Когда говорят о гуманности законов Библии, доброте и милосердности Бога, в отличие от варварских законов древности и кровожадности языческих богов, обычно приводят цитату: "Дети не должны быть наказываемы смертью за отцов" (Втор. 24, 16) 1 .
Однако, что касается язычества, то даже в законах Хаммурапи, действовавших на огромной территории Вавилонского царства (всё Междуречье) за пять веков до Синайских законов Моисея, нет указаний на ответственность детей за родителей 2 .
С другой же стороны, в Библии имеется и прямо противоположный закон - о наказании детей за грехи родителей (о нём - ниже).
И в этом нет ничего противоречивого и, тем более, противоречащего духу Библии, так как за первородный грех Адама и Евы расплачиваются, как считается, все, без исключения, их потомки, и тогда принцип "сын за отца" - лишь частный случай этого фундаментального постулата веры.
И это именно расплата за грех прародителей, а не только за собственную несомненную греховность, которая также постулируется в Библии: "Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?"" (Притч. 20, 9), "кто из вас без греха" (Ин. 8, 7).
Эта наследственная, генетическая греховность однозначно следует из слов Бога на суде над Адамом и Евой: "проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе..." (Быт. 3, 17 - 18). Пока был жив Адам, то и на его детей, и на детей его детей распространялось проклятие земли - ведь "терния и волчцы" вредили не только Адаму, но и всем его современникам. Адам жил 930 лет. На 130 году у него родился Сиф, через 105 лет у того - Енос, ещё через 90 лет у Еноса - Каинан, через 65 лет у Каинана - Иаред, через 162 года у Иареда - Енох, через 65 лет у Еноха - Мафусал, через 187 лет у Мафусала - Ламех, а у Ламеха через 182 года - Ной, но Адам уже не мог качать Ноя на своих руках, так как умер, когда Ламеху было 930 - 130 - 105 - 90 - 65 - 162 - 65 - 187 = 126 лет (а Ной родился, как сказано, на 182 году жизни Ламеха). Таким образом, семь поколений отвечали за грех Адама просто за компанию с ним. Но и после смерти Адама всё осталось по-прежнему. Вот, что сказал Ламех по поводу рождения Ноя: "он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь" (Быт. 5, 28 - 29). То есть земля, как была проклята при Адаме, так и осталась проклята после него. Но проклята - из-за Адама. Значит, и все мы, дети Адама, отвечаем за грех прародителя.
И, тем не менее, правило "дети не должны быть наказываемы смертью за отцов" всё же написано в Библии. Как же так?
Пойдём от обратного. Как упоминалось, в Библии известно и совершенно противоположное правило, когда Бог грозит за грехи родителей наказывать детей до третьего и четвёртого рода. Причём, об этом говорится не где-нибудь, а во второй из десяти заповедей (о запрете изображений): "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Исх. 20, 5). Имеется и один закон, конкретизирующий и ужесточающий, увеличивающий до десяти родов, эту заповедь: "Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне" (Втор. 23, 2).
И этот закон о наказании детей за родителей применялся с незапамятных времён: начиная, по крайней мере, с Ханаана, сына Хама (Быт. 9: 22, 25), то есть уже при Ное.
О наказании потомков непочтительного Хама в лице его невиновного сына, Ханаана, можно говорить совершенно точно, так как написано: "проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих" (Быт. 9, 25). Причём сам Хам никак не был наказан за свое хамство, зато его сын Ханаан, который, в отличие от отца, не насмехался над пьяным дедушкой Ноем, "проклят Ханаан".
В Библии имеются многочисленные примеры, где вообще прямым текстом рассказывается о наказании детей, в том числе и смертью, "за вину отцов до третьего и четвертого рода". Причём, это наказание инициируется самим Богом.
Так, когда Соломон из-за своих жён отступил от Бога, то Бог решил наказать не Соломона, а его сына, отобрав у того большую часть царства: "Но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его" (3 Цар. 11, 12). И, кстати, как видим, Бог и пощадил-то Соломона только ради его отца, то есть опять-таки сыну воздалось по заслугам родителя, а не за его собственные добрые дела, например, строительство храма Богу.
За убийство Урии и прелюбодеяние с его женою Давид был наказан Богом следующим образом: "И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело... На седьмой день дитя умерло" (2 Цар. 12: 15, 18).
