Виктор Каннинг был в первую очередь автором триллеров и написал свои многочисленные книги под псевдонимами Джулиан Форест и Алан Гулд. Среди его ближайших современников были Эрик Эмблер, Алистер Маклин и Хэммонд Иннес.
Каннинг был плодовитым писателем на протяжении всей своей карьеры, которая началась молодым: к девятнадцати годам он продал несколько рассказов, а его первый роман " Мистер Финчли открывает свою Англию" (1934) был опубликован, когда ему было двадцать три. Каннинг также писал для детей: его трилогия "Беглецы" была адаптирована для детского телевидения США.
Более поздние триллеры Каннинга были мрачнее и сложнее, чем его ранние работы, и получили большое признание критиков. Рисунок Rainbird был награжден Серебряным кинжалом CWA в 1973 году и номинирован на премию Эдгара в 1974 году.
В 1976 году Рисунок Дождевой птицы был преобразован Альфредом Хичкоком в комический фильм "Семейный заговор", который должен был стать последним фильмом Хичкока. Несколько других романов Каннинга, включая "Золотую саламандру" (1949), также были экранизированы при жизни Каннинга.
Посвящение
Для Джека и Молли
1. Герцогиня смотрит вперед
Смайлер медленно выныривал из глубокого сна, полного сновидений. За несколько мгновений до того, как он открыл глаза, Смайлер понятия не имел, где он находится и что с ним произошло. У него болели руки и ноги, в спине была ломота, а на коленях лежала какая-то тяжесть.
Он открыл глаза. На коленях у него лежал большой сиамский кот с оторванным левым ухом. Смайлер обнаружил, что сидит на переднем сиденье маленькой машины. Через ветровое стекло он мог видеть склон поросшего вереском холма и группу рябин с красными ягодами. Рядом с дорогой протекал небольшой ручей, журчащий и ниспадающий каскадами по залитым солнцем серым валунам, по бокам заросшим высоким папоротником. Пара черных ворон слетела с деревьев, а желтая трясогузка опустилась на один из валунов у ручья.
Сбоку от него на окно упала тень, и мужской голос бодро произнес: ‘Просыпайся-просыпайся! Иди, парень, окуни лицо в ожог, а там тебя ждет кружка кофе.
У двери стоял широколицый мужчина средних лет, одетый в потрепанную соломенную канотье, перевязанную цветной лентой. У него были черные, густо навощенные усы старшего сержанта, которые закручивались острыми концами с каждой стороны. В его темных глазах блеснул ленивый, добродушный огонек.
Память медленно возвращалась к Смайлеру, и он вежливо сказал: "Доброе утро, мистер Джаго’.
- И тебе доброго утра, Сэмюэл-Майлз. Мужчина поднял кошку, которую, как теперь вспомнил Смайлер, звали Скампи, со своих колен и продолжил: ‘ Пойдем с тобой на пожар.
Смайлер с натянутым видом направился к ручью, плеснул водой на голову и лицо, а затем вытерся носовым платком. Вода была ледяной. Это вернуло румянец к его щекам и прогнало туманность неуютной ночи. Теперь он понял, что, должно быть, спал, пока мистер Яго ехал всю ночь. Мистер Джаго, подумал он, выглядит свежим, как маргаритка. И мистер Джимми Джаго, признал Смайлер, был добр к нему, потому что подобрал его поздно вечером на Форт-Уильям-роуд и помог ему избежать неприятностей.
Возвращаясь к машине, Смайлер сказал себе – ибо Смайлер умел разговаривать сам с собой во времена неприятностей или сомнений – "Тебе повезло, Сэмюэл М., что мистер Джаго оказался рядом’. Хотя большинство людей называли его Смайлером, ему самому это имя не очень нравилось. Он предпочитал Сэмюэля Майлза, или, еще лучше, Сэмюэля М., как называл его отец. При мысли об отце по душе Смайлера пробежала тень.
В задней части автомобиля, который представлял собой очень старый четырехместный туристический фургон, были установлены три маленьких деревянных ящика. На одной из них стояла походная печурка, тихо урчавшая сама по себе, пока на ней кипела кастрюлька с кофе.
