Громоглас Стас : другие произведения.

Теофания юродьевых Христа ради или сказ о том, как Миколка Спас и Ванька Громоглас на Край Света ходили

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Говорят Николай Угодник самый почитаемый святой на Руси. В него верят, порой, наравне с Богом и считают угодником Спасителя нашего Иисуса Христа Царя Небесного. Тогда в древности, крестьяне всегда молились ему о вопрошали о заступничестве и милости перед Богом. "Господи, святой Микола, услышь мене, помоги мене..." - всегда начиналась их молитва к Миколушке Чудотворному и он действительно помогал им. Есенин изобразил такого простого и доброго Миколу, каков он был в сердце каждого простого человека из деревни или села.

  1. Миколае Чудотворче помолись Ему за нас
  
   В шапке облачного скола,
   В лапоточках, словно тень,
   Ходит милостник Микола
   Мимо сел и деревень.
  
   Микола, С. А. Есенин
  
   Говорят Николай Угодник самый почитаемый святой на Руси. В него верят, порой, наравне с Богом и считают угодником Спасителя нашего Иисуса Христа Царя Небесного. Тогда в древности, крестьяне всегда молились ему, вопрошали о заступничестве и милости перед Богом. "Господи, святой Микола, услышь мене, помоги мене..." - всегда начиналась их молитва к Миколушке Чудотворному и он действительно помогал им. Есенин изобразил такого простого и доброго Миколу, каков он был в сердце каждого простого человека из деревни или села.
  
   На плечах его котомка,
   Стягловица в две тесьмы,
   Он идет, поет негромко
   Иорданские псалмы.
  
   "Микола", С. А. Есенин
  
   Николины дни весной и зимой были особо почитаемы. Летом крестьяне радели о молитвах к Святому Николаю в заботе об урожайности, здоровье скота, хозяйству, упокою предков и помощи, выражалось это закланием веснянок (духовными стихами ко Христу и Миколе). Тогда крестьяне, нищие и убогие распевали псалмы:
  
  Хвали́те, о́троцы, Го́спода, хвали́те и́мя Госпо́дне.
  Бу́ди и́мя Госпо́дне благослове́но отны́нѣ и до вѣ́ка.
  От восто́къ со́лнца до за́падъ хва́льно и́мя Госпо́дне.
  Высо́къ надъ всѣ́ми язы́ки Госпо́дь: надъ небесы́ сла́ва его́.
  Кто́ я́ко Госпо́дь Бо́гъ на́шъ? на высо́кихъ живы́й,
  и на смире́нныя призира́яй на небеси́ и на земли́:
  воздвиза́яй от земли́ ни́ща, и от гно́ища возвыша́яй убо́га:
  посади́ти его́ съ кня́зи, съ кня́зи людíй свои́хъ:
  вселя́я непло́довь въ до́мъ, ма́терь о ча́дѣхъ веселя́щуся.
  Аллилу́iа.
  
   Пс. 112:1-9
  
  Возбра́нный Чудотво́рче и изря́дный уго́дниче Христо́в, ми́ру всему́ источа́яй многоце́нное ми́лости ми́ро и неисчерпа́емое чуде́с мо́ре, восхваля́ю тя любо́вию, святи́телю Нико́лае; ты же, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких мя бед свободи́, да зову́ ти:
  Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
  
   Кондак 1 (Акафист Святителю Николаю Чудотворцу)
  
   И идет стопой неспешной
   По селеньям, пустырям:
   "Я, жилец страны нездешной,
   Прохожу к монастырям".
  
   Высоко стоит злотравье,
   Спорынья кадит туман:
   "Помолюсь схожу за здравье
   Православных христиан".
  
   "Микола", С. А. Есенин
  
   Так и ходил Святитель Микола Угодник Чудотворче по местам нездешним и сеял добро в сердца людей, и была в этом его помощь простому люду. Давал надежду, веру и любовь. Зима еще не пришла, а наш Миколка и встретил Миколая Угодника в молитве и свалилась ему на чело Божья корона в церкви и стал он σαλός ("блаженный, юродьевый" на греческом) Христа ради. Было это в Свято-Троицком соборе в Псое. И пошел он на озеро и говорит там людям:
  - Пришла наша Никола, не видала я никова, пришёл и Дух, я увижу сразу двух.
   Стал потом Миколка чудеса творить: нагишом в одной рубахе до пят ходил зимой и летом, исцелил боярыню Ледяную, от чего та в монахини подалась и веру русскую по-своему защищала, и царя Лютого куском мяса забранил и отвадил от губительства псоевчан. И нарекли его тогда Спасом, за его угодничество перед Богом и заступничество.
  
   Ходит странник по дорогам,
   Где зовут его в беде,
   И с земли гуторит с богом
   В белой туче-бороде.
  
   Говорит господь с престола,
   Приоткрыв окно за рай:
   "О мой верный раб, Микола,
   Обойди ты русский край.
  