И детей простых смертных, но грешных перед Богом, накрывала его карающая длань. Вдова, у которой поселился пророк Илия, не сомневалась, что ее сын умер за её грехи, причем именно пророк, как посланец Бога, и явился виновником смерти: "ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего" (3 Цар. 17, 18). Пророку пришлось исправлять ситуацию, воскресив ребёнка после обращения к Богу, что было сделано им достаточно непочтительно: "неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?" (3 Цар. 17, 20). Поскольку Бог внял мольбам, то этим подтвердил верность сказанного, как Илией, так и вдовой (иначе бы он наказал их за богохульство) - то есть, действительно, за грехи матери Бог умертвил её сына.
Так, как всё же разрешить эту коллизию: "Дети не должны быть наказываемы смертью за отцов" (Втор. 24, 16) и "Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода"?
Во-первых, цитата о ненаказании детей за родителей - вырванная из контекста, и смысл её из-за этого искажается. Вот полный текст этого стиха и этого закона: "Отцы не должны быть наказываемы смертию за детей, и дети не должны быть наказываемы смертию за отцов; каждый должен быть наказываем смертию за свое преступление" (Втор. 24, 16). Как видим, речь тут идёт только о том, что "каждый должен быть наказываем смертию за свое преступление". А "отцы" и "дети" приведены лишь в качестве весьма доступного примера. Причём именно в таком порядке: "отцы", а потом "дети".
Во-вторых, речь в законе идёт о применимости только высшей меры наказания - смертной казни - к непосредственным виновникам преступления. А остальные меры наказания (например, побои, увечье, ограничение свободы, штраф), не исключено, могут быть применены и к родственникам виновных: "отцы... за детей, и дети... за отцов".
Но, главное, несмотря на очевидные различия, противопоставляемые законы вовсе не противоречат друг другу, поскольку один касается взаимоотношений между Богом и людьми ("детей за вину отцов до третьего и четвертого рода" Бог наказывает "ненавидящих Меня"; иначе говоря, в этом можно усмотреть перст судьбы), а второй действует только между людьми (сами люди осуждают на смерть других людей).
Поэтому в Библии достаточно примеров, когда оба эти закона объединяются: детей убивают за грехи их родителей, но люди не по своему произволу нарушают соответствующий закон, который дал Бог, а по воле Бога же - в соответствии со второй заповедью. Таким способом Бог часто прерывал провинившиеся перед ним династии израильских царей. Так, когда после Соломона от его царства отделились десять колен во главе с Иеровоамом, образовав Израильское царство, и последний установил двух тельцов для поклонения Богу, чтобы отвлечь свой народ от Иерусалимского храма в Иудейском царстве, то за этот величайший грех перед Богом ему было предсказано: "вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста... так Господь сказал..." (3 Цар. 14, 10 - 11). И первым за грех Иеровоама умер его сын: "дитя умерло... по слову Господа" (3 Цар. 14, 17 - 18); и это, несмотря на то, что "в нем, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом Богом Израилевым"; иначе говоря, сын грешника сам по себе был совершенно невиновен перед Богом. И наконец, некто Вааса убил всего два года процарствовавшего над Израилем сына Иеровоама, Навата, и став царём, "избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию Силомлянина, - за грехи Иеровоама" (3 Цар. 15: 27, 29 - 30). Затем перед Богом провинился и Вааса, а пострадал весь его род. Сам Вааса царствовал двадцать четыре года, а вот его сын Ила продержался у власти не более двух лет: был убит своим военачальником Замврием (3 Цар. 15, 33; 16, 8 - 10). "И истребил Замврий весь дом Ваасы, по слову Господа, которое Он изрек о Ваасе чрез Иуя пророка, за все грехи Ваасы и за грехи Илы, сына его" (3 Цар. 16, 12 - 13). То же коснулось и израильского царя Ахава: "И сказал Господь... Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его" (3 Цар. 21, 28 - 29). И, действительно, один его сын, Охозия, воцарившись, "упал чрез решетку с горницы своей" и через некоторое время "умер он по слову Господню" (4 Цар. 1: 2, 17), процарствовав всего два года (3 Цар. 22, 51). Второй его сын, Иорам, воцарившийся после Охозии, через двенадцать лет был коварно убит своим военачальником Ииуем, потому что "Господь изрек на него такое пророчество" (4 Цар. 1, 17; 3, 1; 9: 5, 24, 25). Став царем, Ииуй приказал убить оставшихся семьдесят сыновей Ахава, а также "умертвил Ииуй всех оставшихся из дома Ахава в Изрееле, и всех вельмож его, и близких его, и священников его, так что не осталось от него ни одного уцелевшего" и "убил всех, остававшихся у Ахава в Самарии, так что совсем истребил его, по слову Господа, которое Он изрек Илии" (4 Цар. 10: 1, 7, 11, 17).
