Аннотация: Написала для ЖЖ, но решила, что имеет смысл оставить в архив
"Конгрегацию" Надежды Поповой я читала на СИ. Читала кусками, так что не скажу даже, какие романы. Первый - почти весь, куски из второго и, кажется, четвертого, потом - еще большой кусок, тысячи две знаков подряд, но откуда - не могу сориентироваться.
У чтения по методу "проду, проду" есть и плюсы, и недостатки. Главный недостаток в том, что невозможно почувствовать общую композицию. Роман воспринимается не как единое целое, а как россыпь эпизодов, которые (каждый сам по себе) могут быть хороши, а когда их пытаются соединить вместе, получается негармонично.
Решила сравнить ощущения. Честно стянула с "Литреса" текст "Ловца человеков" (ага, стала правильной!).
К счастью, в данном случае разочарования нет. Роман цельный.
Хотя в процессе чтения обнаружила одну пакостную особенность своего мозга: с трудом воспринимаю такие вот неспешные тексты.
Тут нужно сделать одну "рассуждалку", которая давно просилась быть записанной, - про облегчение доступа к книгам и, как следствие, изменение восприятия текста читателями.
Причем изменения эти произошли буквально в последние 20 лет.
Меня, любимую, не обошли вниманием на пресловутом МОСКе. А куда бы они делись, если я тамошним админам столько крови попила, что львиная доля "МОСКовцев" при упоминании моего ника вздрагивает и плюется. Не плюется Сранникс, но он и не совсем "МОСКовец", хотя и один из зачинателей проекта. Так вот, не сумев найти в "Орке" достаточного количества "перловки" (единственное, что там умеют делать), участники обсуждения "рецензии" свалились в треп по поводу количества книг, которые читают. Нашелся герой, который КАЖДЫЙ ДЕНЬ прочитывает по роману. При этом еще и работает. Интересно, что он видит в книгах? Естественно, такое чтение - поверхностное, "через строчку".
Но сейчас важно не это, а то, что человек имеет доступ к трем сотням новых для него книг в год. Человек тот весьма молод, но к прочитал во много раз больше романов, чем я сейчас. Просто потому, что в моей молодости доступа к такому количеству приключенческих романов не было.
Три полки "рамочки" + Дюма и Конан-Дойл - дома, потом - районная библиотека и обмен с друзьями, потом - "пятая копия" с печатной машинки... Вот ее-то давали "на ночь", однако путем нытья можно было растянуть срок "на выходные". То есть в месяц получалось от силы четыре-пять книг, да и то не всегда. Больше просто неоткуда было взять. Поэтому было время и подумать, и полюбоваться стилем, и включить фантазию на основе тех "ключей", которые давал автор... Потому-то для полного счастья хватало текстов достаточно коротких.
Как-то я решила выяснить, каков объем у самых известных произведения советской фантастики... Так вот, "Понедельник начинается в субботу" оказался чуть больше 400 тысяч знаков (по счетчику СИ, а там достаточно много "шлака" в виде тэгов),.. Первая публикация романа (!) "Реликт" Головачёва - чуть больше 100 тысяч знаков.
Может быть, виноват модный в 60-70-е годы "телеграфный" стиль Хемингуэйа, влияние которого прослеживается не только у Стругацких, но и у многих русскоязычных фантастов последней четверти 20-го века. Может, причина в том, что писать руками или печатать на машинке - напряжнее, чем работать на компьютере. Но тексты были короткими. И сериалов в российской фантастике было минимум...
В общем, я привыкла именно к такому, короткому и емкому изложению. Или, может, просто мозги у меня так устроены...
"Ловец человеков" оказался для меня слишком медленным и тягучим. Действие тонет в деталях и эмоциях. Герой - Курт - мечется по округе, раскрывая двойное убийство, загоняет своего жеребца чуть ли ни до смерти, а читаешь - и кажется, что он ползает сонной мухой. По темпу действия "Левец человеков" сродни какому-нибудь "Десять лет спустя", которое тоже тянется-тянется-тянется...
Это, видимо, расширяет аудиторию на "книгоглатателей", так как читать можно без потери смысла и "через строчку".
Вот герой погибает в горящем замке. Кульминационная сцена...
Одна страница - герой горит. Вторая - горит...
"Млин, ну - сколько тянуть кота за хвост можно! - проносится у меня в голове. - Уж или помри, или спасись! Ежу же понятно, что спасешься - восемь книг впереди! Или коллеги подоспеют, или во-время сваливший Бруно появится!"
Так нет... Курт горит еще пару страниц. Потом - горит в бреду и кошмарах...
Очень удобно для тупого "книгоглотателя" - скользнул глазами по строчкам: "Ага... горит... нет, не сгорел, спасли... ага, очухался вроде..." - и добрый авторский лист уже "прочитан".
А если читать с нормальной для меня скоростью, открывается второй пласт - деталей мира, эмоций и размышлений героя, который в приключенческих книгах не част, но об этом - потом...
У меня возникло подозрение, что такой темп действия - это отражение представления автора о темпе жизни людей в позднем Средневековье. В романе есть забавный эпизод, в котором герой сожалеет о том, что невозможно быстро передать информацию коллегам, позвать на помощь. Чтобы получить ответ из ближайшего городка, требуется как минимум четверо суток...
