Лазаренков Андрей Викторович : другие произведения.

Этика Иисуса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Основываясь на древних документах, а также на работах современных исследователей, автор воссоздаёт подлинную историю земной жизни Иисуса из Назарета.

  
  
   Цель моралиста заключается в том, чтобы улучшить человеческое поведение. Стремление к этому похвально, поскольку поведение людей по большей части вызывает сожаление.
   Бертран Рассел "Во что я верю", 1925 г.
  
   Чему учил Иисус? Недавние, ставшие достоянием широкой публики аргументы учёных (и тех, кто выставляет себя таковыми), касающиеся данного вопроса, вызвали у многих впечатление, что среди учёных нет согласия на этот счёт.
   Томас Кахилл "Холмы Иерусалима", 1999 г.
  
  1.
  
   С проповедью апокалипсиса тесно связано этическое учение Иисуса. Оно являлось неотъемлемой составной частью его выступлений перед народом, поскольку призыв к покаянию и самоусовершенствованию без указания конкретных нравственных ориентиров невозможен. Людям вряд ли удастся изменить свою жизнь, если они не будут знать, в чём именно состоят их ошибки и заблуждения. Не только Иисусу, но и всем остальным пророкам приходилось давать своим слушателям более или менее подробные рекомендации о том, как им следует поступать или же, наоборот, не поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Вот, например, какими словами поучал народ Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа:
  
   "И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определённого вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк.3:10-14).
  
   Иисусу точно так же приходилось заниматься вопросами нравственного усовершенствования. Значительная часть его речей как раз и была посвящена человеческому поведению. В отличие от всех остальных иудейских пророков, как правило, весьма заурядных и неоригинальных, Иисусу удалось выстроить удивительно стройную систему морально-этических принципов. Наличие в проповеди Иисуса, помимо апокалиптики, ещё и хорошо разработанной нравственной составляющей, спасло христианство от участи других апокалиптических учений, давным-давно растерявших своих сторонников и забытых.
  
   Своего рода "квинтэссенцией" христианской морали считается так называемая Нагорная проповедь. Она занимает целых три главы в Евангелии от Матфея (Мф.5-7) и по первому впечатлению представляется чем-то целостным и законченным. Но это впечатление обманчиво. Большинство исследователей сходятся во мнении, что Нагорная проповедь является не реальной проповедью, когда-то произнесённой взошедшим на гору Иисусом, а искусственной конструкцией, собранной из речений, высказанных в разное время и по разным поводам.
  
   Важнейшей частью Нагорной проповеди являются знаменитые "антитезы" - речения, начинающиеся формулой "вы слышали, что сказано древним... а я говорю вам". Поскольку в антитезах излагаются фундаментальные этические принципы, полезно будет рассмотреть их все по порядку:
  
   "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
  А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной" (Мф.5:21-22);
  
   "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
  А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мф.5:27-28);
  
   "Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную.
  А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует" (Мф.5:31-32);
  
   "Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
  А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф.5:33,37);
  
   "Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
  А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф.5:38-42);
  
   "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
  А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф.5:43-44).
  
   Долгое время считалось, что Иисус в антитезах противопоставляет своё учение иудаизму (греческое слово "антитеза" и переводится как "противопоставление"). Однако в последние годы отношение к ним стало меняться. По мнению большинства современных учёных, в антитезах нет ничего такого, что можно было бы расценить как противопоставление иудейскому Закону. Если бы Иисус заявил своим слушателям: "Древние говорили, что убивать нельзя, а я говорю, что убивать можно", то это, действительно, было бы отменой заповеди, но Иисус никогда ничего подобного не говорил. Смысл его высказывания совершенно другой: не только убивать, но даже гневаться ни на кого нельзя, и обзывать нехорошими словами тоже никого нельзя. То есть Иисус не отменяет ветхозаветную заповедь, как думали раньше, а ещё больше устрожает её внутренний смысл, доводит его, так сказать, до логического завершения. И со всеми остальными антитезами дело обстоит точно таким же образом. Если в Ветхом Завете сказано: не прелюбодействуй! - то Иисус в своих рекомендациях идёт ещё дальше и не позволяет своим слушателям даже смотреть на женщину "с вожделением". Если Ветхий Завет разрешает разводиться, то Иисус, сославшись на это разрешение, тут же по существу отменяет его. Если ветхозаветная заповедь призывает любить друзей и ненавидеть врагов, то Иисус учит любить всех, и врагов в том числе...
  
