Леснов Алексий Александрович : другие произведения.

Гл.10 Великая Победа - Победа От Бога: Роль Русской Православной Церкви в событиях Вов (1941-1945)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Роль Русской Православной Церкви в событиях Великой Отечественной войны (1941-1945)

(Сапронов А.Н. и Ложкина И.А.)

Эта тема остаётся актуальной и в наши дни, когда возрождается и укрепляется православная вера, а церковь снова становится одним из важнейших институтов общественной жизни, нравственным авторитетом для большинства людей. Сейчас, в наше неспокойное время, в случае опасности, грозящей нашей стране, русскому народу снова потребуется то духовное единство, которое поможет ему выстоять и одержать победу. Оплотом этого духовного единства в наши дни снова становится православная церковь.

Цель работы - показать значение подвига русского духовенства и верующих мирян в годы Великой Отечественной войны, его влияние на дальнейшую судьбу российского государства.

Гипотеза: церковь не только внесла свой вклад в победу, но и сыграла решающую роль в военных событиях.

Ожидаемые результаты: доказать, что деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны не только внесла значительный вклад в победу, но и оказала решающее влияние на исход войны.

Глава 1. Русская православная церковь накануне ВОВ

Состояние церковных дел к концу 1938 г. было критическим. Русскую Церковь обескровили предыдущие годы жестоких репрессий, особенно свирепствовавшие в период так называемого "большого террора" (1937-1938). Причин этого явления несколько, из них особенно следует выделить две, наиболее важные.

1) Единственной официальной идеологией советского государства признавался коммунизм, всяческое инакомыслие уничтожалось; диктовалось подчинение ВКП (б) и насаждался культ её вождя; православная мораль противоречила этому, и священнослужители были объявлены вне закона.

2) Новая власть мечтала получить церковные богатства для страны, разорённой войнами и революциями.

Всё это приводило к гонениям на православие и другие религии. Уничтожались иконы, переплавлялись церковная утварь и колокола; священники отправлялись в концентрационные лагеря, в тюрьмы и на расстрел. О точных цифрах пострадавших в этот период до сих пор спорят историки. Принято ссылаться на данные правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, которая установила, что в 1937 г. было арестовано 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85300; в 1938 г. арестовано 28 300, расстреляно 21 500. В эти же годы был истреблен почти весь российский православный епископат. На кафедрах оставались лишь 4 архиерея Московского Патриархата:

Ј Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский)

Ј Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский)

Ј Архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский)

Ј Архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич).

Ј Русская Церковь, как религиозная организация, уже сбрасывалась властями со счетов - весной 1938 г. была ликвидирована Комиссия президиума ЦИК СССР по вопросам культов, а осенью 1938 г. отменено положение о Центральной и местных комиссиях по рассмотрению религиозных вопросов. Таким образом, исключалась сама возможность контакта Церкви и государства. К 1939 г. единственной государственной структурой, занимавшейся делами РПЦ, было 10 отделение 2-го отдела ГУГБ НКВД по "борьбе с церковно-сектанской контрреволюцией". Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) и немногочисленные остававшиеся на свободе православные архиереи жили в постоянном ожидании ареста.

Но вскоре советское руководство вынуждено было признать, что курс на уничтожение Московской Патриархии был ошибочным. Высокая религиозность населения СССР сохранялась, несмотря на отчаянную антирелигиозную пропаганду и репрессии против верующих.

В сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война. После раздела Польши между Германией и Советским Союзом, последний присоединил земли Западной Белоруссии, Волынь и Галицию, а летом 1940 г. - Литву, Латвию и Эстонию, а также Бессарабию и Северную Буковину. Это дало толчок к формированию тактики постепенных уступок православной церкви.

