Криминал. Том 1. Реформирование и криминализация России. - СПб. Изд-во "Нестор-История", 2010. - 406 с.
ISBN 978-5-98187-386-7
Карл Маркс, скрупулезно исследуя капитал, был обуян болезненной идеей и прогнозировал полное уничтожение капитализма, как самой жестокой на то время экономической формации. Он даже пошел на методологическую уловку, используя в своем исследовании только второй гегелевский принцип снятия противоречий, когда новое до основания уничтожает старое, а затем... Не важно что будет затем, но "Карфаген должен быть разрушен!" Г.В.Ф. Гегель не зря первым описал совершенно иной принцип снятия противоречий на основе их единства и взаиморазвития, поскольку именно такой принцип чаще всего и наблюдается в природе.
Прогнозы Карла Маркса не сбылись, история развивалась по другому сценарию.
У капитализма есть два пути развития, что определяет второй и третий пути развития народного хозяйства. Карл Маркс, не имея на то время соответствующих исторических фактов, не мог предвидеть второй путь развития капитализма, а также третий путь развития народного хозяйства и предостеречь от его использования. За 18 лет развития новой России появилось достаточно фактов, чтобы дополнить политическую экономию Карла Маркса описанием третьего пути развития народного хозяйства. Результаты этой попытки дополнения политической экономии приводятся ниже.
Книга адресована широкому кругу читателей, в том числе студентам и преподавателям экономических и международных вузов.
УДК 323.398(470)
ББК 63.3 (2)-289
ISBN 978-5-98187-386-7 No И.И. Лившиц, 2010
Мой интерес к Великому Беспорядку...
вызван неожиданным приходом старости,
о которой я узнал по трем признакам:
потере кратковременной памяти, приобретении долговременной памяти
и желании написать книгу.
Тимоти Лири.
Семь языков Бога.
Посвящаю моим учителям:
профессору Шацу Соломону Яковлевичу,который учил меня великой науке методологии -что и как делать,
профессору Войшвилло Георгию Валериановичу, который прививал мне высокое искусство принципа Оккама - никогда не надо делать больше того, что следует сделать
(не умножай сущностей без нужды).
Предисловие
Почему одни учения существуют уже несколько тысяч лет и имеют миллионы последователей, а другие, несмотря на определенные и даже выдающиеся успехи, через несколько десятков лет предаются забвению? И заклятие В.И. Ленина "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!" - не может реанимировать марксизм, а последователей его становится все меньше и меньше. Ибо абсолютной истины не существует, а относительная имеет границы применения, внутри которых она может быть верна, а вне их ложна и не может удовлетворять потребности людей. Психологи утверждают, что поведение людей определяется удовлетворением их потребностей. Потребности трактовки политической экономии у нас удовлетворяются "Капиталом" К. Маркса, изданным в 1867 году и обобщающим некоторые факты развития Западной Европы того времени.
Еще во времена К. Маркса его идеи встретили серьезную конструктивную критику. В частности следует отметить работы М.А. Бакунина и Э. Бернштейна, в которых была осуществлена попытка предсказать негативные последствия применения этих сомнительных идей. Западноевропейские общественные движения не ставили себе цель практически осуществить умозрительные предложения К. Маркса, поскольку знакомились с их конструктивной критикой и не пренебрегали защитой интересов личности.
Русские революционеры, наоборот, увидели в идеях К. Маркса действенное средство преобразования общества. Канонизировав тексты его работ, обобщающих опыт западноевропейского общественного развития, они приложили эти сомнительные умозрительные идеи к развитию русского общества и стали использовать новое общественно-политическое учение - марксизм как инструмент объединения пролетариев для захвата государственной власти и преобразования общества по указаниям основоположников марксизма.
Однако, после несомненных и выдающихся успехов марксизм был отвергнут большинством из 18 миллионов его последователей, так что их осталось порядка 153 тысячи человек (меньше 1 процента). Причем, большинство из них в характерных особенностях марксизма не разбираются, а просто, утверждая себя сторонниками марксизма, таким образом, проявляют свое неприятие либеральной идеологии. В этих условиях необходимо исследовать границы применения марксизма с позиций последних достижений наук и в первую очередь методологии, а также достижений практики.
Методология науки - это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины. Методология развивалась в процессе развития науки. Основой методологии науки является наука логика.
При этом могут быть использованы диалектические законы Г.В.Ф. Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей, закон пpевpащения количества в качество и закон отpицания отpицания. Новое возникает в старом как иное, противоположное старому качество общего явления и поначалу наблюдается единство этих противоположностей. Это служит основанием для препятствия превращения противоположностей в противоречия, так что первый механизм разрешения противоречий, изложеный в первой книге "Наука логики" в примечании "Выражение "снятие" к паpагpафу 3 "Снятое становление" подраздела С "Становление" раздела 1 "Определенность (качество)", описывается следующим образом: "Снятие (Aufheben)... имеет в немецком языке двоякий смысл: оно означает сохранить, и в то же время пpекpатить, положить конец. Само сохранение заключает в себе отрицание в том смысле, что для того, чтобы удержать нечто, его лишают непосредственности и тем самым наличного бытия, открытого для внешних воздействий. Таким образом, снятое есть в то же время и сохраненное, которое лишь потеряло свою непосредственность, но от этого не уничтожено... Нечто снято лишь постольку, поскольку оно вступило в единство со своей противоположностью..."
Но возможен и другой механизм, когда постепенно при определенных благоприятных условиях новое начинает развиваться быстрее старого, противоположности пpевpащаются в пpотивоpечия, количественные изменения на определенном этапе переходят в качественные, когда новое пpотивоpечие начинает отрицать, уничтожать старое. Эта трактовка устранения пpотивоpечий дана Г.В.Ф. Гегелем во второй книге "Наука логики": "Но положительное и отрицательное - это положенное пpотивоpечие, ибо как отрицательные единства они сами суть полагания самих себя, и в этом полагании каждое есть снятие себя и полагание своей противоположности. - Они составляют определяющие рефлексию как исключающую... Таким образом, исключающая рефлексия - это полагание положительного как исключающего иное..."
В основном, противоречия устраняются еще на стадии противоположностей, так что в природе чаще всего используется первый механизм снятия на основе их единства и взаиморазвития. При этом наблюдается эволюционное параллельное развитие, которое может приводить к циклам и даже к повторам. Именно поэтому Г.В.Ф. Гегель рассмотрел этот сложный способ снятия противоречий первым. А вот революционный последовательный способ развития противоречий, когда новое, стремительно развиваясь, до основания устраняет старое, почему-то у Г.В.Ф. Гегеля рассматривается как второй, возможный, но не основной способ снятия противоречий. Зная капитальный подход Г.В.Ф. Гегеля к разработке и изложению полученных им научных результатов, отметим, что он совсем не зря расположил эти совершенно различные способы именно в таком порядке, чтобы последующие исследователи вначале попробовали применить к объектам исследования более сложный и многотрудный первый способ снятия противоречий на основе их взаиморазвития, и только потом при отсутствии возможности его использования, по необходимости использовали второй способ.
При анализе отношений между классом капиталистов и рабочим классом, исходя из заметного процесса концентрации капитала, сопровождающегося снижением нормы прибыли, которую капиталисты поначалу пытались компенсировать снижением заработной платы трудящихся, К. Маркс пришел к ложному выводу об ужесточении классовой борьбы, оканчивающейся неизбежной пролетарской революцией, уничтожающей частную собственность и носителей ее - капиталистов, обращающей всю собственность в государственную, отбросив вывод о возможности компромисса между трудом и капиталом.
