Лемешко Андрей Викторович
Перихоресис и Филиокве: Путь к согласию

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:


Перихоресис и Филиокве: Путь к согласию  

   В поисках подлинного богословия
  
   В богословских дискуссиях о Святой Троице зачастую можно наблюдать одну проблему: многие христиане - вне зависимости от их конфессии - оказываются заложниками догматических формул, не подвергая их живому размышлению. Чрезмерное увлечение отцами Церкви, соборами и каноническими текстами, при всей их значимости, часто превращает богословие в повторение устоявшихся формулировок, а не в поиск истины. При этом боязнь сомневаться и критически осмыслять догматы лишает веру глубины.
   Особенно остро это проявляется в вопросе исхождения Святого Духа. Католики твердо придерживаются формулы "Филиокве" - "Дух исходит от Отца и Сына", православные настаивают на исхождении только от Отца. Однако гораздо реже задается самый главный вопрос: куда же исходит Святой Дух? Исхождение Лица Святой Троицы не может быть пространственным, ведь Бог - вездесущ. Но если Дух исходит, то куда Он направляется? Этот вопрос, как ни странно, часто остается без внятного ответа.
   Эта работа призвана рассмотреть вопрос исхождения Духа Святого и рождения Сына не просто с точки зрения догматических формулировок, а через призму древнего учения о Перихоресисе - взаимопроникновения Лиц Святой Троицы. Именно эта концепция позволяет глубже понять внутреннюю жизнь Бога и предложить богословское объяснение того, куда исходит Дух и рождается Сын в пределах единого Божества.
  
   Проблема ответа на вопрос об исхождении Духа Святого
  
   В богословских дискуссиях об исхождении Святого Духа нередко можно встретить уклончивые или не до конца продуманные ответы. Католики часто заявляют, что "Церковь не учит, куда исходит Дух", подразумевая тайну, о которой невозможно говорить определенно. Православные иногда предполагают, что Дух исходит "в мир". Другие, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, отвечают: "Туда, куда рождается Сын", избегая детального осмысления вопроса.
   Наиболее радикальное мнение утверждает, что понятие "куда" невозможно применить к Богу, поскольку Бог находится вне пространства. Однако, если обратиться к словам Писания: "Я в Отце, и Отец во Мне" (Ин. 14:11), становится очевидным, что местоположение Лиц Святой Троицы, хотя и не пространственное, все же имеет реальное значение внутри Божественного бытия.
   Два плана бытия Святой Троицы: ad intram и ad extram
   В богословии различаются два плана бытия Бога:
      -- Святая Троица в Себе (ad intram) - внутреннее существование Бога, независимое от творения.
      -- Святая Троица, действующая в мире (ad extram) - проявление Бога через Его энергии.
   Католическое богословие в большей степени концентрируется на ad intram, ограничивая учение о Филиокве исключительно внутритроичным взаимодействием. В православии также признается ad intram, но вместе с учением Григория Паламы присутствует акцент на ad extram, где Бог действует через Свои энергии.
   Однако вопрос "куда исходит Дух?" остается актуальным именно в рамках ad intram, ведь исхождение и рождение происходят внутри самой сущности Бога, а не в пространственно-временном контексте. Чтобы предложить аргументированное понимание этого вопроса, необходимо обратиться к концепции Перихоресиса - взаимопроникновения Лиц Святой Троицы.
  
  
Суть Перихоресиса: Взаимопроникновение Лиц Святой Троицы
  
   Учение о Перихоресисе (греч. περιχώρησις - "взаимопроникновение") объясняет внутреннюю жизнь Святой Троицы как динамическое единство, в котором Лица Бога пребывают друг в друге, не теряя своей индивидуальности.
   Святитель Иоанн Дамаскин подчеркивает:
   "... знаем, что эти ипостаси неотступны одна от другой, нераздельны между собой, но соединены, и одна другую неслиянно проникают!" (Точное изложение православной веры, Книга 1, Глава V).
   Митрополит Макарий (Булгаков) также подтверждает это учение, цитируя Евангелие:
   "Все Лица пресв. Троицы [ad intram] находятся в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне" (Ин. 14:10).
   Святитель Григорий Богослов раскрывает принцип взаимопроникновения:
   "Ипостаси пребывают и обитают одна в другой; ибо они и неотлучны, и неудалимы одна от другой, неслиянно вмещаясь одна в другой, но не так, чтобы они смешивались или сливались, но так, что они одна в другой находятся" (Слово 3, 22, 40).
   Более того, сам Христос подтверждает этот принцип, говоря:
"Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?" (Ин. 14:10).
   Несмотря на ясное богословское обоснование Перихоресиса как взаимопроникновения, в католическом богословии иногда встречается интерпретация этого учения как "отношений" между Лицами Троицы. Однако, если следовать текстам Отцов Церкви, речь идет именно о взаимном проникновении, а не о простых отношениях.
  
