Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Ирод: великий и ужасный

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ИРОД: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ

  
   Ирод... Имя это на протяжении уже двух тысячелетий является нарицательным и означает кровожадного деспота. Однако еще до рождения Иисуса, до прихода волхвов, имя "Ирод" уже много лет означало кровожадного деспота, и это было тогда так же, как сейчас, очень хорошо и широко, то есть всем, известно. И, конечно же, должно было быть известно и мудрым волхвам.
   Царствование Ирода достойно пера писателя, не меньше, чем, скажем, Давида, которому в Библии посвящены три Книги Царств (с 1 Цар. 16, 11 по 3 Цар. 2, 11). Царю Ироду Библия уделила в одной главе пару эпизодов (Мат. 2). Историкам, однако, известно много больше (главным образом, из сочинений еврейского историка I в. н. э. Иосифа Флавия). Пройдёмся вкратце по биографии этого выдающегося правителя, уделив особое внимание именно его кровожадности и деспотичности.
   Ирод начал свою политическую карьеру в 25 лет (48 г. до н. э.), будучи назначен правителем Галилеи (область между Самарией, районом Тира, Средиземным морем и Генисаретским озером) своим отцом Антипатром. Тот был наместником (прокуратором) Иудеи, находящейся с 63 г. до н. э. под властью Римской империи, в правление Юлия Цезаря.
   Собственно, именно Антипатр немало поспособствовал тому, что Иудея попала в зависимость от Рима (за что он и был назначен прокуратором). Он выступал на стороне Гиркана II против Аристобула II, одного брата против другого, когда вопреки завещанию их матери, внучки одного из братьев Хасмонеев (Маккавеев), царицы Александры, трон Иудеи захватил младший, но более деятельный, Аристобул II (70 г. до н. э.). Антипатр - из страха за свою жизнь из-за вражды с Аристобулом - с большим трудом уговорил пассивного Гиркана II, смирившегося было с потерей трона, продолжить борьбу за власть (ИД, XIV, 1, 3 - 4) 1 . Возобновившейся междоусобицей воспользовались римляне, к которым каждая из враждующих сторон обратилась за помощью. И в 63 г. до н. э. прославленный римский полководец Помпей, воюя поблизости, не упустил случая и без особых усилий занял Иерусалим, став на сторону более покладистого Гиркана II и его щедрого друга Антипатра. А когда пришёл к власти Юлий Цезарь, то Антипатр оказал ему всяческую военную помощь при личном участии (всё его тело было покрыто шрамами), в частности, при воцарении в Египте Клеопатры. За это Гиркан II был оставлен первосвященником (а будучи из царского рода Хасмонеев - и, формально, царём), а сам Антипатр получил римское гражданство и прокураторство над Иудеей, а заодно и право назначить своих сыновей: Ирода - начальствующим над Галилеей, а Фасаила - над Иерусалимом (ИВ, I, 9, 5; 10: 2, 3, 4) 2 .
   Антипатр, а следовательно, и его сын Ирод были по происхождению идумеями, из знатного и могущественного рода (ИД, XIV, 1, 3; ИВ, I, 6, 2).
   Идумея - южный сосед Иудеи, и эти государства всегда были непримиримыми врагами. Причины вражды раскрываются в Библии.
   По Библии, Идумея - это Едом, земля Исава, брата Иакова-Израиля (Быт. 25, 30; 32, 3). С одной стороны, Иаков хитростью перехватил первородство у Исава (Быт. 25, 31 - 34; 27), а с другой, во время исхода евреев из Египта "не согласился Едом позволить Израилю пройти чрез его пределы" (Числ. 20, 21). Правда, в период правления еврейской династии Хасмонеев-Маккавеев (167 - 37 гг. до н. э.), когда царь Иудеи Иоанн Гиркан I захватил Идумею и насильно обратил её население в иудаизм (125 г. до н. э.), "идумейский вопрос" был решён иудеями, как говорится, окончательно.
