Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Сколько женщин создал Бог?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Левин Б.Х.

СКОЛЬКО ЖЕНЩИН СОЗДАЛ БОГ?

  
   Вокруг Библии крутятся две романтические легенды о создании людей: первая - Бог сделал человека первоначально двуполым, то есть мужчиной и женщиной одновременно (потом разделил их, и теперь две половинки ищут друг друга - отсюда влечение мужчины и женщины друг к другу); вторая - Бог создал сначала мужчину и женщину из "праха земного", а потом "земляную" женщину забраковал и уничтожил (изгнал), а взамен дал Адаму женщину из его ребра - Еву.
   Уточним, что обе эти легенды как будто бы находят подтверждение в самой Библии. Но подтверждения эти можно обнаружить только в том случае, если читать Библию формально, буквально, фрагментарно, не учитывая контекста, не сопоставляя параллельные места, прямо говоря, бездумно...
  
  
   1. Две половинки
  
   Особенно первая легенда бросается в глаза. Ведь в Библии так и сказано, что сначала Бог создал человека, как будто бы состоящего из мужчины и женщины: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину (здесь и далее подчеркнуто автором - Б.Л.) сотворил их" (Быт. 1, 27).
   Разберемся.
   Действительно, написано "сотворил Бог человека". "Человека" - в единственном числе. И тут же продолжение: "мужчину и женщину". Вот, формально и получается, что "человек" - это "мужчина и женщина" одновременно!
   Однако, с позиции такой важной литературной особенности Библии, как параллелизм, не возникает никаких сомнений относительно того, что "человек" из этой цитаты - не андрогин, не "мужчино-женщина". Но здесь мы не будем разбираться в литературных тонкостях 1 , а прибегнем исключительно к обычной логике.
   Еще до реального создания человека написано о намерении Бога об этом. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они" (Быт. 1, 26). "Сотворим человека" - в единственном числе, а "да владычествуют они" - во множественном. "Они" - это много, по меньшей мере, два.
   И ведь то же самое происходит и в рассматриваемом стихе "сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". "Его" - один, "мужчину и женщину" - двое, "их" - много (по меньшей мере, двое).
   Однако, оказывается, и с другой сотворенной Богом живностью, а не только с человеком, формально единственное число фактически является множественным.
   Вот, еще до сотворения человека Бог создает растительный мир. "И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его" (Быт. 1, 11). "И произвела земля... дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его" (Быт. 1, 12).
   Тут "дерево" - в единственном числе. Но - "по роду его" - указание на множественное число деревьев, поскольку род состоит из нескольких его представителей.
   Затем по такому же принципу создаются пресмыкающиеся и птицы. "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят... И сотворил рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее" (Быт. 1: 20, 21).
   Тут тоже: "пресмыкающихся" - много, а их "душу живую" - одну; "птицу пернатую" - одну, а "всякую" и "по роду ее" - много.
   Таким образом, сочетание единственного и множественного чисел - всего лишь стиль изложения, а не реальные соединения многих в одном. Очевидно, под словами в единственном числе "человек", "дерево", "птица" подразумевается не один единственный экземпляр, а вид живого существа. Если прочитать вышеприведенные отрывки из Библии со знанием этого нюанса - все становится на свои места.
   Тогда наша фраза читается так: "И сотворил Бог человека (как вид живых существ) по образу Своему, по образу Божию сотворил его (этот вид живых существ); мужчину и женщину сотворил их (конкретных двух существ этого вида)"
   Однако, в Библии имеются и другие подтверждения тому, что Бог сразу сотворил "человека" не в единственном экземпляре.
   Буквально вслед за известными уже нам словами "мужчину и женщину сотворил их" идет: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь..." (Быт. 1, 28). "Их", "им" - указание на изначально не единственное число "человека".
   Да, и "плодиться и размножаться" относится, естественно, к двоим. Ведь половые признаки мужчины и женщины, если бы были принадлежностями одного тела, бесполезны для того, чтобы плодиться и размножаться - такой человек не сможет сам себя оплодотворить своим детородным органом.
   Кроме того, согласно Библии, первым человеком на земле, который родил себе подобного, согласно указанию плодиться и размножаться, была Ева, а никакой не гибрид! И родила она после естественного совокупления с Адамом: "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина и сказала: приобрела я человека от Господа" (Быт. 4, 1).
  
