КОЛЛЕКЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ
Авторские права
Мир Меркурия
Автор:
Chevalier de Béthune
переведен, прокомментирован и представлен
Брайан Стейблфорд
Книга для прессы в черном пальто
Содержание
Введение
МИР МЕРКУРИЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
КОЛЛЕКЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ
Введение
"Отношение к миру Меркурия" Шевалье де Бетюна, переведенное здесь как "Мир Меркурия", было первоначально опубликовано в Женеве издательством Barilot et fils в 1750 году. Текст был перепечатан в классическом сборнике Шарля Гарнье "Путешествия воображения, песни, видения и кабалистические римляне" (1787-1789), когда он, несомненно, достиг большей аудитории, чем при первоначальной публикации. Там он был отнесен к последней категории “каббалистических романов” благодаря частым ссылкам на алхимию и использованию розенкрейцерства и других разновидностей аллегорического мистицизма, хотя все они явно ироничны.
В каталоге Национальной библиотеки автору не указаны никакие даты, а предыдущие авторы, цитировавшие эту работу, включая Шарля Гарнье, вообще ничего не смогли сказать о нем. Ресурсы всемирной паутины предоставляют множество подробностей о различных ветвях плодовитой семьи Бетюн, но ни один из членов, упомянутых в различных справочниках по французской аристократии, которые использовали титул “шевалье де Бетюн”, не был жив в 1750 году. Наиболее вероятным кандидатом на роль автора текста, если автор действительно фигурирует в генеалогических списках, был один из сыновей Анри де Бетюна, граф де Селль, Мари-Анри де Бетюн, который умер в Париже 3 мая 1744 года в возрасте 78 лет.
Конечно, возможно, что член семьи, который использовал другой титул в повседневной жизни — у большинства членов семьи их было несколько, большинство из которых были графами, маркизами или герцогами, — использовал второстепенный титул для подписи, точно так же, как возможно, что кто-то, не имеющий отношения к семье, просто позаимствовал свое имя в качестве псевдонима, но после изучения текста кажется гораздо более вероятным, что публикация была посмертной — что не было бы необычным для книги такого деликатного характера, что ее пришлось издавать в Женеве, хотя ее автор явно был жителем Женевы. из Парижа.
Во всяком случае, ни одно из упоминаний в тексте не указывает на дату создания позже 1715 года, когда умер Людовик XIV. Есть многочисленные упоминания о лицах, действовавших при дворе Людовика XIV, и репутация последнего как короля-солнца, безусловно, криво отражена в тексте, посвященном Двору Солнечного императора Меркурия, поэтому совсем не кажется невероятным, что текст мог быть написан человеком, родившимся в 1666 году в семье, известной при Версальском дворе.
1В некоторых ссылках также присутствует намек на ностальгию, что наводит на мысль, что текст мог быть закончен после 1715 года, когда бы он ни был начат, но, вероятно, вскоре после этого. Книга была впервые опубликована после нескольких первых "философских состязаний" Вольтера, но до "Микромега" (1752) или "Кандида" (1759), и ее публикация также значительно предшествует более экстравагантным работам Шарля-Франсуа Тифена де ла Роша, "Амилека" (1753; дополнено 1754) и "Гифанти" (1760), но рассматривать текст так, как если бы он был фактически современником этих работ, вероятно, было бы ошибкой. Отношение к миру Меркурия действительно имеет некоторое сходство с работой Тифена с точки зрения ее творческого размаха и, в частности, возможного дополнения причудливого, сатирического, раблезианского и квазиаллегорического повествования серьезным изложением псевдонаучного тезиса, который, очевидно, был дорог сердцу автора, и, конечно, возможно, что Тифен перенял от него некоторое влияние, но с философской и литературной точки зрения текст Бетюна, очевидно, является продуктом более ранней работы. эпоха.