Во-первых, с позиций современной методологии, этот вывод был всего лишь гипотезой, которую предстояло доказать, но основоположники марксизма, для которых "судьба - это предстоящая нам революция (Маркс К. Письма из "Deuch-franzЖsische jahrbЭcher")", стали бездоказательно выдавать ее за заведомую истину - аксиому, подчинив ее осуществлению всю свою последующую практическую работу. В этой работе, во-вторых, они исходили только из рассмотрения процесса концентрации капитала, который в повседневной жизни якобы вел к постепенному уничтожению среднего класса путем превращения его в пролетариат, а в итоге при возникновении пролетарской революции - к уничтожению класса капиталистов. На процесс рассредоточения капитала они внимания не обращали. А оба этих процесса являются противоположностями процесса развития народного хозяйства, и для анализа их необходимо было использовать вначале первый гегелевский механизм снятия на основе их единства, и только в случае возможной неудачи пытаться использовать второй гегелевский механизм снятия на основе их противоречия. Но вопроса о снятии противоречия процессов развития народного хозяйства К. Маркс нигде не ставил, поскольку в упор не видел процесса рассредоточения капитала. Да и первый механизм снятия противоположностей он нигде в своих трудах не использовал, как будто в "Науке логики" Г.В.Ф. Гегеля его вообще нет. А как раз развитие снятия этих противоположностей в истории происходило по первому механизму, в результате чего капитализм выжил и процветает, а мифический марксов коммунизм, вернее его первая фаза - "развитой социализм" - исчезла в небытии истории. Почему так поступал К. Маркс?
Карл Маркс был третьим ребёнком в семье трирского адвоката. Его отец, Генрих Маркс происходил из религиозной семьи, занимал должность адвоката при высшем апелляционном суде; был старшиной трирской корпорации адвокатов, то есть имел достаточно высокое материальное обеспечение. Как юрист он был очень авторитетен. Воспитанный на идеях французского Просвещения и философского рационализма, он отличался свободомыслием и религиозным вольнодумством
В 1817 году отец Карла Маркса принял христианство (протестантизм), чтобы не лишиться звания судебного советника. Его жена и семья, в том числе сын Карл, крестились в 1825 и 1824 годах соответственно. В 1830-1835 годах Карл посещал гимназию Фридриха-Вильгельма города Трир. Для этого времени характерно глубоко религиозное мировоззрение юного Маркса, который в гимназическом сочинении под названием "Сочетание верующих со Христом" (по Евангелию от Иоанна) писал: "Сочетание со Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним. ...Сочетание со Христом внутренне возвышает, утешает в страдании и дает сердце, открытое человеческой любви". В это время он писал лирические стихи с религиозным оттенком.
Писатель и философ Морис Клавель в книге "Два века с Люцифером" уделил юному Марксу первостепенное внимание. Он изучил некоторые "интимные" тексты, написанные Карлом между пятнадцатью и двадцатью годами, которым "серьезные" исследователи обычно не придают значения; стихи, за исключением двух или трех, сюда, к сожалению, не вошли, но и прозаические тексты местами оказались достаточно красноречивы. Анализируя их, М. Клавель пришел к выводу, что в этом возрасте в душе Карла Маркса совершился глубокий перелом; юноша, видящий основной смысл жизни "в любви, которую мы питаем ко Христу" (цитата из его гимназического сочинения), сделался богоненавистником и богоборцем. В двадцать лет он сказал о себе: "Я чувствую себя равным Богу". Кто, как не Люцифер, говорил его устами! Выросши в стране, где образованные люди глубоко страдали от духовного дискомфорта, вызванного репрессивными правительственными мерами и общей отсталостью, осознав себя самого в качестве личности, вынужденной бороться за существование, глубоко недовольный существующим положением вещей, Карл Маркс был подготовлен к тому, чтобы стать принципиальным критиком существующего порядка. Оружие его критики было отточено в опьяняющей атмосфере радикальных кружков и тайных философских группировок; его полемический дар развился в бесконечных спорах с диссидентствующими товарищами.
Люциферический мятеж против Творца и Его творения - с этой идеей-чувством Карл Маркс вошел в зрелую жизнь. Это было связано с тем, что с 1837 года он стал приверженцем философии Г.В.Ф. Гегеля, сблизившись с младогегельянцами, которые делали из гегелевского учения радикальные атеистические и политические выводы. Отвергнув Бога, он отверг всякие авторитеты и с философией Г.В.Ф. Гегеля он обращался довольно свободно, препарируя ее так, как ему надо было для его понимания дела революции. Но, повышенный революционизм был ему вредным советником. Жизнь он знал плохо. По сути, Маркс был теоретиком, кабинетным революционером, своего рода магом, который, сидя за письменным столом, стремился изменить мир посредством научных изысканий ("Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его").
Маркс был типом "революционера в белых перчатках", который "сочувствует" угнетенным массам, оставаясь от них на расстоянии. Он никогда не рвался на баррикады; его трудно представить в гуще революционной толпы и тем более во главе ее. И то сказать, революционная толпа только в советских фильмах имеет вид коллективного праведника, на деле же она представляет собою малосимпатичное зрелище, так что вполне может охладить пыл иного "априорного" революционера.
Последовательно материалистический взгляд на мир привел его к выводу, что в общественной жизни решающую роль играет экономика. И чтобы переделать общество, необходимо в первую очередь переделать "экономический базис". Экономика, таким образом, стала для него "алгеброй революции". Музой революции стала философия, но делал он с ней - что хотел.
Уже в своей ранней работе "К критике гегелевской философии права" К. Маркс говорит о противоположностях: "...они противоположны друг другу по своей сущности. Они не имеют между собой ничего общего (вопреки первому диалектическому закону Г.В.Ф. Гегеля?!, И.Л.), они не тяготеют друг к другу, они не дополняют друг друга. Одна крайность не носит в себе самой стремления к другой крайности, потребность в ней или ее предвосхищение". Такая жестко однозначная трактовка противоположностей в корне исключала использование первого гегелевского механизма их устранения, исключала эволюционный путь развития, в то время как использование только второго механизма их устранения однозначно приводило к революционному пути развития. Что это - логическая ошибка молодого и неопытного доктора философии или же спекулятивный прием, всегда приводящий к устранению противоположностей только революционным путем? История, как правило, развивается именно по первому эволюционному пути, революции в ней, как исключения, подтверждающие правило, встречаются крайне редко. А спекулятивная методологическая уловка привела к сужению границ применения разрабатываемой им марксистской теории, которая выдавалась за универсальную, хотя на самом деле имела узкие границы применения.
Поначалу политическая экономия мало интересовала К. Маркса, который в университете специализировался в области философии и докторскую диссертацию защитил по теме "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура". Но в 1842 - 1843 годах ему как редактору "Rheinische Zeitung" пришлось впервые высказываться о так называемых материальных интересах, и это поставило его в затруднительное положение. Обсуждение в рейнском ландтаге вопросов о краже леса и дроблении земельной собственности, дебаты о свободе торговли и покровительственных пошлинах стали первыми толчками к занятиям экономическими вопросами.
Однако основательно заняться экономическими вопросами он смог только в 1850 году в Лондоне. Огромный материал по истории политической экономии, собранный в Британском музее, то обстоятельство, что Лондон представляет собой удобный наблюдательный пункт для изучения буржуазного общества, побудило его приняться за изучение предмета с начала и критически переработать новый материал.
С августа 1857 года по июнь 1858 года К. Маркс создает рукопись, "К критике политической экономии", изданную в 1859 году и вошедшую в 1-й том "Капитала", изданный в 1867 году. Ф. Энгельс после смерти К. Маркса издал 2-й и 3-й тома "Капитала", 4-й том увидел свет в СССР.
Экономические воззрения К. Маркса развивались в русле трудовой теории стоимости А. Смита и Д. Рикардо. К своим основным экономическим открытиям он относил открытие двойственного характера труда, выражающееся в существовании потребительной и меновой стоимости товара, природы денег, трактовку рабочей силы как товара, различение постоянного и переменного капитала и прочее, позволившие ему раскрыть тайну периодических кризисов перепроизводства и обосновать закономерность революционного преобразования буржуазного общества в коммунистическое революционным путем.
