Аннотация: Учение Карла Маркса верно, только верно оно, как частный случай и один из элементов общественного устройства.
Сначала посмотрим, как оно формулируется с точки зрения марксизма, взгляды апологетов которого доминирует до сих пор.
Общественно-экономическая формация (или Социально-экономическая формация) - в марксизме - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений.
Схема периодизации:
1. Первобытно-общинный строй
2. Рабовладельческий строй
3 Феодализм
4 Капитализм
5 Коммунизм
5.1 Социализм
5.2 Полный коммунизм
Термин "общественно (социально)-экономическая формация" считается универсальным определением любого периода в истории человечества.
Сразу возникает вопрос почему именно экономическая? Осмелюсь предположить, что это потому, что, согласно взглядам марксистов-материалистов, экономическое устройство общества является его основой, а отношение к средствам производства определяет статус члена общества. Если конкретный индивид ими владеет - то доминирует в обществе, если нет - попираемый сильными мира сего аутсайдер.
Владельцы средств производства воспринимаются, как некое общественное образование, именуемое классом. Учитывается только отношение к средствам производства, а не особенности этих средств и характер взаимоотношений между субъектами класса.
Все, кто к средствам производства никак не относится, объявляются классом антагонистом, а его субъекты, в условиях так называемого "капитализма" - пролетариатом.
Всего за историю человечества выделено три антагонистические пары: рабовладельцы и рабы, феодалы (помещики) и (тут формулировки, в зависимости от региона, сильно расходятся, но в России это крепостные крестьяне) и, наконец, уже упомянутые капиталисты и пролетариат.
Даже, если рассматривать данные представления, как абстрактно философские, всё равно получается сильное упрощение.
Прежде всего не всякое средство производства делает вас капиталистом, а в случае финансового капитала можно вообще никакими средствами производства не владеть и, при этом, относиться к элите общества.
И внутри класса капиталистов всё не так благостно. Крупный капитал постоянно пытается ликвидировать мелкий на рынке, вплоть до образования монополий. Поэтому, исходя из вышеизложенных представлений, следует и класс капиталистов, как минимум, делить на антагонистические классы крупных и менее крупных предпринимателей. Реально же эту границу провести невозможно, потому что средней руки предприниматели душат и поглощают более мелких, в то время как с ними тоже проделывают более крупные конкуренты.
Поэтому сами по себе капиталисты, тем более безграмотные пролетарии, никакого классового единства не ощущают, я уже не говорю про классовое чутьё, потому что живут в рамках гораздо большего и куда более сложного образования, именуемого обществом.
Ощущать себя классом они начинают тогда, когда им это кто-то объяснит. Причем, объясняют всегда представители правящей элиты, как правило не находящиеся в данный момент у власти, но стремящиеся эту власть получить. А если это власть предержащие, то объясняют они это из соображений власть сохранить. И, что характерно, ни бессребреников, ни пацифистов среди этой публики, именуемой политиками, отродясь не водилось. Поэтому про классовое общество человечество узнало только в 19 веке, когда политическая деятельность стала одним из главных механизмов трансформации и стабилизации общественной пирамиды.
Общество - это и есть властная пирамида, верхние уровни которой занимает элита. Чем ниже уровень, тем меньшее влияние конкретная личность может оказать на общественные процессы.
Для того, чтобы властная вертикаль была устойчивой, у элиты должны быть механизмы принуждения остального общества или критически важной его части, к определенным, удобным для элиты, порядкам и правилам.
Кроме стабилизирующих, существуют и расшатывающие властную пирамиду факторы. Причем в разных условиях или одновременно один и тот же фактор может оказывать стабилизирующее и разрушающее воздействие. Например, вышеупомянутая политическая деятельность.
Как это работает рассмотрим на примере нескольких первых этапов общественного развития, два из которых в современной науке объединены в один, что связано с отсутствием серьёзных исследований истории язычества.
И так. Первоначально, в первобытном обществе, только что выделившемся из стада разумных обезьян, властная пирамида была примитивна. Такими же были и факторы её стабилизации и разрушения.
Факторы стабилизации - это грубая физическая сила вождя и его приближенных, его способность объединять людей для коллективных действий и страх отдельной личности оказаться вне общества один на один с природой и без помощи соплеменников.