Глава 2. Призыв церкви к народу о защите Отечества

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, в день всех святых, в земле Российской просиявших. Начавшаяся война не только не обострила отношения между РПЦ и государством, но напротив, подтолкнула церковь подчинить свою деятельность патриотическому долгу - защите Отечества. Редкие священнослужители перешли на сторону врага, обещавшего восстановить в СССР религиозную жизнь. Большинство из них предпочло защищать родину и свою паству, несмотря на недавние жестокие преследования руководства страны.

Большая патриотическая работа велась на страницах "Журнала Московской Патриархии". Он стал церковно-патриотическим рупором русской церкви.

Уже с первых дней Великой Отечественной войны церковь начала вдохновлять население СССР на борьбу с врагом, что оказало огромное влияние на подъём патриотических настроений именно тогда, когда это было наиболее необходим: в тяжёлые первые месяцы военных поражений. Это помогло советскому народу собраться с духом и постепенно одолеть врага.

Глава 3. Участие церкви в событиях ВОВ

Как писал Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, " [...] душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины". Если в сердце христианина горит огонь истинной любви, завещанной Христом, это сердце не требует указаний, в чем проявить свою любовь: оно само и голодного накормит, и плачущего утешит.

Многие священнослужители не только словом, но и личным примером учили паству, как защищать Родину. Проявления патриотической деятельности РПЦ были очень многообразны: морально-нравственное влияние (послания, проповеди); сбор денежных средств, драгоценностей, медикаментов, одежды в Фонд обороны; служба церковнослужителей в рядах действующей армии и участие их в партизанском движении, помощь раненым бойцам, шефство над госпиталями и создание санитарных пунктов и т. д. Патриотическая деятельность РПЦ во время великой битвы с фашизмом оказала заметное влияние на изменение религиозной политики советского руководства в годы войны.

3.1. Русские священники в рядах Красной Армии

Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 году на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. На фронтах служили полковые священники. Можно было увидеть батюшку в военной шинели, поверх которой была надета епитрахиль.

Среди священнослужителей - воинов действующей армии - наиболее известны следующие:

Ј Иеромонах и будущий патриарх Пимен (Извеков) в то время, когда началась война, отбывал ссылку в Средней Азии. В августе 1941 года был призван в армию и воевал в составе 702 стрелкового полка 213 стрелковой дивизии на южном и степном фронтах. Полк попал в кольцо огня и был обречён на смерть. Солдаты попросили: "Батя, молись. Куда нам идти?" Священник достал спрятанную икону Божией Матери и стал слёзно молиться под огнём фашистов. Вдруг икона ожила, и Богоматерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся, а Пимен, начав свой боевой путь заместителем командира роты, дослужился до звания майора, пока не обнаружилось, что он на самом деле священник. Последовали скандал, изгнание из армии, арест. После войны Пимен вернулся к пасторской деятельности и был назначен настоятелем Благовещенского собора в городе Муром.

Ј Будущий архимандрит Кирилл (Павлов) - духовник Троице-Сергиевой лавры, духовный отец трёх русских патриархов, участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта. Он участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году. Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл Евангелие. После демобилизации Иван Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, а по её окончании - в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. 25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарём. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года - духовником монашеской братии. Был возведён в сан архимандрита.

Ј Будущий протоиерей Николай Колосов (1915-2011) был сыном священника, и за это его исключили из школы. В 1943 году он воевал в Тульской области, на линии Болохово-Мценск. " [...] Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе - сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Я подумал тогда: "А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад". В августе 1944 года отец Николай был ранен под Белостоком. После войны поступил в семинарию. Накануне Петрова дня 1948 года его рукоположили в священный сан. Он прошел через жестокие хрущевские гонения.

Ј Протоиерей Роман Косовский (в 2013 году ему исполнилось примерно 85 лет) родился в селе Пустоха на Виннитчине. В 1937 году его отца расстреляли, всё хозяйство отобрали. Мама умерла с голоду - все, что удавалось раздобыть, отдавала четверым детям. После смерти матери их распределили по детдомам. 15-летнего Романа отправили в Луганск. Уже в 16 он пошел на шахту. А в 17 - в 1941 году - на войну. Победа застала его в Праге.

