Аннотация: Влад Рим. Жизнь. Книга первая. Биозаряд. - Новосибирск - РМ, 2014. - 64 с., электронное изд.
Влад Рим. Жизнь. Книга первая. Биозаряд. - Новосибирск - РМ, 2014. - 64 с., электронное изд.
Книга позволяет читателю проникнуть в одну из самых загадочных тайн окружающего нас мира: тайну жизни. В этой книге синтезирован многовековой опыт предшествующих поколений, объединены научные и теософские знания. Впервые получены математическая модель структуры живых организмов и основные параметры жизни. Доказана взаимосвязь всего живого в соответствии с единым законом, лежащим в основе развития Вселенной. Книга дает возможность по-новому взглянуть на обычные явления в нашей жизни.
Насмешливо глядит приборов целый строй,
Винты и рычаги, машины и колеса.
Пред дверью я стоял, за ключ надежный свой
Считал вас... Ключ хитер, но все же двери той
Не отопрет замка, не разрешит вопроса!
При свете дня покрыта тайна мглой,
Природа свой покров не снимет перед нами;
Увы, чего не мог постигнуть ты душой,
Не объяснить тебе винтом и рычагами!
Иоганн Вольфганг Гете. "Фауст".
Перевод Н. Холодковского.
1. Вечный вопрос
С давних времен человеческое общество пытается решить самый главный вопрос: "Зачем мы живем?". Лучшие умы человечества оставили этот вопрос без ответа, вернее без логичного объяснения необходимости и цели жизни всего человечества и каждого человека в отдельности. В осознании своего бессилия решить этот вопрос все они были вынуждены сначала ввести понятие "Бог", а затем, при постоянном познании окружающего мира, слегка изменять границы "божественного" в этом мире. Вопрос о смысле жизни и все, что с ним связано, является своеобразной линией раздела между наукой и религией. Причем, если наука пытается все-таки найти ответ, то в религии даже постановка этого вопроса, не говоря уже о попытке найти на него ответ в священных писаниях, считается, в лучшем случае, неэтичным. А в ведической литературе прямо указано на запрет решения этого вопроса во имя пользы самого человека, ибо это свыше возможности человека.
Для большинства людей вопрос жизни определяется только существованием вопроса смерти. Что такое смерть, и как ее избежать? Возможна ли вечная молодость? Вот те вопросы, которые волнуют всех и на которые все ждут ответа. Пытаясь ответить на них, приходится искать решение первейшего вопроса: что такое жизнь? Должна ли она прерываться?
Каждый человек задает себе этот вопрос, но нет очевидного ответа. А попытки разобраться подробнее поднимают слишком много других вопросов, порой слишком сложных и противоречивых. И тогда человек оставляет решение за учеными.
В настоящее время существует много определений жизни, но все они неполны. Одно из наиболее оригинальных определений такое: "Я не знаю, что такое жизнь, но я могу отличить живое от мертвого"[7]. Если попытаться раскрыть подробнее смысл этого ответа, то можно прийти к интересным заключениям. "Я не знаю, что такое жизнь ..." Если сказать другими словами, то это будет звучать приблизительно так: "Я не могу проникнуть в тайну жизни с помощью точных наук". А теперь вторая часть: "...но я могу отличить живое от мертвого". Это значит, что человек есть живое существо, и в нем самом воплощена жизнь, и поэтому он сам является мерилом и определителем жизни.
Человек и жизнь - это два неразрывных понятия, и очень трудно правильно определить свойства жизни, если мы не знаем другого состояния. Ведь, например, лишь недавно признали наличие у человека чувства гравитации. Земное притяжение есть везде, и мы постоянно испытываем его действие. Очевидно, именно поэтому оно ускользнуло от взгляда ученых. Неизвестно, сколько еще пройдет времени до того момента, когда все остальные чувства станут общепризнанными и человек осознанно сможет насладиться полной гаммой ощущений.
