Либиэр Александр Евгеньевич : другие произведения.

Искусство любить.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Александр либиэр

Искусство любить

ОглавленИЕ

  
  
  
   Предисловие ......................................................................

5

   Глава 1
   Почему учение о любви, которое излагается в этой книге, является истинным? ...........................................

6

   Глава 2
   Почему любить - это искусство, причем высшее? .........

8

   Глава 3
   Определение любви ..........................................................

9

   Глава 4
   Почему истинной любви так мало на земле? ................

11

   Глава 5
   Почему большинство людей не могут преодолеть первой ступени Торы в своем духовном развитии? ...........

15

   Глава 6
   Осознание природы греха как сущность второй ступени Торы ..................................................................

17

   Глава 7
   Заповедь о любви как сущность Божьего закона ...........

19

   Глава 8
   Основной критерий любви ......................................

22

   Глава 9
   Слагаемые любви ..................................................

2126

   Глава 10
   Спасение как достижение смысла любви, или четвертая ступень Торы .......................................................

29

   Послесловие..........................................................................

31

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Любовь, быть может, - это институт,
   Где учится не всякий, кто захочет,
   Где Радость и Печаль все дни и ночи
   Занятья со студентами ведут.
  
   И я мудреных книг листал страницы,
   Но неизбежно убеждался в том,
   Что не всему способны мы учиться
   На неудачном опыте чужом.
  
   Учился я, но знанья были зыбки.
   Я ушибался, попадал впросак.
   Я допускал грубейшие ошибки,
   Не то твердил и поступал не так.
  
   Я мало преуспел, хоть был, по сути,
   Студентом вечном в этом институте.

(Р. Гамзатов)

  
  
  
  
  
  

ПРЕДИСЛОВИЕ

  
  
  
  
  
   "Любовь - это сложное искусство, которое должно постигаться постоянным трудом".

(С.Н. Лазарев)

  
   Эта книга предназначена, прежде всего, вниманию верующих людей, так как атеисты, скорее всего, ее просто не поймут. Если же атеист, прочитав эту книгу, вдруг станет верующим человеком, то это станет самым главным свидетельством того, что книга была написана не напрасно. Для верующего же человека она может сослужить огромную службу в его пути личного богопознания.
   О любви написано огромное множество книг. Огромное множество книг о любви еще будет написано. Среди этого множества очень часто встречаются принципиально противоречащие друг другу. Объясняя этот факт, некоторые исследователи приходят к выводу о том, что в мире существует столько видов любви, сколько существует в мире людей. Другие же с разочарованием приходят к абсолютно противоположному выводу о том, что истинной любви не существует, поскольку не существует единой теории любви. На самом же деле все выглядит намного проще, чем они думают. Ведь как не может существовать двух (или более) истин, противоречащих друг другу, так не может быть и двух (или более) истинных теорий любви, противоречащих друг другу. Так как истина - одна, то и истинная теория любви может быть только одна. Поэтому проблема о существовании истинной любви сводится, по существу, к проблеме о существовании истины. И если для некоторых атеистов (скептиков) проблема существования истины является актуальной, то для верующего человека подобной проблемы не существует, так как истина в его понимании тождественна понятию Бога.
   Какова же теория истинной любви и кто ее автор, спросите вы? Ответ, как многим это может показаться, слишком тривиален и банально прост: автор этой теории - сам Бог, а сущность ее наилучшим образом раскрыта одним из Его пророков Иисусом Христом. И несмотря на то, что об этой истинной любви также написано огромное множество книг, я имею смелость прибегнуть к очередной попытке изучения этого феномена, ведь человек зачастую склонен внимать словам другого человека более, чем словам самого Бога. Но, слушая голос другого человека, можно проникнуться смыслом слов самого Бога, при том, конечно, обязательном условии, что первое никаким образом не будет противоречить второму. Я надеюсь, что мой голос никогда не сможет противоречить Его словам, и станет достойным выражением Его воли и бытия.

Глава 1

Почему учение о любви, которое излагается
в этой книге, является истинным?

  
  
  
   Хочу сразу сказать следующее: при написании этой книги я не претендовал на открытие каких-либо новых истин, так как считаю, что не стоит изобретать велосипед, когда это давно сделали другие. Все основные мысли, которые будут выражены здесь, давно уже известны людям. Но я хочу объяснить читателю, почему именно эти мысли о любви являются истинными: потому что они были переданы людям самим Богом через Его посланцев в этот мир - истинных пророков, среди которых был и мессия - единственный человек из всех живших когда-либо на земле, являющийся Сыном Божьим.
   Читатель конечно вправе спросить: насколько мы можем быть уверены в том, что те или иные пророки, мысли которых о любви встретятся в этой книге, на самом деле являются истинными пророками Бога, а не духовными проходимцами, именуемыми Богом, как лжепророки? Уверенность эта может быть определена только одним обстоятельством - полным соответствием всех этих пророков единственному критерию, установленному Богом и позволяющему людям отличить истинного пророка от лжепророка. Критерий этот я условно называю критерием Моисея, так как именно через этого человека Бог открыл нам это знание, суть которого сводится к следующему:
   "Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им": то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей" (Втор. 13:1 - 3); "...пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?". Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его" (Втор. 18:20 - 22). Иными словами, в этой книге читатель найдет цитаты только тех пророков, причастность которых к истинным пророкам Божиим является неоспоримой на основании критерия Моисея, так как многое из того, что было ими когда-либо сказано тем или иным образом уже свершилось на нашей земле, а то, что еще не свершилось - не свершилось лишь в силу той причины, что для этого не настало еще время, но эти пророчества тем или иным образом должны будут еще свершиться в силу той причины, что это угодно Богу, который Сам говорит об этом людям через пророка Исайю: "Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: "Мой совет состоится и все, что Мне угодно, Я сделаю" (Ис. 46:9 - 10); "Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но наполняет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест. Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, для чего Я послал его" (Ис. 55:10 - 11). Ибо, как говорит пророк Моисей: "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? Будет говорить и не исполнит?" (Числа 23:19).
  

