Аннотация: Римляне среди нас??? Почему бы и нет. Любителей фантастики просьба не беспокоиться — речь пойдет об истории.
Римские корни Великого княжества Литовского?
Миф и реальность - на первый взгляд категории несовместимые. Однако в каждом мифе присутствует доля его антагонизма, и важно лишь извлечь крупицы правды.
Иногда миф при более пристальном рассмотрении становится вполне осязаемой реальностью. Так было с историей о том, как Архимед сжег римский флот с помощью зеркал. Долгое время она отвергалась, как вымысел, но французский естествоиспытатель Ж..Л. Бюффон и греческий инженер И.Сакас экспериментально подтвердили, что подобное вполне возможно. Первый сфокусировал отраженные зеркалами солнечные лучи в одной точке и зажег дерево с расстояния 50 метров; второй с помощью солнечных "зайчиков" сжег лодку.
Впрочем, речь пойдет о другом мифе...
В "Хронике Литовской и Жмойтской", "Хронике Быховца" есть рассказ о том, как во времена Нерона (37 - 68 гг.) "повинный" римского императора Палемон "с жоною и детьми своима и подданными", которых было пятьсот человек, "зо всеми скарбами", взяв с собой астронома, бежали из Рима.
В поисках нового места для жизни они достигли Балтийского моря, затем вошли в устье Немана и, плывя вверх по течению, достигли реки Дубиссы. Место римлянам понравилось: "...равнины большие и дубравы роскошные, изобилующие всяческого рода зверями, то есть, прежде всего, турами, зубрами лосями, оленями, сернами, рысями, куницами, лисицами, белками, горностаями и прочими различными породами, и здесь же в реках масса необычных рыб." (Хроника Быховца).
Здесь римляне "поселились и начали размножаться", а назвали они место пристанища "Жемайтийской землей". Один внук Палемона - Гимбут - правил Жемайтией; второй же - Кернус - перебрался за Вилию. "И назвал тот Кернус берег на своем итальянском языке по-латински, Литус, где люди размножаются, а трубы, на которых играли, - туба, и назвал тех людей по-своему, по-латински, соединив берег с трубою, - Листубаня. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называться просто Литвою, и с того времени начало называться государство Литовским и увеличиваться со стороны Жемайтии." (Хроника Быховца).
Прежде всего, возникает вопрос: существовал ли действительно Палемон. У Светония в биографии Нерона читаем: "Расширять и увеличивать державу у него (Нерона) не было ни охоты, ни надежды. Даже из Британии он подумывал вывести войска и не сделал это лишь из стыда показаться завистником отцовской славы. Только Понтийское царство с согласия ПОЛЕМОНА, да Альпийское после смерти Коттия он обратил в провинции."
Итак, имя вполне реальное. Правда, он был царем Понта, которого Нерон заставил сложить свою власть. Что ж, у Полемона были основания опасаться за свою жизнь... Былое могущество, вместе с тем, позволяло осуществить грандиозный переезд в далекую Прибалтику.
С Полемоном бежало, как мы помним, пятьсот римлян. Тоже ничего удивительного. Нерон прослыл жестоким и развратным тираном. Его жертвами явились многие выдающиеся люди, ближайшие родственники и даже собственная мать. Изощренный изверг, Нерон, заставил сражаться в гладиаторских битвах даже "четыреста сенаторов и шестьсот всадников, многих - с нетронутым состоянием и незапятнанным именем; из тех же сословий выбрал он и зверобоев и служителей на арене" (Светоний). Ничего удивительного нет, что римляне бежали от такого деспота. И скрыться предпочитали, чем подальше.
Новый вопрос: подозревали ли римляне о существовании тех мест, куда бежали от гнева Нерона?
Оказывается, край балтов был хорошо знаком в античном мире. Известность принесла окаменевшая смола, именуемая янтарем.
Сведения из Энциклопедического словаря: "Еще в 16 в. до н.э. янтарь был завезен торговцами из прибалтийских регионов в Вавилонию, а также в области микенской и италийской культуры. Центром торговли янтарем являлась Аквилея... Янтарь использовался, прежде всего, для изготовления украшений, а также мелких декоративных и бытовых изделий. У древних греков янтарь вызывал особый интерес своей способностью электризации. Еще Аристотель, а вслед за ним Теофраст и Плиний Старший предполагали, что образование янтаря связано со смолой хвойных деревьев."
Устье Немана, куда вошли корабли Палемона, было не таким далеким от Рима, как может показаться на первый взгляд. Римская провинция Германия, образованная в 16 г. н.э., являлась близкой соседкой балтов. Оказывается, римляне неплохо знали эти места и, несомненно, были частыми гостями литовских предков. Существовал даже, так называемый "янтарный путь": от побережья Балтийского моря до Аквилеи в Северной Италии.