Так как мы постоянно находимся среди живых организмов, то многие явления, связанные с особенностями жизни, столь естественны, что мы даже не можем их выделить. В этой книге предпринята попытка рассмотреть и объяснить некоторые обычные явления и загадочные феномены.
2. Жизнь вокруг нас
Отличительным признаком живого является наличие особого элемента: клетки. Все живые организмы состоят из клеток, которые, объединяясь по определенным правилам, создают различные формы. Клетка и форма являются признаками, по которым происходит классификация всех живых существ. Решающую роль при отнесении к какому-либо типу играет строение клетки, затем - наличие различных групп клеток, а после - внешний вид, или форма организма.
Уже давно было замечено сходство морозных узоров, которые появляются на окне, с формой листьев растений. На рисунке 2.1 представлен контрастный снимок морозного узора на стекле. В верхней части находится узор, похожий на листья саговника, в нижней - на листья чертополоха. Причем при разрастании узоры перекрывают друг друга, сохраняя при этом форму.
Поразительное сходство с ростом живых организмов: здесь - образуются маленькие льдинки, там - происходит деление и образование новых клеток. И в обоих случаях происходит рост по определенным правилам, в результате чего получаются эти похожие очертания. Но если с живыми растениями это трудно однозначно объяснить, то процесс кристаллизации воды считается хорошо изученным. Он представляет собой фазовый переход из газообразного или жидкого в твердое состояние, который зависит от температуры и давления. Так как давление не меняется, то все зависит от изменения температуры. Поэтому форма узора определяетсяхарактером рассеивания тепла в окружающее пространство. Это объясняет теория диссипативных структур, и в этом проявляется свойство самоорганизации материи.
Рис. 2.1. Морозные узоры на стекле [2, c. 34].
В природе существует много кристаллов и минералов, которые имеют древовидную форму, за что они и получили соответствующее название: дендриты (от греческого δενδρον - "дерево"). На рисунке 2.2 изображен срез кристалла кремния.
Рис 2.2. Поперечный разрез кристалла кремния
На снимке нет выраженной древовидной формы, хорошо заметны лишь прямые линии роста. Но на рисунке 2.3 показано, почему структура не похожа на живую.
Часть, расположенная ниже пунктирной линии, формировалась при небольшом перепаде температур, а выше - при резком, что привело к ускорению роста и появлению прямых линий.
Рис. 2.3. Схема формирования морозного узора при разных температурах
Этот рисунок очень сильно похож на рассыпанные железные опилки, которые под воздействием магнита расположились таким образом. И это не случайно. Если рассмотреть различные режимы образования морозных узоров на окне и построения железных опилок, то можно увидеть, что это очень похожие процессы.
Если поднести магнит к бумажному листу с железными опилками на такое расстояние, при котором нет перемещения опилок, а затем осторожно постучать по листу, то появятся ровные красивые линии. Если же достаточно сильно встряхнуть листок, то получатся небольшие кучки опилок, в очертаниях которых можно угадать линии. То же мы наблюдаем и при образовании морозных узоров. При небольшой разнице температур проявляются все мелкие линии, при большой - образуются скопления длинных линий.
Таким образом, самое простое и обычное явление, такое как появление морозных узоров на стекле, содержит в себе столько тайн и загадок, что приходится рассматривать почти все разделы физики. И когда, казалось, что объяснение найдено, возникло новое противоречие.
Известно, что обычная вода при нормальном давлении замерзает при нулевой или немного меньшей температуре. Но если ее поместить в пирамиду, которая представлена на рисунке 2.4, то вода не замерзает при этих условиях.
Что же это за пирамида?
Ее построил Александр Голод. Она выполнена из органического материала без использования каких-либо металлических частей и соединений. Пирамида имеет строго определенную форму: ее высота равна длине двух оснований, и она усечена сверху. Именно при наличии этих особых условий в ней проявились необычные свойства.
