В выходные я вожу племянницу Оленьку в развлекательные центры. Их в нашем городке два. В субботу мы едем в Крези-парк, на левом берегу Шантары. На следующий день неспешно прогуливаемся до "Космоса", на правом, рядом с домом, сразу за запущенным сквериком. Девочка предпочитает аттракционам компьютер, но родители запрещают ей сидеть перед монитором дольше часа в день. Как дядя, я такое отношение одобряю. Все же ребенку всего лишь шесть лет. Очень славное дитя с огромными карими смеющимися глазами и дежурным бантом в каштановых кудряшках.
Как системному администратору и функционалу лакхов, мне эти ограничения не нравятся. Поскольку чем больше времени люди проводят за играми, тем выше эффективность моей работы.
Но жизнь - это выбор. Если невозможен сплав подходов, их синергия, то всегда приходится отказываться от одного варианта ради другого. Мне ли это не знать?
На самом деле, Оленька не является моей родственницей. Но её папа вполне искренне считает меня братом. Повышенная внушаемость в сочетании с гипнообработкой, плюс филигранная работа с документами и архивами, и в результате биоробот класса "Хомо" не только стал полноценным жителем планеты, но обзавелся семьей.
Настоящие лакхи, как и другие космические расы, не могут жить в ядовитой азотно-кислородной атмосфере, вдобавок пропитанной универсальным растворителем - водой. Потому Земля как объект прямой колонизации никому не нужна. Главная ценность человечества - в ином.
Намекну - для галактических цивилизаций интеллектуальные ресурсы гораздо важнее всех прочих.
А если говорить прямо, цель тысяч подобных мне биороботов - эффективное использование мозгов людей в интересах империи лакхов. Можно считать Землю нашим огромным суперкомпьютером для решения нетривиальных задач.
При чем тут игры? Поясняю. Всегда и любая задача разбивается на составные элементы. Те - еще на более частные. В конце концов, все сводится к простому выбору. Ноль или единица. Это когда дальше упрощать некуда, и нужно делать выбор, здесь и сейчас. Да или нет. Как в ситуации с Буридановым ослом в варианте Лейбница. На равном расстоянии, слева и справа, находятся две одинаково привлекательные копны сена. В результате животное умирает, не в силах определиться. На самом деле, все не так. В одном случае ответ неправильный, ошибка. В другом - верный, выигрыш. Но не существует подсказок, куда двигаться. Никаких дополнительных данных. И необходимо волевое решение. Доказано, живые существа в среднем делают более верный выбор, чем генератор случайных чисел...
Оленька предпочитает начинать с зоопарка. По экрану проносятся звери, которых нужно кормить, стреляя им в рот арахисом. Разевают пасти бегемот и жираф, выскакивает из норки и сразу прячется суслик, пролетает пеликан, качается на лиане обезьянка, проносится суматошная кенгуру. Это двести баллов! И потому ребёнок разряжает в желтую попрыгунью целую очередь.
- Смотри, бонус! - Подсказываю я. Точный выстрел, и дополнительные несколько секунд игры в кармане. А вот и еще один синенький шарик с числом десять. Это значит, процент удачных выборов у девочки сегодня велик, и потому координатор стремится использовать её потенциал по максимуму...
Люди в ситуациях неопределенностей предпочитают использовать функцию рэндомайз. В наиболее простом варианте, кидают монетку. Орёл или решка. Но жребий статистически дает только половину правильных ответов. А вот если в решение задач включить хотя бы насекомых, доля верного выбора несколько увеличится. Пресмыкающиеся и земноводные повышают позитив еще больше. В случае с теплокровными животными речь пойдет уже о весьма существенном выигрыше. Но наибольший успех обеспечен, если удается привлечь высокоразвитые существа. Конечно, при этом одну и ту же задачу нужно одновременно предлагать максимальному количеству выборщиков. Если их будет тысяча, то выбор большинства почти гарантированно поведет в нужном направлении. Если миллион, в правильности ответа сомнений нет.
Оленька собирает выползающую из аппарата длинную ленту "крезиков". Их можно обменять на игрушки или сладости. Понятно, что стимулирование значительно повышает эффективность работы. Хотя девочка уверена, что она всего лишь играет.
Переходим к следующему аттракциону. Рыбалка. Чем ближе ко дну, тем жирнее рыбешки. Но, кроме того, попадаются рваные башмаки и консервные банки. Здесь нужно не только выбирать правильные ответы, но еще избегать явно неверные. Оленька, закусив губку, с увлечением таскает улов. Пытается подцепить таскающего по песку сундук с золотом краба, но это очень не просто. Не отрываясь от игры, требовательно протягивает ко мне руку. Поспешно вытаскиваю коробочку сока, оснащаю трубочкой. Племянница, словно настоящая спортсменка, "на ходу" подкрепляется.
И здесь наша финальная добыча в виде крезиков радует ребёнка. Девочка обрывает выползающую метровую ленту, с гордостью передает на временное хранение мне.