   Таким образом, несмотря на свое формальное духовное иудейство, Ирод, как идумей, всегда был чужим для евреев, что составляло для него дополнительную, если не сказать основную, проблему как царя еврейского государства. Со своей стороны, Ирод не любил иудеев, так как, по словам Иосифа Флавия, "безумно жаждал личного почёта", а иудеи, согласно своему закону (Торе), поклонялись только Богу, а Ироду не ставили статуи, не воздвигали храмы и не воздавали почести (ИД, XVI, 5, 4), как это делали все другие народы для своих правителей. Вторая заповедь (из десяти) гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь..." (Исх. 20, 4 - 5).
   Первое, что Ирод предпринял, получив власть в Галилее, - подавил антиримское партизанское движение на границе Галилеи с Сирией, за что получил признательность римского наместника Сирии Секста Цезаря (родственника Юлия Цезаря). Захваченных в плен вожака и многих его приверженцев Ирод казнил без следствия и суда. За это беззаконие он был вызван на суд синедриона в Иерусалим. Ирод явился в суд с военным отрядом, в пурпурной мантии победителя и с письмом Секста Цезаря в свою безусловную поддержку. Кроме того, от свершения правосудия его спас, посоветовав бежать в Сирию, первосвященник Гиркан II, чьим давним другом и благодетелем был отец Ирода, Антипатр. Там Секст Цезарь назначил Ирода наместником Келесирии (область на юге Сирии, между горами Ливаном и Антиливаном), и уже в новом качестве тот с войсками подступил к Иерусалиму, чтобы отомстить обидчикам. Но его отец Антипатр и старший брат Фасаил (правитель Иерусалима) уговорили Ирода не восстанавливать народ против их семейства, и тот вернулся в Келесирию (ИД, XIV, 9, 2 - 5).
   После убийства в 44 г. до н. э. Юлия Цезаря Сирией завладел Гай Кассий Лонгин, один из главарей заговорщиков. Он наложил столь непомерную дань на Иудею (она управлялась римскими наместниками Сирии), что некоторые города не смогли заплатить, за что их жители были обращены в рабство. Зато Ирод "немедленно и лично" доставил Кассию долю с Галилеи, за что был оставлен на своём месте наместником Келесирии (ИВ, I, 11, 2).
   В то же время, в 43 г. до н. э. был отравлен отец Ирода. К предполагаемому виновнику, который, кстати говоря, был ярым противником римского владычества в Иудее, и готовил переворот, Ирод, с подачи римлян, подослал убийц.
   После поражения войск Брута и Кассия от войск Антония и Октавиана в 42 г. до н. э. Ирод не потерял власть, как ставленник Кассия, а и в этот раз остался на своём месте. Мало того Антоний, в память о давних приятельских отношениях с отцом Ирода, Антипатром (около двух десятилетий назад они сообща подавляли восстания против Гиркана II, возглавляемые Аристобулом II и его сыновьями), а более всего, учитывая проримскую политику семейства Антипатра, а также богатые подарки от Ирода, назначил того и его брата Фасаила правителями Иудеи с титулами тетрархов, жестоко подавив активное противодействие иудейской знати (ИД, XIV, 12, 2; 13, 1 - 2).
   В 40 г. парфяне (персы) при поддержке большинства еврейского населения, настроенного крайне антиримски, захватили Иудею. Они казнили Фасаила, возвели на престол Иудеи Антигона (сына Аристобула II и племянника Гиркана II), а Гиркана II увели в Вавилон, предварительно обрезав ему уши, чтобы тот никогда уже не смог занимать пост первосвященника (согласно Лев. 21, 17: "Скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему"). На последнем настоял Антигон - так он отомстил дяде за то, что тот поддерживал безродного Ирода, а не его, потомка царей (Хасмонеев), в притязаниях на трон.
