Лерман Олег Михайлович : другие произведения.

Гл. 4-4-1. Индская цивилизация

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  
  
Глава 4-4-1
  
  
Индская цивилизация
  
   "Шамгаз, проанализировав сложившуюся ситуацию и свои возможности, после трудных разговоров с игигами, принял решение - атаковать Нинурту и Инанну, которые были его и их давними врагами. Разработав конкретный план молниеносной войны, Шамгаз с согласия Мардука, решил космическими силами игигов атаковать космодром, станции связи и металлургические производства в Мезоамерике, а одновременно с началом военной операции нанести удары по городам Инанны. Сохранившиеся на земле корабли игигов должны были внезапно атаковать наиболее значительные города Харрапской цивилизации. А чтобы это наверняка возымело действие, было решено атаковать основные города ядерным оружием". Удары были нанесены тактическим атомным оружием по её центрам - Хараппе и Мохенджо-Даро. О событиях тех далёких дней неопровержимо свидетельствуют археологические раскопки и находки. Благодаря этим открытиям удалось получить представление о древней цивилизации Инда, о времени её образования, существования и причине необъяснимого упадка.
   Захария Ситчин в книге "Войны Богов и Людей" рассказывает о древней Индской цивилизации, основные сведения о которой основаны на археологических раскопках и найденных артефактах.
   Исследователи истоков цивилизации Инда пришли к выводу, что эта цивилизация не могла появиться независимо от шумерской цивилизации, которая возникла почти на тысячу лет раньше. Хараппская цивилизация просуществовала менее тысячи лет. После начала упадка, примерно в 1600 году до нашей эры, она очень быстро исчезла с лица земли - города разрушились, их население рассеялось. Но, на основе современных исследований можно с уверенностью предположить, что закат этой цивилизации начался раньше.
  
   Эта древняя культура Инда ушла в небытие и только в 20-х годах двадцатого века археологи под руководством сэра Мортимера Уиллера приступили к раскопкам двух главных центров этой цивилизации и нескольких поселений, цепочкой протянувшихся на четыреста миль от Индийского океана на север, вдоль берегов реки Инд и ее притоков. Раскопки древних городов Мохенджо-Даро на юге и Хараппы на севере - показали, что это были довольно крупные города, окружность которых достигала трех миль. Снаружи и внутри городов поднимались высокие стены; эти стены, а также общественные и жилые здания, были сложены из кирпича, который изготавливался из глины или ила.
   В центре обоих городов находился акрополь - возвышенность, где располагались крепости и храмы. В обоих случаях эти сооружения имели одинаковые размеры и были ориентированы вдоль оси север - юг. Это значит, что при возведении храмов строители следовали четким правилам.
   В обоих городах вторыми по величине сооружениями были гигантские зернохранилища внушительных размеров и необычайно функциональные бункеры, расположенные на берегу реки. Это свидетельствует, что зерновые были не только основной сельскохозяйственной культурой, но главным экспортным продуктом цивилизации Инда.
   Города и различные предметы материальной культуры, найденные среди руин, - печи, урны, керамика, бронзовые орудия труда, медные бусины, несколько серебряных сосудов и украшений - свидетельствуют о высокоразвитой цивилизации, некогда перенесенной сюда из другого региона.
   Несмотря на существенные различия (например: такие, как до сих пор не расшифрованный пиктографический шрифт), у нее обнаруживаются и многочисленные общие черты с цивилизацией Месопотамии. Применение высушенных на солнце кирпичей из ила или глины, планировка городских улиц, дренажная система, химические методы гравировки по металлу, глазировки гончарных изделий и изготовления бусин, форма и конструкция металлических кинжалов и сосудов - все это очень похоже на то, что археологи обнаружили при раскопках Ура, Киша и других древних месопотамских городов. Даже форма и раскраска керамики, печатей и других предметов из глины практически не отличаются от месопотамских изделий. Примечательно также, что в культуре цивилизации Инда был распространен месопотамский знак креста - символ Нибиру, родной планеты аннунаков.
   Каким богам поклонялись люди, жившие в долине Инда? Немногочисленные изображения, найденные археологами, свидетельствуют, что они носили рогатые головные уборы, характерные для богов Месопотамии. Глиняные фигурки, встречающиеся гораздо чаще, говорят о том, что главным божеством в этой местности считалась богиня, причем обычно она изображалась обнаженной, или ее единственной одеждой были бусы. Именно так представляли себе богиню Инанну, многочисленные изображения которой были найдены в Месопотамии и на Ближнем Востоке. Это были земли Инанны в районе Инда, отведенные ей аннунаками для создания третьего региона цивилизации на Земле.
   Индская или Хараппская цивилизация - одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. По своим размерам она была примерно равна Египту, Месопотамии, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым.
   Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в XVIII-XVII веках до н. э. Наиболее значительные центры - Хараппа, Лотхал (Саураштра) и Мохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек.
  
   Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX в. Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921-1922 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом.
  
   Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской.
   У хараппцев были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации.
  
