Липатов Владимир Евгеньевич : другие произведения.

Семантическая алгебра Избранное

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вступительное слово Семантическая алгебра - это аналитическая дисциплина о значении слов их признаках и отношениях. Началом её развития можно считать 2005 г. Она является продолжением таких наук как: логика, диалектика и информатика. Сейчас в мире полно сложных информационных систем. В них надо уметь разобраться, выделить главное. Семантическая алгебра побеждает сложность. Как это работает? Поставьте на листе бумаги 8 точек в произвольном расположении. Теперь соедините их отрезками так, чтобы каждая точка имела только 3 отрезка. Что получилось? Топологически это скорее всего - куб, хотя он выглядит довольно сложно, по сравнению с обычным кубом. Так вот семантическая алгебра позволяет строить модели знаний или систем в простой, ортогональной, канонической форме. На практике это имеет огромный потенциал для тензорных классификаторов, для разбора и анализа текста, для управления программированием нейросетей по отобранным лингвистическим корпусам, для разработки систем машинного перевода, для генерации сценариев игр-путешествий, для обработки обращений клиентов, и для решения многих таких задач, которые появятся в будущем. Предлагаемые фрагменты - это отобранные части монографии "Семантическая алгебра", которая развивается более 10 лет и имеет 84 редакции. Эти фрагменты распределены на 4 уровня сложности: 1. Начальный уровень содержит общие сведения о теме и ряд уроков с примерами, цель которых - установить порядок с теми знаниями, которые мы получали в школе и институте. 2. Средний уровень содержит основные детали семантической алгебры, систему семантических отношений, понятие о семантических тензорах, приёмы построения семантических моделей. 3. Высший уровень содержит фундаментальные знания аналитической семантики, разбор близких философских и теологических вопросов, ряд гипотез, которые ещё требуют доказательства и проверок. 4. Прикладной уровень содержит примеры применения аналитической семантики в различных областях знаний, таких как биология, психология, литература, теория управления и т.п. По мере возможности, я постараюсь регулярно пополнять этот материал новыми сведениями с примерами. Владимир Евгеньевич Липатов woldemar1974lve@yandex.ru 01.2020, Балашиха Облако проекта - https://yadi.sk/d/ZwxcckRGtZ5o6

  0 Вступительное слово
  
  Семантическая алгебра - это аналитическая дисциплина о значении слов их признаках и отношениях. Началом её развития можно считать 2005 г. Она является продолжением таких наук как: логика, диалектика и информатика.
  Сейчас в мире полно сложных информационных систем. В них надо уметь разобраться, выделить главное. Семантическая алгебра побеждает сложность. Как это работает?
  Поставьте на листе бумаги 8 точек в произвольном расположении. Теперь соедините их все отрезками так, чтобы каждая точка имела только 3 отрезка. Что получилось?
  Топологически это скорее всего - куб, хотя он выглядит довольно сложно, по сравнению с обычным кубом. Так вот семантическая алгебра позволяет строить модели знаний или систем в простой, ортогональной, канонической форме.
  
  На практике это имеет огромный потенциал для тензорных классификаторов, для разбора и анализа текста, для управления программированием нейросетей по отобранным лингвистическим корпусам, для разработки систем машинного перевода, для генерации сценариев игр-путешествий, для обработки обращений клиентов, и для решения многих таких задач, которые появятся в будущем.
  
  Предлагаемые фрагменты - это отобранные части монографии 'Семантическая алгебра', которая развивается более 10 лет и имеет 84 редакции. Эти фрагменты распределены на 4 уровня сложности:
  1. Начальный уровень содержит общие сведения о теме и ряд уроков с примерами, цель которых - установить порядок с теми знаниями, которые мы получали в школе и институте.
  2. Средний уровень содержит основные детали семантической алгебры, систему семантических отношений, понятие о семантических тензорах, приёмы построения семантических моделей.
  3. Высший уровень содержит фундаментальные знания аналитической семантики, разбор близких философских и теологических вопросов, ряд гипотез, которые ещё требуют доказательства и проверок.
  4. Прикладной уровень содержит примеры применения аналитической семантики в различных областях знаний, таких как биология, психология, литература, теория управления и т.п.
  
  По мере возможности, я постараюсь регулярно пополнять этот материал новыми сведениями с примерами.
  
  Владимир Евгеньевич Липатов
  woldemar1974lve@yandex.ru
  01.2020, Балашиха
  Облако проекта - https://yadi.sk/d/ZwxcckRGtZ5o6
  Начальный уровень
  1 Что такое Семантическая Алгебра и почему она так называется Начальный уровень
  
  Прежде всего, семантика - это наука о значении слов.
  Сегодня она подразделяется на:
  1. Лингвистическую семантику, которая изучает влияние частей слов на смысл.
  2. Компьютерную семантику, которая позволяет интерпретировать и переводить выражения, а также отвечать на запросы.
  3. Нейросетевую семантику - для решения нетривиальных задач.
  4. Аналитическую семантику - которая изучает отношения между понятиями и их признаки. Это и есть Семантическая алгебра.
  
  Семантическая алгебра имеет несколько сходств с математической алгеброй. Дело в том, что слова хранят в себе сразу несколько простых понятий, точно также как числа хранят свои простые множители.
  Например:
  Слово - "девочка" - хранит признаки ребёнка женского пола.
  Точно также число 6 хранит множители 2 и 3 как простые числа.
  
  Слова выступают как признаки, при образовании других слов. Это можно обозначить значком умножения:
  Женщина * Дом = Хозяйка.
  Мужчина * Работа = Рабочий.
  Рабочий * Опыт = Мастер.
  
  Запасы * Здание = Склад.
  Полка * Полка = Стеллаж.
  
  Таким образом, по признакам можно объединять слова в семантические вектора и матрицы. Это похоже на линейную алгебру.
  
  Что получится, если семантически перемножить:
  Мужчина, Женщина * Детство, Юношество, Зрелость, Старость.
  Получается:
  Мальчик, Юноша, Мужчина, Старик,
  Девочка, Девушка, Женщина, Старуха.
  
  
  2 История становления Семантической алгебры Начальный уровень
  
  С древних времён люди старались понять устройство мироздания. Были попытки объяснить это через мифические существа, через стихии. Однако наиболее интересным был тезис о Логосе. О том что мироздание устроено посредством СЛОВА. Этот тезис породил теологическое направление (богословие) и философию.
  Затем большой вклад внёс Аристотель, как основоположник формальной логики.
  Следующим этапом была работа Фридриха Гегеля 'Наука Логики'. Были введены понятия о дихотомиях, стала развиваться диалектика (рекомендую работу Георгия Челпанова 'Учебник Логики').
  Стали разрабатываться толковые словари. Появилось понятие о семантике слова. Чарльз Осгуд ввёл понятие о семантическом пространстве.
  Затем стали развиваться компьютерные языки программирования, бинарная логика, объектно ориентированное программирование и т.п. технологии. Они дали множество новых понятий и операций.
  В 2005г. Учёный из Хабаровска Станислав Тактаев вводит понятие Семантическая Алгебра. Он предлагает ряд операций в семантическом пространстве используя аппарат векторной алгебры.
  Независимо от него математик Григорий Рейнин, занимаясь соционикой, проводит ряд интересных операций с признаками и понятиями, которые легли в основу современной семантической алгебры.
  Монография Семантическая Алгебра - стала активно разрабатываться с 2010 года. За 10 лет она претерпела более 80 редакций и дополнений.
  Были сформулированы аксиомы и теоремы, была введена система семантических отношений, операции семантического сложения и умножения, понятие о семантическом тензоре и множество примеров построения семантических моделей.
  
