Ледовский Вячеслав Анатольевич : другие произведения.

Оброки и уроки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Строитель 01.03.2011

  Государство продолжает перекладывать со своих плеч на бизнес социальную нагрузку, при этом одновременно увеличивая налоги.
  
  Как говаривал незабвенный В. Черномырдин: "Ну ведь никогда прежде у нас такого не было. И вот на тебе, снова и опять". На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий имущественную ответственность собственников капитальных объектов, за исключением жилых домов. На стадии строительства это бремя возлагается на заказчиков или застройщиков.
  
  По сути, основной причиной нововведений являются последствия катастроф прошлых лет - московских Трансвааль-парка и Басманного рынка, пермской "Хромой лошади", Саяно-Шушенской ГЭС, в Кузбассе на шахте "Распадская", питерской в торговом центре "О'кей". Только в этих трагедиях пострадало более тысячи человек, из них треть погибла. Причем в большинстве случаев возмещенный ущерб отнюдь не компенсировал реальные моральные и материальные потери.
  
  Если владельцы супермаркета "О'кей" возместили родственникам погибшей работницы полтора миллиона рублей, пострадавшим - по 850 тысяч рублей, то в остальных случаях в основном рассчитывалось государство. За погибших в "Хромой лошади" платили по полмиллиона, раненым на Басманном рынке по 50-100 тысяч. Претензии же, предъявленные собственникам, в большей степени не удовлетворены и вряд ли реальны к взысканию, даже при наличии судебных решений. И это не удивительно.
  
  Зачастую обрушение здания или сооружения разоряет владельца, поскольку является его единственным активом. Не реже фактический собственник так "зашифрован" через сеть подставных фирм, вдобавок еще и оффшорных, что найти его невозможно. Следовательно, гарантировать выплаты может только механизм обязательного страхования. А это дополнительная нагрузка на бизнес. Причем в ситуации, когда в прошлом году рост налоговых платежей в полтора раза превышал темпы увеличения массы добавленной стоимости, и нынешний ничем не лучше. Ныне фискальная нагрузка у нас в 1,4 раза выше, чем в соседнем Казахстане. А если добавить к этому вненалоговые поборы - за участие в СРО, неизбежную коррупционную составляющую и так далее?
  
  "В целом по экономике рост налоговых поступлений в 2010 г. составил 22% по сравнению с 2009 г. При этом рост валовой добавленной стоимости, выраженной в текущих ценах, в 2010 г. составил только 14% к предыдущему году" (Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ)
  
  Все это может привести (и уже приводит) к массовому уходу предпринимательства "в тень". И будет как в анекдоте, когда после взрыва на цементном заводе прошел дождь, и жизнь там окончательно замерла.
  
  Благими пожеланиями вымощена дорога в ад.
  
  Так говорили древние.
  
  В трагедии с Трансвааль-парком винят собственника, руководителя проекта и генподрядчика. Там первоначально купол здания планировался из тонкостенных металлических конструкций. В случае маловероятного падения он должен был краями опереться на землю, что не привело бы к массовым жертвам. Собственник возжелал 30-процентной экономии и потребовал железобетон. Но даже его обрушение не повлекло бы столько жертв при условии непрерывной заливки бетона, что обеспечивало целостность конструкции. Генподрядчик же в процессе заливки делал паузы, и потому купол представлял собой фрагментарную конструкцию, которая при падении разделилась на отдельные куски, нанесшие основную массу смертельных травм.
  
  На Басманном рынке был точно такой же купол, правда, выполненный в советские времена, и, видимо, поэтому с соблюдением всех правил и достаточной прочности. Сверху в качестве утеплителя был засыпан керамзитобетон, защищенный гидроизоляцией. Но в результате 30-летней неправильной эксплуатации возникли протечки, которые значительно увеличили вес купола за счет проникшей воды, и конструкция не выдержала.
  
  Вопрос: разве в этих случаях государство в лице своих многочисленных надзорных органов не при чем? Бюрократия все больше превращается в паразитический и не имеющий никаких полезных нагрузок класс. Как язвительно заметил руководитель российского партнера фирмы Blackwood К. Ковалев, обременением собственников имущественной ответственностью за безопасность зданий государство "практически ультимативно заявляет, что не готово взять на себя часть этой ответственности".
  