  
       Куда исходит Дух и рождается Сын?
  
   Исходя из учения о Перихоресисе, можно сформулировать следующий богословский принцип:
      -- Вездесущий Дух Святой при своем исхождении остается в Отце и проникает в Сына, или же исходит в Сына, оставаясь пребывать в Отце.
      -- Согласно Перихоресису, Сын является средой [ad intram] для исхождения Духа от Отца. Святитель Иоанн Дамаскин писал:
      -- "Бог - Дух Святой - среднее между нерожденным (Отцом) и рожденным (Сыном) и через Сына соединяется с Отцом." (Точное изложение православной веры, Кн. 1, Гл. XII, с. 184).
  -- Вездесущий Сын при своем рождении пребывает в Отце и проникает в Духа, или же рождается в Духа, оставаясь в Отце.
  -- В этом смысле Дух Святой можно рассматривать как среду [ad intram] для рождения Сына от Отца. С некоторыми богословскими оговорками, Дух может быть воспринят как "Матерь" для Сына, поскольку он участвует в его рождении.
   Таким образом, ответ на вопрос "Куда исходит Дух и рождается Сын?" в пределах единой сущности Бога Троицы заключается в следующем:
  -- Дух Святой исходит в Сына, оставаясь в Отце.
  -- Сын рождается в Духа, оставаясь в Отце.
  -- Они взаимно проникают друг в друга, оставаясь соединенными с Отцом.
   Сын и Дух фактически используют друг друга как среду:
  -- Сын использует Духа как среду для рождения от Отца.
  -- Дух использует Сына как среду для исхождения от Отца.
   Этот принцип подтверждает динамическое единство Лиц Святой Троицы, исключая пространственное понимание исхождения и рождения. Перихоресис раскрывает внутреннюю жизнь Бога как взаимопроникновение, а не просто "отношения" между Лицами.
  
   Перихоресис в графике: богословская интерпретация символа "Инь и Ян".
  
   Интересным способом визуального представления Перихоресиса и Догмата о Святой Троице может стать символ "Инь и Ян", который, несмотря на его первоначальную связь с восточной натурфилософией, может быть переосмыслен с богословской точки зрения. Хотя этот символ на первый взгляд кажется дуалистическим, его глубинная концепция гораздо сложнее. Единая изначальная материя "Тайцзи" порождает две противоположные субстанции - Ян и Инь, которые в своей сути остаются едиными и неделимыми. Это можно рассматривать как аналогию внутритроичного бытия (ad intram) Святой Троицы:

0x01 graphic

  -- Внешний круг в этом контексте может символизировать Отца, являющегося источником двух других Лиц.
  -- Две взаимопроникающие формы - Духа Святого и Сына, которые не существуют отдельно друг от друга, но динамически взаимодействуют, оставаясь соединенными с Отцом. Теологическая параллель Святитель Иоанн Дамаскин писал: "Бог - Дух Святой - среднее между нерожденным (Отцом) и рожденным (Сыном) и через Сына соединяется с Отцом." (Точное изложение православной веры, Кн. 1, Гл. XII, с. 184). Эта идея перекликается с философией "Инь и Ян", где противоположности не просто существуют, но перетекают друг в друга. Перихоресис, как учение о взаимопроникновении Лиц Святой Троицы, предлагает аналогичный принцип:
  -- Сын и Дух используют друг друга как среду в своем внутритроичном взаимодействии.
  -- Сын рождается в Духа, оставаясь в Отце.
  -- Дух исходит в Сына, оставаясь в Отце. Миссионерская перспектива Использование символа "Инь и Ян" может стать важным миссионерским инструментом в диалоге с восточными культурами. Однако нельзя утверждать, что этот символ и концепция "Тайцзи" полностью совпадают с догматом о Святой Троице, поскольку изначально "Инь и Ян" - материалистическая философская концепция. Таким образом, этот метод богословской интерпретации можно рассматривать как миссионерский прием, аналогичный тому, как египетский крест "Анкх" стал христианским символом жизни, или как трилистник, согласно преданию, использовал святой Патрик для объяснения троичного единства Бога".
      Об иероглифах 三身, 法身, 報身"
  
