Вавилонское царство, возникло в начале второго тысячелетия до н.э. на юге Междуречья (территория современного Ирака), в результате обретения верховной власти Мардуком, оно пришло на смену Шумеру и Аккаду. В его столице Вавилоне Мардуком в 1895 г. до н. э. был назначен царь - Саму-абум, вождь семитского племени амореев, которые к тому времени начали образовывать независимые царства.
Историческая справка. Амореи (амориты) самоназвание "сутии", то есть потомки легендарного праотца Суту; (он же Сиф в синодальном переводе Библии, Шет в еврейских текстах) - кочевой западносемитский народ древней Передней Азии, говоривший на аморейском языке.
Древние царства
Согласно Библии, Аморей был сыном Ханаана и братом хеттов и иевусеев (Быт. 10:15). В эпоху Авраама они участвовали вместе с армией Содома в отражении нашествия эламитов Кедорлаомера (Быт. 14:7). Ко времени вторжения евреев, амореи владели восточным берегом реки Иордан (между землями Васан и Моав - Чис. 21:13-25), а также рядом городов южного Ханаана, в том числе Иерусалимом, Лахишем и Хевроном (Нав. 10:5). Иезекииль называет Иерусалим дочерью аморея (Иез. 16:4).
На арену мировой истории амореи выходят в III тыс. до н. э. как скотоводы-семиты, кочующие в Сирийской степи между Ханааном и Шумером. Старейшим аморейским городом считается Угарит. Помимо амореев (северо-западных семитов, предков евреев, хананеев и финикийцев) из прасемитов обособились аккадцы, протоарабы и савеяне. Первоначально амореи жили патриархальными родами. Ок. начала 22 в. до н. э. сутии широко расселяются вдоль Евфрата на северо-запад, занимая нагорье Джебель-Бишри (ставшее теперь их центром) и сопредельные области Сирии, где ассимилируют местный западно-семитский народ эблаитов, надломленных аккадскими походами предыдущего столетия; после этого на сутиев и переходит месопотамское название "амореи" (букв. "западные люди"), как ранее называли именно эблаитов. В ходе этого расселения выделилось три племенных союза сутиев: собственно сутии (они же диданы) на северо-западе, ханеи в центре и бини-ямина на юге и юго-востоке (некоторые исследователи полагают, что от последних происходит библейское колено Вениамина или Бениамина).
Во второй половине XXI в. до н. э. одна из групп кочевых племен амореев вторгаются в Месопотамию (Аккад) с запада, а другая вторгается в Ханаан. Цари III династии Ура (Ур - вотчина Нанны) построили стену вдоль края "гипсовой" пустыни от Евфрата до Тигра, которая была предназначена защитить Нижнюю Месопотамию с севера. "Гипсовая" пустыня с ничтожным количеством осадков тянется на 200 километров. За полосой "гипсовой" пустыни начинается низменность Нижней Месопотамии. Здесь реки Тигр и Евфрат текут очень близко друг от друга. Хотя и здесь продолжается пустыня, но разливы рек в период половодья образуют наносы ила, который служит плодородным слоем для выращивания зерновых культур". Но аморейские пастухи, не пытаясь прорваться на юг через эту пустыню и построенную царскими работниками стену, они перешли Верхнюю Месопотамию поперек, с запада на восток, переправились через Тигр, затем через Диялу и начали вторгаться на поля Нижней Месопотамии с востока на запад.
Племена западных семитов (амореев) в Месопотамии не были едины. Амореи разделились на множество совершенно независимых друг от друга и нередко враждовавших племён. На реке Хабур обитала одна часть племени идамарац, на Среднем Евфрате пасли своих овец среди прочих - бини-сим"ала, ханейцы (анейцы) и бини-ямина, причём их ответвления под особыми названиями держались также и гораздо южнее; так, между Евфратом и Тигром в Южном Двуречье кочевали племена амнанум, яхрурум, рабабум, а может быть и ряд других и в то же время они составляли часть бини-ямина и ханейцев. Часть племени амнанум пасла скот даже далеко на юге страны, возможно, в степи Ан-эдена, между Уруком и Уммой, а севернее их в Центральном Двуречье, восточнее и западнее Ниппура держалось племя нумхум. Пастбища же вдоль Тигра и за Тигром были заняты ниже долины реки Диялы племенами мутиябаль и ямутбала, а выше Диялы, до гряды Джебель-Хамрин - второй частью племени идамарац.