Следует признать, что в данном случае К. Маркс, используя только второй способ устранения противоречий, не развил диалектику Г.В.Ф. Гегеля в диалектический материализм, как об этом поспешили заявить идеологи марксизма, а попытался спекулятивно приспособить частично диалектику Г.В.Ф. Гегеля для достижения своих прагматичных целей, которые, как показало развитие истории, были недостижимы. Вопреки умозрительным предсказаниям К. Маркса, капитализм не был уничтожен и получил перспективу развития.
История не прощает тех, кто вольно обращается с ее фактами, и зло подшутила над беднягой К. Марксом - капитализм выжил, модернизировался в "социализм с человеческим лицом" и интенсивно развивается дальше. За более чем 500 лет развития капитализма его идеологи, в конце концов, поняли, что у капиталистов и пролетариев цели едины - создавать общественное богатство, и противоречия между ними не антагонистические, а естественные противоположности процесса развития, которые следует устранять в самом начале путем их взаиморазвития на основе достижения консенсуса интересов всех заинтересованных сторон, то есть первым способом устранения противоречий согласно Г.В.Ф. Гегеля.
Захватив государственную власть, русские социал-демократы ликвидировали частную собственность, заменив ее государственной собственностью, сумели организоваться и дать отпор внутренней контрреволюции и внешним интервентам, вытеснив их за пределы республики. Путем неимоверного напряжения всех сил народа они смогли модернизировать народное хозяйство, превратив его в аграрно-индустриальное, что позволило российским народам выиграть самую кровопролитную в мире войну и сохранить государственность, которая, несмотря на идеологические декларации, ни социалистической, ни коммунистической не была. Это был государственный капитализм с государственной собственностью, при котором степень эксплуатации трудящегося была гораздо выше, чем при традиционном капитализме, а соответственно и уровень жизни был в три раза ниже, чем при традиционном капитализме. После Беловежского мятежа российские народы решили, что в новых условиях их социальное положение может быть улучшено, и не выступили на защиту Советского государства, а мифический марксов коммунизм, по воле его догматических последователей в России превратившийся в "феодальный, казарменный социализм", рухнул и был заменен "диким капитализмом", который так ненавидел и с которым так яростно боролся К. Маркс.
Во всем мире К. Маркс считается неудачливым экономистом, невыполнимые предсказания которого не сбылись. И только у нас в России вокруг его имени еще в позапрошлом веке устроили ажиотаж по политическим мотивам. Фактически ничего принципиально нового в экономическую науку он не внес. Он якобы расширил трудовую теорию стоимости А. Смита и Д. Рикардо теорией прибавочной стоимости и трактовал хозяйственный процесс как узаконенный обман капиталистом рабочего труженика. Согласно доводам К. Маркса рабочий только небольшую часть рабочего дня работает, вкладывая свой труд, сам на себя, создавая ценность в виде товара, необходимую для воспроизводства его рабочей силы. Капиталист, отчуждая от нанятого им рабочего товар, произведенный в собственном его здании собственным его инструментом из собственного его материала, продает этот товар по цене, на много превышающей его (товара) стоимость, получает прибавочную стоимость, и отдает незначительную часть рабочему, а львиную долю кладет себе в карман, то есть обманывает, обкрадывает рабочего, что несправедливо. Это ему удается благодаря капиталу, частной собственности, без которой труд непроизводителен, а, следовательно, необходимо капиталиста лишить частной собственности и сделать таким же наемным рабочим государства, как и те, кто у него трудится. К. Маркс не считал управленческий труд более квалифицированным и достойным большего вознаграждения, чем обычный труд рабочего, то есть утверждал "уравниловку". А что касается риска предпринимателя, который на рынке со своим товаром может потерпеть урон, не продав его, и даже разориться, потеряв собственность, то этот фактор он не учитывал, что вносило существенную погрешность в его суждения за счет исключения оценки риска. Это пролетариату нечего терять - он ничего не имеет, кроме своих виртуальных цепей. А капиталист в производственном процессе рискует своей реальной собственностью, под которую он в банке берет кредиты.
Мы не будем подвергать "Капитал" критическому анализу, отметим только два негативных факта.
Во-первых, занимаясь глубоким теоретизированием, К. Маркс упустил важный практический момент в развитии капитализма, обнаруженный Э. Бернштейном: капитал не только имеет явную тенденцию концентрироваться в руках немногих капиталистов, но наряду с этим имеется и малозаметная тенденция рассредоточения капитала среди массы мелких собственников и акционеров, которыми при определенных условиях становятся пролетарии, превращаясь в средний класс. Развивая эту малозаметную во времена К. Маркса тенденцию, капиталисты интуитивно нащупали путь экономического выживания, эволюционно развиваясь в направлении рассредоточения капитала среди массы трудящихся. Так при капитализме возник средний класс трудящихся, являющихся одновременно капиталистами. При этом для развитых стран со средним классом теория классовой борьбы, разработанная К. Марксом, оказалась ложной, поскольку основной задачей среднего класса и пролетариата в развитых странах стало обеспечение классового сотрудничества с капиталистами в деле создания национального богатства. Так К. Маркс, отвергнув первый механизм устранения противоположностей, не обратил внимания, что наряду с классовой борьбой существует и классовое сотрудничество. Теория классовой борьбы, обобщающая опыт противостояния пролетариата с "диким" капитализмом, для взаимодействия пролетариата и среднего класса с развитым капитализмом не годится, поскольку основным методом взаимодействия класса пролетариев с классом капиталистов всегда было и остается классовое сотрудничество: капиталисты не могут существовать без труда пролетариев - труд пролетариев без капитала капиталистов малопроизводителен, точнее непроизводителен.
Во-вторых, в прошлом веке в развитых странах появилась ассоциированная (народная) собственность, которая может принадлежать только тому, кто работает на данном производстве. При увольнении или выходе на пенсию такая собственность покупается у работника, но может быть продана только тому, кто работает на этом "народном" производстве. При таких новых отношениях к собственности произведенный продукт не отчуждается от рабочих, которые одновременно являются и капиталистами. Рабочие таких предприятий вообще не создают прибавочную стоимость, поскольку, владея частями собственности предприятия, они не только пользуются всей собственностью, но участвуют в управлении ею и в распределении между собой прибыли от пользования ею. А раз никто никого не обманывает, то и прибавочная стоимость на таком предприятии не создается, а создается толькоединственно чистая стоимость, часть которой после компенсации всех затрат и выделения средств на текущее развитие, справедливо распределяется между всеми трудящимися в зависимости от владения количеством акций такой собственности. Теория прибавочной стоимости К. Маркса в этих условиях становится до предела абсурдной.
"Возникает вопрос: как в свете всего сказанного относиться к К. Марксу как к теоретику-экономисту? - пишет в своей книге "История экономических учений" доктор философских и экономических наук В.Н. Костюк. - Является ли он великим ученым или "популистом", стремящимся создать себе популярность раздачей невыполнимых обещаний всем тем, кто недоволен своим общественным положением? При ответе на эти вопросы лучше всего... исходить из структуры самой теории К. Маркса, как она изложена в "Капитале" и в других его произведениях. И тогда обнаружится, что его теория, весьма интересная в отдельных аспектах (переменный капитал, схемы воспроизводства и т.д.), в целом логически несовместима (то есть все сделанные им утверждения не могут оказаться вместе истинными)". Точнее не скажешь при всем желании, что марксизм не универсален и имеет узкие границы применения.
Публицист Ю. Каграманов в рецензии на новую книгу о К. Марксе Аттали Ж. "Карл Маркс: Мировой дух" пишет: "Во всяком случае основные выводы, которые сделал Маркс из своего экономического учения, оказались ошибочными, что сегодня очевидно не только для экономистов. Так, явно не оправдал себя тезис о дальнейшей пауперизации пролетариата и обострении классовой борьбы между ним и буржуазией... Но Маркс был достаточно далек от научной объективности; экономическая теория служила орудием его безудержного революционизма".