   Защити там в черных бедах
   Скорбью вытерзанный люд.
   Помолись с ним о победах
   И за нищий их уют".
  
   Ходит странник по трактирам,
   Говорит, завидя сход:
   "Я пришел к вам, братья, с миром -
   Исцелить печаль забот.
  
   Ваши души к подорожью
   Тянет с посохом сума.
   Собирайте милость божью
   Спелой рожью в закрома".
  
   "Микола", С. А. Есенин
  
   Однажды Миколе явился Архистратиг Гавриил с Николаем Чудотворцем и указал на три звезды в Северном Серпе. Миколка задивился и произнес:
   - Батюшка Никола! Давай дождя большого! На нашу рожь, на бабий лён, поливай ведром!
   А Николай ему объясняет:
   - Микола, верный мой, Микола, иди на Край Света, там злодей сидит и всех губит, бесов шлет и наших людей гнетет. Кош Хан звать его, огненно-красный лошадник-скраман.
   Миколка ему:
   - Иду, иду, собираю корыму (с татарского: сажа, копоть).
   - Возьми с собой Ваньку Громогласа, этот подвижник на дне Волги закован по праву руку, ногу и головой камнем в 40 десятин возложен.
   - А шо это таки?
   - Да если его освободить он, конечно, перебьет всех диаволов на земле, но еще ненароком и весь бел свет побьет.
   - На коли он мне сдался? Я и сам всех бесов в узел увяжу!
   - Нет проку от тебя одного, бери Ваньку и в дорогу, этот скраман держит его сестру Марью Опальну в плену. Только благодаря тебе, Иван не навредит миру, но истребит бесовские полчища, коих 6666 в услужение у Хана.
   - Коли так, захожу я на чердак, собираю кавардак и за жар-цветом отправлюсь, со дна его вытяну и бесов выгоню.
   Так и пошел он в путь-дорогу, по лесам-озерам, по земле русской на восток, вытащить Ваньку Громогласа и Кош Хана низвергнуть.
  
  
  2. Восстань, пророк, и виждь, и внемли
  
   Исполнись волею Моей,
   И, обходя моря и земли,
   Глаголом жги сердца людей".
  
   А. С. Пушкин, "Пророк"
  
   Ванька-дурак, прозванный Громоглас совершил много подвигов, сначала не знамо сам как, потом знамо как, а потом и Христа ради. Сначала был не рыба, ни мясо, а потом как рыба в прорубе. Достал рыбу голыми руками, и она его спасла. Ихтис (др. греческий Ίχθύς) рыбу ту звали, и она помогала ему в чем бы он ее не просил и молился он Ему, ибо звали его Иисус Христос Божий Сын Спаситель наш. И всем сердцем, душой, умом и волей любил он Его. И на печи не лежал, трудился во славу Его. И в трех котлах язычники хотели сварить его, но он вылез оттуда цел и не вредим и еще молодее стал. И так его отвергали на поприще в честь идолов бесовских, и он молитвой всех победил, что гром и молнии вызвало, будто гнев Божий, с Небес упали они и гремели до сих пор, пока язычники не умолилися и приняли веру христианскую. Так и прозвали его Громогласным.
  
   Моих ушей коснулся он, -
   И их наполнил шум и звон:
   И внял я неба содроганье,
   И горний ангелов полет,
   И гад морских подводный ход,
   И дольней лозы прозябанье.
   И он к устам моим приник,
   И вырвал грешный мой язык,
   И празднословный и лукавый,
   И жало мудрыя змеи
   В уста замершие мои
   Вложил десницею кровавой.
  
   А. С. Пушкин, "Пророк"
  
   Потом он исцелял всех Словом Божьим и прозорливостью предрекал бедствия. Но делал это не по уму, но сердцем своим пылал Христом радеющи. Под Казанью, слуги Господа из рода нагай-беков, джигиты-батыры православные, связали его и кинули в реку, так повелел Господь им, дабы Ванька всех подряд не перебил молниями своими, с уст слетающих. Сковали в вериги его, во власяницу замотали и на дно Волги-реки бросили. Так и сидит он там, дожидается своего часа, когда с чудищем драконьим сразиться надобно будет.
  
   Духовной жаждою томим,
   В пустыне мрачной я влачился, -
   И шестикрылый серафим
   На перепутье мне явился.
   Перстами легкими как сон
   Моих зениц коснулся он.
   Отверзлись вещие зеницы,
   Как у испуганной орлицы.
  