  
  
  
  
  
  3 УРОК ВВОДНЫЙ, ПРО АНТОНИМЫ Начальный уровень
  
  В современном мире нас окружают большие потоки информации.
  Чтобы в них ориентироваться - нужны методы анализа текста.
  Семантическая алгебра - это фундаментальный подход к работе со смыслами и понятиями языка. Он основан на бинарной комбинаторике, линейной алгебре, на методе подбора семантических ассоциаций и на объектно-ориентированном моделировании.
  Семантическая алгебра - это не только базис для новых информационных технологий, это определённая культура мышления.
  Известно, что в языке есть слова синонимы и антонимы. Синонимы мы пока оставим в покое. Давайте поговорим о роли антонимов.
  
  Мы знаем, что в языке бывают просто слова, а бывают слова парные, как 'верх - низ', 'мужчина - женщина', 'чёрное - белое'.
  Их называют антонимами, потому что они противоположны друг другу по смыслу. Антонимы играют важнейшую роль в образовании новых слов. Если есть основная пара противоположностей, то они могут выступать в качестве признаков в других словах.
  Например, понятие пола: 'мужчина - женщина', определяет окончание большой группы слов: 'школьник - школьница', 'учитель - учительница', 'работник - работница'. Видите, как одно слово указывает сразу на два признака: на профессию и на половую принадлежность.
  
  Другой пример. Такие понятия, как: 'верх - низ', имеют приставки 'над- и под-'. В словах 'надводный - подводный', сразу указывается признак среды и признак вертикального расположения.
  Это очень удобно.
  Или так: 'надгробие', 'подставка'. Парный признак не всегда порождает парные понятия.
  
  Вопрос: может ли одно понятие породить новое понятие самостоятельно? И если да, то приведите пример.
  
  
  
  4 УРОК ПРО УМНОЖЕНИЕ ПРИЗНАКОВ Начальный уровень
  
  Многим известно понятие ассоциации. Это когда одно понятие вызывает массу связанных образов. Например, слово 'дом', вызывает такие образы, как: 'кухня', 'кровать', 'строение', 'семья' и т.д. Обратите внимание, что слова 'строение' и 'семья', являются здесь определяющими признаками.
  
  Можно записать такое выражение:
  'Дом = Строение * Семья'. Здесь значком умножение мы записали операцию объединения признаков. Таким же способом можно записать:
  'Склад = Строение * Запасы'.
  
  Помните про роль частей слова на прошлом уроке? Вспомним примеры и запишем их с помощью умножения:
  'Надводный = Верх * Вода',
  'Подставка = Низ * Стоять'.
  Таким образом, одни слова играют роль признаков при образовании других слов. А операцию объединения признаков назовём семантическим умножением.
  
  Теперь разберём вопрос прошлого урока: 'Может ли одно понятие породить новое понятие самостоятельно?'
  Ответ: Да, может, если применить операцию семантического умножения. Например:
  'Точка * Точка = Отрезок',
  'Полка * Полка = Шкаф'.
  
  Вот ещё интересный пример. Некоторые слова можно умножать на числа! Например: '3 * угол = треугольник'.
  Задание: если слова можно семантически умножать, то можно ли и как их семантически делить?
  
  
  
  5 УРОК О ТИПАХ АНТОНИМОВ Начальный уровень
  
  Разберём задание прошлого урока: 'Если слова можно семантически умножать, то можно ли и как их семантически делить?'
  Делить слова можно, но далеко не всякие, только если семантическое уравнение составлено корректно. Для этого надо иметь под рукой хороший толковый словарь. Читаем определение слова, точнее понятия, и выделяем его определяющие признаки. Это будет разложением слова на семантические множители. Делитель должен быть среди этих признаков. Здесь используется полная аналогия с целочисленной арифметикой. Как в составном числе простые множители сохраняются как информационные единицы, также и в производном понятии сохраняются его признаки.
  
  Вернёмся к антонимам. Можно ли все антонимы разделить на какие-то группы?
  Да. Антонимы можно разделить на несколько групп. Для начала рассмотрим следующие три группы: качественные, противоположные и сравнительные.
  1.Качественные антонимы. Это похоже на отношение 0 и 1 в арифметике. 0 - это пустота, 1 - это наличие. Например: 'покой - движение', 'тишина - звук'. Важно то, что одно понятие не несёт никаких качеств, а понятие парное имеет целый спектр характеристик и свойств. Например, понятие 'движение' имеет свойства направление и скорость. Понятие 'звук', имеет свойства громкость и тональность.
  2.Противоположные антонимы. В отличии от качественных антонимов, эти антонимы равноправны, но полностью противоположны. Это похоже на пары положительных и отрицательных чисел. Например: 'левое - правое', 'верх - низ', 'чёрное - белое' и т.д.
  Обратите внимание, что в таких парах одно понятие несёт позитивную, а другое - негативную эмоциональную окраску. Например: 'правое, верх и белое' имеет позитивную окраску.
  3.Сравнительные антонимы. Такие антонимы означают явно разную степень, силу, интенсивность чего-либо. Например: 'много > мало', 'сильно > слабо', 'ярко > тускло'. Здесь использован значок сравнения, чтобы показать характер и направление этих пар.
  
  Обратите внимание, что мы имеем почти полный семантический аналог арифметического аппарата. У нас есть 0 и 1, есть положительные и отрицательные величины, и есть средства сравнения. Ранее были определены операции семантического умножения и деления.
  Теперь, когда мы знаем, что антонимы могут быть разных типов, то надо задать вопрос: 'Можно ли из слов создавать не только пары, но и квадраты или даже кубы?'. Если да, то приведите примеры. Это задание на следующий урок.
  
  Средний уровень
  6 УРОК О СЕМАНТИЧЕСКИХ ТЕНЗОРАХ Средний уровень
  
  На прошлом уроке мы поставили вопрос: 'Можно ли из слов создавать не только пары, но и квадраты или даже кубы?'
  Да, можно. Вот интересные примеры:
  1. 'Цифра - Число',
  2. 'Буква - Слово';
  1. 'Истина - Ложь',
  2. 'Правда - Вымысел'.
  
  А вот пример куба:
  1. Храбрый - Трусливый,
  2. Богатый - Бедный,
  3. Сильный - Слабый,
  4. Умный - Глупый,
  
  Как видно из этих примеров, мы использовали более разнообразные отношения, чем говорили об этом ранее. Дело в том, что существует 8-мь типов семантических отношений. Об этом будет сказано на следующем уроке.
  Обратим внимание на то, что мы получили новые объекты для изучения. Геометрически они похожи на квадраты и кубы. Записывать их удобно в виде таблиц. Однако они обладают инвариантностью. Это значит, что перекатывание таких квадратов и кубиков с боку на бок, не изменит их сути.
  
  В математике есть раздел - линейная алгебра. Он посвящён изучению таких объектов. Пары называют вектор. Квадраты называют матрицами. А общее название - тензоры. Тензоры - это многомерные объекты. Их размерность называют рангом.
  Если ранг=0, то это скаляр, как одно слово.
  Если ранг=1, то это вектор, как пара слов (бислово).
  Если ранг=2, то это матрица, как квадрат слов (квадрослово).
  Если ранг=3 и более, то это тензор.
  Общее название таких объектов в семантической алгебре - семантический тензор.
  Семантические тензоры можно перемножать. Это соответствует перемножению групп признаков. Вот примеры для матриц:
  Что получится, если перемножить вектор возраста на пол и семейность?
  (детство, юношество, взрослость, старость) * (мужчина, женщина) * (гражданское, семейное) =
  1. Ребёнок, Юноша, Мужчина, Старик,
  2. Девочка, Девушка, Женщина, Старуха,
  3. Внук, Сын, Отец, Дедушка,
  4. Внучка, Дочка, Мать, Бабушка.
  