Вода в полиэтиленовой бутылке не замерзает при температуре минус семнадцать градусов! А над самой пирамидой радиолокатором обнаружено постоянное ионное облако шириной до полукилометра и высотой до трех километров. Кроме этого, зарегистрировано благотворное воздействие пирамиды на различные живые организмы.
Рис. 2.4. Пирамида Александра Голода
Эти загадочные свойства были отнесены учеными к разряду необъяснимых феноменов.
Все явления, рассмотренные в этой главе, тем или иным образом связаны с водой. Это не случайно: вода и жизнь неразрывны в нашем понимании. Вода является колыбелью жизни, именно в ней зародилась и развивалась жизнь. Вода - это сок жизни. Очень точное определение.
3. Ядерный взрыв
Ядерный взрыв выбран не случайно. После взрыва над поверхностью земли образуется радиоактивное облако, своей формой похожее на гриб. Это сходство настолько сильно, что это облако так и назвали: ядерный гриб (рисунок 3.2). Перед тем, как делать какие-либо выводы, давайте рассмотрим все стадии ядерного взрыва.
Первая стадия: взрыв и ударная волна.
Рис 3.1. Взрыв над поверхностью земли, фронт ударной волны и распространение ударной волны в твёрдых породах.
Для нее характерно увеличение температуры в центре взрыва, которое приводит к резкому расширению окружающего газа и формированию ударной волны. При достижении ударной волны земной поверхности происходит сжатие верхнего слоя, и далее, ударная волна распространяется в твердых породах, где ее скорость больше.
Рис. 3.2. Ядерный взрыв
После прекращения давления от ударной волны наступает вторая стадия - обратная волна.
Вторая стадия: обратная ударная волна, образование восходящего потока
Рис. 3.3. Схема формирования вертикального потока [6, c.123].
После прекращения действия ударной волны сжатые частицы начинают двигаться в обратном направлении, к эпицентру взрыва. И здесь возникает эффект кумулятивного заряда: все частицы, двигаясь по инерции в одну точку, создают область высокого давления. Поскольку они стремятся к центру со стороны нижней полусферы, то в результате получается поток частиц, направленный вертикально вверх. Этот поток имеет форму струи, в которой частицы двигаются с ускорением вверх.
Третья стадия: формирование "шляпки" гриба.
Эта стадия представляет особый интерес и требует более пристального рассмотрения. Весь процесс представлен в динамике на рисунке 3.4.
Рис. 3.4. Снимки процесса формирования "шляпки" гриба
Это три последовательных кадра съемки ядерного взрыва. Очень сложно заснять эту стадию взрыва из-за его огромной разрушительной силы. Поэтому здесь показано начало наземного ядерного взрыва. На первом снимке хорошо различимы потоки. На втором видно образование на каждом потоке "пелены" или маленькой "шляпки". На третьем произошло слияние всех "шляпок" в одну, и получается не одна большая сфера или полусфера, как можно было сначала предположить, а хаотическое нагромождение различных сфер. Это может быть объяснено только наличием множества различных потоков, которые и придают облаку именно такую форму. На рисунке 3.5 показана схема разделения потока.
Рис. 3.5. Схема разделения потока частиц
Частицы, двигаясь вверх, толкают перед собой воздух и при этом теряют скорость. Следующая за ними часть потока должна продвигать и первую, и воздух. Поток расширяется, площадь его сечения возрастает, и в какой-то момент возникает "пробка". Поток частиц не может ее пробить, и тогда частицы начинают веером разлетаться в стороны, образуя конус. Толщина стенок конуса при удалении от центра уменьшается, и образуется корона - направленные в стороны новые потоки, имеющие скорость меньшую, чем первоначальный поток (рисунок 3.6).
Рис. 3.6. Капля при падении в тонкий слой молока образует корону [5]
В центральной части образуется область повышенного давления, которая приводит к формированию центрального вертикального потока. В свою очередь, каждый из новых потоков претерпевает изменения по такой же схеме. И так происходит до тех пор, пока скорость частиц не снизится до такой, при которой не будут образовываться "пробки" на пути потока. Тогда частицы просто разлетаются в стороны, образуя полусферы. Так заканчивается формирование "шляпки" гриба.
