Кирьякова Инна : другие произведения.

Хиж-14. Группа 1. Обзор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Рассказов много, т.ч. рецензии будут краткие, попробую на все, но как получится. Это сугубо личное мнение, и я не претендую... (в общем, давайте обойдемся без реверансов, восприятие произведения - дело субъективное, всем понятно). Рассказы буду оценивать вразнобой, не обещаю, что все. Критерии того, как оцениваю произведение:
  1.Идея произведения. Насколько интересна и насколько автор смог выразить желаемое.
  2.Стиль - есть или нет лит. штампы, канцеляризмы и проч.
  3.Герои - насколько любопытны и последовательно ли обрисованы характеры.
  Ошибки и запятые - не вылавливаю, т.к. это не предмет лит. рецензии.
  
   Габдулганиева М. Свет мой, зеркальце
  
  1.Человек видит в зеркале свою неявную для прочих (иногда и для него) суть.
  " - Мне сказали, что зеркальце надо подарить самой красивой девушке.
   Алеся открыла крышечку, увидела непокорные волосы цвета выгоревшей соломы, круглое лицо, русые, почти невидимые брови, светлоголубые глаза, печально вздохнула.
   - Это не мне!
   - Вам! Поверьте, я это вижу. "
  
  Неплохо, хотя и не слишком оригинально. Но, с другой стороны, пишут для того, чтобы сказать о том. что лежит на душе, а не чтобы непременно соригинальничать.
  Недостатки - помимо этой - основной темы в рассказе мимолетно появляются очень любопытные и не менее важные.
  " Последний день перед отъездом сын провел в экспериментах со звонком. Стало понятно, что каждый в квартире слышит свою любимую музыку, и нечего всем мчаться к двери. Если гость желанный и знакомый - звучит бодрый задорный марш. Если гость незнакомый, но порядочный человек - звучит мягкая и тихая музыка".
  Это любопытно, но разве имеет отношение к зеркальцу, о котором мы с возрастающим нетерпением хотим узнать?
  " Необычная странность поразила Алесю - у каждого дома появилась деревянная лестница, словно зазывая подняться на крышу. У одного дома это еще объяснимо, но чтобы у всех подряд! После третьей по счету Алеся посмотрела вверх и ахнула - лестница уходила в небо, теряясь среди плотной пелены серого облачного утра. Она оглянулась - две предыдущие также уходили в небо"
  И нам не терпится узнать - что за лестницы такие, конечно, можно и по бобовому стеблю или по чему там лазали герои народных сказок, но пусть так. Однако - лестницы в никуда так и остаются в никуда.
  " - Это я, то есть ты. Вспомни - зеркало отражает душу.
   - Но я не такая!
   - Правильно! Даже в индийских Ведах написано, что число душ на Земле ограничено. С ростом населения люди становятся бездушными, потому что одна душа делится на нескольких недолюдей "
  Очень неплохо. Но ведь Алеся - умница, красавица и все такое? Да она и в самом деле милая девушка, за что ж ей такое наказание? Мысль - из Вед или нет - глубока и интригующа. Но она обрывается на полпути.
  И тут вопрос - а о чем рассказ? О звонке - о нем почти треть всего рассказа? Об общей душе? О лестнице на небо? Много для рассказа. Если бы была повесть...
  
  2. " Взвинченность настроения обычно обостряет внешние рецепторы". "Ведь не секрет, что иногда встречаются люди, похожие на механизмы, люди, у которых нет ни эмоций, ни желаний".
  Для художественного текста - эти и подобные пассажи не годятся. Мы же не статью научную читаем и не газету?
  "Дрожание листвы от легкого ветерка"... и подобные обороты, братья сестры пальцев, порхающих над роялем, гордо брошенных взглядов и т.п. Все мы иногда пишем, как проще, берем клише...
  Изничтожать как класс!
  Но вот милый перл:
  "- Души нет - ДУШно, рады тебе - раДУШно, равные эмоции, то есть нуль - равноДУШно"... Если убрать слово "эмоции" - чудо!
  Словом... стиль неровен, за шаблоны зацепляешься чаще, чем за удачи.
  3. Герои... Милые, добрые... Обрисованы так, что веришь. Речь - без личностных примет.
  Произведение, в целом, скорее неудачное, но автор - весьма негупый и приятный человек. Удачи автору)
  
