Калугина Лена : другие произведения.

Маленькое путешествие на Алтай

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Записки начинающей автопутешественницы. Оказывается, можно впервые сесть за руль в сорок девять. А в пятьдесят пуститься в свой первый дальний путь. Путевой дневник написан специально для форума автомобилистов Клуба "Ками-Териос", потому в тексте много внимания уделено собственно вождению и автомобилю.
    Это рассказ о первом путешествии. Есть ещё второе.


  

Как всё начиналось



Начну с предыстории. Случилось так, что понадобилось срочно смотаться по делам на Алтай. Поездка задумывалась с начала зимы, и совсем по другому поводу. Хотя, направление движения планировалось примерно то же самое. Предполагалось, что это будет первый "дальнобой" с начала моей водительской карьеры. Долго и тщательно предстоящая поездка продумывалась, до мельчайших деталей. Потом всё отложилось, и я благополучно забыла обо всех приготовлениях, собираясь вернуться к вопросу вдумчивых сборов в начале марта. 

Обстоятельства, однако, сложились иначе. В результате 21 февраля вечером было принято решение, что поездка должна состояться, выезд в ночь на 23 февраля, или, в крайнем случае, утром 23-го. Первоочередная задача состояла в том, чтобы ранним утром 24 февраля находиться в Турочаке и стоять под дверью нотариальной конторы вместе с женщиной, которую нужно подобрать по пути в Майме. Надо сказать, что дорога из Новосибирска в Турочак через Майму - не самый короткий маршрут, получается порядка шестисот километров, по дороге Бийск - Артыбаш, вдоль правого берега Бии, - короче, в общей сложности около пятисот тридцати километров.

Маршрут я накануне просмотрела. Для меня был совершенно не известен участок Горно-Алтайск - Турочак. Я точно знала, что дорога там есть, и автобусы по ней ходят регулярно. Больше ничего. Быстро поискала в интернете, нашла маршрут, переписала для себя населенные пункты по пути следования, чтобы не заблудиться. Ездить по темноте мне сильно не нравится, поэтому хотелось хотя бы большую часть пути пройти в светлое время суток. Неизвестный маршрут выпадал на конец дня. Попасть на незнакомую дорогу в темноте совсем не улыбалось. 

22 февраля днем, на работе, мне пришла светлая мысль: а не купить ли навигатор? После блиц-опроса коллег по работе и скачка по интернету, я выяснила, что нужно покупать навигатор с лицензионным программным обеспечением "Навител", и, покупая вполне функциональную модель, в  четыре тысячи рублей вполне можно уложиться. Я быстренько залезла на сайт сети компьютерных магазинов "DNS", выбрала пару моделей и решила после работы заскочить к ним.

Параллельно я договорилась с любимым "К-сервисом" на Северной, что они посмотрят Камика и благословят нас в дальнее путешествие. В обед мы приехали на диагностику, и оказалось, что нам нужен кое-какой ремонт. Всё сделали примерно за три часа.
 
Дело близилось к вечеру 22 февраля.  Мороз крепчал, ночью обещали за тридцать. Камик выехал из сервиса изрядно отсыревший, долго не могла отогреть запотевшие стекла. 

Одновременно узнаю новость: предполагаемый штурман со мной не едет. Я в панике, поскольку человек в Майме отпросился с работы, со всеми людьми, с которыми я должна встретиться, договорено о встречах, гостиница заказана...  И дело не только в этом. Отложить поездку - это сорвать намеченное важное дело безвозвратно с вероятностью процентов семьдесят...  

Пытаюсь понять, насколько я готова поехать одна. И понимаю - не готова. Все, кто мог бы мне помочь, работают, выдергивать с работы не реально... И тут я вспоминаю об одном человеке, который сейчас не занят на работе.  Я знаю его более двадцати лет, он надежный, о таких говорят -  Настоящий Мужик.  И отлично разбирается в машинах. Только вот водительских прав у него сейчас нет. Но это уже детали. Значит, всю дорогу буду вести машину сама. Один только маленький нюанс:  этот человек - мой бывший бойфренд. Мы с ним провели вместе примерно пятнадцать лет между моими двумя замужествами, и расстались около пяти лет назад. Не очень хорошо расстались. Контакты у нас остались, но перейти в категорию друзей мы не пробовали. Эх, была - не была... Я решилась ему позвонить. Он на удивление легко согласился. Итак, Штурман Вова готов к выходу на сцену.

Уйти с работы пораньше, как всегда, не получилось. Я еду в "DNS" за навигатором и безнадежно опаздываю - пробки. Что поделаешь. Решила так: успею - хорошо, не успею - не судьба. Зашла в магазин за пятнадцать минут до закрытия, продавец мне быстренько предложил самые лучшие модели в пределах названной суммы, и через десять минут я вышла, став счастливой обладательницей "Treelogic", модель TL-4305BG AV.

Суету и беготню вечером и ранним утром, связанную со сборами в дорогу, я опущу.


Глава 1. Новосибирск -Бийск - Майма - Горно-Алтайск



Вместо намеченных шести часов утра мы выехали в половине седьмого. Ночь я спала плохо, накануне забыла поужинать, в результате чего имела с утра головокружение и упадок сил на фоне общего мандража. Горячий крепкий чай не помог, пришлось ехать, как есть. Народу утром в праздник конкретно не спится, машин в городе и на выезде оказалось много. В Черепаново мы прибыли в девять часов, т.е. на сто километров пути у нас ушло два с половиной часа. Плохо, такими темпами не уложиться в намеченный график. 

