1. Первоначально работа называлась "Маятник вечности", но позже пришло понимание, что процесс скорее напоминает закручивающуюся в ничто спираль и вечностью тут даже не пахнет
2. Некоторые мои утверждения по поводу периода язычества в истории человечества могут показаться надуманными, но они являются результатом многолетних исследований и, при необходимости, могут быть аргументированы не только моими данными, но и общепризнанными историческими фактами.
3. Материализм и материализм никак не тянет на пару диалектических противоречий. Экономическая ситуация, наличие классов и прочее, в лучшем случае, являются некими частными проявлениями общественного бытия, если вообще не служат вывеской, скрывающей глубинные процессы.
4. Никто не спорит, что общество устроено, как властная пирамида, но при этом деликатно умалчивают, что её стабильность обеспечивается насилием вышестоящих слоёв общества над нижестоящими. Способность элиты общества использовать доступные ей формы насилия позволяет общественным лидерам сохранять власть. В иных случаях на смену данной приходит иная элита.
5. Появление нового, более эффективного, механизма насилия позволяет либо существующей элите укрепить свою власть, если она способна воспринять новые веяния, либо ей на смену придёт та часть элиты общества, которая преуспела на этом поприще.
6. Принципиально формы насилия делятся на материальные и идеальные. Последовательная смена материальной и идеальной форм и образует тот движущий механизм, который приводит к развитию общества.
7. Вновь сформированные формы насилия не отменяют ранее использовавшихся, что иногда создаёт иллюзию неизменности общественного устройства. Часто новые формы камуфлируются старыми. Например, номенклатурная система Советского Союза изображала парламентское государство с партийным руководством.
На данный момент я смог выделить следующие стадии общественного развития:
1. Первобытное общество. Первая, материальная, стадия общественного развития.
На границе с животным миром общественная пирамида была локальной (род, племя) и принципиально не отличалась от устройства стада, потому что в основе её организации лежало применение грубой физической силы. Понаблюдать за подобной организацией общества можно в любом обезьяннике. То же, что и у древних людей устройство: доминирование самого сильного, прихлебатели, изгои, суета у кормушки.
2. Период возникновения и развития языческих религий. Первая идеальная форма насилия.
Это первая человеческая форма, когда сформировались религиозные представления и институт условно говоря "шаманства". Данная форма насилия встречается и в природе, когда животные встают на дыбы или надуваются, чтобы выглядеть крупнее, чем есть на самом деле. Но с изощрённостью человеческого ума это даже близко сравниться не может.
Своего максимального развития данная фаза достигла к 6-5 тысячелетию до нашей эры, что ознаменовалось формированием пан-европейского (а может и пан-евразийского) язычества и самого яркого его проявления - мегалитической практики.
Без такого объединения обеспечить близкие религиозные представления на огромных территориях невозможно. Также трудно себе представить возведение мегалитов, не имея опыта таких работ и достаточных свободных людских ресурсов в данной местности. Это не песчаный холм, за века насыпанный верующими. Требуется единовременно оторвать от борьбы за выживание массу народа с большой территории. Явно не масштабы возможностей местного шамана.
В сознании будущих поколений и религиозных учениях этот период отразился, как легенда о "сотворении Мира", то есть некого централизованного сообщества, позже трансформировавшаяся в представление о "сотворении" планеты Земля именно в это время.
3. Следующая принципиально новая материальная форма насилия - возникновение первых государственных образований на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Эти цивилизации носят явно пришлый характер, так как на территориях их зарождения и развития отсутствует длительный период формирования местных письменностей (прежде всего рунной практики, как предшественника письменности и маркёра языческих представлений о мире), ярко прослеживаемые в Европе. Скорее всего эти цивилизации создавались вольнодумцами из религиозной элиты Европы. Другой элиты, в тот период истории человечества, просто не существовало.
Не исключено, что исход был стимулирован экспансией индоевропейцев в Европе, что сопровождалось реформой религии - патриархат заменял в религиозных представлениях матриархат.
4. Новая идеальная форма насилия - период становления мировых религий.
В основном это касается Западной Европы, где католическая церковь на несколько веков приобрела практически абсолютную власть, приведя подконтрольные территории к серьёзной стагнации.