   Ида Мартин. Соло для горна с оркестром
  
  1. "Перед ним точно дверца в другое измерение приоткрывалась, и уж очень хотелось щелку пошире распахнуть, но как он ни силился, ничего не получалось. Вон даже Петрович шагнул в неизведанное, казалось бы нудный мужик, без воображения, а повезло именно ему".
  Небывалое. Можно ли достичь? Как - взрослым, пожившим, совершенно обычным людям, обремененным бытом, капризничающими родными, болезнями...
  В рассказе мысль раскрывается неспешно и последовательно, произведение не превращается в лабиринт со множеством интересных, заброшенных ответвлений.
  "Звёзды на небе заметно подросли, обрели плотность и цвет. Бескрайнее манящее пространство. И там, в его глубине - то, что наполняет жизнь энергией и смыслом. Нечто вроде идеального двигателя. Гудит себе, и не ведает, что где-то быть может перепад напряжения или обрыв."
  
  2. Без излишней литературщины, очень много (но не чересчур) забавных реплик и ситуаций. Есть длинноты - довольно подробное описание двух персонажей в начале рассказа, слишком долгие рассуждения о "странностях" Петровича. Произведение реалистично (кроме последнего абзаца) - стиль и речь героев соответствует.
  
  3. Много - большая часть рассказа - диалоги. Однако по репликам героев, не будь авторских объяснений, не было бы понятно, кто говорит - речь не индивидуализирована. При этом сами герои - живые, яркие... Особенно Дед и Петрович. Самое важное - им действительно сопереживаешь.
  " Вон, Дед про счастье говорил. Оно может и в правду есть, прямо сейчас и есть. Но только где-то... не здесь. В другой системе координат. Потому что в этой плоскости, где мы с вами сейчас, мировая воля безразлична к своим творениям. Страдание и смерть неизбежны, что доказывает исторический опыт человечества. Остается лишь возделывать свой сад и взывать о помощи. "
  " -Лёша, ты же взрослый человек! Они ж тебя, когда догрызут, другую жертву отыщут. Марианна Игнатьевна, царство ей небесное, из тебя мужика сделать хотела. Возилась, сил не жалела, а ты? Зуб даю, она на тебя сейчас оттуда смотрит и стыдно ей, и горестно, что сын у неё такой, такой, - Дед замялся, подбирая слово.
   - Добрый, - подсказал инженер.
   - Не... Это не добрый, это - бесхарактерный хлюпик! - Дед приблизился к доктору. - Вон даже из дома выйти не можешь без разрешения. Подумай о матери, такого ли счастья она тебе желала? Корягин низко-низко опустил голову и неожиданно всхлипнул."
  Удачный рассказ.
  
  
   Бариста Агата. Столетняя война
  
  1. Не будь злобной мещанкой, и тебе воздастся добром. Простые люди не должны "давить" друг друга - хватит уж, что их давят жизненные обстоятельства и политики с их игрищами.
  Но, к счастью, нет "чернухи" - только юмор, иногда чуть-чуть горький.
  2. Стиль - легкий, разговорный. Может быть, юмор у автора чересчур иногда прямолинеен, хотя из общего стиля это не выбивается.
  "- Самое крупное яйцо берут с утра, потом только мелочь остаётся.
   - Мам, ну какая разница? - дочь снова зевнула. - Большие яйца, маленькие... лишь бы были...
   После развода Эрис только об одном и думает!
   - Яйцо! Не яйца! - прошипела я, покосившись на наших молчаливых попутчиц. "
  "К тому же я - всё ещё хорошенькая голубоглазая блондинка, и если дело ведёт мужчина, у меня редко бывают неприятности. Правда, сержант посматривал, в основном, на Эрис и даже на младшую курландку - грудастую и наглую, но это от неопытности. Мальчик пока не знает цену истинным драгоценностям и клюёт на бижутерию."
  Ну и сами названия - Колбаскония и Курландия.
  3. Что ж, двум курляндкам мы посочувствовали, а вредной колбасконке (?), хоть и понимаем, что поделом, но пожалуй, можно пожалеть и ее. Две герои из Колбасконии - хоть и в коротком рассказе - но обретают и характер, и манеру поведения. Да и молчаливые курляндки тоже достоверно обрисованы.
  Для юмористического жанра - очень неплохо.
  