  
  Рекомендация: Поупражняйтесь в составлении семантических матриц.
  
  
  7 УРОК ПРО 12 ТИПОВ ОТНОШЕНИЙ Средний уровень
  
  Теперь пора вспомнить о типах отношений. Отношения или связи слов в семантических тензорах основаны на симметрии разного рода. Рассмотрим эти типы отношений (в скобках дано обозначение):
  
  1. КАЧЕСТВО (+). Это означает появление качества, образование смысловой оси. Примеры: 'Покой + Движение', 'Тишина + Звук', 'Темнота + Свет', 'Точка + Прямая + Плоскость + Пространство'. Там где 'Отсутствие', там качества нет или его мало. Там где 'Наличие' - качество проявляется в большем спектре и многообразии. Для 'движения' - это направление и скорость. Для 'звука' - это громкость, продолжительность и тональность.
  2. ВАРИАЦИЯ (&). Это разновидность. Пара однородных и равноранговых слов. Например: 'Озеро & Пруд', 'Листва & Хвоя', 'Стол & Стул', 'Собака & Кошка', 'Ложка & Вилка', 'Товар & Услуга'.
  3. ПОЛЯРНОСТЬ (-). Это зеркальная антисимметрия, противоположность, компенсация. Здесь неявно фигурирует эмоциональная оценка. Например: 'Чёрное - Белое', 'Верх - Низ', 'Левое - Правое', 'Горячее - Холодное', 'Позитивное - Негативное', 'Положительное - Отрицательное', 'Способность - Потребность'.
  4. СРАВНЕНИЕ (> или <). Это градация. Пара слов обозначает интенсивность, силу, степень или превосходство. Здесь тоже присутствует эмоциональная оценка. Например: 'Много > Мало', 'Сильно > Слабо', 'Ярко > Тускло', 'Кресло > Стул > Табурет', 'Громадный > Большой > Маленький', 'Очень > Чуть'.
  5. ДОПОЛНЕНИЕ (#). Это ортогональность. Пары слов дополняют друг друга до появления смысловой плоскости. Одно предназначено для другого. Например: 'Форма # Содержание', 'Причина # Следствие', 'Мужчина # Женщина', 'Вопрос # Ответ', 'Задача # Решение', 'Цель # Средства', 'Процесс # Результат', 'Свойство # Состояние'.
  6. УСТРОЙСТВО (%). Это агрегация. Пара слов типа 'Часть % Целое'. Например: 'Квартира % Дом', 'Буква % Слово', 'Деталь % Устройство', 'Ветка % Дерево'.
  7. ТРАНСГРЕССИЯ (\ или /). Пара означает асимметричную противоположность имеющую характер либо упадка и ущерба, либо восстановления и компенсации. Например: 'Рождение \ Смерть', 'Сигнал \ Помеха', 'Постройка \ Развалины'. Или, например: 'Ущерб / Компенсация', 'Поломка / Ремонт', 'Болезнь / Лечение', 'Ошибка / Исправление'.
  8. НАСЛЕДОВАНИЕ (^). Это отношение типа 'Вид ^ Подвид' или 'Абстрактное ^ Конкретное'. Например: 'Дорога ^ Улица', 'Постройка ^ Здание', 'Водоём ^ Озеро'.
  9. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ: 'Капля - Дождь', 'Снежинка - Снег', 'Полка - Шкаф'.
  10. СОСЕДСТВО: 'Платок - Голова', 'Ковёр - Пол', 'Покрывало - Кровать'.
  11. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ: 'Книга - Автор', 'Танец - Танцор', 'Музыка - Композитор'.
  12. НАЗНАЧЕНИЕ: 'Шуруп - Отвёртка - Крутить', 'Гвозди - Молоток - Забивать', 'Деталь - Станок - Обрабатывать'.
  
  Однозначные отношения образуют пары, многозначные образуют множество вариантов. Общие отношения имеют общее характеризующее слово. Например: 'Тишина + Звук' - акустика, 'Верх - Низ' - вертикаль, 'Озеро & Пруд' - водоём. Частные отношения не имеют такого общего характеризующего слова.
  
  Задание: Определите тип отношений между словами.
  1. Скряга ? Транжира
  2. Удар ? Блок
  3. Любовь ? Война
  4. Спокойствие ? Волнение
  5. Город ? Село
  6. Дом ? Подъезд
  7. Ложка ? Вилка
  8. Ограждение ? Стена
  9. Банка ? Вода
  10. Кресло ? Табуретка
  
  
  8 УРОК 2-Й ПРО ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ Средний уровень
  
  Ответы на задание предыдущего урока:
  1. Скряга < Транжира, это Сравнение,
  (Тратит * Мало) < (Тратит * Много),
  2. Удар - Блок, это Полярность,
  (Вид * Действия) - (Вид * Реакции),
  3. Любовь \ Война, это Трансгрессия
  (Причина * Рождения) \ (Причина * Смерти),
  4. Спокойствие + Волнение, это Качество,
  (Вид * Покоя) + (Вид * Движения),
  5. Город > Село, это Сравнение,
  (Жителей * Много) > (Жителей * Мало),
  6. Дом % Подъезд, это Устройство,
  Подъезд = (Часть * Дома), Дом % Подъезд,
  7. Ложка & Вилка, это Вариация,
  (Ложка & Вилка) = Столовый прибор,
  8. Ограждение ^ Стена, это Наследование,
  Ограждение ^ (Стена = Вид * Ограждения),
  9. Банка # Вода, это Дополнение,
  (Вид * Формы) # (Вид * Содержания),
  10. Кресло > Табуретка, это Сравнение,
  (Комфорт * Больше) > (Комфорт * Меньше)
  
  Отношения можно рассматривать как операции над словами. Это значит, что указав слово и тип операции можно получить другое слово. Так ли это?
  Операции над словом могут дать разный результат, могут не дать результат, а в некоторых случаях они недопустимы. Итак, пара, слово и операция бывают:
  1. Однозначные, Многозначные,
  2. Общие, Частные,
  3. Структурные, Однородные,
  4. Неопределённые, Недопустимые.
  
  Могут возникнуть сомнения относительно парной природы понятий. Ведь есть такие слова, которые обозначают центральное или промежуточное значение. Тогда получается, что надо рассматривать не пары, а тройки понятий? Однако это не так.
  Дело в том, что центральные или промежуточные понятия сами образуют пары. Например: 'Центр - Периферия', 'Норма - Исключение', 'Серый - Цветной', 'Середина - Край', 'Нейтральное -- Значимое' и так далее.
  
   Необходимо объяснить - почему здесь уделяется большое внимание системе семантических отношений?
  Дело в том, что если вы имеете разрозненные знания и факты в каких-либо областях, то они рано или поздно разрушат ваши представления, они уплывут.
  Представьте себе 4 точки, которые находятся на вершинах квадрата. Только пока не соединяйте их линиями. Что происходит если вы получаете некоторые сомнительные факты? Эти точки начинают перемещаться как символы знаний в вашем сознании. Определения терминов начинают деформироваться и множиться. Это беда.
  А теперь соедините вершины квадрата линиями - и вы получите устойчивую, жёсткую систему знаний. Эти линии и есть семантические отношения.
  
  Задание: Приведите примеры для каждого случая пар слово-операция.
  