Четвертая стадия: рост гриба.
Рис. 3.7. Схема образования вихревого потока в облаке[6, c.128].
На этой стадии поток частиц снизу поднимает получившуюся "шляпку" вверх. У него уже нет тех высоких скоростей, что были на третьей стадии. Поток просто поднимается и расширяется, образуя при этом в нижней части облака вихрь (рисунок 3.7). Именно этот вихрь, постепенно расширяясь, поднимает облако на огромную высоту.
Это основные четыре стадии ядерного взрыва. Здесь рассматриваются не все составляющие компоненты ядерного взрыва, а только те, которые решающим образом определяют форму облака и столба - "шляпки" и ножки ядерного гриба. При взрыве обычных зарядов не достигаются такие высокие температуры и давления, которые приводят к образованию радиоактивного облака. А что будет, если еще увеличить мощность взрыва?
4. Термоядерный взрыв
Рис 4.1. Термоядерный взрыв.
Сразу заметны его отличия от ядерного взрыва. Это облако уже мало похоже на гриб: все кудлатое, вспенившееся. И ножка поражает своей правильной геометрической формой, и это уже не ножка, а настоящая колонна. Она как будто обработана на токарном станке -это результат работы вихря.
Не сразу можно найти образец в живом мире, похожий на это облако, однако, взглянув на следующий снимок, сначала даже не верится в такое сходство: может, это фотомонтаж, и цветную капусту налепили на небо.
Рис. 4.2. Термоядерный взрыв или цветная капуста?
Они настолько похожи, что нет необходимости приводить для сравнения снимок цветной капусты.
Заглянуть внутрь облака невозможно, зато можно в цветную капусту. Она образована из многих отростков, каждый из которых увенчан маленьким кочаном.
Рис. 4.3. Кочан цветной капусты
Эту форму мы уже подробно рассматривали при описании формирования облака ядерного взрыва (рисунок 3.4). Снизу хорошо видно, из каких маленьких "грибков" состоит этот кочан. Разрежем его.
Рис. 4.4. Вертикальный разрез кочана, справа - его верхушки.
На разрезе видна ярко выраженная древовидная структура: конусообразный ствол и отходящие от него ветки. Снизу ветки длиннее и толще. Каждая ветка на конце разветвляется и образует полусферу. Ветки заполняют равномерно все пространство таким образом, чтобы их полусферы, объединившись, образовали полусферу кочана. Каждая ветка имеет такое же строение, что и весь кочан. Это хорошо видно на снимке нижней ветки кочана.
Рис. 4.5. Нижняя ветка кочана в разрезе
Эти наблюдения позволяют предположить существование потоков жизни.
5. Потоки жизни
Основным фактором образования радиоактивного облака при ядерном взрыве является поток с определёнными характеристиками, которые зависят от многих условий. Замеченное сходство в строении взрыва со строением гриба и цветной капусты дает основания предположить, что, как и при взрыве, должны существовать соответствующие потоки. Тогда нужно будет только подобрать условия возникновения потоков и определить их характеристики, чтобы получить разнообразные формы, которые присутствуют в живой природе.
Все-таки, почему же гриб и цветная капуста? Очевидно, что главную роль в сходстве играет скорость протекания процессов. Для живой материи скорость роста гриба и формирования кочана капусты относится к скорости роста других организмов, как скорость потоков при ядерном взрыве к скорости потоков при обычном. Причем можно соотнести и мощность взрывов: гриб - ядерный, капуста - термоядерный. Именно из-за быстротечности потоков и процессов внешние факторы не успевают исказить их истинную форму.
Если при взрывах мы рассматриваем потоки газов и частиц, то какие потоки нужно искать в живых организмах. Что в нас течет?