   Читатель может задаться вопросом: что означают эти иероглифы на рисунке? Это также миссионерский прием, который позволяет использовать элементы восточной философии для объяснения христианского богословия.
   Иероглифы относятся к учению о Трех Телах Будды (Трикае, санскр. त्रिकाय, кит. 三身, сань шэнь - 'три тела'), концепции буддизма махаяны, согласно которой Будда проявляет себя в трех аспектах:
  -- Дхармакая (санскр. धर्मकाय, кит. 法身, фа шэнь - 'сущностное тело') - абсолютное, трансцендентное проявление духовной сущности, постижимое только через высшее просветление.
  -- Самбхогакая (санскр. संभोगकाय, кит. 報身, бао шэнь - 'тело блаженства') - мистическая форма Будды, доступная в глубокой медитации.
  -- Нирманакая (санскр. निर्माणकाय, кит. 化身, хуа шэнь - 'феноменальное тело') - Будда, проявляющий себя в обыденном мире.
   Последний аспект - Нирманакая - позволяет проводить параллели с историческими фигурами, включая Иисуса Христа.
   Христианская интерпретация восточных символов
   Использование этого графического символа позволяет сблизить три великие религиозные традиции - даосизм, буддизм махаяны и христианство.
   История христианства знает немало примеров переосмысления языческих символов и философских концепций:
  -- Языческое Солнце стало символом Христа.
  -- Неоплатоническая Троица Плотина трансформировалась в богословие Святой Троицы.
  -- На Востоке Дао (Путь) уже давно ассоциируется с Христом благодаря трудам христианских апологетов.
   Теперь настало время переосмыслить и ассимилировать другие аспекты восточной философии, включая ее святая святых - символ "Инь и Ян".
  
   Почему православное богословие здесь в приоритете?
  
   Особую роль в межрелигиозном диалоге могут сыграть именно православные, поскольку их традиционное учение о Перихоресисе сохранилось в чистом виде, не смешиваясь с Филиокве. Это позволяет более глубоко осмысливать динамическое взаимодействие Лиц Святой Троицы, без привнесения внешних догматических формул.
   Православное богословие, опираясь на учение о Перихоресисе, оставляет пространство для дальнейшего осмысления внутритроичного бытия (ad intram) и потенциального развития догмата о святой Троице в сторону того, что Сын и Дух являются для друг друга средой или пространством для исхождения и бытия друг в друге.
   Этот подход открывает новые горизонты не только для богословской дискуссии внутри христианства, но и для межрелигиозного диалога, особенно с восточными философскими традициями.
  
   Писание о Перихоресисе: Взаимопроникновение Лиц Святой Троицы
  
   В богословских дискуссиях часто утверждается, что рассуждения о Святой Троице должны строиться исключительно на Писании, поскольку Предание авторитетно лишь для католиков и православных. Что ж, давайте ответим на вопрос "Куда исходит Дух и рождается Сын в пределах общей Сущности?", опираясь только на Писание.
   1. Сын пребывает в Отце, следовательно, рождается в Отце
   Иоан. 14:8-11 - "Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне, а если не так, то верьте Мне по самим делам."
  -- Этот отрывок ясно показывает, что Сын пребывает в Отце. А где Сын пребывает, туда Он очевидно и рождается. Следовательно, Сын рождается в Отце.
   2. Дух Святой исходит в Сына и пребывает в Нем
   Иоан. 1:32 - "И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем."
  -- Здесь ясно показано, что Дух исходит в Сына и на Сына и пребывает в Нем.
   3. Дух нисходит на Сына, подтверждая их единство
  -- Матфея 3:16 - "И увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него."
  -- Марка 1:10 - "И Дух, как голубь, нисходит на Него."
  -- Луки 3:22 - "И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь."
   Эти стихи подтверждают, что Дух Святой нисходит на Сына, но не просто приходит извне, а пребывает в Нем, что соответствует Перихоресису - взаимопроникновению Лиц Святой Троицы.
   4. Отец запечатлевает Сына, подтверждая их единство
   Иоан. 6:27 - "Ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог."
  -- Этот стих можно интерпретировать как знак их единства.
   5. Взаимное пребывание Лиц Святой Троицы
   Иоан. 17:21-23 - "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы они были в Нас едино..."
  -- Здесь Христос говорит о взаимном пребывании, что подтверждает Перихоресис.
   Кол. 2:9 - "Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно."
  -- Этот стих показывает, что Сын наполнен божественной сущностью, включая Святого Духа.
   6. Дух Святой связан с Сыном
   Гал. 4:6 - "Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего."
  -- Здесь подчеркивается связь между Сыном и Духом, что подтверждает их взаимное проникновение.
   2 Кор. 3:17 - "Господь есть Дух."
  -- Этот стих можно использовать для рассуждения о единстве Сына и Духа.
   Доказательство исхождения Духа в Отца и рождения Сына в Духа
   Теперь остается доказать, что Дух исходит не только в Сына, но и в Отца, а Сын рождается не только в Отце, но и в Духе Святом.
   Этот момент трудно доказать прямыми текстами, но есть исключительный по глубине стих, который можно привести как аргумент:
Иоан. 1:18 - "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил."
  -- Если Сын пребывает в Отце (Ин. 14:8-11) и Дух пребывает в Сыне (Ин. 1:32), то Дух также пребывает в Отце, следовательно, Дух исходит не только в Сына, но и в Отца.
   Ин. 15:26 - "Дух истины, Который от Отца исходит."
  -- Отец является источником Духа, а Сын пребывает в Отце. Следовательно, Сын рождается не только в Отце, но и в Духе Святом, которым преисполнен Отец.
   Вывод
   Объективный анализ только Писания приводит к выводу, что:
  -- Дух Святой исходит в Сына и Отца.
  -- Сын рождается в Духа Святого и в Отца.
  -- Источник у Сына и Духа один - Отец.
   Лучше всего суть Перихоресиса передана в Ин. 14:10-16, где Христос говорит:
"Я в Отце, и Отец во Мне."
   Этот принцип взаимопроникновения разрушает любые представления о разделении Лиц Святой Троицы и показывает, что исхождение Духа и рождение Сына - это не просто догматические формулы, а проявление их единства.
  