  
  9 УРОК ПРО СЕМАНТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ Средний уровень
  
  Семантические тензоры - это интересный аппарат моделирования предметных областей, знаний. На прошлом уроке мы рассмотрели 8-мь типов семантических отношений. Их роль очень важна для правильного построения семантических моделей.
  Запомните правило: В семантической модели параллельные связи должны быть одного типа и иметь одинаковую направленность.
  
  Теперь посмотрите, как семантическая модель (тензор 4-го ранга, гиперслово) отражает схожесть математики и семантики:
  1. Цифра, Буква,
  2. Число, Слово,
  3. Знак, Значение,
  4. Выражение, Предложение,
  5. Вычисление, Размышление,
  6. Результат, Идея,
  7. Задача, Произведение,
  8. Решение, Смысл.
  
  Рекомендация: Постарайтесь построить семантическую модель из какой-либо области знаний. Это может быть тензорная классификация. Не забывайте про правило параллельных связей.
  
  
  10 УРОК ПРО ШАБЛОНЫ РАССУЖДЕНИЙ Средний уровень
  
  При построении семантических тензоров нужно иметь правильно поставленный вопрос для исходного понятия или ряда понятий. 8 семантических отношений, операции семантического умножения и сложения, а также работа с рядами понятий, позволяют составить шаблоны для постановки вопросов:
  1. Какими неотъемлемыми качествами, признаками или свойствами обладает это понятие?
  2. Что является наиболее близким аналогом этого понятия?
  3. Что является противоположностью этого понятия?
  4. Какие понятия проявляются в большей или меньшей степени, чем данное понятие?
  5. Какое понятие дополняет это понятие?
  6. Какое понятие является частью или целым от данного понятия?
  7. Какое понятие компенсирует или уравновешивает данное понятие?
  8. Какое понятие является частным случаем или более общим от данного понятия?
  9. Как называется то, что обладает этими свойствами одновременно?
  10. Какой результат даёт объединение этих понятий?
  11. Какой признак отличает эту пару понятий?
  12. Какой признак объединяет эту пару понятий?
  13. Какие понятия, сходные с этим понятием, образуют ряд понятий?
  14. Какие понятия выходят из данного ряда понятий?
  15. Какие признаки отличают понятия этого ряда друг от друга?
  16. Какие признаки объединяют часть понятий этого ряда?
  
  При построении семантической матрицы должна получиться структура со следующим (бинарным) распределением признаков:
  1. 0 0,
  2. 0 1,
  3. 1 0,
  4. 1 1,
  Здесь 1 - признак присутствует, 0 - признак отсутствует.
  
  Аналогично распределение признаков, для семантического тензора 3-го ранга:
  1. 0 0 0,
  2. 0 0 1,
  3. 0 1 0,
  4. 0 1 1,
  5. 1 0 0,
  6. 1 0 1,
  7. 1 1 0,
  8. 1 1 1.
  
  Высший уровень
  
  11 СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Высший уровень
  
  Для начала я попрошу вас забыть всё, что вы знали о синонимах и антонимах из школьной, а тем более из институтской программы. Филологические классификации антонимов тут не помогут, а кажущееся сходство синонимов введут в заблуждение. Семантические структуры языка опираются на математический базис. Кроме этого, ряд ключевых понятий позаимствован из объектно-ориентированного моделирования, успешно применяемого в программном обеспечении.
  
  Теперь надо уяснить, что никаких семантических троек, пятёрок, шестёрок или семёрок, нет и не может быть. Компьютеру, для решения огромного спектра задач, вплоть до моделирования миров, достаточно условных '0' и '1'. Также и в семантике языка достаточно иметь только парные отношения понятий. Всё остальное - это неоправданные усложнения, далёкие от простой истины.
  Приведу примеры того, как находить пары для кандидатов на тройку:
  'Центр - Периферия', 'Норма - Исключение', 'Серый - Цветной', 'Середина - Край', 'Нейтральное -- Значимое' и так далее. Поэтому надо внимательно относиться к смыслу слов.
  
  
  Единый семантический базис:
  1. Абстрактные - Конкретные,
  2. Абсолютные - Относительные,
  3. Однородные - Структурные.
  
  На основании базиса из трёх осей строится куб, рёбра которого образуют 12 типов семантических отношений.
  Семантические отношения:
  1. Качество абсолютное, структурное,
  2. Вариация конкретное, однородное,
  3. Полярность абсолютное, однородное,
  4. Сравнение относительное, однородное,
  5. Дополнение абстрактное, однородное,
  6. Устройство конкретное, относительное,
  7. Трансгрессия относительное, структурное,
  8. Наследование конкретное, структурное,
  9. Множественность абстрактное, абсолютное,
  10. Соседство абстрактное, структурное,
  11. Принадлежность конкретное, абсолютное,
  12. Назначение абстрактное, относительное,
  
  Типы семантических отношений являются проверкой правильности составления семантических тензоров: В семантическом тензоре параллельные связи должны быть одного типа и одинаковой направленности.
  
  Глобальные группы строятся на вершинах семантического куба:
  1. Явления. Абстрактное, абсолютное, структурное. Например: движение, свет, звук.
  2. Состояния. Конкретное, относительное, однородное. Например: координата, скорость, яркость, громкость.
  3. Предметы. Конкретное, абсолютное, структурное. Например: дерево, камень, слово, число.
  4. Свойства. Конкретное, абсолютное, однородное. Например: твёрдость, цвет, ёмкость.
  5. Сигналы. Конкретное, относительное, структурное. Например: знак, нота, символ.
  6. Признаки. Абстрактное, абсолютное, однородное. Например: человек, растение, машина.
  7. Положения. Абстрактное, относительное, структурное. Например: рядом, слева, похоже.
  8. Действия. Абстрактное, относительное, однородное. Например: бежать, светить, говорить.
  
  
  12 АКСИОМЫ И ТЕОРЕМЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ АЛГЕБРЫ Высший уровень
  
   Это очень важный материал, однако я пока предпочитаю представлять его без специальных пояснений. Потому что считаю, что дополнительные слова могут только запутать читателя.
  
  АКСИОМА О НЕОБХОДИМЫХ КРИТЕРИЯХ ИСТИННОСТИ:
  Истина компактна, ортогональна, многомерна и фрактальна. Это необходимый критерий истинности знания.
  
  АКСИОМА О ПРИЗНАКАХ:
  Значение слова определяется взаимной комбинацией его смысловых признаков. Такое объединение признаков называется семантическим умножением.
  
  АКСИОМА О ПАРНОСТИ ПРИЗНАКОВ:
  Все признаки слов в семантике языка связаны попарно на основе семантических отношений. Такие пары признаков определяют смысловую ось и называются семантическим вектором.
  
  АКСИОМА О СЕМАНТИЧЕСКОМ УМНОЖЕНИИ:
  Семантическое умножение - это операция, которая позволяет подобрать слово на основе комбинации его признаков (множителей).
  
  ТЕОРЕМА СОХРАНЕНИИ ПРИЗНАКОВ:
  При семантическом умножении признаки понятий-множителей сохраняются в понятии-произведении.
  
  ТЕОРЕМА О СЕМАНТИЧЕСКИХ ТЕНЗОРАХ:
  Поскольку слово может иметь несколько признаков, каждый из которых может иметь несколько отношений, то из слов можно строить многомерные семантические объекты: вектора, матрицы и тензоры. Они обладают инвариантностью. Их можно умножать так, как это делается в линейной алгебре.
  
  УСЛОВИЕ ИСТИННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОГО ТЕНЗОРА:
  В семантическом тензоре все параллельные связи должны принадлежать к одному типу и иметь одинаковую направленность.
  
