Береза Анна : другие произведения.

Грезы Агаты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    финалист конкурса современной пьесы "Безумие"

  ГРЁЗЫ АГАТЫ
  Пьеса-фантазия в одном действии
  Действующие лица:
  Эдгар - писатель
  Агата - домработница писателя
  Глюк - друг писателя, немолодой и очень некрасивый человек.
  
  Во всех остальных ролях заняты те же актеры.
  
  ВМЕСТО ПРОЛОГА
  Грёзы. Мечты ни о чем. Пустые фантазии. Сны наяву... Ядовитыми цветами распускаются они в воображении творца, чтобы всего на час вообразил он себя Богом, создал Нечто и через мгновенье возненавидел...И еще воспаленными от прежних видений глазами он пытает новые, пока безымянные дали. Он не живет - он грезит...До подлинного безумия, до бесконечного отвращения к убогой реальности, которая жестоко мстит избранным счастливцам просто тем, что она существует...
  
  ДЕЙСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ
   Совершенная темнота, если, конечно, в этом мире есть что-нибудь совершенное. Но, может быть, это не этот мир...Тихая сказочная музыка: скрипки, колокольчики. В такт волшебной мелодии в темноте начинают мигать огоньки - маленькие и большие. Чем громче становится музыка, тем огоньков больше. В глубине сцены тоненькая, почти нереальная фигурка девушки танцует, окутанная белой прозрачной тканью. Фантастическая светомузыкальная феерия достигает апогея...
  Потусторонний голос. Агата!
  Танцующая девушка замирает, музыка играет тише .Потусторонний голос становится реальным. Хуже того - ОБЫЧНЫМ.
  Агата! Я к тебе обращаюсь!
  ЖЕСТОКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  Сказочная феерия резко заканчивается. Сцену заливает яркий будничный свет. Обстановка комнаты, совмещающей в себе и гостиную и рабочий кабинет писателя. Письменный стол с печатной машинкой и кипой бумаг. Возле стола корзина для мусора - набита измятыми листами - плодами творческих мук писателя. Что еще? Диван, покрытый клетчатым пледом (плед по размерам гораздо меньше, чем диван). Большое окно и лестница на второй этаж...Остальное - по вкусу.
  В центре комнаты стоит Агата и щурится на яркий свет. В ней с трудом можно узнать эльфоподобную танцовщицу, что пленяла нас минуту назад. Всклоченные волосы, неопрятный, рваный халат. И главное - иная пластика: резкая, не женственная, не грациозная . В руках она судорожно комкает какую-то белую тряпку. Эдгар (потусторонний и реальный голос принадлежали именно ему), качая головой, кричит Агате прямо в ухо.
  Эдгар. А-ГА-ТА!
  Агату вопреки ожиданиям этот крик не пугает. Медленно она выходит из состояния полутранса, оглядывается по сторонам, натыкается взглядом на Эдгара и горько вздыхает.
  Агата. О-ох.
  Эдгар. ( с притворным сочувствием) Устала?
  Агата. Что?
  Эдгар. Столбом стоять.
  Агата. Ой, извините, господин писатель.
  Эдгар. Эдгар. Я же просил говорить -- "господин Эдгар". Я же не называю тебя "госпожа домработница".
  Агата. Как прикажите...
  Эдгар. (передразнивает) " Как прикажете". Можешь просто сказать: "Хорошо"?
  Агата. Могу.
  Эдгар. Умница.
  Агата. (счастливо) Кто, я?!
  Эдгар. О господи!... Что это у тебя? (кивает на белую тряпку в руках Агаты)
  Агата. (все еще счастливо) Простынь!
  Эдгар. Чья?
  Агата. Ваша.
  Эдгар. Ну и что ты ее комкаешь?
  Агата. (виновато) Прожгла.
  Разворачивает простынь. По центру простыни - огромная дыра.
  Эдгар. ( сквозь зубы) Бесподобно!
  Агата. Я зашью.
  Эдгар. Безрукая идиотка! Пошла вон!
  Агата. Как прикажете.
  Убегает, плача...
  Эдгар Стой!
  Агата останавливается
  Куда пустая побежала? Захвати корзину для бумаг.
  Агата понуро возвращается за корзиной, берет ее, идет выбрасывать. В дверях сталкивается с Глюком.
  Глюк Боже мой, сколько макулатуры!
  Эдгар (с пафосом) Здравствуй, Глюк! Это не макулатура, это полгода кропотливого труда и самопожертвований!
  Глюк Знаю я твои жертвы - бабы и водка...(берет за плечи Агату) Агата, ты плакала?
  Эдгар (морщась) Глюк, я тебя умоляю! Агата, ну что ты застыла? ( Глюку) Это ее любимое состояние. ( Агате) Пошла и вынесла корзину, живо!
  Агата уходит. Глюк задумчиво смотрит ей вслед.
  Эдгар ( залымавая руки) Господи, ну почему я не какое-нибудь серое ничтожество, вроде этой...Агаты? Мне бы ничего не было нужно. Хорошая швабра, сковородка "Тефаль", порошок "Тайд" и ласковое слово довольного хозяина.
  Глюк (проходит и садится на диван) Гм. Ласковое слово?
  Эдгар Почему я не один из этих бездарных графоманов, романы которых десятками выпускают узколобые издатели? Тогда мне не нужно было бы вдохновения, чтобы писать. Я составил бы себе расписание. И четко, как робот-идиот придерживался бы его. Завтрак. После завтрака - работа над романом. Обед. После обеда -- работа над романом.
  Глюк Кстати, было бы неплохо.
  Эдгар ( не слушая) И все. За три месяца роман готов. Он был бы сырым и недосоленым, как жаркое Агаты, но, знаешь, Глюк, я заметил, у издателей крепкие желудки. Хавают и такое. А вот что-то более тонкое, оригинальное...Тут их пищеварение не срабатывает.
  Глюк Твой роман завернули?
  Эдгар ( смотрит на Глюка, как на умалишенного) Я тебе о чем толкую! Да ты, видно, меня не слушаешь. Я не могу ничего написать. У меня нет вдохновения. Нет. Кончилось. Все мое вдохновение в мусорной корзине...
  Заходит Агата с пустой корзиной
  Она! Она выбросила мое вдохновение на помойку!
  Глюк Эдгар, ты запугал Агату. Прекрати. К тому же, вся эта кипа бумаг...Что за архаизм в наше время - писателю работать на машинке. Купи себе компьютер. Пиши, уничтожай, и никаких тебе корзин с мусором. Очень облегчает участь домработниц.
  Эдгар Компьютер! Этот светящийся экран! Мелькание курсора! Нет, это я тебе скажу не для слабонервных! И текст! Текст выглядит совершенно иначе! Как неживой!
  Глюк И ты, думаешь, дело в компьютере?
  Эдгар Хочешь сказать, дело во мне?! Агата, да не стой ты столбом. Живо на кухню. Сделай нам кофе. (вслед Агате) Да руки вымой сначала! (Глюку) Больше никогда не делай этого, Глюк. Никогда не критикуй меня в присутствии прислуги.
  Глюк Извини. Я думал - у этой прислуги твой авторитет непоколебим.
  Эдгар ( самодовольно) В общем да.
  Глюк Да! Совсем забыл, зачем пришел. Ты знаешь, что сестрица моя сегодня прилетает?
  Эдгар Юлия?! Сегодня?! Да откуда же я мог об этом знать? Господи! Надо ее встретить. Когда ее самолет? Что же ты молчал, идиот?
  Глюк Да не дергайся ты, успеешь. Самолет через час.
  Эдгар Нет, я тебе поражаюсь! Успеешь! Уже через час! Мы давно должны быть в аэропорту! А вдруг самолет прилетит раньше?
  Глюк Такого не бывает, Эдгар. Самолет может опоздать. Самолет может совсем не прилететь.
  Эдгар ( собираясь) Типун тебе на язык.
  Глюк Но прилететь раньше? Такого еще не бывало.
  Эдгар Ну, я готов. Идем.
  Глюк Нет. Ты должен быть в аэропорту один. Мы вас здесь подождем.
  Эдгар Кто это мы?
  Глюк Я и Агата.
  Эдгар (равнодушно) Аааа...
  Глюк ( многозначительно) Юлия сказала, чтобы в аэропорт ты приехал один.
  Эдгар Боже мой. Она согласна? Неужели она согласна?!
  Заходит Агата. Она принесла кофе.
  Глюк К сожалению, да.
  Эдгар ( не замечая иронии) Цветы! Я еще должен купить ей цветы! Все. Я убегаю. Мне некогда!
  Эдгар убегает
  Агата. Куда это он? И кому нужно купить цветы?
  Глюк Моей сестре. Юлии. Сегодня она прилетает из Парижа. О! Кофе...
  