В четвертом томе "Капитала" К. Маркса читаем: "Человека, стремящегося приспособить науку к такой точке зрения, которая почерпнута не из самой науки (как бы последняя ни ошибалась), а извне, к такой точке зрения, которая продиктована чуждыми науке, внешними для нее интересами, такого человека я называю "низким". Самокритичен ли он, чтобы распространить это определение на самого себя? Думается - да.
Представьте себе безысходную, страшную трагедию гениального ученного, который на старости лет осознал, в какую методологическую ловушку загнал его безудержный, максималистский революционизм, заставивший потратить 40 самых лучших лет жизни на труд, обосновывающий марксизм, имеющий крайне узкое применение. Однако, какова сила духа этого человека, заявившего своим догматическим последователям в старости на исходе "конца 70-х годов: "Я знаю только одно, что я не марксист!" Им можно восхищаться, как это делал его друг Фридрих Энгельс. Но, по-человечески - его жалко!
Следует отметить, что К. Маркс посвятил свой многотрудный "Капитал" исследованию процесса получения и распределения богатства во вполне законопослушном производстве, где априори исполняются все государственные законы. В конце прошлого века, когда в результате мятежа руководителей трех республик рухнул "великий, могучий Советский Союз", с которым ничего не могли поделать его внешние враги, на его развалинах появились республики, в которых возникла крайне криминогенная обстановка из-за отсутствия современной законодательной базы. Возникла организованная преступность и теневой рынок. В частности оборот на теневом рынке оценивается в 300 миллиардов долларов, что сопоставимо с расходами консолидированного бюджета России. В этих условиях большое значение приобретает изучение развития криминала в России, как фактора быстрого создания нового криминального богатства. Государственный строй, который способствует развитию криминала, может быть определен как "Криминализм". Криминал в управлении денежными потоками становится таким же действенным инструментом создания криминального богатства, как и производственный капитал в производственной сфере является фактором создания легального богатства. И криминал необходимо изучать именно в таком ракурсе.
Эта задача во времена К. Маркса была несущественной, поскольку богатство тогда создавалось, в основном, в производственной сфере. Конечно, и тогда были пираты, грабившие торговцев, но мировое сообщество относилось к ним резко отрицательно и вешало их на мачтах их же судов, так что хозяйственное использование награбленного ими имущества было маловероятно, и оно пряталось в виде сокральных кладов.
Свою работу "Капитал" К. Маркс снабдил подзаголовком "Критика политической экономии", чтобы отразить ее оригинальность по сравнению с другими существующими работами в этой области. И новая работа в политической экономии под названием "Криминал" должна иметь подзаголовок "Дополнение политической экономии", поскольку она описывает новые, недавно появившиеся широкие возможности быстрого получения богатства криминальным путем. Такая работа проделана, вы, уважаемый читатель, можете подержать ее в руках и ознакомиться с ней в электронной библиотеке Максима Машкова, Государственной библиотеке, Национальной библиотеке и Библиотеке РАН.
В настоящее время российское общество находится в состоянии острого системного коллапса, результатом которого является демографическая катастрофа, резкое обнищание большинства населения (за исключением порядка нескольких сотен миллиардеров и чуть больше ста тысяч миллионеров), застой и отсутствие обновления промышленности, развал сельского хозяйства, вызвавший потерю продуктовой безопасности, уничтожение самых передовых систем социальной помощи, медицинской помощи и учебного образования, что ведет к одичанию и вымиранию российских народов.
Отметим, что незаметно из так называемого "развитого социалистического" государства в составе СССР, завоевав независимость и возвратившись к "дикому" капитализму, плавно трансформировавшемуся в криминализм, Российская федерация выпала в группу развивающихся стран, при том в ту ее маргинально-нищую часть, которой согласно доклада ЦРУ США о перспективах на 2015 год грозит расчленение на более мелкие государства (а ЦРУ мало ошибается в прогнозировании возникновения возможных явлений, но, к счастью, существенно ошибается в сроках их наступления - так что возможно у нас в запасе не 4, а 10-20 лет). Пора за дело браться, господа!
Камнем преткновения, вызвавшим острый системный коллапс Российской федерации, является порочная концепция ее развития, о чем свидетельствует опыт истории. Известно, что еще 40-50 тысяч лет тому назад на Земле жили неандертальцы большими родственными семьями. Их было порядка пяти миллионов человек. Они были злобны, агрессивны, мало коммуникабельны, в результате чего не смогли организоваться в более высокую демографическую систему - общество и вымерли. Их видовые братья и сестры - кроманьонцы (наши предки в количестве порядка 50 тысяч человек) преодолели демографическую катастрофу, изобретя для выживания общество неродственных семей, мораль, основой которой является заповедь "Не убей!" и стали развиваться.
Со временем они оценили роль организованности и управления в процессе выживания и изобрели государство - организованный народ во главе с управляющей личностью или коллективом управляющих личностей. К сожалению, возникшая еще в древнем государстве бюрократия исказила первоначальную концепцию (цель) государства помогать всем людям выжить и развиваться, заменив ее своей узко прагматичной целью наживаться только бюрократам за счет всех остальных людей при помощи государства. Ныне они приватизировали государство для осуществления своей узко прагматичной цели наживаться.
Необходимо вернуться к первоначальной цели - помощь государства каждому человеку в его выживании и развитии. Если члены российского общества осознают и сумеют осуществить такую концепцию развития Российской федерации - то будущее ее будет прекрасно! В противном случае предсказание ЦРУ США рано или поздно осуществиться, и Россия исчезнет в небытии истории, как уже исчез СССР. В истории это не такое уж редкое явление: исчезла Ассирийская империя, исчезла империя Тангутов, империя Ацтеков и империя Инков. Несколько повезло древним римлянам, персам, монголам, от бескрайних империй которых остались крайне скромные территории.
Обозначим итоги. Поскольку для развивающихся стран характерен "дикий капитализм", который при обострении криминогенной обстановки перерождается в "криминализм", политическая экономия таких стран должна анализироваться на основе утверждений марксого "Капитала", дополненного утверждениями "Криминала" автора.Если мы ставим задачу создать развитое государство, то нам марксизм на основе "Капитала"не нужен - он в этом случае непродуктивен. Для развитых стран необходимо разработать "Социал", частные вопросы которого решаются уже в 4-том и в 5-том томах "Криминала", посвященных ослаблению криминала в будущем развитом социальном государстве.
Введение
Карл Маркс, скрупулезно исследуя капитал, был обуян болезненной идеей полного уничтожения капитализма, как самой жестокой на тот момент экономической формации. Он даже пошел на методологическую уловку, используя в своем исследовании только второй гегелевский принцип снятия противоречий, когда новое до основания уничтожает старое, а затем... Не важно что будет затем, но "Карфаген должен быть разрушен!" В.Г.Ф. Гегель не зря первым описал совершенно иной принцип снятия противоречий на основе их единства и взаиморазвития, поскольку именно такой принцип чаще всего и наблюдается в природе.
История - дама чопорная и строгая. Она не прощает тех, кто свободно обращается с ее фактами, и зло подшутила над беднягой Карлом Марксом: капитализм выжил, трансформировался в "социализм с человеческим лицом" и процветает, в то время как мифический марксовый коммунизм, в трактовке его последователей в России принявший черты "феодального, казарменного социализма", заменен "дичайшим капитализмом", где свободная конкуренция опутана цепями криминальных связей и понятий, так что в пору говорить о возникновении нового государственного устройства - криминализма.
К. Маркс подробно исследовал законы генезиса (возникновения, происхождения, становления и развития) капитала. В конце первого тома "Капитала" он отмечает, что производству товара, превращению его в деньги, а денег в капитал, должно предшествовать "так называемое первоначальное накопление", в основе которого всегда лежит насилие, то есть криминал как нарушение существующих законов. Но этот криминал К. Маркс как бы выносит за скобки, рассматривая генезис основного капитала, как процесс вполне закономерный. К сожалению, К. Маркс располагал историческими фактами развития капитализма на первом его этапе, и недостаточная полнота имеющихся у него на то время исторических фактов не позволила ему увидеть третий путь развития общественного хозяйства, когда капитал производится на основе широкого использования криминала, то есть нарушения закона.