Ј Будущий протоиерей Валентин Бирюков (1922 г.р.) после школы был призван на фронт и направлен в Ленинград. Пережил блокаду. " [...]Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких - для жизни. Никаких - кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму". Валентин Бирюков защищал "Дорогу жизни", обеспечивающую связь блокадного Ленинграда с внешним миром, в 1944 получил пулевые и осколочные ранения. После войны вернулся в Томскую область. В 1960-е годы пел на клиросе. Ныне он - один из старейших священников Новосибирской епархии.

Ј Будущий протодиакон Николай Попович (1926 г.р.) в 1943 году ушел добровольцем на фронт. Окончив сержантскую школу, стал командиром пулеметного расчета "Максим". В 1944 году после тяжелой битвы на реке Неман и отражения немецкой контратаки был награжден орденом Красной Звезды. Пройдя с боями Белоруссию, Литву и Польшу, был тяжело ранен осколком в голову на подступах к Восточной Пруссии, направлен на излечение в госпиталь в г. Чкалов и впоследствии демобилизован. После войны Николай Попович получил два высших образования - юридическое и экономическое. Работал в Госплане Российской Федерации, Госкомитете по труду и зарплате при Совете Министров СССР. Узнав о вводе советских войск в Чехословакию - к тому времени он был уже верующим, - решительно положил свой партбилет на стол перед онемевшим секретарем райкома партии и, по благословению духовника, ушел в церковные сторожа.

Ј Диакон, впоследствии протодиакон Маркиан Пасторов родился в Сталинградской области, Кумылженский район, хутор Ярской, в семье крестьянина. Был рукоположен в сан диакона в 1925 году. В начале Отечественной войны его мобилизовали на оборонные работы. В 1942 году он попал во вражеский плен. Из плена совершил побег в город Варнау, где обратился к митрополиту Дионисию, который направил его во Францию в войсковую часть диаконом в распоряжение архимандрита отца Владимира Финковского; в 1945 году (в День Трех святителей) был возведен в сан протодиакона епископом Василием Венским. По окончании войны был репатриирован в Россию, выслан в город Прокопьевск Кемеровской области. В первые годы пребывания там был лишен права выезда, поэтому нигде не мог служить в приходе. Лишь в 1956 году отец Маркиан стал протодиаконом храма в Прокопьевске. О годах своей ссылки он не без юмора говорил так: "Десять лет находился на "сибирских курсах"". В начале семидесятых батюшка по возрасту вышел за штат, и в конце своей жизни жил у дочери в городе Калач Волгоградской области.

Ј Священник Георгий Писанко встретил войну в 45 лет, и, как нестроевой по мобилизации, был причислен к тыловым частям. Но тыл превратился в передовую... Окопы, которые воины готовили для отходивших подразделений, пришлось занять самим и выдержать неравный бой. Оглушённый разрывом снаряда, отец Георгий попал в плен. Выждав благоприятный момент, бежал, но безуспешно. После пыток и издевательств оказался на рытье немецких окопов, откуда вновь совершил побег.

Ј Будущий монах Самуил, в миру Мальков Алексей Иванович (1924 г.р.), сражался на Курской дуге в пехоте: был автоматчиком. Там он был ранен, после ранения направлен в сталинградскую школу по подготовке младших командиров, окончил ее успешно, остался преподавать, затем был направлен в Киевское танковое училище. Работал в НИИХИММАШ (Научно-исследовательский институт химического машиностроения) старшим инженером-конструктором. Ушел на пенсию в 1974 году. В 2001 году принял монашеский постриг.

Многие служители церкви получили множество наград за подвиг во имя Родины. К ним относятся:

Ј Стефан (Козлов) - клирик храма во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского - принял боевое крещение в июле 1944 года. Прошёл ратный путь пулеметчика, получил орден Славы 3-й степени и медаль "За Победу над Германией". Честно отслужил отец Стефан и четыре послевоенных года.