  Агата не двигается с места. Глюку приходится подойти и самому взять кофе с подноса.
  
  Агата. Она красивая?
  Глюк Безумно...
  Агата Я вам не верю.
  Глюк Почему?
  Агата Она же ваша сестра.
  Глюк ( откашливается, не зная как отреагировать на подобную бестактность)Тем не менее она красавица.
  Агата. ( с надеждой) Тогда, наверное, она злая.
  Глюк ( усмехаясь) Ну, она, конечно, не Белоснежка...Но она добрая. Да. Добрая.
  Агата. Так не бывает! И красивая, и добрая. Так не должно быть!
  Глюк Почему не бывает, Агата? Это реальность.
  Агата Это жестокая реальность.
  Глюк ( печально) Или неправильная сказка.
  Агата Мне сегодня утром кошка дорогу перебежала.
  Глюк Черная?
  Агата Нет. Белая. У меня даже сердце похолодело!
  Глюк Белая не считается.
  Агата Нет. Белая еще страшней. Вы же сами сказали: жизнь - это неправильная сказка.
  Глюк Агата
  Агата ( не слушая его) Он умный, образованный, талантливый...Ну почему ему не улыбнется удача?
  Глюк (иронично) Талант, говоришь? Что-то не соображу, о ком это ты?
  Агата Вы не любите своего друга. Это не хорошо.
  Глюк Это с какой стороны посмотреть...
  Агата Мы с вами могли бы помочь Эдгару.
  Глюк Каким образом?
  Агата Эдгар - очень, очень талантливый. Он так красиво пишет. Он так умеет сказать Но...
  Глюк Сказать ему не о чем. Я знаю. Кроме того, он до безобразия ленив.
  Агата ( сначала энергично качает головой, не соглашаясь с Глюком. Потом, вздохнув) Да. Вы правы.
  Глюк Вот видишь...
  Агата ( кричит) Но я! Я знаю, о чем сказать!
  
  Тихо играют попеременно гитара и флейта. Один и тот же мотив. Освещение в комнате меняется. Становится серебристым, мерцающим. Затемнение.
  
  ГРЕЗА ПЕРВАЯ
  
  Действующие лица
  Пожилой капитан (Глюк)
  Художник ( Эдгар)
  Сирена (Агата)
  Молодой капитан ( Глюк)
  
  Палуба корабля. Тихий плеск волн, вскрики чаек. За штурвалом - Пожилой капитан. Рядом - молодой Художник с мольбертом. Рисует.
  
  Пожилой капитан Вы хотите нарисовать море?
  Художник Я хочу нарисовать его душу.
  Пожилой капитан Это стихия, господин художник. Бездушная, холодная и жестокая. Все остальное - лишь фантазии...
  Художник Но ведь вы любите море?
  Пожилой капитан Как любят красивую бессердечную женщину - без взаимности.
  Художник Даже у бессердечной женщины есть душа.
  Пожилой капитан Своей души у такой женщины нет.
  Художник Не понимаю.
  Пожилой капитан Только чужие души. Она забирает души, влюбленных в нее мужчин. Также и море. Оно владеет душами моряков. И они не могут жить без него...Но своей души у моря нет.
  Художник Это так странно...
  Пожилой капитан Что странно?
  Художник Я сейчас взглянул на море совершенно другими глазами. Хотя, оно спокойно и тихо...Но мне стало жутко. Наверное, от ваших слов.
  Пожилой капитан Не берите в голову, господин художник. У вас слишком впечатлительная натура. Есть вещи, над которыми нельзя задумываться. Их надо принимать как данность.
  Художник Но ведь думается...
  Пожилой капитан Поэтому художники, поэты и философы никогда не бывают счастливы.
  Художник Я - счастлив.
  Пожилой капитан Вы еще молоды. Молодость - сама по себе - счастье. А вот когда она проходит...
  Художник Вы тоже много думаете, капитан.
  Пожилой капитан Это не я думаю. Это море нашептывает мне эти мысли.
  Пауза. Ветер дует сильнее и тревожнее.
  Художник Мне кажется, я тоже слышу.
  Пожилой капитан Конечно, вы же хотите.
  Художник Не знаю... Я не знаю, хочу ли я...
  Пожилой капитан Тогда закройте уши и глаза. И через минуту все пройдет.
  
  Художник закрывает уши и глаза. На мгновение становится темно. Потом свет снова включается, но уже не яркий, а мертвенно-бледный, потусторонний. Ветер шумит сильнее. Художник открывает глаза. За штурвалом нет капитана. На борту корабля сидит красивая девушка в длинном, цвета морской волны платье. На голове - водоросли. Это Сирена.
  
  Художник Что случилось? Где капитан?!
  
  Сирена небрежно машет рукой в сторону моря. Художник бросается к борту и смотрит вниз.
  