Глава 2

Почему любить - это искусство, причем высшее?

  
  
  
   Всякое искусство - это, прежде всего, умение что-либо делать на очень высоком уровне, т.е. гораздо лучше, чем другие. Любовь, как мы узнаем несколько позже, - это особое чувство, проникаясь которым субъект любви (любящий) относится к объекту любви (любимому) так же, как он поступает по отношению к себе самому, при том обязательном условии, что данный субъект является психически здоровой личностью.
   Каждый человек может испытывать то или иное чувство в той или иной степени. Если же человек не может испытывать какое-либо чувство, то это означает, что его личность не освоила навыка данного чувства в силу тех или иных причин. Следовательно, если человек никогда не любил, то это означает, что он не освоил навыка любви в силу тех или иных причин. Это может быть связано с тем, что данный человек никогда в своей жизни не встречал другого истинно любящего человека, на примере которого он мог бы учиться искусству любви; или же он никогда не встречал истинной любви, проявленной к нему самому и, следовательно, ему неизвестно ощущение быть возлюбленным; или он испытывал ощущение быть истинно возлюбленным кем-то, но сам так и не научился любить взаимно, так как просто не хотел этому учиться или же хотел, но не смог этому научиться в силу тех или иных причин, которыми, как правило, являются определенного рода психические или физические заболевания.
   Всякий навык может стать искусством, если он освоен в достаточной степени. Следовательно, любовь - это искусство, так как она предполагает наличие у субъекта определенного навыка, выраженного в достаточной степени. Степень достаточности этого навыка определяется наличием основного критерия любви, о котором мы поговорим в одной из последующих глав.
   О том, что любить - значит обладать высшим искусством из всех возможных видов искусства, можно сделать вывод из следующей библейской цитаты, взятой из 1-го Послания к коринфянам святого апостола Павла: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13:1 - 3). Иными словами, можно сказать следующее: никакая деятельность, на каком бы высоком и совершенном уровне она не производилась, будет неугодной для Бога, если субъект этой деятельности не будет способным к любви.
   Размышляя над этим обстоятельством, я пришел к выводу, что любовь, очевидно, является наивысшим искусством в силу той причины, что она является одним из основных проявлений самого Бога, если верить апостолу Иоанну, всякий человек, освоивший искусство истинной любви, приобщается к Богу, что является наивысшим смыслом жизни всякого человека: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Иоан. 4:7 - 8).
  

Глава 3

Определение любви

  
  
  
   Из всего сказанного выше можно сделать следующий вывод: любовь - это искусство испытывать определенного рода чувство, следствием которого является отношение к своему объекту (объектам) любви так же, как к себе самому. Иными словами, любовь есть чувство, сущностью которого является ценностное равенство между "я" и "ты".
   Любовь является главным средством в нашем духовном росте, главным средством, приближающим нас к Богу. Ведь можно часами сидеть в позе лотоса, непрерывно напевая мантры, но ни на йоту не приблизиться к Богу. Можно каждодневно раздавать милостыню, не имея милосердия в сердце. Можно часами говорить о любви и изображать из себя любящего, не преодолев на деле и первой ступени Торы.
   Мы, таким образом, пришли собственным путем к определению любви. Интересно, что ни в Библии, ни в Коране мы нигде не находим четкого определения любви. Зато мы находим там постулирование закона любви, определение критерия любви, признаков любви и смысла любви, к поочередному рассмотрению которых мы приступим в последующих главах. Рассмотрев их в отдельности, читатель поймет, что определение любви, которое мы дали в этой книге, включает в себя все эти феномены, т.е. оно не противоречит библейскому повествованию.
   От любви необходимо уметь отличать такие ценностные ориентации личности, как альтруизм и эгоизм. Альтруизм это такая ценностная ориентация личности, в основании которой лежит неравенство между "я" и "ты". Суть этого неравенства всегда одна и та же: ценность "ты" является больше, чем ценность "я". Если эта ценностная ориентация постоянно царит в душе человека, то мы имеем типичный клинический случай из психиатрии, так как сущность данной ориентации сводится к пожеланию смерти самому себе. Ведь вместо того, чтобы честно отнять у себя жизнь тем или иным образом, очень многие люди приучают себя жить в альтруистическом обмане, сводящемуся к постоянному принижению своего личного достоинства и возвышению другой личности. Подобного рода ценностная ориентация очень часто живет в душе родителя, который боготворит свое дитя, вместо того, чтобы любить его.
   Эгоизмом называется такая ценностная ориентация личности, в основании которой также лежит неравенство между "я" и "ты", но в этом неравенстве "я" всегда стоит выше, чем "ты". Подобная ценностная ориентация личности свойственна каждому человеку с рождения. Большинство людей и умирают с этой ориентацией в своих душах.
   Но есть люди, которые смогли разрушить в своей душе подобную установку. Эти немногие и есть те, которые освоили искусство истинной любви. И смысл их жизненного пути характеризуется очень коротко: практическая реализация Торы. Причем очень интересным остается тот факт, что путем Торы по земле порой шли и такие люди, которые никогда о Торе не слышали. Наиболее ярким примером таких людей является не безызвестный Сиддхартха Гаутама, которого мы знаем как основоположника одной из мировых религий, именуемой буддизмом.
   Об особенностях пути Торы, которым шли по земле лишь немногие люди, мы узнаем в дальнейших главах этой книги.
  

Глава 4

Почему истинной любви так мало на земле?

  
  
  
   Многообразие и противоречивость теорий любви являются главным свидетельством того, что в мире мы находим очень мало истинной любви и очень много любви ложной, ведь как не может быть двух или более истин, противоречащих друг другу, так не может быть и двух или более истинных теорий любви, противоречащих друг другу. Некоторые люди даже делают выводы о том, что истинной любви вообще не существует. Очевидно, что эти люди просто никогда не умели любить, либо никогда не встречали в своей жизни человека, способного к истинной любви. Тем не менее, отсутствие свидетельства истинной любви в их жизни не может являться свидетельством отсутствия истинной любви, тем более, что такое свидетельство уже было в истории земли. Свидетельство это было представлено людям жизнью и смертью Иисуса Христа - мессией нашего мира. Интересно, что само слово "Христос" означает "явленная любовь Бога".
   В Библии наиболее яркой констатацией истинной любви являются слова апостола Иоанна, которые мы находим в его Первом соборном послании: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши"
(1 Иоан. 4:7 - 10).
   К этому высказыванию мы будем возвращаться еще не раз, а сейчас сделаем следующие необходимые выводы, вытекающие из него:
  -- всякий человек, который смог истинно полюбить, в той или иной степени смог познать Бога;
  -- атеист не может знать, что такое истинная любовь, так как он отрицает существование Бога, а любовь есть одно из главных проявлений Бога; следовательно, если атеист научится истинной любви, то он станет верующим человеком, так как именно любовь является основным средством, позволяющим человеку познавать Бога и духовно приближаться к Нему;
  -- человеческой природе изначально не присуще умение любить истинно, но человек может научиться этому искусству, если захочет;
  -- учиться искусству истинной любви можно только при одном условии - поняв сущность любви Самого Бога, высшей точкой проявления которой было явление Иисуса Христа в земной истории мира.
   Анализируя печальный факт, свидетельствующий о дефиците истинной любви, мы пришли к следующим выводам. Дефицит любви на земле вызван тремя основными причинами:
      -- незнанием людей о том, какой является истинная любовь;
      -- неумением людей истинно любить;
      -- нежеланием людей учиться искусству истинной любви.
   Что касается первой причины, то здесь обстоятельства складываются весьма естественным образом, так как на земле существуют еще люди, которые ничего не знают о Торе и Евангелии, а следовательно, не слышали и об истинной любви. Ведь еще сам Христос говорил своим ученикам, что дефицит любви будет одним из главных знамений, свидетельствующих о приближении конца света (Мф. 24:12). Конец света, как мы видим по большинству сбывшихся эсхатологических пророчеств Библии, очень близок, но еще не наступил. Поэтому есть еще на земле люди, которые не знают об истинной любви, которой учил людей Бог через своих истинных пророков.
   С другой стороны, необходимо сказать, что наверняка есть на земле и такие люди, которые никогда не слышали о Евангелии и Торе, но, несмотря на это, они способны любить истинно. Наиболее ярким примером подобного рода людей можно считать злодея распятого на кресте рядом с Христом (см. Лк. 23:39 - 43). Но таких людей конечно крайне мало, и они являются скорее исключением из правил, чем правилом из исключений.
   С первой причиной естественным образом связана вторая. Ведь если кто-то не знает что такое истинная любовь, то, как он сможет ей научиться? Шансов научиться искусству истинной любви методом проб и ошибок у человека тем меньше, чем больше попыток совершает этот человек в своем поиске истинной любви. Ведь мы уже говорили, что человеческому сознанию свойственно свое, субъективное, понимание сути вещей. Поэтому вероятность того, что человек в очередной своей попытке найти истинную любовь все же сможет ее найти тем меньше, чем больше попыток делает этот человек, ведь каждая последующая попытка дает очередную возможность построения новой теории любви. У каждой теории любви есть свой критерий. Но существует один единственный критерий истинной любви - критерий установленный Богом. И самостоятельно установить этот критерий для человека представляется очень сложным делом, как убедительно доказывает нам история.
   Если первые две причины являются свидетельством недостатка в мироздании определенных условий, способствующих утверждению на земле искусства истинной любви, - условий, которые не накладывают на человека прямой ответственности за дефицит истинной любви на земле, то третья причина полностью и всецело обусловлена деятельностью самого человека, что, соответственно, накладывает на него прямую ответственность за этот факт. И если нежелание человека учиться искусству истинной любви, вызванное отсутствием знания теории этой любви, является естественным следствием естественных условий, не накладывающих на человека какой-либо вины за существование этого факта, то нежелание человека учиться искусству истинной любви, вызванное собственной леностью или неверием в Бога, соответствующим образом должно быть вменено человеку в вину, и оно будет вменено человеку Богом на Страшном Суде, если верить Библии и Корану.
   Анализируя нежелание людей учиться искусству истинной любви мы пришли к следующему выводу: основной причиной данного явления определенного рода мотивация людей, суть которого можно выразить как "желание быть любимым". Не нужно быть великим математиком, чтобы понять, что подобная потребительская установка в сознании человека никаким образом не сможет привести к приумножению любви на земле. Ведь если все мы будем хотеть быть кем-то любимыми, и никто не будет хотеть сам любить кого-то, то вероятность исполнения нашего желания будет равна нулю. В действительности мы, конечно, не видим подобной картины, так как в мире все же есть ничтожно малое количество людей, которым свойственно желание любить. Но этих людей так мало на земле, что шансы обрести их любовь ничтожно малы, ведь чем большее количество людей будет стремиться быть любимыми, и не будет стремиться любить кого-то, тем меньшее количество людей будет любимыми.
   Почему же человеку свойственно желание быть любимым и не свойственно желание любить самому?
   На этот вопрос существует огромное количество ответов, например таких как: потому что это нерентабельно; потому что человек ищет достойного своей любви, не понимая, что каждый человек достоин его любви; потому что для того, чтобы любить нужны силы и энергия, а для того, чтобы быть любимым ничего этого не нужно; потому что легче брать, чем отдавать; потому что люди эгоистичны от рождения. Ни один из этих ответов мы не станем оспаривать, так как все они, каждый по своему, являются выражением главного ответа: потому что для того, чтобы научиться любить, необходимо сначала испытать эту любовь на себе. Иными словами, мы не сможем научиться любить, не став любимыми.
   Очевидно, что природа вещей такова, что возможность альтруизма в нашем мире сохраняется лишь при наличии эгоизма, а любовь является золотой серединой между ними. Ведь если эгоизм является ценностным превосходством моего "я" над "ты", а альтруизм - ценностным превосходством "ты" над "я", то любовь есть ценностное равенство между "я" и "ты". Таким образом, необходимо сделать вывод, что желание быть любимым является первым шагом в освоении искусства любви. Этот шаг в кабалистической традиции называется первой ступенью Торы. Именно с эгоизма начинается всякий духовный рост человека и только в преодолении эгоизма возможен какой-либо духовный рост человека и его приближение к Богу. Поэтому лукавит тот человек, который утверждает, что он никогда не был эгоистом. Ведь первородный грех, с которым рождается всякий человек в нашем мире, является тем самым эгоизмом, преодолением которого должен заниматься каждый человек, желающий спасения.
   Первая ступень Торы в Каббале называется миром Асия. Асия - это духовный мир, сущностью которого является неспособность человека (или любого другого существа, имеющего душу) ощущать Бога. На этом уровне духовного развития стоят все атеисты и скептики атеистического толка.
   Заканчивая эту главу, сделаем окончательный вывод: так как большинство людей в своем духовном развитии соответствуют первой ступени Торы, мы наблюдаем на земле дефицит истинной любви на земле.

Глава 5

Почему большинство людей не могут преодолеть первой ступени Торы в своЕм

духовном развитии?

  
  
  
   Каким мир был бы несовершенным, если бы в нем люди рождались с желанием быть любимыми, но в мире не было источника любви, т.е. Того, Кто любил бы этих людей еще до того, как они научились бы любить Его. Ведь если допустить, что этого источника не существует, то придется сделать вывод о том, что люди не могут любить и не смогут научиться любить никогда, так как не у кого будет учиться этому искусству. Ведь как мы выяснили в предыдущей главе, для того, чтобы научиться истинной любви, необходимо себя ощутить любимым кем-то. История мира убедительнейшим образом доказывает нам тот факт, что люди могут любить. Самым ярким примером здесь, конечно, является Иисус Христос, а вслед за ним, такие легендарные личности, как Сиддхартха Гаутама, Моисей, Мухаммед, а вслед за ними множество людей, некоторых из которых мы причислили к святым, а некоторых из которых мы даже и не знаем. Но раз есть на земле люди, которые овладели искусством истинной любви, значит, есть на земле и источник любви, испив из которого, эти люди узнавали об этой любви и приобщались к этой любви. Таким источником любви и является Бог - наш Творец, который любит нас еще до того, как мы научились любить Его.
   Мы, таким образом, здесь привели доказательство существования Бога посредством анализа феномена любви. И если мы вновь прибегнем к высказыванию апостола Иоанна об истинной любви, то поймем, что наши выводы полностью соответствуют сути этого высказывания: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Иоан. 4:8 - 10).
   Теперь нам необходимо сделать здесь следующие необходимые выводы:
  -- Бог любит человека еще до того, как человек полюбит Бога;
  -- так как Бог любит человека еще до того, как человек научается любить Бога, каждый из людей может самостоятельно научиться искусству истинной любви, почувствовав себя возлюбленным.
   Следовательно, вся проблема упирается в то, что человек не умеет ощущать на себе любви Бога. И мы не имеем права утверждать, что Бог не любит человека, так как это противоречило бы фактам, главным из которых является искупительная жертва Христа. Мы можем только сказать в свое оправдание следующее: я не могу ощутить любви Божьей на себе, потому что мои органы чувств настолько несовершенны, что оказываются не в состоянии этого выполнить в данный момент времени.
   Тогда необходимо разобраться, в чем заключена основная причина несовершенства наших органов чувств. Ведь, найдя эту причину, мы сможем ответить на вопрос, поставленный в заглавие этой главы. Ответ мы находим в том же высказывании апостола Иоанна: "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Иоан. 4:10). Получается, что грех, который живет в каждом человеке, является той самой главной причиной, которая мешает ему научиться искусству истинной любви. Следовательно, большинство людей не могут научиться истинной любви потому, что оказывается не в силах побороть греховности своей природы. Как только человек начинает понимать эту сокровенную мысль, он сразу вступает на вторую ступень Торы, преодолевая первую, и тем самым, приближая себя к Богу в своем духовном росте.

Глава 6

Осознание природы греха как сущность
второй ступени Т
оры

  
  
  
   Читатель уже, наверное, догадался, что всякий раз, когда речь заходит о ступенях Торы, то это несколько иное, чем Пятикнижие Моисея. Учение Торы, изложенное Моисеем в первых пяти книгах Библии, имеет статус экзотерического учения. То есть оно предназначено для всякого человека. Но существует другое понятие Торы, имеющее эзотерический статус. Эзотерическая Тора развивалась в недрах такой науки, как Каббала, основоположником которой принято считать древнееврейского патриарха и истинного Божьего пророка Авраама. Суть этой науки сводилась к тому, чтобы научить человека духовному росту, в результате которого человек становился бы все ближе и ближе к Богу. Поэтому всякий раз, когда мы будем упоминать термин "ступени Торы", необходимо всегда помнить о том, что речь идет о духовных ступенях, прохождение которых означает все большее приближение человека к своему Творцу. Наука Каббалы очень долгое время держалась в тайне от масс и только на исходе XX в.
в среде каббалистов было принято решение об открытом распространении этой науки в миру. Решение это было принято на том основании, что каббалисты пришли к единому мнению о том, что человечество в своем историческим развитии дошло до того уровня, когда знание основ Каббалы становится просто необходимым для его духовного выживания.
   Итак, как только человек осознает, что грех, живущий в его душе, является главной причиной, мешающей ему научиться искусству истинной любви, он сразу вступает на вторую ступень Торы. На этой ступени духовного развития также находится очень большое количество людей, но оно гораздо меньше, чем то, которым исчисляется первая ступень Торы.
К ним, как правило относятся скептики верующего толка и большинство необразованных верующих людей. Эта ступень Торы в Каббале называется миром Ецира. В этом мире пребывают люди определенного духовного развития, характеризующегося осознанием того, что у нашего мира есть Творец. Эти люди еще не в состоянии понимать истинной природы Творца, так как они еще не встали на борьбу с грехом, живущим в их душах и мешающим ощущению Бога.
   Пребывание человека на второй ступени Торы заканчивается с того самого момента, когда он, осознав природу греха, решает поступать в своей жизни по законам, установленным для него Богом и изложенным Моисеем в Пятикнижии. Иными словами, вторая ступень Торы исчерпывается процессом осознания человеком природы греха.
   В своей книге "Сущность сатанизма" я уже анализировал природу греха. Поэтому здесь я не стану подробно останавливаться на этом вопросе, а прибегну к основным выводам, касающимся его.
   В третьей главе "Сущности сатанизма" посредством анализа высказываний апостолов Павла и Иоанна было сделано следующее определение греха: грех есть недоверие Богу и, как следствие этого, нарушение Его воли и закона. Исходя из этого определения, можно сделать следующий вывод: исполняя закон и волю Божью, человек обучается искусству истинной любви, так как исполнение Божьего закона влечет за собой победу над грехом и исправление наших душ. К данному выводу мы еще не раз будем обращаться в этой книге, а наиболее подробно его рассмотрим в главе "Смысл любви и третья ступень Торы".
   Далее, необходимо осознать следующее: люди, исполняющие закон Божий, относятся к разряду людей, именуемых апостолом Павлом "поступающими по духу"; люди, не исполняющие закона Божьего, именуются Павлом "поступающими по плоти" (см. Гал. 5:16 - 23). Сущность данного разделения людей по духовному статусу наиболее точно выяснится в следующей главе. Нам же необходимо сказать здесь следующее: всякий человек, поступающий по духу, в своем духовном росте взошел на третью ступень Торы, суть которой - действенное исполнение закона Божьего в своей жизни.
   В этой связи, перед нами встает следующий вопрос: в чем же суть Божьего закона? Ответом на этот вопрос мы и займемся в следующей главе.

Глава 7

Заповедь о любви как сущность Божьего закона

  
  
   "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого", и все другие заключаются в сем слове: "люби ближнего твоего, как самого себя". Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона".

(Рим. 13:8 - 10)

  
   Мы уже говорили о том, что в Библии нет четкого определения любви. Зато в ней есть четкая формулировка закона любви, являющегося сутью всей Торы и Евангелий.
   Закон любви был изначально письменно зафиксирован на каменных скрижалях в виде десяти основных заповедей, которые Бог открыл Своему пророку Моисею, а через него Своему избранному народу - евреям. Эти десять заповедей принято называть десятисловным законом Божьим. С приходом Христа на землю десятисловный закон устанавливается для каждого человека, живущего на земле и желающего стать избранником Бога в смысле грядущего спасения и унаследования Царствия Небесного. Если до пришествия Христа на землю избранным народом Божьим считался еврейский и только, исповедующие иудаизм, имели право называться избранниками Божьими, то после того как евреи распяли Мессию, избранным народом Божьим принято называть всех тех людей, которые свято чтут и исповедуют учение Христа. Это связано с тем, что Бог снял с евреев богоизбранническую миссию, так как они не смогли увидеть в Иисусе Христе Мессию, о пришествии которого учили все ветхозаветные пророки.
   Но в чем же суть учения Христа, спрашиваем мы? Ответ нам дает сам Иисус в своей Нагорной проповеди, являющейся квинтэссенцией всего его учения: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф. 5:17 - 18). И тут уместно задать следующий вопрос: "А было ли в учении Христа что-либо новое?" И ответ мы получаем опять же из уст самого Иисуса все в той же Нагорной проповеди: "Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф. 5:43 - 48). Если выражаться по-возможности более кратко и лаконично, то новизна учения Христа сводилась к тому, чтобы научить людей не сопротивляться злу силою. И это, как мы теперь видим, не являлось опровержением Моисеева закона, а было логическим дополнением к нему, раскрывающим нам истину о том, что истинная любовь вообще существует и о том, какова эта истинная любовь.
   Многие люди, читая десятисловный закон Моисея, не могут понять его истинной сути - того, что эти заповеди являются выражением любви, т.е. той любви, которую Бог хочет видеть в душах людей. Ведь сам Христос на вопрос фарисея о том, какая наибольшая заповедь в законе? - ответил следующее: "... "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:37 - 40; Мк. 12:29 - 31, Лк. 10:27). В Ветхом Завете эти основные заповеди также зафиксированы, и звучат они из уст Самого Бога, Который излагает Моисею основы письменной Торы (см. Лев. 19:18; Втор. 6:5).
И если проанализировать основные десять заповедей Моисеева закона, то мы придем к выводу о том, что первые четыре заповеди этого закона являются постулированием о любви человека к Богу, остальные же шесть заповедей постулируют любовь человека к человеку. Причем необходимо всегда помнить, что исполнение заповеди о любви к Богу обусловливает исполнение заповеди о любви к человеку, в связи с чем и является первой по важности. Данное обстоятельство, кстати, очень метко объяснено в Первом соборном послании святого апостола Иоанна Богослова: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавижу, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1-е Ин. 4:20). Я же, в подтверждение истинности данного вывода, хочу привести еще следующий аргумент: нельзя одновременно любить целое и ненавидеть какую-либо из частей его, так как если мы ненавидим какую-либо часть целого, то мы ненавидим данный атрибут целого. Человек является частью Бога, как и все сущее на земле. Поэтому если я не люблю какого-либо человека, то это значит, что я не люблю данный атрибут Бога. О какой же тогда любви к Богу может вестись речь, если мы уже не любим в нем определенной части. Как нельзя любить, к примеру, лишь глаза в человеке, а все остальное в нем ненавидеть, так нельзя любить и Бога, а человека ненавидеть, ибо человек есть одна из составных частей Бога.
   Мы видим, таким образом, что наше определение любви, которое мы дали в третьей главе этого повествования, нисколько не противоречит библейским постулированиям о любви, исходящих как из уст Моисея, так и из уст Христа. Исходя из всего сказанного в этой главе, мы можем также сделать следующий вывод: исполняя законы письменной Торы, человек научается любить; всякое исполнение заповеди в Моисеевом законе есть очередной шаг в овладении искусством истинной любви, есть претворение истинной любви в окружающей нас действительности. Осознание этой истины и характеризует третью ступень духовного восхождения человека на пути неписаной Торы, т.е. той самой Торы, которая характеризует душевное состояние человека и свидетельствует человеку действительное положение дел на его пути к единению с Богом и возможности обретения спасения в нашем мире.
   Итак, с того самого момента как человек решает для себя исполнять заповеди десятисловного закона Моисея, он вступает на третью ступень своего духовного роста и становится еще ближе к Богу, так как совершает свои первые поступки по претворению истинной любви в нашем мире. Ведь узнав, что именно грех является главным препятствием, мешающим овладеть искусством истиной любви, он понимает, каким образом он сможет победить в себе этот грех. Он понимает, что только исполнение закона учит побеждать грех в своей душе. Об этом очень метко сказал апостол Павел: "Что же скажем? неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай" (Рим. 7:7). Необходимо только помнить следующее: "... и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона" (Рим. 5:13).
   Именно об этой ступени духовной Торы мы и поведем свой рассказ в последующих главах.

Глава 8

Основной критерий любви

  
  
  
   Именно с этой главы, собственно говоря, и начинается наше изучение феномена истинной любви. И здесь нам необходимо в первую очередь выяснить главный критерий любви, т.е. установить тот самый признак, присутствие которого будет отличать данный феномен от всякого другого. Ведь каждый человек рано или поздно все равно спрашивает себя о том, является ли чувство, живущее в его душе, истинной любовью или нет. Ведь сама жизнь наглядным образом демонстрирует нам следующий вопиющий факт: очень часто человек, который кричал миру о своей любви, спустя какое-то время, вопиет о том, что его чувство вовсе не было любовью, что он заблуждался в своих чувствах. И мы, глядя на этого человека, с удивлением разводим руки: неужели можно отрекаться от своей любви. Поэтому для того, чтобы уметь правильно отличать истинную любовь от любви ложной, нам необходимо определиться с основным ее критерием. Благо, что этот критерий уже давно имеется, но не каждый о нем знает.
   Если человек считает, что исполнение заповедей Торы является основным свидетельством о его любви, то он глубоко заблуждается. Иначе мы не имели бы в Новом Завете того огромного количества нападок Иисуса Христа на книжников и фарисеев, обличающих их в неумении истинно любить. Ведь кто-кто, а именно книжники и фарисеи отличались особой педантичностью в соблюдении законов письменной Торы. Ведь суть этих нападок Христа сводилась к тому, что люди преуспели в исполнении заповедей письменной Торы, но истинной любви все же не имели.
   Так по какому же критерию Иисус отличал истинную любовь в душе человека от ложной? Чтобы ответить на данный вопрос обратимся сначала к следующему евангельскому тексту:
   "Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать мне ноги. Ты головы мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит" (Лк. 7: 36 - 47).
   Здесь необходимо сделать следующие выводы:
  -- можно исполнять закон, но не уметь любить (наглядный пример, мы имеем в лице фарисея, к которому пришел в гости Иисус);
  -- можно нарушать закон, но уметь любить (наглядный пример, мы имеем в лице грешницы, слезами омывшей ноги Христа);
  -- можно любить больше или меньше;
  -- Бог дает большее прощение тому, кто больше любит и меньшее тому, кто меньше любит;
  -- прощение есть главный критерий любви, судя по тому, что любовь Бога к человеку измеряется степенью Его прощения за наши грехи.
   В этой связи, наиболее отчетливо проясняется подлинный смысл Нагорной проповеди Христа, являющейся квинтэссенцией всего Его учения. Ведь сущность всей этой проповеди в основном сводилась к тому, чтобы научить людей культивировать в своих душах такое качество, как прощение. Главным стержнем учения о непротивлении злу силою является постулат о прощении врагов своих, т.е. тех, кто нас не любит. Ведь любить тех, кто нас любит - не большая заслуга и не великое искусство пред лицом Бога (см. Мф. 5:46). Потому можно с точностью сказать, что чем больше мы можем простить, тем больше мы любим, т.е. тем в большей степени мы овладели искусством истинной любви. Именно это качество любви является наиболее совершенным в духовном росте человека, именно это качество наилучшим образом приобщает человека к Богу и именно оно является главным критерием любви.
   Но что же такое есть - прощение? Проанализировав поведение фарисея, из приведенного выше отрывка, мы приходим к выводу, что основным признаком прощения является отсутствие осуждения грешного человека. Когда "праведный" фарисей напомнил Иисусу о греховности женщины, омывшей слезами Его ноги, он тем самым проявил свою неприязнь к этой женщине, так как не смог простить ей ее грехов. И недаром в проповедях Иисуса мы так часто встречаем заповедь о том, чтобы люди не осуждали друг друга, так как суды будет вершить Отец наш Небесный. Недаром также мы встречаем в Евангелиях укоры Иисуса тех людей, которые бревна (т.е. большего греха) в своем глазу не видят, но сучек (т.е. меньший грех) примечают в глазу другого человека. Ведь Иисус отчетливо видел основную нравственную установку, царившую в душах людей: ненавидеть греховного человека, но не грех. И большинство Его проповедей преследовало достижение обратной цели - научить людей ненавидеть грех, а не грешного человека. Иисус очень отчетливо видел, что люди очень плохо умеют прощать друг друга, а следовательно, они очень мало преуспели в овладении искусством истинной любви. Ведь Он настолько сильно ощущал всепрощающую и безмерную любовь Отца Своего Небесного, что это давало Ему возможность видеть несовершенство человеческих душ. И Он всякий раз выявлял это несовершенство в человеческой душе и учил преодолевать его, учил на том основании, что Сам имел совершенную душу и умел истинно любить.
   В этой связи возникает следующий резонный вопрос: как же можно (и нужно) учиться прощению? И ответ здесь может быть только один: через покаяние. Ведь суть покаяния и заключается в том, что человек увидел грех в своей душе и решил от него избавиться. Покаяние влечет за собой концентрацию человеческого внимания на своем собственном грехе, а не на грехе соседа, а это в свою очередь приводит к тому, что мы перестаем осуждать других людей за их греховность, понимая, что сами ненамного превзошли их.
   Постигая мысль о том, что любить можно больше или меньше, мы приходим, таким образом, к выводу о том, что именно прощение является той главной мерой, которая определяет объем истинной любви. Иными словами, чем большего прощения мы достигаем, тем большей любви имеем в своей душе и наоборот.
   Но помимо прощения, являющегося главным признаком любви, она имеет много других признаков, к рассмотрению которых мы и приступим в следующей главе.
  

Глава 9

Слагаемые любви

  
  
  
   Итак, мы выяснили ранее, что только Бог является единственным источником истинной любви в душе человека. Мы выяснили также, что об объеме и количестве этой любви в душе человека можно судить по тому, насколько человек может прощать. Но существуют также косвенные признаки любви, позволяющие нам узнать степень духовного развития человека и близости его к Богу. Ценность знания этих признаков любви обусловлена следующим главным обстоятельством: данные признаки помогают человеку узнать степень развития способности любить, когда отсутствует возможность обнаружить в душе человека такое свойство, как прощение. Ведь данное свойство в душе человека может проявиться только тогда, когда ему было причинено какое-либо зло. Прощение означает способность не видеть зла, причиненного тебе другим человеком или каким-либо субъектом действия. Прощение - это такое состояние души, когда отсутствует всякое осуждение кого-либо за причиненное им зло, когда отсутствует осуждение кого-либо за всякий грех, живущий в его душе.
   Наиболее подробное перечисление признаков (проявлений) любви мы находим в Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла, когда он после утверждения о том, что любовь есть высшее искусство, констатирует основные признаки любви: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор. 13:4 - 8).
   Многие люди, читая эти строки, возможно, возражают, что такой любви на земле быть просто не может. Тот факт, что все эти люди никогда не встречали подобной любви в своей жизни, совсем не может служить доказательством отсутствия такой любви. Бесспорно, что истинная любовь является редчайшим феноменом на земле. И самый яркий пример такой любви нам показал Иисус Христос.
   Но на этот аргумент, все те же неумолимые скептики возражают нам следующим образом: "Христос умел любить, потому что обладал богочеловеческой природой. Он был лучшим из людей, потому что являлся также и Сыном Божьим. Но простые смертные не способны любить так, как любил Христос". И мы видим, таким образом, из рассуждений этих скептиков, что истинная любовь все-таки имеет место быть в мире, но испытать ее не способен ни один человек на земле. И если мы попытаемся обратить внимание этих людей на жизненные подвиги великих йогов Тибета, известных суфиев Востока, знаменитых мистиков Европы, огромное количество каббалистов и всех тех людей, которые достигли духовного уровня, именуемого святостью (или четвертой ступенью Торы), то наверно, и этот аргумент не сможет убедить их в обратном, так как все эти примеры они отнесут к разряду выдуманных историй, а не объективной действительности. Да, ну и пусть, скажем мы: имеющий глаза - увидит, имеющий уши - услышит. От себя приведем лишь следующий аргумент: если бы на земле не было людей, способных к истинной любви, то существование нашего мира давно уже было бы завершено, так как в этом не имелось бы никакого смысла. Зачем Богу нужен мир, в котором нет любви? Зачем Богу нужно спасать людей, если они не могут научиться истинной любви? Ведь именно любовь была причиной сотворения нашего мира, именно любовь является смыслом его существования, именно любовь является главным орудием спасения этого мира от власти небытия.

