В Куско, столице древней империи, находящийся на юго-востоке Перу, Виракоча почитался, как его создатель.
Историческая справка. Куско - город древнейшей истории. Археологические раскопки обнаружили, что люди селились в этих местах уже более 3 тысяч лет назад. Согласно испанскому хронисту Сармьенто де Гамбоа, Педро, существует индейская легенда, по которой основателем города является первый Инка - Манко Капак. Он со своей семьей, уйдя от озера Титикака, искал место, где бы золотой посох Манко Капака "вошел в землю". Таким местом оказалось поселение племени Савасера Панака, которое пришлось уничтожить, после чего ничто не мешало созданию столицы империи инков - Куско.
Название города в переводе с языка кечуа - официального языка империи инков, означает "Пуп Земли", то есть, по сути - Центр Мира, что вполне соответствовало столичной роли. Это понятие было очень распространенным и являлось центральным даже для предмета священного поклонения - чаканы.
15 ноября 1533 г. сюда прибыла экспедиция Франсиско Писарро и, согласно исторической традиции, испанцы "заново основали" уже свой город.
Невдалеке от Куско находится Морай - ещё один памятник цивилизации с крупным "амфитеатром", который в действительности представлял собой сельскохозяйственные террасы древнего происхождения. Исходя из этого очевидно, что инки не первыми заселяли эти места.
Морай (исп. Moray) - город в Перу примерно в 50 км на северо-восток от Куско, рядом с городом Марас. Город Морай славится крупным комплексом руин времён инкской цивилизации. Среди руин выделяются огромные круглые террасы - предположительно памятники террасного земледелия. Глубина колодцев (крупнейший составляет около 30 м в глубину) создаёт температурный перепад между верхней и нижней частью в 15 градусов C. Как и во многих других памятниках инкской культуры, в Морае существовала сложная система сельскохозяйственной ирригации для подачи воды к растениям.
В Куско находился дворец Виракочи, которого индейцы называли Пачайачачи и считали отцом-создателем. Позже дворец занял кафедральный собор и Триумфальная часовня.
Древний Куско
Приведу небольшие выдержки из книги Грэма Хэнкока "Следы богов", которые помогают лучше понять то далёкое прошлое.
"К моменту прибытия испанских конкистадоров империя инков простиралась вдоль Тихоокеанского побережья и по высокогорьям Кордильер от нынешней северной границы Эквадора по всей территории Перу и достигала на юге реки Мауле в центральном Чили. Удаленные уголки этой империи соединялись протяженной и разветвленной сетью дорог, к ним относились, например, две параллельные магистрали "север-юг", одна из которых тянулась на 3600 километров вдоль побережья, а другая, такой же длины, через Анды. Обе эти великие магистрали были вымощены и соединялись большим количеством поперечных дорог. Любопытной чертой их инженерного оснащения были подвесные мосты и прорубленные в скалах тоннели. Они явно были продуктом развитого, дисциплинированного и амбициозного общества. По иронии судьбы, эти дороги сыграли важную роль в падении империи, поскольку испанские войска, ведомые Франсиско Писарро, успешно использовали их для беспощадного наступления вглубь земель инков.
Все шесть стран, через которые проходит Дорога инков, договорились вместе работать над ее восстановлением.
Согласно легенде, Куско основали Манко-Капак и Мама-Окло, двое детей Солнца. Причем, хотя инки поклонялись богу Солнца Инги, наиболее почитаемым божеством был Виракоча, чьи тезки считались авторами рисунков Наска, а само его имя означает "морская пена".
"На меня сразу произвело впечатление высокое качество каменной кладки инков в Куско. Однако, по мере того как я продолжал свои исследования в этом старом городе, я с удивлением понял, что далеко не всегда так называемая кладка инков выполнена именно ими. Они действительно были мастерами обработки камня, и многие памятники Куско, несомненно, их рук дело. Однако, похоже, что часть замечательных построек, приписываемых по традиции инкам, могла быть воздвигнута более ранними цивилизациями, есть основания считать, что инки часто выступали в роли реставраторов, а не первостроителей.
То же можно сказать о высокоразвитой системе дорог, соединяющих отдаленные части империи инков. Эти дороги имели вид параллельных магистралей, идущих с севера на юг, одна - параллельно побережью, другая - через Анды. К моменту испанского завоевания в регулярной и эффективной эксплуатации находилось свыше 15 000 миль дорог с покрытием. Сначала я считал, что все они - дело рук инков, но потом пришел к выводу, что, скорее всего, инки унаследовали эту систему. Их роль сводилась к восстановлению, поддержанию состояния и объединению ранее существовавших дорог. Кстати, хотя это не часто признают, ни один специалист не сумел надежно датировать возраст этих удивительных дорог и определить, кто их построил.
Загадка усугубляется местными преданиями, утверждающими, что не только дороги и изощренная архитектура уже были древними в эпоху инков, но что они были плодом трудов белых рыжеволосых людей, живших за тысячи лет до этого".