Мистер Джаго, открывая банку сардин для креветок, поднял глаза и сказал: ‘Садись, парень, и выпей кофе. У нас нет еды – позавтракаем позже. Но животные - это другое. Если Скампи не получать свою порцию регулярно, то он будет выть во все горло, пока не получит.’
Смайлер сидел на своем ящике, держа в руках кружку с горячим кофе, а мистер Джаго сидел на своем ящике со своей кружкой. Скампи сидел на траве и ел сардины с маленького блюдечка. Скампи был слишком большим аристократом, чтобы есть что-либо прямо из банки.
Мистер Джаго сидел там, глядя на Смайлера, и не видел ничего, что могло бы отвратить его от мнения, которое сложилось у него очень скоро после того, как он подобрал его прошлой ночью. Парень попал в беду, и, более того, парень был на свалке. Джимми Джаго без труда осознал это, потому что сам часто попадал в неприятности – хотя и не так часто оказывался на свалке. Он был симпатичным, здоровым, сильным мальчиком – где-то около шестнадцати лет, прикинул Джимми. Да, симпатичный парень, высокий, светловолосый, хорошо сложенный, с дружелюбным, сильно веснушчатым квадратным лицом, и у него были ангельские голубые глаза, которые, когда он улыбался, придавали ему такой вид, словно масло не тает у него во рту. Не то чтобы его, мистера Джаго, это могло обмануть. Мальчики есть мальчики, и неприятности преследуют их, как тени, – и так и должно быть, потому что именно это в конце концов сделало из них мужчин, хороших, плохих или безразличных.
Мистер Джаго допил кофе и, пока Смайлер пил вторую кружку, раскурил свою старую помятую трубку, сдвинул на затылок шляпу-канотье и, бросив на Смайлера серьезный взгляд, внезапно смягченный медленным подмигиванием, сказал: ‘Ладно, парень, пора читать катехизис’.
Смайлер озадаченно спросил: ‘Время для катехизиса?’
Мистер Джаго ухмыльнулся: ‘Я был хорошо образован, хотя временами я предпочитаю, чтобы это не было очевидно. Катехизис, от глагола катехизировать; означает инструктировать или информировать с помощью вопросов и ответов. Я задаю вопросы, а ты отвечаешь на них, если у тебя есть настроение. Как сказала бы герцогиня, “Разделенная беда - это избавление от беды”.’
‘ Кто такая герцогиня, сэр?
‘ Мы придем к ней позже - если потребуется. Ладно, тогда – катехизис. Ты за это или против?’
‘Ну, я ... я не знаю, сэр’.
‘ Тогда давай попробуем. Полное имя?
‘Сэмюэл Майлз, сэр’.
‘ Вы когда-нибудь пользовались какими-нибудь другими?
Смайлер колебался. Поскольку ему нравился этот человек, и он был благодарен ему, и в любом случае был от природы правдив, если только это не было жизненно необходимо, он сказал: ‘Время от времени, сэр’.
‘ Честный ответ. Мне самому пришлось бы сказать то же самое. Правильно, тогда – возраст? И не называй меня больше сэром.
‘Шестнадцать в октябре’.
‘ Ну, это всего на несколько выходных. Место рождения?’
‘Бристоль’.
‘Благородный город. Почти такой же хороший, как Плимут’.
Смайлер ухмыльнулся. ‘ Это там ты родился?
‘Где–то там - так мне сказали. Но прав я или нет, я настоящий мужчина из Девона’. Когда он заговорил, его голос неожиданно стал богатым и зрелым, с акцентом западного Кантри. Он продолжал: ‘Родители?’
Лицо Смайлера омрачилось. Медленно он произнес: ‘Моя мать умерла, сэр. Давным-давно".
‘Понятно. А твой отец?’ Мистер Джаго увидел, как губы Смайлера сжались и слегка задрожали, и с редким пониманием тихо сказал: ‘Что ж, мы можем пока оставить это. У тебя еще остались родственники в Бристоле?’
Смайлер сказал: ‘О, да. Моя сестра Этель. Она замужем за Альбертом - он инженер-электрик и сантехник. Но я не хочу возвращаться к ним. Во всяком случае, пока нет.’
‘Никто этого не предлагал, парень. Итак, что заставило тебя отправиться в путь со всем своим снаряжением в рюкзаке и остановить меня в девять часов вечера на пустынной высокогорной дороге?" Неприятности, да?’
