежащие другим людям.
3.40. Контролируя внутренний поток праны, называемый Уданой, можно обрести способность не тонуть в воде, не пачкаться в грязи и не раниться о колючки, возносясь над ними.
3.41. Контролируя внутренний поток праны, называемый Саманой, можно обрести сияние, исходящее от тела.
3.42. Долгая непрерывная концентрация на связи между окружающим пространством и органом слуха даёт сверхъестественный слух.
3.43. Долгая непрерывная концентрация на связи между окружающим пространством и телом даёт способность легко перемещаться сквозь пространство, наделяя тело лёгкостью хлопкового пуха.
3.44. Долгая непрерывная концентрация на внетелесном, при котором сознание выходит за пределы тела, устраняет покров, скрывающий источник света.
3.45. Долгая непрерывная концентрация на элементах, начиная с грубых и заканчивая тончайшими, даёт господство над ними.
3.46. Результатом господства над ними является совершенство тела и его неразрушимость, а также сверхъестественные способности, позволяющие телу уменьшаться до размеров атома.
3.47. Совершенство тела включает в себя красоту, грациозность, силу и прочность алмаза.
3.48. Господство над чувствами возникает как результат долгой непрерывной концентрации на процессе восприятия, своей внутренней природе, механизме отождествления с телом, взаимосвязи между душой и телом, а также целеустремлённости.
3.49. Контроль над чувствами даёт быстроту ума, способность внечувственного восприятия и господство над первичной материей.
3.50. Тот, кто осознал разницу между чистым разумом и душой, становится всемогущим и всезнающим.
3.51. Непривязанность даже к этому [всемогуществу и всезнанию] разрушает причины любого несовершенства и ведёт к абсолютной свободе.
3.52. Столкнувшись с небожителями, следует избегать искушений радоваться этому или гордиться своими достижениями, так как это влечёт нежелательные последствия.
3.53. Долгая непрерывная концентрация на текущем моменте и течении времени даёт мудрость.
3.54. Мудрость есть не что иное, как понимание различий между похожими объектами, которые нельзя различить ни по происхождению, ни по отличительным признакам, ни по положению в пространстве.
3.55. Мудрость позволяет полностью постичь любой аспект любого объекта в любое время.
3.56. Когда разум очищается и становится таким же незамутнённым, как душа, достигается абсолютная свобода.
Часть 4. Об освобождении
4.1. Сверхспособности могут быть даны от рождения, достигнуты благодаря использованию трав, повторению мантр, совершению аскез или являться результатом длительного созерцания.
4.2. Переход в иное жизненное состояние является результатом природного эволюционного процесса.
4.3. Невозможно подчинить себе природный эволюционный процесс, но можно, уподобившись земледельцу, устранять препятствия на его пути.
4.4. Ощущение собственной исключительности является источником для формирования сознания.
4.5. Сознание едино, но оно может порождать множество проявлений и контролировать их несмотря на различия.
4.6. Те из проявлений, которые рождаются в процессе концентрации, свободны от влияния неосознаваемых впечатлений.
4.7. Последствия поступков, присущих йогину, не являются ни плохими, ни хорошими, тогда как последствия поступков остальных людей могут быть плохими, хорошими или смешанными.
4.8. Плоды этих последствий созревают и порождают соответствующие желания.
4.9. Неосознаваемые впечатления, несмотря на происхождение, место и время, непрестанно следуют за человеком из жизни в жизнь, сохраняясь в его памяти в виде отпечатков.
4.10. Они никуда не исчезают и постоянно порождают [всё новые и новые] желания.
4.11. Удерживаемые вместе причинно-следственными связями и зависящие друг от друга, впечатления и желания исчезают как только исчезает причина их появления.
4.12. Сущность того, что было и того, что будет - едина по своей природе, поскольку одно изначально присутствует в другом.
4.13. И то и другое [и прошлое и будущее] может быть проявлено в настоящем или оставаться скрытым в зависимости от влияния гун.
4.14. Неотъемлемым качеством любого объекта [в силу течения времени] является постоянная изменчивость.
4.15. Но даже если объект остаётся неизменным, воспринимается он [разными людьми] по-разному в силу различного содержания сознания.
4.16. Однако сам объект не зависит от единичного сознания и продолжает существовать, даже если сознание [какого-то конкретного человека] перестаёт его воспринимать.
4.17. В связи с этим, из-за обусловленности сознания определёнными ожиданиями, воспринимаемые им объекты могут быть познаны или оставаться непознанными.
4.18. Душа, неподверженная изменениям, является господином сознания и знает обо всех изменениях в его состоянии.
4.19. Будучи само объектом для познания, сознание не может постичь само себя.
4.20. Для него [сознания] невозможно одновременно быть и познающим, и познаваемым.
4.21. В случае попытки познания одного сознания другим, произойдёт перемешивание воспоминаний и возникнет путаница.
4.22. Успокоенное сознание перестаёт воспринимать внешние объекты и отождествляться с ними, в результате этого становится возможным самопознание.
4.23. Таким образом, сознание может постигать любое знание, переключаясь между Воспринимающим и воспринимаемым.
4.24. Хотя сознание наполнено бесчисленными желаниями, оно всегда остаётся соединённым с душой и действует в её интересах.
4.25. Тот, кто различает Воспринимающего и воспринимаемое, прекращает отождествлять себя с природой воспринимаемого.
4.26. Тогда сознание естественным образом успокаивается и освобождается от беспокойств.
4.27. Возникающие время от времени изъяны заполняются новыми впечатлениями и создают новые беспокойства.
4.28. Они [впечатления] по сути приносят такой же вред, как и пять причин страданий.
4.29. В состоянии глубокого погружения, свободном от любых вовлечённостей, возникает полная ясность относительно нравственных ценностей.
4.30. Благодаря этому поступки перестают быть почвой для возникновения страданий.
4.31. Как только затуманивающий восприятие покров спадает, открывается бесконечное знание, наполненное добродетелью и освобождает [сознание] от эгоизма.
4.32. Три гуны, выполнив своё предназначение, с этого момента больше не влияют на цикл непрерывных изменений.
4.33. Вслед за прекращением влияния гун, останавливается калейдоскоп сменяющих друг друга мгновений.
4.34. Полное освобождение наступает тогда, когда достигнуты четыре цели человеческой жизни, а сознание вышло за пределы влияния гун, утвердившись в своей естественной чистоте.