Зато очень порадовал рассвет. Всё-таки, как много мы не видим за частоколом городских зданий! Рассвет - это потрясающее зрелище. В сизой дымке над горизонтом поднимается огромный  малиновый шар, освещая серо-голубые поля, засыпанные снегом... И вдруг - о чудо! - в какое-то мгновение солнце отрывается от горизонта, и в ту же секунду оно становится ярким, горящим, золотым и... маленьким!.. Все цвета сразу поменялись, всё расцветилось, заиграло, зазолотилось... И это такое счастье, что солнце взошло, и начался новый день! И мы снова живём, наслаждаемся красотой этого мира, его простыми радостями...

За Черепаново остановились. После гематогенки и горячего чая я резко приободрилась и дальше рулила весело, уверенно. Штурман Вова занялся настройкой навигатора, и я его потеряла часа на два. По редким матам в сочетании с цензурными словами, я отслеживала продвижение Штурмана Вовы по увлекательным главам инструкции к навигатору. Радостные возгласы типа "а он ещё музыку проигрывает!" поддерживали во мне надежду, что навигатор таки заработает. Возможно, даже сегодня.

Трасса М-52 была почти пустая. Иногда на длинном спуске-подъеме с хорошей видимостью в несколько километров ни впереди, ни сзади не было ни одной машины! Я начала потихоньку смелеть и разогналась до ста двадцати. Вспомнила, что после ста десяти у моего машина начинается жор, и чуть сбросила. Дорога вполне позволяла ехать с этой скоростью - ни ям, ни ухабов не наблюдалось.  Хорошая музыкальная нарезка поддерживала настроение, и помогла поймать кураж. Други мои, а рулить - это кайфно! 

Правда, на такой скорости быстро замерзли стекла. Температура за бортом около минус тридцати. При направлении тёплого воздуха на лобовое стекло, мгновенно затягивались боковые, зеркала не просматривались. А я так не могу, плохо мне, когда зеркал не вижу. Направляю воздух на боковые - тут же затягивает лобовое. Попытки немножко приоткрыть окна приводили к резкому похолоданию в салоне, но стекла прозрачнее не становились. Остаток пути до следующей остановки я провела в непрерывных переключениях печки.

На границе с Алтайским краем меня впервые в жизни остановил гаишник! Ничего особенного, проверка документов. Через пару минут дяденька отдал документы, честь и... больше ничего не отдал, пожелал счастливого пути. Я чуть не разрыдалась от умиления. Про них столько гадостей говорят, а они... такие милые...  

На сто восемьдесят пятом километре, перед Казачьим,  появились знаки ограничения скорости до пятидесяти - ремонт дороги, на довольно протяженном участке. Там делают широкую трассу, по две полосы в каждом направлении, как уже сделано дальше, в сторону Барнаула.  И дорога там гладкая, как зеркало, одно удовольствие!

Доехали без остановок почти до Бийска, заправились на красивой бело-голубой заправке с названием "Газ Сервис".  Остановились около кафе "Сибирская охота", где оказался цивильный санузел, теплый и чистый, что воспринималось как великое счастье (уличное заведение в Черепаново вызвало желание повеситься до его посещения, во время и сразу после). В знак благодарности здание упомянутого кафе было сфотографировано
  

Заодно решили запечатлеть и нас с Камиком. Фото через стекло мне показалось не интересным, захотелось сделать более внятную фотографию, и я почти полностью открыла стекло со своей стороны. Фотка получилась, а вот стекло отказалось закрываться наотрез. Кнопка не шевелилась ни в каком направлении. Все действия Штурмана Вовы по реанимированию стеклоподъемника (колупание кнопочек, попытка вытащить стекло руками, пошатать его, ковыряние резинок пальцами, шевеление гофрошланга с проводами, который между дверью и корпусом, - всё это вперемешку с редкими, но прочувственными матами), результата не дали. Я тоже помогала, как могла: ругала себя изо всех сил, давала механизму вслух честное слово, что никогда больше не буду выпендриваться и фотографироваться зимой через открытое окно...  Штурман Вова констатировал, что придется по тихой грусти искать ближайший сервис в Бийске. Надев на себя все фапотьки и капюшоны, мы тронулись с места, и - о чудо! - окно закрылось! Правда, больше стекло не реагировало на нажатие кнопок. Так что, борьба с затягиванием стекол морозными узорами обострялась. Но мы были несказанно рады и благодарны агрегату за проявленную снисходительность!

Начав фотографирование, Штурман Вова проявил изрядный интерес к наскальным надписям современного происхождения. Я искренне считаю пишущих на скалах людей редкими козлами, а Вова относится к этим надписям, как к вехам истории. Ну и ладно, пущай себе фотографирует, если нравится.
 