Ј Георгий Степанов - священник Тихвинской церкви с. Романишино Лужского района - получил медали: "За отвагу" и "За Победу над Германией".

Ј Священник Димитрий Логачевский, служивший в Уфимской епархии с 1924 года, в годы Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной Армии, где в рабочем батальоне помогал нашим воинам громить врага. После ранения в 1943 году он вернулся к пастырскому служению, впоследствии стал настоятелем Покровского кафедрального собора в г. Куйбышеве. Протоиерей Димитрий был награжден медалями "За победу над Германией" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".

Ј Священник Василий Дмитриевич Троицкий был награжден медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" и "За оборону Кавказа" - последнюю он получил за службу начальником метереологической станции в Грузии.

Ј Будущий священник Петр Иванович Ранцев за боевые заслуги был награжден орденом Красной Звезды, тремя боевыми медалями и несколькими благодарностями от И. В. Сталина.

Ј Диакон Роман Логинович Чух был отмечен орденом Славы III степени и двумя боевыми медалями. Аналогично.

Ј Диакон Константин Владимирович Глаголевский был награжден орденом Красной Звезды и тремя медалями.

Ј Среди священнослужителей есть кавалер солдатских орденов Славы всех трех степеней. Это заштатный диакон храма в с. Бровары Борис Крамаренко.

Ј Пятью боевыми медалями был отмечен ратный путь священника из города Чистополя Куницына, призванного в 1943 г. и с боями дошедшего до Берлина.

Ј Будущий архимандрит Алипий, в миру Иван Михайлович Воронов (1914-1975), прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Награждён орденом Красной звезды, медалью "За отвагу", несколькими медалями за боевые заслуги. С 12 марта 1950 года стал послушником Троице-Сергиевой лавры (Загорск), а с 1959 года - наместником Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре. Имел прозвища "Советский монах", "Алипий-воин".

Ј Будущий архимандрит Нифонт, в миру Николай Глазов (1918-2004), получил педагогическое образование, преподавал в школе. Служил в Забайкалье, а затем был направлен на учебу в одно из военных училищ. После окончания училища начал воевать на Курской дуге. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был ранен. Ему перебило коленные суставы. Пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем в эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми. Коленные чашечки пришлось удалить, и на всю жизнь он остался инвалидом. В конце 1945 года вернулся в Кемерово с орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями: "За отвагу", "За взятие Будапешта", "За победу над Германией". Он стал псаломщиком в Знаменской церкви Кемерова. В 1947 году Николай Дмитриевич приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником. 13 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского. Вскоре после пострига он был рукоположен сначала в иеродиакона, а затем в иеромонаха и был направлен для служения в Новосибирскую епархию.

Ј Будущий архиепископ Михей, в миру Александр Александрович Хархаров (1921-2005), родился в Петрограде в семье верующего рабочего. В 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в Ташкентский Медицинский Институт. В1942-1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями. С мая 1946 года - послушник Троице-Сергиевой Лавры и один из первых её пострижеников после открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит был хиротонисан в епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля, а в 1995 году возведен в сан архиепископа.

Ј Будущий протоиерей Глеб Каледа (1921-1994) с декабря 1941 года и до конца войны находился в действующих частях и в качестве радиста в дивизионе гвардейских минометов "катюш", участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны. В 1945 г. поступил в Московский геологоразведочный институт и окончил его с отличием; в 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1981 г. - докторскую в области геолого-минералогических наук. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий. С 1972 года - тайный священник. В 1990 году выходит на открытое служение. Отец Глеб служил в храме Илии Обыденного, затем - во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря; был духовником общины трапезного монастырского храма во имя преп. Сергия Радонежского. Заведовал сектором в Отделе религиозного образования и катехизации; был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято-Тихоновский Православный богословский институт. В 1972 году стал священником (протоиереем).