   Ироду удалось бежать из Иерусалима с наёмным войском, своими родственниками, невестой Мариамной и сотнями знатных женщин, которых, как он знал, наряду с деньгами обещал парфянам Антигон (ИД, XIV, 13: 7, 10; 14, 3). Оставив в неприступной крепости Масада женщин с охраной, вознаградив и распустив остальных воинов, Ирод отправился в Египет, в Александрию, где его великолепно приняла Клеопатра, предложив быть её полководцем (ИВ, I, 14, 2). Но Ирод, несмотря на начавшиеся зимние штормы, морем поспешил в Рим. Там он принялся хлопотать о содействии в передаче иудейского трона проримски настроенному Аристобулу III. Тот был законным претендентом - из царского рода Хасмонеев: внуком Гиркана II, братом его невесты Мариамны. Следует уточнить, что кандидат в претенденты на трон был в возрасте всего 12 лет, и не сложно догадаться, что в результате его воцарения реальная власть оказалась бы у его протеже, то есть у Ирода. Однако, неожиданно, из рук новых правителей Рима, Октавиана и Марка Антония, по решению сената, с большими почестями, он сам получил титул царя Иудеи, включая территории Идумеи, Самарии и Галилеи (ИД, XIV, 14, 3 - 5). Римляне учли заслуги Антипатра, отца Ирода, перед Римом, щедрость самого Ирода, а также "энергичную и мощную натуру Ирода" (ИВ, I, 14, 4; ИД, XIV, 14, 4). Ироду осталось лишь отвоевать у парфян своё царство. Что он и сделал за три года с помощью частично наёмных, частично иудейских, а в основном римских войск численностью до шестидесяти тысяч (не считая вспомогательных сил), и в 37 г. до н. э. захватил Иерусалим. В этой войне погиб его брат Иосиф.
   Во время осады Иерусалима Ирод заключил брак с помолвленной с ним за пять лет до того Мариамной, внучкой Гиркана II, сестрой того самого Аристобула III, что придавало законность его претензиям на иудейский трон.
   Захватив власть, Ирод настоял перед Антонием на позорной казни Антигона путём обезглавливания, а также казнил сорок пять его приверженцев, присвоив их имущество 3 , и почти всех тех членов синедриона (кроме двоих), которые судили его десять лет назад, обвинив их в поддержке Антигона (ИД, XIV, 9, 4). Синедрион же состоял из семидесяти одного человека: священников, мудрецов, сведущих в законе, и знатных иудеев.
   Оставались ещё двое мужчин из популярной в народе династии Маккавеев (Хасмонеев): брат его жены Аристобул III (за которого он хлопотал в Риме) и её дед Гиркан II, уведённый парфянами в Вавилон.
   Ирод уговорил престарелого Гиркана II вернуться в Иерусалим, фактически выкупив его у парфянского царя, чем обезопасил себя с этой стороны.
   Тёща Ирода, Александра, дружила с египетской царицей Клеопатрой, и через неё настояла на том, чтобы её сын, 17-летний Аристобул III, стал первосвященником. Клеопатра действовала через Антония, от которого уже имела трёх детей, в собственных интересах: посадить на иудейский престол свою марионетку, и восстановить исторический контроль Египта над Иудеей. Ирод подчинился давлению. Однако менее чем через год (35 г. до н. э.) Аристобул III утонул в дворцовом пруду после пира, где освежался в компании служителей Ирода: те, как бы играя, притапливали его на глазах у царя. Александра (посредством Клеопатры) обвинила Ирода в убийстве сына. Ироду всё же удалось оправдаться перед Антонием.
   В 30 г. до н. э. Октавиан победил Антония, и тот, а затем и Клеопатра покончили с собой. Когда поражение Антония стало очевидным, Ирод в последний момент переметнулся на сторону Октавиана, оказав ему некоторую военную помощь в войне против своего благодетеля.
   На всякий случай Ирод казнил последнего из Хасмонеев, бывшего первосвященника Гиркана II, обвинив его в заговоре (30 г. до н. э.): старик, которому шёл восемьдесят второй год, всего лишь попытался на время нестабильности укрыться от непредсказуемого Ирода в соседнем царстве.
   После этого Ирод отправился к своему новому римскому хозяину. Поучительна логика его увенчавшегося успехом оправдания перед Октавианом в преданности Антонию. Он, дескать, служит верой и правдой каждому, кого считает своим благодетелем, и его верность до последнего Антонию - гарантия такой же верности в будущем Октавиану. Иначе говоря, следует учитывать, не чей он друг, а какой он друг (ИВ, I, 20, 1). Забегая вперёд, отметим, что Ирод с лихвой оправдал доверие Октавиана Августа, вскоре пышно встретив его в Иудее, затем снабжая всем необходимым его войско, и всегда щедро одаривая его и приближённых подарками и огромными суммами денег. В результате Август значительно расширил царство Ирода, вернув область Иерихона, отобранную Клеопатрой, и подарив несколько городов, в том числе, приморских, а через два года отдал Ироду области Трахониду, Батанею и Авранитиду, а через десять лет назначил наместником Сирии...
