--
Алиса Карловна, не найдется ли валидольчика в вашем волшебном ящичке?
Действительно волшебный - чего только не напихано!
Передала через плечо стеклянную пробирочку, улыбнулась в зеркало тени за собою.
Сама продолжает разгримировываться.
Когда-то она такие вот пробирочки собирала для химических опытов. Особенно ценными представлялись ей большие, от "Сайодина". Бабушка пила этот самый "Сайодин", модный в то время от такой же модной гипертонии.
Пробирку вскоре вернули. Выдвинула ящичек - закинуть! - и увидела... ключ. Пальцами коснулась нечаянно и будто что-то оплеснуло, будто рука пылесосом втянула нечто из ключа... Давно он в ящике болтается, а вот так к пальцам прилип впервые.
Когда-то Софочка с букетом принесла, в конвертике. Букет в общую корзину, а конверт прямо в руки. В конверте ключ. Обычный, плоский. Обратно в конверт и быстро сюда, в ящик. Что за двусмысленность, ей-богу!.. Все собиралась в уличную урну сбросить, в Фонтанку, наконец, да забывала. И совсем забыла, а нынче он сам в руки... Где же конверт, закопошилась? Может быть, там записка какая-нибудь была? Вот он! Нашелся среди прочих нераспечатанных и незапечатанных. Никогда не читала слов, воткнутых в букеты, потому что сама бы вот так - ни-ког-да! Не делай другим того, чего не сделал бы себе!.. Это отнюдь не означает, что других заповедей она придерживается. Сколько их там, кроме последних десяти? Сокращал Создатель, сколько мог! А теперь одну в пустыне вопиет - "Не убий!" Наточку вспомнила. Вовку ее скормили этим в Чечне. С лоскутками на низких лбах...То, что чеченцы, быть может и правы в чем-то, Алиса Карловна не принимала. В любых вариантах.
--
Не убий! - повторила вслух и мелко перекрестилась.
"Яву" закурила. Из Москвы доставляли ей. А пальцы в конверте шарят. Пусто.
Как же так? Ни стихов, ни локона... Правда, на самом конверте уже еле различимый обратный адрес. Фамилии отправителя нет.
--
Упоение одно! - пропела своему несколько обескураженному отражению.
Встала и пошла из уборной. Последней, как обычно. Даже Софочка ушла. Обычно провожала ее до машины. А потом гордо шествовала по четырем Фонтанным кварталам. Отчего это она не дождалась ее сегодня? Алиса Карловна даже привыкла к сему мини-ритуалу, и теперь ощущает дыру слева, где Софочка обычно шуршала своими оборочками и рюшечками.
У высоких стеклянных дверей Ардальоныч, раритет театра. Лет двести ему. Да и Софочке все сто.
--
Добрый вечер, Гаврила Ардальоныч! Софочка уже ушла?
--
Так ее карета "Скорой помощи" увезла! Инфркт-с.
И с поклоном отворил БДТешную служебную дверь.
Прошла квартал оглушенная. Вот отчего дыра! Не для нее ли валидольчик? Или "Сайодин"?
Стоп! Куда это она? Совсем уже... Вернулась к машине. Едет. Через четрыре квартала притормозила. Этот что ли дом? Вышла из машины, голову задрала. Где окна ее не помнит. Даже этажа не знает. А уж номеров никогда не запоминала. До сих пор не знает номера своей квартиры. И телефона своего не знает. Ни-че-го не знает!
"Возлюби ближнего, как самого себя...", "Не убий!" вертится в голове, пока едет. Нарушила "табу" - закурила в машине. Уже у своего подъезда остановившись, поплакала, в руль уткнувшись.
Сейчас сядет на телефон и будет звонить, звонить, пока не узнает все, все...
Но только на порог, непроницаемость домашняя смяла, закрутила, разъяла и выкинула в постель - во внезапный, провальный сон.
В Т О Р А Я .
На следующий день только вступила в служебный вестибюльчик - фото Софочки с черным бантом. Опустилась на банкетку возле двери...