           Перихоресис и католическое богословие: конфликт с Филиокве
  
   Вопрос о Перихоресисе (взаимопроникновении Лиц Святой Троицы) в католическом богословии оказался затушеванным и подмененным концепцией "отношений" между ипостасями. Это не случайно: учение о Перихоресисе вступает в прямое противоречие с догматом Филиокве, согласно которому Дух Святой исходит от Отца и Сына.
   Католическая интерпретация: уход от взаимопроникновения
   Чтобы обойти это противоречие, католическое богословие заменило учение о взаимопроникновении Лиц на учение об "отношениях" между ними. Эта концепция была озвучена в трудах митрополита Макария (Булгакова), но, вероятно, ее корни уходят глубже - в католическую догматику.
   В результате, современные католики либо не знают о Перихоресисе, либо игнорируют его, поскольку он ставит под сомнение Филиокве. Многие католики, с которыми приходилось вести богословские дискуссии, не могут ответить на вопрос, куда рождается Сын и куда исходит Дух, потому что их богословие не учитывает взаимопроникновение Лиц Святой Троицы.
  
   Почему Перихоресис замалчивается?
  
   Во времена митрополита Макария учение о Перихоресисе еще доносилось до верующих, пусть и в подкорректированном виде. Однако сегодня оно фактически замалчивается. Причина проста:
  -- Филиокве стало догматом, обязательным для католиков.
  -- Все, что противоречит этому догмату, должно быть либо отвергнуто, либо интерпретировано иначе.
  -- Перихоресис - учение древнее, его невозможно просто предать анафеме, но его можно игнорировать.
  
   Перихоресис как ключ к пониманию исхождения Духа
  
   Без учения о Перихоресисе невозможно ответить на главный богословский вопрос:
"Куда исходит ВЕЗДЕСУЩИЙ Дух?"
   Если Дух Святой вездесущ, то не существует места, где бы Его не было и куда бы Он мог исходить. Единственный богословски обоснованный ответ, который дает Перихоресис, заключается в следующем:
  -- Дух может исходить от Отца только в Сына.
  -- Сын является бесконечной границей для бесконечного Духа.
  
   Почему Перихоресис "нелюбим" сторонниками Филиокве?
  