‘Да, сэр’.
‘Полицейская или личная?’
‘ Ну, на самом деле, немного и того, и другого. Но я бы предпочел не...
‘Конечно. Мы пропустим это, но будем держать ухо востро на случай полиции’. Мистер Джаго ухмыльнулся. ‘Великолепная команда мужчин, как я должен знать по долгому опыту. Как у вас обстоят дела с финансами?’
‘Со мной все в порядке. Я работал и заработал немного денег’.
‘Нравится работать?’
‘Конечно. Если она подходящего вида’.
Честный ответ. Что ж, это все проясняет. Присяжным нет необходимости удаляться для вынесения вердикта. Это так же ясно, как веснушчатый нос на твоем лице, что ты работаешь на герцогиню, так что нам лучше проследить за ней. Это займет у нас пару дней. Может быть, чуть больше. ’
‘ Кто такая герцогиня, сэр?
Мистер Джаго откинулся назад и выпустил облако дыма в залитый солнцем воздух. Широкая улыбка озарила его лицо, когда он подкрутил кончик своих прекрасных усов. - Герцогиня, мой мальчик? Ну, а теперь ... как бы мне ее описать? Она - Божий дар всем, кто попал в беду. Она прямой потомок Матери Цереры. У нее зеленые пальцы, которые могут заставить карандаш прорастать листьями, если воткнуть его в землю. Она может говорить на человеческом языке и на многих других. Она ангел, хотя ей понадобился бы тридцатифутовый размах крыльев, чтобы оторваться от земли. Она знает прошлое и будущее и обладает редким пониманием настоящего – и у нее вспыльчивый характер, как у шторма девятиметровой силы, если ты встанешь с ней не на ту сторону!
‘Вот это да!’
‘ Совершенно верно, Сэмюэль. Вот именно. И она - это то, что тебе нужно, чтобы разобраться с тем, что тебя беспокоит. Так что давайте отправляться в путь.’
Когда мистер Джаго встал и начал собирать вещи в машину, Смайлер спросил: ‘Она действительно герцогиня?’
Мистер Джаго кивнул. ‘ Это действительно так, парень. Единственная в своем роде, но не такая, как вы думаете, потому что, если бы это было так, тогда, я полагаю, я был бы лордом Джимми Джаго, учитывая, что я ее сын.’
Итак, в компании Джимми Джаго и Скампи Смайлер начал долгое путешествие на юг по всей стране. Иногда они держались главных дорог, а иногда, когда Джимми повиновался какому-то свойственному ему инстинкту, они пробирались по боковым переулкам и объезжали большие города. Иногда они ели в маленьких кафе или на остановках для водителей грузовиков. Иногда они покупали еду и ели под открытым небом на опушке поля или леса, и всегда спали со Смайлером на переднем сиденье, Джимми – из–за его больших размеров - на заднем, а Скампи – который любил тепло человеческого тела - иногда спал с одним или с другим.
По мере того, как они ехали, Смайлер все больше и больше смирялся с разлукой с хорошими друзьями, которых он приобрел в Шотландии, и с маленьким мирком, который он там знал1 Но он никогда надолго не мог забыть о своем беспокойстве за отца или о своем естественном страхе, что полиция может найти его и отправить обратно в одобренную школу, из которой он изначально сбежал - и в которую он намеревался никогда не возвращаться, если сможет избежать этого, потому что его отправили туда в первую очередь за то, чего он никогда не совершал.
Джимми был забавной компанией, но, несмотря на все их разговоры и истории, которые Джимми рассказывал, пока они путешествовали по дорогам в древней машине, Смайлер так и не узнал много о самом Джимми. И он был слишком вежлив, чтобы задавать прямые вопросы. Джимми не страдал подобными запретами, и за время их путешествия он многое узнал о Смайлере – и догадался о гораздо большем. Это был результат поисков Джимми, который преподнес сюрприз Смайлеру утром третьего дня их путешествия. Он крепко спал на пассажирском сиденье, когда его разбудил звук остановившейся машины. Смайлер увидел, что они припарковались на улице, застроенной маленькими аккуратными виллами в пригороде. Смайлер сразу понял, где находится. Это была улица в Бристоле, совсем недалеко от той, на которой жили его сестра Этель и ее муж Альберт.
Пока он озадаченно смотрел на Джимми, мужчина медленно подмигнул ему в ответ.
‘Правильно, парень. Бристоль. Я не хочу, чтобы мои близкие беспокоились о том, что могло с тобой случиться. Зайди и скажи им, что с тобой все в порядке, и пусть не волнуются. Я буду ждать.’
Пять минут спустя Смайлер осторожно открыл дверь мастерской Альберта в задней части дома, в котором он всегда жил, пока его отец был в море.
Альберт оглянулся со своей скамейки, где он накручивал нитку на кусок канта, и уставился на Смайлера. Затем медленно широко улыбнулся, кивнул головой и сказал: ‘Ну разве это не странно? Я только что думал о тебе.’
Смайлер, который знал, что с Альбертом у него все в порядке, что Альберт всегда на его стороне, спросил: ‘ А где сестра Этель?’
‘Не беспокойся о ней. Она пошла в супермаркет. Только что ушла’.
Хотя Смайлер очень любил свою сестру, он всегда был у нее в плохих книгах, главным образом потому, что – как бы сильно он ни старался этого не делать – он разгромил ее аккуратный маленький дом и, по ее словам, собирался пустить пыль в глаза с дурной компанией, которую держал. Сестра Этель обладала природным инстинктом преувеличивать малейшее огорчение, превращая его в гору неприятностей и трагедий.
Смайлер сказал: ‘Тогда все в порядке. Но я вернулся не насовсем, Альберт’.
‘Справедливо, Сэмми, достаточно справедливо. Просто дружеский звонок, чтобы сказать, что все в порядке, а? Ты выбрал правильный день. На этот раз полиция была здесь вчера, но мне придется рассказать об этом Этель ... может быть, сегодня вечером за ужином с какао. У тебя все в порядке с деньгами и всем остальным?’
‘Да, спасибо. Я работал в Шотландии, у меня были хорошие друзья, и меня ждет еще один. Он собирается устроить меня ...’ Нижняя губа Смайлера начала медленно дрожать, а затем у него вырвалось: "О, Альберт ... ты ... ты слышал о папе?’
- Это я. Нам сообщила полиция. Пропустил свою лодку в Монтевидео, и с тех пор о нем ничего не известно. Но тебя это не беспокоит, не так ли? Потому что, если это так – не допусти этого. Я знаю твоего отца еще до твоего рождения. Не в первый раз он опаздывает на свой корабль. Не в первый раз он исчезает в неизвестности. Но он всегда появляется.’
‘Но с ним могло случиться что-то плохое, Альберт’.
‘Ты так думаешь? Не я. И тебе не следует. Ты такой же, как он. Например, твоя сестра может беспокоиться о тебе, когда ты сбежишь из этой одобренной школы. Но сделал ли я? Нет. Как отец, так и сын, сказал я. Ни разу не сомкнул глаз. Вот как ты хочешь смотреть на это, Сэмми. Ты - единственный в своем роде. Всегда приземляйся на ноги.’
То, что сказал Альберт, внезапно показалось Смайлеру разумным. Раньше он не думал об этом с такой точки зрения. Убежденный в собственной невиновности, он сбежал из одобренной школы, держался подальше от полиции, нашел работу, пережил приключения и завел много друзей – и всегда был уверен, что в конце концов все наладится. Особенно в тот момент, когда его отец вернулся, чтобы помочь ему. Но ... все это время люди беспокоились о нем, как он сейчас беспокоился о своем отце, когда для беспокойства не было причин.
Альберт ухмыльнулся. ‘Похоже на правду, не так ли? Так что не беспокойся о своем отце. Когда ты меньше всего этого ожидаешь, он появится. Всегда был и всегда будет. Когда вы меньше всего будете его ожидать, он войдет в дверь, легкий, как западный ветер.’
"Ты действительно в это веришь?’
‘ Да. И если бы я был любителем поспорить – а я был им, пока не женился на твоей сестре, – я бы поставил на это. Тем не менее, есть одна вещь – куда бы вы ни приехали, время от времени пишите нам. Не домой. Просто на мое попечение Главное почтовое отделение в Бристоле. Я просто хотел бы иметь возможность время от времени сообщать Этель немного новостей. Вот так - если полиция придет снова с расспросами, а они придут, я могу честно сказать: “Нет, мы не получали от него никаких писем сюда”. Чистая правда. Он подмигнул.