В гимерную поднялась - никого. Все на репетиции. В простенке за шкафом на вешалке Софочкина телогреичка. Рукою провела - слезы из глаз. Присела к зеркалу - макияж восстановить. Ящик отодвинула, а там опять конверт этот с ключом. Зачем-то схватила его и прочь. От театра, от репетиции, от всех и всего...
У ее дома остановилась. И опять, какая квартира, этаж? Судорожно припоминает свой единственный к Софочке визит. Закрыла машину и в подъезд, потом в лифт. Вслед за старушкой с цветами. На пятом следом же в серый вонючий коридор. По каким-то переходам, лесенкам к высокой двустворчатой двери прибыли.
Ну, да! Вот и крышка от гроба к стене прислонена. Бежевым обита, крест из фольги. Дверь открыли, впустили обеих без расспросов. Долгий узкий коридор к одной из дальних дверей.
--
Как же тут гроб пройдет? - прошелестела вдруг старушка, полуобернувшись.
Алиса Карловна вздрогнула. Вошли в дверь. Узкой стороной к вошедшим гроб. В гробу... мужчина.
Господи! Не туда! Но постояла, попросила мысленно покойного передать привет ушедшим, коих накопилось уже предостаточно. Сидевшие у гроба заоглядывались на нее, узнав. Поклонившись всему этому, она пошла вон... Все быстрее и быстрее... Та-та-та...
По лесенкам, по коридорчикам. Достигла каким-то чудом лифта и, очутившись в одиночестве, залилась вдруг неудержимым смехом. Выкочила к Фонтанке и надо водой скрючившись, слезы лила, обессиливаясь от неуместного веселья.
За рулем уже сидя, произнесла-таки:
--
Прости старую дуру, Софочка! Ты ведь всегда ее прощала...
Едет и, чтобы не думать, изучает конверт, к лобовому стеклу прислоненный. Вот где эта улица Поликарпова? Пришлось у прохожих спрашивать. Выяснив, наконец, где, погнала машину через Неву на Петроградскую.
Вот и улица, вот и дом. Закинула сумку за спину и вот уже перед вдерью стоит. Коричневым оббита, без глазка, без звонка. Странно... и хорошо, что просто дверь и все.
Ключ легко вошел в пазик замка, мягко повернулся. Вошла. Дверь как бы сама за нею затворилась. Очень уютная однокомнатка. Коврики, салфеточки. Зеркало старое. Вешалка пуста, но ложечка для обуви - вот она! Тапочки с помпонами на подставочке...
Двери все настежь. Прошла в комнату. Кресло, столик, тахта. Ничего оригинального. Дверь на балкон приоткрыта - тюль колышится. Погрузилась в кресло, закурила. Хрустальная пепельница с ложбинками... Чего-то не хватает? Да "ящика" же! Зеркало в прихожей через открытую дверь отражает окно, так что комната кажется сквозной и светлой.
--
И что же дальше? - громко спросила Алиса Карловна.
Тишина. Даже обычный уличный шум не слышен здесь...
Т Р Е Т Ь Я .
Она все ждала ощущения нелепости. О, она знала, как оно возникает, и умела уйти от него загодя. Вот и теперь нелепость без сомнения приближалась, подле уже обреталась - рукой можно потрогать! А вот ощущения все не возникает.
--
Нет о-щу-ще-ни-я! - поставленным голосом декламирует Алиса.
И на кухню проходит. Кухня, как кухня. Чисто и никакой захламленности. На полочке пачка чая, пачка рафинада и пачка печенья. На двухкомфорной плитке чайник стоит - белый в красный горох.
Приготовила чай. Сидит пьет. Печенье даже свежее.
--
Черт знает что! - сквозь набитый рот, но продолжает сидеть и пить.
За окошком безглазая стена соседнего дома. Метрах в двух. Напротив пьющей чай висит коврик-аппликация. По низу надпись вышита. Без очков не прочесть.
-Старая ведьма! - ворчит и в комнату идет. За очками.
Когда возвращается, в зеркале лунищу вдруг видит. Огромную, розовую.
--
Поросенок! - восклицает восхищенно и на кухню - прочесть в конце концов надпись! И вообще всмотреться, что там нарукотворено.