Конечно же, энергия жизни. Это давно известно. О существование биоэнергии подробно написано в древних книгах. Вопросы взаимодействия с этой энергией изучались тысячелетиями. И весь этот многовековой опыт многих поколений не принимается наукой лишь потому, что он никак не укладывается в созданную ею же модель Вселенной.
Так в чем же проблема? Нужно создать новую модель. Решающими факторами для принятия биоэнергии в законные существующие виды энергии являются: доказательство преобразования биоэнергии в другие виды энергии, определение условий этого преобразования, возможность измерения биоэнергии.
В настоящее время уже возможно зафиксировать отличия живой материи с помощью фотографирования по методу Кирлиан. Более подробно об этом методе. На металлическую пластину помещается фотопластина, а на нее образец. После подачи высокого напряжения на металлическую пластину на фотопластине остаются следы от образца. В качестве примера можно привести два снимка. На первом - капля простой воды, на втором - капля крови.
Рис. 5.1. Снимки по методу Кирлиан: слева капли воды, справа капли крови
Для большей наглядности того, насколько нелепо положение с непризнанием биоэнергии, рассмотрим ситуацию с открытием магнитного взаимодействия.
На время забудем о его существовании и попробуем объяснить поведение железных опилок на бумажном листе, под который положен магнит. Рассмотрим одну частицу. Обратить внимание на то, как она располагается, возможно лишь в двух случаях: в первом, когда она участвует с другими частицами в построении линии, или во втором, когда мы зададимся целью поместить ее определенным образом, а у нас это не получится. Пусть частица находится в стороне от других и далеко от магнита настолько, что сила трения между частицей и бумагой больше силы взаимодействия с магнитом. Тогда, как бы мы не располагали эту частицу, она будет принимать заданное нами положение, и мы ничего необычного не заметим. Только постучав по листу и ослабив, тем самым, трение, можно будет зафиксировать изменение.
Там, где магнитное взаимодействие больше всех прочих воздействий, частички объединяются и образуют тонкие короткие проволочки, которые стоят на бумаге, причем каждая под своим углом наклона. Почему же тогда не появилась теория самоориентации материи, а было введено понятие магнитного взаимодействия?
Во-первых, был магнит, т.е. был источник магнитного поля. Во-вторых, можно было измерить силу магнитного взаимодействия и определить закон этого взаимодействия. Значит, для признания существования биологического взаимодействия, нужно, во-первых, найти источник биоэнергии и, во-вторых, определить силу биологического взаимодействия.
Источником биоэнергии является любой живой организм, а как измерить силу биологического взаимодействия, пока неясно. Хотя сейчас фактов взаимодействия живой материи накопилось столь много, что, не дожидаясь их научного объяснения, принимают решения об использовании этого взаимодействия в практических целях, а все эти факты относят к необъяснимым феноменам.
Если в приведенном выше размышлении заменить железные опилки на живые клетки, а магнит на источник биопотоков, то окажется, что все сказанное про магнитное взаимодействие верно и для биологического. Можно даже составить список аналогий. Каждая железная частица имеет собственное магнитное поле, каждая живая клетка обладает биополем. Частицы объединяются и располагаются вдоль линий индукции магнитного поля, клетки делятся и выстраиваются в соответствии с формой биопотока. Но тогда, если трудно определить магнитное взаимодействие, изучая одну частицу, то очевидно, что также трудно определить биологическое взаимодействие, рассматривая одну клетку. И если можно оценить силу магнитного взаимодействия количеством сцепившихся частиц, то силу биологического - количеством клеток в живом организме.
Конечно, это будет довольно грубая оценка. Для более точной необходимо еще учесть все внешние воздействия на живой организм и определить условия для его благоприятного существования. Если посадить две сосны, одну в тайге, а другую в горах, то вырастут два дерева, у которых количество клеток будет очень сильно отличаться. Но это же не значит, что у них изначально были разные биопотоки. Просто, часть энергии была потрачена не на рост дерева, а на восстановление клеток, подвергшихся губительному воздействию внешних факторов.