  Что это значит? Я не понимаю!
  Сирена Не кричите. Это я должна оглушать вас своими криками, а не наоборот.
  Художник Кто вы?
  Сирена Морская сирена. Слышали?
  Художник Глупый розыгрыш. Где капитан?
  Сирена А скажите, от чего вы больше расстроитесь? От того, что вам жаль капитана, или от того, что теперь некому управлять кораблем?
  Художник ( хватает Сирену за руку) Что с капитаном?!!
  Сирена (выдергивает руку) Для художника вы слишком агрессивны.
  Художник А для сирены вы слишком материальны.
  Сирена Почему я должна напоминать эфирное существо? Я так же реальна как вы, или вот этот корабль (стучит по деревянным поручням)
  Художник Бред...
  Сирена Даже более реальна. Ведь корабль сейчас есть, а через несколько минут его уже не будет. Да и вы тоже...существо, ограниченное во времени.
  Художник Где капитан?!!
  Сирена Нет. Меня обманули. Признайтесь, вы не художник. Вы - следователь.
  Художник Я не шучу.
  Сирена Правильно делаете. У меня нет чувства юмора. (болтает ногами) Ну хорошо. Если вы настаиваете, я скажу, что случилось с капитаном.
  Художник Настаиваю.
  Сирена Его смыло волной за борт.
  Художник (растеряно). Это правда? Что же теперь делать?
  Сирена А что, вам со мной скучно?
  Художник С вами мне страшно.
  Сирена Если бы я была врачом, психиатром, я бы сочла вас интересным собеседником, наверное...Но как женщина скажу вам следующее. Вы ведете себя не по-мужски.
  Художник Вы не женщина. Вы мифическое существо. А я не мужчина. Я - художник.
  Сирена Да. Да. Вы еще, кажется, хотели написать картину? Море...
  Художник Душу моря...
  Сирена Ну так рисуйте, пишите. Или как там у вас это называется?
  Художник Творить. У нас это называется творить. Но...
  Сирена Что, но?
  Художник Да ведь корабль неуправляем.
  Сирена Потому я здесь. Все будет в порядке. Пока я этого хочу. Но если меня разозлить...На море поднимется жуткий шторм. Волны-небоскребы...Просто невероятная сокрушительная сила. Вы представить себе не можете. Это как конец света.
  Художник О господи!
  Сирена Творить. У нас это называется творить.
  Художник ( становится к мольберту и рисует) Может, мне и вас нарисовать?
  Сирена Не надо отвлекаться. Пишите.
  Некоторое время ходит молча.
  И что это вам на берегу не сидится? С берега все прекрасно видно. И море, и чайки. Корабли проплывают. Опять же, дельфины резвятся...
  Художник А при чем здесь дельфины?
  Сирена (назидательно) Красиво. Романтично.
  Художник Нет. Я дельфинов не люблю.
  Сирена Почему?
  Художник А они всегда и всем довольны. Так мне кажется.
  Сирена Ну конечно, быть довольным своей жизнью - это как-то не по-людски.
  Художник Зачем вы так? Вы же переворачиваете мои слова. Я хотел сказать совсем не то.
  Сирена Именно...
  Подходит к картине и смотрит
  Что это?
  Художник Море
  Сирена Почему оно такого странного цвета?
  Художник Цвета выжженной травы. Я его таким вижу.
  Сирена А это что?
  Художник Это волны. Гребни волн.
  Сирена Какие-то они странные.
  Художник Потому что я придал им необычную форму. В этих белоснежных причудливых брызгах я вижу души погибших моряков.
  Сирена А души погибших художников вы там случайно не разглядели?
  Художник Это угроза?
  Сирена Предупреждение. Рисуйте то, что видят все, а не то, что видите вы.
  Художник Видение художника особенное. В этом и заключается его ценность.
  Сирена Только не надо мне рассказывать, что вместо этих волн вам мерещатся погибшие моряки. У вас ведь не белая горячка. Не галлюцинации. Значит, это - ложь. То, что вы рисуете.
  Художник Это не ложь. Это художественная правда. Я верю в это.
  Сирена Какие же вы все-таки люди странные. Почему вы считаете, что то, во что вы верите и есть реальность? Разве вы не замечали? Реально, как правило то, во что верить никак не хочется...Не хочет человек верить, что он смертен, но это реальность. Не хочет человек верить, что бездарен...Но и это самая, что ни на есть жестокая реальность.
  Художник Про бездарность, как я понимаю, это про меня.
  Сирена И про смертность человека тоже.
  Художник Вы мне угрожаете?
  Сирена Пока нет. Пока я пытаюсь с вами договориться.
  Художник Договориться о чем?
  Сирена Давайте так. Вы рисуете так, как мне нравится, а я даю вам очень много денег. И если я говорю - много денег. Это не художественная правда. Это настоящая правда. И все.
  Художник Нет.
  Сирена Что - нет?
  Художник В смысле - никогда.
  Сирена Никогда...Всегда...Это сотни миллиарды лет. Вы столько проживете?
  Художник Не придирайтесь к словам. Я хотел сказать - никогда в жизни.
  Сирена А знаете что? Я устала. Вы говорите одно, думаете другое...Видите одно, рисуете другое...Ваша голова забита чужими мыслями, которые вы принимаете и выдаете за свои...
  Художник О чем это вы?
  Сирена Вот вам кто-то внушил, что истинный художник не продается...
  Художник Но это так и есть.
  Сирена Бездарности придумали это. Чтобы оправдать свои неудачи.
  Художник Вы сами говорили, что я бездарен.
  Сирена Я говорила неправду. Я просто злилась.
  Художник Почему?
  Сирена Вы помните, что вам говорил капитан? Есть вещи, о которых не стоит думать. Так вот. Есть вещи, которые не следует отображать на холсте.
  Художник Почему?
  Сирена (взрываясь) Да потому! Это тайное, сокровенное. Это не для человека.
  Художник А для кого? Для кого тогда все это? Или для чего...
  Сирена (хмурясь) Для жизни.
  Художник (задумчиво) Может быть, может быть...
  Сирена Так вы согласны?
  Художник Что, продаться?
  Сирена Зачем так грубо? Выполнить просьбу дамы за деньги.
  Художник (усмехается) Звучит не менее грубо.
  Сирена (властно) Отвечайте.
  Художник Нет. Я не могу. И хотел бы - но не могу.
  Сирена Чушь. Вы мне продаете не все. Вы мне продаете одну картину. А потом рисуйте сколько угодно. С вашей художественной правдой или без.
  Художник Не знаю.
  Сирена Думайте. Хотя, я не понимаю, чего тут сомневаться. Миллион. И вы свободны от забот о хлебе насущном навсегда. Я имею ввиду навсегда в пределах вашей жизни. Только творчество. Или как там это у вас называется?
  Художник Только одну?
  Сирена Да. Море.
  Художник Но если я буду рисовать не то, что вижу...Это получится. То есть ничего не получится.
  Сирена Получится. Что-нибудь получится. Вы же художник.
  Художник Получится самая бездарная картина в мире.
  Сирена Ах, как вам себя жалко!
  Художник Мне не себя жалко. Мне мир жалко.
  Сирена Ну? Самомнения все-таки у вас хоть отбавляй. Когда же вы, художники, поймете, нет миру никакого дела до вас. И никогда не было. Не до вас - бездарных. Не до вас - талантливых.
  Художник Может, Вы и правы...
  Сирена Конечно.
  Художник Что же, пожалуй, что вы меня убедили.
  Сирена Пожалуй, вы, наконец, позволили мне себя убедить...
  
