Журнал "Самиздат"     Содержание раздела     Оставить комментарий

      
Конкурсы: за и против
 
      
        1. Групповые интересы
 
Любой индивид, вовлечённый в орбиту конкурса, следует своим интересам, строго говоря, уникальным.

Но есть интересы более общие, групповые, определяемые видом участия в конкурсе. Под такими группами понимаю следующие в порядке их появления на сцене:
  • организаторы (орги);
  • судьи (жюри, номинаторы);
  • авторы (участники);
  • критики (обозреватели, комментаторы и т. д.);
  • наблюдатели.
Группы могут пересекаться, частично или даже полностью. Разумеется, можно рассматривать более подробное деление, но это для желающих.

Возможно ли в рамках одного конкурса достичь полной гармонии групповых интересов?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обозначить, хотя бы приблизительно, интересы каждой группы.   (10.02.2012)
 
 
        2. Групповые интересы организаторов
 
В масштабе СИ мне видятся следующие:
  • улучшение творческой обстановки на сайте как месте своего постоянного обитания в интернете (усиление сайта на фоне остальных);
  • усиление "своего" сектора на сайте (поэзия, фантастика, детективы и т.д.);
  • повышение собственного социального статуса (расширение сферы влияния в своём секторе и на сайте в целом);
  • реализация собственного лидерского потенциала и организаторских способностей.
Если наложить эти интересы на конкретный конкурс, то в проекции окажется успешное проведение конкурса.

Орги больше остальных групп заинтересованы в успешном проведении конкурса.

Успешность можно и нужно рассматривать с двух сторон: административной и содержательной.

За административную сторону отвечают только орги. Любые неудачи на этом поле — только их. Со всеми вытекающими, вплоть до отказа судей и авторов от дальнейшего сотрудничества.

Содержательная сторона заключается в успешном решении объявленных задач конкурса. Они могут быть самые разные: от простого развлечения участников до выявления талантов для приёма в союз писателей.

Важнейшей частной задачей для оргов является привлечение авторитетных судей. Дальше — цепочка: авторитетные судьи привлекают сильных авторов, сильные авторы — сильных критиков.

Случается, на СИ объявляются конкурсы с анонимным судейским составом. Каковы их результаты?

Вы можете сходу припомнить хоть пару таких конкурсов?

Вот вам и результаты. Баловство это, а не конкурсы.   (11.02.2012)
 
 
        3. Групповые интересы судей
 
Не буду цитировать набивший оскомину риторический вопрос горе-от-умного Чацкого.

Задам свой: "Кто судьи, а?" :-)

Публичный интерес к судьям и их решениям столь азартен, что редкое жюри осмеливается выставлять напоказ персональные оценки. Чаще прячут своё мнение за средние или суммарные. Вот такое конкурсное правосудие — в масках. Словно не судьи, а палачи какие.

Но, если пораскинуть мозгами на скользком льду, есть тому причины.

Среди участников обязательно найдутся недовольные судейством. И даже один из них способен высказать своё дегтярное "фи" так, что судье станет аллергически тошно от собственного судейства. На всю оставшуюся жизнь.

А ещё судья подневолен конкурсным правилам, к разработке которых не привлекался и не имеет. Вынь да положь, велят ему орги, оценки всех мастей. А стихи — не в масть. И козырей нет. Приходится принимать — грех на душу. Такой вот подкидной. Хорошо ещё, когда есть преноминаторский снос.

Преноминаторы — вообще смертники. Если стих не прошёл преноминацию, в расстрельный список обиженного автора попадают все.

Судье не по себе, когда:
  • стихов мало. Вроде, позвали на пир духа, а подали только закуски.
  • стихов много. Уже сыт по горло, а ещё горячее не подавали.
  • стихи "не его". Ну не любит он жареную саранчу и даже пробовать не хочет.
  • мало хороших стихов. Появляется чувство, что не в коня корм.
  • много хороших стихов. Возникают терзания буриданова осла.
  • он один не в ногу с остальными. Его оценки практически не влияют на распределение мест.
  • все в ногу. Его оценки вообще ни на что не влияют.
И всё же в судьи идут. Потому что есть интересы:
  • продвижение фаворитов и близких по духу авторов;
  • повышение собственного социального статуса (расширение сферы влияния в поэтическом секторе и на сайте в целом);
  • успешное проведение конкурса как средства реализации предыдущих интересов;
  • для новоиспечённых судей — приобретение нового опыта (основательное критическое осмысление и сравнительный анализ текстов), причём под гнётом судейских обязанностей, что существенно.
В случае с оргами успешное проведение конкурса аккумулирует в себе все их остальные интересы. В случае с судьями это не совсем так. Реноме судьи практически не коррелирует с (не)успехом мероприятия. Можно блестяще сыграть свою партию даже в проваленном конкурсе, представив публике толковые комментарии или обзоры. Можно привлечь внимание только к избранным работам. И всё же судья, пусть в меньшей степени, чем орг, заинтересован в успехе конкурса, поскольку слишком много в него вкладывает.

