Аннотация: О тяжкой жизни сдающих ЕГЭ российских юношей и девушек
ЕГЭ и ПРОКЛЯТИЯ!
Я не приемлю мат, особенно тот, что слетает с губ как помойка из перевёрнутой урны. Но в последнее время я стал гораздо хуже чем мат воспринимать аббревиатуру ЕГЭ, особенно после того, что стал свидетелем, как близко знакомый мне выпускник московской школы, получил, выстрадал, а, главное, оплатил вместе с родителями этот вожделенный документ - Аттестат о среднем образовании. Да будь он неладен, этот ЕГЭ, воскликнула вся родня. Откуда пришёл в Россию ЕГЭ - дело тёмное и путанное. Один, весьма пожилой, педагог таинственно, под страхом кары, секретно, сообщил мне, что ЕГЭ придумали на Западе, чтобы облегчить получение знаний детям с недалёкими умственными способностями. Но, потом, поняв что ЕГЭ не только не помогает получать знание, а, скорее, уменьшает их объём, успешно внедрили ЕГЭ в Россию, дабы подорвать у нас систему образования. Подорвали не подорвали - специалисты когда-нибудь разберутся, но самым ясным сейчас стало одно - ЕГЭ оказался мощной сосательной организацией, высасывающей деньги из кошельков, тайников, домашнего бюджета, родителей, имеющих в семье детей, выпускников 9-х и 11-х классов. И дело не только в том, сколько отдают родители для подготовки своего чадо, хотя это основной доход для многочисленных курсов подготовки в самых различных уголках столицы, других городов. Вот цифры расходов того самого хорошо знакомого одиннадцатиклассника московской школы. На курсы по русскому языку, математике, английскому, обществоведению, физике, еженедельно уходило 7-8 тысяч рублей, значит, 32 000 в месяц! Доход этот семьи из трех человек и собаки составляет 60 тысяч рублей. Скептик-читатель спросит: "А почему бы не подготовиться к ЕГЭ самим, без всяких там курсов?" Так вот, тот поток запугиваний, что обрушивался на выпускника, оказывался зачастую непреодолим. Везде и всюду, официально и не официально, школьникам и родителям, вдалбливали, зомбировали, что без спецподготовки, спецкурсов, сдать ЕГЭ невозможно! Прямо на родительские собрания в школе (я прямой свидетель) приходили эмиссары этих курсов и, запугав собравшихся до умопомрачения, приглашали детей на учёбу. Пропаганда велась широко, как-то даже яростно, школьников звали на государственные и частные курсы, прямо в институты, обещали высочайшие баллы, требуя взамен лишь одно - деньги. С ними в индивидуальном строю оказались отдельные педагоги по отдельным предметам. Многие из них, действительно, хорошо готовили своих учеников по договорным платам. К этому можно прибавить, что неразбериха с учебниками усиливала родительскую панику, случалось, что они посылали детей на разные курсы, но по одному предмету, потому как приходилось учиться по двум разным учебникам. Одна учительница заставлял детей трижды покупать учебники английского языка мало известного издательства. Мало того, что искать книги приходилось по всей Москве, так и цена их оказалась не маленькой. Потом, по родительским слухам, выяснилось, что училка имела договор с этим издательством и получала свою мзду с каждого проданного учебника.
Делать свой бизнес на образовании, а проще воровать и обманывать - дело не новое. По рассказам сына кавказских родителей, в конце "лихих девяностых" в одной из школ столицы действовал умный завуч по кличке, кажется, Колобок. Дошлые дети богатых родителей просто приносили ему деньги и заполненные табели. Завуч ставил оценки, расписывался в табелях прямо на улице (в школе он не принимал, совесть, видимо, терзала), брал конвертики с деньгами и желал всем хороших знаний. Чем он отличался от мошенников, торгующих в метро дипломами и аттестатами - мне не понять. И сколько их, питающихся мздой педагогов, развелось по стране - не сосчитать.
Сосательный рефлекс ЕГЭ автоматически, и всё мощнее, действует уже в ВУЗах. Мой тот самый близко знакомый выпускник окончил школу не плохо, но и не блестяще. Но найти государственный ВУЗ , где можно учиться на бюджетном обеспечении, не удаётся никак. Мало бюджетных, неумолимо сокращающихся, мест, полно тех абитуриентов, кто что-то принёс не только в голове, но и в карманах. А тот платный минимум, что гарантирует юноше законную учёбу, выражается в сумме не меньше 200 000 рублей в год! Интересно, знает ли это Ольга Юрьевна Васильева, наш министр образования, эти цифры? Получается парадоксальная картина - абитуриенты ищут ВУЗ не по призванию, а по сумме платежей. А в курсе ли мастера российского образования, что совсем недавно получали все успевающие советские студенты стипендии? Вожделенные стипендии и бесплатные обеды получали и студенты "нищей и бесправной" царской России. Условие для этого было одно - успевать в учении. А стипендии хватало на еду, скромную одежду и аренду жилья. То есть доступ к знаниям был один - хорошо, или просто нормально, учиться. Это понимали и при царском и при советском режимах. Нынешних стипендий на бюджетном месте может хватать только на шмат хлеба раз в день.
Чёрт его знает, может, в этом ЕГЭ, в этих массовых расходах, кроится непонятная мне образовательная мудрость, тот "философский камень", что подвластен только мудрецам? Что всё это служит созданию мощной образовательной систем, готовящей отличных профессионалов на благо России? Совсем недавно я, как опытный полярник, встречался с группой специалистов, совершающих экспедицию на одном из могучих российских атомных ледоколах. Это были гидрологи, океанологи, картографы, физики-атомщики, механики, вертолётчики, гляциологи... За десять дней общения я убедился, что все они отличные специалисты, высокообразованные личности, начитанные и остроумные. И вот - все до единого закончили советские и российские ВУЗы , и все благополучно успели миновать ЕГЭ!
-Вы знаете, - увещевал то ли меня то ли себя упомянутый выше старый педагог, - этот ЕГЭ, наверное, призван упорядочить российскую систему образования, а?
Рад бы поверить, но о каком упорядочении может идти речь, когда дети учатся по разным учебникам, а сами учебники претерпевают постоянные изменения, когда меняются критерии оценок, когда набор баллов заменил истинную проверку знаний, а набранная сумма денег вообще заменяет личность и сущность юноши или девушки?
Не смея давать советы или спорить с "апостолами" от образования, чью косность не смог пробить даже А. Макаренко, всё таки убежденно заявлю -Единая государственная система образования должна быть едина во всём: в учебниках, оценках, экзаменах, бюджетных затратах, честности педагогов. Глядишь, и учёба подешевеет, и нервов поменьше будут дети и родители рвать. ЕГЭ, возможно, станет привлекательней. Частные ВУЗы пускай ищут свои пути развития, получают свои денежные вливания, это их жизнь. И ещё - встав на колени, прошу у государства вернуть бесплатную учёбу для тех, кто очень хочет учиться, но не имеет для этого денег. Ослабьте удавку, душащую бюджетные формирование. Пусть проходными баллами для российской молодёжи будут только экзамены, ведь помимо уже проявившихся гениев, подобно тому юноше, что набрал 400 баллов, есть ещё не проявившиеся, не созревшие таланты, им нужен только шанс, даже если нет денег.