Первый Всероссийский форум СРО прошел в день рождения бунтаря и политического острослова Ленина. Но не этим объясняется резкость прозвучавших на нем оценок.
За пятилетку усилий по саморегулированию бизнеса участники этого процесса сумели дискредитировать его больше, чем это удалось бы любым противникам. По мнению ряда выступавших, уровень злоупотреблений в СРО сейчас далеко превосходит все, о чем только могли мечтать чиновники, кормившиеся с выдачи лицензий. Так, вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин заявил:
- Хрен оказался намного горше редьки. Раньше была "редька" - довольно затратное лицензирование, которое все предприятия отрасли прошли. Но разросся "хрен" в виде строительных СРО и НОСТРОЙ. Вступление туда обходится фирмам не дешевле, чем получение лицензий. Участники рынка убеждены, что саморегулирование в строительной отрасли создавалось для того, чтобы легализовать коррупционную деятельность чиновников.
С руководителем одного из авторитетнейших общественных объединений предпринимателей трудно не согласиться. Ведь организация сотен СРО отнюдь не привела к повышению качества или снижению сроков и стоимости строительства. Лишь обременила бизнес новыми тратами. И создала дополнительные возможности для мздоимства и пристраивания на теплые и хлебные места "своих человечков".
Многие СРО попросту стали придатками местного административно-бюрократического аппарата, слились с ним. В Красноярском крае примеры, когда родственники и деловые партнеры высоких чиновников беззастенчиво занимают руководящие посты в различных СРО, тоже налицо. Такие отношения в нормальных странах сами по себе засчитываются в качестве прямых доказательств коррупции. У нас же на подобное семейное "совмещение" просто не обращают внимания.
В заключение своего выступления представитель "Опоры России" констатировал:
- То, что получилось сегодня в строительстве, убивает саму идею саморегулирования. Формируется довольно агрессивный рынок всевозможных услуг, законных и незаконных, связанных с деятельностью строительных организаций. Одновременно обостряется борьба за куски этого рынка и конкуренция за денежные потоки, и это принимает уродливые формы.
В качестве примера Корочкин привел ситуацию с обеспечением противопожарной безопасности. Два года назад "Опора России" инициировала и провела в Госдуме первое чтение закона о создании в этой сфере профильных СРО. А строительное лобби, по сути, заблокировало его принятие, при этом не только удерживая у себя соответствующий денежный поток, но и оставляя под своим контролем обеспечение противопожарных мероприятий и опосредованный надзор за этой деятельностью, что напрямую влияет на безопасность эксплуатации зданий и сооружений. А это означает повышение шансов на повторение трагедий, подобных пожару в "Хромой лошади"!
Общим местом стала реклама по предоставлению любых допусков, а по сути, крышевание со стороны сомнительных СРО всех желающих за небольшие деньги и в кратчайшие сроки. С другой стороны, как считает генеральный директор АНО "Красноярскстройсертификация" Юрий Стоян, при условии исполнения требований по формированию резервных фондов и страхованию проблема "торговли" допусками совсем не проста.
- Где грань, которая разделяет правильную и неправильную выдачу свидетельств? - задает вопрос специалист. - Критерии, установленные законом, - это, прежде всего, квалификация, численность и периодичность обучения инженерного персонала - нельзя назвать серьезным препятствием для любой организации, вступающей в СРО. Все остальное пока отдано на откуп самим объединениям, и они устанавливают свои правила приема.
И если ряд СРО рассматривают создание сообществ как бизнес-проект, упрощают процедуры, минимизируют взносы и доводят количество своих членов до нескольких тысяч, то возможность такого подхода заложена в законе. Соответственно, все претензии должны выдвигаться к властям. Это подтвердил и президент НОСТРОЙ Ефим Басин:
- Реальными полномочиями по воздействию на коммерческие СРО обладает Ростехнадзор. За прошедший год НОСТРОЙ сделал все возможное для налаживания сотрудничества в этом направлении с Ростехнадзором. Однако наши многочисленные обращения так и не привели к положительному результату.
В качестве же одного из основных достижений своей организации Ефим Басин заявил обновление 1600 стандартов и СНиПов в строительной отрасли.
- Безусловно, разработка новых и актуализация имеющихся СНиПов - дело нужное, - соглашались участники съезда. - Но основная задача саморегулируемой организации это все же ответственность за качество.
И вот как раз с этим, как говорилось выше, огромные проблемы. Министр регионального развития России Виктор Басаргин сообщил, что подготовлен проект Постановления Правительства РФ о передаче полномочий по государственному контролю над СРО в строительстве на его министерство. Но все же отметил:
- Как бы эффективно ни была построена система государственного контроля, нельзя забывать о механизме контроля внутреннего. Именно его сейчас не хватает СРО.
Кто бы с этим спорил. И в отношении высокой результативности шумно проанонсированной возни со СНиПами тоже существуют серьезные сомнения. Так, директор питерской СРО НП "РОССО-ДОРМОСТ" Кирилл Иванов замечает:
- Большая часть уже утвержденных СНиПов не актуализирована, никаких особых изменений не внесено, реальная работа не проведена. Просто создано впечатление, что над ними работали.