В остальных христианских государствах правящей верхушке общества удалось сохранить некий баланс в свою пользу. Византийский император мог днём таскать митрополита за бороду или как-то иначе унижать верховное духовное лицо, но вечером вынужден был идти к нему же каяться и замаливать грехи.
5. Эпоха финансового доминирования, известная в науке, как Эпоха Возрождения - новая материальная форма насилия.
В этот период исторического развития Европы всё вопросы стало возможно решить при помощи вполне себе материальных финансовых ресурсов. Проще говоря купить власть, церковь и любого смертного под боком.
Естественно никакой вменяемый человек, защищенный собственным наёмным войском, не станет вкладываться в засилие инквизиции и вообще церковное влияние. От грехов легко можно откупиться, а особо рьяных инквизиторов поубивать, чтобы не путались под ногами.
Другое дело роскошь, искусство, наука. От этого есть определённая, в том числе и финансовая, польза.
6. Очередная идеальная форма насилия - формирование политической системы государства.
Казалось бы, так называемый "капитализм" - венец материальных общественных процессов, поскольку просто пронизан финансовыми интересами. Но это внешнее проявление, поскольку, как сказано выше, управленческая практика предыдущих общественных формаций никуда не исчезает, а просто встраивается в новые механизмы насилия, нередко являясь для них камуфляжем.
Что касается так называемого "капитализма", то в нем зарождается новая идеальная форма насилия - политическая система общественного управления. Придя к власти политическим путем, вы получаете не только доступ к государственным ресурсам, но и возможности для изъятия частных на "законных" основаниях, поскольку сами эти законы и пишете.
7. Следующая, материальная, форма насилия - создание номенклатурной формы управления государством.
Естественно, такой простой механизм доминирования в обществе, как политическая система, не мог не навести прагматиков на мысль, что административный аппарат управления вполне может подмять под себя и политические партии с их идеологиями, и промышленно-финансовые структуры общества. На практике так и вышло, правда при этом произошло полное слияние этих сил.
Выглядеть подобная эволюция общественного устройства может по-разному. Например, как аппарат коммунистической партии Советского Союза, который на практике подменял собой или жестко контролировал все властные структуры государства. Номенклатурная система управления очень удачно пряталась за партийным и государственным фасадом. В данном случае и идеология, и экономика были сосредоточены в одних руках.
Подобные формы, имеющие иной внешний вид, быстро распространились по миру. Классика - это двухпартийная система США, где, в независимости от результатов выборов, не меняются основы организации государственного устройства. Личности, украшающие фасад власти, принципиально не решали ничего. А когда смогли решать, используя новую форму насилия, начало деформироваться само государственное устройство страны.
8. Новая идеальная форма насилия - рекламное общество.
Дело в том, что на смену глубинному номенклатурному прагматизму, как механизму субъективного регулирования общества, приходит идеальная форма насилия, делающая этот глубинный механизм ещё более устойчивым. Я бы назвал это "рекламной" формой насилия, в условиях доминирования которой мы и пребываем в настоящее время.
Сегодня уже не важно кто ты на самом деле. Главное, как ты выглядишь в глазах окружающих.
Данная форма общественного устройства ещё сохраняет какие-то остатки свободы воли рядового гражданина, но делает практически не убиваемой существующую систему управления. Постоянно совершенствующиеся приёмы зомбирования человека позволяют, каким угодно удобным для правящей элиты способом, видоизменять его сознание, оставляя шансы для объективной оценки действительности только отдельным психически устойчивым и хорошо информированным личностям.
9. Информационная (материальная) форма насилия.
Эта стадия формируется уже сейчас, например, дозированием доступа к реальной информации или подменой понятия "информация" понятием "реклама".
Мне кажется точку в судьбе человечества поставит именно этот "информационный" механизм насилия, когда уровень информированности конкретного человека будет строго регламентирован, что позволит из любого члена общества сделать удобный и абсолютно бесправный винтик властной пирамиды. Думать и делать будут то, что надо тем, кто занимает более высокую позицию в общественной пирамиде. Основную массу населения заменят машинами, а оставшиеся выродятся, потому что в жестко регламентированной общественной среде невозможно творческое мышление.