Шкловский Лев : другие произведения.

Витаутас Грубляускас: «независимость слишком большая ценность, чтобы искать дешевые решения»

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  21.03.2017, 13:00 | Статьи, Общество
  Витаутас Грубляускас: «Независимость слишком большая ценность, чтобы искать дешевые решения»
  
  Мэр литовского города Клайпеды Витаутас Грубляускас в столице Украины впервые. И совсем не по политическим либо хозяйственным делам, присущим его должности. На прошлой неделе на Киевском джазовом фестивале глава Клайпеды на время вернулся к своей первой профессии - музыканта. Корреспондент «ВВ» пообщалась с литовским политиком о джазе, реформах и энергонезависимости Клайпеды.
  
  - Господин Витаутас, как часто у вас получается возвращаться на сцену в качестве профессионального музыканта?
  
  - Такие приятные эксперименты, как возвращение в джаз в рамках киевского фестиваля, исключительно редки. С 2004 года, когда я начал работать в профессиональной политике, я чаще слушатель джаза или попечитель культурных фестивалей. Но если я принимаю решение, что буду где-то выступать, то готовлюсь так, чтобы не испытывать дискомфорт и не разочаровать зрителя. Я себе никогда бы не простил, если бы меня слушали с жалостью, говоря: «Раньше он был музыкантом, но теперь он политик, который немножко играет». В сердце я себя считаю музыкантом, который занимается политикой, а не политиком, который иногда музицирует.
  
  - Как часто вы выкраиваете время для занятий музыкой?
  
  - 24 часа в сутки семь дней в неделю я - мэр. Самое позднее мероприятие, в котором я должен был принимать участие, начиналось в полвторого ночи, а самое раннее - в 5 часов утра. Но дома я стараюсь быть отцом своих четверых детей и 4-5 раз в неделю на 20-30 минут - музыкантом. Конечно же, перед выступлениями репетиции становятся более длительными и интенсивными. Чтобы никому не мешать, играю в подвале. Так уж сложилось, что мое джазовое время - 9-10 часов вечера, когда дети уже готовятся ко сну.
  
  - Почему вы выбрали трубу?
  
  - Скорее, труба нашла меня, и судьба вложила этот инструмент в мои руки. Я пел в хоре мальчиков, который стал основой для новой детской музыкальной школы. Каждому хористу пришлось осваивать и музыкальный инструмент. В то время я очень хотел играть на аккордеоне, но члены комиссии сказали, что у преподавателя по трубе не хватает учеников. И я согласился. Но мне очень нелегко давался инструмент. В то время как другие ученики уже осваивали гаммы, я не мог даже извлечь звук.
  
  Мое поступление в консерваторию также было скорее случайным, чем целенаправленным поступком. Когда при поступлении я играл концерт Щелокова, вся комиссия отворачивалась в сторону. Но из-за хорошего аттестата меня приняли кандидатом по классу трубы.
  
  Только на третьем году учебы в консерватории я почувствовал, что, возможно, когда-нибудь я научусь играть. До этого два года я пахал, но результата не было.
  
  После окончания учебы я полтора года служил в армии, играя в оркестре Балтийского военного округа в Риге. И это время, по сути, стало для меня второй консерваторией. Там мы ежедневно играли по 5-6 часов в день, и выше того уровня, который я приобрел в армии, я уже не поднимался.
  
  Читайте также: В Киев приедет обладатель премий Грэмми и Billboard
  
  - А как в вашей жизни появился джаз?
  
  - Первую прививку джаза я получил по окончанию школы в 1975 году. На нашем выпускном вечере играли прекрасные джазовые музыканты. Я сидел недалеко от сцены и был настолько увлечен, что не танцевал ни одного танца, ни с кем не разговаривал, а просто слушал. Наверное, тогда я и заразился джазом, хотя сам этого не понимал.
  
  Позже меня пригласили в эстрадный оркестр, который играл джаз. Там заболел четвертый трубач. Меня случайно услышал дирижер и сказал: «Пойдем со мной. Сыграешь. Там три-четыре ноты». Когда я первый раз сел в оркестр, я был покорен звуком, свободным духом и мышлением, и в нем я с четвертой трубы вырос до солиста, концертмейстера и руководителя джазовой кафедры.
  
  - В 2017 году Клайпеда вновь носит титул культурной столицы Литвы и претендует на титул европейской культурной столицы в 2022 году. В вашем городе, в частности, проходил национальный отбор на песенный конкурс «Евровидение». Что бы вы как мэр могли записать себе в актив в этой сфере жизни города?
  
  - Ни одной воплощенной инициативы, которая сделала Клайпеду лучше и благодаря которой горожане стали более счастливыми, я не стану приписывать исключительно себе. Это общая заслуга команды, членом которой я являюсь.
  
  Наш город - единственный в Литве, который за четыре года смог удвоить финансовые дотации на культуру. И то, что культура стала одним из наших приоритетов, меня радует и соответствует моим политическим и общественным ценностям. Но, повторюсь, это не моя личная заслуга.
  
  - Ваш город, как и вся Литва, сегодня может похвастаться энергонезависимостью благодаря работе плавучего терминала сжиженного природного газа Independence.
  
  - Строительство терминала стало вызовом не только для города, но и для всего государства, потому что проект должен был быть завершен в очень сжатые сроки. Я принимал активное участие в этом процессе. Многих приходилось убеждать, а иногда и заставлять. Но терминал был построен, и сейчас мы гордимся тем, что Клайпеда стала символом энергетической самостоятельности, символом альтернативы.
  