   Перихоресис показывает, что исхождение Духа происходит в Сына, но при участии Сына, который служит средой, но не источником. В этом смысле Филиокве может быть перетолковано следующим образом:
      -- Дух исходит от Отца, но его исхождение осуществляется через Сына, поскольку Сын пребывает в Отце и является пространством для внутритроичного движения.
      -- Сын не источник исхождения Духа, но участвует в нем, создавая внутритроичную среду для исхождения.
      -- Дух пребывает в Сыне, а Сын - в Отце, следовательно, Дух также пребывает в Отце, что подтверждает их единство.
   Почему католическое богословие не учитывает эту формулировку?
   Католическое богословие традиционно воспринимает Филиокве так, будто Сын - активный источник исхождения Духа, а не среда для этого исхождения. Однако перихоресическое понимание показывает, что:
  -- Дух исходит в Сына по воле Отца, а не от Сына как от источника.
  -- Исхождение Духа - это не линейный процесс (от Отца ! к Сыну), а динамическое взаимопроникновение, где Сын участвует в исхождении Духа как среда, но не источник.
   Перихоресис не разрушает Филиокве, но обнажает его богословскую неточность. Если Филиокве переосмыслить, учитывая учение о взаимопроникновении Лиц, можно сказать, что Сын принимает участие в исхождении Духа, но не как источник, а как среда внутритроичного движения.
   Католическое богословие избегает акцентирования учения о Перихоресисе, поскольку его традиционная интерпретация не полностью согласуется с формулировкой Филиокве.
  -- Перихоресис показывает, что Дух исходит от Отца в Сына, но при участии Сына как среды для исхождения, а не как источника. При этом Сын активно учавствует в этом процессе давай Свое согласие на Исход через Себя.
  -- Филиокве, если его понимать в традиционном католическом смысле, утверждает, что Дух исходит от Отца и Сына, но не поясняет роль Сына как среды причем среды активной дающей согласие на этот исход от Отца через Сына.
  -- Современные католики либо не знают о Перихоресисе, либо не учитывают его в богословской аргументации, предпочитая интерпретацию через "отношения" Лиц Святой Троицы.
  -- Без Перихоресиса невозможно полноценно ответить на вопрос о направлении исхождения Духа, особенно учитывая его вездесущность.
   По сей день "Перихоресис" остается ключевым богословским учением, которое не может быть отвергнуто, но его влияние сознательно ограничивается в католической традиции, поскольку оно требует уточнения роли Сына в исхождении Духа и возможного переосмысления Филиокве. Таким образом "Перихоресис" не полностью исключает Филиокве, но требует его богословской корректировки.
     
        Перихоресис vs Филиокве: Богословский конфликт
   Учение о взаимопроникновении и вездесущии Лиц Святой Троицы ставит под сомнение Филиокве, если под ним понимать добавку "и Сына" к Символу Веры, согласно которой Дух исходит от Отца и Сына.
  
   Проблема вездесущего исхождения
  
   Святая Троица вездесуща: Отец, Сын и Дух всегда пребывали в мире, вне мира и будут пребывать всегда. Им не нужно "исходить", чтобы присутствовать в мире, так как они уже там.
   Однако Троица трансцендентна миру, она пребывает в нем неслиянно, без соприкосновения с материальным бытием. Иоанн Дамаскин говорит:
   "Оно чрез все проникает, ни с чем не смешиваясь, но чрез Него Самого ничто не проникает."
   Если Дух исходит от Отца и Сына, то куда?
   Главный вопрос для сторонников "и Сына":
  -- Куда может исходить ВЕЗДЕСУЩИЙ Дух, если нет места вне Него?
  -- Если Дух Святой безграничен, а Сын также вездесущ, то Дух может исходить только в Отца и Сына!
   Но если Дух исходит от Отца и Сына в Отца и Сына, то это не исход и не проникновение, а топтание на месте, что разрушает сам принцип исхождения.
  