Итак, Смайлер пообещал, что будет иногда писать, а потом ушел задолго до того, как его сестра, скорее всего, вернется.
Снова оказавшись в машине с Джимми, он постепенно начал чувствовать себя намного счастливее. ‘Сэмюэл М., ‘ сказал он себе, - ты превратил мушку в мушку. Тебе пришлось уехать из Шотландии из-за полиции. Но беспокоишься о папе ... что ж, Альберт прав. Все моряки время от времени скучают по своим лодкам. Хотя всегда падают на ноги. Как у кошки с девятью жизнями.’
Скампи, сидевший у него на коленях, замурлыкал, как будто понимал и одобрял.
Из Бристоля они ехали через Сомерсет, не торопясь и держась боковых дорог. В начале октября свет заходящего солнца заливал местность бледно-золотистым сиянием. Они поднялись на Квантокс, а затем на возвышенности Эксмура, справа от которых расстилалось серебряное море. Они спускались в долины небольших рек, через бело-розовые скопления старых деревень, и время от времени слева от них мелькали высокие холмы далекого Дартмура.
Джимми, вернувшись в свою родную Западную Страну, большими глотками вдыхал мягкий, прозрачный воздух, словно слишком долго был рыбой, вытащенной из воды. И поскольку он был начитанным, самообразованным человеком и у него не было причин скрывать этот факт в данный момент, он рассказал Смайлеру – у которого был такой же большой аппетит к информации и познаниям, какой он когда-либо подавал на сытый стол, – много интересного о своей стране. Он рассказал ему о восстании Монмута на Сомерсетских болотах и о безжалостном судье Джеффрисе, который принес мятежникам смерть и изгнание; об истории Лорна Дун и дикая семья Карверов, терроризировавшая сельскую местность; из Вестуорд-хо! и Эмиаса Ли; о реальных людях, таких как великий Дрейк; о Фробишере, Роли и о крепких, суровых шахтерах Корнуолла и их поддержке епископа Трелони. И Джимми научил Смайлера, у которого от природы был хороший голос, петь о них песни, новые и старые ... Судья Джеффриз был злым человеком, он отправил моего отца в страну Ван Дименов … И умрет ли Трелони? Тогда сорок тысяч корнуолльцев узнают причину этого. … С Запада пришел маленький человек, он женился на жене, которая была не из лучших...
Для Смайлера это было почти так же, как если бы он был со своим отцом, потому что они оба умели петь вместе. Из-за этого, а также из-за того, что сказал Альберт, Смайлер почувствовал себя счастливее, чем когда-либо за долгое время (хотя прошло всего несколько дней), и его проблемы рассеялись, потому что в молодости существует естественный баланс эмоций, и темные мысли, подобно камням, исчезают из виду в сверкающем бассейне настоящего.
Но был один момент, когда Смайлер понял, что у мистера Джимми Джаго тоже были свои темные делишки. Однажды он остановился там, где они могли хорошо рассмотреть далекий Дартмур. Когда Смайлер сказал, что хотел бы когда-нибудь побывать там, Джимми, не глядя на него, сказал почти сердитым голосом: ‘Да, парень, это дикое, красивое место, но сейчас там многие жалеют, что никогда его не видели, жалеют, что не оказались за миллион миль от него’.
Смайлер сразу поняла, что он имел в виду.
Он сказал: "Вы имеете в виду людей, которые там сидят в тюрьме? В Принстаунской тюрьме?’
Джимми повернулся, посмотрел на него и сказал: ‘А что еще я мог иметь в виду?’
Когда они поехали дальше, прошло некоторое время, прежде чем хорошее настроение Джимми вернулось. Но они вернулись. Час спустя они спустились в долину реки Тау, которая брала начало высоко в далеком Дартмуре и впадала в море у Барнстейпла, а оттуда в широкое устье впадала в свою сестру реку Торридж.
Они пересекли реку по древнему каменному мосту, а затем дорога начала петлять и подниматься по склонам небольшой долины, через которую протекал широкий ручей. По бокам долины виднелись редколесья и скошенные поля, и высоко над еловой плантацией Смайлер увидел трех кружащих в небе канюков.
Они поднялись подальше от долины, потеряли ее из виду, а затем вернулись к ней вниз по крутому склону. У подножия холма стоял длинный низкий фермерский дом с шиферной крышей и побеленной каменной дорожкой. С одной стороны от него располагались конюшни, два больших каменных амбара, а за ними - зеленые луга и лесные массивы по бокам извилистого ручья.
Мистер Джаго въехал через открытые ворота фермы на широкую, посыпанную гравием площадку перед домом. Когда машина остановилась, Скампи спрыгнул с колен Смайлера через открытое окно дверцы машины и исчез за углом дома.
Джимми Джаго ухмыльнулся. ‘ Он отправился повидаться со своей женой. Путешественник - это Скампи, но он всегда рад вернуться.
Когда Смайлер и Джимми вышли из машины, парадная дверь фермы открылась, и на широкое крыльцо вышла женщина. Это была высокая, очень полная женщина средних лет. Она вышла поприветствовать их, как галеон под всеми парусами, двигаясь всей своей тушей, как будто ее ноги только что коснулись земли. У нее были рыжие волосы, густая копна вьющихся волос, и она носила висячие серьги, сделанные из серебряных монет. Широкие складки ее длинного зеленого платья развевались на ветру из долины. По всему платью были нарисованы птицы, животные, цветы, знаки зодиака и другие символы. (Все то время, что Смайлер должен был находиться на ферме, он постоянно открывал для себя какой-нибудь новый символ, птицу или животное на платье. На самом деле, иногда у него возникало ощущение, что весь дизайн меняется каждый раз, когда она ее надевает.) Ее пухлое лицо было веселым и озарялось улыбкой, а мягкие карие глаза были темными, как воды лесного пруда.
Она закричала: ‘Джимми!’ В следующее мгновение она обхватила его руками, и – хотя он был крупным мужчиной – Смайлеру показалось, что он на мгновение исчез в зеленых складках ее платья с множеством узоров. Она запечатлела на его лице два крепких поцелуя, а затем отпустила его.
Джимми отступил назад, поправил канотье и сказал: ‘ Удивлена видеть меня, ма?’
- А почему я должен волноваться? Новость разнесли по ветру час назад. Инь узнала об этом первой. Ее голос, как и у нее самой, был громким и веселым.
- Инь, - сказал Джимми Смайлеру, ‘ жена Скампи. А эта леди, Сэмми, моя мать. Затем, обращаясь к своей матери, он сказал: "Познакомься с Сэмюэлем Майлзом, ма. Он мой друг’. Затем, обращаясь к Смайлеру, он сказал: ‘Сэмми – герцогиня’.
Смайлер протянул руку герцогине и сказал: ‘Я очень рад познакомиться с вами, мэм’.
Герцогиня взяла его за руку, тепло и энергично пожала ее и сказала: "Добро пожаловать на ферму Буллейбрук, мальчик’. Затем, склонив голову набок, она внимательно посмотрела на него и спросила. ‘Весы? Я прав?’
‘ Твой знак зодиака, ’ сказал Джимми. ‘ Когда вы родились? - спросил я.
‘Десятое октября’,
‘Тогда это Весы’, - объявила герцогиня. ‘И это хороший день для тебя, мальчик. Да, хороший день. Меркурий не беспокоит твой знак’.
‘Я взял его с собой, ма, ‘ сказал Джимми, - потому что у него неприятности. Подумал, что ты могла бы немного с ним разобраться – а пока у него широкие плечи и хорошие руки, так что он мог бы быть полезен в этом заведении’.
‘Почему бы и нет? Но помни, мальчик, в течение следующих трех дней всегда выходи из дома правой ногой вперед и входи левой’. Она подмигнула ему и продолжила: ‘Тогда пойдем – в дом’.
Она повернулась и проплыла перед ними, и Смайлер был осторожен – хотя и чувствовал, что на самом деле это была шутка, – переступив порог сначала левой ногой.