* * *

  
   Возьму на себя смелость добавить к словам апостола Павла свои наблюдения, касающиеся признаков истинной любви, несмотря на то, что я не являюсь истинным пророком Божьим, а принадлежу к многочисленному племени верующих ученых, ищущих истинного знания.
   Я не хочу, приведенные ниже признаки любви, выстраивать в виде какой-либо ценностной иерархии, так как все они, на мой взгляд, равнозначны и между собой. Итак.
   Понимание. Данное качество любви проявляет себя в том, что любящий обладает знанием тех ощущений, мыслей, чувств и эмоций, которые проявляет его возлюбленный человек.
   Забота. Это качество любви заключается в оказании действенного участия в жизнеутверждении другого человека. Это участие проявляется как в оказании материальной, так и духовной поддержке.
   Умение отдавать. Это очень важное качество любви, проявляющееся в том, что человеку приятно делать человеку добро, не требуя для себя ничего взамен.
   Ответственность. Редкое качество любви, сводящееся к тому, что любящему небезразлично все то, что делает его возлюбленный, так как он чувствует себя соучастником этого действия и ощущает на себе ответственность за все последствия, которые может повлечь за собой то или иное действие его возлюбленного. Ответственность любящего за поступки возлюбленного неминуемым образом влечет за собой сопричастность любящего к бытию своего возлюбленного.
   Доверие. Это качество любви, заключается в способности любящего открыть своему возлюбленному все самое сокровенное, касающееся внутреннего мира самого любящего. Доверие - это искренняя открытость души любящего для души возлюбленного, причем открытость эта распространяется как на светлые, так и на темные стороны души любящего.
   Уважение. Это качество любви сводится к тому, что любящий не смеет допустить какого-либо поступка как со своей личной стороны, так и со стороны другого человека, унижающего честь и достоинство его возлюбленного. Уважение проявляется также и в том, что любящий никогда не желает "переделывать" своего возлюбленного, так как принимает его таким, каков тот есть со всеми его достоинствами и недостатками.
   Сопереживание (эмпатия). Данное качество любви сводится к тому, что любящий умеет чувствовать то, что чувствует его возлюбленный, причем это относится как к приятным, так и к неприятным переживаниям. Наличие этого чувства свидетельствует о глубоком взаимопроникновении душ любящих друг друга людей. Чаще всего для возникновения подобного явления требуются достаточно длительные по времени взаимоотношения людей.
   Это, в общем-то, все, что я хотел от себя добавить к словам апостола Павла о признаках истинной любви. И в заключение этой главы необходимо сказать следующее: отсутствие какого-либо из перечисленных выше признаков в душе человека еще не может служить достаточным основанием для свидетельства отсутствия у человека способности любить. Только умение прощать может являться подобного рода основанием: наличие этого умения свидетельствует о способности любить, отсутствие этого умения свидетельствует об отсутствии этой способности.

Глава 10

Спасение как достижение смысла любви,
или четвертая ступень Т
оры

  
  
  
   Ацилут - четвертая ступень Торы, ступень наивысшего духовного восхождения, ступень полного единения с Творцом, ступень преодоления власти сансары и достижения нирваны. Эта ступень - конечный итог воплощения любви человека в иерархический порядок мирового бытия. Эта ступень - неизбежный результат преображающего действия их истинной любви. Этой ступени духовного развития достигли лишь немногие - те светочи человечества, на чьих идеях зиждется истинная духовность мира. Имена эти нам слишком знакомы: Моисей, Илия, Енох, Будда, Иисус, Мухаммед - это лишь наиболее яркие примеры. Но существует еще множество имен, не вошедших в Священные Писания мировых религий, но навеки оставшихся в их Преданиях.
   Каким образом все эти люди смогли достичь этой наивысшей ступени духовного развития? Ответ на этот вопрос может быть только один: научившись искусству истинной любви. И я хочу здесь обратить особое внимание тех верующих людей, которые желают свидетельствовать миру о своей любви своим ревностным исполнением всех законов письменной Торы. Не заблуждайтесь! Ведь исполнение законов письменной Торы - это всего лишь третья нашего духовного восхождения ступень, приобщающая нас к любви, но еще не свидетельствующая о том, что мы научились истинной любви. Ведь не закон есть исполнение истинной любви, а "любовь есть исполнение закона" (Рим. 13:10). Из этого следует, что не всегда, исполнивший закон, умеет любить, но всегда, умеющий любить, исполнил закон. Не забывайте, что даже Иисус имел смелость нарушать субботу во имя претворения Своей любви к людям.
   Смысл закона - обозначить грани греха и узнать подлинную сущность его проявления. Об этом очень метко сказано у апостола Павла: "Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай" (Рим. 7:7). "Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона" (Рим. 5:13).
   Ревностное исполнение закона - это всего лишь третья ступень духовной Торы. Достижение этой ступени еще не является гарантом нашего спасения. Вспомним историю о разбойнике, распятом на кресте рядом с Христом (см. Лк. 23:39 - 43). Иисус обещал ему спасение в день их физической смерти. Как же может человек, который всю свою сознательную жизнь только и делал, что нарушал закон, наследовать рай? Ответ один: преисполнившись в последние минуты своей жизни чувством истинной любви. Или вы думаете, что Иисус обманулся, и тот разбойник не смог наследовать Царствие Небесное?
   Каким же образом человек может достигнуть этой четвертой ступени духовного восхождения? Ответ мы уже дали в предыдущих главах этой книги, но для особо невнимательных упомянем еще раз: лишь взрастив в своей душе признаки истинной любви, причем, взрастив их в наибольшей степени, человек имеет право надеяться на спасение. Какова же мера этой степени, позволяющая нам определить вероятностный критерий спасения, никто не знает, так как сама привилегия нашего спасения находится в руках Божьих. Нам же остается лишь осваивать великое искусство истинной любви и уповать на милость Божью.
  

ПОСЛЕСЛОВИЕ

  
  
  
   Слышу предосудительные возгласы критиков в мой адрес: "А сам-то автор освоил то искусство, о котором вызвался писать?"! На это я могу ответить лишь следующее. Всякий, кто может - знает, но не всякий, кто знает - может. Сам я отношусь, скорее, ко второму типу людей. Но я думаю, что это не может послужить достаточным основанием для запрещения моего права голоса о том, что я знаю и хочу сказать другим людям. У Н. Рериха есть замечательное высказывание: "Любить - значит прощать. Прощать - значит понять. Понять - значит знать. Знать - значит приблизиться к порогу мудрости". Из этого следует, что знание о любви и умение любить стоят очень близко друг к другу. Более того: без знания о любви, нельзя научиться истинной любви, ведь если любить - это искусство, то его, как и всякое другое искусство, прежде чем освоить, сначала необходимо изучить.
   Из всего моего небогатого опыта постижения величайшего искусства на земле - искусства любить, я понял на сегодняшний день, следующее: главное в любви - уметь отдавать себя, не теряя при этом себя. Если бы я мог и знал, то данная книга имела бы другой объем изложения. Но я знаю и хочу научиться уметь. И результатом этого желания явилась книга, которую читатель держит в своих руках.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"