В Библии имеется всего один пример буквального исполнения закона о ненаказании детей за грехи отцов.
Воцарившись, царь Иудеи Амасия "умертвил слуг своих, убивших царя, отца его, но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: "не должны быть наказываемы смертию отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертию за отцов; но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертию" " (4 Цар. 14, 5 - 6).
Показательно, что этот благородный царь поступил по букве закона, а не по "слову Господа", именно которым (а не законом) и руководствовались кровожадные Вааса, Замврий, Ииуй...
Как видим, согласно библейской практике, каждый раз подтверждённой "словом Господа", имеет место приоритет закона о наказании детей до четвёртого рода по отношению к закону о ненаказании детей за отцов. Это следует не столько из того, что первый закон касается, как указывалось, прегрешений перед Богом, а второй - перед людьми. Дело в том, что закон о наказании детей находится в одной из десяти заповедей, которые изначально были написаны самим Богом: "дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим" (Исх. 31, 18). А вся остальная Библия записана уже Моисеем и его последователями - из откровений и пророчеств, но по памяти (без "перста Божия"), не говоря уже об устных преданиях, записанных много позже также по памяти. Подводила память людей, или нет, но то, что записал Бог лично "перстом", надо полагать, самое главное. Поэтому, несмотря на то, что десять заповедей - далеко не первые законы, данные Богом, они, как записанные лично Богом, очевидно, относятся к остальным, как, скажем, Конституция страны к её законам - она первична.
Но, как бы то ни было, разве неисполнение любого закона, данного Богом, а не только десяти заповедей - не есть неуважение Бога? Следовательно, дети всё же вынуждены отвечать за отцов. И это неимоверно повышает ответственность каждого человека за свои дела и мысли. А вот, благостное отношение к Богу, как всепрощающему и предобрейшему, отрицание нормы библейского права "сын за отца" - расслабляет человека и открывает путь к греху.
1.Ростислав Снигирев, прот. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. - М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. С. 205 - 207. [ назад ]
2.Среди законов Хаммурапи имеются три, в которых всё же предусмотрено наказание смертью сына (дочери) человека, по чьей вине погиб сын (дочь) другого человека: если по вине заимодавца в его доме погибнет взятый в залог сын должника, то следует убить сына заимодавца (N116); если в результате побоев беременной женщины она умрёт, то следует убить дочь виновника (N210); если сын домохозяина погибнет из-за обрушения дома, то следует убить сына строителя дома (N230). Но эти законы относятся к норме права, известной из Библии, как "око за око" (Лев. 24, 19 - 20: "Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать"). Эта норма, между прочим, практически дословно повторяет законы Хаммурапи: "Если человек повредит глаз сына человека, - должно повредить его глаз" (N196), "Если он сломает кость [сына?] человека, - должно сломать его кость" (N197), "Если человек выбьет зуб равного себе, - должно выбить его зуб" (N200). То есть не сын отвечает за грех отца, а отец отвечает за свой грех (убийство чужого сына, дочери, умышленное или неумышленное) жизнью своего сына, дочери. Приведенные законы Хаммурапи лишь внешне выглядит как "сын отвечает за отца", а библейское "дети не должны быть наказываемы смертью за отцов" - как отрицание этого правила (но, если строго следовать букве закона, то - только при угрозе наказания смертью).
Но, как бы то ни было, сравнивать по гуманности законы Моисея с законами Хаммурапи не вполне корректно, так как они относятся к разным временам и даже цивилизациям: Моисея - Египет, Средиземноморье XIII в. до н. э. (а также Вавилон, Междуречье, VI в. до н. э)., Хаммурапи - Междуречье XVIII в. до н. э. [ назад ]