Проехали Бийск (триста шестьдесят километров от точки старта) около тринадцати часов, миновали мост, решили остановиться около какого-то кафе, перекусить взятым с собой провиантом.  Как только мы припарковались, к машине подошли две собаки средних размеров, похожие отдаленно на лаечек, и уселись рядом с передними дверями, с разных сторон. Они очень заинтересованно наблюдали за тем, как мы трапезничаем. С виду вполне упитанные, суеты они не проявляли. Видимо, это какой-то собачий ритуал по выклянчиванию эксклюзивных вкусняшек у проезжающих мимо путешественников. Не открывая двери, я объяснила "моей" собаке, что ем чеснок, а собаки чеснок не едят. На что она тут же среагировала, лениво поднявшись и переместившись на сторону Штурмана Вовы. Поскольку Вова тоже ел чеснок, собаки потеряли к нам всякий интерес, и медленно удалились в сторону кафе.

Путь до Маймы ознаменовался прорезавшимся из навигатора женским голосом, который сначала радостно нас оповестил, что мы подключены к спутнику, а затем через каждые две минуты стал сообщать нам, что через шестьсот метров будет поворот направо. А направо, простите, Катунь, и ни одной дороги! Примерно на десятом сообщении мы с Вовой включились в разговор, и стали уговаривать женщину, чтобы она перестала нести глупости. Так нас в машине стало трое.

Был один момент на этом пути, когда меня вдруг промурашило. Это когда мы проезжали Сростки. Я рассказывала Вове про гору Пикет, про Шукшинские чтения, показала очертания металлической конструкции, изображающей сцену на горе... Что-то такое в этом месте есть... То ли невероятная мощь таланта Василия Макаровича наложила отпечаток на эти места, то ли люди, которые несут сюда свою любовь к нему, то ли это место - Земля, родившая великого человека... Скорее, всё вместе...  

Мы приближались к Майме. Наступил час испытаний навигатора, поскольку информация, почерпнутая мной из Горно-Алтайского ДубльГИСа, дала мне общее представление об искомом адресе, не дав точных координат майминской развилки, с которой нам нужно было уходить налево. Пришлось позвонить тетеньке, которая нас ожидала в Майме, уточнить место свертка. Всё оказалось просто - нужно было дальше двигаться по улице, в которую влился Чуйский тракт. 

А дальше начались чудеса. Во-первых, навигатор сменил пол  - голос стал мужским. Мужчина уверенно сообщил нам, что пора сворачивать направо. А визуальные признаки сообщали, что ещё ни фига не пора. Штурман велел слушаться навигатора. Я свернула направо в какую-то узкую, плохо почищенную улочку, которая по определению не могла называться улицей Ленина. Она и не называлась. Развернуться негде, пришлось выезжать задом. Навигатор возмущенно сообщал, что надо вернуться назад, Штурман Вова говорил ехать вперед. Я сказала им, чтобы заткнулись оба, и поехала по ДубльГИСу. Надо было и дальше двигаться по схеме, срисованной оттуда, так нет же - Штурман начал на меня орать, а я так возмутилась, что проехала нужный поворот. В общем, я таки сдалась и поехала туда, куда меня направил Штурман. Оказалось, что из всех троих права была я. Победил Дубль ГИС, навигатор заткнулся, и Вова тоже.

Дальше, пока мы блуждали по мелким майминским переулкам, используя в качестве подкрепления местных сусаниных младшего школьного возраста, умолкнувший было навигатор возобновил бодрый трындёж про "повернуть направо". И тут мы со Штурманом стали единодушны. На каждый идиотский совет дяденьки, мы с Вовой хором отвечали: "Да пошёл ты..." Это даму было неудобно посылать, а мужика - можно!

Наконец, нашли и забрали нужную нам тетеньку, предварительно выдержав нелегкую беседу с недоверчивой восьмидесятилетней бабушкой, которая, отпуская с нами свою племянницу, пыталась с помощью блиц-опроса выяснить, не душегубы  ли мы, питающиеся пожилыми худосочными тетками. Уж не знаю, кто из нас с Вовой вызвал у неё больше доверия, но через минут сорок бдительная старушка сдалась и отпустила нас всех восвояси.

Мы въехали в столицу Республики Алтай - чудный городок под названием Горно-Алтайск. Он произвел странное впечатление. Вроде город, аккуратненький такой, но горы так близко, практически за ближними пятиэтажками уходят резко вверх...  Для жителей равнины непривычное зрелище. Во всем городе на каждом столбе висят знаки ограничения скорости до сорока, и очень часто попадаются светофоры. Минут двадцать мы плелись, успевая глазеть по сторонам. Запечатлели здание национального театра
 
И вот позади остались последние дома, впереди неизвестный путь на Турочак, времени шестнадцать часов. Навигатор решил всё-таки перестать капризничать, и начал нормально показывать дорогу, чем нас несказанно обрадовал.

  

Глава 2. Горно-Алтайск - Турочак



Итак, мы на настоящей горной дороге с крутыми поворотами и существенными перепадами высот. Не знаю, насколько можно называть это серпантином, но очень хотелось. Удивительно красиво, только смотреть по сторонам практически некогда, всё внимание приковано к дороге. Надо отдать должное алтайцам: каждый крутой поворот предварялся соответствующим треугольным знаком, и их оказалось несметное количество. 

Наш путь лежал через Чойский район, райцентр Чоя оказался ровно на половине завершающего отрезка пути. Дорога шла через множество деревень и деревенек. Я очень пожалела, что раньше не бывала в этих местах. Возможно, выбрала бы для себя одну из этих самых маленьких деревень с русскими и алтайскими, странно звучащими, названиями - Сугул, Паспаул, Тунежа, Тондошка... 