А там за столом сидят люди без лиц и пьют чай из этого самого белого в красный горох чайника.
"Это не просто чаепитие!" - вышито по кромке.
--
Скажите пожалуйста! - срывает очки Алиса.
Зацепившаяся дужка пребольно дергает за ухо. Не иначе как в наказание за дурацкую реплику. Потирает ухо и глядит в балконное окно оно из кухни хорошо просматривается.
Стоп. Где же лунища? Она не могла так быстро исчезнуть с небосклона...
Но надо убрать за собой. Все по местам - никаких следов пребывания, так сказать... О луне и забылось.
Зашла в комнату, в кресло с последней сигаретой. Перед уходом. А что тут выжидать? Да и с хозяевами зачем ей?.. С чадами их... Впрочем, чадами здесь не пахнет. Вообще ничем не пахнет, кстати, - принюхалась! Дымом только - ею то есть, Алисой!
Взгляд притянулся к зеркалу. Луна! Чуть поменьше, правда, и пожелтее. Развернулась к окну - ни-че-го! Светло совсем. На часиках всего пять! Откуда в пять часов луне браться?
А может быть, это тоже "не просто луна!"? Смотрит, смотрит на нее - все бледнее, все ярче, все холоднее. Подошла к трюмо. Почему-то на цыпочках. И отражение ее на цыпочках. И тоже пальцем к луне тянется, только с другой стороны. Стекло ледяное чуть ли не обожгло любопытный пальчик.
Разморило ее от чая. Вернулась в кресло, расслабилась, а глаза к луне, как приклеились.
Рядом вдруг неназойливый, придушенный такой звоночек. Не глядя, сняла трубку:
--
Слушаю вас.
--
Алиса Карловна?
--
Она самая... Кто это?
--
Я звоню... Вы сегодня заходили... Ну, проститься. И не туда попали... К нам прямо. Дверь напротив лифта... То есть никуда не надо дальше идти, понимаете?
--
Поняла, поняла. Скажите пожалуйста номер, номер квартиры на всякий случай.
--
Да нет номера. Табличка с двери давно сорвана. Мальчишки наверное...
--
Мальчишки? Да с кем я говорю?...
Гудки.
Алиса оторвала наконец взгляд от Луны - трубку положить!
Но не было трубки. Телефона тоже не было. В квартире вообще отсутствовала всякая аппаратура.
Это она вздремнула что ли? Ничего себе! И сразу засобиралась.
Вон, вон отсюда! Мимо трюмо... Луна, кстати, из него исчезла. Пепел, пепел убрать! Что такое - один окурок? А второй где же?
Э, да ладно! Скорее отсюда! Выскочила на площадку. Замок щелкнул.
Ключ! Ключ остался на столике. Дурацкая привычка ключи от двери оттаскивать! Впрочем и хорошо. Сюда она больше никогда не вернется. Лифта нет. Закружила по лестнице.
Уехала не сразу. Покурила в машине. Что-то она много курит сегодня?
А. Софочка же... Дверь, значит, напротив лифта... А этаж? Этаж какой? Видимо, тот, на котором они тогда выходили. А был это...предпоследний, в общем, этаж. Одна кнопка наверху еще оставалась. Приснится же такое! Интересно, где эта дверь на самом деле? Взглянула на график недельный. Вечер как раз сегодня пустой. Борис, правда, просил посмотреть свой ввод. Совсем забыла, господи!
"Поеду мимо и проверю эту дверь "напротив"!" - решает и выезжает из чужого дворика.
На улицу, стало быть, какого-то великого Поликарпова.
Ч Е Т В Е Р Т А Я .
Тот же подъезд. Лифт. Вонь.
Пятый этаж. Вот она! И действительно прямо напротив лифта.
--
Тогда меня старушенция с цветочками за собой утащила... - разъясняет себе Алиса Карловна, вжимая палец в кнопку совсем уже дорежимного звонка.
Дверь двустворчатая, высокая. Открывют левую створку. Дама в черном широко распахивает глаза:
--
Вас удивила моя способность найти вашу без всякого номера дверь?
