Ледовский Вячеслав Анатольевич : другие произведения.

Архитектурная история Красноярска

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Газета Строитель, 04.10.2010

  Города во многом похожи на людей. Так же, как мы не помним свое младенчество, в поселениях мало чего остается от строений первых лет, а то и веков.
  Красноярск - не исключение....
  
  НАЧАЛО
  
  "Место угоже, высоко и красно...". Так в послании к царю Михаилу Федоровичу казаки сообщили о возведении военного острога в 1628 году. Срублен он был всего лишь за две недели, с 6 по 18 августа. Со временем вырос до неправильного четырёхугольника периметром в 400 метров с бревенчатым частоколом высотой в полторы-две сажени. Стены усилены пятью башнями (Качинская, Угольная, Быковская, Спасская и Водяная), каждая по три яруса. Нижние использовались как складские и служебные помещения, а на верхних размещался "огнестрельный наряд" с пушками и пищалями. Вокруг выкопали ров глубиной в 3 и шириной около 10 метров. Внутри острога находились амбар, съезжая изба, тюрьма, воеводский двор, баня. В 1693 году появились первые городские часы, размещенные рядом с колокольней в Спасской башне.
  Большую часть 17 века население Красноярска не превышало тысячу человек. Но со временем острог стал "прирастать" внешними поселениями и слободами. В середине 18 века за пределами крепости, на территории посада, значатся жилые кварталы, гостиный двор, таможня, ратуша, Покровская (еще деревянная) церковь, пивоварня на берегу Енисея. Главные направления улиц - на запад и север от ворот "детинца" к проездным башням наружных стен. Периодически кварталы "прореживали" пожары, самые опустошительные в 1773 и 1881 годах. Потому от первых полутора веков жизни Красноярска ничего, кроме памяти, не осталось. А жаль.
  Ныне самое старое строение - каменная Покровская церковь (возведена М. Юшковым), освященная в 1795 году. Впрочем, и она в 1840 подверглась значительной реконструкции. В архитектурных формах церкви Покрова слились приемы русского узорочья ХVII века и европеизированного столичного барокко, это звено регионального стиля - енисейской школы сибирского барокко.
  Присланный после пожара 1777 года из Тобольска сержант геодезии П.Моисеев, - первый архитектор-градостроитель собственно Красноярска, предпочел линейную планировку петербургского типа, и это до сих пор прослеживается в старой части. Состоятельные горожане в те времена возводили преимущественно деревянные двухэтажки классического северо-русского типа. Планировка домов была похожа: по две-три комнаты на этаж, размещавшихся вокруг одной-двух печей.
  ОТ ДЕРЕВА - К КАМНЮ
  Покровская церковь и простоявший двести лет Воскресенский собор (1759-1773 гг.) положили начало "каменному" Красноярска. Первыми зодчими города можно считать строивших Воскресенский храм разночинцев П. Сокольникова и С. Паклина. Образцом им послужил Спасский собор Енисейского монастыря. К середине 19 века в Красноярске насчитывалось всего лишь три десятка каменных обывательских домов и только в конце 1880-х их число превысило сотню.
  Сейчас самые почтенные сохранившиеся жилые строения - дом Терскова (Мира, 29), дом Тюрепиных (Мира, 22Б), усадьба Ларионовых (Ленина, 3), дом Сколковых (Мира, 45/ Сурикова, 27), всем около двух веков. Вокруг дома Тюрепиных сохранилась деревянная застройка усадьбы "Кузнецовского подворья" чуть более поздней эпохи.
  Частные здания возводились первыми архитекторами-профессионалами - П.Воцким, Д.Маковецким, П.Шаровым по "сборнику образцовых проектов", разработанному в столицах империи в стилевых нормах классицизма. Жилые дома тех лет объединяет сдержанность форм, пропорциональные членения фасадов, симметрия, акцентирование центра фронтом или пилястровым портиком, устройство боковых флигелей или пониженных крыльев. Парадные залы и комнаты, как правило, размещались сквозной анфиладой вдоль уличного фасада верхнего этажа. Это дома на Мира, 14, Каратанова, 11, флигели на Мира, 9.
