Лиса Патрикеевна : другие произведения.

Рыжий и честный обзор на рассказы "Рождественского детектива - 2024" (Рд-19)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор на рассказы "Рождественского детектива - 2024" (Рд-19) http://samlib.ru/d/detektiwklub/rd_19_2.shtml

  Доброго дня вам, коллеги!
  
  Прочтите мой обзор. Про некоторые рассказы конкурса я пишу подробно, о других, извините, успеваю только пару слов.
  Но на все тексты смотрю восхищённо. Как на Колобка!
  
  Ваша Патрикеевна
  
  
  > > Це
  > > Щепки
  http://samlib.ru/c/ce/otg1.shtml
  
  Исторический детектив.
  
  Наступающий 1927-й год советской сельской глубинки. Эпоха дана "крупными мазками", но в тоже время 1926-27 год выписан виртуозно. Именно этот год. Немного раньше - ещё острая боль Гражданской и голод. Немного позже - "антисоветскость" Нового года и коллективизация. Слог, подача материала гармоничны описываемому миру. Если у автора есть желание сделать антураж объёмнее, то можно добавить в текст детали одежды и характерную для того времени аббревиатуру.
  
  Следствие ищет ответы на вопросы:
  Каким способом можно незаметно подготовить и устроить взрыв на новогодней комсомольской вечеринке? Как это было сделано?
  Кто это сделал? Кто имел мотив (Покушение на кого из погибших было мотивом?) Кто имел возможность?
  Преступника находят благодаря воссозданию способа, которым было совершено преступление. Разоблачению способствует ошибка убийцы, который, направляя следствие на ложный след, подделывал предсмертную записку якобы повесившегося Брыкина и оставил на своих губах улику - след химического карандаша. Изобилия в деревнях нет - улика характерная!
  
  Раз следователи много обсуждают, как именно было совершено преступление, то способ убийства должен быть либо показан исчерпывающе ясно, либо же непрояснённые детали свёрнуты в предположения и вопросы и предъявлены читателю. И если логика разоблачения и мотив убийства вопросов не вызывает, то по технологии преступления вопросов много.
  А возможен ли в таких условиях взрыв гранаты? Сомнения есть, но можно и перестраховаться - подобрать обстоятельства, способствующие взрыву. Этот момент не ключевой.
  А какое взрывчатое вещество было в гранате? Тротил или мелинит? То, что граната с уцелевшего склада ПМВ, указывает на то, что вполне может быть мелинит, который в печи просто расплавится, взрываться не станет. Но точно ли это граната с того склада или у неё (с учётом возможностей Литвинова) другое происхождение?
  Как преступник взаимодействует со снегом? Не выдают ли его следы?
  Допустим, у читальни четыре стены. Пронумеруем их по часовой стрелке: раз, два, три, четыре. Раз - выходит на улицу, там снег убран. Два - выходит во внутренний дворик, там тоже расчищено, отсюда идёт расчищенная дорожка к туалету. За стенами три и четыре снег не чистится, там сугробы, а местами ещё и снег, сброшенный при расчистке дорожки и дворика.
  Вот преступник прыгает с крыши. Он увязает по пояс! Он не может через сугробы быстро отбежать от дома, а выгребая, выбираясь, выползая, он оказывается весь вываленным в снегу. Чтобы уходить от дома быстро, пространство рядом с сугробом, в который он собрался прыгать, нужно предварительно расчистить, какой-то повод, что ли, для этого найти. Или же не подумать про способ отхода и увязнуть.
  
  И ещё. Преступник планировал небольшой взрыв, который поразит только сидящих у печки, а рвануло так, что разнесло весь дом. Что получается. Преступник (В рубахе?) прыгает с крыши, застревает в сугробе. Он ожидает, что у него есть время выгрести из сугробов. (Куда? Вряд ли навстречу выбегающим из дома людям, чьи голоса он слышит.) Но в это время с крыши на него летит снег, дранка, а потом, видимо, и горячие угли. Что будет с его спиной? Что будет с рубахой?
  Дом загорается, сельчане сбегаются тушить пожар. Вот хорошо было бы зайти пролить дом со сторон три и четыре, как минимум по одной из них, думаю, рядом с читальней стоят соседские дома, на которые может перекинуться огонь. Но там же сугробы. Это страшно лезть в сугробы, завязать в них, когда сверху летят угли, когда накрывает дымом. А тут - ура! - протоптанный ход в снегу! Лестница лежит рядом! Я сомневаюсь, что самые наивные из следователей не заметят такого удачного стечения обстоятельств. Правда, такое совпадение легко обернуть и в ложный след.
  
