ВЗГЛЯД В БЕСКОНЕЧНОСТЬ Примечание автора: “Эта история является версией предыдущей, более краткой и исключительно интеллектуальной. Нам показалось, что было бы небезынтересно сопоставить эти две версии, разделяющие одну и ту же идею.”
МЕХАНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ
ЖИЗНЬ ПРИНЦЕССЫ ЭРЕН
ЛЕДИ ХЕЛЕНА
НАПЕРСТЯНКИ
ДЕМОН ПОЦЕЛУЯ
ВЕНЕЦ ЯСНОСТИ
ДЕВСТВЕННЫЙ ВОСТОК
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ THE VIRGIN ORIENT 1897 ГОДА
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ VIRGIN ORIENT 1920 ГОДА
ЯД ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Авторские права
КОЛЛЕКЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ
Девственный Восток
и другие истории
Автор:
Camille Mauclair
переведено, прокомментировано и представлено
Брайан Стейблфорд
Книга для прессы в черном пальто
Содержание
Введение
ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИ
ВЗГЛЯД В БЕСКОНЕЧНОСТЬ
МЕХАНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ
ЖИЗНЬ ПРИНЦЕССЫ ЭРЕН
ЛЕДИ ХЕЛЕНА
НАПЕРСТЯНКИ
ДЕМОН ПОЦЕЛУЯ
ВЕНЕЦ ЯСНОСТИ
ДЕВСТВЕННЫЙ ВОСТОК
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1897 ГОДА ДЕВСТВЕННЫЙ ВОСТОК
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1920 ГОДА ДЕВСТВЕННЫЙ ВОСТОК
ЯД ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
КОЛЛЕКЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ
Введение
"Ориент Вьерж", роман эпохи 2000 года, Камиллы Маклер, переведенный здесь как “Девственный Восток, эпический роман 2000 года”, был первоначально опубликован Полом Оллендорфом в 1897 году. Он был переиздан Оллендорфом в слегка переработанной версии в 1920 году, после завершения Великой войны, возможно, потому, что издатель подумал, что тот факт, что роман предвосхищает франко-германскую войну как прелюдию к своей собственной, еще Более Масштабной войне, может придать ему дополнительный интерес, хотя сама Великая война очень ясно продемонстрировала, что любая война, разыгравшаяся в 2000 году, не будет иметь ни малейшего сходства с войной, описанной в романе Маклера, которая ведется почти исключительно с использованием технологий 1890-х годов. Роман был снова возвращен в печать в 1979 году издательством Slatkine, это издание было переиздано в 1980 году, а в 2000 году его снова переиздал Billière.
“Камиль Маклер” - это имя, используемое во всех своих произведениях Камилем-Лораном-Севереном Фаустом (1872-1945), который был одним из самых молодых новобранцев символистского движения, которое было весьма заметной чертой парижского конца света; он стал одним из самых ревностных приверженцев одного из номинальных руководителей движения, Стефана Малларме. "Ориент вьерж" был первым полнометражным романом Маклера, хотя ему предшествовала фантастическая новелла, опубликованная в виде книги, Couronne de clarté, roman féerique (Оллендорф, 1895; здесь переведено как “Венец ясности, фантастическая история”), а также сборник стихов "любопытное размышление", Eleusis, causeries sur la cité intérieure [Элевсин; Беседы о внутреннем городе] и две брошюры, одна из которых представляет собой эссе о Малларме, а другая - исследование другого протеже этого писателя, Жюля Лафорга.
На предварительных страницах L'Orient vierge сообщается о выходе еще четырех томов, включая следующие две книги автора: сборник рассказов "Ключи к сердцу" (1897) и еще один роман, "Солей смерти, римский современник" (1898; переводится как "Солнце мертвых"). Последний представляет собой квазиавтобиографический роман с ключом, который начинается с первого посещения главным героем литературного салона, которым руководит альтер-эго Малларме, и в настоящее время считается, что он дает полезный исторический экскурс в социологию и философию символистского движения. Предположительно, обе книги были уже завершены, даты написания, приложенные к L'Orient vierge, указывают на значительный разрыв между завершением и публикацией, возможно, свидетельствующий о некоторых колебаниях со стороны издателя. В список также входит "Смехотворный Парсифаль", роман passionnel ["Смешной Парсифаль", история любви], который не выходил под этим названием; изменение подзаголовка в аналогичном списке включает в себя Путеводитель по современному роману предполагает, что он все еще находился в процессе эволюции и вполне мог быть романом, который в конечном итоге появился как "Враги грез" (Оллендорф, 1900).