Для доказательства действительного существования биологических потоков давайте рассмотрим жизнь гриба.
Рис. 5.2. Схема роста гриба
На рисунке 5.2 представлено решение задачи, которая состоит в следующем. Нужно определить, какими основными характеристиками должен обладать биопоток, чтобы получилась шляпка гриба. Для этого представим поток как множество струй, движущихся параллельно с различными скоростями. В некоторой точке происходит расширение потока, и струи представляют собой линии тока, которые нужно определить.
На рисунке изображено пять моментов развития гриба. В верхней части рисунка построены графики функции, описывающей движение потока. Под ними расположены значения коэффициентов, при которых графики имеют такой вид.
В первой точке должны быть заданы следующие параметры: максимальная скорость у потока в самом центре, и она не высока. Тогда после расширения он образует форму сферы. В нижней части сферы зарождается вихрь.
Во второй точке поток уже приподнял сферу, скорость немного возросла и максимальна возле центра.
В третьей точке продолжается рост скорости и ее смещение к краю потока. Это связано с уже отчетливо заметным вихрем, который определяет выпуклую снизу часть шляпки.
В четвертой точке шляпка продолжает подниматься по краям, нарушается первоначальная сферическая форма. Вихревой поток растет и расширяется, внутри него пустота - грибное тело не заполняет это пространство.
В пятой точке происходит разрыв шляпки и дальнейший подъем краев. Весь процесс протекает с постоянно возрастающей скоростью потока и смещением максимальной скорости к краю.
Подобным же образом происходит и рост облака при ядерном взрыве.
Осталось только выяснить, что происходит с вихревым потоком. Он будет постепенно расширяться и подниматься выше. Именно он поднимает при ядерном взрыве облако на огромную высоту и там, потеряв всю энергию, исчезает.
А у гриба этот вихрь продолжает изменять его форму. На рисунке 5.3 изображена лисичка в разные периоды жизни.
Рис. 5.3.
Младенчество - тонкий и маленький грибочек, прижавшийся к своему взрослому собрату. Молодость - большой крепыш с лихо заломленной круглой шляпой. Зрелость - набравший вес и силу гриб в изысканной широкополой шляпке. А далее старость и смерть. Жизнь одинакова у всех живых организмов.
На рисунке 5.4 представлен график, соответствующий периоду зрелости гриба. Вихрь расширился и поднялся, скорость потока стала максимальной по краям, а в центре упала до нуля.
Рис. 5.4. График потока
Это проявилось в том, что в центре ножки гриба появилась пустота, что видно на разрезе зрелой лисички (рисунок 5.3). Края шляпки поднялись, образовав воронку.
На этом заканчивается изменение формы гриба. Вихрь замедляется, скорость биопотока уменьшается, наступает старость. А с остановкой вихря прекращается и поток жизни.
Получается, что если мы знаем динамику роста живого организма, то можем рассчитать продолжительность его жизни. А это значит, что жизнь - взрыв!
6. Жизнь - взрыв?!
Часто перед нами возникают вопросы, на которые мы не в состоянии дать ответ. Не помогают ни поиски в книгах, ни обращения к специалистам. Приходится искать ответ самому. А вопросы стоят очень остро, заставляя постоянно возвращаться к поискам их решения. И тогда после долгих раздумий и переживаний, после многих бесплодных попыток найти ответ, на помощь приходит народная мудрость, которая гласит: "Утро вечера мудренее". Действительно, чаще всего так и происходит: после отчаянных безуспешных вечерних поисков наутро ответ готов. Если быть точнее, есть не ответ, а есть ощущение полученного ответа, которое снимает мучивший до сих пор вопрос. Есть уверенность в правильности действий, которая отбрасывает последние сомнения. Есть радость, есть легкость, есть чувство прикосновения к Истине.