   Взаимное согласие Лиц Святой Троицы
  
   Когда Святитель Амвросий Медиоланский в своем сочинении "О Святом Духе" (ок. 381 г.) пишет:
   "Также и Святой Дух, исходя от Отца и Сына, не отделяется ни от Отца, ни от Сына."
   Это следует понимать так:
  -- Сын, будучи средой, дает согласие на исхождение Духа в себя.
  -- Отец принимает решение извести из Себя Дух.
  -- Дух Святой соглашается изойти.
   Таким образом, через согласие трех Лиц происходит и рождение, и исхождение. Лица Святой Троицы не только являются средой друг для друга, но и ведут общение, приводящее к согласию - "не отделяется" пребывают в согласии: один ум, одна воля, единое действие..
   Филиокве: поспешное богословское решение
   Прежде чем пересматривать Символ Веры, необходимо сперва богословски утрясти противоречие между Перихоресисом и Филиокве.
   Католическая церковь внесла Филиокве в Символ Веры без предварительного согласования с Перихоресисом, что делает это решение поспешным.
  -- Вместо того, чтобы сразу ставить под вопрос основной тринитарный догмат, разумнее сперва попытаться согласовать оба учения, выясняя:
      -- Как Перихоресис (взаимопроникновение Лиц) влияет на концепцию исхождения Духа?
      -- Можно ли интерпретировать Филиокве так, чтобы оно не противоречило Перихоресису?
      -- Есть ли богословский способ объединить эти идеи без радикального пересмотра догматов?
   Католическая традиция должна не просто защищать Филиокве, но искать точное объяснение его места в троичной динамике, учитывая Перихоресис как фундаментальное учение.
   Выводы:
  -- Перихоресис показывает, что Дух исходит в Сына, но не от Сына.
  -- Если Дух исходит от Отца и Сына, но исходит только в Отца и Сына, линейно то исхождение теряет смысл. Зачем это топтание на месте? Что бы что? А где "Кружение в Боге",? Как писал святитель Григорий Богослов, называя его "замкнутым кругом любви".
  -- Католическое богословие избегает подробных обсуждений Перихоресиса, потому что он ставит под сомнение традиционное понимание Филиокве.
  -- Исхождение и рождение происходят через согласие трех Лиц, а не через линейное движение.
  -- Филиокве было введено в Символ Веры поспешно, без учета богословского согласования с Перихоресисом.
  -- Прежде чем пересматривать догмат, необходимо устранить богословское противоречие между Перихоресисом и Филиокве.
   Перихоресис по своей природе требует уточнения роли Сына в исхождении Духа и может привести к пересмотру католического учения, но только после согласования обеих концепций на богословском уровне.
   Сравнение Перихоресиса и Филиокве: Богословская перспектива
   Истина не может быть скрыта, и красота Перихоресиса говорит сама за себя.
   1. Перихоресис: динамическое кружение Лиц Святой Троицы
  -- Вездесущий Дух исходит от вездесущего Отца в вездесущего Сына, а через Сына - в Отца.
  -- Вездесущий Сын рождается от вездесущего Отца в вездесущего Духа, и через Духа - в Отца.
   Это кружение и взаимопроникновение Лиц Святой Троицы друг в друга - "Кружение в Боге", как писал святитель Григорий Богослов, называя его "замкнутым кругом любви".
   2. Филиокве: статичность вместо динамики
   Теперь представьте, что Перихоресис заменяется Филиокве:
  -- "Дух исходит от Отца и Сына в Отца и Сына."
   Это не движение, а топтание на месте, тремер дрожание а не "кружение в Боге". Исхождение теряет свою динамику, превращаясь в замкнутый процесс без реального направления.
   Более того, вопрос о рождении Сына в Духа и в Отца практически не рассматривается в католическом богословии, что делает учение неполным.
   3. Противоречие между Перихоресисом и Филиокве
   На лицо противопоставление двух учений:
  -- Перихоресис - учение о взаимопроникновении Лиц Святой Троицы друг в друга.
  -- Филиокве - учение о линейном исхождении Духа, которое не учитывает динамическое кружение.
   Если понимать Перихоресис буквально, то он разрушает Филиокве, поскольку показывает, что Лица Святой Троицы являются средой друг для друга при исхождении и рождении.
   4. Ошибочное толкование Перихоресиса
   Некоторые пытаются размыть учение о Перихоресисе, утверждая, что оно говорит лишь о "взаимоотношениях" Лиц Святой Троицы, а не о реальном взаимопроникновении.
   Но если обратиться к святоотеческому богословию, то Перихоресис - это не просто "отношения", а именно взаимопроникновение.
  -- Отец, Сын и Дух пребывают друг в друге.
  -- Они являются средой друг для друга при исхождении и рождении.
   Вывод
  -- Перихоресис - это динамическое кружение Лиц Святой Троицы, а Филиокве - статичное исхождение.
  -- Филиокве не учитывает рождение Сына в Духа и в Отца, делая учение неполным.
  -- Перихоресис показывает, что Лица Святой Троицы являются средой друг для друга, а не просто "отношениями".
  -- Попытки представить Перихоресис как "взаимоотношения", а не взаимопроникновение, искажают его богословскую суть.
     
Исход Любви или Благодати: Истинный поток Святой Троицы
   Часто задается вопрос: "Что же тогда исходит в мир?"
   Ответ давно дан - Любовь... или же Благодать.
   Лица Святой Троицы любят друг друга, и это не просто чувство, но реальность, в которой можно пребывать и к которой можно приобщиться. Именно эта любовь, это живое Божественное присутствие исходит от вездесущих Лиц Святой Троицы в мир.
   Благодать - живое проявление Троичной Любви
   У благодати множество имен:
  -- "дух" (с маленькой буквы) - "дух животворит" (2 Кор. 3:4-6), "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4:23-24).
  -- "свет" - "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1:5).
  -- "любовь" - "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4:16).
  -- "дыхание жизни" - "вдунул в лице Дыхание Жизни" (Быт. 2:7).
  -- "слава Божия" - "Потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23).
   Благодать и Дух Святой: различение понятий
   Многие святые отцы называли Благодать "Духом Святым", но важно различать:
  -- Благодать - это действие Бога в мире, Его энергия, изливающаяся на творение.
  -- Дух Святой - это Лицо Святой Троицы.
   Контекст всегда определяет, о чем идет речь: о самом Лице или о Его действии в мире.
  
   Красота Троичного учения: почему оно забыто?
  