   Дальнейший анализ высказываний Иисуса привёл учёных к выводу, что он ни в коей мере не отвергал иудейский Закон и не пытался измыслить в пику ему свои собственные поучения. Подобная трактовка антитез отражала антииудейскую идеологию, которая в богословии долгое время являлась господствующей, и лишь в наши дни начинает постепенно сдавать свои позиции. Более того. Вопреки расхожему мнению, этические поучения Иисуса не являются чем-то совершенно новым и уникальным, а имеют глубокие корни в традиционном иудаизме. При желании, и в Ветхом Завете, и в других иудейских литературных источниках можно найти целый ряд поучений, которые звучат, если можно так выразиться, вполне по-иисусовски. Вот, для примера, несколько цитат из Ветхого Завета:
  
   "Если голоден враг твой, накорми его хлебом; если он жаждет, напои его водой" (Притч.25:21);
  
   "Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями её" (Сир.9:5);
  
   "Не приучай уст твоих к клятве и не обращай в привычку упоминать в клятве имя Святого... клянущийся непрестанно именем Святого не очистится от греха" (Сир.23:8-10);
  
   "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего" (Лев.19:18).
  А вот цитата из ессейских писаний: "Я не хочу никому воздать за зло, и я хочу преследовать человека добром, ибо у Бога есть Суд над всем, что живёт, и Он воздаст им как то следует..." [67].
  
   А вот так называемое "Завещание Вениамина", ветхозаветный апокриф I века до н.э.: "Зрите же, дети мои, каков исход доброго мужа. В доброте уподобляйтесь милосердию его, дабы и вам носить венцы славы. Ибо у доброго человека око не омрачится, он ведь жалеет всех, если и грешники это. Если и недоброго желают ему, всё же творящий добро побеждает зло, обороняемый Богом" [68].
  
   Как видим, антитезы не только не отменяют заповедей Торы, но и, по сути, не содержат ничего принципиально нового, ничего такого, что до Иисуса никому не приходило в голову. По большому счёту, всё или почти всё, чему учил Иисус, в разное время высказывалось и другими раввинами. Даже знаменитое Золотое правило было сформулировано ещё до Иисуса и рассматривалось как своего рода центральный пункт Моисеева Закона. Авторитетный раввин Гиллель говорил: "Что тебе неугодно, не делай ближнему; это - весь закон, всё остальное - только исполнение" [69].
  
   Сравните это высказывание со словами Иисуса: "Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф.7:12 ).
  
   Комментарии, как говорится, излишни!
  
   2.
  
   Тот факт, что в поучениях Иисуса обнаруживаются отчётливые параллели с ортодоксальным иудаизмом, вовсе не означает, что он лишь повторял чужие мысли. Проповеди Иисуса содержат оригинальные идеи, и это подтверждается реакцией его слушателей, которые, как сказано в Евангелиях, "дивились учению Его" (Лк.4:32).
  
  На первый взгляд все поучения Иисуса представляются совершенно разными: одно из них запрещает гневаться на близких, другое осуждает прелюбодейство, третье не позволяет разводиться и т.д. Но если мы присмотримся к ним повнимательнее, то обнаружим, что все они призывают, в сущности, к одному и тому же - к самодисциплине и самоограничению или, как предпочитал выражаться в своих проповедях Иисус, - умалению. Что, например, означает призыв Иисуса не смотреть на женщину "с вожделением"? Конечно же, это - самоограничение или, как сказал бы Иисус, - умаление. Чтобы не соблазниться женскими прелестями, человек должен уметь обуздывать свои греховные желания. А как понимать призыв Иисуса подставить щёку для нового удара? И это тоже умаление - попробуйте, опыта ради, стерпеть обиду и не ответить ударом на удар! А призыв любить не только друзей, но и врагов? И это умаление! А вот ещё одна известная фраза (Мф.5:40): "И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду"? Ну, здесь, я полагаю, и комментировать нечего: когда у человека просят рубашку, а он сам, по доброй воле, отдаёт ещё и свои штаны, то это, вне всяких сомнений, умаление!
  