Разноцветные витражи раскрашивают балки солнечных лучей в синий, красный, зелёный, розоватый цвета. Огромный, размером со стадион, зал со снующими от одного аттракциона к другому детьми и ленивыми взрослыми смотрится иллюстрацией импрессиониста к мечте подростка-игромана. Но на самом деле, это рабочая станция.
Технология детализации задач и обратной "сборки" ответов совершенна. Информация передается мгновенно на любые расстояния.
Главная сложность - формирование массива живых существ, на которых можно возложить бремя выбора, и организация процессов распределения задач и обработки решений.. Та раса, что оптимальнее решает эту проблему, получает стратегические преимущества в борьбе за власть над Вселенной.
Лучше всего это удалось моим хозяевам. И прочим их уже не догнать. Потому, что у лакхов есть такой тщательно засекреченный ресурс, как Земля...
В этом конце Крези-парка находится кафе. Пахнет взбитым молоком, приторной карамелью, резковатой колой, сытным поп-корном. За столиками сидят уткнувшиеся в спортивную прессу папы. Мамы отслеживают перемещения своих чад или увлеченно болтают по телефонам. А чаще всего совмещают эти занятия.
Один из любимейших аттракционов Оленьки - "Лягушка". По мне, довольно страшненькая тварь, словно срисованная с главных противников лакхов, выстреливает хищный язык и цепляет бабочек, червяков, насекомых. А то слева, то справа выползает ядовитый паук, трогать которого не рекомендуется. Все, как в жизни. Или ты, или тебя. А красные гусеницы - почти копии наших транспортных гравилетов. Странное чувство юмора у разработчиков этой игрушки.
Кстати, не всех насекомых и рыб стоит ловить. Так же, как не всех зверей кормить. Бывает, что привлекательный ответ, на самом деле, является ошибочным.
Именно в таких случаях и срабатывает до сих пор загадочный для нас механизм подсознания, заставляя в последний момент дрогнуть руку. Или ошибиться глазомер...
Но тот или иной выбор делается всегда, и миллионы сигналов ежесекундно собираются и обрабатываются планетарным Координатором.
Для информации, как и гравитации, не существует ограничения по скорости распространения. Она передается сразу же в тот уголок Вселенной, из которого поступает запрос на обработку.
Полученные данные используются главным образом для обеспечения прохода через подпространство физических объектов. Это сложнейшая задача. Ряд решений нужно принимать, не имея достаточно данных для расчетов, практически на интуиции. Ошибка приведет к гибели, или, в лучшем случае, к выбросу гиперлетов в нерасчетной точке космоса. Но у звездного флота лакхов, сбоев не бывает. Главным образом благодаря эффективному использованию не подозревающих об этом людей.
И не говорите об эксплуатации или порабощении. Разве адепты электронных игр сами не наслаждаются процессом?
Хотя, конечно, элементы закрепления зависимости используются очень широко.
Но только в отношении успешных пользователей. Если человек определен как перспективный сотрудник, координатор его опознает на любой рабочей площадке и за счет подстройки излучений и режима экранов под биоритмы и пульсацию мозга формирует почти наркотическое наслаждение от участия в игре. А вот лузеров, стабильных неудачников, напротив, мы стремимся отсекать...
Идем с Оленькой сдавать добычу. Автомат проглатывает ленты крезиков. Стремительно меняется число на счетчике. В этот раз на потраченной мной "дежурной" тысяче рублей девочка заработала шестьсот бонусов. Когда мы год назад пришли сюда первый раз, было меньше сотни. Месяц назад преодолели полутысячный рубеж. В этот раз девочка мечтает накопить на игровую приставку, оцененную в дюжину тысяч крезиков. До заветной суммы ей осталось совсем немного. И тогда в моей "приемной" семье добавится еще один механизм повышения эффективности использования человечества. Такой же, как сотовый телефон, на котором ребенок играет, пока я везу её домой. Бравурные проигрыши сигнализируют об удачном завершении этапов. Ребенок счастлив. Весело визжит, победно вздевает руки.
В том питомнике интеллектуальных ресурсов, в который превращается планета, Оленька становится все более ценным работником. Но я хороший родственник и заботливый дядя не только поэтому. У биороботов есть эмоции, и я действительно успел привязаться к моим "родственникам". Хотя, возможно, именно так и задумывалось разработчиками. Цель нашего существования - не только заставлять землян все больше и больше играть, то есть, по сути, работать на нас, но и постоянная забота о людях. Потому как все более значительные задачи решаются за счет интеллекта и усилий человечества.
И не считайте это порабощением, более точное название - симбиоз. Потому что именно мы не дадим Земле, самой драгоценной жемчужине в короне звездной империи лакхов, погибнуть. Спасаем планету от перегрева и обледенения. Ликвидируем угрозы мировой войны и голода. Защитим от космических хищников.
И разве можно назвать рабством жизнь, чем дальше, тем более превращающуюся в постоянное развлечение?
Конечно, заниматься играми землянам придется все больше и больше. Это ваша специализация. Карма и кара. Плата за право жить в безопасности. Скажу честнее, вообще за право просто жить. И этот выбор за вас сделали мы.