Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Екклесиаст: тщета эгоизма

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лекция, прочитана 04.02.2015


БорисЛевин

ЛЕКЦИЯ ПО КНИГЕ ЕККЛЕСИАСТ: ТЩЕТА ЭГОИЗМА

(прочитана 04.02.2015 перед членами еврейской религиозной организации)

(Примечание. Текст местами выделен цветом и шрифтом для удобства акцентирования внимания автора при чтении лекции.)

ЧАСТЬ 1. Тщета эгоизма

   Когда я взялся за изучение Книги Екклесиаст, то сразу был в некотором замешательстве, так как знал, что во всей Библии имеется две книги, которые, на первый взгляд, кажутся противоречащими её духу - в них как будто высказывается сомнение в Божественном устройстве мира. Это Книги Иова и Екклесиаст. Мы рассмотрим Книгу Екклесиаст.
   В Книге Екклесиаст можно найти очень много разных поучительных изречений, которые разошлись на цитаты. Мы рассмотрим одно, но главное: действительно ли "всё суета"?
   Все знают полную пессимизма фразу, с которой начинается книга Екклесиаст: "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!" Её часто используют для подверждения тщетности бытия, бессмысленности жизни. И вот, всякий раз, когда я читал эту книгу, то возмущался: разве жизнь - суета?
   И, действительно, такой взгляд на жизнь как на суету, сразу уточним, вырванный из контекста, противоречит основам иудаизма.
   А одна из его основ гласит: Бог создал человека для совершенствования этого мира, и самого человека, в том числе. Это значит, что смысл жизни всё-таки есть. Другая, тесно связанная с ней, гласит: именно для совершенствования мира (включая и себя) человеку дана свобода выбора. Вот слова Бога: "Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30, 19).
   То есть человек - не безвольное орудие труда Господа Бога, не бессловесный раб, с помощью которого Создатель доделывает недоделки после шестидневного сотворения мира. Человек сам должен решить: избрать жизнь, или смерть. Сознательный выбор позволяет работать по совершенствованию мира творчески, а значит, наиболее эффективно. И потому жизнь наполнена не просто смыслом, а высшим смыслом, но никак - не суета.
   А тут, в канонической книге Священного Писания: жизнь - суетна, то есть никчемна...
   Кстати, слово, переведенное на русский язык, как "суета", означает на иврите нечто иллюзорное, эфемерное, быстро исчезающее, как воздух, как дыхание, вернее, пар от дыхания (он виден, но быстро исчезает), и в одном английском переводе Библии переведно как "пар". На иврите это слово звучит "гевель", а в русском переводе мы знаем это слово как имя... Авель (он быстро исчез с лица земли).
   Тем более странно читать о суете, если далее Екклесиаст рекомендует всей этой суетой активно пользоваться: "Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих" (Еккл. 5, 17).
   Однако это странно для русского слова "суета", но не для еврейского "пар от дыхания". Хоть пар от дыхания - ничто, но без дыхания жить невозможно! От воли человека не зависит дышать, или не дышать. Так, и нельзя не пользоваться всеми благами жизни. Хоть они и преходящи, как пар от дыхания.
   Но остался главный вопрос: почему Екклесиаст считает жизнь похожей на пар от дыхания, суетой?
   В Библии нет случайных или противоречивых слов - есть лишь наше их непонимание. Но зная основы иудаизма, можно разобраться. Эти основы - как таблица умножения для математики: без неё никак.
   Ведь нас интересует, прежде всего, что имел в виду Екклесиаст, а он был иудеем, еврейским мудрецом. А иудей не мог не учитывать основы иудаизма.
   Кстати, кто такой Екклесиаст? Это не имя, это слово переводится с греческого языка как проповедник, а точнее, тот, кто обращается к собранию, либо созывает его (на иврите Когелет - от "кагал", собрание). Но, кроме того, в самом начале книги этот проповедник называет себя сыном Давида. И потому считается, что проповедник, автор Книги Екклесиаст - это мудрый Соломон, и написана эта книга, соответственно, не позже 931 г. до н. э. Но в Библии под словом "сын" часто понимают потомка в каком угодно колене, и даже - просто последователя, ученика. Например, евреев в Библии называют сынам Божиими, а Иисус Христос назван в Евангелии от Матфея (в первом стихе) одновременно сыном Давидовым и сыном Авраамовым. В Книге Екклесиаст можно найти намёки на авторство Соломона, но имеются очень серьёзные научные доказательства, что авторство этой книги не может принадлежать Соломону, и она написана не ранее вавилонского плена (VI в. до н. э.) и даже II - III в. до н. э. Во всяком случае, Соломон о себе не написал бы в третьем лице "сказал Екклесиаст", и вообще не называл бы себя проповедником, в то время, как был царём. Кроме того, в книге используются слова на арамейском языке, которым при Соломоне ещё не пользовались. Очевидно, Книга Екклесиаст написана неизвестным автором, как сборник высказываний некоего проповедника с намёками на то, что авторство их принадлежит царю Соломону - для придания им солидности. Есть веские основания считать автором Книги Екклесиаст - Зоровавеля, потомка Давида (2 Ездр. 5, 5), "который говорил... мудрые слова" (2 Ездр. 5, 6), и он был "князь Иудейский", то есть фактически царь (2 Ездр. 6, 27), который был в вавилонском плену, когда у евреев было больше всего оснований для пессимизма, которым и пронизана Книга Екклесиаст. Реальному же Соломону, утопавшему в роскоши и неге, упивавшемуся властью - откуда было черпать пессимизм?