Не всегда удается логично объяснить, почему именно такое пришедшее решение правильно, даже самому себе. Более того, попытка разобраться еще раз может вызвать сомнения в истинности ответа и заставит заново решать прежний вопрос. И только после многократных переживаний этих моментов получения ответа появляется вера в истинность найденного решения. Это становится аксиомой. Если мы в дальнейшем встречаемся с человеком, который докажет правильность этого решения, то это вызывает у нас недоумение: "А я уже давно это знал".
Это небольшое отступление было нужно, чтобы показать, насколько сложен путь первопроходца к новым Истинам. Многие люди пытались найти ответ на вопрос: "Что такое Жизнь?" Все они получили ответ, но не все смогли логично его обосновать. Совсем немногие решились огласить этот ответ во всеуслышанье, не страшась насмешек и непонимания.
Вот что о жизни пишет человек, который изучал ее всю свою жизнь. Александр Гаврилович Гурвич в своей книге "Принцип аналитической биологии и теории клеточных полей" говорит: "Поле ядра есть векторная сумма значительного числа "элементарных" полей частиц хроматина, носящих характер вспышек, соответствующих какому-то этапу синтеза частицы хроматина" [1, c. 167]. Это очень точное описание процессов, происходящих в клетках живых организмов. И такое тонкое наблюдение, которым является "характер вспышек", невозможно было увидеть. Это можно было только почувствовать. В это нужно было поверить, ведь это является краеугольным камнем в теории клеточных полей.
О том, что жизнь и взрыв имеют сходство, было известно с давних пор. Ведь нельзя объяснить простым совпадением следующий факт: в греческом языке слово βλαστοσ означает "зародыш, росток", а в английском - blast переводится как "порыв воздуха, взрыв".
Рождение Вселенной называется Большим Взрывом. Только такое предположение дает возможность объяснить многие наблюдаемые явления.
Так какую же форму имеет Вселенная? Очевидно, что в первые мгновения она должна была иметь форму сферы. Начало термоядерного взрыва, снимок которого представлен на рисунке 6.1, полностью это подтверждает: образуется правильная сфера, выступы сверху и сбоку объясняются техническими особенностями конструкции бомбы.
Рис. 6.1. Термоядерный взрыв, первые мгновения
Но затем на взрыв начинает оказывать влияние Земля, и он приобретает свой "грибной" вид (рисунок 6.2).
Рис. 6.2. Термоядерный взрыв, мощность 14 мегатонн
На снимке видно, что это взрыв огромной силы. Такой, что стратосфера Земли выгнулась над облаком, и сам гриб имеет гигантские размеры: внизу над самой поверхностью видна тонкая полоска облаков.
А какую форму примет облако, если взрыв произвести в открытом космосе? Оказывается, что это явление происходит довольно часто. Рождение звезд является термоядерным взрывом огромной мощности. Сначала облако принимает сферическую форму.
Затем газ и пыль, из которых состоит новое облако, взаимодействуют между собой и со всей Вселенной. Это может приводить к появлению разнообразных, подчас самых причудливых форм. На рисунке 6.3 два снимка демонстрируют результат такого взаимодействия.
Рис. 6.3. Слева - планетарная туманность Песочные Часы, справа - взаимодействующая галактика Тележное Колесо
Получившиеся газопылевые облака являются основой образования галактик. В результате взаимодействия различного рода они продолжают изменяться, пока вся система не примет более устойчивое состояние. При этом получается характерная форма диска, тонкого по краям и утолщенного в центре. Если посмотреть на диск сбоку, то его очертания являются кривой, которая называется конхоидой Никомеда.
Эта замечательная линия очень часто встречается в контурах живых организмов. При рассмотрении диска сверху хорошо различаются струи, имеющие форму спирали, которые и дали название галактикам - спиральные галактики. В центре галактики находится ядро, к которому устремляются газопылевые струи.
Рис. 6.4. Галактики. Слева - спиральная галактика NGC-891; в центре - галактика Сомбреро; справа - туманность Андромеды