В ту ночь Смайлер долго лежал без сна в постели, разбираясь во всем. Ему отвели маленькую комнату в задней части дома, окна которой выходили на ручей. На втором этаже было четыре спальни и ванная комната. Внизу, когда вы входили в дверь веранды, был большой холл, с одной стороны от которого располагалась столовая, а за ней длинная фермерская кухня, выложенная каменными плитами. С другой стороны находилась большая гостиная с открытым каменным камином, с темными дубовыми балками на потолке: теперь Смайлер мог уловить слабое бормотание голосов Джимми и герцогини, когда они разговаривали. Картина комнаты отчетливо сложилась в его сознании.
Перед камином стояли диван и кресла, обитые ситцем. Посреди комнаты стоял широкий круглый стол, а сразу за дверью - большие напольные часы. Но больше всего Смайлера заинтересовали стены комнаты. От пола до потолка они были увешаны картинами, фотографиями в рамках, старыми плакатами и гравюрами, и каждая из них имела какое-то отношение к циркам или ярмаркам. Там были фотографии лошадей либерти, тигров и львов, выступающих слонов и тюленей, прыгунов на канате и батуте, дрессированных собак и голубей. Некоторые фотографии были старыми и выцветшими, а некоторые - совсем новыми. Плакаты представляли собой прошлую и нынешнюю рекламу передвижных цирков, яркие цвета горели в мягком свете зала. Над самим камином висела большая картина маслом, изображавшая голову и плечи клоуна с красным носом луковицей, его лицо было замаскировано традиционным гримом, а на голове была старая потрепанная шляпа. Даже под гримом проступало наполовину грустное, наполовину комичное выражение лица настоящего мужчины. У подножия картины была маленькая золотая табличка с надписью " Герцог", напечатанной на ней черным шрифтом.
Смайлер догадался – и позже узнал, – что герцог был мужем герцогини. Смайлеру многое стало ясно еще до того, как он лег спать. Пока они пили чай у огня, в комнату вошел Скампи, а за ним еще один сиамский кот. Они устроились у очага, и другой кот начал чистить Скампи. Другой кошкой была Инь, жена Скампи, которая демонстрировала свое удовольствие от того, что он вернулся из путешествия с Джимми.
Позже, когда герцогиня готовила ужин, Джимми отвел Смайлера в свою комнату и объяснил ему, что герцог мертв уже пять лет. Герцогиня, которая путешествовала по циркам в качестве гадалки, удалилась на эту ферму, где – помимо обычной работы на ферме – она заботилась о нескольких вышедших на пенсию или больных цирковых животных и брала на борт других, когда некоторые цирковые представления не проводились. По словам Джимми, ее самое напряженное время было сразу после Рождества, когда большинство цирковых артистов отдыхали перед началом весенних путешествий. На данный момент на ферме было очень мало питомцев.
Джимми сказал: "После того, как ты завтра поболтаешь с герцогиней, и если ты захочешь остаться и любить животных, здесь найдется работа, пока ты не приведешь себя в порядок. И– ’ в его глазах появилось отстраненное выражение, – выяснение отношений иногда занимает много времени, как ты поймешь, когда станешь старше. А теперь распакуйте свое снаряжение и прогуляйтесь по окрестностям перед ужином. Здесь более ста акров, в основном леса и пастбища на холмах, и более мили протекает ручей Буллей. Но пока не лезь ни в один из амбаров, иначе Древние ополчатся против тебя.
- У Древних? - переспросил я.
"Ты с ними познакомишься". Я бы не стал портить тебе удовольствие.
Сейчас, лежа в постели и глядя в окно на октябрьское небо, усыпанное яркими звездами, Смайлер вспомнил, как, возвращаясь со своей прогулки по брук-мидоуз, он зашел на кухню фермы и застал герцогиню и Джимми разговаривающими друг с другом. Но это было на языке, который ничего не значил для Смайлера, хотя позже он узнал, что это был цыганский, потому что семья Яго была истинно цыганского происхождения. Всего на мгновение, прежде чем они увидели его, у него возникло ощущение, что между ними идет спор. Впечатление было кратким, но воспоминание осталось у Смайлера. Теперь он задавался вопросом, были ли у герцогини и Джимми такие же проблемы, как у него.