  Часто деревянные дома того периода штукатуркой и отделкой "маскируются" под более престижные каменные (Мира, 24, контора Кузнецовых; Мира, 35, дом Гудкова). А дом Фон-Эзерских (Карла Маркса, 24) отделан дощатой обшивкой. На основе образцовых проектов строились и культовые здания, к примеру, кладбищенская Троицкая церковь 1842 года с каменной богадельней, а позднее оградой с часовенкой у западных ворот.
  СИБИРСКАЯ СТОЛИЦА
  В 1822 Красноярск становится губернским городом.
  Весна 1828 - дата рождения главного сада (парка Горького). Часть тайги на тогдашней окраине была огорожена, позже из просек сделали аллеи, построили беседки и павильоны.
  В этом же году высочайшим указом утверждена перепланировка Красноярска, автором которой стал крупнейший архитектор первой трети 19 в., член Строительного комитета при Министерстве Внутренних дел В.И. Гесте. Территория города увеличилась почти в 3 раза. Функции общественного центра переносились на новую площадь, пространственные границы которой формировались фронтом административных зданий, а центральное место отводилось для монументального собора. Проект его, составленный автором московского Храма Христа Спасителя К.А. Тоном - с шатровым пятиглавием и примыкающей к основному объему колокольней - был утвержден 8 июля 1844 года. К середине 1849 работы в основном закончены. Но 29 сентября стены треснули, и средняя часть с верхними сводами и куполами рухнула. Восстановлено здание лишь в 1861г. зодчим часовни Параскевы Пятницы Я. Набаловым. Сначала храм собирались именовать Николаевским, позже решили назвать Богородице-Рождественским. В 1936 г. собор был закрыт и частично разрушен. Сохранившиеся помещения использовались вплоть до полного сноса здания в середине века.
  Огромный, самый крупный из храмов Сибири, кафедральный собор в свое время занимал центральное место в городе и являлся главным, формирующим облик губернской столицы элементом. Вокруг него сооружались здания, в архитектуре которых использованы старорусские мотивы, в частности, Архиерейский дом (Горького, 27) и Духовная семинария (Горького, 2), украшенные шатрами домовых церквей. Формы Рождественского храма и его элементов оказали значительное влияние на архитектурное и пространственное решение иных церквей, к примеру, построенных в Петербургской и Новгородской епархиях во второй половине XIX в. - начале XX в.
  К середине 19 века город отошел от предписываемого планом Гесте развития вдоль Качи. Кварталы новой застройки проектировались на прямых осях продольных улиц, которые должны были взбираться на крутые склоны Афонтовой горы. В жилой и коммерческой застройке наметился отход от канонов классицизма к эклектике. Последней по времени завершения постройкой классицизма этих лет стал Гостиный двор, верхний этаж которого отвели под присутственные места (Маркса, 6). Строилось здание в 1857-63 годах Рачинским и Набаловым под контролем городского зодчего Битюцкого.
  Чуть ранее Алфеевым и тем же Набаловым возведен символ города - часовня Параскевы Пятницы. В эти же годы по проекту декабриста Батенькова построено деревянное одноэтажное здание Благородного собрания (Мира, 67) на высоком кирпичном цоколе с классически традиционной трехчастной композицией. В 1868 возводится мужская (Ленина, 70) и в 1878 женская (Мира, 83) гимназии. Отличительная особенность этого проекта М.Ю. Арнольда - композиция объемных форм, которая впервые в общественных гражданских зданиях отошла от принципа плоскостной фасадной стены. Первым училищем, для которого было выстроено специальное здание, стало железнодорожное, открывшееся в 1897 году (территория Комбайнового завода).
  В конце века город переживает бурный период каменного строительства, объясняемый пожаром 1881 года, развитием золотопромышленности и возведением Транссиба. Но продолжает использоваться и классический материал. Одним из самых выдающихся деревянных строений в стиле эклектики является открытая в 1898 году гостиница "Новая Россия" (Ленина, 108). В те времена она была одной из лучших в Сибири.