Ј Будущий протоиерей Василий Брылев (1924-2011) в 1942 году ушел на фронт добровольцем. Воевал подо Ржевом. На Курской дуге работал связистом. Однажды под бомбардировкой восстанавливал разорванную связь. Получил медаль "За отвагу". Был ранен и демобилизован. После войны закончил Московскую Духовную семинарию в 1950 году, был рукоположен во священники. Был настоятелем многих храмов, добивался, чтобы храмы не закрывали. В последние годы жизни был настоятелем Спасского храма села Большой Свинорье Наро-Фоминского района Московской области.

Ј Будущий протоиерей Алексий Осипов (1924-2004) родился в Саратовской губернии, в 1942 году после школы был направлен в дивизион тяжёлых миномётов Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. Этот дивизион был придан 57й армии, отражающей немецкое наступление южнее Сталинграда. С началом нашего контрнаступления корректировщику огня рядовому Осипову пришлось пройти с тяжёлыми боями через Калмыцкие степи к Ростову-на-Дону. Здесь 3 февраля 1943 года он получил два ранения. Сначала получил осколочное ранение в предплечье и в грудь, и поле боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню. Ступню и часть голени пришлось ампутировать. После лечения молодой солдат-инвалид получил медали "За Отвагу", "За Оборону Сталинграда", потом вернулся в родные края на Волгу. В 1945 году окончил Сталинградский учительский институт с отличием, сдал экстерном экзамены в Воронежский педагогический институт, но был исключён за то, что пел и читал на клиросе. Окончил Одесскую Духовную семинарию, а вскоре Московскую Духовную Академию. Был отправлен в Новосибирскую епархию, где в октябре 1952 года митрополит Варфоломей рукоположил Алексия во диакона, а затем во священника.

Ј Будущий протоиерей Борис Бартов (1926 г.р.) был призван в армию с третьего курса Машиностроительного техникума в 1942. Прошел Северо-Западный, Украинский, Белорусский фронт техником. Он служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и...молился. "[...] Был такой курьезный случай в Белоруссии, под Минском. Я стоял часовым на посту у штаба. Сдал пост и пошел на аэродром за 12 километров, а на пути храм. Ну как не зайти? Захожу, батюшка посмотрел на меня и остановил чтение враз. Певчие тоже замолчали. А ведь я прямо с боевого поста, с карабином. Они и подумали, что я батюшку арестовывать пришел...". После окончания войны Борис Бартов еще пять лет служил в армии. Был награжден орденом Отечественной войны 2й степени, десятью медалями. В 1950 году Борис Степанович был рукоположен в сан диакона. Ныне он - почетный настоятель Спасо-Преображенского храма города Кунгура.

Ј Будущий протоиерей Александр Смолкин (1926-2002) родился на Алтае в крестьянской семье. В 17 лет, в 1943 году, ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В начале 1944 года Александр Смолкин получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Был награжден медалями "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За победу над Германией", польской медалью. После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три - в священники.

Ј Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (Коноплёв) был мобилизован в октябре 1941 г. 5 мая 1942 он получил ранение, а после излечения был вновь отправлен на передовую. После вторичного ранения, как нестроевой, был откомандирован в военно-дорожный отряд. Награждён медалью "За боевые заслуги" и орденом Отечественной войны I степени.

Ј Будущий архимандрит Петр (Кучер) - духовник Боголюбского монастыря. В сентябре 1943 года в возрасте 17 лет был призван в армию. После окончания полковой школы в Одессе прибыл в действующую армию 3-го Украинского фронта на Днестре в районе города Бендеры; участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Награждён несколькими боевыми наградами: орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, медали "За отвагу", "За освобождение Белграда", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены" и др. Демобилизовался осенью 1950 года, майор в отставке. Стал монахом. С 2010 года на покое.