Лоскутный характер работы не является чем-то необычным для того времени, но вполне может указывать на нагромождение материалов, которые никогда не были должным образом собраны и организованы их автором для публикации. Если бы это было сделано в качестве своего рода мемориала другим членом семьи, можно было бы ожидать, что к нему будет приложена какая-то предварительная записка, но деликатный характер некоторых идей, выраженных в работе, особенно тех, которые касаются брака и религии — как и Вольтер, автор является деистом, который совершенно не симпатизирует догмам католической церкви, — возможно, рекомендовал соблюдать осторожность даже в этом отношении. Однако, кто бы ни написал эту книгу, и как бы запоздало она ни попала в печать, это впечатляюще новаторское произведение, которое вывело межпланетную сатиру на совершенно новый уровень лихорадочной яркости.
Автор признает в своем тексте влияние книги Бернара ле Бовье де Фонтенеля "Приключения во множественном мире" (1686; переводится как "Беседы о множественности миров"), и одна из многих функций повествования - распространить давний аргумент, касающийся множественности миров, на гораздо более обширную сцену, чем у Фонтенеля или та, что изображена Христианом Гюйгенсом в "Космотеоросе" (1698). К понятию, что Бог не принял бы целая вселенная, полная звезд и планет без заполнения их все, Бетюн добавляет сложную систему производственных связей, которые и в высшей степени упорядоченная система космического палингенез, задолго до Шарля Бонне по Palingénésie философская [философский Палингенез] (1769) повторяется понятие души можно серийных перевоплощений в различных мирах, гораздо больше, ориентировочно, в интересах постепенного восхождения данные нравственного совершенства, в более серьезную основу. Работа Бетюна была опубликована более чем за сто лет до повторной популяризации этого понятия Камилем Фламмарионом в классическом "Люмене" (1866-69; в "Речах Инфини" 1872; отдельное издание 1887; расширенное издание 1906; т.р. как "Люмен"), на которое она, вероятно, оказала некоторое влияние, поскольку Фламмарион имел доступ к "Путешествиям воображения, песням, видениям и кабалистическим римлянам" Гарнье.
Хотя работа Бетюна, по понятным причинам, не может соперничать с работой Фламмариона по изощренности его мышления в отношении относительности пространства и времени и экологии адаптации к чужеродной среде, у нее есть преимущество с точки зрения чрезмерной сложности ее палингенетической схемы. Поскольку в нем нет ничего, кроме самого рудиментарного эволюционного мышления, а его представления о химии и физике примитивны и расплывчаты даже по стандартам того времени, когда он был опубликован, он, тем не менее, обладает настойчивым саркастическим скептицизмом, что делает его одной из немногих “креационистских фантазий”, совершенно не стесненных какими-либо религиозными догмами.
Разрабатывая тщательно продуманное вторичное творение своего мира Меркурия, Бетюн намеревается сформировать такой мир, который мог бы построить Бог, будь он несколько более благосклонен к людям, чем предполагает экзистенциальная ситуация земных людей. Его описание Меркурия во многом является шутливым упражнением, со многими элементами чистой комедии, а его рассказ о тамошней жизни гораздо ближе по духу к стране Кокейн, чем к какой-либо политической утопии, но это, конечно, не лишает стоящую за ним мысль какой—либо изобретательности или изюминки - скорее наоборот, на самом деле.
В целом произведение, безусловно, неорганизованно и неуправляемо, но тот факт, что оно, кажется, писалось урывками, вероятно, в течение длительного периода времени, в ответ на серию разрозненных капризов, с разделами, варьирующимися по характеру от непристойного анекдота до тяжеловесной аллегории, несомненно, побудил автора дать волю своей фантазии, чего он никогда бы не смог, если бы попытался создать более сфокусированное повествование с чем-то, отдаленно напоминающим сюжет.
Поскольку теперь мы знаем, что любимая медицинская теория автора - чистая бессмыслица (как и все медицинские теории 18 века), заключительный раздел текста наверняка покажется современным читателям немного утомительным, хотя его негативная составляющая, направленная против общепринятого в то время лечения кровотечений, в равной степени обязана вызвать сочувствие - но этот раздел, по крайней мере, заслуживает того, что оставлен напоследок, а щедрая компенсация, предоставленная заранее, более чем адекватна с точки зрения его оригинальности, авантюрности и, особенно, его явной причудливости. В частности, описание воздушного конфликта между защитниками Великой горы Меркурия и чудовищными захватчиками из “земной коры”, изгнанными с Солнца, победоносно эксцентрично, по красочной экстравагантности оно подходит к любому космическому сражению, представленному в великой традиции космической оперы 20 века.