  
   Чернецкий Михаил. Трое на яхте, не считая миномета
  
  1-3. Идея... Автор сам ее сформулировал (сюда же - и стиль, о нем теми же словами, сюда же и герои):
  "В произведении использована фабула и приблизительные отрывки из повести Стругацких "Попытка к бегству". Стихи в эпиграфе - Ю.Визбор. Остальные перечисленные (и неперечисленные) авторы представлены мелкими цитатами".
  Один вопрос - ЗАЧЕМ?!
  Автор лихо жонглирует словами (в изрядной мере, чужими).
  Сначала стандартное и очень длинное предисловие о "найденной рукописи". Прием понятен, надо ли его расписывать на полстраницы?
  Дальше, как вы и сказали, Стругацкие. И многие другие. Вопрос тот же - ЗАЧЕМ?! Большинство людей, имеющих литературный вкус, любят и Стругацких, и Визбора и т.д. Но вы же хотели нам сказать нечто о важном ДЛЯ ВАС?
  Автор, вы любите цитаты. Вот вам мое мнение - из переделанной цитаты:
   "Общего суждения о Михаил Чернецком нельзя произнести, не зная его возраста. Если ему не более 14 лет, то из него может выйти порядочный стихотворец, а может и ничего не выйти. Если же это человек взрослый, то, конечно, всякие литературные надежды неуместны".
  Написавший это, правда, несколько ошибся. Наполовину - в поэзии тот, кого он критиковал, по-моему, немного достиг, а вот в прозе - великолепен.
  Может быть, и вы занимаетесь не своим делом? Брать чужое произведение, легким слогом пересказывать и подражать... В оригинальном рассказе - это печально. "Сделайте мне прочитать это обратно". И тем не менее, настоящая любовь к литературе, умение подражать (пародировать), свободный (правда, не в подражание чужому) - слог... Подумайте, как это можно применить.
  
  
   Елина Елена. Моё сердце - твоё
  
  1. Мысль... о чем рассказ... Мужчины и женщины - ужасно непохожи. Тут не поспоришь. То есть понятно, что написано о любви, но в итоге приходим лишь к этому рассуждению.
  2. Написано гладко... с литературными штампами " шаловливый ветерок играл ее белыми волосами", "сонная тишина", "первые робкие лучи"... Красиво, литературно и несколько безлико. Хотя иногда искренность прорывается сквозь красивость повествования.
  3. Две главные героини - типичные женщины. А два главных героя - типичные мужчины. Больше - почти ничего.
  
   Болдырева Наталья Анатольевна. Дуэль
  
  1.Честь и бесчестье. Желание жить и невозможность достойно избежать гибели. Вечно ли будут торжествовать дурные люди и страдать славные и добрые.
  2.Психологизм описания. Некоторая литературность, но все же на грани искренности и использования чужих слов.
  3.Необычен, нестандартен - Фредерик.
   "Что есть честь?" - вопрошал он (отец) за долгими семейными обедами и отвечал себе сам, - "Честь - есть служение Родине!".
   Фредерик ненавидел его. Равно как и Родину, на службе которой тот умер. Сегодня он мог бы навсегда оставить её. Фрахт частного круизного судна был оплачен сполна, а данные визы - вшиты в его нейрочип. "
  Он не бесстрашный герой, но как прекрасно преодолевает свою трусость. Кстати, мимолетное появление "внесценического" персонажа - отца, причем тот, как ни мимолетен, яркий и живой. Это прекрасно, когда даже второстепенные герои - не безличные статисты.
  Так же, яркими красками, нарисован враг Фредерика - Ричард Барка.
  Кто выживет, а, главное, как выживет. Интрига - держится до конца.
  
