Lazyrat : другие произведения.

Постмодернизма не существует

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.88*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На окончательную истину не претендую.


   Эх, яблочко, куды котишься?
   В губчека попадёшь - не воротишься!
  
   Многие наверняка узнали немудрёные куплеты революционных и весьма неоднозначных времён, когда махровым цветом взошло всё, что возможно - и даже то, что возможным не являлось. Последовавший за тем лозунг "Искусство - в массы!" обернулся строго противоположным : пролетарское, с позволения сказать, искусство мутным потоком хлынуло в высокий храм, заставив не раз поморщиться терпеливых и всякое повидавших Муз.
   Впрочем, справедливости ради стоит признать, что подобные процессы прошли в других странах несколько раньше, вызвав резкие и, по мнению людей авторитетных - необратимые изменения в искусстве и тенденциях его развития.
   Итак, что же всё-таки произошло? Попробуем разобраться, не прибегая к громким именам и нудным цитатам.
   Восемнадцатый-девятнадцатый века стали, пожалуй, пиком расцвета искусства во всех его видах. В то же время, "совершенство достигается к моменту краха" - принцип здравый и проверенный тысячекратно в нашей с вами истории. Что же изменилось в ту не столь уж далёкую от нас, и всё же ставшую несколько уже загадочной эпоху?
   До периода буржуазных революций, когда законодательно было закреплено сословное деление, занятия искусствами оказывались в основном уделом людей обеспеченных. Читай : образованных, ибо наши дворянского происхождения предки весьма давно знали о пользе и необходимости образования - и уделяли оному весьма большое внимание. Вспомним например, для российского дворянина знание языков (в том числе и мёртвых), истории и географии, древних классиков и этикета, риторики и много чего прочего являлось обязательным и непременным атрибутом появления в обществе.
   (желающие могут полюбопытствовать списком предметов, коим обучался в лицее ас Пушкин - и сравнить с современной средней школой. Упор образования на гуманитарные и нравственные начала очевиден)
   Следовательно, мы приходим к осознанию того факта, что последние великие имена той эпохи (равно как и их предшественники) были людьми образованными и передовыми. То есть, усвоившими многое из культурного наследия предков и в своём творчестве отталкивающимися от него. Да и для желающих усовершенствовать своё универсальное образование в более узких областях, возможностей оказывалось предостаточно. "Я достиг большего, потому что стоял на плечах титанов" - сказал один из таких людей.
   Самое интересное, что принцип этот равно применим и в науке - не усвоив уроков и опыта учёных прошлого, ничего нового сделать невозможно.
   И вот тут, на рубеже эпох, и началось самое интересное. Заявленный к повсеместному использованию и оказавшийся весьма заманчивым принцип социального равенства на практике привёл к тому, что во все области искусства хлынул поток людей необразованных, оторванных от традиций классиков и слыхом не слыхивавших об иных принципах. Для которых Эзоп с Аристофаном, что китайская грамота.
   А ведь, новым и ничего не умеющим быстренько хотелось признания, да и покушать. Причём сразу. Что же делать? И массы не нашли ничего лучшего, как пойти проторенным и легко предсказуемым путём. Да-да - огульно были названы устаревшими хламом, да чохом отринуты все культурные достижения прошлого. Зато своё - ого-го! - было объявлено всем и вся.
   Вспомните - именно в то время и появились всякие модернизмы, футуризмы и прочие "потоки сознания". Разумеется, ничего нового они в искусство не принесли. Не умеющий рисовать "художник" объявлял свою мазню кубизмом - и на волне общественного презрения к обуржуазившимся академикам поднимался на щит. Полуграмотный Пешков сумел вовремя поймать струю - и был объявлен великим пролетарским писателем. Именно объявлен, а не признан (выказывать иное мнение в то время было весьма чреватым, знаете ли)
   Давайте представим на миг, что Поль Гоген не доплыл до своей Полинезии. Утопили его по пути пираты, или же съели ещё не развращённые цивилизацией аборигены. И что? Не смыслящий ни бельмеса в искусстве дальтоник не был бы назван гением, только и всего. Взяли бы в таком случае, да объявили шедевром какую-нибудь другую мазню, уж свято место пусто не бывает. Кстати, когда "Чёрный квадрат" Малевича на полном серьёзе называют величайшим! да революционнейшим! , бедная муза живописи меняется в лице и надолго теряет аппетит.
   Итак, дамы и господа, нет в искусстве никаких абстракционизмов, постмодернизмов и иже с ними -измов. А есть лишь безграмотные выскочки из люмпенов, которым до судорог хочется быстро прослыть и прославиться. Прогреметь и заработать свой миллион. Ведь ничего они в человеческой культуре после себя не оставили, да и оставить не могут. Вспомните хотя бы такое позорное явление, как поп-культура нахрапистой, однако не имеющей ни истории, ни традиций, США. Тупик оторванной от здравого смысла интеллектуальной мастурбации.
   Почему так?
   А по той простой причине, что по дороге надо идти - прилежно и упорно. Невозможно миновать какой-то этап методом революций или "большого скачка". Невозможно сделать так, чтобы оказаться сразу на середине или у финиша, при том не проходя трудолюбиво предыдущих частей длинного - и похоже, бесконечного пути развития.
  
   ...Подходи, буржуй, глазик выколю.
   Глазик выколю, другой останется.
   Чтоб ты, сволочь, знал - кому кланяться!
  
  
Оценка: 2.88*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"