  ГИПОТЕЗА ОБ ОСНОВНОМ СЕМАНТИЧЕСКОМ ТЕНЗОРЕ:
  Поскольку все параллельные связи семантического тензора должны принадлежать к одному типу и таких типов всего 8-мь, следовательно, должен существовать основной тензор признаков, ранг которого равен 8-ми (2^8 = 256 признаков). Все остальные слова являются комбинациями этих признаков.
  
  ТЕОРЕМА О СМЫСЛОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:
  Поскольку смысл понятий опирается на признаки, а смысл признаков опирается на понятия, то всякая попытка изменения смысла слова ведёт к противодействию со стороны его признаков.
  
  
  13 СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА Высший уровень
  
  Семантическая алгебра разделяется на статическую семантику и динамическую семантику. Статическая семантика изучает отношения между понятиями (была введена операция семантического умножения). Динамическая семантика изучает понятия о процессах (здесь вводится операция семантического сложения).
  
  Обратите внимание на эти формулировки. Их отличие отражает то, что процессы мы можем изучать только опосредованно, через понятия. Если статическая семантика изучает парные отношения, то для изучения процессов проще всего пользоваться трёхчленной формулой: 'Понятие 1 + Понятие 2 = Понятие 3'. В такой формуле '+' означает наличие и слияние, а '-' означает отсутствие и потребность.
  
  В динамической семантике при переносе слова из одной части уравнения в другую, меняется смысл уравнения, потому что слово оказывается в другом контексте.
  Таким образом, с семантическими процессами можно работать как с математическими выражениями, только надо на каждом шаге прописывать интерпретацию.
  
  Вот теперь, примеры сложнее:
  1. Чувство + Мнение = Помысел,
  2. Помысел + Согласие = Мысль,
  3. Мысль + Потребность = Желание,
  4. Желание + Способ = Решение,
  5. Решение + Ресурс = Деяние,
  6. Деяние + Запрос = Оценка,
  7. Оценка + Истина = Воздаяние,
  8. Воздаяние + Отношение = Чувство.
  
  Этот пример представляет собой кольцо (обратная связь). На каждом шаге мы добавляем новое значение к предыдущему результату. За 8-мь шагов кольцо замкнулось.
  
  Здесь приходится исходить из такого положения, что пара понятий даёт необходимые и достаточные условия для однозначного определения третьего понятия. Например:
  'Продавец + Покупатель = Сделка';
  'Звук + Преграда = Эхо';
  'Болванка + Станок = Деталь';
  
  Иногда можно вынести процесс в самостоятельное понятие:
  'Станок + Рабочий = Обработка',
  'Болванка + Обработка = Деталь'.
  Семантическое сложение являет простой способ записи производственных технологических операций:
  'Ткань + Пошив = Бельё'.
  
  Притчи, мифы, анекдоты и, наверное, любое повествование представляет собой систему уравнений динамической семантики.
  Сходство семантического сложения и отношения качества можно считать не случайным. Потому что в результате семантического сложения образуется понятие нового качества. Это заметно при взаимодействии материального и идеального планов.
  Например:
  'Материя + Способ = Вещество',
  'Вещество + Форма = Предмет',
  'Предмет + Схема = Механизм',
  'Механизм + Контроль = Машина'.
  
  
  14 О СЕМАНТИЧЕСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ Высший уровень
  
  Всё что известно о семантическом треугольнике, представляется мне досадным недоразумением. Люди просто поспешили и хотели упростить. Итак.
  Проще будет тем, кто знаком с концепцией Объектно Ориентированного Программирования. Есть понятие класса и объекта - экземпляра класса. Класс - это описание объекта, его проект или чертёж. А объект - это конкретный предмет, изготовленный на основании описания. Как у класса, так и у объекта может существовать идентификатор - это может быть слово или число или адрес.
  
  Например. Есть чертёж самолёта - это класс, который имеет название 'Самолёт ХХХ'. Конкретный самолёт, изготовленный по этому проекту - это объект, который имеет свой бортовой номер или название.
  Другой пример. Есть биологический вид - кошка, это класс, который называется 'Кошка'. А есть конкретная кошка Муся.
  Таким образом мы имеем пару класс-объект, которые имеют свои идентификаторы.
  Это семантический квадрат можно спутать с треугольником, потому что существует множество объектов в природе, которые не имеют конкретного наименования. Это деревья, травинки, песчинки и т.п. Однако мы можем пронумеровать деревья и прочие объекты.
  Кроме этого, стоит вспомнить видовое семантическое отношение, которое позволяет образовывать классы из других классов. Это операция наследования в Объективно Ориентированном Программировании. И есть такие классы, которые не могут создавать объекты непосредственно - это абстрактные классы.
  Ещё раз подчеркну - семантический треугольник - это обрезанная версия семантического квадрата: класс-объект и их наименования.
  
  
  15.СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Высший уровень
   Семантическое проектирование является фундаментальной дисциплиной - продолжением и развитием семантической алгебры.
  Ключевые понятия:
  - семантический элемент,
  - семантическая конструкция,
  - семантический шаблон,
  - семантическая программа.
  Семантический элемент - это простое (неделимое на признаки) понятие, которое выражается словом, сигналом, знаком, образом, изображением, запахом, вкусом, и прочими проявлениями физической реальности через чувства и ощущения. Таким образом семантический элемент выражает чувства и мысли.
  Семантическая конструкция - имеет в себе несколько семантических признаков или элементов. Это может быть предложением или лозунгом, несущих некоторою идею.
  Семантический шаблон - является частным случаем семантической конструкции. Это может быть пословица, анекдот, притча, мем, комикс.
  Семантическая программа - это такая структура из семантических конструкций и элементов, которая определяет поведение до достижения определённого результата. Семантическая программа содержит в себе некоторую мораль и идею. В своей реализации, семантическая программа может быть книгой, картиной, фильмом, скульптурой, игрой.
  
  Классификация семантических элементов:
  1. Типы семантических элементов подразделяются по комплексу чувств и ощущений, на которые они производят воздействие.
  2. Семантические элементы отличаются друг от друга выразительной сложностью. Например - длинна слова или сложность знака или сигнала.
  3. Существует подмножество служебных семантических элементов, которые устанавливают отношения между другими элементами и конструкциями - это союзы, знаки препинания.
  4. Некоторые слова легко перепутать с семантическими конструкциями. Например, слово 'женщина' указывает на человеческую особь женского пола средних лет. Это сразу объединяет в себе несколько признаков: то что это особа средних лет и женского пола. Поэтому оно является семантической конструкцией.
  В семантических конструкциях присутствует 2 типа связей: последовательные и параллельные. Последовательная связь - это текст или мем. Параллельная связь - это таблицы, списки и перечисления. В идеале параллельная связь должна представлять собой семантический тензор. В тексте обычно параллельная связь выделяется с помощью союзов и пунктуации.
  В семантических конструкциях важную роль играют 8 семантических функций:
  1. Объяснение (- это),
  2. Перечисление (и, или),
  3. Альтернатива (либо, либо),
  4. Противопоставление (но),
  5. Причина - следствие (поэтому, ибо),
  6. Переход (а),
  7. Акцент (вот, именно),
  8. Подобие (как-бы),
  Эти первичные семантические функции соответствуют 8 семантическим отношениям. Есть ещё вторичные семантические функции:
  1. Времени,
  2. Геометрии,
  3. Личности,
  4. Количеству - качеству.
  Они подразделяются на прямые и косвенные. Кроме этого, они все парные. Таким образом вторичные семантические функции образуют семантический тензор 4 ранга.
   Семантическое проектирование можно использовать для разбора лингвистических конструкций и формирования ответов. Для разборки предложений стоит использовать семантическую декомпозицию, а для сборки предложений - семантический синтез.
   Хорошим примером параллельности семантических конструкций является тембр и интонация голоса. Какую информацию можно из этого извлечь, даже если мы не знаем языка говорящего? Что же мы определяем по тембру:
  1. Кто говорит.
  2. В каком состоянии он находится.
  3. Что он хочет.
  4. Верит ли в то, что говорит.
  Это всё хорошо понимают домашние животные. Музыкальные инструменты также передают эту информацию, только надо уметь слушать.
  Семантические конструкции могут быть правдивыми или ложными. Они могут быть однозначными или многозначными. Призывающими - мотиваторы, или отвлекающими - демотиваторы.
  Восприятие семантических конструкций и программ зависит от особенностей разума. Разум всегда возникает там, где есть некоторое противоречие или конфликт.
  Разум собак возник из противоречия в отношениях вожака и члена стаи.
  Разум кошек возник из противостояния хищника и добычи.
  Разум человека возник из конфликта интересов мужчин и женщин, стариков и детей.
  