Ещё на подъезде к Майме мы миновали деревеньку Суртайка, стоящую в устье реки Иша. Когда-то давно мы с мужем находили там, на берегу Иши, продающийся дом, фотографии которого просто умиляли. Но хозяева запросили непомерную сумму, и пришлось отступиться... Мы тогда отследили течение реки Иша, и выяснилось, что река протекает через множество деревень. Следовательно, она в устье уже не может  быть чистой по определению. Тем и утешились. 

Теперь мне было суждено воочию увидеть те самые деревни. За сто пятьдесят километров до Турочака мы пересекли реку Иша невероятное количество раз. Жаль, не начали считать сразу, потом уже было сложнее вспомнить, но это точно было не менее восьми мостов и мостиков! 

Деревеньки достойны отдельного описания. Каждая из них стоит в долине, между крутых гор. Мимо протекает речка, или речушка, или есть озеро. Дома стоят в долине, а некоторые уходят в горы. Зрелище просто завораживающее, когда видишь на склоне горы домик, вокруг него огороженный большой участок, на нем растут деревья... Когда представишь себя в таком месте - дух захватывает... Деревеньки маленькие, но живые, людей мы встречали везде. Жаль, нам не удалось там поснимать, у фотика не вовремя разрядились аккумуляторы.

Дорога становилась всё сложнее, спуски и подъемы всё круче, а виражи закладывались всё более резкие. На одном из затяжных и относительно прямых спусков я попробовала вообще отпустить педали, и Камик покатился под собственной тяжестью. В автошколе нас учили, что такое положение называется "торможение двигателем". На ровной поверхности - да, так можно плавно затормозить. Но только не с таких горок. Начинала я спуск с отпущенной педалью газа на шестидесяти, заканчивала на восьмидесяти - восьмидесяти пяти. Если на спуске закладывался крутой поворот, я, конечно, подтормаживала, чтобы не дать Камику совсем уж сильно разогнаться. 

На подъемах, не менее резких и затяжных, Камик вёл себя достойно. Я старалась входить в подъем, максимально разогнавшись на спуске, и - тапок в пол. К самому верху Камик терял в скорости максимум десять километров в час, брал подъемы легко и непринужденно. Я в такие моменты ему говорила, какой он молодец, и что он самый лучший машин в мире. По-моему, ему это нравилось. 

Как строят такие дороги, я плохо себе представляю. В некоторых местах дорога соединяла две горы между собой, как насыпь. Кюветы, если так можно их назвать, которые больше походили на обрывы, на глаз были глубиной от пятидесяти до ста метров с каждой стороны. Дорога не широкая, ровно две полосы. Когда навстречу несется "Камаз", под завязку нагруженный бревнами, ощущения не из приятных. Штурман мне присоветовал двигаться ровно по центру дороги, так безопаснее. Но напряжение только нарастало, потому что из-за поворотов, закрытых лесом, в любой момент мог вынырнуть встречный автомобиль, что периодически и происходило.  

Если до Маймы мы ехали по голому асфальту, то на этой дороге лежал снег со льдом, асфальт проглядывал только по центру, и то не везде. Тут возник ещё один нюанс: Камик стал забрасывать заднее стекло плотной коркой, которую обогрев не успевал растапливать. Видимо, раньше я не сталкивалась с подобной ситуацией, потому что не ездила с такой скоростью по заснеженной дороге. Отсутствие брызговиков сказалось. Поэтому иногда я видела обгоняющую машину только в момент опережения. Не очень это приятно, скажу я вам. Зато навигатор вёл себя замечательно: вежливо и своевременно предупреждал об особо крутых поворотах. Про перепады высот ничего не рассказывал, да и ладно.

Только в одном месте мнения навигатора и местной тетеньки, ехавшей с нами, разошлись. Мы поехали там, куда показала тетенька. Оказалось, что это место можно проехать двумя путями. Навигатор хотел, чтобы мы проехали через населенный пункт с нежным названием Киска, а тетенька нас туда не пустила.
  
Тем временем начало смеркаться. Я привыкла в городе к быстрым сумеркам, они там как-то плохо заметны. Зашла в магазин днем, вышла через тридцать минут - кругом ночь. Там всё было по-другому. Мы наблюдали, как солнце медленно опускается к горам, потом оно скрылось, но ещё очень долго  было светло. Позже наступил интересный период, когда солнце окончательно село, но очертания гор и заснеженных деревьев всё ещё чётко видны на фоне неба... 

Постепенно становилось совсем темно, и мы ориентировались больше по навигатору, поскольку повороты просматривались не очень хорошо. Опять сказали спасибо алтайцам за обилие предупреждающих знаков. Они отлично и далеко видны в свете фар, кроме того, с обратной стороны на знаках есть светоотражатели, которые дают возможность определить левый край дороги. 

Я долго маялась, пока Штурман не подсказал мне включить дальний свет. После ближнего это был просто курорт! Стало видно не только дорогу и обочины, но и лес по обеим сторонам. Заметно полегчало. Я сроду не пользовалась дальним светом, потому постоянно забывала переключать, когда шла встречная машина. Штурман ругался сильно, пришлось быстро научиться. 