Более того, через сто тридцать лет после появления "Капитала" мы наблюдаем создание криминалоемких российских законов, которые позволяют создавать капитал не в производственной сфере, а в сфере возникновения и криминального распределения финансовых потоков, что делает его (капитал) изначально криминальным и требует "отмывания" для дальнейшего применения. Создание условий для развития криминала становится основой государственной политики, призванной плодить таких криминальных деятелей, которые бы защищали криминалистическое государство. Круг замыкается. Возникает потребность изучения криминала и криминализма с целью дополнения политической экономии К. Маркса.
Девятнадцатый век, когда творил Карл Маркс, называли серебряным, благодаря необычайно бурному расцвету всемирной культуры. Предполагалось, что культурные народы превратят двадцатый век в золотой, решив все свои политические, экономические и социальные проблемы. Однако ожидания не оправдались. И жестокий двадцатый век, по которому прокатились две ужасающе кровопролитные мировые "горячие" войны, третья "холодная" и уже началась четвертая - "информационно-психическая", заслуживает названия железного. Правда, Третья мировая "холодная" война не сопровождалась такими потерями, как две предыдущие "горячие". Но в результате ее рухнул и исчез "Великий, могучий Советский Союз", и последствия этого явления для нас самые печальные: ежегодно вымирает порядка на миллион больше россиян, чем рождается, еще миллион россиян заболевает психическими болезнями и еще полтора миллиона россиян ежегодно становятся инвалидами, потому что жизненное положение российских народов хоть и не ухудшается, но и заметно не улучшается. НЕТ ПЕРЕМЕН! Так что же, в результате начавшейся в прошлом десятилетии Четвертой мировой "информационно-психической" войны россияне могут вообще вымереть, а с ними исчезнет и тысячелетняя Россия? Вопрос далеко не риторический.
Почему в самой богатой стране, где по данным ООН сосредоточена треть мировых ресурсов, народ живет беднее, чем в других странах? Народ живет в такой беспросветной нищете, что старики и младенцы голодают и умирают от алиментарной дистрофии, а люди трудоспособного возраста спиваются от безысходности жизни. Идет быстрая дегенерация российских народов. Социологи позаимствовали этот термин из микробиологии, где под ним понимается процесс ослабления жизнеспособности культуры одноклеточных организмов при неблагоприятных условиях развития. В патологии этот термин еще в XIX веке использовал Р. Вирхов, допускавший возможность "перерождения" биологических объектов.
У нас эта устойчивая тенденция "перерождения" общества наблюдается с 1992 года после начала российских реформ. Бесконтрольный рост цен в 21578 (!) раз, сокращение выработки валового воспроизводимого продукта почти на две трети, сопровождающееся невиданным ранее импортом продуктов потребления, составляющим порою более половины розничного товарооборота, хищническое распределение государственной собственности, когда небольшая десятипроцентная прослойка населения криминальным путем стала обладать богатством в 20 (!) раз превышающим богатство более половины населения, живущего на границе бедности и за ее границей, то есть в нищете, свидетельствует о социальной катастрофе, отбросившей российское общество на 50 лет назад до состояния так называемого неразвитого социализма.
Беднее нас живут лишь в развивающихся странах Африки с примитивным первобытно-племенным укладом, где отсутствует интеллигенция, способная осмыслить и рационально реформировать общество. Так может быть и наша беда, наша роковая плата за Октябрьский переворот заключается в том, что мы лишились интеллигенции, способной модернизировать общество? Неужели последних интеллигентов наши деды в 1922 году посадили на пароход и отправили в Европу? Неужели прав был "последний из могикан" правдоборец А.И. Солженицын, который утверждал, что интеллигентов у нас нет, есть "образованцы"? Такие люди способны только бездумно исполнять существующие инструкции, но сопереживать, порадеть простому человеку они не в состоянии. Народ для них - электорат, вонючее быдло, грязные лопоухие "лохи", "терпилы" и "овощи", которых и можно только обманывать, грабить, использовать по своему усмотрению для получения личного богатства. В России всегда существовал криминал, но возвести условия для развития криминала в основу государственной политики и создать, по сути, новое государственное криминалистическое устройство могли только дегенераты, которые страстно ненавидят свой народ, готовы изничтожить его, только бы не вернуться в ту прозябающую нищету, в которой влачит свое несчастное существование большинство народа.
Обществом управляют бездумные некомпетентные руководители, которые, притворно декларируя пожелания накормить народ, используют криминал для получения личного капитала - своего личного обогащения и удержания власти. Не надо строить планы, как накормить народ, дайте ему возможность попросту спокойно и честно работать, и он накормит себя сам. Он даже будет кормить своих некомпетентных генералов, подобно тому легендарному мужику, которого описал М.Е. Салтыков-Щедрин - ведь они не мешали ему работать. Но для криминального коррупционера невыносима сама мысль, что кто-то будет честно работать и получать честно адекватную заработную плату. Так что основной причиной медленного, но пока неуклонного движения к исчезновению российского общества является криминал его некомпетентных руководителей.
Уровень коррупции в стране за последние 10 лет не просто вырос, по индексу коррупции Россия сползла в конец мирового списка, но даже эти показатели существенно завышают реальное положение дел с коррупцией в России. По сути дела, российская коррупция по своей природе требует иного термина, потому что она не описывается столь политически корректным словом, как коррупция. Соответственно, по сути дела, новый российский государственный строй по своей природе тоже требует иного термина. Идеолог создания нашей криминалистической государственности, бывший пресс-секретарь президента Б.Н. Ельцина В.В. Костиков недавно в крупнейшем издании России "Аргументы и факты" в редакционной статье "Компот для народа" изумленно задал риторический вопрос: "Господа! Как прикажете народу называть этот строй?"
"Строили мы, строили мы и вот что-то построили!" - говорит народный любимец Чебурашка, с которым большинство честных людей в нынешней России отождествляют себя. Ну, не со старухой же Шапокляк, которая всем мешала и гадила, изобретая одну за другой все возможные подлянки, отождествлять себя. Это наши доморощенные олигархи, скорее всего, и есть "Старухи Шапокляк", а их прихлебатели - это "Крыски-Алиски". Но то, что мы построили, повергло весь Мир в неподдельное изумление - буквально в шок. Даже Е.Т. Гайдар - один из отцов-зачинателей, которые призывали нас трудолюбиво строить капитализм, по его словам, являющийся "истинным" воплощением "развитой" демократии, несколько лет тому назад вполне компетентно заявил, что мы построили "муляж демократии", то есть "муляж" капитализма. Капитализм, по его разумению, это что-то иное. А то, что мы построили - требует определения.
"Мы построили бандитский капитализм," - заявляет С.С. Говорухин в книге "Великая криминальная революция". "Истинный" продолжатель дела Ельцына-Гайдара, В.С. Черномырдин, всенародно известный своими чисто российскими афоризмами и имеющий большой опыт государственного и партийного строительства, с сожалением замечал: "В России какую партию не строй - все равно получится КПСС!" От огорчения он даже распустил свою многотрудно создаваемую партию - "Наш дом - Россия" и уехал на Украину. Не тот оказался "Наш дом". Вот уж действительно: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Потому что мало хотеть, надо еще понимать, что происходит, и принимать, а особенно осуществлять адекватные, компетентные решения. А может, хотели как лучше для себя, потому и получилось, как всегда для народа?