   Отправляясь на эти опасные для него встречи к Антонию (оправдываться за смерть первосвященника Аристобула III), а затем к Октавиану (оправдываться за дружбу с Антонием), Ирод поручал доверенным лицам, в том числе, мужу своей сестры, убить царицу Мариамну, если его казнят - чтобы любимая жена после него никому не досталась (он подозревал даже Антония в видах на свою жену). По возвращении Ирод оба раза находил, что она знает о его поручении, и тогда он казнил, сначала предавших его, а потом и жену, обвинив её в супружеской измене с ними (29 г. до н. э.).
   В 28 г. до н. э. Ирод казнил и тёщу за подготовку заговора против него: та пыталась прибрать власть к рукам, когда он, казалось, был при смерти от нервного расстройства после казни любимой жены.
   Но от Мариамны из царского рода Хасмонеев у Ирода остались два сына: Аристобул и Александр. С 23 г. до н. э. на протяжении пяти лет они получали образование в Риме, после чего были возвращены отцу. В противовес им Ирод вернул в Иерусалим ранее изгнанного старшего сына Антипатра (от первой жены, идумейки Дориды, отвергнутой им ради Мариамны), чему были крайне недовольны дети Мариамны, отодвинутые на второй план. В результате интриг своей сестры Саломеи (чьими усилиями и была оклеветана и казнена Мариамна) и, особенно, сына Антипатра в 12 г. до н. э. Ирод, находясь в Риме, обвинил перед императором Октавианом Августом детей Мариамны в намерении убить своего отца. Примерно в 7 г. до н. э. Ирод повторил попытку, и на этот раз получил разрешение императора судить Александра и Аристобула. Суд, проходивший без самих обвиняемых, приговорил их к смерти, а вид казни определил на усмотрение царя. Ирод приказал повесить сыновей.
   Старший сын Антипатр остался единственным реальным наследником трона. Но он не стал ждать, и попытался отравить отца. Заговор был случайно раскрыт. Антипатра судили, и после разрешения Августа он был казнён. А через пять дней, в 4 г. до н. э. в возрасте 70 лет Ирод умер.
   Итак, мы рассмотрели в основном лишь семейные взаимоотношения Ирода, в которых он проявил себя безжалостным тираном. Насколько же деспотичен он был по отношению к подданным! Беспощадно подавлялось любое сопротивление его власти. Вот лишь некоторые примеры.
   Через 12 лет после захвата Иерусалима и воцарения, Ирод нашёл и казнил нескольких бывших приверженцев Антигона, а также тех, кто скрывал их, в том числе, мужа своей сестры, которая, собственно, на него и донесла (ИД, XV, 7, 10).
   После того был раскрыт заговор против Ирода, виновные под пыткой погибли, но толпой был разорван и доносчик. После чего под пыткой же несколько женщин указали зачинщиков этого самосуда, и тех вместе с их семьями казнили (ИД, XV, 8, 4).
   Через 17 лет царствования Ирод запретил сходки, совместные прогулки, собрания граждан. За этим был установлен строжайший надзор, повсюду были шпионы. Много людей было открыто и тайно казнено (после пыток). Ирод заставлял присягать на верность себе (ИД, XV, 10, 4).
   Иосиф Флавий даёт такую характеристику Ироду: "Относился с недоверием и ненавистью решительно ко всем и всюду видел угрожающую опасность", причём "те, кто, на его взгляд, был при нём слишком долго, казались ему опасными..., тех же, кто почему-либо не общался с ним, было достаточно только назвать: этого было довольно, чтобы загубить их и тем гарантировать себе личную безопасность" (ИД, XVI, 8, 2). Вот почему именно близкие Ироду люди (сыновья, жена), как бывшие "при нём слишком долго" пострадали в первую очередь.