Спуски стали такими крутыми, что в положении машины на самой верхней точке, возникала "мертвая зона", не освещаемая фарами. Удовольствие весьма сомнительное - нырять в кромешную темноту. Ещё в темноте появился побочный эффект от катафотов на дорожных знаках. Едешь себе с горки - на горку, видишь габариты идущего впереди автомобиля. И эти габариты вдруг... разъезжаются в разные стороны! В первый раз я аж затормозила, до того это было...  странно. Подумала, что у меня совсем крыша съехала...

Был сложный поворот налево, когда мы уперлись в дорогу Турочак-Артыбаш. Если кто вдруг не знает - Артыбаш стоит уже на Телецком озере, откуда и берет своё начало могучая красавица Бия. Спасибо навигатору, он своевременно показал нам конфигурацию соединения дорог, и мы осторожненько его прошли. 

Когда справа от дороги появилась крупная надпись "Турочак", я не удержалась и заорала "Йесссс! Я это сделала!!!"  В общей сложности, я в этот день провела за рулем около одиннадцати часов и проехала примерно шестьсот километров. Для первого раза, я считаю, неплохо...  

  

Глава 3. Турочак



Турочак по-алтайски - "Турачак", в переводе что-то вроде "теплый дом". Сам по себе этот населенный пункт - один из районных центров Республики Алтай, - ничем внешне особо не примечателен, растянут на шесть километров вдоль дороги Бийск - Артыбаш, рядом с горной грядой Салоп. На территории этого района находится северная, населенная часть Телецкого озера. Это накладывает некоторый отпечаток на райцентр, его посещают люди весьма солидного достатка, которые сейчас заселяют берега жемчужины Алтая Алтын Кёль - Телецкого озера,. Поэтому машины здесь можно встретить самые разнообразные.  
  
   В Турочаке есть интересные люди - художники, писатели, поэты, музыканты. Ежегодно там проводятся фестивали бардовской песни "Зеленый рай" и "Золотые песни Золотого Озера", который проходит на берегу Телецкого. Есть в Турочаке ансамбли "Ярманка" и "ЛИК" - лауреаты всевозможных конкурсов и фестивалей. У Турочака есть даже свой гимн, сочинённый местным композитором. Произведение очень трогательное, немного забавное, и написано явно от всей души... 

Много там и самобытных народных умельцев. Мне попадались их работы в Новосибирске, есть по-настоящему интересные. 

Я заочно знакома с местной знаменитостью - Игорем Истоминым, ник "Степаныч", писателем, поэтом, бардом и сисадмином в местной районной администрации. Он заведует местным форумом. Форум, правда, часто пребывает в летаргическом сне...
    
Остановились мы у знакомого мне по прошлым визитам в Турочак  Ярослава Зинича, хозяина единственной известной мне местной гостиницы, под  названием "Усадьба Лебедь". Гостиница расположена на самом краю Турочака, в сторону Бийска, на поляне под горой. Очень красивое место. Фото публикую от следующего дня, что понятно - в темноте снимать не стали.

Нам был забронирован мой любимый дом "Кедровый", где всё сделано из кедра - и сам дом, и практически вся мебель. Дух в нём стоит просто невероятный! Дом со всеми удобствами, с душем и теплым туалетом. 

Особое украшение дома - камины в одной из комнат и в кухне-столовой. Камины облицованы зеленым сланцем, камнем не местного происхождения, Ярослав заказывал его в Чемале. Мне очень нравится, как это выглядит - красиво и... тепло. 

В следующем кадре в зеркале отразился Штурман Вова (не вампир, однако!). Как-то так получилось, что он не попал больше ни в один удачный кадр. На снимке - его комната с камином.

Мы немного поболтали с  радушным хозяином, обменялись новостями, поскольку не виделись больше года.  Он пригласил нас посетить баньку, но мы были совершенно без сил, и ограничились душем. Рядом с домом заботливо расчищена парковка на две машины, где мы и разместили Камика. 

Кроме нас, в доме никого не было, и мы вдоволь насладились горячими пельменями, которые (по собственной инициативе!) нам сварил Штурман Вова, неспешным чаепитием и разговорами, пока нас не сморил сон... Растянувшись на широкой деревянной кровати с мягким пружинным матрасом, я мгновенно отрубилась... Удивительно, легла около девяти часов вечера, проснулась в час ночи, совершенно отдохнувшая, как будто и не было этого длинного и трудного дня... Остаток ночи прошел в обдумывании дальнейших действий и коротких снах...

С раннего утра занялись делами, ради которых, собственно, и была затеяна эта поездка. Не буду утомлять скучными подробностями, сообщу только выводы. Первое. Тщательная дистанционная организация любого процесса непременно дает результат. Второе. Нам просто неслыханно везло, весь день! Все двери открывались перед нами практически мгновенно, все нужные люди оказывались на своих местах именно в тот момент, когда были нам нужны... Просто мистика какая-то! По нашим самым смелым планам, мы хотели отпустить тетеньку домой в Майму (уже своим ходом на рейсовом автобусе) к двум часам, а она освободилась уже в двенадцать. Нам со Штурманом предстояло съездить в село Озеро-Куреево, которое находится в  сорока километрах по бийскому направлению, и вернуться назад до окончания рабочего дня, чтобы доставить взятые в селе бумаги по нужному адресу в Турочаке.