Маклер продолжал писать еще несколько современных романов, Etreindre [Охватывающий] (1925) был его последним, а также еще три тома рассказов, но эволюция его художественной литературы ясно проиллюстрировала проблемы адаптации приемов и философии символизма к роману, их гораздо более широкое применение - к поэзии и к бодлеровским “стихотворениям в прозе".” Маклер был отнюдь не единственным символистом, чьи поздние романы в конечном итоге лишились всего, кроме блеска символистской теории и техники, и те из его поколения, кто не последовал примеру Жюля Лафорга, Альфред Жарри и Гийом Аполлинер, умерев молодыми, как правило, следовали той же траектории, что и Маклер, Гурмон и Анри де Ренье, склоняясь к приземленности, если никогда полностью не соглашались достичь ее.
В конце концов Маклер полностью посвятил себя научно-популярной литературе, во многом отражающей его журналистскую карьеру в качестве критика искусства, литературы и музыки, хотя он также опубликовал ряд книг о путешествиях. Его разочарование в художественной литературе, особенно в той разновидности радикальной художественной литературы, которую он создавал на первом этапе своей карьеры, несомненно, отражает трудности, с которыми он сталкивался в примирении своих литературных амбиций с прозаическими требованиями романа — борьба, слишком ясно очевидная в L'Orient vierge— но любое его желание продолжать работу в любом случае было бы сведено на нет враждебной реакцией критиков и растущим нежеланием издателей повторять эксперименты подобного рода, поскольку преобладающее мнение заключалось в том, что слишком многим читателям работы такого рода кажутся слишком сложными для понимания.
Писатели-символисты в целом не славились понятностью своих работ, а Маклер, как один из самых крайних, некоторым читателям, должно быть, казался самым трудным из всех. Хотя Couronne de clarté постарался включить в свое заключение подробную расшифровку своей аллегории, некоторым читателям, возможно, эта расшифровка показалась такой же трудной для понимания, как и само духовидческое путешествие, и хотя "Ориент вьерж" - это гораздо более простой текст с точки зрения изложения, и он намеренно оформлен как остросюжетный роман с подробными описаниями ключевых сражений будущей войны, не исключено, что многие читатели сочувствовали упрямой практичности двух злодеев, которые не могут понять, в чем на самом деле заключается Идея, которой герой так одержим, не говоря уже о том, почему это имеет значение.
На самом деле, попытка привить идеологический поиск, выраженный в символических терминах, к истории о войне будущего создает причудливую химеру, которая даже отдаленно не приближается к связности, и в результате получается роман, одно из многих произведений амбициозной художественной литературы, чей охват явно намного превосходит ее возможности — но это не обязательно плохо, каким бы нелепым ни был результат, и нет сомнений в том, что L'Orient vierge остается увлекательным гибридом. Автору, очевидно, было трудно оправдываться даже перед самим собой, и я воспроизвел в качестве приложений к тексту несколько смущенные апологетические предисловия, которые он прилагал к изданиям книги 1897 и 1920 годов.
1Предыдущее предисловие сейчас кажется удивительным из-за его очевидного предположения, что написание книги, действие которой происходит в будущем, было очень необычным занятием в 1890-х годах, хотя автор был четко осведомлен по крайней мере о некоторых будущих военных романах, шаблон которых он заимствовал. Однако возможно, что он не читал “Страсбургскую баталию” Жюля Лермины (серийная версия 1892; книжная версия 1895), самый значительный роман "желтая опасность", опубликованный до его собственного, довольствуясь заимствованием из газетного репортажа паникерского тона, который он адаптировал, чтобы изменить его. Его цель, по сути, состоит в том, чтобы выступить против этого понятия, хотя и косвенно и половинчато, пытаясь разделить его рефлексивный расизм и примирить одну из образующихся фракций с традиционным французским увлечением “Востоком” как совокупностью пышной экзотики и хранилищем тайной мудрости. Это увлечение оказало особенно сильное влияние на многих предшественников и современников Маклера в романтическом, декадентском и символистском движениях, и его влечение к проекту, который может показаться очень необычным с более поздней точки зрения, имеет определенную логику в контексте финала.
Второе предисловие смутно претендует на определенную пророческую проницательность, хотя любое подобное утверждение резко опровергается тем фактом, что образ 2000 года, созданный Маклером, почти не включает технологических инноваций — никаких в повседневных делах, а только загадочные “гироскопы” и аэростаты, стреляющие “торпедами" в военном контексте, — таким образом, оставаясь, по сути, преображением 1890-х годов, только в довольно эксцентричном политическом смысле. Не очевидно, почему это должно было быть так, хотя Маклер, безусловно, кажется, был враждебен технологическому прогрессу, о чем свидетельствует едкая притча “Мексиканская смерть” (в Les Clefs d'or, здесь переведенная как ”Механическая смерть") и, вероятно, рефлекторно уклонялся от любой сложной экстраполяции такого рода. В первом предисловии он утверждает, что его история в некотором смысле неподвластна времени и, следовательно, совсем не футуристична, но само это утверждение ставит под сомнение решение использовать повествовательный прием будущего сеттинга.
Политическая история, которую предвосхищает роман, в котором за новой франко-германской войной следует приход социалистического интернационализма, который приводит к созданию конфедерации европейских государств, практически стандартна для периода, в который был написан роман, и оставалась таковой в течение некоторого времени, хотя версия Маклера усложняется предположением, что социализм - это чисто экономическая теория, требуется дальнейшая политическая изощренность в связи с последующим триумфом анархизма — понятие, размытое из-за явного отсутствия какого-либо описания того, что может представлять собой анархистская политическая организация, за исключением несколько неожиданного предположения, что для этого требуется назначение “диктатора” и совета министров. Фактически, приписывая приход анархизма к власти стратегической установке бомб, автор, похоже, потворствует вульгарному образу пугала анархистов, а не ссылается на их реальные политические теории.
Однако, как и в случае с технологическим развитием, политическое развитие - это не то, что на самом деле интересует автора; его представление о прогрессе гораздо более эвпсихическое, чем евхронианское, и смысл его изображения Европейской конфедерации состоит не в том, чтобы наметить ее возможную политическую эволюцию, а в том, чтобы поднять вопрос о том, какая идеология должна обеспечить ей чувство идентичности и духовную цель. Именно в этом смысле роман все еще способен задеть за живое в сегодняшних совершенно иных исторических обстоятельствах, при которых грубый и отталкивающий расизм отношения Маклера к “желтой опасности", запутанный мистицизм его отношения к “тайной Индии“ и вопиющая бессмысленность его понятия ”арианства" - все это явно абсурдно, и все же зарождающаяся Европейская конфедерация, которая фактически существует, тем не менее, кажется уязвимой для выдвигаемого романом обвинения в том, что ее господство коммерческих и практических интересов бездушно и в конечном счете ведет к саморазрушению. Именно по этой причине, а не из-за более нелепых допущений романа, он был переиздан в 1979 и снова в 2000 годах, не просто как исторический курьез или образец символистской экстравагантности, но как текст, явная странность которого все еще сохраняет значимую связь с текущими процессами мышления.
Для того, чтобы перевод L'Orient vierge более полно соответствовал контексту авторской художественной литературы, я включил в настоящий том девять других фантастических рассказов. Семь из них взяты из “Ключей золота”, заглавный рассказ которого, впервые опубликованный в 1896 году под названием “Дом ключей Золота”, здесь переведен как “Золотые ключи”, два других изначально появились в виде книг, несмотря на ограниченный объем слов; "Яд пьеррери", переведенный здесь как "Яд драгоценных камней", был впервые опубликован в 1903 году, прежде чем был переиздан как самый длинный из рассказов в истории. Трагическая любовь (Кальман-Леви, 1908). Я поместил рассказы из "Золотых ключей" перед тремя более длинными историями не потому, что я думаю, что они обязательно были написаны раньше, хотя некоторые из них, несомненно, были написаны, а потому, что они обеспечивают более легкое знакомство с весьма своеобразным складом ума автора и, таким образом, помогают осветить аспекты Couronne de Clarté и L'Orient vierge, которые неизбежно кажутся чрезвычайно странными читателю, приближающемуся к ним без какого-либо предварительного предупреждения о главных проблемах, которые будут затронуты в них.
Как и прозаические произведения многих писателей-символистов, включая Реми де Гурмона, Жана Лоррена и Марселя Швоба, новеллы Маклера черпали большое вдохновение в творчестве Эдгара По - или, точнее, в переводах Шарля Бодлера По - и его ранние работы ясно демонстрируют это влияние, а также решимость — которую бы полностью одобрил По - пойти дальше любого предшественника или современника в достижении стилистических и тематических эффектов. Мало найдется историй, написанных в 19 веке, которые были бы более безжалостно своеобразными, чем “Жизнь принцессы Эрен” (англ. “Жизнь принцессы Эрен”) или “Демон безера” (англ. “Демон поцелуя”), или которые так сильно стремятся к эффекту конте жестокости, как “Леди Елена” или “Наперстянки” (англ. “Наперстянки”).
Вторая из двух включенных сюда историй, “Le Regard dans l'infini” (тр. как “Взгляд в бесконечность”), который также занял второе место в оригинальной коллекции, содержит примечание автора, признающего, что на самом деле это вариация первого, и, таким образом, подчеркивает тот факт, что, хотя он всегда стремился сделать что—то другое, чего никогда не делал раньше, есть также ощущение, что он продолжает делать одно и то же снова и снова, неустанно преследуя одни и те же поиски выхода за пределы обыденности, нащупывая что—то, что, по сути, непостижимо в реальном опыте, несмотря на дразнящие намеки, предлагаемые искусством, музыкой и другими вещами. - превыше всего - любовь. Таким образом, остается ощущение, что L'Orient vierge, хотя и стремится к оригинальности, не без успеха, также, в некотором смысле, является преображением “Жизни принцессы Эрин”. "Отрава пьеррери", которая является наиболее традиционной из декадентских фантазий Маклера, в своей опоре на стандартную тему вечного треугольника и добросовестно извращенный эротизм, все еще сохраняет множество барочных образов, которые неоднократно повторяются в более ранних работах.
Самой экстремальной фантазией Маклера, несомненно, был Курон де Кларте, и хотя предшественниками символистов, с наибольшим энтузиазмом принятыми сюрреалистами в качестве своих литературных крестных родителей, были Жарри и Аполлинер, можно утверждать, что Курон де Кларте - наиболее очевидное и насыщенное сюрреалистической прозой произведение, которое молодые символисты создали в ходе своих экстраполяций. Он упорно остается непостижимым, несмотря на попытки объяснить сам себя, но явная причудливость фантастического путешествия, описанного в нем, обладает определенным очарованием, а его образность порой замечательна. Указанные даты создания композиции свидетельствуют о том, что Маклер начал работу над L'Orient vierge почти сразу после завершения Курон де Кларте, и хотя он явно стремился к прерывности в своем желании сделать что-то другое, есть аспекты новеллы, которые продолжают преследовать роман во многом так же, как преследуют героя романа, и сопоставление двух произведений помогает понять психологические реакции, которые испытывает герой L'Orient vierge в ходе своего собственного фантастического путешествия.
Хотя он был одним из наиболее радикальных символистов с точки зрения своих литературных методов и интересов, вкусы, которые Маклер демонстрировал в своей плодотворной художественной критике, сейчас кажутся удивительно консервативными, никогда не выходящими далеко за рамки работ импрессионистов и символистов, которые уже прочно утвердились в начале его карьеры, но в этом нет ничего необычного. В то время как некоторые из других его идей сейчас кажутся опережающими свое время, другие точно так же, похоже, навсегда застряли в итог, хотя он иногда категорически противоречил своим более ранним взглядам в более поздних эссе; его взгляд на женщин, в частности, кажется глубоко запутанным и бессвязным, некоторые из его ранних эссе демонстрируют вопиющее женоненавистничество, в то время как некоторые из его более поздних, более теоретически настроенных размышлений на тему любви были одобрены по крайней мере некоторыми современными феминистками.
Анархистские симпатии, которые Маклер проявлял в L'Orient vierge, в то время вызвали некоторую критику, но любой кредит, который они завоевали ему среди левых политических сил, был подорван, когда он сотрудничал с режимом Виши во время Второй мировой войны. К тому времени он был стар и, по-видимому, больше думал о выживании, чем о политической последовательности, но этот странный контраст отражает определенную существенную непоследовательность и противоречивость в его мышлении. Если он и не был убежденным анархистом, то, тем не менее, твердо верил в то, что исторический прилив в Европе неудержимо развивался в направлении эгалитаризма и либертарианства, и крайне маловероятно, что он искренне сочувствовал нацистам по фундаментальным политическим соображениям. L'Orient vierge ясно демонстрирует, что он испытывал сильную симпатию к этнологическим расовым теориям, которые нацисты адаптировали для своих собственных целей, но его интерпретация их значения сильно отличается от их собственной; он, должно быть, прекрасно знал, хотя они могли и не знать, называя его сочувствующим, что то, что он подразумевал под словом “ариец”, и то, что они под этим подразумевали, были двумя совершенно разными вещами.
Работы, представленные в этом томе, на самом деле очень наглядно демонстрируют, что Камиль Маклер был особенным человеком, не связанным ни с каким вероучением, за исключением желания возвыситься и выйти за рамки того, что, казалось, делали все остальные. Они также демонстрируют, что с самого начала он знал, что у него ничего не получится, потому что задача была невыполнимой, но он не видел причин, почему это должно мешать ему приложить все усилия, по крайней мере, продемонстрировать и проиллюстрировать факт своего отличия и свою решимость поддерживать его.
Перевод L'Orient Vierge был сделан с версии Оллендорфского издания Университета Торонто 1897 года, воспроизведенной на веб-сайте интернет-архива по адресу archive.org. Перевод предисловия ко второму изданию романа 1920 года был взят из экземпляра Лондонской библиотеки, который также использовался для того, чтобы отметить некоторые различия между двумя версиями. Перевод Couronne de clarté был сделан с версии Оллендорфского издания 1895 года, предоставленной Университетом Оттавы, воспроизведенной на archive.org. Переводы рассказов формируют "Золотые ключи" были сделаны по копии Оллендорфского издания 1897 года, находящейся в Лондонской библиотеке, а перевод "Яда пьеррери" - по копии (недатированной) второго издания "Трагической любви" Кальмана-Леви, находящегося в распоряжении Лондонской библиотеки.
Брайан Стейблфорд
1 т.н. Битва при Страсбурге, издательство Black Coat Press, ISBN 978-1-61227-324-2.
ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИ
Мы - такой материал, из которого создаются мечты,
и наша маленькая жизнь завершается сном.
Мы прибыли туда однажды вечером в середине сентября, моя дорогая Фаллея и я, проехав обширные пустоши, солончаки, блестящие иглы которых хрустели под копытами наших лошадей, сосновые рощи, усыпанные фиолетовыми камнями, болота, где ветер вызывал журчание зарослей тростника, и пруды неправильной формы, остатки реки, выпитой песчаной почвой. Мы были утомлены, когда увидели огромную опушку леса; несколько золотых и розовых слитков беззаботно парили посреди влажного неба, а на западе поднимался пар поздней осени.
Аллея тополей чередовалась в канале с чередой его верных отражений и извилисто огибала неподвижное зеркало плоской воды до самого горизонта, где сумерки склоняли расплывчатые лица к медлительности и меланхолии. Наши перевернутые изображения двигались там, уже неясные; все казалось одновременно увеличенным и ослабленным тишиной, потому что наши шаги были приглушены скопившейся пылью, а природа обращала на нас так мало внимания, что нашим душам было трудно дышать, и они поднимались к краям наших губ, не осмеливаясь стать видимыми.
Но мы пришли в этот заброшенный ландшафт, само название которого было неопределенным, в поисках уединения, после многих страстных приключений и многих урожаев гордыни; у нас осталась только пепельная горечь, которая заставляла нас желать простых плодов более свежего и интимного окружения; мы спешили погрузиться в себя, чтобы выяснить, была ли расточительность нашей крови полностью загублена, и эта природа, полная сладостных печалей, казалась нам заманчивой. Когда выбранный нами дом появился на излучине канала, между колоннадами тополей, мы испытали только чувство уверенности перед его фасадом, безмятежное желание покоя.
