Леонова- Ломиани Екатерина : другие произведения.

Сказка об атаяре

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   СКАЗКА ОБ АТАЯРЕ- ОХОТНИКЕ.
  
   Издалёка поведу своё сказанье.
   Издалёка начну свою сказу.
   Коль поверите, значится, не втуне
   Сказки собирала по крылечкам,
   В поле жарком слушала былички.
   Да ночами ясных глаз не смыкала,
   Веретёнце кленовое откинув.
   Да с девками не шла на супрядки*,
   Коротая вечерки за лучинкой.
  
   Во сторонке- сторонушке далёкой,
   Где высокия дубровы и ели
   На ветвях своих небо качают,
   Да высокия тучки цепляют,
   Жил охотник Атаяр златоусый
   С раскрасавицею жёнкой Киятой.
  
   Как выходит управляться с хозяйством
   Чернобровая жёнка молодая,
   Перебросив через плечико косы-
   Даже Доля* её завидует тайно-
   Русокосая красавица-Доля,
   Что играет по полям на жалейке,
   Да путями потаёнными водит.
  
   О ту пору, блуждали по лесу,
   Пять охотничков за старым медведем.
   Русопятым, да великим медведем,
   Да уж больно злым и старым медведем.
  
   И гоняли оне по лесу зверя,
   Целых десять с лишком зорек вечерних.
   Ни уймяся ни на чёрную ночку,
   Ни румяным деньком не уставая
  
   И пожаловался бедный Сварогу*-
   "Ох, Свароже, аль не зришь ты с небесей,
   Аки* по лесу гоняют мя люди!
   Упаси меня от страшной недоли
   Быть поеденным мелкими людями!
   Ан и шкуру сдерут аще с живёху,
   Да постелют ея чадам играться!"
  
   Сжалился Свароже над медведем,
   Что прожил сорок лет на белом свете.
   Он посыпал угольки из дланей* жарких
   На охотничков спящих под дубками.
  
   И поднялся пожарище великой,
   Погорели те охотнички ужасно,
   А уж полымя по лесу потянулось,
   Да неслышно подобралось к домовине,
   Где ткала себе рубаху Кията.
  
   Атаяр - же был в далёкой сторонке.
   Атаярова хатка всполыхнула,
   Да и с нею вместе жёнка Кията.
   Не успела даже бросить работы,
   Как явился тот пожарище в сени.
  
   Как назад воротился Атаяре,
   Да застал одно лишь пепелище!
   Чёрны вороны кричат да кружатся,
   Обгорелыя остались печурки!
  
   И заплакал Атаяр во кручине,
   Да на землю повалился сырую.
   Так он плакал два дни и две ночи,
   А на третью покинул пепелище.
  
   Он бежал из лесу в поле пустое,
   Долго-долго убегал от тоски он.
   А оне его везде догоняла,
   Ведь от ней не убегишь,от тоски-то!
  
   И побрёл один он с гладу качаясь,
   На старинное Ярово селище.
   А селище то немалое было,
   По- над речкою широкой стелилось.
   Как добрёл он до первого домишки
   И упал на пороге бездыханный.
  
   2
  
   Выходила утром ко скотине,
   Молодая Лея - караселка*.
   Выходя, в темноте спотыкнулась,
   Об лежачего навзничь Атаяра.
  
   Испугалася девка, закричала,
   Да подумала, что энто анчутка!*
   Он и мокрый был, чрез речку плывяху,
   И в траве болотной лапти его были.
  
   Будто правда он- анчутка мохнатый!
  
   Вышел батюшка ея ко скотине
   Да зажёг огонь на малой курилке.
   Глядь- открыл Атаяр свои очи,
   Да одно прорек - "Ох, крес* притушите!"
  
   Затянули его прямо на сени,
   Да обмыли от грязи и тины.
   Атаяр оказался не анчутом,
   Да и ус его золотом светился.
  
   Напоили Атаяра медами,
   Уложили его спать на полати.
   А девица-то уж очи не сводит,
   Всё глядит на Атаяра осторожно.
  