"Но не все так уж плохо!" - заявляют доморощенные "теорететики". - "Это вначале у нас была "управляемая" демократия, то есть "управляемый" капитализм и жили мы совсем плохо, потому что все разворовывалось черт знает кем, в том числе и иностранными советниками. Но вот пришел грозный отец-президент, имеющий богатый опыт наведения порядка в ФСБ, и поганной метлой вымел всех иностранных советников-управленцев, а демократию нашу объявил "суверенной", и жизнь вроде бы стала налаживаться - мы уже строим "суверенный капитализм с человеческим лицом", наподобие "Шведского социализма", чтобы войти в семью других развитых, демократических стран.
"Свят, свят, свят!" - открещиваются от нас в цивилизованных странах, которые уже давно разочаровались в своем "капитализме с человеческим лицом" и мучительно ищут конструктивные формы развития нового внегосударственного постиндустриально-информационного общества. Дескать, это вы держитесь за свой особенный суверенитет, потому что в современном постиндустриально-информационном надгосударственном обществе вам не дадут воровать, а вы испокон веков воровали, будете воровать и далее, так что газ у вас мы еще покупать будем, но во ВТО, НАТО и Евросоюз не пустим, нам такие воры в своем евросоюзном общественном доме не нужны!
А для чего же мы нужны? Что, прав был самобытный русский философ П.Я. Чаадаев? Уже в первом "Философическом письме" П.Я. Чаадаев говорит: "Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру". Какой великий урок? К чему приводит воровство? К чему приводит использование условий для развития криминала в основе государственной политики?
Естественно, что криминал никогда не может быть уничтожен полностью, но он может быть разумно ограничен государственными законами, как это наблюдается в развитых капиталистических странах. Основной причиной возникновения и развития криминала в России является неадекватная (заниженная) оплата труда производителей и неадекватные (завышенные) доходы управителей. У кого в России самая низкая заработная плата? У поваров. Традиционно считается, что они недоплату труда компенсирует воровством мяса из общественного котла. Такая государственная политика в области оплаты труда целенаправленно толкает производителя к воровству, криминалу на производстве и в быту.
У кого самые высокие доходы? У олигархов, управителей, захвативших криминальным путем большие части государственной собственности во время незаконной приватизации (до сих пор отсутствует закон о приватизации). Незаконная раздача собственности путем бесконкурсных так называемых "залоговых аукционов", куда были допущены только "свои" банкиры, сформировавшие кредиты из государственных средств, хранящихся в их банках, под залог государственной собственности, является беспрецедентным фактом мировой истории. Зато потом банкиры собрали пол миллиарда долларов на предвыборную компанию, и Б.Н. Ельцин выиграл вторые выборы на должность президента. В 2008-2009 годах банкиры получили 152 миллиарда рублей без каких-либо обязательств якобы для спасения банковской системы. Эти средства они обратили в доллары, которые направили в иностранные банки, поскольку нашему государству они не верят. Одновременно под шумок они существенно повысили процент банковских кредитов, так что рухнула ипотека, а предприниматели оказались без текущих средств, получаемых при помощи кредитов, и были вынуждены сворачивать производство, сокращать персонал. Разродился кризис. Олигархи жирно лоббируют в коррумпированной Государственной Думе криминалоемкие законы, которые законно позволяют им грабить народ. Олигархам помогает правительство, ставшее "Комитетом по делам олигархов", так что ему некогда решать проблемы малого бизнеса.
Только изменив систему оплаты труда производителя, повысив ее с 35 процентов в составе цены изделия до 70 процентов, как в развитых странах, существенно ограничив доходы управителя прогрессивным налогом, как в развитых странах, можно будет ослабить базу возникновения и развития криминализма в России. Это должна быть концепция модернизации власти, без такой модернизации Россия вымрет. Она уже потеряла 13 (по другим данным - 15) миллионов человек за 18 лет реформ, целенаправленно развивающих криминализм.
К сожалению, в связи (союз "благодаря" здесь, естественно, не уместен) с неудачей предпринятых реформ Россия перешла в категорию бедных развивающихся стран, отношения в которых не являются в большинстве своем рыночными, договорными, а имеют силовой, феодальный характер с определенной криминальной составляющей. И только существенно ограничив криминал, можно будет говорить о новых реформах, призванных способствовать обеспечению достойной жизни россиянину. Где же выход, если у кормила власти стоят явные криминальные личности, которые лишь пересаживаются и пересаживают с одного кресла на другое, не желая менять ситуацию? А общество неуклонно деградирует, народ вымирает...
Каждый год россиян становится меньше почти на миллион. Причем в начале реформ вымирали старики и дети, как самые слабые члены общества, не приспособленные к резким изменениям жизни. А сейчас большинство умирающих представляет собой люди среднего возраста, психически уставшие от неспособности обеспечить себе нормальные условия жизни. Жизнь настолько беспросветна и так неуклонно не улучшается, что единственный выход эти люди видят в беспробудном пьянстве, а следовательно, преждевременном старении и смерти. Было время, когда средняя продолжительность жизни мужчин в России упала до 58.1 лет - они не доживают до получения пенсии. Теперь появилась слабая тенденция к ее медленному возрастанию до 58.7 лет.
У женщин положение несколько лучше - их средняя продолжительность жизни составляет 71.8 года. Россия постепенно превращается в страну одиноких старушек, не способных себя защищать. И если ничего не делать, то процесс начнет наращивать темпы. Тогда через 25 лет россиян станет меньше 100 миллионов, а еще через 50 лет они могут исчезнуть совсем. Благодатные российские земли не останутся пустыми. Уже сейчас на Дальнем востоке мы испытываем сильное китайское демографическое давление. Так станет ли России окраиной китайской провинцией, подобно тому, как она была окраиной монгольской провинцией в течение трехсот лет более половины тысячелетия тому назад? Но тогда Россия, образно говоря, поднималась с колен, чтобы сбросить ненавистное иго. А сейчас ее "ставят на колени" бездумные руководители. Пора за дело браться, господа!
Настоящая работа представляет сборник статей автора, опубликованных за последние 20 лет в периодической печати и несколько отредактированных для образования цельности системы излагаемых идей. Фактически прообразом каждой ее главы является статья, опубликованная в свое время автором (см. "Источники", стр. 400), либо хранящаяся в архиве автора. Поэтому в работе могут быть некоторые повторы, которые автор не проглядел в спешке, а преднамеренно оставил, поскольку то, что в одних главах упоминается вскользь, в других освещается подробно и, возможно, в несколько ином ракурсе, порою настолько своеобразном, что требует повторного освещения для восприятия, не вызывающего отторжения. Повторение - мать учения, а перед вами, читатель, не роман, а скорее летопись истории российских народов в самые тяжелые криминальные годы их существования. Автор приносит извинения за все другие недостатки и будет благодарен за критические замечания, отправленные ему по адресу: izdatelstvoiliv@gmail.com.
По образованию автор - "технарь" (инженер радиосвязи) и "естественник" (математик). В этой работе автор подвел итоги достижений современной истории, политологии, экономики, экологии, социологии, социоантропологии и демографии. Другими словами, он аккуратно скомпилировал, проанализировал и подвел итоги современного состояния знаний в ряде областей социальных отношений, где автор не авторитетен. В современном научном мире, где преобладают комплексные исследования, этого нельзя избежать. И поскольку профессионалы не могут, или не решаются это сделать, такую черновую работу приходится делать дилетанту. Поэтому автор приносит извинения "узким" специалистам, особенно экономистам и социологам, за несколько дилетантский характер изложения материала. Кроме того, автор не может излагать и сравнивать многочисленные различные точки зрения из-за ограниченного объема и без того перегруженной фактами публикации.
Автор также просит разрешения изложить только некоторые господствующие представления более или менее догматично, так, чтобы, по его представлению, они создали цельную мозаичную картину нескольких возможных сценариев дальнейшего развития нашего общества. От "бедного технаря" нельзя ожидать, чтобы он сделал что-либо подобное компетентному научному обзору большинства накопленных другими авторами данных, полученных в результате серий экспериментов, обобщений и прогнозов в различных, тесно связанных специализированных общественных науках. Автор излагает здесь только свое личное видение развития России, целеосмысленно отбирая только те известные факты, которые аккуратно укладываются в мозаику его целенаправленной компиляции. Насколько ювелирно удалось это сделать - судить вам, читатель.