Я только позже понял, когда все было завершено, что дом содержал в себе понятные предзнаменования, как только человек переступал порог. Но никто никогда ничего не знает, и кто может отличить реальное от воображаемого? Его вид действительно соответствовал нашим планам отступления; расположенный в глубинах этого заброшенного региона, он казался его свернувшейся душой, концентрирующей свою пустынность, хотя и не был монотонным. Его окна, похожие на обведенные глаза, богатая и волнистая металлическая отделка покрытых плесенью стен, галерея, наполненная зеленоватыми тенями, и купол, скульптуры которого истончились от времени, производили на нас впечатление одновременно роскошного и вымершего.
Полукруг темной воды, ответвляющийся от канала, омывал часть стен; они созерцали себя в нем, и перевернутое здание упрямо противостояло другому, словно упрекая его в древнем существовании. Сад был в беспорядке, а беседки обветшали. Подсолнухи, теперь пожухлые и черные, слабо покачивали там своими безлистными дисками; серость неба успешно погасила дерзкую яркость гераней и тюльпанов, а каменные плиты цистерны были разбросаны по мху, разъедавшему петли и блоки.
Дымоходы, должно быть, долгое время были холодными, потому что северные птицы больше не селились там и с визгом порхали вокруг. Никто не проходил мимо, кроме измученных перевозчиков, которые смотрели только в землю и сами уже были слишком утомлены, чтобы испытывать жалость или уныние при виде старых заброшенных домов. У нее был вид настоящей вдовы, и она была там, чтобы приветствовать паломников, которыми мы были, испытывающих отвращение к привычным путям жизни.
Мы вошли, и с наступлением ночи лампы почти сразу же вспыхнули, как большие светящиеся цветы, оживляя деревянную отделку и позолоту, вызывая искры на тканях, на которые они больше не надеялись, заставляя хрусталь сверкать, пробуждая радость от оцепенения смертных теней, в результате чего близость жизни началась для нас сразу же в этом месте. Для существ, исповедующих самих себя, легче рождается искусственный свет, чем свет неба, и для разочарованных мечтателей лампа - более привычный, более утешительный и менее суровый свидетель. В любом случае, недостатка в предметах первой необходимости не было; согласованные усилия организовали все для пребывания; мы особо попросили, чтобы нетронутой была только внешняя часть дома, поскольку мы никоим образом не хотели нарушать естественную работу погоды и осени.
Когда мы с Фаллеей остались одни, мы почувствовали, что с момента нашего появления начался новый период жизни, и долгое время ничего не говорили. Каждый день, бок о бок, мы думали о том, каким будет это убежище, и такая настойчивость в представлении лишила нас дара речи. На данный момент, находя его соответствующим нашим желаниям, мы уже представляли, что из него получится. Но это были интерьерные проекты, которые плохо поддаются объяснению с помощью речи, и мы яростно смотрели друг на друга, как будто речь шла только о наших лицах.
У Фаллеи был измученный вид, ее каштановые волосы густо обрамляли их, пальцы медленно играли с завитками, в то время как ресницы подрагивали над глазами, которые никуда не смотрели. В конце концов, однако, она улыбнулась, встала, подошла ко мне и, понимая, что говорить не о чем, поцеловала меня, как ребенка, и медленно направилась в свою комнату, оглядываясь на меня через плечо. Ее маленькая головка была склонена в теплых завитках пышных ниспадающих волос, сквозь которые просвечивали глаза и рот. Так завершился первый вечер.
За несколько дней перед нами открылось возрожденное существование, полное силы и медитации. До тех пор мы перевозбуждали свои души празднествами толпы и тысячью шумных и иллюзорных событий, которые являются пародией на реальную жизнь; но здесь, предоставленные самим себе или оказавшиеся в сложном месте, можно было подумать, что, исключительно выбрав тишину, они вернули себе свое положение с неожиданным пылом и стали почти материальными. Мы поверили, что достигли компромисса, и они пробудились более решительно. Мы тянули их за собой, как двойные тени, мельком видели их, оборачиваясь, чувствовали, как их непрозрачность поднимается, как пар по зеркалам, и наши беседы одновременно друг с другом были обращены к тем душам, украшением и любовью которых была наша единственная забота.