  
   2. Двойное сотворение
  
   О сотворении Богом мужчины и женщины говорится в двух первых главах Книги Бытие. Причем, в каждой главе - как о завершенном действии. Это и дает повод судить о двойном сотворении, и прежде всего, женщины.
   Согласно простой последовательности повествования Священного Писания, вначале (в первой главе) Бог "мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1, 27). Как видим, женщина - правда, безымянная - уже появилась, причем одновременно с мужчиной. И мы уже выяснили, что это был отдельный от мужчины индивид.
   И вдруг в следующей главе Книги Бытия она куда-то исчезла: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2, 18). Поскольку мужчина один ("нехорошо быть человеку одному"), то женщины из Быт. 1, 27, получается, уже нет, ее не стало! И Бог создает женщину как будто бы заново. И расписано это сотворение якобы новой женщины, в отличие от "первой", преподробнейше: "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого из человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа..." (Быт. 2, 21 - 23). Только тогда, когда людей стало двое, у мужчины появилось имя: Адам (Быт. 2, 25), а у жены - лишь после согрешения: "И нарек Адам жене своей имя: Ева..." (Быт. 2, 20).
   А теперь разберемся.
   Мы намеренно пропустили кое-что из библейского повествования, чтобы показать, как рождаются легенды на пустом месте. На пустом - в прямом смысле: на пропущенном. Или, как было сказано вначале, - при фрагментарном чтении.
   Итак, между фразами "мужчину и женщину сотворил их" и "нехорошо быть человеку одному" есть еще одна странная фраза, говорящая не то что о якобы исчезновении первой женщины, но о якобы исчезновении вообще человека с лица земли:
   "И не было человека для возделывания земли" (Быт. 2, 5) 2 .
   Как же "не было"? Ведь Бог уже "сотворил их" в Быт. 1, 27!
   Однако, несмотря на это, всё начинается заново: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2, 7).
   Казалось бы, действительно, - два создания человека!
   Но бросается в глаза, что о способе, технологии первого создания ничего не сказано, а второе расписано весьма подробно, причем по отдельности мужчина и женщина: из праха и дыхания, из ребра...
   Обратив на это внимание, не сложно догадаться, что во второй главе Бытия дано подробное описание создания человека (мужчины и женщины), данное в первой главе очень кратко, всего одной фразой: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1, 27).
   Но для чего в двух местах Библии об одном и том же сказано разными словами: сначала кратко, а затем подробно?
   В первой главе Книги Бытия просто невозможно было расписывать подробности создания человека - надо было, прежде всего, рассказать про последовательность создания всего мира (включая человека) по дням.
   Так, за один день - шестой - сотворил Бог зверей и людей: "И создал Бог зверей... И сотворил Бог человека... мужчину и женщину... И был вечер, и было утро: день шестый" (Быт. 1: 25, 27, 31).
   Только после окончания рассказа о последовательности создания всего мира подытоживается: "Так совершены небо и земля и все воинство 3 их" (Быт. 2, 1).
   И сразу после этого начинается подробное описание того, что было создано в связи с сотворением человека, то есть только в течение шестого дня творения. Начинается история человечества с вводной фразы: "Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо..." (Быт. 2, 4).
   После того, как рассказана история создания людей и их жизни в раю, изгнания, вплоть до рождения детей у Евы и Адама, в главе пятой Книги Бытия подводится итог: "Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их" (Быт. 5, 2). Этим, во-первых, подтверждается, что именно за один день были созданы мужчина и женщина. А во-вторых, тут прямо написано, что и мужчина, и женщина называются человек, и главное, это разные существа, а не андрогин: "им имя: человек". В-третьих, эта фраза разбивает в пух и прах теорию двух сотворений человека, так как является лишь упоминанием описанного ранее сотворения человека, но именно упоминанием, а не описанием его "третьего" создания. Если же подходить к ней с меркой теории двух сотворений, то придется признать его "третьим" сотворением, что абсурдно, так как история человечества идет от Адама, будь он первым или вторым, но не от какого-то "третьего".
   Теорию двух сотворений опровергает и сравнение событий жизни людей, изложенных в каждом из "сотворений".
  

Жизнь человека от сотворения до изгнания из рая

   Шестой день сотворения мира (Быт. 1)
   Жизнь людей в раю (Быт. 2 и 3)
   Текст
   Глава, стих
   Текст
   Глава, стих
   "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его"
   1, 27
   "И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою"
   2, 7
   "И женщину сотворил..."
   1, 27
   "И создал Бог человека из праха земного... И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку"
   2: 7, 18, 20, 21, 22
   "И благословил их Бог, и сказал им Бог..."
   1, 28
   "И заповедал Господь Бог человеку, говоря... Жене сказал... Адаму же сказал..."
   2, 16; 3: 16, 17
   "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю..."
   1, 28
   "Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей... И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих"
   3: 16, 20
   "И благословил их Бог, и сказал им Бог... и наполняйте землю, и обладайте ею..."
   1, 28
   "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал... И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его"
   2: 8, 15
   "И благословил их Бог, и сказал им Бог... и владычествуйте над птицами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле"
   1, 28
   "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым..."
   2: 19, 20
   "И благословил их Бог, и сказал им Бог... И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу"
   1: 28, 29
   "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи ... и заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть... Адаму же сказал... проклята земля за тебя... терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою"
   2: 9, 16; 3: 17, 18
  