   Не следует, однако, думать, что Ирод во всех случаях был этаким хладнокровным палачом, тщательно планирующим убийства. Особенно это касается его близких. Наоборот, как живописует Иосиф Флавий - Ирод тут действовал импульсивно, в порыве праведного гнева. И даже осуждённых сыновей казнил не сразу, а лишь после того, как узнавал, что и в застенках они злоумышляют против него...
   Чтобы "гарантировать себе личную безопасность" приближённые Ирода стали доносить друг на друга. Но, наказав оговоренных, царь точно так же наказывал и доносчиков. Например, был казнён царский брадобрей, донёсший, что его уговаривали зарезать царя (ИД, XVI, 11, 6 - 7).
   Доказывая вину сына Александра, Ирод пытал и казнил многих его друзей (ИД, XVI, 8, 4). А когда узнал о недовольстве судом над сыновьями Мариамны со стороны своих солдат и их начальников, то осудил на смерть триста человек, и толпа закидала их камнями (ИД, XVI, 11, 7).
   До последних своих дней Ирод оставался жестоким и беспощадным.
   Болезнь и депрессия Ирода из-за предательства Антипатра дали повод слуху о смерти престарелого царя. На радостях группа молодых иудеев низвергла золотое изваяние орла, установленное Иродом над главными воротами храма. С одной стороны, орёл был символом римского владычества (знаком римских легионов), с другой - изображение живых существ, тем более в храме, грубо противоречило Торе (вторая заповедь из десяти). Однако Ирод считал этого золотого орла личной святой жертвой храму (который он же и построил), и приказал сжечь живьём зачинщиков и главных исполнителей, казнив в общей сложности сорок юношей (ИД, XVII, 6, 4; ИВ, I, 33, 4). Не отсюда ли пошла легенда об избиении младенцев?
   После этого, в предчувствии своей кончины, Ирод приказал собрать и запереть на ипподроме представителей всех городов страны и казнить их в день своей смерти, чтобы народ горевал, а не радовался. Но приказ о казни не был выполнен (ИВ, I, 33: 6, 8).
   И вот, несмотря на то, что царь Ирод полностью перестроил второй храм 4 (сей-то храм иносказательно и предлагал разрушить Иисус), сделав его еще великолепнее, чем даже первый, Соломонов; во время захвата Иерусалима в 37 г. до н. э. ценой собственных средств предотвратил разграбление храма римлянами; во время голода из-за неурожая в 25 г. до н. э. жертвовал личные средства на закупку продовольствия для народа; дважды прощал подданным треть годовых повинностей (ИД, XV, 10, 4 и XVI, 2, 5), построил несколько новых городов, крепостей, много монументальных сооружений (дворцы, храмы, цирки, театры, рынки, ипподромы, колоннады, водопровод, купальни, колодцы...), в том числе за пределами страны (по-современному говоря, оказывал гуманитарную помощь), финансировал и возродил олимпийские игры (и был судьёй на них) 5 , и при нем Иудея практически не подвергалась внешней агрессии, и в истории этот Ирод известен не просто как Ирод I, а как Ирод Великий (полное имя: Ирод I Великий), в народе запомнился этот еврейский царь, как коварный и кровавый изверг, о котором римский император Август сказал, что лучше быть свиньей (поросенком) Ирода, чем его сыном.
   Тут необходимо разобраться, вслед за Иосифом Флавием (ИД, XVI, 5, 4), с таким бросающимся в глаза несоответствием добрых и злых дел царя Ирода. Никаких противоречий, на самом деле, как поясняет Иосиф Флавий, здесь нет. Доброта и щедрость, жестокость и несправедливость Ирода "имеют одну общую причину". Ирод был честолюбив, и поэтому щедростью добивался (и небезуспешно!) славы с тем, чтобы увековечить себя. Но щедрость его, даже вошедшая в своё время в поговорку, предполагала непосильные (для его маленькой страны) денежные затраты, и именно поэтому "ему поневоле приходилось быть жестоким к своим подданным. Всё то, что он изобильно тратил на одних, приходилось насильно отнимать у других". И именно из-за того, "что безумно жаждал личного почёта", то "свирепствовал без меры против родственников и друзей своих", от которых ждал почёта более всего.