Фаллеа всегда проявляла страстный вкус, необычайно красивый для женщины, к вещам мечты и всему символическому; говоря о тайне как о саде, а о цветах и поцелуях как об абстрактных аргументах, она смешивала ментальное и физическое и прикасалась ко всему, что составляет жизнь, маленькой душой, вооруженной тактом и предчувствием бесконечной тонкости.
Что касается меня, то в беспорядке юности, занятой учебой и изысканно глубокой похотью, я никогда не забывал обращать внимание на то, что за самой соблазнительной внешностью скрываются по сути святые образы жизни и мечты, которые являются ориентирами для душ благородного происхождения и которые ничто не может отвлечь их от созерцания в часы одиночества. Таким образом, у нас были странные беседы, которые привели бы в замешательство любого случайного свидетеля, настолько страстно были удовлетворены в них наши метафизические вкусы. Мы вызывали у них ту же лихорадку, что и в удовольствии, и часто заходили так далеко в гипотезах, что слова были слишком медленными, чтобы догнать сверхчеловеческую истину, к которой мы стремились. Мы отвергали их, мы помогали им дрожью, интонациями голоса, а затем нетерпеливо отвергали их, и высшее трепетание наших мыслей растворялось во взгляде.
В тех превосходных играх Фаллея довольствовалась странной интеллектуальной извращенностью; теперь, оглядываясь назад на то, что произошло, я верю, что мы зашли слишком далеко и что она действительно слишком сильно искушала то, что скрыто. Когда у кого-то есть ее волосы, ее глаза и ее юная плоть, он не спускается с дерзким цветком сладострастия в склепы медитации, которые требуют более завуалированных посещений и менее провокационных подношений. Счастье требует большей хитрости, большей осторожности в науках мышления; никто не ограничивает их, и вокруг духов, лишенных скромности, опьяненных радостью понимания и надеждой познать все, имманентная сила миров организует неисчислимые репрессии...
Но знает ли кто-нибудь, когда вопрос о судьбе становится фатальным, и можно ли предвидеть, в какой момент вместе с наукой придет несчастье?
Мы редко выходили на улицу, нам почти хватало дома и воды, а также того, что мы могли видеть на небе, облокотившись на балюстраду галереи. Прежде всего, мы жили с лампами. Однако наши прогулки иногда приводили нас вдоль канала, к равнине или к первым аллеям леса. Только старинная ограда отделяла его от густых кустарников, которыми заканчивался наш сад; он был обширен и очень мрачен; его роскошь слегка оскорбляла нас, и мы предпочли затеряться в зеленом полумраке, падавшем с высоты окон. Это ограничивало наш крошечный мир, и мы бы не осмелились углубиться в него. Наши неторопливые и праздные беседы протекали более покладисто в соответствии с поросшими травой берегами и отражениями тополей, геометрия которых, нарушенная крупными фризонами, точно отражала смесь наших рассуждений и нашей страсти.
Иногда мы тоже ходили куда-нибудь вдвоем. В конце дня Фаллея любила держаться на расстоянии. Ею овладело девичье чувство; я думаю, что она пошла плакать, что ей не хотелось, чтобы ее видели, потому что она не нашла бы слов, чтобы выразить то, что чувствовала. Она общалась с вечером, и ее разгоряченная душа, отягощенная предчувствиями, сладострастно облегчалась в слезах.
Она вернулась после тех столкновений с сумерками, подобно галеону, груженному сокровищами и бальзамами, о котором мечтаешь, возвращаясь с Востока и бросая якорь в воображаемом порту. Она была полна мыслей, бледна и часто ускоряла шаг, завидев меня на пороге, как будто хотела без промедления сообщить мне какие-то новости. Затем она без слов бросилась в мои объятия, и ради этого восхитительного момента я никогда не возражал против ее изоляции.
Однажды вечером она засиделась допоздна; я поставил лампу на перрон, потому что было уже темно, и она могла споткнуться в саду. Наконец, я увидел, как она приближается, неясная, но все еще видимая, и когда она положила голову мне на грудь, я почувствовал сильную дрожь, и она пробормотала так тихо, что я едва расслышал ее:
“Возможно, я был тебе неверен; прости меня”.
Она рыдала так сильно, что упала в обморок, и в теплой и светлой комнате, в которую я ее привел, все еще была холодной от росы.
