Либерманн Семен Семенович : другие произведения.

Маршак, "О мастерстве". Рецензия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Маршак о поэзии и прозе. Полезно ознакомиться любому автору.
    Включен режим комментирования только для залогиненных авторов.

"О МАСТЕРСТВЕ", Маршак. Рецензия


Все поэты, да и вообще все, кто бывал у него,
могут подтвердить, что общение с Маршаком
было для них целой поэтической академией.
Ираклий Андронников


Писатель должен чувствовать возраст каждого слова.
С. Я. Маршак



В библиотеке Максима Мошкова лежит великолепная подборка материалов Самуила нашего Маршака. По моим наблюдениям, воспитанникам позднесоветского и реформенного периода словосочетание "Самуил Маршак" навевает какую-то нездоровую веселость, будто за этим именем стоит некий анекдот.
Меж тем за именем Самуила Яковлевича стоят великолепная детская литература и замечательные литературные переводы. Шекспир? В переводе Маршака. Бернс? В нем же... Самуил Яковлевич прекрасно знал поэзию и прозу, любил и ценил русское художественное слово и оставил массу заметок и писем, посвященных анализу поэзии, советам литераторам, иллюстрированию своих доводов примерами.
Хотите про принцип художественной новизны? Про образность? Пожалуйста:

"Может ли быть мастерство там, где автор не имеет дела с жесткой и суровой реальностью, не решает никакой задачи, не трудится, добывая новые поэтические ценности из житейской прозы, и ограничивается тем, что делает поэзию из поэзии, то есть из тех роз, соловьев, крыльев, белых парусов и синих волн, золотых нив и спелых овсов, которые тоже в свое время были добыты настоящими поэтами из суровой жизненной прозы?
Правда, этот готовый поэтический набор, которым пользуются литературных дел мастера, то и дело меняется. В одну эпоху это - роза, в другую - греза, в третью - синий платочек.
Но из-за плеча такою литератора, какой бы моды он не придерживался, всегда выглядывает тот же писарь, - "сытый, здоровый, мордатый, с красным затылком", набивший руку грамотей, который "может хорошо писать...".

Хотите о "хороших и плохих" рифмах? Маршак говорит и о них:

"Говоря с начинающим автором о бедности глагольных рифм, о том, что они являются для стихотворца линией наименьшего сопротивления, рецензент должен только предостеречь поэта от нечаянного, бессознательного пользования этими простейшими рифмами.
...
Впрочем, заботиться о качестве и новизне рифмы, размера и ритма следует каждому поэту. Только это не должно быть рассудочным, комбинаторским делом".

Еще вы найдете:
- сравнение поэзии Некрасова и Фета,
- анализ прозы Гайдара,
- эссе о читателе,
- о вольном стихе,
- поразительно точные и неподдельно восхищенные оценки детской и "взрослой" литературой Пушкина.
С анализа сказок А. С. и начинается файл, в который я сегодня приглашаю коллег-поэтов. Предупреждаю сразу, там больше одного мегабайта. Но сами тексты довольно коротки, читаются легко, ведь даже объясняя ремесло, Маршак великолепно легок - не поверхностен! - а именно легок. Любо дорого почитать.

Желаю интересного и полезного чтения:
"Воспитание словом "


Сайт С. Я. Маршака.

21 февраля 2008.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"