Несколько слов об авторе. Автор считает себя счастливым, состоявшимся человеком, которому в наше тяжелое время неимоверно везло: он еще с младых студенческих лет интересовался самыми животрепещущими научными и общественными проблемами, повстречался со многими интересными людьми и на старости лет написал книги, хотя богатств никаких не приобрел - не в деньгах счастье! Сын плотника и секретарши, которая после раннего замужества стала домохозяйкой, он получил блестящее образование, окончив Университет телекоммуникаций, очное отделение аспирантуры при этом университете, Петербургский государственный университет и Университет марксизма-ленинизма. Причем, те идеи, которые вкладывал Бог в его разум (у автора более 100 научных работ, монографии, свидетельства об изобретениях, патент по модернизации интернета, руководства по курсовому и дипломному проектированию Военной академии связи), затем озвучивали и другие умные люди, так что автор был "впереди планеты всей" в когорте тех непосед, которые, шагая по жизни, - вращают планету. А 20 последних лет, будучи уже свободным художником пенсионером, автор целенаправленно собирал материалы, чтобы написать Книгу. Вот ее вы и держите в руках, уважаемый читатель. Дай Бог и вам счастье исполнения мечты всей вашей жизни! И еще, дай Бог вам здоровья и сил интересоваться всем, что вокруг происходит, и удивляться многообразию жизни! Ибо тот, кто сохранил с детства способность удивляться, способен и изменить жизнь. Конечно к лучшему! Автор ко всему еще и неисправимый оптимист, но и реалист (Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне... а ты, читатель, можешь дожить! Завидую я тебе белой завистью).
Российская мечта
Если хотите узнать характер народа - поинтересуйтесь, о чем мечтает типичный средний представитель этого народа. И вам сразу же все станет ясно: что это за народ, на что он способен и чего от него следует ожидать. О чем же мечтал и мечтает простой россиянин?
Советская мечта
О чем мечтали русские люди при Советской власти? "Чтоб только не было войны!". Слишком жирные жертвы собирала война в России. Ее бездарные "вожди" побеждали и терпели поражения всегда за счет русского солдата-крестьянина. За исключением генералиссимуса А.В. Суворова, который ценил русского солдата и "Не числом, а умением" всегда побеждал превосходящего противника. Он хоть и отразил свое искусство в воинском наставлении "Наука побеждать", но русскому начальнику, который книг не читает, чтобы властвовать, победа нужна была любой ценой. "Мы за ценой не постоим!" - это его кредо.
Вот и потеряли во Вторую гражданскую войну в боевых действиях восемь миллионов человек (что признано официально, хотя подсчеты ни с той, ни с другой стороны не велись и некоторые историки называют число в два раза большее). Фактически Вторая гражданская война не прекращалась и после окончания боевых действий, во всяком случае, государственного документа, подводящего под ней черту не было, и она еще более длительный период велась экономическими методами.
В 1920 году голод в Поволжье унес более двух миллионов жизней, голод 1933-1934 годов только на Украине унес 5 миллионов жизней, в Казахстане вымерло 2,6 миллиона - половина населения, сколько умерло в других местах - мы и не знаем. В Финскую компанию потеряли почти полмиллиона человек (против 32 тысяч финнов). В Великую Отечественную войну официально признано число погибших в 27 миллионов, а вместе с мирным населением называют число в 42 миллионов. После переписи 1897 года по прогнозу управляющего Главной палаты мер и весов России Д.И. Менделеева (а он считать умел и любил) в России через сто лет должно было проживать 450 миллионов человек. В 1991 году проживало только 290 миллионов. Получается, что порядка 160 миллионов (?!!) погибли и не могли родиться у погибших за эти 94 года. Великий реалист П.А. Столыпин, испрашивая у российской общественности 20 спокойных лет без "Великих потрясений", прогнозировал, что к концу XX века население нашей страны достигнет 600 миллионов человек. В этом случае получаются потери порядка 310 миллионов (?!!) человек - то есть население современных США. Это, по-видимому, верхняя граница оценки потерь, а истина лежит по средине между этими оценками и составляет 235 миллионов. Печально...
Так что все Советское время народ жил под страхом "Чтоб только не было войны!" и был готов на любые жертвы. Танков у нас было столько, что в каждой европейской деревне мы могли поставить свой танк. Флоты были такие, что за неделю мы могли доставить любую армию в любую точку земли (и доставили на Кубу в 1962 году), атомных подводных лодок с ядерным оружием было в три раза больше, чем у всех атомных держав вместе взятых, а всего в состав советского и российского флотов входило 1150 субмарин. И все это было достигнуто за счет такой потрясающей нищеты народа, работающего почти бесплатно, что во все мире СССР называли "Верхней Вольтой с атомными ракетами" - по уровню жизни только африканские страны с первобытным строем жили хуже.
Самое печальное то, что с 1953 года, когда у нас прошли успешные испытания водородного оружия, все эти жертвы были напрасными, ибо взрыва одной боевой водородной бомбы было достаточно, чтобы на планете Земля наступила бы "Вечная зима" и все живое погибло. Но "вожди" наши тщательно скрывали это, чему способствовал "Железный занавес", установленный еще во времена И.В. Сталина. Мы ничего не знали о том, как живут другие народы, о чем они мечтают, к чему стремятся, знали только, что они нас боятся, а раз боятся, то - ненавидят нас, следовательно, они враги ("Если враг не сдается - его уничтожают!").
Можно всегда обманывать одного человека, можно некоторое время обманывать целый народ, но правда рано или поздно восторжествует. Низкая эффективность и бесперспективность Советской власти стала видна даже непросвещенным россиянам, и коммунисты вынуждены были пойти на уступки. Когда в 1992 году рухнул "Железный занавес", и россияне стали свободно разъезжать по всему миру, они увидели, что люди, в основном, работают сами на себя, адекватно получают за затраченные усилия и даже под страхом возможной войны, мечтают еще более улучшить свою жизнь. "Честным трудом заработать богатство" - это не только "Американская мечта", это мечта каждого народа.
Русский дом
У россиян сложное отношение к богатству. Богатство или бедность, согласно русскому менталитету, как и всякая крайность, одинаково гибельны своей чрезмерной неразумностью, так как разжигают нечеловеческие страсти. Русский человек всегда был предприимчивым и радость находил в размерном и спокойном труде, приносящем достаток, а возникающее при достатке богатство рассматривал не как самоцель, а как Божье испытание, данное человеку для проверки его духовных качеств: кто настоящий человек - тот использует свое богатство на благо людям, а кто грешный стяжатель, тот будет бессмысленно копить его. А зачем? Человек приходит в этот мир голым, уходит - в одном лишь костюме, а для Души важно, чтобы ее поминали добрым словом. И именно в России встречалось такое отношение к богатству, когда его перед смертью раздавали нищим, обделяя порою близких родственников.
Развитие характера каждого народа определяется развитием своего определенного объекта приложения его сил. Так, например, считается, что английский характер складывался под сенью развития морского корабля. Про англичан говорят, что в морях пролегли их дороги. Откуда следует лозунг: "Правь, Британия, морями!" Про американцев говорят, что их динамический, моторный характер сформирован автомобилем. Поэтому американцы так подвижны, любят путешествовать на автомобилях по прекрасным американским дорогам, познавая свою страну. Даже завтракают, обедают и ужинают, не выходя из автомобиля, из автомобиля смотрят кино, родео и диких зверей в национальных парках. Живут, рождаются и умирают в автомобилях-трейлерах.
Французы - это шампанское, немцы - заводы, итальянцы -макароны, китайцы - рис, африканцы - фрукты.