В общем, при чтении было несовпадение по темпу. С другой стороны, сложно сказать, какой темп текста сегодня более "работающий" - такой, как у Поповой, или такой, как у Стругацких.
В остальном же роман показался интересен как реализация моих собственных мыслей.
Одна из них - о сущности фантдопущения.
Что такое фантастика (любая - и НФ, и фэнтези)? Это - ответ на вопрос: "Что будет\было бы, если..."
Надежда Попова разрабатывает, и очень грамотно разрабатывает, фантдопущение, состоящее в том, что демоны, нежить и прочая магия в рамках хотя бы средневековых суеверий действительно существуют. Не "люди верят в не-мертвых", а эти "не-мертвые" действительно в некоторых случаях имеют место быть. Как бы в этом случае изменился мир?
Что самое смешное, в "Ловце человеков" нет ни одного демона или оборотня, "стриг" (что-то вроде упыря или оборотня) - не настоящий, а магия если и описывается, то очень хитрая, на уровне управления сознанием.
Но при этом мир значительно отличается от нашего - именно в результате того, что он, этот мир, формировался с учетом существования магии.
По крайней мере "конгрегация" - некая "полиция по магическим и потусторонним вопросам" существует. Что вполне логично. В отличие от земной инквизиции конгрегация - действительно полезный социальный институт.
Правда, тут у меня возник вопрос по поводу подготовки следователей конгрегации. Описанная "республика ШКИД" - вполне логичная идея, во многом перекликающаяся со "школой ведьмаков" Сапковского. "Выломившиеся" из привычной среды, не имеющие роду-племени подростки - идеальный материал для того, чтобы сформировать отдельный "клан" и принадлежать ему всецело. Кстати, если брать историю СССР, то наиболее толковые и преданные идее сотрудники НКВД, ЧК, КГБ и прочих таких контор были бывшими детдомовцами.
А вот подготовка следователей вызывает вопросы. Им дают навыки самообороны против физического нападения, дают кучу знаний, но... Но вот против "ментальной магии" Курт не устоял. Точнее, устоял, но совершенно не осознавая, что он борется с "ментальной магией". С одной стороны, эта самая "ментальная магия" не может быть неизвестна конгрегации. Ведь "околдовывание" с целью заставить произвести какие-то действия (чаще всего - преступные) - достаточно известная вещь, известная настолько, что обыватель зачастую считает "околдовыванием" многие странности в поведении тех или иных людей. В таких конторах, как конгрегация (КГБ, ФСБ и пры) обязаны собирать данные и по методикам противника, и по методикам противодействия. Однако Курт в отношении знаний о "ментальной магии" оказывается полным нулем. И защит - по крайней мере, осознанных - у него нет. Разве что молитва. В общем, в этом моменте реализация фантдопущения показалась недодуманной.
Хотя, может быть, это та "дырка", которая не "дырка" вовсе, а "кончик" для следующих книг.
Еще одна мысль - по поводу рефлексирующего героя.
Рефлексии - это для женской психологической прозы. Это там герои вечно пытаются выяснить у себя самих, кого же они все-таки любят, а если любят - то как и почему. Максимум рефлексий, которые позволяли себе герои детективов, это разговор об "эре милосердия" в "Место встречи изменить нельзя". Холмс скучает, Пуаро всех подозревает, Мегре просто работает... Никаких "хочу ли я, могу ли я, магнолия..."
Курт рефлексирует. В романе есть эпизод, который можно описать в одной фразе: "Следователь вознамерился поймать стрига, если тот выйдет из замка, просидел под стенами всю ночь, но ничего не произошло". В романе это растянуто килобайт на двадцать. Курт просиживает ночь в кустах, попеременно то пугаясь каждого лесного шороха, то стыдясь своего страха, то досадуя на себя за то, что ему пришла в голову дурацкая идея подкараулить стрига... Конечно, такая ночная засада - прекрасный повод, чтобы познакомить читателя с некоторыми деталями мира через воспоминания героя, но мысли Курта настолько необычны для привычного образа "сыщика", что я воспринимала с трудом.
С другой стороны...
В "Ловце человеков" отразился один момент, который и у меня вызывает желание о нем говорить.
Восприятие людей сильно изменилось. Преданность делу или идее, честность, порядочность нынче - достаточно редкие вещи. Курт действует честно. Действует так, как велит ему совесть. На мой взгляд, вполне нормальное поведение. Но вот автор, видимо, ориентируясь на современное цинично-трусливое отношение людей к жизни, старается объяснить, почему герой поступает по-человечески, хотя имел возможность безнаказанно поступить как крыса.
Разговорам и размышлениям именно об этом - о страхе перед совестью - посвящена значительная часть книги.
Мне эти объяснения не нужны. У меня ощущение текста в стиле "капитан Очевидность". А вот другим... оказывается, нужны. В этом - огромный плюс романа, нужность его именно сегодня.
В общем, получился, как всегда, не разбор романа, а мысли по поводу. В остальном же, как говорится, читать можно. Нет тех недостатков, которые мешают читать - поэтому можно писать о мыслях, возникающих в процессе чтения.