   Учение о взаимопроникновении и исхождении Любви - прекрасно и гармонично. Оно разъясняет тайну Троицы не как статичное догматическое положение, а как живой поток Божественного бытия.
   Но почему же это учение игнорируется, а диспут о Филиокве и Перихоресисе превращается в перебрасывание цитатами, зачастую без осмысления их глубины?
   Как говорил Альберт Эйнштейн:
   "Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень."
   Новый уровень богословского осмысления
   Вместо бесконечного повторения споров о формальной стороне Филиокве, следует искать глубинное понимание внутритроичного движения.
   Поиск ответа на вопросы:
  -- Куда исходит Дух?
  -- Где рождается Сын?
   Сам процесс поиска - это уже тот самый новый уровень, на котором должен строиться богословский диспут.
   Не борьба за формулировки, а осмысление живого движения Божественной Любви.
   Вывод
  -- Святая Троица проявляет себя в мире через Любовь и Благодать.
  -- Благодать - это энергия Божия, исходящая от вездесущих Лиц Троицы.
  -- Истинное понимание Перихоресиса требует выйти за рамки формальных догматических споров.
  -- Филиокве должно анализироваться не на уровне буквы, а на уровне смысла внутритроичного бытия.
  -- Путь к богословскому осмыслению - не борьба за традицию, а раскрытие глубинной гармонии Троичного бытия.
  
Филиокве как богословское мнение, а не догмат
   Исторически Филиокве было введено без согласования с Перихоресисом, но на VII Вселенском Соборе его фактически низвели до уровня телогумена - богословского мнения, а не догмата.
  -- Святитель Иоанн Дамаскин писал:
  -- "Бог - Дух Святой - среднее между нерожденным (Отцом) и рожденным (Сыном) и через Сына соединяется с Отцом."
  -- Здесь ключевое слово "через", а не "исходит", что радикально отличает этот взгляд от Филиокве.
  -- Сын не мыслится причиной бытия Святого Духа, а лишь средой для исхождения.
   VII Вселенский Собор: уравнивание двух богословских мнений
   На VII Вселенском Соборе богословы уровняли два учения - "Филиокве" и "через", фактически признавая их телогуменами, а не догматами.
  -- В 4-м деянии Собора Евфимий, епископ Сардский, зачитал исповедание веры, которое подписали:
  -- 330 епископов,
  -- 128 архимандритов и игуменов монастырей,
  -- и другие представители иночества.
  -- Символ Веры не был изменен, а значит, Филиокве не догматизировано, а остается богословским мнением.
  
   Почему этот факт замалчивается?
  
   Несмотря на признание Филиокве как телогумена, католическая традиция продолжает представлять его как догмат, пытаясь сделать его обязательным для веры.
  -- Западные богословы пытались навязать Филиокве, но успеха не добились.
  -- Византийская традиция сохранила Символ Веры без изменений, отвергая Филиокве как догмат.
  -- Католические и православные каноники либо не знают об этом решении VII Собора, либо умалчивают его, продолжая взаимные обвинения.
   Вывод
  -- Филиокве - это телогумен, а не догмат.
  -- VII Вселенский Собор признал его равным учению "через", но не догматизировал.
  -- Символ Веры остался неизменным, что подтверждает необязательность Филиокве для веры.
  -- Католическая традиция продолжает представлять Филиокве как догмат, несмотря на его статус телогумена.
  -- Истинный богословский диспут должен строиться на признании этих фактов, а не на взаимных обвинениях. А факты говорят о том, раз споры о тринитарном догмате не прекращаються это говорит лишь о том, что в полной мере этот догмат еще не раскрыт. И ни одна сторона в полной мере не обладает полным пониманием в вопросе бытия Святой Троицы ad intram.
     