Ј Будущий патриарший архидиакон Андрей Мазур в качестве командира отделения миномётчиков участвовал в военных действиях под Берлином. Имел награды: Орден Отечественной войны 2-й степени, медаль "За взятие Берлина", медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". "[...]Мне очень мало пришлось воевать. Нас, "западников", почему-то на фронт не пускали, держали в Марийской республике? считали, что мы ненадежные, бандеровцы, если что, переметнемся на сторону врага. Под конец уже послали, когда были бои за Берлин. Там я попал в госпиталь. Ранен не был, просто заболел: кормили в армии очень плохо. Каждый стремился попасть в наряд на кухню, чтобы хоть чем-то поживиться. Когда я вернулся после госпиталя, меня хотели отправить в школу милиции. Тогда отец отвез меня в Почаевскую лавру, где я стал послушником".

Ј Сержант Коноплев, будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (до войны он был псаломщиком), родился 28 января 1810 г. в городе Павловске (ныне Воронежской области). Был призван в армию в октябре 1941 года. Служил пулеметчиком. Был мобилизован в октябре 1941. 5 мая 1942 получил ранение, а после излечения вновь отправлен на передовую. После вторичного ранения как нестроевой был откомандирован в военно-дорожный отряд. Награждён медалью "За боевые заслуги" и орденом Отечественной войны I степени, а также грамотой маршала Советского Союза Л. А. Говорова.

Памяти и уважения поколений заслуживает ратный подвиг женщин-христианок.

Ј Будущая матушка София, в миру Екатерина Михайловна Ошарина, от Москвы до Берлина прошла, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград). Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. "[...] Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Вынесли икону Казанской Божией Матери... А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: "Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!" И только монахи запели - стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались... Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: "Оружие отказало". Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю" - вспоминала матушка. Ныне она - цветовод-озеленитель Раифского монастыря.

Ј Будущая монахиня Елисавета, в миру Вера Дмитриева (1923-2011) прошла Великую Отечественную войну медсестрой, вынесла множество раненых бойцов с поля боя. "Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходит. И слышно, как сердце бьется. И не боишься уже". Она укрывала раненых солдат от фашистов. Стала одной из первых монахинь Хабаровска.

Ј Будущая монахиня Адриана, в миру Наталия Владимировна Малышева (1921- 2012), ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С. П. Королева. Чтобы принять самое активное участие в восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве, ушла на пенсию, в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана.

Ј Монахиня Серафима (Зубарева) прошла военным врачом с Третьим Украинским фронтом по дорогам Болгарии, Венгрии, Румынии. Она была награждена медалью "За победу над Германией".

Ј Монахиня Антония (Жертовская) медсестрой участвовала в боях на ростовском и харьковском направлениях, была награждена медалью "За боевые заслуги".

Но особенно следует выделить деятельность двух священнослужителей, особенно прославленных своими подвигами и даже божественными чудесами. Это А.В.Вишняков и В.Ф.Войно-Ясенецкий.

3.2 Участие церкви в партизанском движении

Священнослужители были активными участниками партизанского движения. В тылу врага пастыри, исполняя свой нравственный и патриотический долг, с риском для жизни укрывали красноармейцев, отставших при отступлении или бежавших из плена, вели антифашистскую агитацию среди населения, помогали советским военнопленным.

Партизаны-разведчики:

Протоиерей Ариан Пневский (1924 г.р.)

Александр Федорович Романушко из Полесья, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области.

Мефодий (Белов), георгиевский кавалер Первой мировой войны, священник псковского села Хохловы, настоятель церкви с. Видони Уторгошского района Псковской епархии.

Василий Брага, одесский протоиерей.

Протоиерей Иван Иванович Рожанович, настоятель церкви села Сварцевичи, ныне Дубровицкого района Ровенской области.

Отец Иоанн Курьян, служивший в одном из приходов Минской области.

Виктор Васильевич Бекаревич, священник деревни Латыголь, был связным партизанского отряда имени Григория Котовского Ильянского района Вилейской области, а позднее вступил в партизанский отряд имени Михаила Фрунзе, действовавший на территории той же области.