  Рассказ понравился, разбираю несостыковки в том числе потому, что рассказ хороший. И центральный образ - метафора - "щепки" многогранен: он и про героев рассказа, и про восприятие преступника, и про горящую читальню, и про травму Гражданской, и про образ эпохи.
  
  
  > > Горгона123
  > > Снег на дачном участке
  http://samlib.ru/g/gorgona123/sneg.shtml
  
  Детективная загадка.
  
  История из жизни современной "элиты" о том, каким образом в холле особняка, тьфу ты, на участке дома в элитном дачном посёлке оказался труп девушки. Почему труп был подброшен именно в этот дом, и как он туда попал.
  
  Плюсы:
   - Чёрный юмор, интонации героини-нарратора. В обсуждении высказывались претензии о недостаточной драматичности, но по мне так здесь всё в самый раз. В соответствии обстановке. С элитой, знаете ли, жить...
  - Ключики - семейная история героини.
  - Хороший слог.
  Минусы:
   - Преступник сам признался.
  - Курилка, где был оставлен труп до его вывоза. Она формально описана как малопосещаемое место, но тут же дана, как курилка в клинике, где начальство не одобряет курение сотрудников, то есть, как - проходной двор, разве что чуть менее популярный у медиков и пациентов, чем другие, аналогичные проходные дворы - курилки.
  - Недостаток намёков, что в доме героини нередко бывали посторонние. Понятно, что самой ей, занятой, разводящейся, собирающейся продавать дом, могло быть не до наблюдательности, но фактически в доме, ключи от которого раздавались многим, не могло не остаться следов от посещения (в том числе и давних посещений) посторонними.
  
  
  > > Уннер
  > > Бари
  http://samlib.ru/r/roza_k/y7.shtml
  
  Погоня-квест.
  
  Детективной составляющей немного. Большей частью это намёки на то, что похищение собаки не настоящее: пёс больно легко уходит с незнакомой женщиной в красной куртке, след каждый раз легко находится, раз за разом обнаруживаются подсказки, погоня начинает напоминать квест.
  
  Мне в рассказе не хватило более рельефного показа подлости манипуляторов, что умыкнувших пёсика, что низости Кирилла, делающего вид, будто бы он помогает пёсика искать. Детективный жанр даёт много возможностей для обличения, для того, чтобы виртуозно, не в лоб, ничего не навязывая читателю, поговорить о морали.
  И в описанную предрождественскую суету я не верю. У нас обычно подобным образом готовятся к Новому году.
  
  Слог, на мой вкус, нарочит, повествование, на мой вкус, затянуто, особенно диалоги. Рискну предположить, что текст выиграет, если его раза в три сократить, а диалоги героев лучше подготовить: описать детальнее обстоятельства, в которых они происходят. И точнее выписать финал. Как изменяется героиня? Какой она становится, найдя пёсика? Более покладистой жертвой, готовой связаться с новым манипулятором? Благодарной искательницей, уносящей обретённого пёсика в метель? Несчастной одинокой женщиной, которую поманило новое чувство, а впереди холод по дороге домой и одинокое Рождество? Сильной и свободной девушкой, достойно выбравшейся из устроенной бывшим мужем подставы?
  
  
  > > Панага
  > > Тайны 312 комнаты
  http://samlib.ru/p/panaga/tayna312komnati.shtml
  
  Следствие ведёт дилетант.
  
  Великолепно прописана жизнь общаги.
  Необычная развязка, когда вор оказывается не вором. Кольцо не украдено, а спрятано в террариуме с ядовитой змеёй в той же комнате, где и хранилось. И условия доставшегося задания выполнены: кольцо добыто. И кражи нет, вместо похищенного товарищам - соучастника игры в похищения демонстрируется купленное кольцо.
  Убедительный образ "сыщика" - студентки, выручающей от обвинения в воровстве кольца свою сестру.
  Браво!
  
  Доработать, когда рассказ отлежится, стоит, на мой взгляд, слог. Почистить текст от избыточности, штампов и канцеляризмов. В одних случаях они оправданы, так как показывают восприятие героини, но в других оказываются стилистическими ошибками.
  