  Художник решительно подходит к мольберту. Замазывает картину. Готовится рисовать по новой.
  
  Художник Ну, говорите, что написать?
  Затемнение
  Обстановка та же, что и в начале. Корабль. Небольшой ветер. Крики чаек. Только за штурвалом Молодой капитан и за мольбертом постаревший Художник в дорогом костюме.
  Молодой капитан Вы хотите нарисовать море?
  Художник Да.
  Молодой капитан Никогда бы не подумал, что вы - художник.
  Художник Не похож?
  Молодой капитан Ничуть.
  Художник А на кого, по вашему, я похож?
  Молодой капитан На очень богатого, серьезного господина. Банкира, например.
  Художник Так, в принципе и есть. Но когда я был молодым, я был художником.
  Молодой капитан Мой отец говорил, что в молодости - всякий поэт и художник.
  После этих слов Художник не рисует. Задумчиво смотрит в даль.
  Что же вы не рисуете?
  Художник Когда-то давно море украло мое душу.
  Молодой капитан (смеется) И мою тоже.
  
  Художник не рисует. Продолжает печально смотреть в даль.
  
  Молодой капитан Да вы не ждите. Не отдаст.
  Художник Я знаю...я это знаю.
  ЖЕСТОКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  Квартира Эдгара. Агата пылесосит. Заходит Эдгар. У него в руках большая стопка книг.
  
  Эдгар Помоги же мне Агата. Да выключи ты свою гуделку и помоги мне!
  Агата (замечает его) Ой! Господин Эдгар! (выключает пылесос) Да что же вы не сказали? Я бы сама за вашими книжками съездила! (бросается ему помогать)
  Эдгар Книжками... Это тебе не гороскопы, и не советы по похудению - это РОМАН!
  Агата Господи! Даже не верится! Ваш первый роман...
  Эдгар Издатель уже умоляет меня как можно быстрей написать следующий.
  Агата Конечно!
  Эдгар Что, конечно, дура? Я сейчас не могу работать. Мне надо отдохнуть. Мне никто не звонил?
  Агата Звонил.
  Эдгар Кто?
  Агата Господин Глюк.
  Эдгар Сказал что?
  Агата Сказал, что придет.
  Заходит Глюк.
  Глюк Привет. У вас как всегда открыто.
  Эдгар Это Агата. Никогда не закрывает двери. А что ей? Добро не ее. Мое. Не жалко.
  Глюк И где наш долгожданный роман?
  Эдгар Да вот.
  Глюк берет в руки книгу
  Глюк (читает) Море. Хорошее название. Простенько, но многозначительно...
  Эдгар Иди ты...
  Глюк Так так...Художник...Сирена...(подозрительно смотрит на Агату)
  Агата включает пылесос и начинает пылесосить.
  Эдгар Нет, ну не дура? А потом ты говоришь будь помягче. (Агате) Выключи пылесос! Ты что не видишь, мы разговариваем. Человек читает. Выключи, тебе говорят!
  Агата выключает пылесос
  Агата У господина Глюка аллергия на пыль. Вы сами говорили.
  Эдгар Раньше надо было поворачиваться. Почему ты никогда ничего не успеваешь во время. Ничего Агата ты в жизни не добьешься. Запомни это. Потому что на плечах у тебя не голова, а тыква. И добрая фея не придет, чтобы эту тыкву превратить в карету...тьфу...запутался... в умную голову превратить. На это у феи волшебства не хватит.
  Глюк (перебивает) Поздравляю, Эдгар. Я потом почитаю, но уже по первым страницам видно, что работа серьезная. Никогда не думал, что тебя привлекает нереалистическая проза.
  Агата выходит.
  Эдгар Я сам не думал. Ты смеялся над моими творческими поисками, а я все-таки написал роман. Добился своего.
  Глюк Молодец.
  Эдгар Хочешь, автограф дам?
  Глюк Давай.
  Эдгар подписывает роман.
  Эдгар Знаешь, я звонил Юлии. Она так счастлива за меня. Теперь, говорит, можно подумать и о свадьбе.
  Глюк Она права. Подумать надо.
  Эдгар Ты не в настроении сегодня?
  Глюк Тебе показалось.
  Эдгар Нет, не показалось. Кого ты хочешь обмануть? Меня, писателя - знатока человеческих душ? Глюк, что такое? О! Я догадываюсь! Ты мне завидуешь!
  Глюк В самом деле?
  Эдгар Да, да...Признайся. Не бойся. Ты мне завидуешь? Завидуешь?
  Глюк Чуть-чуть...
  Эдгар (с ликованием) Я так и знал, так и знал. Но не переживай. Может, и тебе когда-нибудь улыбнется удача. Впрочем, одной удачи мало, старик. Главное, конечно же, талант.
  Глюк Само собой.
  Эдгар Так что? Отметим мой успех? Друг ты мне, или не друг?
  Глюк Может, еще одну девушку пригласим?
  Эдгар Но Юля же в Амстердаме.
  Глюк Я не про Юлю.
  Эдгар А про кого?
  Глюк Наверное, надо пригласить Агату. Как ты думаешь?
  Эдгар Мою домработницу?
  Глюк А что, есть другая Агата?
  Эдгар Зачем, Агату? В ресторане готовят лучше, чем она. Да и официантки там собственные имеются.
  Глюк Насколько я понимаю, в том, что ты наконец-то написал роман, есть немалая доля и ее заслуги? Правда?
  Эдгар (отводя глаза) Не понимаю о чем ты.
  Забегает Агата. И становится понятно, что она подслушивала.
  Агата Господин Глюк имеет ввиду, что я убирала, стирала, готовила для вас. И таким образом помогла. Так, господин Глюк?
  Глюк Как скажешь.
  Эдгар Ах ты об этом! Так позволь мне напомнить, дорогой друг, что все это она делала не бесплатно. Она регулярно получала жалованье. Так, Агата?
  Агата Регулярно, чистая правда.
  Эдгар Вот видишь...Ладно, Глюк. Сейчас я пойду переоденусь. И мы подумаем, куда направимся...Нет, наверное, я уже знаю. Для тебя это будет сюрприз...
  Эдгар уходит. Агата тоже пытается уйти.
  Глюк Агата...
  Агата Не надо.
  Глюк Не разговаривай со мной так. Я тебя не понимаю, но не осуждаю.
  Агата Господин Глюк, вы хотите и дальше оставаться моим другом?
  Глюк Да.
  Агата Тогда больше никогда, слышите - никогда не затевайте с Эдгаром этих разговоров.
  Глюк Он пользуется тобой Агата. И даже не ценит этого.
  Агата Что за нужда говорить вслух очевидные вещи?
  Глюк Но Агата...
  Агата Вы сами сказали, что жизнь - жестокая реальность. Так вот. Я хочу, чтобы хотя бы для Эдгара жизнь превратилась в сказку. И это в моих силах...В моих силах. Неужели вы не понимаете, что для меня это радость! Это счастье...Благодаря мне исполняется его мечта! Он стал писателем...
  Глюк Писателем?! Стал? Ради бога, Агата!
  Агата Господин Глюк! Ни слова больше, или мы поссоримся навсегда!
  Пауза
  Глюк Я только хотел спросить, о чем будет его новый роман?
  Агата сначала хочет уйти, но передумав, подходит к Глюку.
  Агата Вам правда интересно?
  Глюк Правда...
  Торжественно играет орган. Затемнение.
  