--
Я... Я просто не ожидала, что вы...Эти хлопоты... Вы такой занятый человек...
Не решилась беспокоить....
Гостья несколько смешалась, но прошла уже внутрь квартиры, готовясь увидеть гроб, неузнаваемое лицо в цветах и все прочее...
Но ничего такого! Вокруг белой скатерти несколько человек в черном. Лица синхронно повернулись на ее вход. Крайний встал, придвинуть ей стул.
Села. На старом фортепиано рамочка. При жизни разглядывать Софочку не приходило в голову. Интересное лицо. На фотографии скромняга по жизни высокомерна и отстраненна. Поворот головы чуть ли не царственен, и уголки губ чуть вверх. Похоже, только улыбка и связывала ее с обитателями этого города, этой страны....
Родственники, слава богу, молчали, так что Алиса Карловна предавалась своим мыслям без помех. К сожалению, фото оставило только голову покойной. Вспомнить остальную Софочку не удавалось. Только мягкие ласковые ручки, вечно что-то пришивающие, разглаживающие, прикалывающие... Вздохнув, Алиса Карловна поднялась и, не найдя ничего сказать этим молчаливым людям, направилась к выходу. Дама в черном снова возникла и, запинаясь, начала излагать информацию касательно завтрашней церемонии.
Приходилось кивать, делая вид, что запоминает, но перебила:
--
Откуда известен вам телефон, по которому вы позвонили буквально час назад?
--
Вообще-то телефон ваш у тети Сони на виду - это естественно. Но я уже говорила вам, что не смогла, не решилась побеспокоить...
--
А на каком таком виду, разрешите взглянуть? - пресекает невнятицу Алиса Карловна, - Простите, что не совсем ко времени, но это очень важно... для меня.
Дама закивала и повела рукою к кухоньке. Там над столиком в рамочке висел выполненный каллиграфическим почерком список телефонов.
--
Вот ваш! Самый первый...
Действительно. Домашний. При чем же здесь улица Поликарпова?
Спохватилась, извинилась, приобняла племянницу со словами и интонацией из какой-то старой роли. В последнее время Алиса часто ловит себя на том, что говорит с людьми, натягивая старые выцветшие маски. Ужасно, конечно, но почему бы и нет. Свои слова где-то залежались по углам огромной ее квартиры - поди отыщи! Да и люди хороши - такие банальности бормочут порой, такие глупости.
Внизу у машины стоял какой-то тип, смахивающий на бомжа. Завидев ее, отступил в поклоне, снял шляпу:
--
"Не пугайтесь, ради бога не пугайтесь!" - пропел тихим тенорком, страшно кого-то напомнив.
--
Ну, да! "Я не стану вам вредить!" - досказала, устраиваясь за рулем.
Да Кеша же. Кеша Смоктуновский - вот кого напомнил бомж. Алиса даже рот открыла, глаз не в силах отвести от лица, озарившегося неповторимой улыбкой. Когда в улыбке растворяются все черты.
А рука уже включала зажигание, нога жала на сцепление. Бомж поплыл мимо с отведенной в сторону рукою, продолжая шевелить губами.
--
Царство небесное и тебе, Кеша, и тебе, Софа! - перекрестилась.
П Я Т А Я .
За кулисы не пошла. В коридоре столкнулась с Гариком.
--
Пришли все-таки? - осклабился и мимо.
Не любила его. Застеклила взор очками и прошла в партер на оставляемое для своих место. Увы! Оно было занято длинноволосым парнем. Пришлось сесть подальше.
Люстра принялась гаснуть, пошел занавес.
По сцене поползли жалкие, неуклюжие, некрасивые. Этот... - щелкнула пальцами, - Хоггарт таких рисовал. Возник вдруг фотографический портрет Софочки, царственный ее поворот, светлые отчужденные глаза. Потом осталась одна улыбка, примирявшая все и вся... Кто она была, Софа? Откуда явилась в театр на далеко не царственную роль костюмерши? Ничего примечательного Алиса не могла о ней припомнить. Осталось в памяти только удивительное чувство покоя, надежности, от нее исходившее. В нем гасли все неприятные состояния ее, Алисы Карловны!