Многие положения новых СНиПов приводят к необоснованному удорожанию строительных смет. А вот, к примеру, стандарта на композитную стеклопластиковую арматуру для монолитного домостроения до сих пор нет, хотя она позволяет удешевить каркас на 20-30%. Тревожит и безоглядная ориентация на так называемые западные стандарты. Очень доступно проблему проиллюстрировал президент Национального объединения изыскателей Леонид Кушнир:
- По российским СанПиНам один квадратный метр крыши должен выдерживать 560 кг снега. А по европейским нормам - 95 кг. Если мы сегодня просто переведем еврокоды, то получим десятки "Трансваалей".
Резюмируя все сказанное, приходим к выводу, что особой пользы от функционирования СРО пока не видно. А вот собираемый с бизнеса оброк на эту систему весьма значительный. Так, бюджет только НОСТРОЙ на этот год превышает полмиллиарда рублей. Причем зачастую затраты объединений мало объяснимы. К примеру, из потраченных Национальным объединением проектировщиков за 2010 год 89 млн. рублей расходы на сумму 18,5 млн. рублей оказались даже не подтвержденными документально.
Но, как с удовлетворением отметил Ефим Басин, тем не менее саморегулирование состоялось, и обратного пути не будет.
Это понятно. Нынешних госуправленцев вполне устраивает самоустранение от ответственности за происходящее в стране.
- Властям удобнее иметь дело не с конкретной компанией, а с саморегулируемой организацией, коллективная ответственность эффективнее, с нее можно спросить за все, - констатирует председатель совета Гильдии инвесторов остановочных сооружений Владимир Паисов. Как считает министр Виктор Басаргин, теперь СРО должны уже обеспечивать мониторинг ситуации со строительством жилья на муниципальном уровне, контролировать уровень инвестиционного климата и так далее. Причем ставка делается на крупные и связанные с административными структурами организации. В то время как, по мнению профессора Александра Гримитлина, с точки зрения обеспечения качества именно малые СРО наиболее эффективны, поскольку знают своих членов буквально в лицо, перед выдачей допуска проверяют каждого и, только убедившись в надежности строительной компании, выдают допуск.
Но в России саморегулирование вводится отнюдь не для населения или независимых производителей. А исключительно в интересах власти и завязанного на нее крупного, как правило, коррумпированного бизнеса. И расходы на СРО - это оброк, который неминуемо придется платить любому ведущему легальную деятельность предприятию. Хотя до "крепостных" обязательств по принудительному членству в конкретных организациях, слава богу, дело пока не дошло. Существует возможность выбора сообщества, экономии на взносах, времени, административной нервотрепке. Хотя, как советует Юрий Стоян, стоит предостеречься от ориентации только на деньги. Ситуация с членскими взносами может измениться в любой момент, и там, где было дешево, станет как у всех или дороже. А сменить СРО накладнее, чем в него вступать.
Потому единственным выходом в данной ситуации является следование совету президента Союза товаропроизводителей предпринимателей Красноярского края Валерия Сергиенко:
- При наличии дурных законов нужно учиться пользоваться ими лучше, чем те, в чьих интересах они принимались.
Собственно говоря, наши закаленные кризисами, мздоимством чиновничества, нищетой потребителей строители да архитекторы только этим всю жизнь и занимаются. И ведь при этом, как ни странно, еще и работать успевают!
Подверстка.
Из выступления на съезде министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной:
- На сегодняшний день есть 8 специальных законов, предусматривающих обязательность вступления участников тех или иных рынков в саморегулируемые организации, и в целом более чем 15 отраслевых законов, так или иначе затрагивающих тематику саморегулирования. По информации ГосДумы, на рассмотрении в разной стадии готовности находилось еще 9 законопроектов, касающихся вопросов деятельности саморегулируемых организаций в тех или иных сферах. Совокупная численность зарегистрированных в России саморегулируемых организаций (СРО) по состоянию на 20 апреля 2011 года составляет 753 организации, из них 565 СРО действует в отраслях, в которых требование к членству в саморегулируемых организациях является обязательным условием допуска на соответствующий рынок. В свою очередь, 427 из указанных саморегулируемых организаций обязательной сферы приходятся на строительный комплекс, т.е. объединяют субъектов предпринимательской деятельности в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Численность добровольных СРО, зарегистрированных в соответствии с базовым Законом "О саморегулируемых организациях", составляет 182 организации. При этом в конце 2009 года численность добровольных СРО составляла лишь 27 организаций, т.е. менее чем за полтора года численность саморегулируемых организаций, зарегистрированных на добровольной основе, выросла более чем в 6 раз.
Врезка:
"Оборот строительной отрасли России - 10 триллионов рублей в год и четыре миллиона работающих" (Ефим Басин)
http://www.gazetastroi.ru/