   Поэтому и закон был для Ирода не писан, когда он противоречил его личным устремлениям.
   Так, выше было упомянуто произвольное назначение первосвященником Аристобула III. Тогда это произошло под влиянием тёщи и Клеопатры. А по иудейским законам (по Торе) должность первосвященника - пожизненная. Ирод же смещал и назначал их, как хотел. Всего за тридцать четыре года царствования им было назначено последовательно шесть первосвященников: Ананил, Аристобул, Иешуа, Симон, Маттафия и Иозар. Правда, он не был первым нарушителем этого закона: Антиох Епифан сместил Иешуа и назначил Онию; Аристобул отнял сан у своего брата Гиркана (ИД, XV, 3, 1). Тут интересны подробности.
   Захватив Иерусалим, Ирод назначил первосвященником дружественного себе священника Ананила из первосвященнического рода, проживавшего в Вавилоне, чтобы обезопасить себя от влияния иерусалимской знати (ИД, XV, 2, 4; 3, 1).
   Еще примечательнее назначение первосвященником Симона. Ирод сместил первосвященника Иешуа и назначил Симона, бывшего до того известным в Иерусалиме священнослужителем, лишь для того, чтобы жениться на его красавице-дочери - таким образом он породнился с первосвященником, а не с простым подданным (ИД, XV, 9, 3).
   В наказание за попустительство в свержении золотого орла, о чём говорилось выше, Ирод сместил первосвященника Маттафию и назначил Иозара, брата своей жены (ИД, XVII, 6, 4).
   В целом правление Ирода можно считать временем стабильности для простого народа Иудеи. Благодаря политической гибкости (искреннему пресмыкательству перед Римом и щедрому подкупу римских начальников), Ирод удерживал власть при смене римских правителей, не допуская потрясений, свойственных переменам. Даже гражданские войны Рима почти не затрагивали его государство. При нём Иудея практически не подвергалась агрессии. А безудержная жестокость Ирода к подданным исключала серьёзные внутренние беспорядки.
  ________________
  Примечания:
  
   1. ИД - Иосиф Флавий "Иудейские древности". Ссылки даны лишь по некоторым ключевым эпизодам. [ назад ]
   2. ИВ - Иосиф Флавий "Иудейская война". Ссылки даны лишь по некоторым ключевым эпизодам. [ назад ]
   3. По-видимому, так Ирод компенсировал свои расходы, понесённые им во время захвата Иерусалима: чтобы воспрепятствовать грабежам населения и особенно разграблению храма, Ирод откупился от римских солдат и полководцев собственными средствами. (ИВ, I, 18, 3). [ назад ]
   4. Сей-то храм иносказательно и предлагал разрушить Иисус (Иоан. 2, 19), а также предрекал его фактическое разрушение (Мат. 24, 1), и о котором сказано, что строился он 46 лет (Иоан. 2, 20). [ назад ]
   5. Кроме того, в 12 - 8 гг. до н. э. Ирод учредил (и, разумеется, финансировал) пятилетние игры в честь Цезаря Августа, поддерживал собственными средствами гимнасии (ИВ, I, 21: 8, 11). Однако, спортивные игры, скачки, театр, гладиаторские бои, храмы - всё это, как иноземное и противоречащее Торе, было противно еврейскому народу. [ назад ]
  
  
   Это был отрывок из главы "Перевод и редактирование" книги "Литературные особенности Библии" (пример ""Мудрые" волхвы").
  
  P.S. Данная статья - собственное краткое изложение сочинений Иосифа Флавия. Об Ироде подробнее можно прочитать у других авторов нашего времени:
  Майкл Грант. Ирод Великий. Двуликий правитель Иудеи/ Пер. с англ. - М.: Центрполиграф, 2002. - 304 с.
  В.Л. Вихнович. Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного. - СПб.: Академия исследования культуры, 2010. - 424 с.
  Книга Ирода/ Сост. В.Л. Вихнович - СПб.: Амфора, 2010. - 442 с.
  С. Бломберг. Царь Ирод Великий. Чужой всем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 128 с.
  Обзор этих книг имеется в журнале "Лехаим", 6, 2013 (стр. 106 - 107).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"