Спектакль тянулся невыносимо. Надо бы вникнуть. Борис будет домогаться ее комментариев по поводу его "гениальных" ходов. Но сосредоточиться не получалось.
Не шла с ума квартирка эта... Звонок по телефону, которого нет. Не ясно вообще, звонила ли эта племянница? Коврик вдруг припомнился - "Это не просто чаепитие!"
И как всполох - у Софочки на кухне точно такой же чайник. Нет, у нее красный в белый горох! Или Луна... Но это во сне... Спать в чужой квартире - она ли это!
О, публика рукоплещет. Видимо, Борис вполне справился. Вон, один на поклоны выходит. В шквал аплодисментов. На ее место смотрит, а там длинный торчит и "браво!" кричит. Что ж! Боря талантлив. Не зря же он ей так... Так.... Ищет слово, могущее обозначить их отношения. Да нет такого слова. Она понимает, что сегодняшний день - последний их день. Вот и слово пропало, а ведь было, было. Она шептала его этому...
Этому... И снова провал. Вот он! Достиг, к чему шел. Засим и довольно...
Алиса Карловна покидает зал. Сразу на выход. А здесь другая фотография, совсем другая. Там на пианино... Она играла что ли... на фортепиано? Досада охватывает. Получается, проворонила она человека. Просто стерва и все!
Ардальоныч дверь перед нею с поклоном. Никак не может привыкнуть к этой его услуге. А на вид король Лир. Просунула лицо в закрывающуюся дверь:
--
А где ваш шут?
Не удивился вопросу, мигнул только далекими, как у всех стариков глазами:
--
Да тут-с, на театре и работает-с!
--
Я его знаю? - заблистала Алиса глазищами.
Король обнажил вставную челюсть и в совсем уже сошедшуюся дверную щель:
--
Так это вы и есть!
Алиса только пальцами щелкнула. Она всегда так делала, когда по носу получала.
В машине снова нарушила "вето"... Борис задерживался... Ну, и пусть!
Повернула ключ и уехала домой к чертовой матери!
Ш Е С Т А Я .
Точно в полночь прозвонился Борис.
Поначалу захотелось сдерзить, но оделась быстро и спустилась вниз.
Он принял ее прямо у лифта и, запахнув в шубу, в которую почему-то был одет, понес к такси, урчавшему за углом. Как хорошо было в его шубе, в его теле, в его запахе... Она принялась грызть его, колючее от щетины, горло. Он только рычал в ответ.
Завалились на заднее сидение, машина тронулась. Его руки как размножились и сводили ее с ума. Хотелось кричать, но она стеснялась шофера. Впрочем, до того как такси замерло, они все успели. Борис снова завернул ее в шубу и понес куда-то. Гулко стучали его каблуки, билось о ребра ослепшее ее сердце. Сделалось душно, и она вывернула голову из длинного руна. Он мчал ее по лестнице, кружа по пролетам. Один второй, третий. Наконец остановился, выпустил ее из шубы - дверь открыть.
Странная дверь, подумалось ей, без звонка, без глазка.
И уже входила в прихожую с трюмо, с тапочками, с вешалкой, на которой покачивалась на петельке Борисова шуба.
Так у них было впервые. Он все время держал ее на весу, как младенца, или хрупкость какую-то. Оторвал от коврика прихожей и пронес в кресло. Щелкнул какой-то кнопкой:
--
Не скучай! - шепнул.
Японский экран бросился ее развлекать, но ее впервые может быть скрутило такое безумное желание:
--
Боря! Да где же ты там? - кричит, задыхаясь, и ладонью о столик в нетерпении.
Из-за хрустальной пепельницы выехал ключ. Обычный, плоский, тускло-желтый...
--
Борис, ты меня мучаешь. Немедленно сюда! - и одежду начала с себя срывать.
Он возник с подносом, уставленный чем-то мерцающим. На столик ставит поднос, а сам глаз с нее не сводит, незнакомо-прекрасным сделавшись. Опять на кнопку какую-то нажал, и стена обвалилась широким, уже застеленным ложем. Подхватил снова ее на руки.