   Приходили глядеть на Атаяра
   Девки красные , да жёнки постарше.
   Всё дивились, что красивый, да статный,
   Да завидовали Лее- караселке.
  
   Уходили вздыхая, да горюя,
   Что у них не упал он на порожке..
   Няньки Леины бегали за девкой,
   А оне от него не отходила.
  
   Да работать Атаяр не умеет!
   То он вывернет ведро под коровку,
   То коня на росном поле привяжет!
   Не умеет ничаго он по дому,
   Словно он какой-то княжий сыночек!
  
   Посылали по князьям да боярам,
   Испросить не потерялся ли сыне.
   Приходили в дом посыльные часто,
   Но никто не признал в ём знакомца.
  
   Недоволен был и батюшка старый,
   Токмо Лея всё вздыхала тихонько.
   Атаярову одежду стирала,
   Да причёсывала кудри златыя.
  
   Так неделя пролетела, другая.
   Так пришёл до Атаяра хозяин.
   "Что ж ты деешь*,увалень ты глупый,
   эдак ты изведёшь мне всю скотину!
   Кто учил тебя, разбойник ты, дурень,
   В поле росном с конякою гуляти!
   Ан нажрётся он травы да издохнет,
   Кто же мне тады коняку-то куплет!
   Что умеешь ты, коль не разумеешь
   За хозяйскими глядеть за скотами!"
  
   Потупился Атаяр, испужался,
   Что хозяин его выгонит с дому.
   Да вступилася хозяйская дочка,
   Черноглазая Лея- караселка.
  
   "Аль не видишь ты,батюшка родимец,
   То, что наш Атаяре был охотник!
   Глянь, персты его тетивами отёрты,
   А ладония* по луку согнулась!
   Глянь, какой у Атаяра ножик,
   Для бельчатины и зайца пригодный.
   Глянь, как ходит Атаяр, аки княжич
   Не согбенный от тяжёлой работы.
   Он из глины не лепит посуды,
   Да за мехом кузнечным не потеет.
   Отбивая подковы, да омежи*
   Он боронку не таскал за лошадкой,
   Да овечек не стриг на овчарне!"
  
   Приутих тогда отец её строгий
   Да и плюнул на своё недоумье.
  
   3
  
   Собиралися старши да молодши
   На охоту за турами* в полесье.
   Собиралися, стрелки очиняли,
   Копьеца точили не точилах.
   Многие и вовсе не умели
   Зверя с птицею стреляти по лесу,
   На медведя с рогатиной ходити.
  
   Был один старик старый престарый,
   Что по-юности ходил на медведя.
   Он и луки им натягивал ладно
   И тетивы крутил им с Атаяром.
  
   Все-то прежде работали в поле,
   Только в этот год сама Макоша*
   Что-то уж разгневалась на смертных.
   Урожаи стали скудны, да жидки,
   А скотина худа и недородна*.
   Горько плакала Лея- караселка,
   Да слезами все ночи умывалась.
   Но его уж не удержишь и девка
   Успокоилась хоть и ненадолго.
  
   Молоды товарищи и быстры.
   Не боятся они леса густого
   И рогатых туриц не боятся.
   На коней попрыгали высоких
   И уздечками лихо зазвенели.
   Так по лесу они ехали рядом,
   А под ними кони резво плясали.
   Уж кричат оне, поют да смеются,
   И чем дале забираются в чащу,
   Тем мрачнее лице Атаяра.
   Едет он завершая тот поезд,
   Да помалкивает, глядя в чащобу,
   Нет ли где рыси быстроглазой,
   Нет ли где разъярённого медведя.
  
   Вот уж ехали оне через сосны,
   Через старыя кленки и дубочки.
   На жилище наехали воскоре,
   На недавно погорелое жилище.
   Атаяр и челом переменился!
   Повернул он в чащобу лесную.
   Прянул* в чащу, заплакав от горя,
   А его молодецкая дружина,
   Поспешила на светлые поляны.
   И промолвил старче седовласый-
   "Энтот лес весь знает Атаяре!"
  