  
  Прикладной уровень
  16 Семантика в биологии Прикладной уровень
  
   Семантика даёт фундаментальное представление о структуре семантической модели. Т.е. так, как некоторое знание должно выглядеть в своём идеале.
   Рассмотрим предмет биологии. Начнём с того - какой семантический вектор является главным в биологии? Опытный исследователь сразу начнёт копать в сторону терминологии, он скажет - что такое биология? Это наука о живых организмах! Что такое живое? - дайте определение.
   Здесь уже можно использовать семантическую алгебру. 'Живое - неживое' - это отношение Качества, которое характеризуется рядом признаков. Такие признаки относятся друг ко другу отношением Дополнения. Тогда следует выявить признаки живого.
   Чтобы упростить эту задачу, предлагаю рассмотреть простейший живой организм - бактерию. Надо найти хотя бы 2 признака, отличающих бактерию от косной материи, от среды. Желательно проделать это самостоятельно. В аналитической семантике именно подобные задачи приходится решать регулярно. Для этого требуется некоторый опыт, можно сказать, что со временем в голове должна появится лаборатория смыслов. Это очень важно, потому что надо выявить всего 2 понятия, которые характеризуют всю биологию в целом.
   Итак. Бактерии растут и размножаются. Кристаллы тоже растут, но не размножаются. Вирусы размножаются, но не растут. Об этом можно много спорить. Однако мы уже имеем 4 семантических вектора:
  1. Косное - Живое,
  2. Среда - Бактерия,
  3. Рост - Размножение,
  4. Кристаллы - Вирусы,
  Далее, можно выделить уравнение динамической семантики: 'Бактерия = Кристалл + Вирус'. Отсюда видно, как функции Роста и Размножения дополняют друг друга.
  
   Теперь следует добавить остальные парные функции живого:
  1. Рост - Размножение,
  2. Восстановление - Развитие,
  3. Деление - Слияние,
  4. Поглощение - Самосохранение.
  
  Суть в том, что рассматривая типы размножения или типы существования, следует определить управляющий фактор (Деление - Слияние). Тогда иерархия биологических типов запишется в виде тензора.
   Кроме этого, вектор 'Восстановление - Развитие' можно записать как: 'Регенерация - Мутация'.
  Вот примерно таким образом, используя парные признаки, семантические отношения и операции, можно получить классификацию живых организмов, их функции, признаки и свойства. Это важно, потому что основано на понимании закономерностей, а не на описательности.
  
  17 Семантика и Богословие Прикладной уровень
  
  Ранее я писал о семантических тензорах и их перемножении.
  Предлагаю разобрать интересный пример:
  Есть пара семантических векторов:
  1. 'Полезное - Вредное',
  2. 'Приятное - Противное'.
  Перемножаем их и получаем 4-ре варианта понятий:
  1. Полезное и Приятное - Мотиватор, Стимул,
  2. Полезное и Противное - Стражник, Закон,
  3. Вредное и Приятное - Утешитель, Забава,
  4. Вредное и Противное - Монстр, Страшилка.
  
  Теперь прошу сравнить 1-3 со Святой Троицей:
  1. Мотиватор - Бог -Сын, который призывал людей.
  2. Стражник - Бог-Отец, который дал 10 заповедей.
  3. Утешитель - Святой Дух.
  Таким образом аналитическая семантика позволяет разбирать Богословские и философские вопросы.
  
  Вот ещё пример - о типах вопросов:
  Имеем дихотомии:
  'Согласие - Сомнение', 'Понимание - Противоречие'
  Перемножаем их и получаем 4-ре варианта:
  1. Согласие и Понимание, - Риторический вопрос,
  2. Согласие и Противоречие, - Познавательный вопрос,
  3. Сомнение и Понимание, - Воспитательный вопрос,
  4. Сомнение и Противоречие, - Провокационный вопрос.
  Это одна из важнейших семантических матриц полезных для ведения дискуссий.
  
   Говоря о науке и богословии в целом, надо понимать типы знаний, о которых идёт речь. Семантически они подразделяются на 4 вида:
  1. Стохастические: Спорт, Лингвистика, Химия.
  2. Эмпирические: Физика, Психология, Биология.
  3. Аксиоматические: Математика, Информатика, Семантика.
  4. Мистические: Политика, Искусство, Теология.
  
   Эти типы знаний образованы перемножением признаков 'Конкретное - Абстрактное' * 'Интуитивное - Логическое':
  1. Стохастические, Конкретное, Интуитивное,
  2. Эмпирические, Конкретное, Логическое,
  3. Аксиоматические, Абстрактное, Логическое,
  4. Мистические, Абстрактное, Интуитивное.
  
   Надо сказать, что в книге 'Семантическая алгебра' довольно много тем вращается вокруг психологии, соционики и богословия. Здесь будет дан ряд наиболее ярких примеров.
  
  18 Семантика, Соционика и Психология Прикладной уровень
  
   Диалектическое отношение 'Рост - Размножение' играет большую роль не только в образовании биологических видов, но и в психологических взаимодействиях.
  Основной тензор выводится на основе перемножения векторов:
  'Я - Среда', 'Рост - Размножение'.
  Рост - это территория, ресурсы, знания, технологии.
  Размножение - это партнёры, потомство, уют, безопасность.
  Рост * Размножение = Здоровье.
  
  Запишем матрицу из соционики:
  1. Интуиция - это изменение среды в целях роста.
  2. Сенсорика - это изменение среды в целях размножения.
  3. Логика - это изменение себя в целях роста.
  4. Этика - это изменение себя в целях размножения.
  
   Из этой матрицы строится модель А из соционики, которая соответствует 8 психотипам:
  1. Базовая - Ригидность,
  2. Творческая - Шизоидность,
  3. Ролевая - Истероидность,
  4. Болевая - Ипохондрия,
  5. Внушаемая - Депрессивность,
  6. Активационная - Маниакальность,
  7. Наблюдательная - Психастеничность,
  8. Демонстративная - Импульсивность.
  
  Здесь порядок соответствует проекции куба на этапы жизни:
  1. Детство, стремление к Удовольствиям,
  2. Юность, стремление к Самореализации,
  3. Зрелость, стремление к Самоуважению,
  4. Старость, стремление к Самоотдаче.
  