В XIX веке до н. э. амореи создают в Месопотамии три царства с центрами в Вавилоне (основатель династии Суму-абум), Иссин, Эшнунна и Ларса, которые были объединены в следующем столетии под началом царя Хаммурапи. В дальнейшем месопотамские амореи отразили натиск касситов с востока. Серьезный удар по амореям в XVI веке до н. э. нанесли хетты, которые захватили Вавилон и фактически отдали Месопотамию под власть старых врагов - касситов.
Создание империи Хаммурапи и экспансия хурритов в 18-17 вв. до н. э. стали поворотным этапом в судьбе амореев. Отныне зонами их сплошного обитания остаются только Нижняя Месопотамия, Сирийская степь и Заиорданье (царство Васан и союз "Сынов Шета"), в то время как в северной, уже заселенной преимущественно хурритами, части этого ареала, остаются только отдельные аморейские племена. Тем не менее, за территориями современных Ливана и Сирии к западу от Евфрата закрепилось название "Амурру" (то есть страна амореев). Там создается союз Ямхад. В XVIII веке до н. э. амореи создают племенной союз гиксосов, который осуществляет экспансию в Египет.
Карта древнего мира
В XVI в. до н. э. хетты совместно с касситами кладут конец аморейской Вавилонии. Одновременно территорию Палестины и Ливана берут под свой контроль египтяне, кладя конец господству гиксосов. Бежавшие в Сирийскую степь амореи формируют отряды хапиру. С очередным ослаблением Египта и началом арамейского расселения 14 в. до н. э., хапиру формируют союзы Аммон, Израиль, Моав и Эдом.
Джебель-Бишри отныне именуется, уже не "Горами амореев", а "Горами ахламеев (арамейское племя)". В конце 13-12 вв. до н. э. (катастрофа бронзового века) древнееврейские племена уничтожили или ассимилировали амореев Ханаана и Заиорданья; последние изолированные племена сутиев в Месопотамии были поглощены арамейской средой в 7 в. до н. э.
Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый. Государства Месопотамии вели между собой войны, и к 1800 году до н.э. Вавилон стал центром юга страны, подконтрольным царству Ларса.
Положение Вавилона к 1800 г. до н. э. - краткие исторические сведения о его ближайших соседях и происходивших в те времена событиях.
Ларса являлась древним шумерским городом, расположенным на территории Междуречья, в месте слияния Ефрата с его притоком Итурунгаль (совр. Сенкере, Ирак). Основателем города и его первым мифическим царём, в соответствии с Шумерским царским списком, считался Эн-Сибзанна. Ларса входила в состав крупнейших территориальных объединений Урука и была центром почитания солнечного бога Уту (Шамаша). Общинными богами Урука (шумер. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя, соврем. Варка) были Ану и Инанна. Расположенная в стратегически важном месте, Ларса приобрела самостоятельное политическое значение в начале 2 тыс. до н. э. Это случилось после падения III династии Ура и гибели Шумера в 2024 году до н. э. Ларса, избежавшая катастрофы, включилась в борьбу за гегемонию в регионе, её контролируемые границы доходили до Ниппура. В Ларсе был построен царский дворец из кирпича, значительно улучшена ирригационная система. Ларса достигла политического и экономического расцвета при правлении Нур Адада (1865 - 1850 годах до н. э.
Около 1932 г. до н. э. на престол Ларсы взошёл царь Гунгунум, который в 1924 г. до н. э. принял титул "царь Аккада и Шумера", распространив свою власть на города Лагаш и Ур. При сыне Гунгунума Абисарихи амореи в 1898 году до н. э. нанесли поражение царю Иссина Ур-Нинурте. Однако возвышение Ларсы после этого длилось не долго, около 50 лет.