   Успокоился Атаяр-охотник.
   Да решил нагнать свою дружину.
   Молча ехал он, а солнце садилось
   И сошёл он, наконец, с пути- путинки.
   Потерялся во лесу во знакомом!
   То ль шишиморы* его заблукали,
   То ли лешие его бородами
   Оплели, да увели в свою чащу.
  
   И взмолился Атаяре несчастный
   Своему Ипабогу*дорогому,
   Покровителю радостной охоты,
   От кабаньего клыка, да от волка,
   Берегущего в лесу человека.
  
   "Ясный мой Ипабог- охранитель!
   Не убил я зверя никакого
   Ради меху или ради наживы!
   Помоги мне выйти на дорогу,
   Аще нежити* боюся я очень!"
  
   И махнул Ипабог ему крылами,
   Со зверями, намалёванными охрой.
   Засветилася белая дорога,
   Полосой ведущая из лесу.
  
   И поехал Атаяр разнесчастный
   На коне, дрожащем под уздою.
  
   Едет он по волшебной дороге,
   Обереги к сердцу прижимая.
   Что случилось с духом Атаяра,
   Он ведь прежде никого не боялся!
  
   Ночевал один он в ельнике тёмном,
   Даже костерка не разжигая.
   А теперь его сердце тревожно,
   Как у красной девицы пугливо.
   Да в ладоне сжимает он крестик
   С посолонь загнутыми концами*.
  
   Вдруг услышал он голос поднебесный,
   Голос ласковый, голос зовущий.
   Красоты неописуемой голос.
   Тут зафыркал под седлом конь ретивый,
   Да брыкнулся и скинул Атаяра.
   Да рванулся в буреломы , где звери,
   Со светящимися глазками рыщут.
  
   Голос тот неминуемый был нежен,
   Так приятно слова его звучали.
   Голос ласковый, голос молящий,
   Словно он исходил из горла Сирин*.
  
   Атаяр, что столп застыл со страху!
   Видит- синяя стоит на дороге
   С голубыми волосами лоскоталка*!
   А глаза её, что омут зелёный,
   Кудри тонкие землю подметают,
   Ручки слабые папоротник держут,
   А лицо ея схоже на Кияту,
   Аки схожа песчинка на песчинку!
  
   Замолила она Атаяру-
   Закричала,застонала,
   Зарыдала!
   Да и бросилась к ему обниматься.
   "Ты на что меня одну в лесу покинул!
   Ты почто меня забыл, Атаяре!
   Кажный год прихожу я на Купалу*,
   На забытое наше пепелище,
   Да брожу собирая уголёчки.
   Да обратно ни с чем ворочаюсь,
   Ты почто меня покинул, мой любый,
   Аль нашёл себе девицу какую..."
  
   Так уж плакала Кията- лоскоталка,
   А супруг ея не двинулся с места.
   Уж рыдала она долго и горько,
   Пока солнце не ударило лучами.
  
   Тут Кията взвизгнула легонько,
   И свилася змейкою зелёной.
   И под корни ольховые укрылась*.
  
   Атаяр же упал от бессилья,
   Да лежал, пока не подобрали.
  
   Ворочалася весёлая дружина
   По дороге в Ярово селище.
   Подобрали в лесу Атаяра,
   Поседевшего за битые сутки.
   Да свалили в обоз с битым зверем.
  
   Через два дни вернулася дружина
   Настрелявши и уточек и зайцев,
   Да кабанчиков малых да великих
   Да и прочих маленьких зверюшков.
   Только туров оне не настреляли-
   Испужалися ,что больно огромны.
  
   Как увидела Лея -караселка,
   Не своим -то криком закричала.
   И на грудь ему кинулася горько
   Плача, обнимая и цалуя.
  
   Через месяц справили им свадьбу.
   Радовалась Лея-караселка.
   А супружник ейный так и ни слова
   Не промолвил ,как из лесу явился.
  