  

Глава 4. Турочак - Озеро-Куреево и обратно



Поездка в Куреево началась с заправки. Заправок в Турочаке оказалось три. Самая приличная на вид была на въезде со стороны Горно-Алтайска. Остальные две своим мало презентабельным видом вызывали подозрение и ассоциации с фильмом "Джентльмены удачи", что-то насчет разбавления бензина ослиной мочой... Потому не поленились, поехали на другой конец села, заправились под завязку и тронулись в сторону Куреево.

Очень люблю эту дорогу. Была здесь и зимой, и весной. Зимой это просто сказка "Морозко", дорога прорезает настоящую тайгу, по сторонам стоят огромные пихты, красиво убранные снежными нарядами. Мы ещё в самую свою первую поездку обратили внимание на непривычный цвет дорожного полотна зимой. Он... белый! Не серый, не сероватый, не грязно-серо-коричневый, как мы привыкли, а невообразимо, чистейше белый! И это несмотря на то, что машины по этой дороге ходят довольно часто. 

Дорога тщательно вычищена грейдером, ровненькая, прямая, и я на радостях разогналась до восьмидесяти. Конечно, после вчерашнего серпантина в темноте, ехать по такой дорожке - удовольствие и даже некоторая расслабуха...  В разумных пределах, конечно. Проехали мост через реку Лебедь, правый приток Бии, которая по ширине в устье вполне сопоставима с Бией. 

На Лебеди местные рыбачат. Правда, говорят, в последние годы Лебедь становится всё грязнее, грязь течет с верховий, из Кемеровской области, где на речке моют золото. Я такое слышала от местных, что рыбы в ней становится всё меньше. Местные рыболовы здесь ловят хариуса и тайменя. Таймень занесен в местную красную книгу, но это, видимо, особо никого не останавливает.

Дорога выходит из леса на открытое пространство и практически упирается в почти отвесную гору. Потом резко уходит налево, и взгляду открывается Бия во всей своей красе. Конечно, летом это потрясающе смотрится. Зимний пейзаж не такой масштабный, можно только угадывать берега под снегом и льдом...
 

Дальше дорога некоторое время идет вплотную к берегу, а с правой стороны примыкает к отвесным скалам. Там я впервые увидела дорожный знак "Ну-ка, занырни", это где изображена машинка, ныряющая с берега в воду.  Сразу хочется собраться в кучку и стать в два раза бдительнее.

На одном из поворотов находится местная достопримечательность - скала "Иконостас". Кто и когда так назвал её, история умалчивает. Во всех официальных путеводителях она называется именно так, и сходство с иконостасом придаёт необычная структура скального выступа, почти отвесной стены. В чем ирония названия - смотрите сами, я специально сделала изображение покрупнее. В чью верноподданническую голову пришло улучшить природную красоту этим изображением и пафосными лозунгами?.. В общем, я отношусь к данному "художеству" примерно так же, как к надписям "здесь был Вася", упоминавшимся ранее. 

Недалеко от скалы есть родник, в нем очень вкусная вода. К сожалению, к роднику не подступиться, снега много, и тропинку завалило.

Проезжаем деревню Дмитриевка (алтайское название - Салазан или "червяк"), знаменитую поголовным отбором разрешений на охотничье оружие у местных жителей. Неспокойно у них, уж очень резкие мужики. Чуть что - ну давай из ружей палить, да дома поджигать...

Дальше дорога снова уходит в лес, и так до деревеньки Шунарак в восемнадцать дворов. Рядом с ней на берегу Бии стоит турбаза без названия для сугубо мужского отдыха - рыбалки. У хозяина есть лодки с моторами "Ямаха" (это для тех рыбаков, кто всё же выходит из домиков и  достает рыболовные снасти из машин, а не только беспробудно пьянствует). 

Владелец турбазы Александр - уроженец Дмитриевки, который выучился в городе и вернулся на родную землю делать бизнес. Он уже больше десяти лет дает работу местным жителям, покупает у них продукты для своих гостей, но местные его не жалуют, и за своего не признают. Он для них - барин, "классово чуждый элемент"...  Мы пару раз останавливались у Александра, условия очень понравились и зимой, и летом.

Наконец, вот оно - Озеро-Куреево, на алтайском - Кур-Кёль. Чудное небольшое село, на берегу Бии, а с другой его стороны - озеро под горой. Очень красивое место. Спокойная, чистенькая деревня, народ в основном занимается хозяйством, скотину всякую держит. 

У нас там был куплен дом, прошлой зимой, а этой зимой он сгорел. Печник плохо сделал печку. Мы так и не успели в нем пожить. Наверное, так и должно было быть. Теперь остался участок почти тридцать соток. Надо весной его расчищать и приводить в божеский вид. 

За два года, что мы "окучивали" эту деревню, в ней оказались проданы все, даже самые захудалые дома и участки. Развернуто строительство, ставят много новых, добротных домов. Много участков скуплено москвичами, кемеровчанами, новосибирцами. Мы одни из первых поняли, что место там прекрасное, и не такое затоптанное туристами, как вдоль Катуни. Соответственно, и цены отличались на порядок. Теперь ситуация меняется на глазах, народ расчухал, что к чему, и стали скупать дома в этой деревне чуть ли не оптом. Многие держат их, как дачи. 