   Таким образом, абсолютно все заповеди Христа представляют собой не что иное, как настоятельный призыв к умалению. Призывая людей всячески ограничить свои желания и потребности, Иисус, по всей видимости, рассчитывал таким способом устранить изначальную причину, порождающую в людях зависть, злобу, мстительность, похоть, жадность, гордость и т.п. И действительно, если люди не станут желать себе ничего сверх необходимого, то у них и не появится причин для ссор, ненависти и вражды!
  
   Иисус, очевидно, был уверен, что ему удалось разгадать секрет бесконфликтного и безгрешного существования. Предлагая своим слушателям сосредоточиться на умалении, он не отвергал ветхозаветные заповеди. У него была совсем другая цель: научить людей жить так, чтобы ситуация, обрисованная в ветхозаветных заповедях, даже не возникла! Иисус хочет, чтобы люди добровольно ограничили свои потребности и желания, и тогда из их жизни сами собой исчезнут прелюбодеяние, убийство, воровство, клятвопреступления, то есть всё то, что имеет своей причиной необузданное стремление к обладанию жизненными благами. Иными словами, Иисус стремился нейтрализовать опасную ситуацию ещё "в самом зародыше", ещё до того, как она выйдет из-под контроля и превратится в один из смертных грехов, перечисленных в заповедях Моисея.
  
   Умаление представляет собой самую суть учения Иисуса. Это - его, если можно так выразиться, "ноу хау", оригинальная идея, сформулированная в виде антитез из Нагорной проповеди. И, конечно же, нет ничего предосудительного в том, что некоторые из них созвучны высказываниям других раввинов. Иисус, скорее всего, и не стремился поразить слушателей новизной и необычностью своих поучений. Он охотно пользовался и готовыми словесными формулами, если был уверен, что они вполне точно выражают его мысль.
  
   Судя по евангельским рассказам, умаление виделось Иисусу универсальным средством для предотвращения любых конфликтов и недоразумений. Вот всего лишь несколько ярких примеров. Однажды в его присутствии апостолы заспорили о том, кому из них быть большему или первому над всеми остальными. Что же сделал Иисус для того, чтобы помирить апостолов? По своему обыкновению, он предложил им умаление:
   "Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом" (Мк.10:42-44; Лк.22:25-26).
  
   В другом евангельском эпизоде рассказывается о том, как Иисус пришёл в гости к двум благочестивым сёстрам - Марфе и Марии. Марфа бросилась на кухню, чтобы поскорее приготовить для дорогих гостей "большое угощение", а Мария, сев у ног Иисуса, принялась слушать его поучения. Марфа рассердилась на сестру за то, что та не желает помочь ей по хозяйству. Как же Иисусу удалось погасить этот конфликт? Он посоветовал Марфе умаление: "...Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом; А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нея" (Лк.10:41-42).
  
   Проповедуя умаление, как универсальный способ разрешения всех проблем и конфликтов, Иисус обязательно должен был обратить внимание и на безудержную погоню за материальными благами, составляющую смысл и цель жизни многих людей. Иисус прекрасно понимал, что потакание любым своим желаниям и прихотям, иными словами, стремление "жить красиво", есть одна из основных причин, ведущих к стяжательству, конфликтам и даже преступлениям. Каким же способом Иисус надеялся справиться с этой проблемой? Как и всегда, с помощью умаления! Обращаясь к своим слушателям, он заявляет:
  
   "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают, и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают, и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6:19-21);
  
   "...Смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк.12:14-15).
  
   Обращал Иисус внимание и на чрезмерную любовь к почестям и знакам одобрения со стороны других людей - ещё одну немаловажную причину недоразумений и конфликтов. Причём страдают от этого порока не только жертвы честолюбцев, но и они сами - ведь честолюбивые надежды сбываются не так уж и часто. Но если притязания будут заранее ограничены лишь самым необходимым, то неудач на жизненном пути окажется гораздо меньше. Вот как говорит об этом сам Иисус:
  
   "Когда ты будешь позван кем на брак; не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почётнее тебя; И звавший тебя и его, подошедши, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь; пришедши, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подошед, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится" (Лк.14:8-11).
  
   В этом отрывке Иисус советует своим слушателям поумерить гордыню, не стремиться во что бы то ни стало занять лучшие места, и тогда, возможно, удастся не только избежать многих разочарований на жизненном пути, но и добиться, пусть и скромного, но всё же успеха.
  