Кем бы он ни был на самом деле, если он на самом деле не был покойным Мари-Анри де Бетюном, шевалье де Бетюн не мог соперничать с Вольтером как литературный стилист, и его следует считать уступающим Тифену де ла Рошу в плане связности повествования, но его текст был важным предшественником нового типа conte philosophique, который они разработали, и у него было преимущество перед ними обоими с точки зрения размаха его воображения; его схема космического восприятия palingenesis остается непревзойденной моделью с точки зрения организационного планирования и чистой бравады. Книга была бы замечательна уже одним этим, но в неопрятных складках ее растянутого лоскутного одеяла спрятано много других восхитительных крупиц.
Судя по “утопическим романам”, Отношения Меркурианского мира далеки от серьезного конца спектра, и было бы трудно найти многие произведения, менее серьезные в своих описаниях предположительно идеального общества. Однако, если бы это действительно было так, что бессмертные человеческие души могли бы в конечном итоге жить не только во всех мирах нашего “Вихря" (декартовский термин, обозначающий то, что сейчас называется Солнечной системой), но и во всех мирах любого другого Вихря, который они в конечном итоге решили бы посетить, трудно поверить, что они могли бы когда-либо найти мир, где жить было бы легче и веселее, чем на Меркурии Бетьюн. По этой причине книга, безусловно, имеет право считаться своего рода классикой.
Этот перевод сделан с копии издания Barilot et fils, размещенной на веб-сайте gallica Национальной библиотеки.
Брайан Стейблфорд
МИР МЕРКУРИЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Реклама
Всем известно, что самое надежное средство обучения - это скрыть советы разума под вуалью аллегорий.
Рим был на грани гибели из-за народного восстания против сената, когда апологеты конечностей, отказавшихся служить желудку, вырвали оружие из рук обезумевшего населения и в мгновение ока предотвратили штурм.
Афиняне, опьяненные процветанием и пренебрегающие собственной безопасностью, казалось, протягивали руки к цепи Филиппа, когда Демосфен разбудил их с помощью детской сказки. Эта невинная уловка, обратив внимание народа, привела к принятию спасительных декретов, которые спасут Республику.
Эзоп, знавший силу басен, использовал их для формирования нравов людей, используя речь, обращенную к ним животными и бесчувственными существами; они не стали бы слушать Сократа, но они прислушались к урокам Зайца и Вороны.
С той же целью была изобретена Комедия, и советы Эпиктета никогда не исправляли столько нелепости, сколько Театр Мольера исправил для нас.
Рассказ о Меркурии - это не что иное, как Басня, в которой была предпринята попытка объединить идеи, забавные в силу их новизны, с несколькими полезными наблюдениями. Мнение, которое приводит нас к мысли, что планеты обитаемы, нам настолько знакомо, поскольку мы видели остроумное описание Миров месье де Фонтенеля, что нет причин опасаться, что рассказ о Меркурии сойдет за абсурдную идею; поскольку, напротив, кажется, что было бы гораздо более неловко серьезно отрицать множественность обитаемых миров, чем поддерживать это весьма вероятным образом.
На самом деле, наша Земля, которая кишит обитателями, не может быть ничем иным, как Планетой, поскольку она выполняет все функции Планеты, а именно: вращается вокруг своего центра и обращается вокруг Солнца, непрозрачна, отражает свет и, наконец, одна из ее половин всегда освещена, а другая погружена в темноту. Все, что можно сказать о Планетах, можно сказать и о нашей Земле. Если бы кто-то посмотрел на него издалека, как смотрят на Планеты, то обнаружил бы совершенное сходство с ними и признал бы, что не может себе представить, почему Верховный Архитектор захотел заселить одну, а не другую; поскольку нет ни одной Планеты, которая не заслуживала бы того, чтобы быть заселенной так же или больше, чем наша Земля, либо в силу ее намного превосходящего величия, либо в силу ее более выгодного положения относительно Солнца, либо в силу более тщательной заботы Автора Природы, по-видимому, об аппаратуре, которая их сопровождает.
Если Планеты необитаемы, то какой смысл Солнцу так регулярно восходить и заходить на них? Какова цель света, который передается им, если он никому не нравится, и почему времена года сменяют друг друга на этих Глобусах с той же регулярностью, что и на нашей Земле? Возможно ли, что Бог с таким мастерством создал такое огромное количество бесполезных вещей? Можно ли себе представить, что, формируя эти огромные массы материи, Он соизволил создать только огромные пустыни и ужасающие безлюдья?
Поэтому обычно предполагается, что все Планеты, обращающиеся вокруг Солнца, обитаемы, не исключая больше ни одной, кроме самого Солнца — что, несомненно, очень жаль, поскольку Солнца бесчисленным количеством распределены по пространству Вселенной, это огромная потеря пространства; поскольку каждое отдельное Солнце само по себе бесконечно больше, чем все небесные тела, заключенные в его Вихре.
Но как, говорят, выглядит то, что Солнце, представляющее собой не что иное, как жидкий Шар света и пламени, может быть обитаемо? Какое тело могло бы хоть мгновение существовать в этом огненном Вихре, поскольку свет, который просто отражается, сжигает и пожирает все на нашей Земле, несмотря на огромное расстояние в несколько миллионов лье, отделяющее нас от него? Давайте оставим это в покое и оставим Всемогущего в покое; Ему не составило бы труда создать существ, которым огонь был бы так же необходим для сохранения их жизни, как вода для рыб или воздух для жителей нашей страны.
Таким образом, ничто не мешает Солнцу быть обитаемым, как и другие Планеты; напротив, оно кажется более достойным этого отличия, чем они, благодаря месту, которое оно занимает в центре Вихря, и своему поразительному величию; по оценкам астрономов, оно в миллион раз больше Земли, на которой мы обитаем. Какой потерей было бы для Вселенной, если бы такая обширная местность, так хорошо расположенная для наблюдения за симметрией Вселенной, оказалась абсолютно бесполезной?
В любом случае, если предположить, что наше Солнце обитаемо, как и все другие Солнца, которые кишат в пространстве Мира, пределы которого нам неизвестны, каково было бы число их обитателей, поскольку эти тела сами по себе неисчислимы и они огромны в своем величии! Воображение здесь действительно сбито с толку, теряясь в бесконечных расчетах; но чем дальше этот расчет выходит за пределы нашего понимания, потому что он приближается к бесконечности, тем более достойным мы должны считать его безграничной силы Бога.
Автор "Мира Меркурия" не ограничился тем, что сделал свой вымысел забавным, у него также был замысел сделать легкий набросок и своего рода эссе о разнообразии, которое Природа способна распространить на всех Землях, которые, по его предположению, могут быть обитаемыми.
Он описывает других разумных Существ, других Птиц, других Рыб и часто другие идеи, чтобы показать, что если человек смог представить эти разновидности в мире, который он описывает как чистую фантазию, у Божества не должно возникнуть никаких трудностей с поиском миллионов других, все более простых и разумных, поскольку они основаны на Его бесконечном знании и силе, которая не знает границ.
Предисловие
Меркурий находится так близко к Солнцу, что почти поглощен его светом и большую часть времени ускользает от внимания астрономов.
Однажды утром, когда я осматривал сельскую местность за несколько минут до рассвета и сокрушался при виде этой маленькой планеты, почти исчезнувшей в зарождающемся свете, я был удивлен, услышав поблизости шаги. Я с некоторой тревогой обернулся и увидел человека респектабельной наружности, который держал в руке небольшую подзорную трубу.
“Месье, ” сказал он мне, - судя по всему, наступление дневного света мешает вашим наблюдениям, но если вы захотите продолжить их с помощью этого оптического прибора, это даст вам столько досуга, сколько вам нужно, и я надеюсь, что вы не будете разочарованы”.
Несмотря на то, что я не нашел особой причины смотреть на звезды с помощью инструмента, который казался мне неподходящим для этой цели, в то время, когда Вот-вот должно было появиться Солнце, отношение человека, который разговаривал со мной, повлияло на меня таким образом, что я не побрезговал провести эксперимент. Однако я был очень удивлен, увидев, что вместо Меркурия, который я искал, я обнаружил в свой телескоп обитаемый мир, на котором я мог легко различать красоту ландшафта и передвижение людей и животных.
Сначала я подумал, что какое-то неизвестное устройство, содержащееся в телескопе, дает мне изображения, и, имея в виду эту идею, я собирался разобрать его на части, чтобы обнаружить случай такой приятной иллюзии.
“Остановись”, - сказал владелец инструмента. “То, что вы видите, - это философский микроскоп, в котором вы найдете только стекло и ничего больше, но он сконструирован с таким мастерством, что делает самые отдаленные объекты такими же видимыми, как и ближайшие, самые темные - такими же видимыми, как и самые яркие. Он еще не совершенен; я только пробовал его, когда встретил вас, и намерен закончить в течение дня. Если вы захотите протестировать его завтра, он не только позволит вам увидеть звезды и их обитателей, но вы также откроете для себя с его помощью элементарные народы, атомы Эпикура и даже движения души и человеческие намерения.”
Услышав эту речь, я упал на колени; я обожал человека, который говорил со мной почти как с Богом, и я умолял его самым нежным образом в мире не допустить, чтобы счастливая случайность, которая привела его на мой путь, оказалась для меня совершенно бесполезной.
“Небесный дух, ” сказал я ему, “ не побрезгуй наставлять жалкого и невежественного человека, который лишь стремится просветить свой разум знанием и исправить свои нравы изучением истины”.
Он задумался на несколько мгновений, прежде чем ответить мне, и внезапно принял более серьезный и величественный вид.
“Сын мой, ” сказал он мне, - поскольку высший разум, вдохновляющий тебя, говорит мне, что ты не недостоин этого усыновления, я розенкрейцер, которого моя древность поставила почти во главе этого Ордена. Способны ли вы войти в Общество, о котором вы слышали так много экстравагантных басен?”
“Да, отец мой, ” воскликнул я в восторге, “ И я бы отдал свою жизнь, если бы это было необходимо, чтобы обрести такую редкую радость”.
“Нет ничего невозможного”, - ответил Мудрец. “Некоторые из тех, кто составляет наше Общество, готовы покинуть его, чтобы стать Гражданами Вечного Отечества. Это то, что в нашем обществе называется смертью. Только от меня зависит, получите ли вы первое вакантное место. Это всего лишь вопрос того, обладаете ли вы необходимыми качествами. Но проверять это опасно; на карту поставлена твоя жизнь; реши, хочешь ли ты подвергаться такому большому риску.”
“Да, несомненно”, - ответил я ему.
Затем он сказал мне принять порошок, который был у него в хрустальном флаконе. Я повиновался и несколько раз чихнул; хотя это было без насилия, я почувствовал, что моя душа отделилась от тела.
2Фактически, он остался в руках моего розенкрейцера, который бережно опустил его на землю. Что касается моей души, то она вошла в Мирт цветок, который был всего в двух шагах от меня.
Что меня тогда поразило, так это то, что новый организм не мешал мне думать, рассуждать и даже видеть объекты как обычно и судить о них так же, как я делал несколькими мгновениями ранее.
Пока я делал эти размышления, из земли вырвалось очень яркое пламя, поглотившее куст, на котором я находился, укрепило мой дух и, пробежав по всему моему телу, очистило его таким образом, что оно мгновенно омолодилось, приобрело чрезвычайную легкость, стало почти неизменяемым и способным принимать все возможные формы, даже прозрачность воздуха или тонкой материи.
Едва он перешел в это новое состояние, как моя душа, которая вышла из него, не желая того, вернулась в него, не думая об этом, благодаря своего рода магнетической силе.