  Сегодня танкеры с газом из Норвегии, которые прибывают два-три раза в месяц, стали повседневным явлением. А загрузка терминала на полную мощность позволит обеспечить газом не только Литву, но и 80% потребности в ресурсе всех стран Балтии.
  
  Читайте также: Украинцы недовольны темпами проведения реформ
  
  - Насколько изменились тарифы для населения?
  
  - Для горожан, как и для всех граждан Литвы, услуги не стали дешевле. Но независимость - слишком большая ценность, чтобы искать дешевые решения. Я в зимнее время плачу за газ, который используется на приготовление еды, отопления 140 квадратных метров и нагрев воды, порядка 100-120 евро в месяц. Но мой дом, который мы купили в кредит шесть лет назад, нельзя назвать энергоэффективным: одна его половина возведена еще в 30-х годах прошлого века, а вторую достроили предыдущие хозяева. Поэтому там многое нужно поменять, но у меня пока нет на это средств.
  
  Энергоэффективности у нас в стране уделяется большое значение - на реновацию домов идут дотации из европейских фондов, также работают программы кредитования для населения.
  
  - Клайпеда решила и проблему мусора, построив мусоросжигательный завод, утилизация отходов на котором является также дополнительным источником тепловой энергии.
  
  - Строительство завода было довольно смелым решением, и многие ему сопротивлялись. Я помню, как уговаривал финских инвесторов сделать возможным мониторинг в режиме онлайн всех выбросов во время сжигания. Они это сделали, и каждый горожанин может посмотреть в любое время суток, какие выбросы идут в атмосферу через заводскую трубу. Барьер сопротивления был преодолен, и мы стали пионерами в этом направлении в странах Балтии, включая Польшу. При этом и терминал, и завод построены при минимальном участии денег ЕС.
  
  - Из реформы общественного транспорта, которая была проведена в городе, можно понять, что привлечение частных компаний-поставщиков услуг к муниципальным проектам приветствуется?
  
  - Если компания может предложить качественную услугу по более дешевой стоимости, ей всегда дается зеленый свет. Муниципальное предприятие ЗАО «Клайпедский автобусный парк» участвует в конкурсе наряду с шестью частными компаниями, которые устраивают конкурентную борьбу за маршрут. Сейчас половину маршрутов обслуживает городской автобусный парк, а другую половину обеспечивают частные перевозчики, что позволяет демонополизировать рынок и добиться адекватных цен на услуги.
  
  Читайте также: Россия демонстративно готовится к большой войне - Грибаускайте
  
  - Порт является неотъемлемой частью Клайпеды. Но он приносит как прибыль, так и определенные проблемы.
  
  - Порт Клайпеды государственный, поэтому все налоговые отчисления от прибыли идут в госбюджет. Тем не менее порт является активным социальным партнером города. Особенно в строительстве и поддержании инфраструктуры, которая соприкасается с портом. Но дать деньги на строительство школы или садика им не позволяет закон.
  
  Преимущества порта - в незамерзающей воде. В прошлом году в нем было отгружено свыше 40 млн т грузов, что делает его лидером в Балтийском море.
  
  Туристический сегмент составляет всего 1,5% от общей прибыли порта. Но для города он важен. По подсчетам, каждый турист, спустившийся с борта судна, тратит 50 евро за 8 часов пребывания в Клайпеде. И количество круизных судов, которые останавливаются в порту, растет. Если в 2015-м их было 55, то уже сегодня зарегистрировалось 60. Следовательно, туристические компании видят все больше преимуществ в посещении города и региона в целом. К нам прибывают суда из Германии, стран Скандинавии, США, Канады, Великобритании. В основном это люди, которые уже видели мир, поэтому их нужно чем-то удивить, чтобы они не захотели во время стоянки оставаться на палубе.
  
  Также наш город в июле станет одним из хост-портов, принимающих международную регату больших парусников The Tall Ships Races 2017! Этап гонки совпадет с Днем моря - самым большим нашим праздником. Город покрывает все расходы на подготовку к этому мероприятию. Но, думаю, дело стоит свеч: Клайпеду посетит от 600 тысяч до миллиона человек.
  
  - Отток трудоспособного населения стал одной из тенденций в странах, которые относительно недавно присоединились к Евросоюзу. Знакома ли Клайпеде эта проблема?
  
  - В Клайпеде тоже наблюдается отток молодежи и людей среднего возраста, и с этой проблемой бороться довольно сложно. Когда границы открыты, ты выбираешь, где лучше, тем более что не всегда можно полностью раскрыться в городе, где ты родился.
  
  Однако по сравнению с другими городами у нас не столь драматичная ситуация.
  
  Более того, отток населения у нас связан не только с экономической миграцией, а с желанием сэкономить. Согласно нашему законодательству, налоги на литовцев начисляются не по месту работы, а по месту жительства. За чертой города они намного ниже. Поэтому многие предпочитают переселяться жить за город, а работать в Клайпеде.
  
  Понятно, что отток населения частично компенсируется работниками из Украины, Беларуси и даже Китая. Я был удивлен, что в посольстве Литвы в Украине было много людей, которые оформляют рабочие визы. Очень хотелось бы, чтобы хоть часть из них работала в Клайпеде.
   Алена ПОТАЕВА
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"