Иными словами, все вышеперечисленные групповые интересы судей независимы и могут быть реализованы раздельно в произвольных сочетаниях.   (23.02.2012)
 
 
        4. Групповые интересы авторов
 
Автор — главное действующее лицо на конкурсе, что совершенно справедливо, ибо его роль, в отличие от остальных участников, — творческая. Именно вокруг авторов закручен основной сюжет, именно они собирают судейские ложи и читательские партер и галёрку.

Отсюда и главный интерес авторов — выйти на относительно широкий круг читателей.

Конкурсный раздел — некая золотая середина между сайтом в целом и раскрученным персональным авторским разделом.

СИ — это десятки тысяч однотипных разделов серого цвета, сетевая аномалия, где любой навигационный прибор неизбежно зашкаливает.

В раскрученный раздел основная масса читателей идёт к хорошо известному им автору.

На конкурс читатели приходят, зная, что встретят там и хорошо известных, и — не тратя время на поиски — новых авторов.

Таким образом, конкурсная площадка — удобное место встречи авторов, активно ищущих читателей, и читателей, активно ищущих интересных авторов; своеобразный клуб знакомств; этакая первомайская демонстрация наоборот: колонны демонстрантов-авторов стоят на площади, а зрители-читатели бегают среди них с персональными телекамерами-мышками.

Нередко доводится слышать, что конкурс (= соревнование) — не для творческих людей, что это "ярмарка тщеславия", "тараканьи бега" и проч.

Давайте посмотрим внимательнее.

Везде, где есть возможность выбора, явно или неявно присутствует конкурс. Вся наша жизнь зиждется на конкурсной основе: что надеть, что поесть, что купить, что почитать, куда и с кем пойти, чем занять досуг… Вплоть до выбора профессии, друзей и партнёра для брака.

"Мы выбираем, нас выбирают".

Автор размещает произведение в сети и автоматически становится участником необъявленного объективно существующего конкурса за читательское внимание, весьма ограниченный ресурс по нынешним временам. И это абсолютно ни у кого не вызывает возмущения или отторжения.

Даже здесь, на СИ, у многих авторов есть списки френдов — это ли не выбор? это ли не конкурс? это ли не народное судейство?

Где же зарыта собака?

Имхо, в декларировании конкурса, в его открытых и зачастую нелицеприятных обсуждениях, в публичном подведении его итогов, в явном или неявном рейтинговании авторов.

Знаю хороших людей, органически не переносящих проигрыши в любом виде, переживающих оные как ущемление самолюбия, ущербление репутации и т.д. Таких не заманить на конкурс никакими коврижками.

Но есть и другие, азартные, для которых сам процесс состязания — удовольствие, творческий адреналин, а желание и надежда подняться на пьедестал, заявить о себе как о сильном игроке — важнейший стимул для участия.

Есть ли такие среди авторов? Наверняка есть. И среди классиков были (см., например, рассказ о выборах "Короля поэтов" в биографической справке И. Северянина >>>).

Давайте же поймём, чего мы хотим больше: победить в конкурсе или по его ходу оказаться автором произведения, вызвавшего наибольший интерес, наиболее живые и непустые обсуждения.

Без колебаний выберу второе, даже если займу при этом …дцатое место. Думаю, не буду одинок в своём выборе. Более того, вижу здесь второй существенный авторский интерес — получить конструктивную критику (в широком смысле) своего произведения, отклик на свой творческий посыл.

Ну представьте: счётчик накрутил тонны посещений, в итогах — первое место красным жирным шрифтом, а комментариев — ноль. Формально победа, но много ли в ней удовлетворения и радости?

Некоторые авторские интересы на конкурсе могут иметь не обще-, а подгрупповой характер.

Например, самопредставление публике (для новичков сайта); анализ предпочтений читательской аудитории; выявление различных поэтических трендов; определение своих "координат" в поэтическом секторе; "обкатка" сырого произведения и т. д.

Таким образом, наиболее общие групповые интересы авторов — это:
  • выход на относительно широкий круг читателей;
  • получение конструктивной критики (в широком смысле), отклика на творческий посыл;
  • подгрупповые интересы (в совокупности).   (23.02.2012)
 
 

Предполагалось продолжение и окончание статьи, но не получилось.   (04.04.2025)
 
 
Обновлено: 05/04/2025

Copyright © Лешев О. П.
Оставить комментарий

Статистика раздела
 Ваша оценка: