Лифантьева Евгения Ивановна : другие произведения.

Омск-Груша. Туда и обратно

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    У этих записок своя история. Начаты они еще в июле 99-го, сразу после Грушинского фестиваля. Как-то сразу разрослись из стандартных путевых заметок в 50-килобайтное эссе об автостопе, ролевых играх, дорожных впечатлениях и нашей сволочной постсовковой действительности. Но потом у меня сдох винт, и все 50 килобайт текста умерли, не оставив следа. Восстановить написанное мне сразу не удалось - мысль, однажды изложенная в письменной форме, теряет остроту и забывается. По крайней мере, у меня - так.

  
   Скади ОМская
  
   У этих записок своя история. Начаты они еще в июле 99-го, сразу после Грушинского фестиваля. Как-то сразу разрослись из стандартных путевых заметок в 50-килобайтное эссе об автостопе, ролевых играх, дорожных впечатлениях и нашей сволочной постсовковой действительности. Но потом у меня сдох винт, и все 50 килобайт текста умерли, не оставив следа. Восстановить написанное мне сразу не удалось - мысль, однажды изложенная в письменной форме, теряет остроту и забывается. По крайней мере, у меня - так.
  К тому же оказалось, что я благополучно забыла названия всех населенных пунктов, через которые мы проезжали, и марки машин, в которые вписывались. В машинах я вообще разбираюсь слабо - во если бы речь шла о мечах, нагинатах, катанах, ятаганах, саблях, шпагах, кинжалах, дагах, кортиках, моргенштернах, клевцах, алебардах, боевых топориках, копьях... В прочем, о чем это я? А, о марках машин. В общем, после гибели файла писать по новой совершенно не хотелось.
  Но вот до меня (наконец-то) хитрыми путями дошел составленный Сантой Дергачевым файл с перечислением наиболее выгодных для автостопа позиций от Омска до Питера. Некоторые географические названия показались смутно знакомыми и вызвали даже вполне конкретные ассоциации. Что из этого получилось - судить не мне. Надеюсь только, что сие творение станет частью великой, хотя еще и не написанной полностью, истории Омского клуба неспортивного автостопа.
  
  "ОМСК (АСГАРД) (Выезд на Тюмень на авт. 21, 28, 82, 84, 87, 88, 103,105 до ДСК-2, либо на авт. 114 до поста ДПС).
  ОМСК. Пост ДПС на правой стороне в 1,5 км от ДСК-2. Меньше чем до Красного Яра не уезжать!"
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  
  Итак, в один из дней конца июня 1999 года (дату точно не помню, да и не важно) мы с председателем Омского клуба неспортивного автостопа Сантой Дергачевым стоим на выезде из Омска под указателем "Тюмень-666".
  Эта фраза требует сразу нескольких уточнений и дополнительных разъяснений.
  Что есть Санта-Д? Санта-Д - некий москвич, появившийся однажды в Омске и перебаламутивший всю ролевую тусовку. С тех пор он себя москвичем не считает, гордо носит на рюкзаке номер 55 и возглавляет созданный им же клуб. Смущение же в умах омских ролевиков произошло по причине того, что Санта решил "продвинуть" наши народы "за автостоп" и начал проповедовать по поводу "научного подхода" к этому занятию. "Непродвинутые" сибиряки до этого наивно полагали, что автостоп - это всего лишь наиболее дешевый способ добраться из пункта А в пункт В, и никакой научности тут нет и быть не может. Путешествовать автостопом - это, в принципе, так же естественно, как, предположим, дышать или ходить пешком. Надо ехать - едешь, не надо - сидишь на месте. В прочем, если существует спортивная ходьба и всякие прогулки мациона ради, то почему бы ни быть и научному автостопу, - решили мы и сказали дружное "гыр" (в смысле - согласны) на предложение Санты создать в Омске клуб. Потом оказалось, что наличие клубных "ксив" (с настоящей печатью!) весьма удобно при общении с милицией, и народ - особенно наиболее хипповый и безбашенный, зачастую никаких других документов не имеющий, - стал косяками рваться в ОКНА. Но это будет потом, а в июне Санта сумел "подорвать" в поездку на Грушинский фестиваль только двух гномов - меня и Дори. У обоих представителей нашей славной расы были личные проблемы, а так как никакой интересной игры в начале июля не проходило, то мы решили отправиться на Грушу. Не знаю, как Дори, но у меня была еще одна цель - на себе попробовать, чем научный автостоп отличается от привычного мне ненаучного, а также посмотреть по дороге на жизнь неролевого народонаселения страны.
  В прочем, все законы "правильного" автостопа начали нарушаться с самого начала. Причем - по моей вине. "По науке" на трассу нужно выходить часов в шесть утра. Но для меня встать в такую рань - нереально по определению, к тому же в этот день нужно было с утра заскочить на работу. Так что на выезде из Омска мы оказались только после полудня - где-то часа в два дня.
  Еще одно уточнение, относящееся скорее к реалиям мистическим, чем к автостопным, - это сам указатель "Тюмень - 666". 666 - всем известное "число зверя". К тому же на самом деле от Омска до Тюмени - чуть больше 640 км. Откуда взялись лишние километры, кто "прикололся" - неизвестно. Но для тех, кто хоть чуть-туть "продвинут" по эзотерике, под этим указателем лучше долго не зависать. Есть несколько вполне приличных позиций паре сотен метров дальше. Но мы почему-то предпочли стоять под этим указателем и радоваться жизни.
  Санта радовался потому, что впереди была Трасса. Я - потому, что иду с ним, что у меня отпуск, и что я наконец-то решилась плюнуть на все проблемы и свалить из города.
  
  "КРАСНЫЙ ЯР: поворот на Тару. Кольцо с постом ДПС. На каждом свертке тюлени в количестве. За тюленями, перед знаком <Остановка запрещена> вполне приличная позиция."
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  
  На чем доехали до кольца - убей не помню. Водителя - тоже. Вообще, запоминаются существа хоть чем-то заитересовавшие. А тут... Или, может быть, мне уже люди по большей части не интересны? В смысле, "люди" - не ролевики, те, с кем нельзя поговорить об играх, о правилах, об отыгрыше... Заигралась что ли в конец? Хотя...
  Стоим на свертке на Ишим. Перед нами, ближе к кольцу - трое местных.
  - У, тюлени, нигде от них прохода нет, - возмущается Санта.
  Я вижу двух безмерно усталых деревенских теток и мужичка бомжеватого вида. Останавливать машины пытается только одна из теток, та, что помоложе. Стоит, вяло машет рукой. Вторая тетка (скорее - старуха) и мужик по-зоновски сидят на корточках у обочины. Санте эта поза, может быть, ничего и не говорит, но тот, кто долго прожил в Сибири, всегда отличит "отбывавшего" по тому, как тот сидит.
  Дело в том, что на "пересылках" и во время общих "шмонов" в зонах - в общем, везде, где заключенным приходится долго ждать, их заставляют садиться. Во-первых, сидеть действительно легче, чем стоять. Во-вторых, из сидячего положения труднее наброситься на охранников - надо сначала встать. Но грязная земля - это не удобное кресло, на ней не развалишься как хочешь. Единственная устойчивая поза в этом случае - на корточках, причем так, чтобы касаться опоры полной ступней. Постепенно заключенный так привыкает к этой позе, что она становится для него самой удобной во время отдыха. Так вот, и старуха, и мужик сидели по-зоновски, и у меня сразу возникли по их поводу всякие грустные мысли. Например, о том, что в Сибири каждый третий - или имеет судимость, или имеет судимых ближайших родственников. Что уголовная субкультура постепенно становится чуть ли ни официально признанной... И что перед нами - яркие представители того русского народа, о котором сегодня так много говорят...
  Ладно, хватит о грустном.
  Стоим долго. Санта винит в "зависе" злобных "тюленей", мешающих стопить. Я ничего по этому поводу не думаю. С моей точки зрения остановка или не остановка машины - это чистый рендом. То бишь случайность. Которая, конечно, - неосознанная закономерность, но бороться с которой возможно лишь опосредованно. Как известно любому, кто прочитал хоть пару популярных книжек по эзотерике, организация пространства - искусство тонкое и не всем доступное. И главное правило тут - слушать свой внутренний голос.
  Мне мой внутренний голос говорит, что нужно попытаться застопить вон ту телегу с лошадью. Во-первых, прокатиться в телеге - это здорово (тысячу лет не ездила в телеге), во вторых, отъедем от раздражающих Санту "тюленей" хотя бы на пару километров. Но Санта почему-то на гужевой транспорт не соглашается. Говорит, что тут, на повороте - ПОЗИЦИЯ, а дальше будет - МАЗДАЙ. Ничего не понимаю, но немного обижаюсь. Ладно, как-нибудь еще застоплю лошадь - мало ли впереди дорог...
  Сразу после диалога о телеге нас подбирает какая-то ужасно чумазая цистерна. В этой цистерне (конечно, в кабине, а не в самом баке) разрешено ездить только двоим, поэтому шофер высаживает нас за километр до въездного поста ДПС перед Абатским.
  
  "АБАТСКОЕ 1: в 10 км. Не доезжая самого Абатского пост ДПС на правой стороне. За постом спуск с горы. Большой локал до Абатского."
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  
  В Абатском мы зависли надолго. Сначала ничего не стопилось. Точнее, стопилось, но только в сам поселок. Мы успели пообщаться с милиционерами на посту, Санта набрал у них воды. Поговорили с ними "за автостоп". Потом на пост со стороны Абатского подвезли какую-то девчонку. По виду и манерам - что-то вроде дорожной проститутки. Мы слегка пообщались с ней, потом девчонка ушла к ментам на пост. От скуки мы немножко поругались по поводу "тюленей" и прочих презираемых Сантой разрядов рода человеческого.
  Дело в том, что мы с ним по-разному классифицируем человечество. Я делю всех считающих себя разумными существ на "цивилов" и "ролевиков". Где-то в промежутке между этими категориями болтаются хиппи и прочие "неформалы", которые в "игрушках" не участвуют, но близки по духу и часто делают из всей своей жизни одну большую игру. Ролевики мне интересны по определению. Неиграющие хиппи (особенно если они знакомы с ролевой тусовкой) вызывают удивление: как можно на всю жизнь надевать на себя одну и ту же маску, и ни разу не попробовать стать кем-то другим? "Цивилы" играют в свои, мало волнующие меня, игры (типа "ты - начальник, я - дурак"), но тоже имеют право на существование. Собственно, это - не их вина, а их беда, что они ни разу не попробовали себя в какой-нибудь другой роли, кроме навязанных им обществом.
  Санта в городе не делит людей ни на какие категории. Каждый человек интересен ему сам по себе. В этом, наверное, и заключается фантастическая способность Санты налаживать отношения с кем угодно - от родителей молоденьких хиппушек, у которых он порой "вписывается", до рыночных "бригадиров", которые брали его в Омске на работу. В нашей тусовке Санта вообще стал "коллективной жилеткой" и психоотстойником для всех ушибленных любовными переживаниями девиц и самых безбашенных и никому не интересных пионеров.
  На трассе вдруг все оказалось по-другому. Я даже сразу не поняла, из-за чего напрягаюсь. Но его разделение всех встречных на "категории" показалось почему-то неприятно. "Стопщики", "драйвера" и "тюлени" и "проститутки", "дээспешники"... Для "стопщика" нет большего удовольствия, чем сесть в машину на глазах у "тюленей". И нет большей обиды, чем когда у него под носом "застопит" проститутка. Та деваха в Абатском застопила в сторону Омска сразу же, как вышла с поста ДПС. Это вконец испортило настроение Санте. Почему - я до сих пор не понимаю. Ну живут себе "тюлени" и проститутки, ездят, как могут... Ну, конкуренция, конечно, для стопщиков... Ну и что? У них - своя дорога, у нас - своя. По-моему, трасса - она для всех, и каждый добирается по ней, как может. Кому лучше: этой бедняге-проститутке, которую и сегодня, и завтра, и через месяц будут равнодушно трахать очередные драйвера, или нам, у которых впереди - Грушинский фестиваль, где классные песни, хорошие друзья и еще - куча интересного народа, которого мы еще не знаем, но с которым обязательно познакомимся?
  Слава Богу, в это время натянуло грозу, и мы, чтобы не мокнуть, быстренько свалили в придорожный лесок и поставили палатку. Вот тут-то я получила от трассы первую "плюшку", из тех, о которых трудно забыть.
  Ливень хлестал по палатке, в небе грохотало, но внутри было сухо, уютно и даже тепло. Плюс - довольно светло - ночь еще не наступила. От нечего делать мы занялись плетением фенечек. И это было удивительное ощущение оторванности от всего мира. За последние годы я порядком устала. Несколько лет подряд у меня не было отпуска. В коммерческих газетах порядки строгие: или ты работаешь и получаешь деньги, или - твои проблемы. Последний год был вообще тяжелым, кормилась одними гонорарами. А это: как потопаешь - так и полопаешь. Доходило до того, что я чуть ли ни за волосы поднимала себя по утрам с постели и заставляла куда-то идти, с кем-то говорить, про кого-то писать... А тут - не только не нужно ничего делать - ничего делать просто не возможно! Ливень отрезал нас и от трассы, и от всего человечества вместе взятого... И это было так здорово... Честное слово, я готова была неделю просидеть в палатке и никуда не дергаться!
  
  "АБАТСКОЕ 2: Выезд из Абатского. Либо соединение потоков с трассы и села, либо поворот на Викулово в 500 метрах дальше. В Абатском кемпинге и <Пельмешке> большая дальнобойная тусовка."
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  
  А утром было холодно и сыро, но туч уже не было. От холода мы проснулись на рассвете. Собрались, и, наученные вчерашним горьким опытом, потопали на выездной пост из Абатского. В принципе, можно было дойти до него и вчера, но я вдруг обнаружила, что Санта считает 10-километровую прогулку по асфальту тяжелым (пусть даже только для меня) преходом. Пока шли, он все заботливо интересовался, не трудно ли мне на трассе. Я даже сначала не могла понять - о чем это он. Потом объяснила, что вообще-то идти по асфальту с легоньким рюкзачком, в котором только спальник и пара сменных футболок - это совсем не то, что топать по саянским гольцам с двухнедельным запасом еды за плечами. И вообще-то дневной переход - это от 20 до 40 километров, в зависимости от сложности маршрута. Санта удивился:
  - Зачем с собой столько набирать продуктов?
  - Да потому что в тайге аскать не у кого. Разве что у медведей...
  Господи, какой все-таки у нас разный подход к жизни...
  
  "ИШИМ 1: Налево - поворот на Ишим. Прямо - Тюмень. Позиция за заправкой."
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  
  До Ишима мы доехали быстро. Причем в машине, где играла довольно приличная музыка. В остальных - сплошные "Руки вверх", а тут - что-то из старого зарубежного рока. В прочем, толком не помню - что. Согревшись в машине, я позорно заснула на заднем сидении, предоставив Санте общаться с водителем. В конце концов, он - стопщик-ас, а не я. Я ему говорила, что с утра, не попив крепкого чаю, я - не в малейшей мере не сапиенс. Ноги переставлять могу, но "на автомате". На выезде из Абатского Санта отговорил меня от идеи развести костер и вскипятить чаю - дескать, утренний поток пропустим. Хотя какой нормальный турист отправляется в дневной переход без завтрака? У стопщиков, оказывается, все наоборот.
  В прочем, нечто, похожее на чай, я получила - но уже в Ишиме, где Санта попросил в кафешке кипятка. Не смотря на то, что я набухала в кружку чуть ли ни пол-пачки заварки, еле теплая водичка, представленная нам как кипяток, никак не хотела превращаться в нормальный чай. Причем все свои манипуляции с кружкой я проделывала под осуждающим взглядом Санты. Типа, трасса ждет, а ты тут со своими мажорскими привычками...
  Нет, чем дальше, тем больше мне перестает нравится "научный" автостоп. По-моему, лучше потерять пол-часа времени и собрать десяток веток, чтобы попить НОРМАЛЬНЫЙ чай, чем клянчить кипяток в кафешках и получать помои.
  Тут нужно, наверное, сделать небольшое отступление по поводу ролевиков и тех рас, которые каждый из них себе выбирает. Раса - это постоянный отыгрыш, это психотип, это... В общем, объяснять долго, но раса - это суть существа. Есть эльфы - и они действительно дивные. Романтики, поэты, живущие как бы не в этом мире. Есть орки - для них важнее всего агрессия, бой. И есть мы - гномы. Девиз которых: "Если хочешь мне помочь - отойди и не мешай!" Я искренне не понимаю: зачем просить у кого-то то, что можешь обеспечить себе сам? А вот Санта сам не занет, кто он такой, Глюк Типо Графский... Но, по-моему, ближе к дивному. По крайней мере, всякие бытовые неудобства, отсутствие не то что еды - чая по утрам, его не напрягают ни в малейшей степени. Есть - хорошо, нет - не проблема. А чтобы самому чуть-чуть пошевелиться... Нет, он не лентяй - просто он не понимает, что это может быть кому-нибудь действительно нужно.
  В этом, наверное, причина всех наших с Сантой скандалов на трассе. Парой мы оказались отвратной. Каждый считал, что лучше знает, что нужно делать. Я все пыталась применить к трассе мой туристический опыт, который говорит, что желудок должен быть сытым, ноги - сухими, а по ночам нужно как следует высыпаться, потому что один неверный шаг - и ты рискуешь стать "несамоходным грузом" для всей группы. В принципе, я и до нашего знакомства пару раз ходила по трассе - и ничего, мои навыки меня не подводили. Теперь же вел Санта, и он действовал по своим принципам. Я с глухим ворчанием подчинялась, потому что в конце концов - он настоящий научный стопщик, а не я.
  
  "ИШИМ 2: Пост ДПС (ночью освещен) и кафе <Олимпик> на правой стороне в 20 км от первой позиции. Поток машин из Ишима на Тюмень. Ключевая."
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  
  Нет, все-таки Санта чему-то учится по дороге. Например, осознал, что пешком я передвигаюсь с не меньшим удовольствием, чем в автомобилях. (Если честно, то с гораздо большим, но, к сожалению, от Омска до Самары слишком долеко для пешего похода).
  Попив в начале ишимской объездной квази-чаю, мы бодро потопали по ней. 20 км до выездного ДПС? Пустяки! В прочем, время от времени подголосовываем. Наконец, останавливается "Жигуленок". В салоне - бабушка, дедушка и внучка лет пятнадцати. Подвозят нас километров десять. При этом бабулька ужасно расстраивается, что мы - не поломники по монастырям, а мирские любители бардовской песни. Заделаться что ли в поломники?...
  Высаживают нас возле какой-то кафешки. Стопим. Останавливаются два "КамАЗа" с иркутскими номерами. К сожалению, не рядом с нами, а рядом с кафешкой. Шоферы идут перекусить. Я предлагаю Санте "вписаться" в машину, пока водилы обедают. Он отвечает, что это должна сделать я. Почему? Принцип у него такой - он стопит, а "вписывается" обычно ведомый. Ну что ж... Иду, договариваюсь с мужиками. Сытый человек - добрый человек. Нас берут. Причем машины идут ... в Самару!
  Тут нужно еще одно довольно длинное отступление об организации пространства. Нужно чего - то очень хотеть - и тогда у тебя будет возможность это "что-то" получить. Конечно, если это "что-то" тебе действительно необходимо, а не простая дурь и блажь.
  Я хотела в Самару - и получила возможность туда ехать. Водители - классные. Пока мы были с ними, нас кормили, дали потом с собой хлеба и тушенки. И вообще, мы - не первые стопщики, которых они подбирают. От Новосибирска до Омска везли наших знакомых ребят из рок-группы... Если бы мы так ехали на этих машинах, то наверняка уже через сутки бы были на Груше. Но... Это я хотела прямиком в Самару, а у Санты был свой четко спланированный маршрут. Так что до Самары мы с этими драйверами не поехали. Теперь понимаю, что заход в Екатеринбург с точки зрения организации пространства был мне совершенно не нужен. Но, к сожалению, мы тогда считали, что нужно заехать в Катер. Там у нас была назначена "стрелка" с еще одним омичом - Дори. Причем - на вписке у хорошего человека Полины, которая тоже ждала нас. И волновалась бы в случае нашего отсутствия. Так что с этими водителями мы доехали только до Шадринска.
  Дело в том, что выезд из Омска на Челябинск и дальше - на Уфу - возможен по двум трассам. Северная идет через Тюмень и Екатеринбург, а потом - резко на юг, на Челябинск. По карте это - значительный крюк, километров полтораста, а то и больше. Южная - через Курган. Она короче, но пересекает территорию Казахстана. А это - две таможни, а таможенники, как известно, деньги любят не меньше дэпээсников. А то и больше. Особенно казахские. Поэтому дальнобойщики изобрели "средний" вариант. Вот что пишет Санта в своих "Позициях":
  "ЯЛОУТОРОВСК: Пост на выезде справа. В 3 км за ним поворот налево на Исетское и далее на Шадринск. Энное кол-во дальнобоев идут в Челябу через Шадринск, так что имеет смысл расспросит драйвера о его дальнейшем пути."
  Замечание совершенно справедливое. В прочем, если ехать из Сибири в Москву или в Питер, и при этом не напрягаться на счет вписок - то в вариант проскочить с дальнобоем "Ялоуторовск-Исетское-Шадринск-Челябинск" даже предпочтительнее.
  Самое смешное, что Дори тоже попался драйвер, который ехал через Шадринск, и вообще, весь дальнейший путь был отмечен каким-то налетом мистики. Порой нас разделяли всего пара километров или 10 минут времени, хотя до Катера мы нигде не пересеклись. Но об этом - потом. А пока мы едем с хорошим человеком Иваном из Братска и треплемся обо всем подряд. О музыке (Санта даже подарил ему кассету со старыми "совковыми" хитами, вроде "Лейся, песня"). О ценах на солярку. Об автостопе и ролевиках. О том, как тяжко приходится сибиряку "в Европе". В общем, Иван, по выражению Санты, - "мужик продвинутый и ненапряжный".
  Под Шадринском на кольце-развязке я вылезаю из машины с огромным сожалением. Эх, если бы ни "стрелка" в Катере!
  От Шадринска до Катера пишу только по памяти, потому как в сантиных позициях о них - ни слова. Хотя этот участок был, наверное, самым замечательным. Весь он оказался почему-то связан с дачной темой. По Шадринской объездной мы прошли на двух иномарках. Километров пять - на "Форде", который ехал на заправку. Потом долго стояли возле какого-то дачного поселка. Напротив, через дорогу, остановка автобуса, на которой, по любимому выражению Санты, "тюлени в количестве". Хотя, на мой взгляд, это никакие не тюлени, потому что они стопить даже и не пытаются. Обыкновенные дачники, которые ждут автобуса. Между нами происходит забавный диалог:
  Я - Санте:
  - Ну чем они тебе не нравятся? Ну стоят, ждут, даже не стопят...
  Он - мне:
  - Так стопили бы - быстрее дома были бы!
  - Ну не знают они, что стопить можно!
  - Трудно что ли догадаться?
  - И вообще - они автобус ждут. Дождутся - поедут.
  - Как селедки в бочке! А мы - с ветерком!
  - Все в один "КамАЗ" не влезут...
  - Их проблемы...
  Вижу, что разговор раздражает Санту, поэтому умолкаю. И прихожу к выводу, что я все-таки, по классификации Санты, наверное, "тюлень". И вот почему. Я еду только когда мне надо куда-то ехать. Если есть возмжность - еду "цивилом". Если нет возможности - тогда только выхожу на дорогу и начинаю голосовать. И дело даже не в том, что автостоп - это уж слишком тяжелое занятие (хотя в машинах меня порядком укачивает и после дня на трассе чувствую себя не лучшим образом). Просто не хочу ПРОСИТЬ. В меня жизнь вбила правило, сформулированное то ли Солженициным, то ли Шаламовым (не помню уже кем): "Не верь, не бойся, не проси." Оно сформулировано как алгоритм выживания в советской зоне, но все наше общество давным давно живет по "зоновским" правилам.
  Лет пять-шесть назад, на волне интереса к "чернухе" я много писала об уголовниках. Изучала порядки в зонах, слушала исповеди убийц... Кое-что об этом знаю. Как-то я попыталась мысленно прикинуть ситуацию - вдруг меня посадят. Поняла, что стала бы драться за положение "жучки" - нечто вроде бригадирши в женских клониях. Сейчас я пытаюсь представить Санту за решеткой. Кем бы он там стал? "Мужиком"? "Чертом"? "Шерстяным"? Но вдруг понимаю, что он там просто не может существовать. Не может по опредлению. В нашем обществе он - как белая ворона.
  Его автостоп строится совершенно на иных алгоритмах. Каждый встречный для стопщика - по определению хороший человек. Каждый встречный может помочь - и это для стопщика настолько привычно, что он даже редко испытывает чувство благодарности к людям, которые его везут, кормят, вписывают... В мире автостопщика все люди - братья, и взаимопомощь - норма... Мне это до сих пор дико. Я до сих пор, например, не могу заставить себя попросить у кого-нибудь еды. "Вписаться" в машину, "стрельнуть" сигарету - еще туда-сюда. Но "раскручивать" водителей на еду? Аскать в кафешках? А вот у Санты это как-то получается - при этом он умудряется не терять достоинства, потому что в его мире это - норма.
  Мои мысли прерывает остановившаяся машина. То ли на "Тойота", то ли еще на что-то такое же длинное и обтекаемое. За рулем - парень лет 18, с ним деваха его же возраста. Везут нас тоже недалеко - едут на дачу. Высаживают посреди чиста поля - налево - поворот на дачи, справа - площадка с одиноким отдыхающим "КамАЗом". Время - к вечеру, и девушка спрашивает, ели ли мы сегодня.
  - Мы утром чаю попили, - отвечает Санта.
  Вроде и не вранье - мы действительно пили утром чай (если это можно было назвать чаем). Вообще-то потом нас кормили, да еще в рюкзаке продукты есть. Если ночевать - проблем с едой не будет. Но собеседнице об этом знать не обязательно. В общем, Санта демонстрирует пример "раскрутки драйвера".
  - А тарелки у вас с собой есть? - спрашивает девица.
  - Да, конечно!
  Парень открывает богажник и достает оттуда... завернутую в полотенце кастрюлю. Нам накладывают тарелку мантов. С майонезом! Вот это да!
  Машина удаляется за дальний лесок, а мы сидим на обочине и рубаем эти манты. Фантастика!
  Здесь нас подбирает колонна грузовиков, идущих в Каменец-Уральский (это около 100 км от Катера). Машины "убитые", еле ползут. По дороге одна ломается, шоферы что-то "шаманят" и заставляют ее двигаться дальше, вторая ломается перед самым въездом в город. В Каменец-Уральском мы оказываемя только в двенадцатом часу ночи. Усталый шофер - молодой парень - вывозит нас на автобусную остановку и объясняет, как добраться до выезда на Катер.
  Решив, что существование автобусов в заштатном городишке в двенадцатом часу ночи - факт весьма сомнительный, топаем на выезд. Однако быстро понимаем, что топать придеться километров 5-6 - не меньше, причем все время - с горки и на горку. Каменец - он действительно Уральский, то бишь горный.
  И даже какой-то фантастический. Во-первых, здесь проезжая часть может быть метров на пять ниже тротуара. Или выше. Во-вторых, центр застроен старинными, но порядком облупившимися зданиями. Резные наличиники на деревянных домах, хитрая лепнина - на каменных. В полисадниках - сирень и мальвы. В начавшихся сумерках все это имеет вид сказочный и нереальный. Я иду, смотрю во все глаза и тихо хренею от восхищения. Эх, сюда бы недели на две, да с этюдником! Хотя - где жить? Знакомых - никого, гостиница - дорого... Интересно, есть в Каменец-Уральском хоть одна неформальская вписка?
  Мы доходим до следующей остановки возле городского театра, по дороге удостоверившись у какого-то мужика, что автобусы еще должны ходить. Стоим, ждем. Вокруг нас начинают конденсироваться какие-то гоповатые личности. Я напрягаюсь - кажется, придется драться... Но подходит автобус, и мы катим к выезду из города.
  Тут - опять о Дори. Оказывается, он был на этой остановке через минуту после нашего отъеза. Даже видел уходящий автобус. Потом ему, а не нам, пришлось драться с гопами (о чем Дори расказывал с особенным удовольствием, он-то - не хиппи-пацифист, как Санта, а нормальный гном). Из города он выехал на следующем автобусе, почти сразу же застопил машину до Катера и ночевал в гараже, потому как не знал, как ночью добираться до Полины. Пил с шоферами, играл им на гитаре - и был на "стрелке" в 8 утра.
  Мы же, пока ехали в автобусе, обратили внимание на парня с дорожной сумкой и гитарой. Ему лет 16-17, одет в анарак, капюшон натянут на голову - так что не видно волос. Предположение Санты - может, хайрастый, но боится гопов? К нашему удивлению, с конечной остановки автобуса пацан идет в одном с нами направлении. Может, первый попутчик на "Грушу"? Естественно, догоняем его и заговариваем.
  Нет, он - не на "Грушу". Всегда мечтал, но некогда - у него сейчас экзамены в техникуме. Зато осенью будет участвовать в фестивале "Зеленая карета". Это здесь проводится. И вообще - он сам песни пишет. А сейчас идет к себе на дачу, где его ждут ребята, с которыми они решили "посидеть".
  - Ребят, а что вам на ночь глядя куда-то ехать? Пошли ко мне на дачу, переночуете, в бане попаритесь - ее парни истопить должны были...
  В бане? Вот здорово! Идешь так, идешь по трассе - и вот тебя то кормят мантами, то в баню мыться зовут...
  Двухэтажная не совсем достроенная дача, компания молодняка - три парня (вместе с нашим знакомцем) и девчонка лет 15-ти. Парни - типичные гопы, мат-перемат, но для них Женя - хозяин дачи - артист, и пользуется некоторым уважением. Он, приглашая нас к себе, имел тайную цель - отмазаться от упреков приятелей в том, что не привел еще девочек. Видимо, его друзья "отдохнуть" понимают как нажраться дерьмого спирта и потрахать в бане девочек. За которыми Женю, как самого контактного и обаятельного, и послали. Но, видимо, девочки его тоже послали, и он возвращался не солоно хлебавши. Что могло привести к конфликту - как, для себя подругу, дескать, привел, а для нас - обломись? Но Санта довольно популярно показал пацанам, что отдыхать можно совсем по-другому. Они с Женей попеременно пели: санта - Башлачева, Науменко и свое, Женя - тоже свое. И даже неплохо. Остальные слушали разинув рты. Надеюсь, парни запомнят эту ночь - по крайней мере, наш хозяин.
  В общем, на трассу мы выползли часов в десять утра с жуткой головной болью. Нет, пить такое дерьмо - себе дороже. Быстренько застопили что-то, потом еще что-то. Запомнился только убитый "ЗИЛок", в котором по дороге котором загорелась проводка. За рулем - мужик лет тридцати, из породы современных мелких предпринимателей. Не "новый русский" из анекдота, а что-то вроде того "среднего класса", о котором так много рассуждают: интеллигентный, хорошо одетый. Машина - наверняка "поднятая" из рухляди, с еле живым движком, но салон внутри отделан пленкой под дерево... У меня он почему-то вызвал уважение - человек крутится, как может, и при этом остается человеком...
  Последний водитель - мужичек чиновничьего вида на "Жигулях" - довез нас до центра Катера, и часов в 12 мы были у Полины. Помылись (второй раз за сутки), немного отдохнули - и снова на трассу. Уже втроем с Дори.
  
  СВЕРДЛОВСК.Выезд из города: на Челябу 19 авт и 1,6 тролл до ост <Димитрова> (поворот на Химмаш), на Тюмень 45 авт до поста ДПС или 61 до конечной с ул Малышева.
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  
  Время - шесть вечера. Стоим второем. Стопится "пикапчик".
  - Троих в будку возьмете?
  - Ладно, валяйте, только не здесь у ДПС, а за горку отъедем и вас подождем.
  Топаем "за горку". Точнее - в горку. Рост и у Санты и у Дори - за 1.90, я за ними бегу легкой трусцой. Залезаем на горку, спускаемся до поворота - но машины нигде не видно. Ну и шуточки! Топаем обратно на пост (в горку-под горку). Стопим. Точнее, стопим мы с Сантой, а Дори, заявив, что поедет один, садится у обочины играть на гитаре. Это у него, оказывается, такая манера стопить. Просидит на обочине втрое дольше, чем обычный стопщик - но дождется СВОЕГО драйвера - какого-нибудь любителя музыки, который сам остановится возле одиного гитариста.
  Мы с Сантой садимся в какую-то иномарку с кавказцем за рулем. Пока соображаем, что неплохо бы подобрать и Дори (место есть) - мы уже в десятке километров от поста. После обязательного выяснения - кто мы, откуда и зачем - кавказец, кажется, теряет к нам интерес и на полную громкость врубает какую-то национальную музыку. Музыка на него действует возбуждающе - он жмет на газ все сильнее и сильнее. При этом у меня такое впечатление, что он сейчас бросит руль и начнет танцевать. И это на скорости 130-140!
  
  ЧЕЛЯБИНСК 1. Начало объездной - глухая неосвещенная позиция. Днем берут хорошо
  ЧЕЛЯБИНСК 2. Середина объездной. Поворот в город, возможно зависание.
  ЧЕЛЯБИНСК 3. Конец объездной. Трасса М-5. Позиция весьма скоростная.
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  
  На Челябинской объездной мы оказываемся засветло. Только вот какая это часть объездной - понятия не имею. Кавказец высаживает нас около какого-то железнодорожного виадука. Пейзаж весьма унылый - какие-то карьеры, отвалы, желтая (в конце июня!) трава... Поворот к дачам. У этого поворота время от времени останавливаются машины, высаживают проституток, потом другие машины их подбирают. Нас почему-то не подбирает никто - и долго, так что уже начинает смеркаться.
  В конце концов Санта соглашается с моим предложением идти искать место для ночлега. С его точки зрения МАЗДАЙ - уходить с трассы пока на ней еще есть какое-то движение. С моей точки зрения - МАЗДАЙ - это разбивать лагерь в темноте. Но решает Санта. В прочем, машин почти нет, и мы все-таки уходим с дороги.
  Метрах в двухстах - молодой сосновый лесок. В прочем, то что он молодой и сосновый, я понимаю только добравшись до него. До этого он казался каким-то унылым пятном. А зашли в лес - и оказывается, что лучшего места для начевки не найти. Даже в потемках удается набрать сушняка. Варим кашу, кипятим чай. Здорово! Чувствую себя как в настоящем походе. Вообще, трасса хороша своей непредсказуемостью. Чтобы найти такое классное место пешком, иной раз тратишь часы. А тут мы в нем просто ОКАЗАЛИСЬ. Как в сказке - вот ты в душном и пыльном городе, потом - щелчок пальцами - и ты уже под сенью волшебного леса... Сошли с трассы - и на, пожалуйста! Хотя сама трасса мне все больше кажется похожей на гнойный рубец на теле Земли. Метров пятьдесят с обеих ее сторон - "цивилизация", то есть полу-дохлая трава, камень, асфальт, взрытая почва, мусор и грязь... Но стоит отойти подальше... Главное - во-время отойти, в нужном месте. Нам прошлым летом везло. Все ночевки в лесу были в очень удобных и красивых местах. Может, это Трасса ко мне "подлизывалась"?
  
  МИАСС. Выезд из города. Перед ним на левой стороне кафе и заправки.
  СТЕЛЛА <ЕВРОПА-АЗИЯ> Позиция на пригорке. Справа кафе. Если машина идет в Златоуст, можно выйти и здесь.
  ЗЛАТОУСТ 1. Первый поворот в город. Поток на Челябу.
  ЗЛАТОУСТ 2. Выезд из города за кафе <Уреньга>. Поток на Уфу.
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  
  Утром добираемся до конца объездной, там ловим машину до стеллы "Европа-Азия". Какой-то грузовик, шофер - доброжелательный дядька. Я любуюсь природой. Урал - это ГОРЫ. А горы ранним утром, косо освещенные солцем... Я гном еще и потому, что до ужаса люблю горы. Прихотливо изломанная линия горизонта, синие ели, слоистые обрывы и обнажения... Была бы моя воля - плюнула бы на "Грушу" и осталась на пару дней здесь, в горах. Надоел плоский, как тарелка, Омск и пыльные березняки, которые у нас называют "лесами". Но этим летом - не судьба. Хотя на Урал я приеду обязательно!
  Я год прожила на Урале - но не здесь, а под Пермью. Там природа другая - сопки мягкие, земля - рыжая и глинистая. Много "лысых" сопок, на которых люди вырубили деревья на дрова еще веке так в 18-м, а на бедной почве новый лес не вырос. Сейчас об этом забыли, но сведение лесов в 17-18 веке было на Урале и в Сибири первой экологической катастрофой. В Европейской части России вырубки через три года затягиваются молодым березняком, а у нас они превращаются в лысые горы... На которых плодятся ведьмы и прочая нечисть, ненавидящая весь род человеческий.
  Но Миассы и Златоуст человек почему-то миловал. Наверное, потому, что рубить на этих откосах - себе дороже. Здесь настолько красиво, что обязательно должен жить кто-нибудь из моей гномьей родни. Не могут быть такие места без хозяев!
  Пока мечтаю о будущей прогулке по Уралу, вокруг меня происходят всякие события. Под Миассами Санта с диким индейским визгом чуть не вываливается из окна - увидел на обочине пару стопщиков, как ему показалось, знакомых. Машет им банданой... То же повторяется под Златоустом. Уральский пипл двинулся на "Грушу" - значит, на трассе мы не одни!
  Нас высаживают у стеллы "Европа-Азия". Я с чего-то решаю пойти попытаться поаскать - мое неумение ПРОСИТЬ меня порядком напрягает. Подхожу к кафешке, но на мои слова "Нам бы поесть чего-нибудь" выползшея из ее недр личность бурчит: "У нас закрыто!" Личность похожа на дебильного подростка, и разговаривать с ней не хочется. Санта предлагает мне пойти выпросить что-нибудь у семейства "новых русских", фотографирующих на фоне стеллы и своего "джипа". Мне это тоже не очень-то хочется делать... Ну и черт с ним - не умею я просить - и все тут! Ладно, нас подбирает машина, и мы едем дальше - снова через горы, такие древние и гордые... Может, это родство с ними не дает мне аскать?
  
  УФА 1 Поворот в город направо, после заправки. Начало объездной.
  УФА 2. Середина объездной. Развязка Аэропорт-Уфа. За развязкой справа - заправка. Ночью освещена.
  УФА 3. Выездной пост слева. В 1 км от поста конечная ост автобусов в Уфу. (Транспорт на 50% бесплатный).
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  Дальнейший путь помню слабо. К проблеме укачивания в машинах прибавляется еще проблема желудка. То ли вода попалась какая-то не такая, то ли еще что... Плюс - жара под тридцать, а я жару переношу плохо. Регулировать перистальтику кишечника человек себе может и без таблеток - но только в трансовом состоянии. Поэтому я впадаю в полу-транст и только время от времени из него выплываю на "поверхность", чтобы переброситься парой слов с Сантой. Я сейчас представляю из себя что-то вроде чемодана - только без ручки. Санта меня добросовестно тащит. Одно "всплывание" - на уфимской объездной, которую мы проходим, сменив чуть ли ни пять или шесть локальных машин - по пять-десять километров. Одна из них - "Москвич" со снятыми задними сидениями - оказывается с ханты-мансийскими номерами. Под Абатским мы никак не могли застопить ни одного "ханта" - их проезжало много, но машины забиты под завязку: жена-дети-теща-собака плюс запас дешевой провизии на зиму с "материка". А под Уфой - на, пожалуйста... Санта забирается назад, на расстеленный брезент, я сажусь рядом с водителем.
  - Не, я только покупал машину в Ханты-Мансийске, а сам отсюда, из-под Уфы, - объясняет мужик экзотичность своего номерного знака.
  Он высаживает нас возле какой-то очередной деревушки.
  - Слушай, а он, наверное, маньяк, у него там весь брезент в крови, - недоумевает Санта.
  Я смеюсь - заметила под брезентом слой крапивы - так возят свиные туши, крапива - чтобы мясо в жару не испортилось... Ну что делать с этими москвичами-горожанами?
  Еще один выход на "поверхность" - на выезде из Уфы. Желудок, кажется, начинает вести себя прилично и вспоминает о своих функциях. То есть о том, что я хочу есть. Из еды у нас - пол-банки тушенки и крупа. Жевать сухую пшенку - фу... А о свиной тушенке мне даже подумать страшно. Поэтому прошу хлеба у проходящего мимо панка, который тоже едет на "Грушу". Панк Пес дает мне какой-то засохший объедок, и с наслаждением в него вгрызаюсь.
  - Так ты есть хочешь? - искренне удивляется Санта. - Так что же ты от тушенки отказалась?
  Нет, меня сейчас вывернет. Мне почему-то кажется, что нет ничего лучше, как перейти дорогу и начать стопить в обратную сторону - в Омск или, что еще лучше, - на Урал. Иначе отпуск будет испорчен окончательно. И на хрена я еду на какую-то "Грушу", если больше всего сейчас хочу быть где-нибудь в уральском лесу? И, что самое обидное, - у Санты будет возможность побывать на Урале - после "Груши" они с Дори договорились пойти в горы. А мне надо работать... Как я ненавижу это слово "НАДО"!
  К сожалению, Санта не дает мне уйти. (В прочем, я сама прекрасно понимаю, что без денег и продуктов мне на Урале делать нечего, да и одной ехать не очень-то хочется). Поэтому якобы подчиняюсь, и Санта бежит в ближайшую кафешку за хлебом.
  Поев, опять ухожу в себя - в свои резервные состояния. Теперь уже от обиды на жизнь.
  
  ОКТЯБРЬСКИЙ 1.Въезд в город со стороны Уфы. Слева перед поворотом дальнобойная стоянка. Задница.
  ОКТЯБРЬСКИЙ 2. Пост ДПС на выезде слева. Граница с Татарией. Расположен практически на склоне холма.
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  "Выныриваю" только в Башкирии. Вечереет. Где-то под Октябрьским, справа, если ехать из Сибири в Европу, - родничок. Водитель останавливается, и бьющая из откоса живая вода приводит меня в чувство.
  Еще одно событие между Октябрьским и Бугульмой. Этот участок мы проходим очень тяжело. Одна машина ломается, другая везет всего километров на десять... Когда до Бугульмы остается всего ничего, нас подбирает "Жигуленок". За рулем - пьянющий в ноль татарин. Видимо, мужику нужны были свободные уши. Сначала он везет нас на соседнюю заправку, в число владельцев которой он входит, и обещает, что там нас напоят бесплатным кофе. Но там оказываются такой же пьяный мент и еще какие-то непонятные личности, которые начинают цепляться к Санте по поводу длины его волос. Сообразив, что мы так и не испытали его гостеприимства, татарин везет нас к себе домой в деревеньку Александровку, поит чаем с молоком, кормит хлебом с деревенской сметаной... По ходу рассказывает чуть ли ни всю свою жизнь - и то, что он сам много путешествовал (видать, мужик судимый, да и поносило его по стране), и что у него недавно умерла мать, и что у них ОБЭП конфисковала бензовоз за то, что они торговали ворованным бензином...
  Татарин довозит нас почти до Бугульмы - до поста он ехать не решается по причине своего нетрезвого состояния. Тем более, что Бугульма - это уже Татария, а он, по его словам "знает, только своих, башкирских, ментов, а татары - те звери, хотя он и сам татарин..." В дорогу он дает нам полторашку парного молока...
  
  Кольцо БУГУЛЬМА-БАВЛИ. Татария. В кольце пост, справа по ходу в Самару кафе и заправка.
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  
  Километр до поста по холодку - нет ничего лучше! Уже почти стемнело, когда мы наконец-то были отпущены гостеприимным татарином и потопали по дороге. Но не успели пройти и нескольких десятком метров - около нас затормозила машина. Оказывается, нас догнали еще два стопщика - парни с Урала - и попросили водителя остановить. Всех вместе нас высаживают на посту, и мы после получаса неудачных попыток что-нибудь застопить, коллективно решаем, что неплохо бы пойти куда-нибудь переночевать.
  Наши попутчики - совсем пацаны, лет по 16. У обоих - "музыкальные" клички: один Трэш, другого не помню, но что-то тоже из этой оперы. У них нет ни палатки, ни спальников, и ночью под открытым небом они чувствуют себя не очень-то уверенно. Мы для них - манна небесная. Ужинаем молоком (парное молоко на трассе? на лицах парней - полное охренение) и хлебом и утрамбовываемся вчетвером в одноместную сантину палатку. Ничего, вполне нормально помещаемся... Утором выбираемся на позицию - и видим еще одного попутчика.
  О нем - особо. Егор Лаушкин - откуда-то с Урала, из "закрытого" города. Совершенно не стопное и не хипповое существо. Просто поэт. Он дал Санте целую пачку своих книжек-малюток. Называются "Бусинки" - забавные такие одностишия, построенные на аллитерациях. Например "Книги гному ноги гнут". (А как же без нас, любимых!) Так вот, Егор ехал на "Грушу" стопом только потому, что августовский кризис 1998 года превратил для большинства людей обычные путешествия во что-то недосягаемое и непосильное по финансам, ехал неумело и мучительно, его почему-то никто не брал, хотя существо он - милейшее. Надеюсь, у него сейчас все хорошо...
  Пятеро для одной позиции все-таки - перегруз. Стопить парой нам с Сантой дальше парой - вообще нереально. Дальнобои часто ездят со сменщиком, так что свободным остается только одно место. Поэтому решаем разделиться. Сажусь в первый же остановившийся "КамАЗ" с двумя водителями.
  
  КАМЫШЛА. Ключевая. Пост ДПС слева. По обе стороны кафе, дальбойная
  тусовка. Воду можно набрать в водонапорной башне справа.
  S-D
  "ОМСК-ПИТЕР. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ТРАССЕ"
  Забавно, но дальнейший участок пути я помню идеально. Видимо, пока мы шли с Сантой, мои мозги работали по принципу: "А на что географию учить? Кучер есть - он и довезет." Тут же пришлось соображать самостоятельно, так что мир воспринимается несколько по-другому.
  Высаживают меня в Камышле - мужики останавливаются на отдых. Топаю вдоль длинного ряда кафешек на выезд. Вдруг вижу парня в желтом стопном комбинезоне, с рюкзаком, но почему-то голосующего в обратную сторону. Из любопытства (как - все на "Грушу", а он - обратно?) подхожу и знакомлюсь. Это оказывается знаменитый Тим Волкодав - герой множества стопных баек, один из самых известных представителей стопного племени. Его странное поведение объясняется просто: ему еще нужно привезти на "Грушу" из Тальятти девушку и запастись пивом, поскольку 3 июля у него - день рождения. Обалдеть! У меня день рождения - тоже 3 июля, о чем я и сообщаю Тиму. Мы приглашаем друг друга на свои бездники на "Груше" и расходимся, весьма довольные друг другом. Только заняв позицию на выезде у поста ДПС, понимаю, что девушка - это хорошо, но ездить за пивом из-под Самары в Тальятти - это уже слишком. В прочем, Тим есть Тим...
  Что он и доказывает через пол-часа. Подбегает ко мне легкой рысью и спрашивает:
  - А как до "Груши" добираться, ты знаешь?
  Я добросовестно повторяю данную мне Сантой инструкцию по поводу сворота на Прибрежный.
  - Нет, это не технично! - Восклицает Тим. - Технично не выходить на объездную, а ехать в сторону Самары до второй развязки, потом подняться на железнодорожный виадук и там пересесть на электричку.
  Видно, словечко "технично" у Тима - самое любимое. Но, по рассказам Санты, в отношении "техничности", то есть наиболее выгодного маршрута, ему можно верить стопроцентно. Искренне благодарю, даю свои координаты в Омске.
  Оказалось, не зря - он заезжал осенью, и удалось познакомиться поближе. Тим - это что-то совершенно фантастическое. Постепенно я стала "определять" по расам всех встреченных мною людей. Так вот, Тим Волкодав - это вылитый гном-механик из "Саги о копье".
  Осенью он шел по трассе с двумя рюкзаками. Причем к большему была приторочена рама от мопеда, которую ему подарили в Хабаровске, и которая нужна ему для изготовления электромобиля. Из нагревательных приборов у него уже были с собой примус и собственного изготовления "бурбулятор" из банки из-под краски. Но он был искренне рад подаренному ему мной еще одному примусу. При этом его любовь к комфорту основана не на изнеженности, но на маниакальной идее делать из ничего что-то, превращать мусор в полезные вещи. Мне в подарок оставил свою брошюрку "Снаряжение для автостопа и путешествий", которая, как заявлено в предисловии, является "частью книги "Халява - бесплатное и минимально оплачиваемое: проживание, питье и питание, перемещение, передача информации, получение вещей и услуг". Значительная часть ее содержания - как изготовить походное снаряжение своими руками при минимуме затрат.
  Что самое обидное, Тим, не смотря на то, что уже стал одной из легенд стопного движения, как-то не очень вписывается в тусовки. У хиппов, способных в одной футболке рвануть из Владивостока в Питер, "двугорбый" стопщик вызывает недоумение. А "цивилов" от автостопа он не очень-то жалует сам и язвит по их поводу: "При мажорно-денежно-развлекательном автостопе необходимо брать с собой не только терморэст (самонадувающийся коврик), солнечную батарею, ноутбук, рацию, одежду из полартека и гортекса, "памперсы" и "олвейз без крылышек" (кладутся под стельки обуви для сухости), но и сотовый телефон (чтобы в случае чего позвать мамочку)." В общем, Тим - это Тим, но к рассказу о "Груше" он никакого отношения не имеет. Мы потом столкнулись еще раз на фестивале - на собственных бездниках, он пришел поздравить меня, и все.
  А пока я прощаюсь с ним и стоплю "Жигуленок". (Кстати, Тим, увидев на трассе Санту, добросовестно доложил ему обо мне. Черт, сколько можно нахваливать Волкодава? Нет, мой расизм меня погубит, но любой настоящий гном вызывает у меня искреннее восхищение!)
  Ладно. Едем дальше. За рулем - татарин лет под пятьдесят. Седой, красивый. Угощает чаем из термоса. Настроение у меня прекрасное, я треплюсь по "Грушу", про бардовские песни... Вдруг мужик предлагает переспать с ним - прямо здесь и прямо сейчас. От неожиданности я теряюсь и лопочу что-то неразборчивое. Мужик принимает это за попытки "набить цену" и деловито останавливает машину. Тут у меня взыгрывает злость. Такое утро испортил, скотина! Я с размаху бью его по носу в технике "расслабленной руки". Вообще, положение пассажира в машине во время такого конфликта очень удобное - шофер находится как раз под ударом правой с разворота, к тому же ему мешает руль... А что такое "проникающий" удар открытой ладонью - знаю по себе. Пару раз прилетало на тренировках - это не просто больно, это ОЧЕНЬ больно. Да еще по носу... Пару минут водила наверняка будет соображать, где он и кто он.
  Хватаю рюкзак, выскакиваю из машины. Отбегаю метров на десять, лихорадочно шарю глазами - нет ли какой палки. Мужик-то здоровый, когда очухается, может попытаться отомстить за оскорбление... Нет, минут через пять машина трогается - видимо, любитель случайного секса решил больше не рисковать.
  Постепенно настроение у меня начинает улучшаться, и я осматриваю местность. Осматривать, правда, совершенно нечего: во все стороны до горизонта - сплошные поля, прорезанные серой лентой трассы. Теоретически это должна быль М-5. Но реально? Мало ли куда меня этот урод завез... В прочем, все оказывается не так плохо. Минут через пятнадцать тормозит автобус-"пазик". Видимо, от удивления, потому как ожидать наличие человека посреди этих полей... В салоне - человек пять рабочих из соседней деревни. Вместе с ними смеемся над моим незадачливым ухажором. Потом разговор переходит на рыбную ловлю, но шофер ради меня гордо проезжает мимо голосующей накрашенной девахи (типа - мы-то понимаем, кто на трассе - нормальные тетки, а кто - шалавы).
  Высаживают меня в Красном Яре, объясняют, где стоянка дальнобоев, где лучше голосовать. Минут через двадцать меня подбирает идущий в Самару молоковоз - едет после утренней дойки на молокозавод. Высаживаюсь у нужной развязки, дохожу до платформы, дожидаюсь нужную электричку. Уже в электричке - фестивальное настроение: народ с гитарами, с рюкзаками. Контролеры не успевают гонять безбилетников, половина вагона поет, половина - разминается пивом. Здорово!
  И вот я - на "Груше". И тут вдруг понимаю, что, собственно, не знаю, что делать. Я здесь - одна. Знакомых - никого. С собой - только спальник, котелок и немного крупы. Куда податься? И зачем? Кому я тут нужна? Вообще-то мы с Сантой "забили стрелку" в лагере москвичей, у Антона Кротова. Нахожу кротовский лагерь, но там - почти никого. Какой-то парень лениво отвечает на мое приветствие - но никакого интереса по поводу моего появления не проявляет. Видимо, тетка, пришедшая стопом из Омска за две тысячи километров, для него - норма. Уже потом я поняла, что это - стиль "Академии вольных путешествий", но есть еще симпатяга Шанин, есть сумашедший питерский народ, есть веселый Львенок... Но тут я впадаю в полный депресняк. За каким чертом я потащилась на эту "Грушу"? Не такой уж я поклонник бардовской песни, чтобы ради нее ехать в какую-то Самару... А обещанного Сантой общения с интересными людьми нет и не предвидится. Общаются со знакомыми, или хотя бы со знакомыми знакомых. А тут все - чужие...
  Ладно, может кто-то из наших появился... Кладу в одну из палаток рюкзак, топаю к доске объявлений, чтобы наклеить "марку" о своем местонахождении. По дороге умудряюсь пару раз заблудиться - такого тусовища, как на "Груше", я не видела нигде и никогда. От "природы" как таковой не осталось и следа, только полу-дохлые ивняки, дорожки посыпаны гравием, жара, шум, чад от шашлычных... Помесь восточного базара со стойбищем Золотой Орды. Часа два шарахаюсь по фестивальному городку. Забредаю к самарским ролевикам - но там только один размореный жарой бородатый орк, который сообщает, что остальные ушли купаться. На эстрадах что-то поют, но это как-то не воспринимается.
  Возвращаюсь в кротовский лагерь. Здесь по-прежнему - никого. Становится совсем тоскливо. Правда, через некоторое время появляется парень, который ищет того, кто пришел из Омска. Так мы знакомимся с Сашей Афанасьевым из Железнодорожного, или А3 - одним из лучших друзей Санты.
  Для себя я сразу определила А3 как "Ивана-Царевича". Яркий блондин, стриженый "в кружок". Для отыгрыша славянского княжича был бы идеален... К тому же в нем что-то действительно есть от сказочного витязя. Какая-то ненапряжность и чистота, способность воспринимать мир без лишних охов и вздохов, без надрыва. Он - из породы "цивилизованных" стопщиков, для которых трасса - это возможность путешествовать туда, куда зарплата квалифицированного верстальщика не позволяет поехать по путевке. Например, в Грецию. Почему там могут отдыхать только "новые русские"? Наивно хлопая голубыми глазками, А3 рассказывал, как по приколу залез на гору Олимп. Причем комичность ситуации была в том, что "в гости к Зевсу" он полз по откосу, держа в зубах бутылку с водой. А что было делать - вписывался в молодежном лагере, вышел прогуляться без рюкзака, а вот в греческую жару без воды - никак. Пока шел - держал "торпеду" в руках, а как пришлось карабкаться по горам - взял в зубы. Долез, расписался в гостевой книге Олимпа, попил водички - и полез обратно... В общем, выехал на охоту, в чисто поле погуляти, серых уток постреляти, мимоходом завалил Змея Горыныча... Какие проблемы?
  Саша "выгуливал" меня по "Груше", потом мы вместе с ним хихикали над неумелыми попытками Антона Кротова вскипятить чай. Дело в том, что дрова для костров на "Груше" - привозные, и за них нужно платить. Но стопщики предпочитают везде найти халяву, однако тут халявным топливом был лишь полу-сырой ивняк. Который и так толком не горит, а если еще помещать котелок не НАД огнем, а РЯДОМ с ним - это вообще на горячую пищу можно и не надеяться. Видимо, о существовании таких предметов, как рогульки, втыкающиеся рядом с костром, и кладущаяся на них палка-слега, Кротов просто не подозревает. В отношении сделать чего-нибудь своими руками он - полная противоположность Тиму Волкодаву, и его девиз, наверное, можно сформулировать так: "Ничего не покупай и не делай из того, что ты можешь попросить у кого-нибудь". Наблюдать за суетой Кротова у костра было так забавно, что мы решили предложить свои услуги только тогда, когда сами захотели чаю.
  Так прошло время до вечера, пока, наконец, не изволил появиться Санта. Оказывается, он приехал уже часа четыре тому как, но забрел к знакомым из Ульяновска, попил там пива... Ну не свинство ли? Я тут жду, волнуюсь, не случилось ли что... Но рычать на него сейчас, видя его улыбающуюся физиономию... Ведь и не поймет - что к чему.
  Мы еще немножко погуляли втроем и стали вместе волноваться за Дори. Дори появился лишь часов в 10 вечера - по дороге он умудрился познакомиться с кучей народа, устроить для каких-то хиппушек импровизированный концерт... Появился, и сразу заявил, что ему не нравится энергетика в кротовском лагере, и что он тут жить не намерен. И мы решили перекочевать к сантиным знакомым москвичам, с которыми он работал в бригаде пром-альпов.
  Так началась наша фестивальная жизнь. Потом я несколько раз добросовестно пыталась написать о "Груше" для газет, но у меня ничего не получалось. Потому что мы не увидели и десятой доли того, что там происходило. И не потому, что были ленивы и нелюбопытны, а потому, что увидеть все просто невозможно. Мне "Груша" напомнила один кашмарный случай из моей жизни, когда меня по журналистким делам занесло на пасеку. Хозяин решил нас с шофером накормить на скорую руку. Это выражалось в суповой тарелке меда на каждого с серым хлебом и свежими огурцами. Причем по поводу меда он сказал: "Не хватит - вот из кастрюльки наливайте". "Кастрюлька" была емкостью литров восемь... А в тени под деревьями выстроились в ряд десятка полтора фляг с медом. Я мед люблю, и очень. Но съесть все, что нам предложили, было невозможно просто физически. Хоть лопни - но не съешь.
  Так и на Грушинском фестивале - все было интересно, хотелось везде побывать, но сил совершенно не осталось. Помню только какие-то куски.
  Ребят из "московского" лагеря - Варшаву, с которой мы сразу же пошли купаться, Грила, Тимку Львенка, Полину, Женьку Лохматого и его жену - с ней мы бродили по торжищу и копались в камнях на лотках у ювелиров. Помню самих этих ювелиров - ребят с Урала: из Свердловска, Миасс, Челябинска. Вот с ними мне было интересно - на Груше торгуют сами мастера, а не перекупщики, а настоящий ювелир обязательно немало знает о "характере", об энергетике камня.
  На второй день обнаружились на фестивале и еще омичи - Жанис Исхаков с женой и дочкой и председатель городского клуба авторской песни Слава Шванштейн. Жанис стал дипломантом фестиваля, и, как один из победителей, выступал по несколько раз в день на разных эстрадах. Пел под палящим солнцем - жара стояла такая, что немногочисленные зрители не сидели на отведенных для них площадках, а прятались по кустам вокруг эстрад - там, где было хоть чуть-чуть тени. Певцам было хуже. У Жаниса от солнца слезились глаза, он был усталый и счастливый. Слава Шванштейн был при нем что-то вроде импресарио, то бегал в оргкомитет фестиваля, то тусовался в жюри, и одновременно успевал побывать на выступлениях самых интересных исполнителей и записывать на диктофон песни - чтобы потом показывать своим в клубе. Я по-хорошему позавидовала ребятам - они были здесь на своем месте, при деле и счастливы, ведь "Груша" для бардов - самое главное событие в году.
  Мы же, если четно, приехали сюда просто тусоваться - поэтому я, не привыкшая к безделью, чувствовала себя не в своей тарелке. Взяла в пресс-центре справочный материал, но на пресс-конференции почему-то все время не попадала. Зато познакомилась с экологами из Самары. Послушала кучу концертов. Посидела в "Городе мастеров" - устроенном для ребятишек городке, где ремесленники и художники-прикладники могли показать, как самому слепить горшок или вырезать браслет из бересты... Хотя больше всего мы, если честно, просто отдыхали на берегу - двигаться в такую жару просто не хотелось.
  Самое интересное начиналось ночью - когда спадала жара и можно было сидеть у костра и болтать. В темноте исчезало ощущение неестественной огромности фестивального лагеря, были видны лишь наши да несколько соседних палаток, и это делало мир достаточно уютным. У многих костров пели. Пели и у нашего - Дори с гитарой буквально очаровал всех, особенно Львенка. Львенок рассказывал о своих приключениях во время поездки на Байкал - о том, как он "застопил" БТР, как он перевернулся на "КамАЗе" и много еще о чем. Женька Лохматый травил "промальповские" байки, Санта рассказывал об Омске и о своей зимней поездке в Цугол в Бурятии... В общем, туристы - они и есть туристы, как бы это ни называлось: автостоп, альпинизм или еще как... Отметили мой день рождения - причем сам бездник предварился напрягами по поводу поисков пива. Дело в том, что на "Груше" был "сухой закон", спиртное продавалось только из-под полы и с огромной наценкой. (Тут-то я поняла, почему Волкодав ходил за пивом в Тальятти). На поиски нескольких литров пива мы потратили пол-вечера, хотя пустых бутылок по всем лагерям валялось - море.
  В конце концов я устала так, что не хватило сил даже пойти на заключительный концерт. Слушали его из лагеря. Потом фестиваль кончился, и нужно было ехать обратно. Мне ехать очень не хотелось - не потому, что пугала трасса, а потому, что она вела в Омск. Дома меня не ждало ничего, кроме работы, а так хотелось растянуть отпуск еще на несколько дней... Но почему-то во время той поездки мы старались все делать по плану. После "Груши" мы должны были попасть опять в Екатеринбург, там Санта и Дори (к которым присоединился еще А3) на неделю идут в горы, потом отправляются на проходившую через неделю игру "Роман плаща и шпаги". Мне безумно хотелось и в горы, и на игру, но...
  Из обратной дороги помню только какие-то кусочки. Очень тяжелый разговор с ребятами - когда я все-таки переупрямила Санту и добилась, чтобы мы пошли техничным тимовским путем, а не перлись 10 километров в Прибрежный. Давку в электричке. Разбитый микроавтобус, в который нас набилось четверо стопщиков - мы с Сантой, Макс из Челябинска и Гасконец, который шел из Питера домой в Челябинск, но по дороге завернул на "Грушу". Ночевку возле поворота на Бугуруслан. Это была одна из тех "плюшек", которые дарит трасса.
  "Микра" сворачивала на Тальятти, а мы вчетвером растянулись по дороге и стали голосовать. Простояли до полной темноты - все бесполезно. Гасконец, у которого не было никакого снаряжения, только городской рюкзачок, в котором приличный свитер не поместится, остался на дороге (вскоре он, оказывается, уехал), а мы второем - Санта, Макс и я - решили пойти к телевышке, расположеной неподалеку. В этом был свой прикол - хотели проверить кротовские "научные" выкладки о том, что стопщик может "вписаться" в любое жилье, и что ночевать под открытым небом ему не придется никогда. Однако "неподалеку" оказалось пару километров круто в гору через какие-то колючие заросли. Так что когда мы доползли до холма, на котором стояла вышка, у меня уже не было никаких сил. Я плюнула на кротовскую научность и заявила, что парни пусть делают что хотят, а я буду ночевать вот тут под деревьями. Санта и Макс из вредности поднялись к телевышке, разбудили сторожа (мужик наверняка был им очень не рад), набрали в сторожке воды и спустились ко мне.
  Разводя в темноте костер, я не очень-то задумывалась, какие деревья вокруг меня, и что это за сушняк. Мы сварили каши с тушенкой, попили чаю и начали готовиться ко сну. Но не тут-то было - костер ни в какую не хотел гаснуть. Мы его и затаптывали, и вылили в огонь почти всю оставшуюся воду, и парни, удалив меня подальше, попытались залить его "естественным образом"... - все бесполезно. Под слоем залы раз за разом разгорались угли. В конце концов мы немного притушили огонь, отгребли от него подальше сушняк и палую листву и завалились спать.
  Утром я проснулась и первое, что увидела, - ягоды земляники в пяти сантиметрах от моего носа. Мы разложили спальники на земляничной поляне, а поляна эта была посреди дубового леса. Старые, мощные дубы - такие я видела первый раз в своей жизни. Еще бы костер не горел - плотная дубовая древесина сначала по всей глубине прокаливается, превращаясь практически в каменный уголь, и лишь затем вспыхивает. И затушить дубовые дрова... Правда, жечь дуб - это такое варварство. До сих пор жалею, что не набила рюкзак валявшимися вокруг ветками. В нашем клубе в Омске пошла мода курить трубки, многие их делают себе сами, а лучшей древесины для трубки, чем дуб, просто нет...
  Зато я набила по дороге рюкзак камнями. На Урале во время остановок я развлекалась тем, что копалась в щебенке - попадались куски мрамора, яшмы, змеевика...
  В Камышле мы застопили колонну новеньких "УАЗиков" из Тальятти и ехали с ними до Златоуста. Шоферами были монголы - машины шли на экспорт. Наш водитель неплохо говорил по-русски, но был молчалив и оказался каким-то сумасшедшим джигитом. На уральских горных серпантинах он разгонялся под сто километров, обгонял машины на поворотах, уходил далеко вперед колонны, потом останавливался, ждал остальных. В общем, "объезжал" "УАЗик" как строптивого коня. На одном из постов ДПС нам пришлось "отмазывать" его от ментов - монгол, которому надоели остановки и поборы на каждом посту, со зла "поддел" бампером одного из дэпээсников. Менты догнали машину, вытащили шофера из кабины и начали заталкивать в свою - но тут вылезли мы, и я начала кричать, что все произошло случайно, мы готовы идти в какие угодно свидетели... А что оставалось делать - ехать-то хочется...
  Где-то уже на Урале мы увидели голосующего Дори и подобрали его. К сожалению, одна из машин в колонне сломалась, и монголы решили ночевать в Златоусте. Нас высадили на повороте - но тут начался такой ливень, что мы в момент промокли до нитки. У Дори к тому же была температура, и мы решили, что пора позаботиться о ночлеге.
  Забрели в какой-то сосновый лесок. С дорисовским опытом выживальщика развести костер из промокшей хвои - пустяки. Мы поставили палатку, вскипятили чаю... Чтобы утром была вода, расстелили на траве мой дождевик - так, чтобы в середке образовалось углубление. Потом мы укутали Дори во все, что только можно, накормили таблетками, а сами разделись, чтобы не мочить одежду, и бегали по лесу под теплым дождем... К сожалению, сантина палатка не приспособлена для таких природных катаклизмов, в нее ночью натекла вода, и размокла дорина гитара, которую он положил себе под голову... Зато температура у него прошла.
  Утром мы довольно долго шли втроем - "вписались" в рейсовый автобус, потом в какую-то будку. Разделились только под Челябинском.
  Хорошо помню водителя на грузовике, который вез нас от Челябы до Екатеринбурга. Поразило его отношение к нам - мы не были для него какой-то диковинкой, идиотами, грязными нефорами, перекати-поле... Он относился к нам НОРМАЛЬНО - то есть как к естественной части трассы. Мы болтали "за жизнь": он - о своих шоферских делах, мы - о стопных. Наверное, есть водители, которые относятся к трассе примерно так же, как настоящий моряк относится к морю. Это для них - не просто место зарабатывания денег, но нечто большее, почти живое, со своим характером и своими "приколами". Настоящий моряк никогда не плюнет за борт - так и Санта, выходя на трассу, бросает на асфальт несколько копеек - для бога дороги Джа... Мне кажется, расскажи мы об этом тому водителю, он тоже стал бы так поступать - чтобы дорога была удачной... Вообще, жизнь дальнобоев - это сутки одиночества, когда нужно надеяться только на самого себя, и любая случайность может стать роковой... Как ни позаботиться об удаче? Пусть прикол, пусть суеверие, ну а вдруг поможет?
  По дороге у этой машины пробило шину, и Санта помогал водителю разбортовывать колесо, потом на заправку, где мы этим занимались, приполз старик на "Москвиче" с той же проблемой - и они помогли сменить камеру и ему... Кажется, я потихоньку начала понимать, за что Санта так любит трассу, и почему он постоянно на нее рвется...
  Но, как всегда, хорошее очень быстро кончается. Мы приехали в Екатеринбург - собрались у Полины все вчетвером: мы с Сантой, А3 и Дори. (Кстати, первым добрался А3 - легко и ненапряжно). К Полине пришли еще гости - какой-то ее знакомый молдован, у которого она "вписывалась", когда ездила на север Тюменской области, ее подружки, одна из них притащила еще какого-то мужика, который шьет туристическое снаряжение... Был смутный вечер-тусовище, когда компания никак не может объединиться, возникают какие-то напряги, чуть ли ни электрические разряды летают. Было ощущение, что нашу четверку словно подают гостям как сладкое блюдо: дескать, вот - те самые стопщики, о которых я вам всем говорила, они немножечко странные, но послушать их очень интересно, они везде бывали, много видели, это так необычно, экзотично, попробуйте пожалуйста...
  Честно говоря, мне общаться не хотелось вообще - этого я перебрала на "Груше". Выручал всех А3, который сначала рассказывал о своей поездке в Грецию, а потом завел долгий разговор с молдованом по поводу южной и средиземноморской кулинарии...
  На следующий день я уезжала. Хорошо еще, что поезд уходил вечером, и заявила, что два раза быть в городе - и не посмотреть его - это просто глупость. С точки зрения Полины, главная достопримечательность Катера - "Ипатьевский" дом. Точнее, то, что от него осталось. Мы пошли это осматривать, и это произвело на меня такое угнетающее впечатление, что я долго не могла очухаться. Нет, дело не в том, что здесь когда-то расстреляли царскую семью, и это создает какие-то особые эманации.
  Жутко то, чем это стало сейчас. Вроде бы на месте снесенного дома должны строить храм, но пока это лишь деревянная часовня да квадрат земли, окруженный бетонным забором. Весь забор исписан проклятьями в адрес убийц царской семьи и всяких масонов. Грязные ругательства перемешаны с цитатами из Библии. Все это - черное на сером, а при ярком солнечном свете кажется, что буквы накаляются изнутри красным... Отвратно. Гной и пакость с "лайблой" Бога.
  Последнее воспоминание о Екатеринбурге - мы фотографируемся на фоне "алтаря Набу-Набу" - какого-то смешного старинного паровозика на постаменте. Установлен он, кажется, в честь изобретателей Черепановых, но эти фотографии у всех моих знакомых вызывают воспоминание об одном из "Мифов", на котором был стебный храм Набу-Набу - бога железных дорог. А поклонение Набу-Набу заключалось в игре "в паровозик", причем нужно было говорить "чух-чух-чух" и обязательно держать в зубах папиросу - так чтобы было побольше дыма.
  Ну что ж, по мне лучше Набу-Набу или Джа, чем то, что вокруг "Ипатьевского дома". С этими мыслями я уезжала в Омск - страшно завидуя тем, кто оставался. Но будет новое лето, и я уже сама буду решать, куда мне ехать. А то, что по трассе можно добраться куда угодно, и что она делает возможным туризм даже при наших нищенских зарплатах - это я теперь знаю точно.
  Главное - решиться шагнуть на Дорогу, а там - будь что будет...
  
  Омск. 2000
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"