Факторы, разрушающие первобытное общество - это появление языческих представлений о мире и проявление в критической ситуации, когда физическая сила не способна решить проблему, крайне полезных рекомендаций не самого сильного члена общества. В каких-то случаях вождём мог стать не атлет, а первобытный мудрец. Хотя, в большинстве случаев, новый вождь доказывал своё право на власть в поединке со старым правителем или другими претендентами.
Дальнейшее развитие общественной пирамиды было обусловлено формированием языческой религии, как общественного института, что принципиально изменило общественное устройство.
Языческие священники, чтобы удержать контроль над обществом, вынуждены были не только совершенствоваться в области эмоционального воздействия на соплеменников, но и более рационально использовать навыки и возможности племени, организуя более сложную систему охоты и хозяйственной деятельности, что способствовало росту людских ресурсов и накоплению резервов, позволяющих отвлекать людей на бесполезную с практической точки зрения, но укрепляющую власть элиты работу. Например, сооружение мегалитов.
В этот период возникает рунная практика - отражение религиозных представлений и первый этап в развитии письменности, которая к концу языческого периода привела к формированию письменностей в современном понимании этого слова.
Возвеличивается и фигура вождя, как главы силовых структур общества и формального правителя племени, потому что реально всё было под контролем языческих священников
Переход к стадии первых государств произошел по историческим меркам спонтанно из-за бегства европейской элиты из северной Европы в дельту Нила, а Культуры Винча в Междуречье. Пошатнувшееся влияние религиозной элиты и крайняя её потребность в серьёзной защите, вывели на лидирующие позиции вождя, превратив его в верховного правителя с силовыми структурами и аппаратом управления.
Как видите всё развивалось естественным образом и новые доминирующие факторы не падали с неба, а вызревали в предыдущей фазе общественного развития.
И ешё ненадолго вернёмся к философии. Классы и отношение к собственности не только упрощенно описывают общественное устройство, но и вводят нас в заблуждение относительно диалектики процесса общественного развития. Наличие противоречий между элитой и остальным обществом является постоянным фактором на протяжении всей истории человечества. Меняется только содержание этих противоречий (пополняется новыми факторами). Но тут нам тоже не предлагают какого-то разнообразия, сводя всё к одному и тому же фактору владения средствами производства или экономическим отношениям в обществе.
В этом нет никаких диалектических механизмов развития. Для таковых требуется некая принципиальная противоположность. Например, попеременное доминирование в общественном устройстве материального и идеального факторов, как это демонстрирует предлагаемая мной периодизация (в скобках доминирующий фактор):
1. Первобытное общество (материальный фактор - физическая сила)
2. Языческое общество - (идеальный фактор - религиозные убеждения)
3. Возникновение первых государств (материальный фактор - госаппарат и силовые структуры)
4. Формирование мировых религий (идеальный фактор - внедрение представлений о равенстве людей, второстепенности мирского и резкое упрощение взаимодействия человека с высшими силами)
5. Период первичного накопления капитала (материальный фактор - масштабная работорговля и ограбление мира)
6. Возникновение политической системы (идеальный фактор - манипулирование сознанием общества с позиций классовой борьбы и создание соответствующих институтов и инструментов)
7. Формирование номенклатурной системы (материальный фактор - доминирование госаппарата)
8. Рекламное общество (Сегодняшний день. Идеальный фактор - самореклама и реклама своих целей и достижений стали основным фактором, обеспечивающим успех конкретной личности и инструментом манипулирования сознанием населения в целом)
9. Информационное общество (материальный фактор - абсолютный контроль за всем, что происходит в обществе с жестким дозированием информации для конкретной личности, которые приведут к концу нашей цивилизации)
Все эти этапы будут подробно рассмотрены в отдельном материале, а тут уместно будет сказать, что никакие вновь возникшие формы стабилизации или разрушения общества никуда в процессе его развития не исчезают, а вплетаются в механизмы управления обществом, делая их всё более сложными и запутанными.
Не нужно забывать, что общие принципы общими принципами, но в какой-то конкретный момент истории сиюминутный субъективный или объективный фактор может всё поставить с ног на голову, опуская общество чуть ли не на первобытный уровень, либо искушая людей на создание общественной структуры с элементами будущего. Правда, последняя всегда нежизнеспособна.