Есть в этом селе одна особенность. Там базируется церковь христиан-адвентистов седьмого дня, есть у них там свой молельный дом. Чем это ответвление от христианства радикально отличается от других, я особо не интересовалась. Слышала только от местных, что адвентисты не пьют и не курят. Вера им не позволяет. Особо со своими правилами к людям не лезут. Зато священник у них - главный герой местных сплетен, будто сошедший с карикатуры про попов времен октябрьской революции. Судачат про него, что купил за копейки все старые, гнилые дома вдоль озера, вроде для организации приюта для престарелых, оформил на своих родственников в собственность, обшил их сайдингом снаружи, гипсокартоном внутри - и... продал городским покупателям в разы дороже. Ну что тут скажешь ...

Вернемся к собственно путешествию. Мы быстренько забрали, что требовалось, и повернули назад в Турочак. Перед отъездом я собралась с духом, чтобы посмотреть на пожарище... Ничего такого страшного не было видно, всё заметено глубоким снегом. Вот когда снег растает, наверняка будет удручающее зрелище...  Да ладно, придет время - увидим... 

На обратном пути повстречалась лошадка, запряженная в сани. В санях ехали развеселые мужики, которые нам улыбались и махали. У них ещё 23 февраля, видимо, было в самом разгаре. Лошадка не ухоженная, с колтунами в гриве и хвосте. Мне стало её жалко, и подумалось, что я бы её аккуратно подстригла, а потом регулярно расчесывала и чистила, она бы у меня красивенькая была - заглядение...  И что это я вдруг...

До Турочака добрались своевременно, дела доделали - и отдыхать. Завтра нужно возвращаться в Новосибирск, другой дорогой,  и снова с заездом в Куреево.

Да, чуть не забыла. По пути назад я посетовала Штурману Вове, что, мол, как плохо, что окна не открываются... На что Вова молча нажал на кнопочку со своей стороны и... стекло поехало вниз, как будто так и было!!! Я вся превратилась в немой вопрос... Вова мне рассказал, что утром, пока я собиралась, он немножко залез под панельку, обнаружил там развалившуюся скрутку, докрутил её, заизолировал - и всё заработало! Природная скромность не позволила ему без моего вопроса объявлять, какой он молодец. Ну что тут сказать - молодец и есть! Респект тебе, Вова!

  

Глава 5. Турочак - Озеро-Куреево - Каначак - Новосибирск



Завершающее утро в Турочаке встретило морозцем, градусов двадцать восемь. Тронулись в путь, у нас ещё были дела по пути домой. Дорога до Куреево новых впечатлений не прибавила, ехала восемьдесят - девяносто, мы торопились. 

В Куреево у нас состоялся официальный визит. Познакомились с главой администрации Озеро-Куреевского сельского поселения. Справочку нужную нам соорудили.  

Раскланявшись с местной властью, мы двинули в крайне интересный населенный пункт под названием Каначак. Находится село Каначак ровно напротив Куреево, на противоположном, левом берегу Бии. Особенность местоположения Каначака заключается в периодической его изоляции от цивилизованного мира. Из дорог там есть зимник, который специально заливают водой, чтобы наморозить лёд потолще. Зимник действует примерно с декабря по февраль. За его состоянием тщательно наблюдают МЧСники, с каждого берега перед выездом на лед установлен шлагбаум, дорога размечена частыми вешками.  Место, по понятным причинам, выбрано, где русло реки самое узкое. 

На снегу забавно переплетаются заячьи следы со следами снегоходов. Подъем на берег достаточно крут и раздолбан тракторами, но Камик справился с ним играючи, как и с последующими маневрами по нечищеным улицам.

В другие времена года до Каначака можно добраться только "переплавой", то есть, на моторной лодке. Во время ледостава и ледохода транспортного сообщения с Каначаком нет. Когда река открыта, существует "казённая переплава" - моторка и лодочник на зарплате, перевозящий через реку людей и небольшие грузы. "Частным извозом" на лодках занимаются некоторые местные жители, чем и зарабатывают. 

Село совсем небольшое, но живенькое. Характерная особенность - местных и приезжих почти поровну. Приезжие - это жители городов, перебравшиеся туда на жительство, или же приезжающие на лето.  Место тихое, благостное. Деревня со стороны суши окружена лесистыми горами. Тайга, однако. Поскольку деревня маленькая, стадо специально не формируют и не пасут. Скотинку отпускают пастись самостоятельно. Однажды овцы увлеклись и забрели за околицу. Их скушали волки. В общем, если не бродить бездумно по дремучим лесам, в остальном там хорошо. 
  
Есть в селе центральная скважина, но часть жителей, чьи дома стоят на берегу, берет воду для питья прямо в Бие. Для меня это дико: неужели всё ещё есть места, где из реки можно пить? Оказывается, есть. Сама пока не пробовала, муж рассказывал, что чай из бийской воды очень вкусный.

Меня удивляет одно обстоятельство. Есть две великие реки - Бия и Катунь. Обе - чистейшие, наполненные кристальной водой тающих снегов и ледников Алтая... В какой момент эти две очень чистые реки образуют... Обь твою муть??? Я долго пыталась это понять, расспрашивала людей. По всей вероятности, резкие изменения начинаются в районе Бийска. Там уже много промышленных стоков. А Барнаул довершает испоганивание, и вода становится... бывшей чистой... К Новосибирску, после Обского водохранилища, Обь - это большая текущая помойка. Страшно, что делают люди со своей планетой, с родным домом своим...