Снаружи маленькая сова позвала свою пару, и журчание ручья по его каменистому руслу превратилось в непрерывное журчание. Смайлер начал погружаться в сон, и, когда он это делал, у него возникло чувство одиночества, с которым невозможно было бороться. Позади него в. Шотландия, в которой он оставил всех своих друзей ... Лицо Лауры, его подруги, проплыло перед ним: загорелые щеки, темные волосы, развевающиеся на ветру с озера Лох, и ее темно-карие глаза, живые от смеха. Сколько времени пройдет, прежде чем он увидит ее снова, сколько времени пройдет, прежде чем он сможет выпутаться из неприятностей и сделать все то, что он так хотел сделать? А потом его отец … Он шмыгнул носом, затем сжал губы, борясь с горем, которое угрожало поглотить его. Пять минут спустя, когда маленькая сова крикнула снова, Смайлер крепко спал.
На следующее утро Смайлер завтракал на кухне фермы. Он съел овсянку, два жареных яйца и четыре ломтика бекона, три ломтика тоста с джемом и большую кружку кофе с молоком, и все это он с легкостью расправил.
Герцогиня одобрительно кивнула и сказала: "Мне нравится смотреть, как едят мальчики. Некоторые люди относятся к еде так, как будто она собирается их укусить. А теперь пойдем со мной, и мы устроим тебя.’
Она вышла через заднюю дверь и направилась через двор к небольшому огороженному садику, который располагался за одним из сараев. В центре была небольшая зеленая лужайка, а вокруг - цветочные клумбы. На лужайке, почти закрывая ее, стоял шатер. Но это был не обычный шатер. Его форма напомнила Смайлеру иллюстрации, которые он видел в книгах по истории, о павильонах для боя, которые использовали рыцари в доспехах. По четырем углам его поддерживали толстые жерди, а крыша была куполообразной, холст натягивался на тростниковый каркас. На высоком остроконечном флагштоке на вершине купола развевался на утреннем ветерке красно-белый шелковый вымпел. Полотно палатки было в красную, желтую и синюю полоску, а над полуоткрытой дверью висела деревянная вывеска с надписью:
ГЕРЦОГИНЯ МИНТОРО –
БУДУЩЕЕ - ОТКРЫТАЯ КНИГА
Которому покровительствуют члены Королевской семьи
Увидев выражение глаз Смайлер, герцогиня сказала: ‘Красиво, не правда ли? Я потратила на это больше половины своей жизни. Но не с тех пор, как умер герцог. За исключением случайного друга время от времени. Стоит там всю хорошую погоду.’
Она вошла в шатер, и Смайлер, немного нервничая, последовал за ней. Она села за стол, покрытый скатертью, и кивнула ему, чтобы он сел напротив нее. Она накинула на свои рыжие кудри маленький шелковый шарф и сказала: ‘Дай мне свои руки, мальчик’.
Смайлер протянул руки, и герцогиня взяла сначала левую, потом правую, изучила их ладони и через некоторое время сказала: "Молодые руки, молодое сердце и будущее, которое только начинает проявляться на них. Но линии хороши, знаки верны. У тебя будет своя доля неприятностей и своя доля счастья. В твоем возрасте – хотя я мог бы рассказать тебе больше – нет необходимости знать больше. Но вот что я тебе скажу – ты никогда не будешь работать в четырех стенах, но ты будешь работать руками и головой так, как не работает ни один сельский житель или фермер.’
‘Я хочу быть ветеринаром", - сказал Смайлер.
‘Возможно. Желание предшествует действию, и будущее сначала формируется прошлым и настоящим, а затем приводится в порядок Великим’. Герцогиня отпустила его руки и после улыбки и смешка добавила: ‘И я рада видеть, что ты содержишь ногти в чистоте, мальчик. Это хороший знак. Руки - это инструменты, которые дал нам Бог. Мы всегда должны уважать Его дар. А теперь давайте перейдем к нынешним проблемам и посмотрим, что мы можем увидеть.’
Герцогиня протянула руку к боковому столику и сняла с него небольшую подставку, на которой стоял хрустальный шар. Он был накрыт шелковой тканью, которую она сняла. Она заставила Смайлера на несколько мгновений обхватить ее ладонями. Затем она сделала ему знак убрать руки, быстро протерла кристалл шелком и уставилась в него, приговаривая: ‘Молчи. Не перебивай меня и закрой глаза.