   Как видим, все этапы создания человека, кратко и сухо перечисленные в первой главе (левая часть таблицы), и занимающие по времени всего один день, - "день шестый" - подробно и живописно расписаны во второй и третьей главах. И следовательно, это не разные "сотворения", а одно.
   Имеются и косвенные признаки того, что бурные события жизни Адама и Евы от их сотворения до изгнания уложились всего в один день - "день шестый".
   "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Быт. 2, 25). Неважно стыдились они, или нет, но поскольку люди были "наги", им не было холодно. Вероятно, именно ко времени создания мужчины из праха и женщины из его ребра, о чем подробно расписано в Быт. 2, относится фраза из Быт. 1, 31 "и было утро". Но не самое раннее утро, так как ко времени создания человека Бог уже создал "скотов, и гадов, и зверей земных" (Быт. 1: 24, 25). Значит, уже потеплело после ночи...
   "И узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Быт. 3, 7). Но сшили одежду не потому, что застыдились друг друга, а просто стало прохладно, о чем написано прямым текстом: "И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня" (Быт. 3, 8). Шестой день склонялся к вечеру...
   Когда Бог, распекая людей за нарушение заповеди, благословлял-обрекал их на тяжелую жизнь в Быт. 3, 16 - 19, то, согласно Быт. 1, 31, "был вечер", наступала холодная ночь, и, наверное, именно потому "сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их" (Быт. 3, 21).
   Таким образом, от сотворения людей до изгнания их из рая прошел всего один библейский день.
  
  
   Заключение
  
   Итак, прибегнув к обычной логике, мы однозначно выяснили, что Бог не создавал гибрид мужчины и женщины, не создавал двух женщин, а вначале сотворил мужчину из праха, а потом - в этот же библейский день - женщину из ребра.
   Эта же логика показала, что делать выводы по отрывочным фразам, без учета контекста - глупо.
   Кроме того, даже если к истории сотворения людей относиться, как к легенде, мифу, то не надо его еще больше мифологизировать, так как в неискаженном домыслами мифе может содержаться рациональное зерно. Как говориться, сказка ложь, да в ней намек. А за домыслами этот намек можно не разглядеть. Домыслы уводят в сторону от первоначального замысла.
   И, наконец, чтобы верно истолковать, понять текст Библии, следует относиться к нему, прежде всего, как к литературному произведению (и в последнюю, как к священному), так как Библия написана с помощью слов, предложений, имеет идею и сюжет (как сквозные 4 , так и множество локальных: то есть состоит из отдельных рассказов). А для этого мало обладать обычной (житейской) логикой, а, как в любом серьезном деле (а толкование Библии, являющейся одной из основ современной цивилизации, то есть определяющей жизнь человека, ее цель и смысл даже для атеистов - куда уж серьезнее!), надо знать и уметь. Знать литературные особенности Библии и уметь их распознавать. Для этого можно воспользоваться серией статей автора "Литературные особенности Библии", в которых приведено множество примеров этих особенностей.
  
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   1. Подробный анализ этой фразы с позиции параллелизма, как одной из основных литературных особенностей Библии, приведен здесь: Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 1. Параллелизм" (пример "Создание человека"). [ назад ]
   2. Сторонники двойного сотворения приводят именно этот отрывок в подтверждение своей теории: "И не было человека для возделывания земли". Но и тут мы сталкиваемся с фрагментарным, буквально отрывочным, чтением. А следует проанализировать весь этот стих полностью, чтобы увидеть, что человек никуда не делся. "Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли..." (Быт. 2, 4 - 5). Тут идет обзор произошедшего сотворения (о котором было написано в первой главе), в том числе "полевого кустарника" и "полевой травы", которых, разумеется, до того (до их создания) не было на земле. Тем более, "не было человека для возделывания земли" при сотворении растений - человек был создан много позже! А речь идет именно о растениях, потому что чуть далее (в Быт. 2, 8 - 9) говорится о саде (рае), в котором и росли растения: "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Быт. 2, 9). А уже для их возделывания и охраны и был создан человек: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15). И женщина - как помощница ему в этом труде (садоводстве): "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2, 18). [ назад ]
   3. Воинство - синоним множества, в данном случае - то, из чего состоит весь мир: "Так совершены небо и земля и все, что наполняет их". [ назад ]
   4. Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 12. Жанр Библии". [ назад ]
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"