      Эпилог
  
   Приветствую всех, кто сумел дочитать статью до конца!
   Цель данной работы не в ниспровержении устоев, и не в переделке традиционных богословских концепций. Её главная задача - поделиться информацией, предложить новый взгляд, помочь расширить кругозор читателя.
   К сожалению, многие, кто интересуется богословием, склонны считать, что всё уже раскрыто, понятно и незыблемо - даже в троичном богословии. Однако истина глубже, и размышление над ней никогда не заканчивается.
   Если эта статья сумела разбудить новые вопросы, поставить под сомнение привычные догматические схемы, заставить задуматься, то я считаю свою задачу выполненной.
   Познание - это движение
   Богословие не статично, и невозможно прекратить процесс осмысления. Ведь поиск ответа на вопросы "Куда исходит Дух?" и "Где рождается Сын?" - это не просто рассуждение, а погружение в тайну самого Божественного бытия.
   "Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень."
- Альберт Эйнштейн
   Эта мысль особенно актуальна для обсуждения Филиокве и Перихоресиса. Если спор застревает в одних и тех же аргументах, он теряет смысл. Но если мы поднимаемся на новый уровень анализа, мы начинаем осознавать полноту троичного движения, кружения и согласия Лиц Святой Троицы.
   Если эта статья побудила читателя искать дальше, не останавливаться, выходить за рамки, значит, она достигла своей цели.
   Богословие - это не сухая схоластика, а живой поиск истины. Пусть он никогда не прекращается.
   Литература:
      1.Сергей Говорун. Католицизм язычество в Христианстве. Типография Киево-Печерской Лавры. Киев 1997
2.
Перихорезис. иерей Олег Давыденков (Догм. Богословие. Курс лекций) http://azbyka.ru/dictionary/15/perihorezis-all.shtml
3. Богоявление. http://www.pravoslavie.ru/put/33631.htm
4. Епископ Василий (Родзянко) Теория распада вселенной и вера Oтцов. Часть 2. Каппадокийское богословие - ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI века. http://www.rodzianko.org/russian/works/book/part2.shtml#p
5. Святой Дух. http://www.prophecy.ru/holyspirit.htm
      6. Елена Рерих и христианство Т.О.Книжник
http://www.found-helenaroerich.ru/bibliography/statia/stat5.php
7.Семитские языки Материал из Википедии -- свободной энциклопедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8
8. Святой Дух Википедия.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%94%D1%83%D1%85
9. Лемешко Андрей. О сотворении мира. http://zhurnal.lib.ru/l/lemeshko_a_w/aj.shtml
10. Почему я верю в Бога. Глава VII. Загадки сотворения мира. 3. Шесть дней творения.
http://profi-rus.by.ru/pravoslavie/text/i-veru.htm
11. АЛЕКСАНДР ДУГИН Метафизика Благой Вести
      ЧАСТЬ III. МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
http://my.arcto.ru/public/blagovest/pravos3.htm
12. Виктор Алымов. Три догмата.
http://www.alymov-spb.ru/3_dogmata.html
13. Возникновение Христианства . http://barnascha.narod.ru/books/voznik.htm#_ftnref32
Текст публикуется по изданию: История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М., Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1989. -- Стр. 151--168. Авторство статьи принадлежит редакционной коллегии, т. е. И. М. Дьяконову, В. Д. Нерововой и И. С. Свенцицкой (Руслан Хазарзар).
14. Евангелие от Филиппа http://barnascha.narod.ru/books/kat_phil.htm
15. Семья (Святейший Патриарх Алексий II)
http://pokrovhram.org/node/131
     16.Богиня-мать.Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
     http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C
     17.Соколов В.В.Средневековая Философия: Учеб.пособие для филос.фак. и отделений ун-тов.-М.:Высш.школа,1979.-448 с.,ил.
     18.Инь и ян.Материал из Википедии - свободной энциклопедииhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%8C_%D0%B8_%D1%8F%D0%BD
     19.Архимандрит Алипий. Архимандрит Исайя. Догматическое богословие. Курс лекций.Свято-Троицкая Сергиева Лавра.2005.
     20. Иоанн Дамаскин. Глава V О числе естеств.Точное изложение православной веры Книга 3 http://www.vehi.net/damaskin/03.html
     21.Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры Книга 1.Глава Глава XIII. http://www.vehi.net/damaskin/01.html
     22.Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры Книга 1 http://www.vehi.net/damaskin/01.html
     23.АНДРЕЕВ АЛЕКСАНДР.СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ. http://www.ysnex.ru/consciousness.php
     24.П.Тарасов. Приемы влияния на людей."Издательство Фаир" Москва 2007.
     25.LiBRERIA - библиотека интересного. Афоризмы и Пословицы. http://libreria.ru/aphorismes/topics/723/1/
     26.История философии. Том 1 - Людвиг Фейербах.http://srinest.com/book_914_chapter_92_%C2%A7_79._Bog_%E2%80%94_prin%D1%81ip_vsjakojj_dejatelnosti_i_dvizhenija_prirody.html
     27. К. В. Мочульский. 'Владимир Соловьев. Жизнь и учение'
     http://www.vehi.net/mochulsky/soloviev/06.html
     28. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. - М.: Мысль, 1989. - Стр. 50-74
     http://khazarzar.skeptik.net/books/jud_ch_e.htm
     29.Русская апокрифическая студия. Евангелие от евреев (отрывки)
     http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/ev-evr.shtml
     30. Альберт Эйнштейн. Материал из Викицитатника
     http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%AD%D0%B9%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD
     31. Квантовая магия - Доронин С.И.
      34. Три тела Будды. Материал из Википедии - свободной энциклопедии
     https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B0_%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D1%8B
      Автор: Лемешко Андрей.
     
     
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"