   К призывам к нравственному умалению следует отнести также советы Иисуса творить милостыню не напоказ, а тайно (Мф.6:1-4); прощать людям их прегрешения (Мф.6:14-15); не осуждать никого и не злословить (Мф.7:1-2).
  
   4.
  
   Общаясь с народом, Иисус старался формулировать свои мысли в виде простых и понятных образов. О чём бы он ни говорил, - о тайнах грядущего Царства Божьего или о необходимости покаяться в предвидении Страшного суда, - в его речах всегда звучали притчи, аллегории и всевозможные сравнения. К образной речи Иисус прибегал и в тех случаях, когда учил людей умалению. Вот один из таких примеров:
   "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф.7:13-14).
  
   Как мы должны понимать это высказывание Иисуса? Что означают в его речи "тесные врата и узкий путь", и почему именно они ведут к "жизни", то есть к Царству Божьему?
  
   Нет никаких сомнений в том, что здесь Иисусом проповедуется умаление, как жизненный принцип. Он заявляет своим слушателям, что к Царству Божьему ведут "тесные врата и узкий путь" - то есть самоограничение и самодисциплина. Лишь всемерно сократив свои потребности и желания, иначе говоря, умалившись, человек сможет прожить безгрешно, в мире и согласии с другими людьми. Противоположность умалению - "широкие врата и широкий путь" - в речах Иисуса символизируют необузданное стремление к потреблению жизненных благ, что неизбежно и закономерно приводит к разврату, ссорам, конфликтам, преступлениям и в конечном итоге к утрате Царства Божия.
  
   Конечно же, умалиться, как предлагает Иисус, совсем не просто, ведь для этого необходим решительный отказ от ставшего привычным образа жизни, а это сопряжено не только с известными бытовыми неудобствами, но и с непониманием, насмешками и даже враждебностью со стороны окружающих людей, в том числе и самых близких. Чтобы умалиться, необходимо пойти наперекор общественному мнению, а для этого потребуется колоссальная сила воли и постоянный - изо дня в день - самоконтроль. А ещё придётся преодолевать недостатки характера, мешающие осуществить задуманное. Сколько людей говорят себе: "Всё! С завтрашнего дня начинаю новую жизнь!", а наступает завтрашний день, и ничего в жизни этих людей не меняется, так как они не в состоянии найти в себе силы победить элементарную лень. Сколько благих намерений и начинаний разлетелось в пух и прах только по одной этой причине!
  
   Вот потому-то Иисус и говорит своим слушателям, что к Царству Божьему ведут "тесные врата и узкий путь". Он даёт им таким образом понять, что даром, без усилий ничего не получится, и, чтобы попасть в заветное Царство, надо будет очень много потрудиться - перевоспитывая и переделывая себя. Иисус прямо говорит о необходимости приложить силы для того, чтобы попасть в Царство Небесное:
   "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф.11:12).
  
   И то же самое у Луки: "Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лк.16:16).
  
   5.
  
   Призывая людей к умалению, Иисус, естественно, должен был указать им идеал, к которому следует стремиться. Таким идеалом для Иисуса являлся безгрешный ребёнок:
   "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Мф.18:3-4).
  
   Ставя взрослым людям в пример ребёнка, Иисус, конечно же, не предлагал им превратиться в великовозрастных инфантилов - безответственных и несамостоятельных. Говоря подобным образом, он имел в виду совсем другое - нравственную чистоту и непорочность маленьких детей, которым неведомы преступления и грехи взрослых дядь и тёть. Иисус знает, что детские потребности и желания очень скромны и целомудренны. Детям не нужны дворцы с золотыми унитазами, прогулочные яхты размером с "Титаник" или же наручные часы, сопоставимые по своей стоимости с годовым бюджетом небольшого города. Дети не нуждаются в рынках сбыта и источниках сырья на других континентах. Дети не изобретают оружие массового поражения, не затевают разорительных войн и не убивают людей миллионами. Дети не распутничают, как взрослые, и не становятся по своей собственной воле алкоголиками и наркоманами. Разумеется, дети бывают временами и злы, и эгоистичны, и несправедливы - увы, это так! - но тем не менее, какими бы ни были их прегрешения, по сравнению с грехами взрослых, это совершенно невинные, неопасные, второ- и третьестепенные, одним словом, детские грехи!
  