  Теперь о параллелях с соционикой. В соционике есть много семантических структур, потому что она активно использует математику. Соционика дала хороший пример для развития семантической алгебры.
  Функций из соционики модели А и цели.
  1. Базовая, Впечатление, Рост,
  2. Творческая, Общение, Размножение,
  3. Ролевая, Любовь, Размножение,
  4. Болевая, Свобода, Рост,
  5. Внушаемая, Достаток, Рост,
  6. Активационная, Власть, Размножение,
  7. Наблюдательная, Мудрость, Рост,
  8. Демонстративная, Слава, Размножение.
  
   Здесь цели образуются перемножением вектора возраста - 'Детство - Юность - Зрелость - Старость' на вектор 'Рост - Размножение'.
  
  19 Семантика, Психология и Богословие Прикладной уровень
  
   Здесь надо упомянуть богословский трактат Луки Войно-Ясенецкого: 'Дух, Душа и Тело'. Святитель Лука упомянул только 3 составляющих сущности человека, видимо по аналогии со Святой Троицей. Однако он упустил Разум, как 4 составляющую.
  
   Чтобы получить цельное представление об устройстве человека, надо 'Рост - Размножение' помножить на 'Носитель - Наездник' (может быть это покажется не очень научным, однако я предпочитаю использовать простые слова, обозначающие суть).
  
  Матрица устройства человека:
  1. Тело, - носитель Роста, Работа, Функциональность,
  2. Разум, - наездник Роста, Соседи, Способность,
  3. Душа, - носитель Размножения, Семья, Самочувствие,
  4. Дух, - наездник Размножения, Хобби, Поведение.
  
   Итак. Перемножаем 3 семантических тензора:
  1. Рост - Размножение,
  2. Детство - Юность - Зрелость - Старость,
  3. Тело - Душа - Разум - Дух.
  
  И вот что получается, это тензор личных ценностей:
  Тело, Душа, Разум, Дух,
  1. Зрелища, Приключения, Озарения, Впечатления,
  2. Знакомства, Творение, Мышление, Общение,
  3. Ласка, Желание, Интерес, Любовь,
  4. Отдых, Мечта, Выдумка, Свобода,
  5. Богатство, Обретение, Насыщение, Достаток,
  6. Власть, Приручение, Подчинение, Влияние,
  7. Знание, Опыт, Учение, Мудрость,
  8. Слава, Понимание, Наблюдение, Внимание,
  
  Это семантический тензор 5 ранга, он содержит 2^5 = 32 компоненты. Он имеет большое значение, потому что связан с тензором модели А из соционики, с психотипами и основными грехами и добродетелями (об этом - в следующей статье).
  
  20 Семантика, Грехи и Добродетели Прикладной уровень
  
  Вот список основных грехов и добродетелей из работ Игнатия Брянчанинова:
  1. Уныние, Трезвение,
  2. Чревоугодие, Воздержание,
  3. Любодеяние, Целомудрие,
  4. Гордость, Любовь,
  5. Сребролюбие, Нестяжание,
  6. Печаль, Блаженный плачь (катарсис),
  7. Гнев, Кротость,
  8. Тщеславие, Смирение.
  
  Эти грехи подразделяются на пары при умножении их на вектор 'Эгоизм - Альтруизм':
  Эгоизм: Альтруизм:
  1. Скука, Апатия,
  2. Досада, Стыд,
  3. Зависть, Обида,
  4. Спесь, Унижение,
  5. Скупость, Расточительность,
  6. Ревность, Печаль,
  7. Гнев, Тревога,
  8. Отчаяние, Вина.
  
   Из этой таблицы следует вывод - человек словно канатоходец, существенное отклонение в сторону эгоизма или альтруизма, несёт проблемы. Что же делать?
  Смотрите таблицу душевных настроев:
  1. Интерес,
  2. Великодушие,
  3. Благодарность,
  4. Достоинство,
  5. Щедрость,
  6. Счастье,
  7. Спокойствие,
  8. Уверенность.
   Здесь интересно как настрои соответствуют расстройствам. Расстройства - это пара крайностей. А настрой - золотая середина (баланс между ними). Настрой и занятие полезным делом играют ключевую роль для выхода из расстройства.
   И наконец, самый коварный вопрос, - а что я буду с этого иметь? Вот в этом тензоре есть ответ - достоинства и достижения:
  1. Обаяние, Мир,
  2. Общительность, Друг,
  3. Заботливость, Семья,
  4. Независимость, Дом,
  5. Престиж, Добро,
  6. Авторитет, Сила,
  7. Репутация, Труд,
  8. Эрудиция, Правда.
  
  Обратите внимание, что все строки в таблицах связаны.
  
  21 Семантика и литература Прикладной уровень
  
  Всякое достойное произведение можно рассмотреть, как матрёшку (тоже семантический тензор). Это легко показать на примере литературы. Матрёшка произведения:
  1. Язык, Средство, Тело,
  2. Атмосфера, Стиль, Душа,
  3. Сюжет, Жанр, Разум,
  4. Мораль, Нравственность, Дух.
  
  Показанная матрёшка произведений элегантно раскрывает философский вопрос о форме и содержании. Это весьма занимательно потому, что для каждого уровня матрёшки есть соответствующий семантический тензор 3-го ранга (Куб), которые привожу ниже:
  
  Куб Оформление и Средство:
  1. Живопись, Танец,
  2. Музыка, Поэзия,
  3. Литература, Игра,
  4. Наука, Дизайн,
  
  Куб Атмосфера и Стиль:
  1. Стойкий, Прерывистый,
  2. Яркий Приглушённый,
  3. Острый, Смешанный,
  4. Сильный, Слабый,
  
  Куб Сюжет и Жанр:
  1. Вещь, Механизм,
  2. Существо, Организм,
  3. Слово, Программа,
  4. Поступок, Коллектив,
  
  Куб Мораль и Нравственность:
  1. Добыча, Опасность,
  2. Свой, Чужой,
  3. Важный, Посторонний
  4. Близкий, Далёкий.
  
  
  Куб литературного мастерства:
  1. Лаконичность, Многогранность,
  2. Точность, Образность,
  3. Ритмичность, Мелодичность,
  4. Чёткость, Благозвучие.
  
  
   Надо сказать, что в книге 'Семантическая алгебра' довольно много тем вращается вокруг литературы, литературоведения, лингвистики. Здесь и далее будет приведён ряд наиболее интересных примеров.
  
  22 Семантика - генерация сюжета приключений Прикладной уровень
  
  Одно время я писал рецензии на творчество некоторых авторов сайта proza.ru. Я заметил, что интуитивно разделяю текст на 4-5 абзацев. Потом, передо мной встала задача - дать простую классификацию произведению или творчеству, чтобы читатель мог легко найти то, что его интересует.
  Для начала я выписал в столбик все жанры. Потом выделил из них размер. Затем, стал рассуждать: исторические и фантастические... прошлое и будущее. Так получилась первая четвёрка. Дальше я, действуя подобным образом, вывел ряд характеристик. Вот что получилось:
  Время: Прошлое, Будущее, Реальность, Вымысел,
  Настрой: Серьёзное, Смешное, Сложное, Простое,
  Образ: Красивое, Страшное, Правильное, Уродливое,
  Цель: Объяснение, Загадка, Любовь, Злодейство.
  
  Далее предлагаю рассмотреть модель Мифа:
  Математическая модель сюжета представляет собой граф с рёбрами - сюжетными линиями, и вершинами - сюжетными ситуациями. Повествование - это маршрут обхода этого графа. Основной маршрут проходит главный герой, отдельные ветки маршрута могут соответствовать поведению второстепенных героев. Таким образом, маршрут представляет собой дерево.
  