Ещё при Нур-Ададе был утрачен контроль над городом Уруком, там начала править местная династия. Был утрачен и Ниппур - священный город Шумера. Потомки Нур-Адада не смогли удержаться у власти. Цили-Адад, один из его последних потомков, вскоре после своего воцарения был свергнут, и власть в Ларсе захватил вождь аморейского племени ямутбала - Кудурмабуг. Царского титула он не принял и оставался жить вне города. Несмотря на это в 1826 году до н. э. он отвоевал у Иссина священный город Ниппур, и вскоре после этого провозгласил новым царём Ларсы своего малолетнего сына Варад-Сина. Но вскоре новый царь умер, тогда Кадурмабуг посадил на трон своего другого сына - Рим-Сина. В это время Ларса пережила свой последний недолгий период возвышения. Имена сыновей Кадурмабуга говорят о покровительстве им бога Сина (Нанны), это были его ставленники, которые могли быть и его потомками.
В 1792-94 гг. до н. э. Рим-Син завоевал Иссинское царство и правил с 1822 года до 1763 года до н. э. Ларса стала крупнейшим государством Нижней Месопотамии, его территория в пять раз превышала территорию Вавилонского царства. Около 1800 года до н. э. Рим-Син заключил союз с Вавилоном и поддерживал тесные отношения с Хаммурапи, ставшим царём Вавилона после падения Иссина. Но спустя шесть лет Хаммурапи выступил против Ларсы. В итоге Ларса была покорена к 1762-63 гг. до н. э. Она окончательно потеряла независимость и больше никогда не возрождалась.
Иссин - древний город в центральной части Нижнего Междуречья. Царская династия Иссина образовалась во время распада III династии Ура, которая вела изнурительные войны с Эламом и амореями. Просуществовала она с 2017 по 1985 год до н. э. Во время правления узурпатора Ишби-Эрры (2017 - 1985 г. до н. э.) и его преемников власть Иссина распространилась в направлении Ниппура, Дильмуна, Элама, Ура и Дёра. При Ишме-Дагане, 1953-1935 г. до н. э., (Даган или Дагон - одно из имён Энки в то время на Ближнем Востоке), и Липит-Иштаре (аккад. "Прикосновение богини Иштар") в 1934-1924 г. до н. э. было существенно реформировано законодательство Исина.
С точки зрения Ишби-Эрры (Эрра - Яростный - одно из имён Нергала) и его преемников, их государство было прямым продолжением державы "Шумер и Аккад", созданной III династией Ура - сменилась только династия. Перенос столицы из Ура в Иссин и падение III династии Ура при царях Иссина считались следствием решения богов, принятого для того, чтобы столица Шумеро-Аккадского царства не находилась всегда в одном и том же городе, а также следствием великой катастрофы. Именно при царях Иссина появился официальный жанр плачей о гибели Ура.
Древние города Междуречья
Главным божеством Иссина являлась богиня Гула (Бау) - супруга Нингирсу (Нинутры). В отличие от царей Ура, иссинские владыки, как и все последующие цари Месопотамии, не имели ни храмов, ни культов - главных атрибутов подлинной божественности. Тем самым их обожествление было неполным, являлось своего рода "почетным обожествлением".
Кроме периодических войн, происходивших между Вавилонией, Ларсой и Исином, на востоке государства население страдало от набегов касситов. Это были древние племена, обитавшие в горных местностях Западного Ирана (Загрос), в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама.
Справка. Загрос (перс. Патак, Поштекух) тянется на расстояние более 1500 км от провинции Курдистан, у границы с Ираком, до Ормузского пролива. Горная цепь пролегает параллельно течению Тигра и побережью Персидского залива, от которого они удалены на 50-100 км. Самая высокая вершина имеющая высоту 4548 м (г. Зардкух), расположена вблизи города Исфахан, расположенном на берегу реки Заянде, в 340 км к югу от Тегерана. Предполагается, что человеку впервые удалось приручить коз именно в Загросских горах. Помимо этого, область Загроса является родиной древних индоевропейских племён, таких как гутии и луллубеи.