   Вот эту детскую нравственную чистоту и непорочность и подразумевал Иисус, когда предлагал своим слушателям брать пример с маленьких детей. Надо уподобиться детям, - говорит Иисус, - то есть не желать себе ничего сверх необходимого, ограничиться одними естественными потребностями, и тогда царство Божье будет, можно сказать, гарантировано:
  
   "Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него" (Лк.18:15-17; Мк.10:13-14).
  
   А когда по пути в Иерусалим апостолы в который уж раз затеяли бесплодный спор о том, кто из них главнее, Иисус привёл им в пример ребёнка, свободного от суетных и тщеславных мыслей: "И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Моё, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (Мк.9:36-37).
  
   * * *
  
   В самом общем смысле призыв Иисуса к умалению может быть сформулирован так: "Умаляйтесь! Сокращайте свои потребности и желания, расширяйте, образно выражаясь, вокруг себя свободное пространство, и тогда и вам, и другим людям вместе будет не тесно!"
  
   К сожалению, приходится признать, что этот замечательный призыв за последние две тысячи лет нашёл себе не очень много сторонников. И дело здесь вовсе не в конкуренции со стороны других религиозных или философских систем. Просто такова природа человека: не сокращать, а, наоборот, всячески увеличивать своё потребление! Среднестатистический представитель рода человеческого желает не расширять вокруг себя свободное пространство, а наоборот, всячески теснить других людей, толкаться, работать локтями, вторгаться на чужую территорию, в общем, делать всё возможное и невозможное, чтобы присвоить себе как можно больше жизненных благ. Понятно, что такая нравственная установка идёт вразрез с настоятельным призывом Иисуса всемерно сокращать свои потребности и желания.
  
   И всё же людям рано или поздно придётся сделать так, как требовал когда-то Иисус, - у них просто не будет другого выхода! Их вынудят к этому экологические проблемы, которые, нарастая как снежный ком, уже в ближайшие десятилетия грозят вылиться в глобальную катастрофу. По мнению многих учёных из разных сфер науки, масштабы мирового производства и потребления подошли к пределу и даже превысили возможности окружающей среды противостоять разрушительной деятельности человека. Уже сегодня цивилизация для своего самообеспечения требует ресурсов, на 20% превышающих возможности самообновления и регуляции биосферы.
  
   Огромную проблему представляют сегодня загрязнение окружающей среды промышленными отходами, сокращение площади лесов, наступление пустынь на плодородные земли, засоление почв, гибель коралловых рифов, грозящая превращением мирового океана в безжизненное пространство.
  
   Непоправимый ущерб терпит живая природа. К началу XXI века численность видов дикой фауны в результате хозяйственной деятельности человека сократилась на 40%, а обитателей морей - наполовину. На грани исчезновения оказались сегодня 52% всех живых существ.
  
   Сопоставив все эти факторы, учёные пришли к выводу, что уже к середине XXI века человечество ждёт глобальная экологическая катастрофа или, возможно, даже серия таких катастроф. Их последствием может стать вымирание человека как биологического вида либо его полная деградация.
  
   Остановить надвигающийся экологический апокалипсис можно лишь одним способом - сокращением потребления. Человечеству, и, конечно же, в первую очередь жителям развитых стран, придётся умерить свои аппетиты. Нельзя эксплуатировать природу с такой беспощадностью, как это происходит сегодня. Если человечество не обуздает свои эгоистические инстинкты, глобальная экологическая катастрофа, несущая гибель всему живому, неизбежна.
  
   В современном мире, перед лицом надвигающихся глобальных угроз, единственным реальным шансом на спасение может стать учение Иисуса об умалении. Никаких других способов и рецептов предотвратить или хотя бы отсрочить надвигающуюся катастрофу не существует. Только всемерно сокращая свои потребности и желания, - то есть умаляясь, в соответствии с учением Христа, - люди, возможно, сумеют выжить на этой ещё не до конца загаженной планете.
  
   Продолжение темы можно найти в книге "Партия Иисуса. Очерки общественного служения Иисуса Христа": https://www.ozon.ru/context/detail/id/139202608/
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"