   Всё сидел себе в кузнице в слободке,
   Да оружие красивое делал.
   Мечи острые, сошки ,скрамасаксы*...
   А виски побелели, аки перья.
  
   И ходили по селищу слухи,
   Что его околдовала лоскоталка.
   Что попал он на тропинку юды*
   И она его памяти лишила.
  
   Ни словечка не услышала Лея
   Целый год, пока весна не настала.
  
   4
  
   Летом жарким, собралися гуртом*
   Девицы праздновать Купалу.
   Хороводы весёлые водили,
   Да букетами баньки устилали.
  
   На Клечалы* гоняли всяку нежить*
   По лужкам весёлым, полю сырому,
   Да скрываясь от назойливых взоров,
   Разбегались, в горелки* наиграясь.
  
   А Лея, черноглазая молодка,
   Как одела двурогую кичу*,
   Как одела бабскую понёву*,
   Стала важной, дородной, благолепой.*
  
   Стала важно ступать, аки лебёдка,
   Стала улыбаться широко.
   Шла с Атаяром в нетолоку*,
   А обратно утрами ворочалась.
  
   Но тут ночь наступила озорная,
   Ночь Яр-Купалы* дорогого.
   Хмель пошёл по жилам , играя,
   Да горели очи молодые.
  
   В ночь светлоликого Купалы,
   Токмо девки кукушку* схоронили,
   Токмо расплели все веночки*,
   Как исчез Атаяр златоусый.
  
   Он исчез в полях,один, да болотцах,
   Как ушёл он, токмо Лея видала.
   Потихонечку за ним поспешила,
   Да скрывалася до самого леса.
  
   А пропали оне в лесе дремучем,
   Будто взялися искать себе травки.
   Атаяр по дороге шёл в чащу,
   К пепелищу старому побрёл он.
  
   Закричали кругом неясыти,
   И шишиморы блеснули очами.
   Испугалась черноглазая Лея,
   И увидела странную девицу.
  
   Как увидел Атаяр свою ладу,
   Уж и света он белого не взвидел!
   Бросился к ногам ея гусиным*,
   Да зелены кудри цалуя.
  
   "Ладушка, милая Кията,
   не приходишь ты во сне беспокойном,
   уж на девице меня оженили,
   уж меня она так сладко цалует!
  
   Но открою я глаза свои ночью,
   Вижу лишь твои зеленыя очи!
   Уж тоскую по тебе, моя ладо*,
   Забери меня, коль хочешь с собою!"
  
   Улыбнулась Кията- лоскоталка,
   И погладила ручкой Атаяра.
   Прислонилася к ёлочке Лея,
   И полезли ей в голову думки.
  
   Поняла она горе Атаяра,
   Да решила отпустить его с миром.
   А Кията, косами обмотала
   Мужа любого, ведя за собою*.
  
   Так никто его боле и не видел.
   Так никто о ём боле и не слышал.
   А на месте пожарища лесного
   Выросли весной дубок и ёлка,
   Что макушками свились неразрывно.
   Расцвела разрыв-трава* не Купальи,
   Да запели соловьи в тех чащобах.
  
   Хоть в селище и слухи ходили,
   Что пропал Атаяр с нечистой силой,
   Что медведи его ночью заели,
   Где искали оне звёздныя травы
   С черноглазою Леей-караселкой.
  
   Лея, черноглазая девица,
   Вышла вскоре за княжьего сына.
   А как чадо у неё народилась,
   Нарекли его тотчас Атаяром.
  
   12.3.00
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   СКАЗКА ПРО АТАЯРА
  
   СТР.9...супрядки...-посиделки
  
   Стр.10...Сварог -...верховное божество славянского пантеона. Правит небесными, земными и подземными богами, сотворитель земли.
   ...аки... - как
   ...длани... - руки
   ...караселка... - красавица
  
   стр.11...анчутка... - болотный чёртик, злая сила, нежить, представлялся как низкорослое существо с крылышками, хвостом и копытцами. Творил всякие безобразия.
   ...нежить... - существа потустороннего мира, не имеющие своего тела, ходящие в личинах, в человеческом обличье или вроде того.
   ...крес... - огонь
   ...деешь... - делаешь
  
   стр.12...ладония... - ладонь
   ...омежь... - плуг, сошка
   ...туры... - древние быки, жившие повсеместно в средней полосе России, Велесовы стада, которые паслись в небе - тучи - назывались "дождевыми турами", дождь означался как млеко небесных туриц.
   ...Макоша... - Мокоша, Макошь, Мокошь - богиня плодородия, судьбы, почиталась повсеместно, имела множество помощниц, вил, облачных дев, числом тридевять, Долю и Недолю.
   ...недородна...- слабая, хилая. В противопоставление - дородна-сильная, пышущая жизнью.
   ...прянул... - прыгнул, рванулся.
  
   стр.13..шишиморы... - кикиморы, лесные жители.
   ....Ипабог... - бог  покровитель охоты, спаситель зверей..
   ...крестик с посолонь загнутыми концами... - оберег с солярным-солнечным знаком от нечисти, кончики креста, загнутые посолонь, то есть по движению солнца, по часовой стрелке, знак Яви, добра, радости и всего счастливого, тогда как крест с концами загнутыми противосолонь, знак зла, древнеарийские солярные знаки.
   ...Сирин... - мифическая птица, одна из трёх (Гамаюн, Алконост) Только счастливый человек может услышать голос Сирин. У птицы человеческое лицо.
   ...лоскоталка... - русалка, живёт в лесах.
   Стр.14...Купала... -одно из имён Ярилы, летнего божества света, любви и страсти. Купала- окончание праздника чествования Ярилы, его конечный этап, означал, что Ярила засыпает, умирает. Купальи - праздник проводов Ярилы, рождение которого празднуется на Радуницу. Купиться - по древнеславянски "любиться, любить" Этим и означен смысл праздника.
   ...корни ольховые... - ольха, ель, осина, почитались как "тёмные деревья", помощники тёмных сил. Их не сажали возле домов, из них не строили домов и не делали изделий. Лес еловый считался нечистым лесом, дремучим и зловещим.
   ...скрамасаксы... -оружие скифов-охотников, нечто вроде кинжала.
   ...юды... - юда, самодива, девы с косами до земли, живут в озёрах, выходят петь на луга, и если попасть на дорожку её, могут убить, удавить косами или лишить памяти.
   ...гуртом... - группой, стайкой. Местное наречие.
   Стр.15...-Клечалы... - Один из этапов праздника чествования Ярилы, происходит летом. В это время, юноши и девушки гоняли русалок по полям и лугам..
   ...горелки... - игра, в которой участвовали парни и девушки. Смысл её заключается в выборе пары и после этого, пара убегает в лес или в поле для любовных игр.
   ...двурогая кича... - кика, кичка. Головной убор замужних женщин, который олицетворяет собой священное животное арийцев- корову. Означает призыв к плодородию.
   ...понёва...- юбка из трёх полотнищ, носимая крестьянками.
   ...благолепой... - пригожей, красивой.
   ...нетолока... - поле, не отданное под пастбище, луговина.
   ...Яр-Купала... - Ярило. Купало - одно из его имён
   ...кукушку хоронить... - обряд, в котором принимали участие незамужние девушки. Они делали куклу  кукушку, праздновали её рождение, крестили её, кумились, то есть,становились фактически родственницами, после, нашептав кукушке о своих неприятностях и бедах, зарывали её в таком месте, о котором никто не знал.
   ...расплести веночки... - по окончанию праздников Ярилы-Купалы, следовало расплести венок, сплетённый в Русалии, и пустить его по воде.
   ...ногам гусиным... - у многих лесных жительниц, юд, лесных и водяных дев, лоскоталок, русалок были гусиные ноги, или же козьи копытца.
   ...ладо... - ласковое любовное обращение от имени богини Лады- богини любви.
  

  
  
  
   13
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"