   А. С. Пушкин, "Пророк"
  
   Миколка Спас на лодке приплыл на средину Волги, закинул сеть, а Волга большая, но Миколка молиться стал Святителю Николаю, ибо тот покровительствовал на воде всем. И вытащил он чатлы-ботлы сукмаклар (с татрского - разветвленные тропинки). Куда идти по ним, аль плыть, не знает. Пошел налево - там русалка, направо - кот-баюн. И тот, и другой слопать хочет, но по-своему. Русалка красотой небывалой соблазняет, кот сказками премудрыми усыпляет. "Тьфу ты, где Ванька то?", - вопросил Микола. "Не знаем", - отвечают. Пошел тогда прямо, там шурале (татарский леший) свои щианцы к нему тянет, защекотать хочет, но Миколка перекрестился и святой водой его окропил, так шурале и убежал. Нашел он Ваньку в веригах, которые правую руку и ногу сковали друг с другом и камень держащий его.
   - Ты чьих будешь? - спросил Ванька Громоглас.
   - Псоевских, Миколка Спасом все зовут мя!
   - Не знаю такого, в Псое не был и захаживать туда не хочу! - прогремел он, аж искры посыпались. - Я и у себя то не был, как здесь оказался не помню окаянный. Помню, что во Христе был, только и всего.
   - Святитель отче Николае послал меня за тобою, пора древнего змия свидетельствовать и низвергнуть обратно в пучину откуда он вылез.
   - Ну хорошо, пойдем туда, сами не знаем куда, в Тридесятое царство, Тридевятое государство, во Тьмутараканью или куда?
   - Зачем так далеко, пойдем на Край Света, чтобы сюды зло не пришло и твою сестру, Марью Опальну, вызволим из плена его.
   - Как звать зло, шо сестру мою в когти сцапало?
   - Кош Хан, повелитель 6666 солдат и изначальных всех бед.
   - Вот доберусь до него, полетят клочки по закоулочкам!
   - Ты камень то как этот сдвинешь? В нем кажись "вся сила земная". Айда тебе помогу.
   Так Миколка поднял камень и выкинул его, оставив одни вериги, которые не давали Ваньке, молнии рукой и ногой с уст метать. И пошли они дорогой темною, прославляя Святую Троицу:
  
  "Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков".
  
  "Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему".
  
  "Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) ... вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!"
  
  "Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит."
  
  3. Шаман молчал и вдаль глядел, В огонь шаман глядел (Велемир Хлебников, "Шаман и Венера)
  
  Всюду шныряют,
  Всему мешают,
  Счастье отнимают,
  Удачи лишают,
  Как черви ползают,
  Как мухи жужжат,
  Свободой пользуясь,
  Людям вредят.
  Прыгают, носятся на свободе,
  Зло свое на жителях вымещают,
  Мальчиками родившихся людей изводят,
  Девочками родившихся людей умерщвляют.
  В истоки рек опускают яд,
  Ядовитыми реки делают,
  В корни трав подсыпают яд,
  Ядовитыми травы делают,
  Насекомых вредоносных плодят,
  Землю бесплодной делают.
  Наводят болезни и мор,
  Напускают нищету и разор.
  Напускают голод, холод и тьму,
  Напускают язву, оспу, чуму.
  Напускают распри, слезы и кровь,
  Забывают люди жалость, любовь.
  Куда ни посмотришь, все люди злятся,
  Мертвые повсюду валяются,
  А бесы прыгают, веселятся,
  А бесы бегают, похваляются.
  Богатая жизнь стала бедной,
  Жирная жизнь стала скудной,
  За что ни схватятся люди - вредно,
  За что ни возьмутся люди - скучно.
  Болезни, о которых никто не знал,
  Людей косят,
  Болезни, о которых никто не слыхал,
  Стада косят.
  Люди плачут и голосят.
  
  Бурятский народный эпос, "Гэсэр".
  
   Кош Хан на горе сидит, трубку дымит. Деву Марью Опальну видит. Та страдает, уйти желает. Но могол не приклонен, смерти достоин. Он ворон, пещеры бесов полон. Марья тлеет и пепел развеет. Пришел Иван и налил стакан. Вспомнил он именин своих день и пустил по миру Фыд Иуанен. Колесо такое, все правдой достигающее и сжигающее, в веру Христову обращающее. Ворон сбегал, улетал, упрятал, но Фыд Иуане его достал, а Марью Миколка спасал. Опальну с Господом вновь сосватал и был таков стряпан. А Колесо Иоанна Крестителя благодаря Миколе пропало, как только оно всех человечьих ворогов порешало. Потом они встретили ронина Саву, который хотел убить Миколу катаной, но Марья рассказала Саве, что Миколка и Ванька служат Христу и что Христос хороший. И Сава тоже стал хороший и добил змия, что из головы Хана вылез и ослепил одноглазого, что телом Хана стал. И стали они добра наживать и молиться Богу нашему Иисусу Христу Спасителю. И наступил Никола зимний. Все поволжцы, русичи, сибиряки, буряты, татарлар и другие русские нарядились в своих святых и стали провожать год уходящий и встречать новый и Рождество Христово и счастье, и любовь. На том сказке конец и пива не надо!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"