Протоиерей Михаил Фомич Скрипко, настоятель Негневичской церкви Лидского благочиния Бароновичской области, был связным партизанского отряда имени Вячеслава Молотова.

Протоиерей Вячеслав Новроцкий, благочинный райцентра Морочно Ровенской области, Кузьма Петрович Раина, потомственный священник, отец 7 детей, благочинный Пинского западного округа, настоятель церкви в деревне Хойно Брестской области и многие другие.

Они оказывали медицинскую и материальную помощь партизанам, прятали их у себя, нередко и спасали от гибели людей независимо от их веры и национальности.

Особой в годы Великой Отечественной войны была молитва святых: преподобного Серафима Вырицкого, блаженной старицы Матроны, священноисповедника Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского и других.

Глава 4. Влияние церкви на русский народ и советское государство в 1941-1945 годах

4.1. Взаимоотношения церкви с немецкими властями на оккупированных территориях

Хотя немецкие оккупанты давали разрешение на открытие церквей, идеология господствующей нацистской партии была направлена против христианства. Со временем предполагалось допустить на захваченные территории "новый класс проповедников", обученных и способных "толковать народу религию", свободную от национальной истории, традиций и культуры. А это, по сути, означало отказ от православия. Церкви открывались лишь для того, чтобы привлечь на свою сторону население.

Православной церкви не раз приходилось обманывать врага, создавая видимость сотрудничества с ним. В "восточном министерстве" Розенберга были чиновники, которые считали, что Православной Церкви следует давать преимущества в сравнении с католической и протестантской как политически менее ангажированной. Бывали и случаи, когда РПЦ удавалось переубедить врага, добиться уступок по отношению к советским военнопленным и мирному населению СССР, а иногда даже Словом Божьим переманить бывших предателей родины - русских полицаев - на свою сторону.

4.2. Обращение советского народа к православию. Чудеса и знамения в военные годы

В тяжёлые времена человек особенно часто обращается к Богу как к своей последней надежде. Многие советские граждане, бывшие до войны убеждёнными атеистами, вдруг обратились к вере. Причиной тому послужили видимые ими Божии чудеса и знамения. Есть множество легенд, рассказов очевидцев, подтверждающих это.

Ј Ленинградское чудо. Икона Казанской Божьей Матери. В осаждённом городе не было сил, чтобы удержать врага. От страшного голода ежедневно умирали тысячи людей. Тогда из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - игород был спасен.

Ј Московское чудо. Икона Тихвинской Божьей Матери. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно, и ничто не мешало немцам войти в Москву. Как гласит московское предание, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском монастыре была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена, а 9 декабря 1941 года освобожден Тихвин.

Ј Казанская икона в Сталинграде. Когда икону перевезли из Ленинграда в Сталинград, перед ней шла непрестанная служба - молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери.

Ј Штурм Кенигсберга и явление "русской Мадонны". Существует еще одно свидетельство заступничества и помощи Божией Матери. Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1945 году. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость: " [...] Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны, и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: "Вот попов привезли, сейчас они нам помогут..." Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен - и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба - огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал - и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные - перед самым русским штурмом "в небе появилась Мадонна" (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!"

Личный героизм служителей Церкви и верующих мирян, их реальные достижения, заметные всем, кто был тому свидетелем, а также божественные чудеса и знамения приводили к увеличению числа верующих.

Война эта явно имела духовный смысл. По итогам переписи 1937 года, две трети сельского населения и одна треть городского, отвечая на вопрос анкеты, не побоялись признать себя верующими в Бога. Патриотическая деятельность Церкви завоевывала признание и уважение все большего числа советских людей.