  ГРЕЗА ВТОРАЯ
  Действующие лица
  Первый бомж (Глюк)
  Второй бомж (Эдгар)
  
   Ночь. В небе висит огромная луна. Черепичные крыши домов. На одной из крыш сидят, болтая ногами, два бомжа. Первый бомж -- в длинном пальто-шинели на голое тело и босиком. Второй бомж - в широких штанах на подтяжках и массивных ботинках. Подошва одного из ботинок отклеивается, и из прорехи выглядывают пальцы, которыми Второй бомж время от времени задумчиво шевелит.
  
  Второй. Не. А правда, что ли? На небе и звезд то не видать. Что там в твоей книжке написано? А ну, прочитай еще...
  Первый. (медленно и важно достает из внутреннего кармана пальто потрепанную книжку ) "...И Великая Тишина снизойдет на Землю. И будет Она мгновенной, но покажется тебе Годом. И вздрогнут Звезды и рассыплются. И увидишь ты - Небо в розах. И станешь ты Самым Счастливым Человеком на свете. Если будет угодно так Судьбе Миров..."
  Второй. (смеется) Аминь.
  Первый. Дурак ты.
  Второй. И ты в это веришь?
  Первый. Так написано в Великой Книге Предсказаний.
  Второй. Великой? Это хорошо. А кто ее написал?
  Первый. Такие книги никто не пишет. Они возникают ниоткуда.
  Второй Ага! Возникают ниоткуда и уводят в никуда.
  Первый Ты не хочешь стать счастливым?
  Второй Нет.
  Первый Почему?!
  Второй Потому. Потому что счастливым быть страшно.
  Первый Что за ерундень ты плетешь?
  Второй А вот и не ерундень. Тому в жизни миллион примеров имеется.
  Первый Миллион! Ты хоть один скажи.
  Второй Да пожалуйста. История первая. Про моего родного дядьку.
  Первый Это про того, что с седьмого этажа упал?
  Второй С седьмого. Между прочем, счастливое число.
  Первый А при чем тут это?
  Второй Да не при чем. Сказано - между прочем. Так вот. Дядька мой вовсе и не упал с седьмого этажа, а полетел...Показалось ему, видишь ли, что у него крылья за спиной выросли... Он и меня звал - летим, говорит, вместе. Я, слава богу, отказался. Да и думал, что он чудит, несерьезно... А он возьми, да полети...Красиво.
  Первый Да уж, полетал. С седьмого этажа до асфальта. Тоже мне...траектория...
  Второй Да ты хоть столько за свою жизнь пролети.
  Первый Так по пьяни дело не хитрое. Шибко пьяный был твой дядька? Угадал? Я угадал?
  Второй Счастлив человек был. От счастья и сиганул.
  Первый Да без двух пол литров здесь не обошлось!
  Второй Ну а без пол литры, какое счастье?
  Первый Ох и темный же ты, человек! Да разве я тебе про такое счастье толкую, которое от пол литры?
  Второй А другого не бывает.
  Первый Бывает...Вот ты мне скажи. В детстве ты был счастлив?
  Второй Ну...был. Да, был.
  Первый И что, без пол литры тоже никак?
  Второй Ох и злой же ты, ехидный! Почему-то такие больше всех хотят счастливыми быть. Остальные живут себе, как положено.
  Первый Да не как положено, а как придется живут
  Второй А хоть бы и так. Я тебе еще раз повторяю. Быть счастливым - неземное это дело.
  Не нашего ума...
  Первый Ты за всех-то не расписывайся.
  Второй А вот еще пример вспомнил. Друг у меня был. Страшно повезло ему в жизни. Заметь, опять же выражение "страшно повезло". Когда везет, тогда страшно...
  Первый Ты не отвлекайся. Тоже мне, филолог.
  Второй В общем счастье ему привалило. Полюбила его девушка. Красотой всех затмевала. Добрая, нежная, ласковая. Да в добавок ко всему еще и богатая.
  Первый Врешь ты все...
  Второй Ага. Вот и он в свое счастье не поверил. Недели две только все было у них нормально, а потом пошло, поехало. Он и не хочет, а мысли всякие нехорошие в голову лезут. Ну что будто бы изменяет она ему.
  Первый Изменяла?
  Второй Да погоди ты. Ревность его измучила. Он следил за ней и ночью, и днем. И сам следил. И этого...частного детектива нанимал. Бывало, скажет ей: Уезжаю, мол, милая, в командировку. Она ему чемодан соберет. Он, натурально, такси вызовет и как будто в аэропорт едет, а сам возвращается потихоньку. Или этого...частного детектива подсылает.
  Первый И что?
  Второй И ничего! Верна она ему была! Сидит себе - или книжку читает, или хозяйством занимается, или... еще чего похуже.
  Первый Чего похуже?
  Второй Привычка у нее была. Уезжает он, допустим, на пару дней, а она возьми да подсчитай, что в часах это получится -- сорок восемь часов. На бумажечке напишет, и знай себе, каждый час вычеркивает. Сколько прошло, да сколько осталось -- отмечает. И если еще много осталось - горько так вздыхает, а если мало - радуется как ребенок. Прихорашивается. Мужа ждет.
  Первый Да...Вот это счастье, так счастье.
  Второй Наивный! Я же тебе говорю - не рожден человек быть счастливым! И страшно ему, и не верится. А когда и верится, так тошно от этого счастья становится. Да так он все повернет, что выходит вроде и не счастье это уже. А хуже всяких неприятностей.
  Первый Э...Наворотил. Какие же тут неприятности, когда жена красивая, умная, добрая, богатая, да еще и верная.