  Завзятый театрал А.П.Кузнецов представил "собственноручно выработанный план народного дома", который власти постановили назвать "Пушкинским" - в ознаменование 100-летней годовщины со дня рождения поэта. 14 февраля 1902 года техническая комиссия "нашла, что здание выстроено во всем согласно утвержденного проекта, хорошо и прочно". Первоначальный облик театра не сохранился - здание неоднократно реконструировалось
  ОТ ИМПЕРИИ - К СОВЕТАМ
  Если проектированием общественных зданий занимались представители Строительного комитета из Санкт-Петербурга - Висконти и Шарлеман, то для местных зодчих основным средством выражения творческих исканий стали частные заказы. Один за другим возводятся большие дома, проекты для которых разрабатывают, как правило, инженеры, приехавшие в Красноярск в начале века после окончания столичных высших архитектурных школ. Это В.А. Соколовский (в 1906-1916 годов он исполнял обязанности губернского архитектора, в советские времена четверть века учил строительству и архитектуре красноярских студентов), Л.А. Чернышев (последние года жизни также преподавал в городских институтах), С.Г. Дриженко (архитектор Красноярска с 1908 по 1930 год). Именно с их творческой и практической деятельностью связано появление на берегах Енисея новых архитектурных направлений, они украсили наш город великолепными образцами разных стилей, исполненными в камне, кирпиче и дереве - от ориентализма, готики и классицизма до эклектики и модерна.
  В.А. Соколовский первым в городе облицевал весь фасад строения естественным камнем - гранитом и мрамором. Это выполненный в канонах классицизма дом фирмы "Ревильон-братья" ( Мира, 49). Под готику он стилизовал здания римско-католического костела (Органный зал, Декабристов, 20) и деревянный особняк Цукермана (ул. Ленина, 66). К редким образцам "деревянного модерна", встречающимся почти исключительно в крупных сибирских городах, относятся его дома по Ленина, 167 и Горького, 23. В "кирпичном стиле", с отдельными элементами перехода к модерну Соколовским исполнены аптека и лечебница Общества врачей Енисейской губернии (Мира, 75 - Кирова, 26). Достойны внимания его Дом общественного собрания ( Дом офицеров, пр. Мира 69/20), особняки Зельмановича (музыкальная школа Љ1, ул. Сурикова, 19/79) Гадаловых (Художественный музей имени В. И. Сурикова, ул. Карла Маркса, 36/20). Все эти здания с великолепно прорисованными сложными планами, а угловые повороты акцентированы живописными куполами или бельведером. Особое внимание автор уделяет внешнему декоративному оформлению, насыщая фасады лепными рельефами. Постройки выполнены в стиле эклектики, подражая французскому ренессансу с элементами модерна в оформлении. В советские времена Соколовский участвовал в строительстве корпусов Лесотехнического института (1930), дома по Мира, 85 (1930-40 года), сельхозинститута (угол Мира и Кирова).
  Наиболее известное творение Л.А. Чернышева - "египетский храм" краеведческого музея. Строительство начато до первой мировой войны, но завершено лишь в 1929 году. Среди проектов общественных зданий мастера - трехэтажное строение на углу Мира и Перенсона, дом Купеческого собрания (гостиница "Енисей"), Духовная семинария (с готическими мотивами с отзвуками ориентализма) и многие другие. Зодчий возводил здания по частным заказам - в частности, восхитивший современников дом Токарева (Мира, 76), оформленный опять же с нюансами "египетского стиля". Более свободное архитектурно-художественное построение Чернышев применил в композиции особняка Ицына (ул. Кирова, 25). Симметричные решения, предполагавшиеся в проектном варианте, в здании заменены асимметричным, создавшим зрительно ощутимую динамику плоскостных масс фасада. Самая уникальная постройка Чернышева - собственный дом (ул. Марковского, 21). Здесь использован богатейший арсенал формообразующих средств модерна при сохранении принципа целесообразности с увязыванием всех замыслов в едином готическом стиле.
  Дриженко С.Г. - главный архитектор Красноярска на протяжении почти четверти века, олицетворивший связь дореволюционных и советских времен. По его проектам, в частности, созданы Дом Просвещения (Дом учителя, 1915), "Художественный электротеатр" ("Совкино"), детский приют (ул. Ломоносова, 9), особняк Ускова (ул. Марковского, 60), реконструирован из магазинов кинотеатр "Аквариум" ("Сибирь"). Именно Дриженко сохранил преемственность лучших достижений зодчества "царского" периода, продолжил их в наши дни.