  
   Орехов Евгений Игоревич. Доверие
  
  1.И в монстрах есть нечто человеческое. Ты к ним по-доброму, и они... Что ж, гуманно, но...
  "Один-то живокост найти - большая удача, а тут целая россыпь. Артефакты очень бы пригодились в предстоящем сражении. Кроме лечения, живокост ещё и прекрасно тонизирует, лучше всяких энергетиков. Было бы здорово, а то мышцы как ватные, и настроение хреновое совсем"
  Из мира литературной, но искренней и честной условности сразу выбрасывает в мир он-лайн игр, артефактов и проч. чепуховины. Это явный минус.
  Ну, и аленький цветочек, кончено... Да, Сапковскому удалось сделать из старых сказок новые - по-настоящему новые. Но ведь они в самом деле иные - психологизм, комплексы героев, де-мифологизация... "Как это было на самом деле". А тут чудовище = чудовищу. Милое, загнанное в школу... Но увы, точно такое же как в той сказке. Зачем?
  2.Стиль - яркий, читать приятно, хотя есть немного - "как во всех боевиках".
  3.Живые, разные, но - не запомнилась какая-то яркая, своеобразная личность.
  
  
   Буденкова Татьяна Петровна. Звонок по коду
  
  Тут разбор будет краткий - рассказ интригующий и сумбурный. Они поменялись душами? Причем тут жилплощадь? Картинка в голове у автора есть - но передано слишком отрывочно. Много намеков, много любопытнейших идей - но все свалено в одну кучу, разберись поди, где что.
  
  
  
  
   Турлакова Лариса. Яблоко для привидений
  
  1. Отличный эпиграф. Любопытно почитать про планету, где рядом, наяву, существуют два мира - мир живых и мир мертвых. Однако общая, довольно-таки захватывающая идея воплощена не без сумбура.
  Синий дым, календарь... интригующе, но не до конца разъяснено.
  2. Хороший, литературный стиль. Может, даже слишком литературный - изредка на том или ином отрывке чувствуешь, что такое или подобное уже читал. Но, впрочем, написано непохо.
  " Заиндевелые деревья тихонько позванивали, будто хихикая над дурачком, который бежал, оскальзываясь, по обледенелой тропинке.
   Каждый божий день я забываю про теплую куртку и про коварную лужу, которая, скрывшись под тонким весенним льдом, терпеливо меня дожидается. У нее нет других развлечений -- все остальные, включая туристов, обходят ее. И луже остается затянуться обманчивой тонкой коркой ночью, чтобы утром с веселым звонким повизгиванием поймать меня за ногу, облизать кед и низ брючины, залезть внутрь, чтобы посмотреть, какого цвета у меня носки".
  Очень ярко... Разве что - лужи издают какой-то иной звук, не повизгивание... даже если треснул лед.
  
  3. Им сочувствуешь, конечно. Хотя таких уж запоминающихся личностей тут, пожалуй, нет.
  
  
  
   Грэй Аня. Мне выпала Осень
  
   Есть импрессионизм в живописи - а есть в литературе. Сформулировать основную мысль... Что ж, она есть, но лучше те, кто прочтут, сформулируют ее для себя сами. И я вам советую непременно прочесть, и не по диагонали, а внимательно, этот рассказ. Мало кто может, не оттолкивая читателя, свободно употреблять уменьшительные вроде "домик" и написать совершенно сентиментальное "место одиноких размышлений" или "милая Аурелия".
   Или автору удалось полностью вжиться в образ милой героини, или стиль произведения - отпечаток личности автора, который попал в десятку (такова оценка), выбрав идеальную для себя тему. Мягкое, лирическое повествование, милая, с внешним недостатком - а каким, интрига сохраняется до конца! - героиня.
   Планета Осень. Чудесное, в пастельных красках, осеннее повествование. Спокойное, как ясный осенний день.
   То, что можно счесть недостатком - не того выбрала Аурелия себе в мужья. Психологически - ей походит другой.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"