  Второй Да так уж вышло. Мой друг как узнал, что жена ему верна, так поначалу обрадовался, успокоился. А потом...Стали ему другие мысли в голову лезть. Может она потому ему верна, что никому и даром не сдалась.
  Первый Тьфу, дурак!
  Второй Не знаю, не знаю. Поди разберись. А ведь и правда. Помнишь Люську, жену мою, вторую кажется. Мы тогда только поженились. Она мне изменяла на право и налево. А какая рожа у нее была, помнишь? Нос картошкой, глазки махонькие, под глазом обязательно - синяк. Или от меня доставалось, или от очередного любовника. А видишь - успехом пользовалась. Не то что эта красавица и умница. Может, и не так уж не прав был дружок то мой.
  Первый У тебя в голове одни тараканы. Все перевернуто. Все ценности человеческие. Убогий ты человек. И друзья, и дядьки, и жены у тебя убогие.
  Второй И ничего. Нормально. Живем. Пока небо цветами зацветет, не ждем. Мы себе цену знаем. Счастья не заслуживаем. Ну и бог с ним. Без счастья - оно спокойнее.
  Первый Удивляюсь я тебе. Сам себя мусором помоечным считаешь. Поесть бы, поспать бы, водки нажраться...И это все?! Все, что тебе нужно?
  Второй Послушай, ты же не предъявляешь претензии свинье, что ей нравится в грязи валяться. Свинья - это свинья. Пройдешь мимо. Перевоспитывать не будешь. Так чего ты ко мне цепляешься?
  Первый Да потому что ты - человек! Ты знаешь, чем человек от свиньи отличается?
  Второй Чем?
  Первый А тем и отличается.
  Второй Ну все! Хватит! Надоела мне твоя демагогия. На себя посмотри. Такой же бомж, как и я. Живешь в грязи. И умрешь в грязи. Подумаешь, книжку про счастье на помойке нашел, и возомнил себя...Пошел ты!
  Первый А! Ты уже злишься...
  Второй Злюсь?! Да, я злюсь. И знаешь почему?
  Первый Почему?
  Второй Потому что мне тебя жалко! Все эти книги про счастье сытые и богатые сочиняют. Чтобы ты и я себя ничтожествами чувствовали. У них какая философия?
  Первый Какая?
  Второй Если ты не счастлив, значит не достоин. Значит, в общем то и не человек, как бы.
  Первый Лжешь. Ты специально все лжешь. Хочешь, чтобы все, как ты. Глаза от земли поднять не смели.
  Второй Да поднимай, поднимай свои глаза! И что ты увидишь? Небо в розах? Рассказывай! Когда ты глаза от земли поднимаешь - видишь тоже самое, что и я... Рожи ты видишь раскормленные, высокомерные. Они все небо заслоняют. Вместо глаз у них телевизоры. А в телевизорах этих - вся их жизнь бесконечной чередой рекламных роликов. Шикарные машины, дома, самолеты, бутики, компьютеры...И ты мир видишь их глазами. А это не наш мир. Не твой , и не мой. А эти книжки про счастье...Это чтобы нам больней было. Чтобы прочувствовали, кто мы, и кто - они!
  Первый Знаешь как это называется?
  Второй Знаю. Истерика.
  Первый Нет. Зависть.
  Второй Может быть.
  Первый Это и есть твое представление о счастье? Жизнь как в рекламных роликах?
  Второй Нормальная, жизнь. Человеческая.
  Первый Иди ты...
  Второй А что по твоему счастье? Вот вздрогнут звезды и рассыплются. И что? Как ты станешь самым счастливым человеком на свете?
  Первый Не знаю.
  Второй То-то и оно. Ждешь чего-то с замирание сердца, а чего ждешь? Какого счастья?
  Первый Я уже думал над этим.
  Второй Скажите, пожалуйста, какой мыслитель!
  Первый Будет, наверное, так. Когда настанет это мгновенье...ты станешь счастливым так, как ты это себе представляешь. А я стану счастливым так, как я себе это представляю. И так каждый.
  Второй Ага! Только проблема в том, что как только я стану счастливым, как я себе это представляю, мне захочется стать счастливым так, как ты это себе представляешь. И так каждый.
  Первый Ничего не понял.
  Второй Человек хочет быть счастлив всеми счастьями вместе. Всеми счастьями, которые только есть на земле. Если мне дадут только одно какое-нибудь счастье, мне это не понравится. Я тебя честно предупреждаю.
  Первый А что ты меня предупреждаешь?
  Второй А кого?
  Первый Не знаю.
  Второй То-то и оно.
  Первый Что?
  Второй А то, что все это вымысел, фантазия...Ничего не изменится в этой жизни ни у тебя, ни у меня, еще лет пятьдесят, или шестьдесят...Я имею ввиду в лучшую сторону.
  Первый А потом?
  Второй А потом...Этого никто не знает. Что там...ПОТОМ...
  Первый И что ты предлагаешь?
  Второй Предлагаю ерундой всякой голову себе не забивать. А уничтожить золотой запас.
  Второй достает из грязного мешка бутылку водки. Начатую банку огурцов.
  А?! Что бы ты без меня делал? Баночка почти нетронутая. В соседнем дворе не мусорка, а Клондайк какой-то. Чуть-чуть огурцы заплесневели - уже выкидывают. Зажрались люди. Где наши стаканчики? А вот они наши стаканчики...Не бери дурного в голову. Давай выпьем.( разливает).
  Пока он ищет стаканчики, водку разливает Первый подходит к краю крыши и прыгает вниз. Второй разворачивается и не видит товарища.
  Эй! Ты где? Ушел...Ну и фиг с ним. Мне больше достанется. И увижу я небо в розах.
  Хихикает. Выпивает. Затемнение.
  
  ЖЕСТОКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  Новая квартира Эдгара. Модная современная обстановка. Эдгар заходит с Глюком.
  Эдгар Проходи, проходи...Ну как? Как тебе моя новая берлога?
  Глюк Так себе.
  Эдгар Что?!
  Глюк Я шучу.
  Эдгар Ну ты меня напугал!
  Глюк Чего ты боишься? Главное, чтоб тебе нравилось. У меня своя берлога есть. Не очень уютная, ну уж какая есть.
  Эдгар Ты опять шутишь, что ли, или прикидываешься?
  Глюк Не понимаю.
  Эдгар Твое мнение для меня очень важно. Ты лучше знаешь свою сестру. Как ты думаешь, ей здесь понравится?
  Глюк А...Вот ты о чем. Конечно, понравится.
  Эдгар Ты правда так считаешь? Это ты не для того говоришь, чтоб меня успокоить?
  Глюк Эдгар, пожалуйста...
  Эдгар Хорошо, хорошо. Я рад, что тебе понравилось.
  Глюк А где Агата?
  Эдгар Ну, квартира теперь большая. Слава богу, она теперь не все время перед моим носом вертится. Я ей приказал, чтоб она на глаза моим гостям не показывалась, пока я не позову.
  Глюк (возмущенно) Знаешь что...
  Эдгар Что?
  Глюк Ничего. Так позови Агату.
  Эдгар Зачем?
  Глюк Я хочу выпить чего-нибудь. У тебя в доме найдется что-нибудь выпить?
  Эдгар Обижаешь...
  Эдгар нажимает на кнопку в стене. Раздается резкий неприятный звук. Глюк вздрагивает.
  Глюк Что это?
  Эдгар Звонок для прислуги.
  Глюк У тебя много прислуги?
  Эдгар Пока только Агата. По правде говоря...
  Заходит Агата. Она в униформе прислуги. Синее короткое платье и белый фартучек.
  Глюк Господи, а это зачем?
  Эдгар Что ты имеешь ввиду?
  Глюк Извини, Агата. Здравствуй.
  Агата Здравствуйте, господин Глюк.
  Глюк Зачем эта униформа? По-моему раньше было лучше. Как-то по-домашнему.
  Эдгар Вот именно. По-домашнему. Я теперь веду светский образ жизни. У меня в гостях бывают такие люди...Тебе и не снилось. Агата принеси Глюку выпить...(Глюку) Что ты будешь?
  Глюк Чего-нибудь покрепче. Давай коньяк.
  Эдгар Слышала? Ступай.
  Агата уходит.
  Честно говоря, я не хотел ее брать на новую квартиру. Такая горничная, конечно, - это совсем не уровень. Совсем не уровень. Но она так плакала бедняжка...
  Глюк Что ты говоришь.
  Эдгар Да, да...
  Глюк Я думаю, что могу помочь тебе.
  Эдгар В самом деле?
  Глюк Да. Мне тоже нужна горничная и я могу забрать Агату к себе.
  Эдгар Тебе? Горничная? Ты же не выносишь женщин.
  Глюк Я врал. Я немолодой, некрасивый. Это женщины меня не выносят. Но Агата другое дело. К Агате я привык, да и она ко мне, как мне кажется.
  Заходит Агата. Она принесла коньяк
  А вот и Агата. Спросим у нее.
  Глюк подходит к Агате. Берет рюмку коньяка с подноса. Эдгару Агата коньяк подносит сама. Эдгар хмурится.
  Агата О чем это господин Глюк?
  Глюк Я предлагаю тебе Агата бросить, наконец, Эдгара, и переехать ко мне.
  Агата Как то есть пере...Зачем? Что за шутки? Господин Эдгар, вы меня выгоняете?
  Эдгар Я ? Нет. Это Глюку что-то вздумалось...
  Глюк Ты же сам сказал, что тебе нужна другая горничная для новой квартиры.
  Агата Господин Эдгар!
  Эдгар Я сказал, что хотел взять другую, но передумал. Я передумал.
  Агата Так что это вы, господин Глюк?
  Глюк Хватит! Переезжай ко мне, Агата. Горничной, женой, сестрой, любовницей. Только переезжай.
  Эдгар Ты слышишь Агата? Ты слышишь? И этот человек еще смеет меня обвинять в том, что я к тебе не отношусь с должным уважением! Какое лицемерие!
  Глюк Ты читаешь мои мысли.
  Эдгар Ты слышала Агата? Он предлагает стать тебе его любовницей! Каково?
  Агата молчит
  Что ты молчишь, Агата? Или ты согласна?
  Глюк Эдгар, остынь. Агата, решай скорее, и пойдем отсюда.
  Эдгар Вот это манеры. Не дал девушке опомниться от своего наглого предложения, да еще "давай скорее".
  Агата Я не могу, господин Глюк.
  Глюк Что за глупости. Если хочешь, значит- можешь. У нас не крепостное право.
  Эдгар Отстань от нее. Отстань от моей горничной.
  Агата Я не хочу, господин Глюк.
  Глюк Агата, не спеши, подумай хорошенько.
  Эдгар То давай скорее, то не спеши! Будь последовательным.
  Глюк И ты тоже! Тоже будь последовательным! Тебе наплевать на Агату! Если бы она не писала твои романы, ты бы давно ее выбросил на улицу!...
  Пауза
  Эдгар Что же ты молчишь, Агата?
  Агата Господин Глюк, я не пишу романы. Их пишет господин Эдгар. Я вообще...Я не умею ни писать, не читать...
  Глюк Как это? Разве так бывает?
  Агата Так получилось. В наше время так случается. Господин Эдгар подобрал меня на улице, возле супермаркета...Я просила милостыню. Он не рассказывал вам?
  Глюк Нет.
  Агата Я не оставлю господина Эдгара.
  Глюк Но...все равно. Значит, ты диктуешь ему романы. Я же знаю.
  Эдгар Я не такой бесталанный, как тебе кажется. Агата не живет в реальном мире. Агата грезит. И рассказывает мне свои грезы, но романы пишу я сам. Сам. Понятно?
  Глюк Почти. Почти сам. (Агате) Хорошо. Пусть так. Но что тебе в этом? Ты как была, так и осталась горничной в его доме. Всегда горничной...Ты об этом мечтаешь? Это все, что он может тебе предложить. И тебя это устраивает?
  Эдгар Это тебе, Глюк, тебе нечего ей предложить! Неужели ты не видишь - ей ничего не надо от тебя! Что ты ей предлагаешь? Быть любовницей, женой? А она - Муза! Она моя Муза!
  Агата (счастливо) Господин Эдгар!
  Эдгар Да. Муза. Моя муза.
  Глюк Муза в униформе и с пылесосом...Чудные отношения...Ничего не скажешь.
  Эдгар Мои отношения с Музой тебя не касаются! Ясно?
  Глюк Более менее...Пожалуй я пойду.
  Эдгар Звони. Не пропадай.
  Глюк Что? А...Хорошо.
  Направляется к выходу.
  Агата ( подбегает к нему и шепотом) Спасибо. Господин Глюк, спасибо.
  Глюк За что?
  Агата Если бы не вы, Эдгар никогда бы не сказал мне этого. Я его муза! Стойте...
  Глюк Что такое?
  Агата Вы слышите, слышите музыку...
  Играет тихая средневековая мелодия. Затемнение.
  