   Итак, что сказано в Книге Екклесиаст?
   Вначале декларируется тщета человеческой жизни вообще.
   Затем перечисляются различные её аспекты, доказательства, в чём она проявляется:
   - что бы ни делалось, всё уже было, нет ничего нового, следовательно - любое действие - суета: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Еккл. 1, 9);
   - всё забывается, следовательно, любая деятельность - суета (преходяща): "Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после" (Еккл. 1, 11);
   - и даже такое благо как мудрость - суета, так как посредством её лишь осознаёшь эту суетность: "во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (Еккл. 1, 18);
   - ни приобретение богатств, ни радости жизни, ни мудрость - не вечны, и потому - всё суета: "мудрый умирает наравне с глупым" (Еккл. 2, 16) и всё достанется "человеку, который будет после меня" (Еккл. 2, 18).
   Можно заметить, что во всех этих аспектах бессмысленности жизни присутствует один объединяющий их признак - эгоизм, то есть обращение к себе, любимому: мол, меня забудут, мои богатства достанутся другому, меня не станет...
   После этого Проповедник, пытается объяснить естественность эгоизма, отмечает одну особенность человеческой жизни, не зависящую от его желания: "Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это - от руки Божией" (Еккл. 2, 24).
   Поэтому, несмотря на суетность жизни, следует ею наслаждаться, как данной Создателем: "Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими" (Еккл. 3, 22).
   Но эгоизм - внешность, оболочка человеческой жизни, без которой невозможно жить, но которая - не главное. И Проповедник постепенно начинает разрывать эту оболочку, чтобы дойти до сути.
   Для этого на протяжении всей проповеди Проповедник периодически обращается к авторитету Создателя: "Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению" (Еккл. 4, 17). То есть духовное следование сути заповедей важнее материальной формы их исполнения. Об этом говорили многие еврейские пророки, начиная от Моисея, и заканчивая Иисусом Христом.
   Тут очень важно не только, что противопоставляется суть форме, но и происходит проецирование на взаимоотношения человека с Создателем.
   И далее мы увидим, что Проповедник упоминает Создателя не из простого естественного почитания того, кто устроил всё.
   Ещё одно доказательство тщеты, суетности всего земного - человек ничего с собой не возьмёт в мир иной: "Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?" (Еккл. 5, 14 - 15).
   Но главное, что если рассматривать жизнь человека с такой точки зрения - что он имеет от жизни для себя? - то она ничем не отличается от жизни животного: "потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах" (Еккл. 3, 19 - 20).
   Действительно, в чём же тогда разница между человеком и животным?
   Дело в том, что, согласно иудейскому мировоззрению, душа человека, условно говоря, состоит из трёх уровней: животной, или телесной, то есть биофизиологической (нефеш), эмоциональной, или духа (руах) и разумной, или мыслительной (нешама). Всего же, по каббале (эзотерической части иудаизма), душа "состоит" из пяти уровней, но для нас достаточно рассмотреть эти три первые.
   Животная душа поддерживает биологическую жизнь тела, управляет инстинктами (как и у животных). Именно о животной душе (её связывают с печенью) сказано в Библии, что она находится в крови, и поэтому евреям категорически, под страхом смерти, запрещено употреблять кровь в пищу (Быт. 9, 4; Лев. 3, 17; 7, 26), очевидно, чтобы животная душа не вошла в человека. Дух проявляется эмоциями, чувствами (связан с сердцем), которые являются реакциями на проявления животной души. Разумная душа (связана с мозгом) занимается мышлением, анализирует и осознаёт.
   Вот теперь, зная разницу между животным и человеком, можно понять слова Проповедника: "Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается" (Еккл. 6, 7). То есть когда человек ведёт себя как животное, только для рта, для тела - жизнь его суетна, тщетна, душа не имеет покоя. А каждый по собственному опыту знает, что душевное спокойствие - самое главное, и все болезни от нервов.
   И если человек ведёт себя как животное, живёт для живота, тогда, действительно: "какое же преимущество мудрого перед глупым, какое - бедняка..." (Еккл. 6, 8). Какая разница между животными: мудрое оно, или глупое, богатое, или бедное? То есть различие между людьми, имеющее значение, не суетное - не в уме, не в богатстве...
   Среди факторов, ведущих к суетности, Проповедник называет женщину: "горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы" (Еккл. 7, 26).
   Очевидно, что духовная организация женщины тоньше мужской, но она использует её для привлечения к себе мужчины, чтобы тот обеспечивал её и потомство всем тем, что является суетой. Именно этим женщина опасна - отвлекает мужчину (а заодно и себя) от духовного. Это не я сказал, а ещё апостол Павел: "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене" (1 Кор. 7, 32 - 33).
   Но Проповедник повторяет ранее сказанное: как "нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться" (Еккл. 8, 15), так и "Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь" (Еккл. 9, 9). То есть суета суетой, но это не значит, что ею нельзя наслаждаться. Просто, одного наслаждения суетным - маловато...
  

