Лифантьева Евгения Ивановна : другие произведения.

Четыре ингриеидиента читаемого романа-фентези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Можно поискать еще - с помощью коллег-поваров


   Ака Мыха в своем "Живом журнале" написал:
   "Смотрю тут на статистику некоторых "стотыщьников" на СИ и вижу, что в основном это - фэнтезюшники, клепающие романы поглавно.
Интересно, если я начну писать роман поглавно, причём - в жанре махровой фэнтези, пойдут ко мне толпы почитателей? Ну, там, "проду!", "проду!"
О. А не поделитесь секретом написания "продавастых" романов? Ну, там, расы-то понятны: люди, эльфы, гномы, орки. Если брать "Инстркцию по..." и писать по ней - получится создать "бум" читателе-кликов?
Не то чтобы за цифирью гонюсь. Просто - интересно".
   Мне тоже стало интересно. Точнее, мне интересно давно. Если уж делать что-то, то делать это успешно. Меня так бабушка учила. Издающийся писатель - успешный писатель. Популярный писатель - успешный писатель.
   В чем секрет успеха?
   Ответ я искала и анализируя тех самых "стотысячников", и провоцируя на дискуссию "настоящих читателей" - тусовщиков с "Фензина".
   Выяснилось, что можно выделить несколько общих правил успешного фентези-романа.
   Первое, что обнаружилось: самые читаемые - вовсе даже не романы, а растянутые повести. То есть никакой многоплановости, многослойности, многолинейности и прочих умностей.
   Один (максимум - трое) более или менее значимых героев. Причем обязательно главный - один. Все остальные служат для создания герою веселой жизни.
   Как варианты:
   - Возлюбленный (возлюбленная), отношения с которым сначала довольно натянутые и долго и упорно выясняются на протяжении всего текста.
   - "Резонер" - в классической драме так называли какого-нибудь дядюшку-поверенного, к которому ГГ обращался с длинными монологами, в современном фэнтези-романе это чаще всего говорящее ездовое животное или какой-нибудь ручной зверек. Видимо, современный человек не поверит в то, что существо в здравом уме и трезвой памяти будет изливать душу другому человеку. Не факт, что такой слушатель не использует полученную информацию против героя. А лошади, хоть и саблезубой, - это можно. Лошадь не может стать соперником в любви, да и "кидать" хозяина, когда до клада осталось чуть-чуть, лошади не резон. Что лошадь будет делать с деньгами? Вы видели лошадь, приобретающую виллы и яхты? А вот с богатым хозяином лошади - лафа.
   - Слуга-партнер. Не обязательный персонаж, но достаточно распространенный. Кстати, традиционный вообще в приключенческом жанре. Сэм - слуга Фродо, Планше - слуга д`Артаньяна, Санчо Панса - слуга дона Кихота... Задача слуги - обеспечивать герою быт (при наличие Сэма у читателя не возникает вопрос о том, чем питался Фродо в дороге), а так же создавать комедийные ситуации, "оттеняя" излишний пафос и благородство героя простонародным взглядом на ситуацию. В романах о "попаданцах" слуга-партнер - это представитель "местного населения", хорошо знакомый с "иномирскими" порядками. Причем, что самое забавное, в начале повествования герой-"попаданец" вполне может официально оказаться в роли слуги, но благодаря своим "особым качествам" садится своему хозяину на шею и свешивает ножки. "Местный" партнер консультирует героя по поводу местных порядков, оберегает его от опасностей, проистекающих их незнания местных реалий, и выражает точку зрения местного "общественного сознания". "Попаданец", наоборот, остужает пафос какого-нибудь партнера-эльфа цинизмом и мизантропией современного горожанина-"ботаника".
   - Главный злодей. Ну, тут все ясно. Причем злодей на протяжение всего романа может и не появляться, задача героя - расхлебывать ту кашу, которую заварил злодей, и в конце концов вставить злодею по самое не балуйся.
   Если героев больше, то читаемость снижается на порядок. По поводу первой редакции "Железного герцога" один из критиков нам со Скиллом написал: "Психи, отдайте телефонную книгу".
   Следующий обязательный признак.
   Суть задачи, стоящей перед ГГ, должна быть понятна с первых строк такого квази-романа. "Вернуться в родной мир", а заодно и "спасти новую родину". Другой вариант - заработать денег, подняться, занять высокое социальное положение. В общем, выти в короли, а то и в боги, начав с самых низов.
   Кстати, о низах.
   Вторая обязательная особенность читаемого фентези - это обычно то, что называется "романом взросления". То есть герой обязательно учится. У каких-то авторов явно - вроде "Гарри Поттера". Классический "школьный" роман с проблемами взаимоотношений с одноклассниками, проблемой самоутверждения в коллективе ровесников, первыми подростковыми влюбленностями и ревностями.
   Не даром количество магических школ и академий у разных авторов зашкаливает уже все разумные пределы. В принципе, тут все понятно. Читающая публика сама - недавние школьники или студенты, все учились, и все могут вспомнить свое состояние в период обучения.
   Другой вариант - герой - новоиспеченный выпускник чего-нибудь этакого (ну, типа как громыкинская ведьма-практикантка). То есть знания вроде бы есть (теоретические), а практики - кот наплакал, все впервые, все любопытно.
   Третий обязательный принцип: герой должен обладать феноменальной способностью сгребать на свои "нижние девяносто" все проблемы, какие только возможно. При этом герой одержим идеей доказать всем и каждому, что он крут и копытат. Причем - вне зависимости от пола, расы и телосложения этого "всего и каждого". В ситуации, в которой умный человек промолчит, равнодушно пожав плечами, герой стучит себя пяткой в грудь и кидается в драку. Стоит какому-нибудь "плохому парню" мимоходом кинуть какой-нибудь рыжей ведьме: "Молчи, женщина", та из кожи вон вылезет, только чтобы доказать хаму, что она страшная и грозная, и вообще пренебрегать ею весьма опасно. В общем, ведет себя как д`Артаньян в первых главах книги, пока его на службу не приняли. Правда, у будущего маршала Франции этот период наезжания на всех и вся уложился в неделю, а в современных читаемых романах растягивается на несколько книг, но это не важно. Процентов 80 любого читаемого романа - это такие доказательства всяким "плохим парням", что герой крут и копытат. В общем, герой самоутверждается, радуя читателя, который тоже хотел бы что-то доказать окружающим, но кишка тонка.
   И четвертое - лопата. В смысле, должно быть смешно. Чем больше идиотских ситуаций, тем лучше. Плюс - шуточки с "баша", адаптированные к фентези-миру.
   То есть "читаемый" роман - это сочетание выверенных веками масок-ролей классической комедии с обязательной возможностью читателю - молодому "ботанику" (или "ботаничке") ассоциировать себя с главным героем.
   Все остальное - не более чем детали.
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"