4.3. Советское руководство и православная церковь

Постепнно и советское руководство стало понимать значение роли РПЦ в военных событиях. Кроме того, политический облик СССР в глазах западных союзников портила его богоборческая политика - большинство американских и английских политиков были христианами. "Планы президента США Ф.Рузвельта объявить войну Германии [...] встретили возражение со стороны американского Совета церквей Христа, который [...] вынес резолюцию о том, что участие США в войне на стороне Советского Союза недопустимо уже потому, что Советский Союз - безбожное государство". По этой же причине в британском Парламенте не желали установления союзнических отношений с СССР.

Конъюнктурные соображения требовали от руководства СССР новой религиозной политики в отношении РПЦ. Нужен был диалог "во имя единства верующих и атеистов, борющихся с одним врагом Родины - фашизмом".

Таким образом, РПЦ не только спасла нашу страну от захвата её фашистами, но и определила дальнейшую её судьбу, смягчив гонения на православную веру и определив дальнейшее возрождение церковной жизни, без которой невозможны ни сохранение культурных ценностей, ни дальнейшее духовное развитие русского народа. Ведь именно православные традиции как основная часть русской культуры определяют то, кем мы являемся, нашу историю, прошлое и будущее. И, забывая эти традиции, мы теряем свою самобытность и уникальность, своё национальное "я". Возрождение духовной жизни позволило нашей родине не только выстоять в войне, но и развиваться дальше как суверенное, независимое государство со своими духовными идеями и богатой самобытной культурой.

Заключение

В ходе исследования моя гипотеза о том, что церковь не только внесла свой вклад в победу, но и сыграла решающую роль в военных событиях, подтвердилась.

Как же оценить вклад Русской Православной Церкви в дело Победы? Вот какой замечательный ответ на этот вопрос дает в своей статье протоиерей Александр Ильяшенко: "[...] Чтобы оценить реальный вклад Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне, сначала надо ответить на вопрос: кто победил в ВОВ?

В советское время считалось бесспорным, что победу одержал обладавший самым справедливым социальным строем и самой совершенной идеологией великий Советский Союз под мудрым руководством коммунистической партии и советского правительства. Но даже сам товарищ Сталин считал иначе. Выступая на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии, 24 мая 1945 г. он сказал:

- Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост. Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа (Бурные продолжительные аплодисменты, крики "ура"). Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение...".

Нельзя не учитывать, что фашистская Германия, с которой русскому народу пришлось вести смертельную схватку, была исключительно сильным и беспощадным врагом. Но "разве есть на свете такие огни и муки и сила такая, которая могла бы пересилить русскую силу?" Так что же это за Сила, которую никакая сила пересилить не может? Она носит характер мистический, таинственный, поэтому ответ нужно искать в духовной сфере..." (20 сентября 1944 г.).

Интересно отметить, что глубокий ответ прозвучал в творчестве талантливого советского поэта Константина Симонова:

"Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За, в Бога не верящих, внуков своих".

Ни классовая борьба, ни ненависть не могут сплотить людей. Преодолеть ненавистную рознь мира сего может только святость. В годы между событиями 1917 года и Великой Отечественной войной пролег крестный путь Русской Православной Церкви и русского православного народа. В этот трагический период для Церкви многие тысячи, сотни тысяч верующих людей своей жизнью и своей смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Святой Церкви и увенчались венцами мученическими. Благодаря их подвигу, принявших на себя натиск богоборческой власти и ценою своих страданий и крови, жизни и смерти одержавших нравственную победу в неравной борьбе с фашистами, русский народ вновь обрел себя, ощутил свое духовное и национальное единство. То, что в результате революции было опорочено, осмеяно, поругано, вновь обрело свой смысл и значение. Потому и встала "страна огромная", как один человек, на "священную войну", что "прадеды", победители в борьбе за веру и правду, вымолили у Господа верящим и не верящим в Бога "внукам своим" силу и стойкость победить в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война - это не борьба идеологий или социальных строев, а борьба за веру и правду. Вклад Церкви огромен, он не поддается количественной оценке и не может быть выражен в материальном эквиваленте. Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад РПЦ в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма.

Сайт "Православный Саров"


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"