--
Туда... Скорее...
Она - да! - плакала, по-детски всхлипывая, что не происходит все немедленно. А он, смеясь, снова нажимал на кнопки, так что комната погрузилась в полумрак, и что-то легкое и нежное заплескалось в многочисленных колонках, развешанных по стенам.
Они занялись друг-другом с таким самозабвением, как никогда до сих пор. Она смеялась, кричала, рыдала, будто очищая все каналы свои от забивших их никому не нужных состояний. Потом, тяжело дыша, брала сигарету, но Борис, снимал ее с простыней и нес в душ. Она визжала, брыкалась... Он заворачивал ее во что-то махрово-огромное и нес обратно. Чем-то изысканно-терпким поил и вкладывал в губы длинные виноградины. А потом она уже не знала, где ягоды, где видно, где целованье его. Карусель начинала свое медленное кружение, и она занята была одним, как дольше длить его наслаждение, без удивления обнаруживая в себе пластику любовной игры.
Говорить не хотелось. Отдыхая, они смотрели друг другу в глаза, и головы их откидывались назад от силы взглядов, уже давно нечеловеческих. Тела снова свивались в таком же нечеловеческом желании слиться в одно тело... Навеки... Навсегда...
Но все проходит... И они провалились в сон.
С Е Д Ь М А Я .
Открыв глаза, она его подле себя не обнаружила. "Что это было?" - звенело в по-утреннему пустой голове. Звякнул телефон. Где-то она уже слыхала этот звяк. И совсем недавно. Аппарат плоский, непривычной формы, положен был возле подушки. Он положил! Ее как обожгло. Вспомнила его тело, мыжцы, родинки, волоски и в телефон, зубами стуча:
--
С-слушаю!
Его голос звучал тоже невнятно:
--
Пора вставать. Репетиция. Завтрак на кухне. Ключ на столике.
--
Да. Да. Да. - шепчет в трубку, ничего не понимая.
Ждет чего-то главного. Он и говорит приглушенно:
--
А потом... Ключ у тебя есть. Все у тебя есть. Я у тебя есть.
--
Ты у меня есть. - всхлипнула она и положила трубку.
Обессиленная разговором, полежала еще. Потом под душ проплелась. Нести было некому.
Острый, ей совершенно не свойственный голод привел ее на кухню. Все, что накрывала салфетка, оказалось невероятно вкусным. В окно кухни равнодушно заглядывала стена в знакомых трещинах. И снова мимо! Опаздывает же. За чайник схватилась - горячий еще. Плеснула в чашку, прохрустела печеньем.
Синяя облаточка.
Перестала жевать, опять на стену посмотрела, на чайник в красный горох. Медленно повернула голову.
Ну, да! "Это не просто чаепитие!"
Уже одевшись, пробежала к всклокоченной постели, зарылась в простыни лицом:
--
Так это был ты!
Смахнула со столика ключ, в прихожей потерлась щекой об овечий мех.
Закружила по лестнице. Боже! Как же она с улицы Поликарпова доберется до Фонтанки, где репетиция уже на полном ходу? Замерла на крылечке, от яркого солнышка чихнув.
Гудки. С улицы сигналило ей такси. Ей, потому что кроме нее во дворе никого, если не считать столетнюю старуху на венском стуле. Строго смотрит она на то место, где только что стояла Алиса Карловна. А та уже в такси, им конечно же присланное.
Сейчас, сейчас она его увидит.
--
Приехали! - таксист потянулся дверцу открыть, а она на счетчик смотрит. - Уплачено!
И улыбкой проводил великую актрису.
У самого входа надела темные очки, чтобы театр не спалить сумасшедшим сияющим взглядом.
В О С Ь М А Я .
--
Гаврила Ардальоныч, дорогой! Нет ли у вас чего-нибудь успокоительного? - затормошила Алиса Карловна своего короля.
Лир, глазом не моргнув, провел ее в свой уголок за вешалкой и накапал чего-то в крохотную рюмочку. Зубы ее стучали о край стариной вещицы, король-расстрига качал головой:
--
И чего примчалась, да еще на такси тратилась? Отменили репетицию-то!