  ДВАДЦАТЫЙ ВЕК
  Выдающейся личностью, украсившей своим творчеством наш город, был М. И. Мержа́нов, в 1934-1941гг. - личный архитектор Сталина, кроме прочего, автор дизайна Золотых звезд Героя Советского Союза и Героя соцтруда, репрессированный в годы войны. .Формально освобождённый в 1954г., он остался в городе и возглавил "Красноярскгражданпроект". По проектам Мержанова, в основном в стиле "сталинского ампира", построены Центральный райком КПСС, городской кинотеатр, Госбанк, ДК "Красмаш". С его участием возводились административные здания вокруг главной площади города, ряд заводов. Он сохранил традиции, заложенные на рубеже веков с появлением в Красноярске "производственного зодчества" - вспомним комплекс железнодорожных мастерских, выполненных в "кирпичном стиле", с большими арочными оконными проемами и фонарями верхнего света, металлическими фермами, перекрытиями и лестницами, создающими оригинальные пространственные решения.
  Помимо промышленного строительства, в середине века возводятся архитектурный ансамбль на площади Революции, "Каменный квартал", поселок завода имени Побежимова (полсотни коттеджей), вокзалы города. На Всемирной выставке 1958г. (Брюссель) серебряной наградой отмечено творение А. Голубева - сотканное из арочных проёмов, увенчанное бельведером со шпилем и отражающееся в водах Енисея здание речного вокзала. Построен массивный и одновременно изящный Коммунальный мост. Начинает творить плеяда выдающихся мастеров второй половины 20 века во главе с Демирхановым, Ореховым, Щадриным. Безликость хрущевских панелек и брежневских девятиэтажек разбавляют архитектурные комплексы центра города, Стрелки, Театральной и Предмостной площадей, Академгородка. Стадион острова Отдыха - словно огромный корабль викингов посередине гармонирующей ему размерами сибирской реки.
  ЧТО ДАЛЬШЕ?
  Постсоветский период предоставил городу новые возможности. К сожалению, не все эксперименты можно считать удачными. Город продолжает терять объекты архитектурно-исторического наследия. В частности, мост через Енисей вместе с Эйфелевой башней на международной выставке в Париже 1900 года был признан самым выдающимся инженерным сооружением современности и отмечен золотой медалью. В 2001 году мост включили в Предварительный Список объектов Всемирного наследия, что не помешало его разобрать на металлолом при уже действующей власти.
  Несомненным плюсом нашего времени является эстетизация города: строятся фонтаны, скверы, скульптуры, реализуются яркие индивидуальные проекты, среди которых упомянем реконструкцию кинотеатра "Луч", "Питерский мостик", ряд жилых комплексов и объектов, возведенных на Взлетке, Стрелке, в других районах города, в том числе на месте бывших производственных предприятий.
  Интересна идея частично восстановить утраченное и построить на острове Татышева этно-развлекательный "Русский острог" - обнесенный крепостной стеной комплекс бревенчатых построек с возможностью проживания туристов. Программой, включающей торговлю сувенирами, русские развлечения: катание на санях (телегах) и с ледяных гор, сибирскую баню, участие в обрядах (колядки, ярмарки), сибирскую еду (пельмени, рыба, баранки, грибы, кедровые орехи) и т.д.
  Красноярск, словно перемолотая катаклизмами горная порода, образован зданиями разных стилей и времен, и этой гигантской массой врастает в ландшафты речной долины, отрогов Саян и равнинных просторов. Задача современных зодчих - увидеть будущее и связать им в единую гармонию настоящее и прошлое. Вписать этот образ в таёжно-скальные и равнинно-холмистые пейзажи так, как разные инструменты - воздушные флейты, гулкие барабаны, тревожные скрипки сливаются в единую волнующую душу симфонию.
  Города во многом похожи на людей. Только, в отличие от нас, они имеют шанс на вечность. На деятельное существование, а не воспоминания - как о Вавилоне, полумифическом Китяже или разрушенной и забытой всеми Харрапе. И будущее нашего Красноярска зависит от нас, его жителей. Наших детей и внуков, от того, какое отношение к этой совсем не "малой Родине" мы заложим в потомках...
  
  Газета "Строитель" http://www.gazetastroi.ru/
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"