  
  > > Барклай
  > > Закваска Бакарди
  http://samlib.ru/b/barklaj/zakvaskabakardi.shtml
  
  Женский детектив.
  
  Много обсуждалась достоверность описания отравления и достоверность описания расследования, по ходу которого у главного героя складываются романтические отношения с женщиной-следователем. Я сама писала в комментариях, что тут не так с позиции здравого смысла отравительницы, учитывающей, должно быть, при планировании преступления химию яда, а также физиологию и возможные привычки жертв.
  
  Нет, дело не в этом. Преступник не обязан дружить со здравым смыслом. У героя - преступника есть право и на везение, и на тупость. (Реальные-то преступники редко оказываются интеллектуалами). Похоже, всё дело в несоответствии моих читательских ожиданий от рассказа тому, что обещает поджанр женского детектива. Это от недосказанности, от "недокормленности" идеями я, махнув хвостом, начинаю искать детали детективной истории в статьях по химии.
  
  А недосказанность тут вот в чём. Женский детектив предполагает психологичность. Хотя бы кухонную психологию. Для разоблачения (что для реального, что для предоставленных читателю улик) подробности мотивов отравительницы, как и детали того, что она не учла, готовя преступление, действительно не важны. Но для понимания преступницы - героини женского детектива... А тем более, в ситуации, когда главный герой, он же - соследователь, он же - нарратор оказывается в юности одним из её обидчиков... Это же самое вкусное! Для чего мне ещё читать, кто как с кем знакомится, встречается, чай пьёт, как не для того, чтобы заглянуть в бездну?
  
  И вот ещё о недостоверности, не упоминавшейся в обсуждении: "Но ты не сказал, что тут день длится полгода, а потом еще ночь столько же..."
  Новый Уренгой находится южнее полярного круга. Там нет длящихся сутками (А уж тем более по полгода!) ночей. Ненадолго, но светает. Да и судя по сугробам, героиня находится там отнюдь не во время долгих дней и белых ночей.
  
  
  
  > > Матроскин
  > > В лесу родилась белочка
  http://samlib.ru/m/matroskin/
  
  Закрытый ретро-детектив. Следствие ведёт дилетант.
  
  Уютная, добрая история с новогодним расследованием в детском саду - поиском пропавшего колье.
  У читателя есть все ключики, чтобы разнюхать след: костюмы снеговиков, детали взаимоотношений между сотрудниками детского сада, а потом и ключевая улика - тапочки!
  
  Детсадовский детектив! Это - хороший уровень новизны. Тут и место действия - детский сад. И такого рода происшествие, такие детали расследования, что уместны как раз в детском саду.
  
  Рассказ многопластовый. В нём есть детектив, есть семейная история и ностальгия по былым временам, есть соотношение детского и взрослого восприятия реальности и есть новогодняя сказка, в которой Дед Мороз при помощи Зайчика и Снежинки разоблачает Снеговика и возвращает колье Снегурочке. Как и полагается в детской сказке, оступившийся Снеговик не повержен, он остаётся на празднике, он исправится!
  
  Красота!
  
  
  > > Невиданник
  > > Вампир, кусающий русалку
  http://samlib.ru/n/newidannik/vampir_i_rusalka.shtml
  
  Фэнтези-детектив.
  
  Артуро Ди Костелло ищет пропавшую картину. Читатель попутно с основным расследованием разгадывает, что это за странная ситуация у главного героя.
  
  Великолепная стилизация, завораживающая, заманивающая в мир антикваров и невиданников.
  
  В загадке о главном герое много подсказок, которые не замечаются при первом чтении, но из-за которых текст весело читать во второй раз, уже зная, в каком это смысле, Артуро "с кладбища" и какой у него на самом деле дедлайн.
  
  В основном расследовании на мой взгляд недостаточно обосновано очерчивание круга подозреваемых. Герой цепляется за необычности своего окружения, и они приводят его к уликам о том, кто и с какой целью мог похитить картину. То ли автор ведёт своего героя, выручает его от возвращения в загробное существование, то ли герой - пешка во внутриорденских играх Невиданников. Движение Артуро, его догадки временами похожи на проходимый квест, но при этом у читателя нет логического обоснования квестовости расследования. Литературное есть! Оно в виртуозно сотканной атмосфере могущества и скрытности Ордена.
  