--
Как? - прекратила зубостук Алиса Карловна.
--
Все на похороны Софьи Яковлевны отбыли-с! - строго сообщил Ардальоныч.
--
Боже мой! - протянула Алиса Карловна с интонацией из старой роли.
--
Давай-ка, матушка моя, помянем нашу Софочку!
Достал откуда-то из-за тумбочки плоскую бутылочку с рожками, разлил по рюмочкам дешовенький "Даг", развернул два бутербродца.
Дожевывая бутерброд, Алиса спросила у швейцара, не видал ли он сегодня Бориса. Она его по фамилии назвала, конечно же.
Да, заходил. И совсем недавно. Растерзанный, чуть ли ни полуодетый.
Было это так не похоже на Бориса, что оба рассмеялись. Алиса-то смехом пыталась скрыть совершенно уже непереносимое желание увидеть снова того, о ком речь завела. Ардальоныч же смеялся по другому поводу:
--
Привезли его тоже на такси какие-то дамочки. Он с перепою языком не ворочает. Как же! Всю ночь гудели, ввод отмечали. И то, такой успех!
--
Как? - сердце встрепенулось и упало, - Как всю ночь?
--
Обычное дело. Да он сам мне сказал. Дело молодое, все впереди-с! Талантливый он парень - вам ли не знать?
--
Та-лант-ли-вый... - ясность мышления полностью восстановилась.
--
Еще за упокой души? - взялся за пробочку швейцар.
--
Нет, нет! Больше нельзя. Возраст, голубчик!
--
Да и горе такое, - закивал "голубчик", - Софочка вами только и жила. У вас радость - порхает, смеется. Неприятности - переживает больше вашего. Сколь раз вот на этом самом кресле сиживала, царство ей небесное, и все о вас, все о вас.
Алисе Карловне сделалось неприятно все это выслушивать, и она в некотором смятении поднялась.
--
Да что с вами? Не ко времени я разболтался! Это винцо, все от него-с!
Алиса Карловна покачала головой, приобняла старика и на ухо ему интонацией Кручининой:
--
Ничего этого я не знала, голубчик! Не знала, не ведала. Сейчас зайду к ней. Поди, вернулись уже с кладбища-то? Или не ходить?
--
Идите, идите! - замахал руками Ардальоныч, - Я бы с вами, да оставлен один на весь театр.
И пошла она вдоль перил. Закурила на ходу. Первая сигарета. Он не давал ей курить, не до того было. Сам-то обычно дымил, как паровоз... Она вжалась в чугунный узор, перегнулась к качанию воды. Шлеп, шлеп - волны о гранит.
--
Как же мог быть он в ресторане? Да еще всю ночь!
Рассмеялась, сообразив вдруг:
--
Да соврал он! Конечно же, соврал. Будет он отчитываться... Вот только почему полураздет и лыка не вязал? Играл похмелье? Зачем?
Господи! Да самого спросит сегодня. Вечером. А сейчас надо сюда. В дверь напротив лифта.
Г Л А В А Д Е В Я Т А Я .
Как не хочется... Но после того, что Лир рассказал, как-то неудобно мимо... И на похоронах не была... За-бы-ла! Обо всем.
Входит в квартиру Софочки. Много знакомых лиц. Села с краю, черных очков не снимая, продолжая находиться в кощунственной эйфории.
Поднялся родственник, сказал несколько фраз. Начали пить и есть.
Алиса Карловна не пила, не ела, на вопросы не отвечала. Все смотрела на лицо в черной рамке, не испытывая ни грусти, ни сожаления. Устыдившись, наконец, своего бесчувствия, из за стола встает и выходит в прихожую.
--
Алиса Карловна, куда же вы? - вышла следом та, вчерашняя дама.
Телефон зазвонил. Алиса задержалась в уже открытой створке.
--
Да! Она здесь! - отвечает кому-то дама, - Алиса Карловна, это вас!
Это он. Конечно же. Наконец, он! От волнения не может выговорить ни слова, и что говорит он не совсем понимает: