Крок Лера : другие произведения.

Кушать подано, или куда уходят гении отечественной литературы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


КУШАТЬ ПОДАНО,

или куда уходят гении отечественной литературы.

  
   Литературных течений в Украине более, чем много. Еще необъятнее просторы различных литературных объединений, студий, проектов, союзов и т.д. Как правило - это определенный узкий круг людей, целью которого является творческая самореализация. Любому автору, даже самому маленькому (во всех смыслах) необходимо признание. И если его не удается получить в широком кругу читателей, то почему бы не объединить вокруг себя пару тройку графоманов, обозвать созданную ячейку громким и ярким именем, что бы таким образом открыть горизонты для самовосхваления. При этом есть смысл максимально облить грязью такие же рядом стоящие объединения. Ведь ничто так не подчеркивает собственный талант, как абсолютное его отсутствие у конкурентов.
  
   К сожалению - это обычная практика. И, тем не менее, чем бы дитя не тешилось - лишь бы не под забором. Такие группы можно с уверенностью назвать кружками по интересам. Авторы в них самозабвенно читают свои произведения, слушатели (такие же авторы) дают на них восторженные рецензии. Оптимальный симбиоз Автор-Читатель. Особенно в свете известной фразы "кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку". Ничего плохого в подобных "творческих союзах" нет, к тому же - они достаточно закрыты для постороннего участия или наблюдения. Однако, есть ли в них место искусству? Может быть, совершенно справедливо критики настаивают на отсутствии украинской литературы, как таковой?
  
   Полки книжных магазинов пестрят украинскими переводами российских писателей и местной этнической поэзией. Неужели, больше ничего нет? Возможно, литературные агенты плохо ищут? Но, с другой стороны - достаточно открыть любую поисковую страницу в Интернете, ввести - литературное объединение, и количество найденных союзов и авторов просто повергнет в информационный шок! Справедливо встает вопрос - а литература ли ЭТО? Поэзия - или ее суррогат? Проза, или накопившиеся личные претензии авторов к собственной жизни?
  
   Особенно удивителен современный авангард, в котором острые фразеологические обороты стали правилом хорошего тона. Так где же, все-таки, искусство? В бесконечных литературных объединениях, где авторы не выдерживают критики, а тексты - даже поверхностного рассмотрения редакторами? Или в написанных и отложенных в стол произведениях, известных только их творцам? А, может быть, в светлых головах учеников и студентов, не сумевших пробиться ни к одному из литературных течений и вынужденных самостоятельно изучать все тонкости словесного мастерства? Возможно, именно в них есть та самая искра, которую еще не удалось заглушить цинизмом и скептицизмом "старших братьев" по творчеству?
  
   Самый поверхностный анализ детских литературных студий показывает, что обстоятельства складываются именно так. Довольно сильно представлены Львовская, Винницкая и Одесская юношеские школы словесности при структурных подразделениях Украинского государственного центра внешкольного образования. Столичные литературные студии при Союзе Писателей также немало выпустили настоящих авторов, которые сразу после выпуска смело заявили о себе издателям. Но ведь в Украине 26 административных единиц! В каждой из них сотни творческих объединений. Где эти авторы? Где их работы? Можно ли с уверенностью всех назвать графоманами? Безусловно, качество многих произведений серьезно превосходит "высокий" уровень текстов, изданных Союзом писателей Украины. Но только стоит начинающему автору вынести свое творение на книжный олимп, как оно сразу же становится оплеванным "настоящими мастерами" параллельных литературных групп.
  
   Покалеченный талант, не прошедший этих терний, несет свое детище обратно в стол. Так гибнут настоящие шедевры. Старая добрая фраза о гениях и бездарностях становится истиной.
  
   И, тем не менее, Европа уже сейчас наблюдает "украинский литературный феномен". По данным книжной палаты, в 2009 году отечественными издателями было выпущено около 20 000 наименований книг. Эта цифра почти вдвое превышает количество изданной литературы во всем Евросоюзе. Где эти книги? Из двухсот столичных книжных магазинов остались считанные два - три десятка, а украиноязычных публикаций в них едва наберется 10 - 15% от общего объема книжной продукции. И те, в своем большинстве - переводы зарубежных авторов. Куда прячется современная украинская литература?
  
   Стандартные творческие союзы можно смело отставлять в сторону. Их цель - самовосхваления, но ни в коем случае национальный подъем литературной сферы. Их работа подобна македонской фаланге: один скажет "УРА!", рядом идущие подхватят - "ГЕНИАЛЬНО!". Все, кто попытается пробиться в ряды, или стать противовесом - рискуют быть раздавленными объединенным хором: "БЕЗДАРНОСТЬ!".
  
   Вопрос "Где же выпускники детских литературных студий?" отпадает, как атавизм. Ответ очевиден - под подошвами отечественных "гениев". Безусловно, есть такие исключения, как Любко Дереш. Но этот успех с уверенностью можно поровну разделить между талантом автора и его издателем. Качественный пиар способен вывести на космическую орбиту любого "писателя". Искусство, к сожалению, в таких случаях остается за бортом, а в авангарде выступает дешевый популизм, умноженный на платежеспособность читателя.
  
   Любому издателю хорошо известно, что в такой ситуации необходима единая система сотрудничества между популярными авторами, молодыми талантами, критиками и читателем, как конечным потребителем интеллектуального продукта. Такой подход наблюдается в издательствах "Грани-Т", "Эксмо", "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА" и др. не менее известных. Это здравая политика ведения книжного бизнеса. И это был бы правильный государственный подход.
  
   Ранее такую координационную функцию выполнял Союз Писателей Украины - единый и мощный механизм, созданный для развития и тотального контроля советской литературы. Но Советский Союз раскололся, а вместе с ним рухнула и вся отлаженная система культурно-литературного сектора. Зато сохранился бюрократический аппарат и довольно неплохая материальная база, вокруг которой постоянно разгораются страсти "по материи", а также - по "доступу к прессе". Благо, что пресса сейчас вполне независима и сама может определить того, кто ей по-настоящему интересен. С завидной регулярностью в печатных и электронных СМИ муссируются критические статьи о бездуховности современной литературы, отсутствии государственной поддержки книгоиздателей, популизме начинающих авторов и пары-тройки известных авторских фамилий.
  
   Однако, проблемы единой стройной системы журналисты не снимают. Да и не должны. Не их это задачи. А Союз писателей слишком озабочен постоянной внутренней борьбой за эфемерные регалии, популярность и пр. "блага", чтобы отвлекаться на такие мелочи, как высокий литературный уровень и духовность написанных и изданных текстов. Читателю неизменно подсовываются проверенные остренькие детективчики, солененькие рассказики и густо смазанные шоколадом романы. "Кушать подано. Садитесь..." - далее по тексту. Куда уходят выпестованные выпускники детских творческих союзов?
  
   Практика показывает, что детские литературные студии воспитывают талантливых авторов, которые на выходе оказываются ненужными. У издателей на неизвестных гениев нет свободных средств, о государственном финансировании говорить не приходиться, в Союзе писателей их не ждут. Издаваться за собственные средства - равносильно позору. Что делать?
  
   - Мы видим решение этой проблемы не только в создании единой базы современных авторов Украины и сотрудничестве с издательствами - комментирует председатель Всеукраинского литературного объединения "Кобзарь" Дмитрий Папета, - но и в координации творческого пути каждого воспитанника наших литературных студий. Только так можно быть уверенными в том, что настоящие таланты получат свое признание, а читатель настоящую и интересную литературу.
  
   - Талант, на самом деле, всегда сможет пробиться сам. Ему надо лишь чуть-чуть помочь, а бездарный текст, даже широко растиражированный, так и останется лежать на полках в книжных магазинах. В Литературе могут быть различные направления, но магистральное течение - одно. И как бы ни был моден автор, читатель все равно будет возвращаться к хрестоматийной классике. - Так ответил на вопрос известный писатель, заместитель председателя киевской городской организации Союза писателей Украины Сергей Батурин.
  
   - Вероятно, руководителями литературных студий должны быть настоящие профессионалы, искренне любящие свое дело. Только так можно будет дать детям необходимый багаж знаний, который поможет стать молодым авторам известными писателями и поэтами. Даже самородки нуждаются в ювелирной работе, чтобы стать бриллиантами мирового масштаба. - Ответил Андрей Лемешко, председатель киевского городского управления ЛО "Кобзарь".
  
   - Каждый ребенок - это уже гений. Главное, помочь ему не потерять вложенный Богом дар. Только тогда мы получим духовно и интеллектуально развитую личность, которая сможет реализовать себя в любой отрасли и при любых обстоятельствах. И задача эта стоит не только перед родителями и государством - но и перед общественностью в том числе. - Прокомментировал ситуацию директор Украинского центра внешкольного образования Виталий Ткачук.
  
   Вполне возможно, что общество, в конечном итоге, само воспитает как автора, так и читателя. Только вот - какими они будут?
  
  
   Лера Крок.
   24.03.10
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"