ЧАСТЬ 2. Хранить и возделывать

  
   Суету Проповедник видит даже в том, чтобы ожидать награду за свою праведность ещё в этом мире. Поэтому не следует удивляться тому, что "праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников" (Еккл. 8, 14). Потому и "не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их" (Еккл. 9, 11).
   А от кого победа? И от кого - случай?
   Ведь, если человек старается для себя, то разве вправе рассчитывать на награду от кого-либо другого? В частности, от Бога? А, с другой стороны, коль награду в этом мире дают люди друг другу по принципу "ты - мне, я - тебе", то какое отношение это имеет к Богу? Разве Богу нужны наши квартиры, наши автомобили и даже космические ракеты? К таким вопросам подводит читателя Проповедник.
   И сам же на них отвечает в конце проповеди. Но отвечает настолько кратко по сравнению с описаниями собственно суеты жизни, что разобраться читатель вынужден всё же сам - и в конце наших рассуждений мы поймём, почему это так сделано и по-другому невозможно было.
   Вот эти сентенции.
   "Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд" (Еккл. 11, 9).
   "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12, 7).
   "Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо" (Еккл. 12, 13 - 14).
   Итак, подведём итог этим последним призывам Проповедника: "Бог приведет тебя на суд", "дух возвратится к Богу, Который дал его", "всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное"...
   Бог дал часть своего духа взаймы каждому человеку. Взаймы - так как человек не вечно живёт. Дал на время жизни. Естественно, человек должен вернуть этот дух с процентами. "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15). Бог создал человека не для того, чтобы тот получал удовольствие, и всё получал от Бога, как маленький ребёнок. Сам должен заработать: сам возделывать и хранить. В том числе, ту душу, которую получил. И тогда человек, естественно, получит награду. А если вернёт с убытком, если паче чаяния не сохранит и не возделает - последует наказание. Две тысячи лет назад странствующий иудейский раввин Иисус из Назарета рассказал притчу по этому поводу: раб, получивший от господина деньги на сохранение и умноживший их, получит награду, а просто сохранивший их - наказание (Мат. 25, 14 - 30). Отсюда известная фраза: "зарыл свой талант".
   Показательно, что в Книге Екклесиаст наименование Бога на иврите написано "Элохим", что буквально означает "все силы", или Всесильный, и означает качество Бога-творца, Бога, который поддерживает мир и Бога-судьи (в отличие, например, от четырёхбуквенного имени, олицетворяющего милосердие, любовь и чудеса). Человек, читающий, что жизнь - это суета, и периодически встречающий в тексте слово, связанное именно с судом, а не с милосердием, невольно задумается о личной ответственности за полученный дар жизни.
   Какой был бы смысл Богу что-либо создавать, если бы это никто не мог бы оценить? И вот, был создан человек. Но вот, человек живёт только для себя, нагло пользуясь жизнью, данной Богом, лишь для получения лично для себя удовольствия. Никакой благодарности! Никаких действий по совершенствованию того, что дано! Бессмысленное существование... Суета. Вот так можно понимать Екклесиаста.
   А дух возрастает только при самостоятельной работе с ним. Ведь дух внутри человека, и никто, кроме самого себя, его не знает. Никто не влезет в чужую душу и не исправит её. А как исправить, написано в Библии, и часто - между строк. Поэтому надо самим читать Священное Писание, и самим делать выводы. Самим получать духовную пищу, и духовно её перерабатывать. Я сделал такой вывод. Возможно, вы сделаете другой, но важно, что это будет собственная работа по возделыванию своего духа, а не использование чьего-то пусть и правильного и добросовестного труда.
   Книга Екклесиаст своим очевидным пессимизмом вызывает споры даже в её богодухновенности.
   Когда мудрецы решали вопрос о включении Книги Екклесиаст в канон Священного Писания, то аргументом "против" было то, что её могут не правильно понять. Но возобладало, победило мнение, что "тот, кто хочет ошибиться, тот ошибается", то есть надо рассчитывать на тех, кто хочет найти истину.
   По-моему же, этот пессимизм - провокация, испытание, искушение - чтобы читатель возмутился и самостоятельно задумался над смыслом жизни. Тем более, по всей Книге Екклесиаст разбросаны подсказки, особенно в её конце, как мы уже отмечали. Прямых ответов там нет, вот этим она и ценна.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"