  Вот на многочисленные согласования и "проверочные" рейды для сбора коррупционной ренты они с радостью. А отвечать за выданные, чаще всего небезвозмездно, положительные заключения - так нет.
  
  Хотя, разработчик законопроекта руководитель комитета Госдумы по строительству Мартин Шаккум признал: "Всю полноту ответственности за безопасность зданий и сооружений несет государство в лице чиновников Госэкспертизы, Ростехнадзора и муниципалитетов, на которых возложена административная и уголовная ответственность. И именно они гарантируют, что этот объект соответствует всем требованиям безопасности". Теперь их от этой "тяжелой бремени" (слова М. Шаккума) собираются освободить. Очевидно, при полном сохранении доходов и должностей.
  
  Стремление к безбедной жизни при полном нежелании делать что-либо полезное - характерный признак деградировавшей бюрократии. Потому-то любимый анекдот большинства предпринимателей - про разницу между бедой и катастрофой. Если у вас умерла любимая кошка - это беда, но не катастрофа. А если разбился самолет с чиновничеством, то это катастрофа. Но не беда.
  
  Отдельным пунктом разработчики уже поддержанного правительством законопроекта отметили, что продукт их творчества будет стимулировать к разработке новых стандартов. При этом и здесь чиновники стремятся минимизировать свое участие, передоверяя всю работу СРО и другим, по сути, общественным организациям. Главный редактор газеты "Промышленные ведомости" М. Гельман по этому поводу отметил: "Исчезает такой контрольный этап, аппарат правительства, где худо-бедно, но смотрели за содержанием. Техрегламенты будут приниматься общественными советами, а в эти советы входят люди, писавшие проекты техрегламентов. Раньше эти регламенты не проходили через аппарат правительства ввиду их технической безграмотности и ангажированности интересов отдельных заказчиков, а теперь они будут спокойно приниматься".
  
  Следствием является повышение эксплуатационных рисков. Очень показательна в этом плане история с взорванным "Невским экспрессом", когда погибло 27 человек и около ста были травмированы. По свидетельству пассажиров, людей калечили и убивали сорвавшиеся с мест кресла. При этом вагоны экспресса были сертифицированы в 2006 году и "полностью соответствовали нормам безопасности".
  
  Отметим, что в предыдущем теракте с "Невским экспрессом" вместе с электровозом сошли с рельсов все вагоны, но тогда никто не погиб. Потому что в то время поезд был оборудован отечественными креслами авиационного типа, которые, согласно требованиям ГОСТов, могли выдерживать четырехкратную перегрузку. А потом ГОСТ отменили, и вагоны оснастили сертифицированными по ныне существующим правилам креслами немецкой фирмы. Сейчас РЖД восстановили прежнюю оснастку, тем самым фактически признав допущенные ошибки, но потерянные жизни уже не вернуть.
  
  Грустный анекдот
  - Поехали в Питер на "Невском экспрессе"!
  - Не люблю я быструю езду. Опасно это.
  - А что, лучше какая-нибудь хромая лошадь?
  
  После пожара в пермском клубе Владимир Путин выразил неудовольствие работой пожарных инспекторов. Но, согласно вступившему в силу регламенту по пожарной безопасности, плановые проверки пожарной инспекции проводятся не чаще раза в три года. И так практически везде.
  
  Условным плюсом законопроекта можно считать разве что повышение цены жизни в нашей стране. Если за гибель в авиакатастрофах было установлено возмещение 2 миллиона рублей, то здесь оно увеличивается в полтора раза - до 3 миллионов, что "обрадует" большинство наших сограждан. Думаю, что народные массы, согласно принципу "чужая изба и горит веселее", вряд ли расстроятся усилению нагрузки на предпринимателей. Но одновременный рост налогов, коррупционных поборов и нефискальной составляющей - в виде обязательного страхования, платы за участие в СРО, необходимости поддержки социальных программ, удорожание кредитных ресурсов, которое неизбежно последует после повышения ставки рефинансирования Центробанка, все это неизбежно приведет к вымыванию в нашей стране малого и среднего бизнеса. И тогда население останется один на один с госкапитализмом в виде смычки олигархов и чиновничества. А это противостояние, чреватое взрывом.
  
  Из доклада: "Приехали вовремя, тушили правильно, сгорело все".
   "Практики говорят, что в России невыгодно производить" (Б. Титов, председатель "Деловой России")
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"