  Фэнтези предполагает описание мира, детектив - убедительность деталей: улик либо ключиков. На мой взгляд, недостаточная убедительность расследования Артуро, ощущение его квестовости (А если героя на самом деле ведут, на самом деле используют втёмную, так покажите это, пожалуйста, ясно!) связано с тем, что и сам мир Невиданников прописан недостаточно детально. Я не представляю масштаб Ордена, а ведь это прямо связано с очерченностью круга подозреваемых. Я не знаю, каковы в этом мире нечеловеческие существа, и как они распространены, а ведь это связано со свойствами похищенной картины, с её потенциальной опасностью и с мотивами похитителей. Я не вполне представляю мотивы отца Артуро. Он (если вампиры этого мира сходны с вампирами других фэнтези-миров) меняет долгое вампирское существование на человеческую жизнь. Для чего? Только для власти? Или для полноты, для истинности жизни? Или с превращением в человека связано его предназначение, его возможности изменить мир? Или же он никогда прежде человеком не был и, как андерсеновская русалка, хочет получить душу?
  
  
  
  > > Подпоручик Прошин
  > > Самый первый Новый год
  http://samlib.ru/p/podporuchik_p/novygod24.shtml
  
  Исторический детектив
  
  Расследуется убийство, произошедшее в канун первого, объявленного Петром, январского Нового года. Найти убийцу мешает изобилие разнородных и в то же время взаимосвязанных событий, происходивших на месте преступления, а также то, что подозреваемые, связанные родственными и личными отношениями, не спешат давать показания друг на друга. Получается расследование - "сбор пазла".
  
  Хорошо описана эпоха. Исторические детали, события, особенности следствия - всё связано с детективной линией, с мотивацией убийцы и свидетелей, с уликами и ложными ходами. Меняется летоисчисление, меняется страна. В новый Новый год герои принимают решения, которые определят их судьбы.
  
  В детективной линии то самое: "Ух!", когда вот тебе предъявляют убийцу с мотивом и уликами, но до самой развязки ты не догадываешься, кто совершил преступление. При этом игра с читателем сбалансирована, она способствует узнаванию эпохи и сопереживанию героям. Горько за Прасковью!
  
  Думаю, что автор - женщина. Неуклюжесть Танюши в платье непривычного европейского покроя, бабий гнев и бабье горе Прасковьи, сносящие рассудок и дающие силы для того, чтобы убить Игната обнаруженным в шубе кинжалом - кто ещё вот так легко, мимоходом, покажет?
  
  Спасибо за радость прочтения.
  
  
  > > Степанова Даша
  > > Кот
  http://samlib.ru/s/stepanowa/r125.shtml
  
  Детектив-сказка
  
  Поиск, включающий распознавание куклами - участниками событий законов их волшебного мира.
  
  Добрая новогодняя история с оживлением игрушечной принцессы по желанию, которое загадал перешитый из шапки кот, с поисками похищенного хэллоуинского привидения.
  
  История волшебная, герои - игрушки, а расследование настоящее! С ключиками и уликами: вздохами и нарисованной грустью, что у новой принцессы, что у пропавшего привидения; с замеченной героями близостью по времени пропажи привидения в одном отделе игрушек и появления принцессы в другом.
  
  В развязке не только выясняется, что привидение перешили в принцессу. Принцесса меняется благодаря новогоднему волшебству, её нарисованная грусть становится человечной.
  
  Тёплая и светлая сказка!
  
  
  
  > > Просвирнов Александр Юрьевич
  > > Новогодняя инспекция
  http://samlib.ru/p/proswirnow_a_j/novog_insp.shtml
  
  Закрытый абсурд-детектив.
  Саркастический детектив, события которого происходят в России из альтернативной истории.
  
  Поиски колье, похищенного прямо на новогодней вечеринке высшей знати.
  Интересный пример, как в мире абсурда срабатывает детективная логика. И ведь срабатывает! Ох ты, мёрзлый волчий хвост! Срабатывает!
  
  
  
  > > Лиса Патрикеевна
  > > Красный студень
  http://samlib.ru/l/lisa_p/tresalces.shtml
  
  Закрытый детектив Каменного Века.
  
  Вместо обзора на себя предложу загадку.
  Горно-Чабер не знает современные названия веществ, однако яд, которым отравили Рыжего Коня, она установила точно. Попробуйте его угадать и вы. Как в наши дни называется основной компонент ядовитой первобытной краски, использовавшейся древними людьми для рисования на камнях (в том числе, в пещерах) и, вероятно, для розжига костров?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"