После короткого перерыва она успокоилась.
“У меня была встреча”, - сказала она. “Да, настоящая встреча, и все же ничего не было. Какие мы бедные! Мы не знаем...”
И она снова заплакала.
Я убрал свет и нежно привлек ее к себе.
Затем, повернув лицо к тени, она заговорила.
“Я видела Осень этим вечером, как ребенок”, - сказала она мне тихим голосом. “Я встретила его в лесу, когда возвращалась. Гирлянда из бронзовых листьев ниспадала ему на лоб, золотые кудри тускнели на шее, а в его таинственных глазах рождались безмерная усталость и сверхъестественное отчаяние. Но его губы были окровавленными и живыми, как солнце счастливых островов, и их жизненный отблеск придавал им странное очарование.
“Он не осмеливался ничего сказать мне, ” сказала она мне, “ и я не осмеливалась ничего сказать ему. Итак, мы стояли там неподвижно, не зная, существуем ли мы или нам снятся наши собственные тени, черные силуэты, поднимающиеся в сумерках. Красно-золотой маяк не дрожал над воротами шлюза; буксирная тропа была заброшена, трава и скалы безмолвствовали. И мы пристально смотрели друг на друга. Но в конце концов я понял значение всей этой тишины и то, что передо мной был не встревоженный ребенок, а сама глубокая Осень, молчаливая, языческая и чистая Осень, которую никто никогда не видит.
“А потом, когда никого не было рядом, а он был так красив, - сказала она мне, - меня посетило странное желание. И, несомненно, он тоже хотел этого, потому что он осторожно приблизился, лаская мой взгляд своим отчаянным взглядом, и листья на его лбу задрожали, и я была восхитительно охлаждена тоской и вечером. Но пока я ждала, закрыв веки, поцелуя прекрасной Осени, я только почувствовала, как он наклонился, чтобы прикоснуться своими горящими губами, такими же кровавыми и живыми, как солнце счастливых островов, к моей раскрытой ладони.
“Когда я подняла глаза, я больше ничего не увидела; несомненно, он боялся моих настоящих губ. Я услышал легкий полет в темноте, а затем я побежал к порогу и увидел, что ты ждешь меня со светом. И с тех пор, как мои руки познали теплый и влажный поцелуй Осени, мне кажется, что я прикоснулась к смертному цветку из плоти, чей неуловимый яд опустошил всю мою душу — всю мою маленькую душу, любовь мою — и я очень боюсь ”, - сказала она мне шепотом.
Тени, отброшенные лампой, казались более мрачными, и я не знаю, какой сверхъестественный холод проник внутрь. Фаллеа оставалась неподвижной, и я, охваченный особым ужасом, отнес ее в покои и уложил на кровать. Ее руки свисали; одна из них была сомкнута, и когда я взял ее, чтобы положить ей на грудь, я увидел, что между пальцами что-то блестит.
Это был маленький золотой ключик в виде смятого листка; он был не из дома, и мы не знали, откуда он взялся.
После этого Фаллеа никуда не выходила одна. Влияние осени коснулось нас, и я боялся за ребенка, как и за себя, томного бессилия, вызванного расчетами и вырождением природы в октябре. Повсюду желтовато-коричневая интенсивность его красок была невыносимой, а огромные завесы тумана стелились над опаленными и яркими верхушками деревьев. Листья скорее опускались, чем опадали; их легкая позолота плыла по ветру или срывалась со шпалер, как мертвые птицы. Запах сырости и тишины исходил от леса и канала; между освещенных ветвей тусклое солнце было похоже на забытый плод, и нерешительные фигуры появлялись на концах тропинок или склонялись над порогами. Небесные очертания были нежными и хрупкими; лазурь побледнела, и в воде виднелся легкий румянец от прозрачно плывущих облаков.
Мы отошли на некоторое расстояние от дома, медленно, как выздоравливающие, разговаривая о беззаботности поздней осени и той всеобщей забывчивости, которая ее отличает. Все — вода, листья и облака - постепенно уходит, неизвестно куда; даже солнце, кажется, уходит, и у душ возникает желание подражать ему; можно подумать, что ничто больше не может удерживаться на месте, что все нисходит на другую сторону земли в поисках других рассветов и неведомых изобилий.