  ГРЕЗА ТРЕТЬЯ
  Действующие лица
  Король (Эдгар)
  Королева (Агата)
  Шут ( Глюк)
  На троне сидит Королева. У ее ног Шут. Королева смеется.
  Шут Нет, не просите. Больше ничего рассказывать не буду. А то с вами случатся колики, а как я буду оправдываться пред королем? Скажу, что ее величество лопнула от смеха?
  Королева заходится в новом приступе смеха.
  Нет, право, какая-то не королевская смерть.
  Королева (сквозь смех) Что за дело, тебе, Шут? Твое дело смешить, когда приказывают. Впрочем, пожалуй, хватит. Я, наверное, вся красная? Нехорошо.
  Шут Да, да. Нехорошо. Придет Его Величество, и что скажет?
  Королева Что скажет Его Величество?
  Шут Что вам со мной интересней, чем с ним.
  Королева Не забывайся, Шут.
  Шут Но я говорю правду.
  Королева Я тебе запрещаю.
  Шут Что? Говорить правду? Вы опоздали. Ваш венценосный супруг уже давно запретил мне это. И не только мне.
  Королева Ты чувствуешь себя ущемленным?
  Шут Что вы, что вы...Люди лгут себе же во благо. Либо для того, чтобы чего-то добиться, либо для того, чтобы сохранить себе жизнь. Все во благо. А значит, могу ли я себя чувствовать себя ущемленным, когда мне приказывают делать то, что мне же во благо.
  Королева Шут!
  Шут Осторожней!
  Королева Что такое?
  Шут Я шут, и это правда. А значит, вы нарушаете приказ короля.
  Королева (смеется) Дурак!
  Шут Так-то лучше! Врите, не стесняйтесь!
  Заходит Король. Королева делает реверанс. Шут низко, но шутливо кланяется.
  Король Вам не надоело?
  Королева Что имеет ввиду Ваше величество?
  Шут Его Величество имеет ввиду все.
  Король Я тебя еще не уволил?
  Шут Нет.
  Король (Королеве) Вам не надоело выслушивать тупые шутки этого идиота?
  Королева Надоело.
  Шут ( Королю) Она лжет, как вы и приказывали.
  Король Вот и прекрасно. Значит у меня послушная жена. А тебя я увольняю. Хотя тебе не стоит переживать.
  Шут (ерничая) Неужели так заметно, что я переживаю?
  Король Ты назначаешься придворным поэтом.
  Шут Это шутка? А! Я понимаю. Вы меня подсиживаете. Королю угодно занять место шута? Но это мое место. К тому же вы не справитесь. Шутом быть сложнее, чем королем.
  Король Глупости. И я не шучу. Будешь поэтом.
  Шут Это ничего не меняет.
  Король Почему?
  Шут Потому что поэты, как и шуты никогда не лгут. Я буду говорить то же самое только стихами и всерьез.
  Королева Оставьте его, Ваше Величество, пусть себе болтает. Он - шут. Какой из него поэт?
  Шут (декламирует, обращаясь к Королеве)
  И черное на красном - это символ.
  Вот волосы твои на алых простынях -
  Влажны, как тени в дождь,
  Темны, как ночь без бликов.
  Иль черный серпантин закатных горизонтов,
  Или твои глаза глядят во след моим пурпурным флагам...
  Иль это символ новых революций...
  Цвета густеют...Исчезает даль...
  Королева Прекрасно...
  Король Что?
  Королева Впрочем, даже не знаю...
  Король Зато я знаю. Ты дерьмовый шут, и такой же дерьмовый поэт.
  Шут Вам не понравилось Ваше Величество?
  Король Нет. Я считаю, что писать надо проще. Так, чтобы понятно было не только тебе, но и другим.
  Шут Просто кое-кто не желает понимать.
  Король Да и тема...Какая-то невнятная. Будешь писать только о том, о чем приказывают.
  Шут А как же вдохновение?
  Король В рамках заданной темы.
  Шут Я не согласен.
  Король Тебя не спрашивают.
  Шут Вы можете заставить меня молчать, но заставить писать, или шутить...
  Королева Замолчи, дурак!
  Король Представь себе - тоже могу. Или к завтрашнему дню ты пишешь оду в мою честь, или твоя голова полетит с плеч.
  Король уходит.
  Королева Ты же напишешь, правда?
  Шут (садится рядом с королевой на трон, на место короля) Конечно, нет.
  Королева Ты шутишь?
  Шут Я же уволен. Еще не хватало мне шутить бесплатно.
  Королева Кто, действительно, не шутит, так это мой муж.
  Шут Я знаю. Вы боитесь за меня?
  Королева Я не хочу, чтобы ты потерял голову.
  Шут Я ее давно потерял.
  Королева Это плоская шутка.
  Шут Потому что это не шутка.
  Королева Я напишу за тебя. Хочешь? Я неплохо рифмую. С него хватит. А ты только подашь оду королю. И скажешь, что это ты ...ты написал...
  Долгое молчание
  Шут (шепчет) Моя королева...
  Королева Ты согласен?
  Шут отрицательно машет головой.
  Но почему, почему ты такой упрямый?
  Шут Такой уродился.
  Королева Я знаю...О! Я знаю почему ты делаешь это...Он - король. Плох, он или хорош - он останется в истории, а ты... А ты - шут, и никто не вспомнит о тебе через сотню лет...как бы гениален ты не был. Шута никто не вспомнит. А вот героя...Ты решил стать героем, Шут?
  Шут Вы так проницательны.
  Королева А я? А как же я?
  Шут Другого выхода нет. Поверьте...и ...не надо меня ненавидеть.
  Королева Обещаю.
  Шут Спасибо! (целует Королеве руки)
  Королева Я буду тебя презирать.
  Королева уходит.
  Шут (один) Ушла...Ее муж приказал мне врать. Она приказывает мне унижаться...Но разве я не сам король своей судьбы? (шутливо) Так завтра смерть, Шут? (пауза. Мрачнеет) (тряхнув головой) Не бойся... Жизнь и смерть - всего лишь две шутки Господа Бога... Одна удачная, а другая...нет.
  Затемнение.
  ЖЕСТОКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  И снова квартира Эдгара. Глюк сидит на диване. Агата в униформе медленно и печально перебирает посуду в шкафу.
  Глюк Какое-то странное состояние...
  Агата Угу.
  Глюк То ли погода меняется...
  Агата То ли жить не хочется.
  Пауза
  Как вы думаете - ваша сестра выгонит меня...
  Глюк Когда выйдет за Эдгара? Не знаю...У нее своя горничная.
  Агата Понятно.
  Глюк Ты всегда можешь уйти ко мне. Мое предложение в силе.
  Агата Спасибо, господин Глюк. Вы очень добрый. Очень-очень...
  Глюк И что?
  Агата И больше ничего. Ничего...
  Пауза
  
  Глюк Он не бросит тебя. Ты нужна ему.
  Агата Я знаю...
  Глюк Но неужели же ты такая наивная?! Неужели ты до сих пор думала, что настанет миг, и он полюбит тебя? Неужели, Агата?!
  Агата А вы?
  Глюк Что я?
  Агата Вы же тоже до сих пор думаете, что я полюблю вас...
  Пауза
  Глюк Я никогда и ничего не говорил тебе о любви.
  Агата Как будто это что-то меняет...
  Пауза
  Глюк А может меняет?
  Агата (уверенно)Нет
  Глюк А может меняет, Агата?
  Агата (удивленно)Нет.
  Глюк (с огромной надеждой) А может меняет?!
  Глюк подходит к Агате и берет ее за руки.
  Агата (смеется) Нет! Нет! Нет!
  Пауза
  Ты слышишь?
  Тихо играет прекрасная музыка
  Глюк Да. Снова твои грезы Агата? ...Давай...давай грезить вместе.
  Музыка играет все громче. Гаснет свет. Потом вспыхивает снова лучом прожектора. В луче прожектора Агата и Глюк (уже в других одеждах) танцуют - красивы и счастливые.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"