  При движении героя из одной ситуации в другую, имеет место следующий вектор:
  1. Побуждающая причина,
  2. Выбранное действие,
  3. Достижение, (Отношение),
  4. Воздаяние, (Ответ),
  Следует заметить, что достижение (3) не эквивалентно устранению причины (1). Теперь развернём каждую компоненту этого вектора.
  
  Вектора Причины, Действия, Отношения и Ответа, образуют следующий тензор:
  1. Оскорбление, Сражение, Требование, Дар,
  2. Нужда, Подкуп, Просьба, Милость,
  3. Призыв, Служба, Обещание, Услуга,
  4. Скука, Устранение, Обмен, Внимание,
  Здесь следует обратить внимание на то, что через строчку матрицы (Скука - Внимание), читатель сам вовлекается в действие сюжета.
  Второй момент, - это то, что (несмотря на построчное соответствие в этой матрице) каждый столбец образует самостоятельный вектор сюжетных вариантов. Так, например, герой может от Призыва попасть в Сражение, затем перейти к Просьбе, а в ответ получить Услугу.
  
   Здесь приведён вводный материал о структуре Мифа и технике его использования.
  
  
  23 Семантика и лингвистика Прикладной уровень
  
   Эта тема появилась благодаря опыту, интуиции и настойчивости профессора Анисимова Дмитрия (Москва), автором системы машинного перевода и книги 'Вся Правда о машинном переводе'.
   В книге 'Семантическая алгебра' довольно много глав написано о грамматиках, о глобальных группах языка, о трудностях перевода и машинной интерпретации смыслов, а также были выработаны правила построения электронного семантического словаря.
   Здесь хотелось привести ряд интересных примеров (обзор).
  
  Грамматический тензор русского языка (неполный):
  1. Существительное = Статика * Основное,
  2. Глагол = Динамика * Основное,
  3. Прилагательное = Статика * Дополнительное,
  4. Наречие = Динамика * Дополнительное,
  
  5. Предлог, = Информация конкретная,
  6. Союз, = Информация абстрактная,
  7. Частица, = Эмоция конкретная,
  8. Междометие, = Эмоция абстрактная,
  
  Тензор пунктуации (неполный):
  1. ( , ) - ( - ),
  2. ( : ) - ( ; ),
  3. ( ! ) - ( ? ),
  4. ( . ) - ( ... ),
  
  Вот ещё фрагмент: Хорошим примером реализации признаков является конструирование слов. В русском языке это можно показать на примере образования глаголов. Для примера разберём слово 'Бежал':
  1. Единственное число в отличие от 'Бежали',
  2. Мужского рода в отличие от 'Бежала',
  3. Прошедшее время в отличие от 'Бежит' или 'Побежит',
  4. Подразумевается цель в отличие от 'Бегал',
  5. Подразумевается незавершённость в отличие от 'Добежал'.
  
  Видите, как много семантических признаков может содержать простой глагол! Однако семантика слова 'Бег' содержит ещё 3 признака: 'Быстрое' 'Движение' с помощью 'Ног'. Итак, в простом слове 'Бежал' содержится не менее 8 семантических признаков!
  
  Ещё в книге выведен тензор глобальных семантических групп:
  Материальные, Идеальные, Объективные, Субъективные:
  1. Предметы, Слова, Существа, Сущности,
  2. Действия, Сигналы, Явления, Чудеса,
  3. Свойства, Признаки, Поведение, Характер,
  4. Состояния, Положения, Способности, Умения.
  Эта задача важна для классификации слов при их интерпретации.
  Одним словом - любитель языка найдёт в книге много интересного.
  
  24 Семантика и управление Прикладной уровень
  
   Про управление коллективом написано множество книг. Чем же может помочь семантика?
  Люди не осознают или забывают - чем они занимаются и что делают.
  Если командир станет развлекать, священник начнёт учить, а учитель станет командовать, - то ничего хорошего не получится.
  А между тем, в семантике русского языка эти отношения давно прописаны. Давайте их вспомним:
  Кубы типов организаций, их целей и лидеров:
  1. Класс, Обучение, Учитель,
  2. Семья, Воспитание, Наставник,
  3. Контора, Работа, Начальник,
  4. Команда, Достижения, Тренер,
  5. Общество, Отдых, Наблюдатель,
  6. Клуб, Культ, Кумир,
  7. Церковь, Служение, Пастырь,
  8. Войско, Победа, Командир.
  
  Методы дополнительного воздействия для лидеров:
   Управленец, Гуманитарий, Учёный, Общественник,
  1. Доказывать, Преподносить, Сообщать, Развлекать,
  2. Заставлять, Призывать, Увещевать, Наказывать,
  3. Указывать, Обращать, Направлять, Вести,
  4. Стимулировать, Поощрять, Вопрошать, Помогать,
  5. Настраивать, Воодушевлять, Критиковать, Искушать,
  6. Сигнализировать, Отвлекать, Консультировать, Добывать,
  7. Провозглашать, Стращать, Благословлять, Служить,
  8. Внушать, Завоёвывать, Распоряжаться, Приказывать.
  
  Про масштаб деятельности тоже иногда забывают, а это качественно разные уровни развития:
  1. Компания,
  2. Коллектив,
  3. Фирма,
  4. Сообщество,
  5. Производство,
  6. Организация,
  7. Предприятие,
  8. Корпорация,
  
  
   Там, где на первый взгляд просто группа синонимов или антонимов, существует ряд ключевых признаков, которые формируют систему.
  
  
  25 Критерий могущества государства Прикладной уровень
  
  Критерии могущества государства, - это всё то, что усиливает, укрепляет, сплачивает, воодушевляет и делает счастливыми народы страны.
  
  Государству необходимо иметь собственный инструмент самооценки. И в этом деле нам не удастся уйти от сложности. Простые решения обойдутся дороже.
  
  У меня получилось 32 критерия, которые должны участвовать в подсчёте рейтинга Государства:
  1. Демография, Здоровье, Биосфера, Экология,
  2. Территория, Связь, Транспорт, Снабжение,
  3. Товары, Продукты, Ресурсы, Энергия,
  4. Закон, Полиция, Вооружение, Армия,
  5. Образование, Воспитание, Изобретения, Исследования,
  6. Религия, Традиция, История, Искусство,
  7. Занятость, Досуг, Отдых, Лечение,
  8. Руководство, Услуги, Производство, Спорт,
  
  Каждый из этих критериев представляет собой спектр, который можно привести к количественному и качественному показателям.
  
   Теперь посмотрите, как разворачивается пункт 4.Закон:
  1. Права - Обязанности,
  2. Общества - Индивидуума,
  3. Подозрения - Обвинения,
  4. Доказательства - Суд,
  5. Пресечение - Наказание,
  6. Законодательная - Исполнительная,
  7. Презумпция - Прецедент,
  8. Административные - Уголовные.
  
  Это 8 пар признаков для понятия Закона - это гиперкуб или семантический тензор 4 ранга, 16 понятий.
  Если в каждом понятии из 32 таблицы могущества государства выделить тензор такой же ёмкости, то получится 16*32 = 512 понятий.
   Это серьёзная аналитическая работа. Она важна для статистической обработки данных, выработке качественных показателей, анализа и балансировки расходов, принятия решений.
  
  26 Классификация точных наук Прикладной уровень
  
  Удалось получить вот такую классификацию для основных точных наук:
  1. Математические объекты доступны всем для многократного использования,
  2. Физические объекты доступны только владельцу для многократного использования,
  3. Химические объекты доступны только владельцу для однократного использования,
  4. Квантовые объекты доступны всем для однократного использования.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"