   Плодородная почва, высокое увлажнение, ботаническое богатство Индского центра способствовали раннему развитию земледелия, которое было основой хозяйства и дополнялось охотой и рыболовством, а на побережье - морским промыслом.
   Поселения хараппской культуры состояли из цитадели и нижнего города, отличались тщательной планировкой, наличием канализационной структуры и фортификацией. Жилые дома предположительно были двухэтажными общей площадью до 355 кв. м. Орудия труда изготавливались преимущественно из меди и бронзы.
   Из-за крайне высокой роли ирригационной системы в жизни общины, требовался хорошо организованный институт власти. Жречество являлось посредником между обожествляемой верхушкой политической иерархии и остальными слоями общества.
   Немалое значение имело скотоводство. Из домашних животных были известны овца, коза, корова, кошка, собака, разводили и кур. Ряд данных позволяет предполагать, что был приручен слон. Среди исследователей дискутируется вопрос, знали ли жители Индской цивилизации о лошади, но пока прямых свидетельств использования лошади как домашнего животного нет.
   Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии.
   Протоиндийская письменность до сих пор не дешифрована, так же, как и письменность хеттов и ронго-ронго с острова Пасхи. Задача усложняется отсутствием сведений о языке и аутентичных текстов, а также краткостью обнаруженных надписей.
   Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н. э.
  
  
Ареал распространения цивилизации [Из интернета]
  
  
Ареал распространения цивилизации
  
   Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено.
   Дж. Маршалл, в начеле 30-х годов датировал Индскую культуру от 3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати индского типа, найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правлением Саргона I (2369- 2314 до н. э.), а также с периодами Исина (2024-1799 гг. до н. э.) и Ларсы (2024-1762 гг. до н. э.). На этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связи между Месопотамией и Индией условно можно было отнести к 23 - 18 в. до н.э.
  
   Определенные коррективы в эти схемы внес карбонный анализ. Для Калибангана начальные слои хараппской культуры датируются XXII в. до н. э., а последний период - 18-17 вв. до н. э.; для Мохенджо-Даро даты сходные: период расцвета - 22-19 вв., последний период - XVIII в. до н. э. (?115 лет).
   В настоящее время многие исследователи условно датируют начало хараппской культуры 2300 г. до н. э., а период "заката" - 18 в. до н. э. (1750 г. до н. э.). Такая хронология указывает на существование контактов Месопотамии с поселениями долины Инда еще в дохараппский период.
   Раскопки на Катхнаварском полуострове, в частности, показали, что после упадка основных центров в долине Инда здесь еще продолжали, хотя и видоизменяясь, существовать города хараппской культуры.
   Вероятно, что более поздние даты, определяющие начало этой культуры на Катхиавараком полуострове (для Лотхала радиокарбонный анализ дает 2130 (2125) - 1895 (1870) гг. до н. э.).
  
   Двумя наиболее крупными городами, как уже говорилось, были Мохенджо-Даро и Хараппа, которые, по мнению некоторых ученых, являлись двумя столицами либо одного, либо двух политических объединений. Вопрос о том, откуда и как управлялись все поселения этой значительной по территории цивилизации, до сих пор остается нерешенным, но обращает на себя внимание существование единой системы мер и всегда: письменности, сходных норм строительства, одинаковою планирования и т. д.
   В период Хараппской цивилизации получили распространение такие ремесла, как прядение и ткачество, резьба по кости и металлу, изготовление керамики. При раскопках во многих домах были открыты пряслицы. Керамика богато орнаментировалась, преимущественно геометрическими и растительными узорами. Сосуды изготовлялись на гончарном круге и обжигались в специальных печах, делалась и поливная посуда.
   Медь и бронза были основными металлами, из которых изготовляли орудия производства, сосуды, оружие, ремесленные изделия. В это время уже хорошо были известны плавка, литье и ковка металлов. Анализ металлических предметов показал наличие небольшой доли никеля и мышьяка. Железо в Индии появляется позднее, уже после упадка хараппской культуры.
  
   Ученые провели детальное изучение изображений па хараппских печатях, и это позволило выявить определенные космографические и мифологические представления хараппанцев. Показательно, что многие из этих представлений имеют прямые аналогии с религиозными воззрениями индуизма.
   Особый интерес представляют аналогии некоторым шумерским сюжетам, в частности, эпизодам из известной легенды о Гильгамеше. Однако на хараппской печати герой обуздывает тигров, а не львов. При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.
  
   До сих пор остается не прочитанной письменность Хараппской цивилизации. Общее число знаков на печатях доходит почти до 400. Они являлись, как установили ученые, фонетическими знаками, а некоторые были идеограммами. Явно видно направление письма - справа налево. Проблема расшифровки хараппской письменности была бы разрешена, если бы удалось найти билингву - двуязычную надпись. Данные археологических расколок говорят о тесных контактах городов этой культуры с Двуречьем.
   Среди ученых ведутся споры о причине упадка хараппских центров. Наиболее популярной была точка зрения, согласно которой непосредственной причиной падения хараппских центров и заката всей цивилизации было вторжение арийских племен. Однако новые исследования показали, что ряд городов пришел в упадок еще до появления каких-либо иноземных племен. Все эти высказывания не объясняют, почему Хараппская цивилизация перестала существовать.
  
  
   К оглавлению
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"