“Ты только что провел опасный эксперимент, ” сказал мой розенкрейцер, - и он тебя очень укрепил; но знай теперь, что если бы твоя душа выбрала для воплощения любое другое растение, кроме Мирта, ты бы умер, не имея ресурсов. Выбор, который он сделал в пользу этого дерева, посвященного любви, свидетельствует о благородстве его природы; наши души симпатизируют всем растениям в соответствии с их склонностями и всегда объединяются с ними на некоторое время, прежде чем снова войти в огромную массу разумных существ.
“Как только узы, привязывающие их к телу, разрываются, характер печального и сурового человека отдает предпочтение кипарису; пьяница стремится к виноградной лозе; трус - чувствительному растению или трюфелю; легкий, слабый и непостоянный характер привязывается к тростнику, женственный - к жасмину, самонадеянный - к тыкве; льстец - к дыне; вероломный - к розовому кусту и т.д. Души всех этих темпераментов не подходят для наших мистерий. Те, чьи ошибки мы знаем, оставлены в доказательстве, которому вы только что подверглись; их тела разрушают сами себя, и они остаются привязанными к растениям, которые им симпатизируют, до тех пор, пока случайность не разлучит их при уничтожении растений.
“Вот так появились на свет легенды о Дриадах, фавнах и пророческих дубах Додоны. Это то, чему я хотел научить вас, потому что на земле, где вы живете, есть тайны, неизвестные. Более того, эти истины являются элементами истинной философии.
“Теперь я должен задать тебе два вопроса: ты влюблен и знаешь ли ты арабский?”
“И да, и нет”, - ответил я.
“Я понимаю”, - сказал он. “У вас больше сантиментов, чем доктрины; тем лучше, потому что также будет необходимо забыть все, чему вы научились без нашей помощи. Любая человеческая наука, какой бы она ни была, всегда несовершенна, но мы в одно мгновение даем все виды знаний и владение всеми искусствами; мы не в состоянии дать только чувствительность души, которую мы считаем высшей из добродетелей. Но чтобы не оставлять вас с сухими инструкциями и без опыта работы с нашей мощью, я немедленно научу вас арабскому. Просуньте большой палец между двумя указательными пальцами правой руки и приложите мизинец той же руки ко лбу, повернувшись лицом к четырем сторонам света.”
Едва подошла моя очередь, как Философ заговорил со мной по-арабски, и я понимал его как свой естественный язык. Я во второй раз бросился к его ногам.
“Вставай, - сказал он, - и, если ты доволен, начинай свое послушничество. Есть один закон, от которого никто не может быть освобожден. Каждому, прежде чем быть принятым среди нас, необходимо сделать что-то для блага или удовольствия людей, с которыми он собирается расстаться. Эта задача на усмотрение человека, который является нашим спонсором; я ваш, и я всего лишь прикажу вам перевести на ваш язык Отчет о Мире Меркурия, который я сделаю на нашем. Вы знаете, что язык Мудрецов - арабский; внимание, с которым я видел, что вы наблюдаете за планетой, историю которой вы будете расшифровывать, убеждает меня, что эта работа не будет для вас неприятной, и я надеюсь, что она принесет некоторую пользу обществу. ”
В этот момент я взял рукопись, которую он мне дал, и закрылся у себя дома. Затем я приступил к переводу, который приводится ниже.
ГЛАВА I
Описание Меркурия
Меркурий, который мы рассматриваем как планету, как и все небесные тела, которые мы воспринимаем, представляет собой мир, подобный нашей Земле, за исключением того, что он значительно меньше и, находясь гораздо ближе к Солнцу, природа, родителем которой является Солнце, похоже, получила удовольствие от обогащения его всеми своими дарами и украшения более жизнерадостными и более многочисленными разновидностями, чем те, которыми она украшает остальную Вселенную.
Поскольку Меркурий меньше Земли, земля, горы, моря, деревья, растения, животные и люди также меньше, чем здесь. Немногие реки глубже наших неглубоких источников. Самые высокие горы ненамного превышают наши холмы, но некоторые из них, тем не менее, при своей скромной высоте обладают величественным видом Альп и Пиренеев. Самые высокие деревья похожи на наши апельсиновые деревья в горшках, и есть несколько цветов, которые возвышаются над землей выше, чем жонкиль и нарцисс.