О балтах упоминает римский историк Публий Корнелий Тацит (ок. 55 - ок.120 г. н.э.) в произведении написанном в 98 г. В "Германии" Тацита древние балты именуются эстиями. ". Что касается правого побережья Свебского моря, то здесь им омываются земли, на которых живут племена эстиев, обычаи и облик которых такие же, как у свебов, а язык - ближе к британскому. Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них - редкость; употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях; единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом. Но вопросом о природе его и как он возникает, они, будучи варварами, не задавались и ничего об этом не знают; ведь он долгое время лежал вместе со всем, что выбрасывает море, пока ему не дала имени страсть к роскоши. У них самих он никак не используется; собирают они его в естественном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему изумлению, получают за него цену. Однако нетрудно понять, что это - древесный сок, потому что в янтаре очень часто просвечивают некоторые ползающие по земле или крылатые существа; завязнув в жидкости, они впоследствии оказались заключенными в ней, превратившейся в твердое вещество."
Чем не благодатный край для жизни римских беглецов. Как видим, эстии успешно занимались земледелием, а также собирательством янтаря, весьма ценимого в античном мире. Поскольку вооружение местных племен оставляло желать лучшего, римляне Палемона могли весьма неплохо устроиться на новом месте.
Согласно летописям, римляне высадились "зо всеми скарбами". И самое интересное, что археологи нашли эти самые "скарбы". Два клада в Жемайтии, где высадился легендарный Палемон (Михельбертас М.М. "Два клада римских провинциальных монет из Западной Литвы". Обнаружены римские монеты и в Восточной Литве - в районе Кернаве, куда направился внук Палемона Кернус.
Весьма любопытен в этом отношении археологический материал. Некоторые предметы вооружения литовских племен (мечи, наконечники стрел и копий, удила от лошадиной сбруи) настолько идентичны римским, что кажется, что их создала рука одного мастера.
Хронист Тевтонского орден Петр из Дусбурга неожиданно вспоминает о Риме при описании общего для балтийских народов святилища:
"Было же посредине этого погрязшего в пороке народа, а именно в Надровии, одно место, называемое Ромов, ведущее название свое от Рима, в котором жил некто по имени Криве, кого они почитали, как папу, ибо как господин папа правит вселенской церковью христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники, но и литвины и прочие народы земли Ливонской. Такова была власть его, что не только он сам или кто-либо из сородичей его, но даже гонец с его посохом или с другим отличительным знаком, проходя по пределам вышеупомянутых язычников, был в великом почете у королей, нобилей и простого люда. Хранил он также по древнему обычаю негасимый огонь."
Более того, оказывается что "Рим" присутствует во многих почитаемых балтами местах. Исследователи полагают, "что корень Rom- в древнепрусском и литовском языках нес смысловое значение, указывающее на святость того или иного места. Кроме Ромова в Пруссии существует о. Ромене (Ромайн) в Литве, также почитавшийся священным местом, и гора Ромбинус около Раганиты." (Цитата из комментария к Хронике Петра из Дусбурга).
Негасимый огонь святилища балтов очень напоминает его аналог в храме римской богини Весты.
"Пруссы редко приступали к какому-либо важному делу, - сообщает Петр из Дусбурга, - пока не узнавали, бросив по обычаю своему жребий, у богов своих, воспоследует ли им добро или зло." Точно так же поступали римляне.
Частью погребального обряда древних пруссов являлись конные состязания - у римлян гладиаторские игры.
Римляне и литовцы почитали одно животное, благодаря которому была основана столица государства.
Ромула - легендарного основателя Рима - вскормила волчица. Гедимину приснился сон, что на горе стоит большой железный волк и ревет, будто в нем сто волков. По совету жреца литовский князь заложил на этом месте свою столицу. И теперь аналог Капитолийской волчицы - волк с князем Гедимином - стоит в центре Вильнюса.
Создание самого крупного территориального объединения в Европе - Великого княжества Литовского - не римский ли это размах? Опять же, политика великих князей литовских: "Разделяй и властвуй!" - это едва ли не национальная черта римлян.
Древний Рим помнили и любили в Великом княжестве Литовском. Недаром подканцлер ВКЛ Лев Сапега - создатель самого демократического свода законов средневековья - упомянул в предисловии к Статуту слова выдающегося оратора и философа времен поздней Римской республики: "Как Цицерон говорил, что мы являемся невольниками прав для того, чтобы пользоваться свободой могли". (Статут Великого княжества Литовского 1588).
Не такими уже нереальными и фантастическими видятся сведения о римлянах, доставленные нам белорусско-литовскими летописями. Кто знает: была ли в сердце основателей великого княжества капля римской крови, но что римляне бывали на территории Литвы в древности - несомненно. Римляне и предки литовцев прекрасно знали друг о друге.
Источники и литература
1. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1988.
2. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том первый "Анналы. Малые произведения". М., 1993.
3. Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997.
4. Статут Вялiкага княства Лiтоѓскага 1588. - Мн., 1989.
5. Хроника Быховца. - М., 1966
6. Полное собрание русских летописей. - М., 1975, т.32.
7. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в двух томах. М., 1998.