Итак, всё, что я хотела увидеть в Каначаке, было осмотрено, пора в путь. Озеро-Куреево - это последний населенный пункт по дороге на Бийск, который находится в Республике Алтай. Мы скоро пересекли границу Алтайского края. Проехали деревеньки Усть-Куют и Сайдып. 

Некоторые географические названия такие забавные. Например, попалась на пути деревня Карабинка, и стоит она на речке Карабашке. Ещё есть деревня Ненинка. Мы сначала думали, что Ненинка - это деревня, где нет ни одной Нинки (а где-то, наверное, есть деревни Несветка или Некатька). Оказалось, всё на так. Есть речка Неня, а на ней стоит деревня Ненинка, с ударением на первом слоге.

Дорога на Бийск имеет одну особенность, за которую её и не жалуют автомобилисты. Примерно сорок километров на дороге между Куреевым и Бийском нет асфальта. То есть, он когда-то был, но очень давно. Дорогу в теплое время года не развозит, потому что она отсыпана крупной галькой - природным материалом, имеющимся там в изобилии. Но галька настолько крупная, что, отлетая из-под передних колес, лупит по днищу со страшной силой. А если полетит из-под задних колес быстро идущей впереди машины - прощай лобовик. Разгоняться просто не хочется. Зимой ситуация меняется, дорога укатывается и становится ровной. Прочищенная грейдером, она нисколько не уступает по качеству асфальтированным участкам.

Есть на этой дороге одно удивительное по красоте место. Дорога поднимается на перевал, и оттуда открывается потрясающий вид на Бию. Жаль, что фотка не передает всей полноты ощущений. 

Дорога почти пустынная. Весной нам несколько раз перебегали дорогу зайчишки. В этот раз попадалось много снегирей. Несмотря на мороз, дорога в некоторых местах, где посыпана песочком, немножко подтаивала на солнышке, и снегири там чего-то делали, какие-то свои птичьи дела.

До Бийска доехали довольно быстро. На этой дороге очень заметно, как горы становятся предгорьями, а потом выравниваются, и вот уже по сторонам раскинулись бескрайние поля... 

Бийск встретил резко ударившей в нос вонью выхлопных газов. Да уж, к хорошему организм привыкает очень быстро. На въезде в Бийск есть улица с говорящим названием Яминская, которую, наверное, местные власти ради смеха не хотят асфальтировать. Она вся состоит из ям, без промежутков. Все ползут со скоростью не больше пяти километров в час, быстрее рискованно. Сколько себя помню, дорога там всё время в таком состоянии.

После Бийска сфотографировали часовню на месте гибели Михаила Евдокимова, губернатора и весёлого человека. Там всё время кто-то есть. Проезжающие останавливаются отдать дань памяти...

Машин на М-52 на этот раз было много. Пятница, после обеда, дело к выходным... И тут начались мои тренировки по обгонам. Штурман Вова мне подсказывал. Теперь я поняла преимущества левого руля при правостороннем движении. В городе в принципе без разницы. А на трассе, чтобы оценить, что делается на встречке, приходится очень сильно высовываться. Если бы не помощь Штурмана, я бы так и висела на хвосте у первой же фуры. 

Вся дорога представляла собой череду "караванов": впереди плетется фура, а то и две подряд, а за ней выстроились желающие обогнать. Желать, как говорится, не вредно, но когда по встречке идет сплошной поток - увы. Собратья по дороге вели себя, мягко говоря, по-разному. Я старалась держать дистанцию, всё-таки скорость приличная... И обязательно какой-нибудь... деятель обгонит и перед  носом встрянет... 

Было несколько смешных моментов, когда нами обгонялись легковушки. Например, я обогнала... "Лексуса"! Мы толпой тащились за фурой, "Лексус" обошел её первым, перед нами, и пошел почему-то девяносто, ровненько так. Ну я его и сделала... Как он обиделся! Представляете, едет он, вальяжный весь из себя, а тут его обгоняет такой малыш, за рулем тетка, да ещё с инвалидским знаком... В общем, он явно себя почувствовал где-то возле плинтуса... Обида взыграла, и он нас через некоторое время обогнал, зыркнул так недобро... А мы чё, мы ничё, мы улыбаемся и машем!  

Остаток пути до Новосибирска примерно так и провели. В город мы въехали точно по расписанию. Штурман сказал, что в городе будем в шесть вечера - угадал (ну то есть верно спрогнозировал) - с точностью до минуты!
  
   Итак, за три дня пройдено тысяча триста километров. В целом впечатления замечательные. На следующий день, сев за руль, испытала новое для себя чувство: мы с Камиком как единое существо, под одной кожей... Школа горной дороги - это хорошая школа, чтобы по-настоящему ощутить единство с машиной. 

  

Послесловие



Ну вот, теперь можно открыть секрет. Целью маленького путешествия на Алтай было приобретение дома в селе Каначак, для последующего переселения в него на постоянное (я на это надеюсь) жительство.
  
Всё получилось, переезд осуществлён. Освоение новых территорий и нового образа жизни началось.

Но это уже совсем другая история...  
  
  
  
  Новосибирск, февраль 2011
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"