Если говорить про россиянина, то его характер был сформирован домом. Дом - это не только изба, а более емкое понятие, куда входит и усадьба, и хозяйство, и семья. Когда хотели похвалить хорошего российского крестьянина, про него говорили коротко: "Домовитый". Именно не богатый, а домовитый, то есть, имеющий просторную избу, исправную усадьбу с добротными строениями, с ухоженным, упитанным скотом, просторным двором, имеющий работящую жену, послушных деток и от зари до зари занятого всем этим, ибо для того, чтобы дом был как дом, необходимо непрерывно трудиться от зари до зари. Домовитый - это значит работящий, трудовой, заботливый (одним словом "мужик").
Конечно, основой дома служила изба. Традиционно это была деревянная изба из кондовых сосновых бревен, центральное место в которой занимала русская печь. Печь была сосредоточием огня, тепла, жизни в избе, была сердцем, центром избы, на нее чуть ли не молились, а когда-то, когда россияне были язычниками, так даже и молились. Когда же Русь стала христианской, печка разделила свои святые обязанности с Красным углом, где установили иконы, зажгли теплящуюся огнем лампаду. В Красном углу под иконами стоял большой стол, за которым во время трапез собиралась вся семья - семь Я: хозяин с хозяйкой, его отец с матерью и от трех до тринадцати детей. Семьи раньше на Руси были большие: в среднем было по шесть-семь детей. Не иметь детей считалось страшным несчастьем, ниспосланным Богом за какой-то грех.
Печкой традиционно управляла хозяйка. И ее уважали как хранительницу домашнего очага, управляющую священным огнем, едой, хозяйством, дающую новую жизнь и поддерживающую ее. Перед печкой было хозяйственное пространство, где она властвовала безраздельно. Иногда печка ставилась не в центре избы, а сдвигалась от центра к левому углу. По левой стороне избы от печи к дверям поверху шли полати, вдоль стен стояли лавки, где спали члены семьи (родители хозяина спали на печке), и сундуки, где хранилась праздничная одежда. Если хозяин был исправным, то выделяемому сыну он ставил избу-пятистенку с бревенчатой перегородкой посредине, которая отгораживала парадную горницу от остального помещения. В горнице хранилось приданное, праздничная одежда, стоял стол, за которым семья собиралась по торжественным случаям. В горнице принимали сватов, справляли свадьбу, отмечали крестины-именины. На севере России, где народ жил более богато, ставились две избы: зимняя поменьше, но с печкой, и летняя, не отапливаемая, но за то просторная с горенками для дочерей, просторной спальней для хозяев, горницей для гостей. Все это строилось под единой крышей. Под эту же крышу ставился сарай и амбар.
В сарае стояли одна-две лошадки, пара-пяток коров, десяток-другой овечек, хряк и пара свиней, десяток-другой кур, утки, с полдюжины гусей. Под навесом стояла телега, дроги, сани, конный плуг, борона. У того, кто побогаче - сенокосилка, и даже молотилка. Собака во дворе и кошка за печкой были обязательной принадлежностью дома. У печки через некоторое время после постройки дома поселялся сверчок - маленький домашний кузнечик, который считался вестником ангела-хранителя дома - домового. "Поет" он монотонно, как кукушка, потирая хитон задними лапками. По народному поверью считалось, что сверчок приносит счастье в дом. Если сверчок уходит из дома, значит, в дом придет беда.
Честный труд
Чтобы содержать такое хлопотливое хозяйство, надо было трудиться с раннего утра, еще затемно, начиная как пропоют вторые петухи, и до позднего вечера, пока не стемнеет и загорится первая звезда, трудиться непрестанно и хозяину, и хозяйке, и малым детям - трудиться на селе начинали с самого юного возраста. Но вот что характерно, так это трудились без надрыва, в свое удовольствие, так как труд действительно приносил радость - на это было нацелено все воспитание. И труд не был в тягость, хотя сельскохозяйственный труд самый тяжелый и энергоемкий. Тяжесть труда - если ты силен и не болен - даже приятна, она не заметна.
Да и сам труд как бы отдельно не существовал. И труд, и отдых, и будни, и праздники так не могут быть друг без друга, что тяжесть крестьянского труда скрадывалась. Люди умели беречь себя, потому что крестьянин был не только владельцем собственности, но и одновременно работником, пользующимся этой собственностью. И надорваться в работе - это значило лишиться всего и загубить жену, малых деток, которые на тебя надеются, как на опору. Женщина надорвется - она не сможет рожать, создать полноценную семью. Ребенок надорвется - он не будет расти, из него не получится полноценный человек, хозяин.
Излишне горячих в работе детей, выхваляющихся перед сверстниками, осаждали, не давая разгона. К ленивым относились с жалостью и сожалением, как к юродивым, то есть уже наказанным Богом. Ленивых поощряли многими способами. Труд из осознанной необходимости быстро превращался в нечто приятное и естественное, а поэтому и незаменимое. И хотя веселье на Руси традиционно считалось в питии, пили раньше только по праздникам, когда ослабевало трудовое напряжение в межсезонье перед весной и осенью. Потому что сам труд - уже был весельем. Трудились не ради богатства, а чтобы показать свое уменье. Здесь следует еще раз напомнить, что в старину многие люди считали божьим наказанием не бедность, а богатство, которое появлялось как результат всякого упорного труда. И представление о счастье связывалось у людей с нравственной чистотой и душевной гармонией, которым, по их мнению, не способствовало стремление к богатству. Гордились не богатством, а умом, смекалкой, дружной семьей. Богатство не копили втуне, а щедро тратили на все нужды семьи, детей и родителей. Славились русские люди щедростью и хлебосольством, приветливостью к путникам и странникам. Не дать милостыню нищему, не приютить странника считалось за тяжкий нравственный грех. Даже очень прижимистые люди считались с общественным мнением, потому что из прижимистой семьи могли не посватать дочь и отказать сватам сына.
Русская семья
Семья для русского человека была сосредоточением всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой миропорядка. Все этические и эстетические ценности складывались в семье, усваивались человеком постепенно, с нарастанием их глубины и серьезности. Каждый взрослый здоровый человек имел семью. Не иметь семью считалось безбожием, то есть противоестественным и нелепым. Если случалось несчастье, что умирала хозяйка или хозяин - это считалось самой страшной бедой. Вдов и сирот на Руси всегда жалели. Не дай Бог, обидеть сироту или вдову - это, значит, навлечь на себя гнев и презрение всего общества. А страшнее общественного презрения ничего не было, потому что человек в то время чувствовал необходимость в непрерывном общении. Участливое, доброе общение раньше было не роскошью, как это считается сейчас.
Прежняя патриархальная семья имела прочные моральные устои. Они позволяли человеку уже с самых ранних лет иметь определённые нравственные ориентиры в социальном мире, различать добро и зло, хорошее и плохое, правду и ложь. Не следует идеализировать такую семью - в ней случались и свои негативные проявления, но в ней была великая ценность - она, как нельзя лучше формировала в детях полноценную личность.
Все мы знаем, что после рождения ребёнок находится в объятиях и под опекой матери. Тут без вопросов. Но по мере роста и развития, он выходит в сферу общения со всей семьёй - тетями, дядями, сестрами, племянниками и так далее, которые заботливо стараются включить его в свой состав.
В прежней, патриархальной, семье было много детей (по переписи 1913 года крестьянские семьи в России имели по 10 - 15 детей). Но не просто детей. А братьев и сестёр, у которых были одни мама и папа. Кто-то из них был старше, кто-то младше, но в детстве даже год разницы в возрасте имеет существенное значение. И жили дети не только с отцом и матерью, но и с другими домочадцами - бабушками, дедушками и так далее. А в такой семье ребенок сызмальства осваивал обширное поле человеческих взаимоотношений, науку сопереживания с людьми разных возрастов, характеров, разных темпераментов. За кем-то он ходил как привязанный, а кого-то сторонился. Кто-то привлекал его своими умениями, сноровкой, кто-то - своей душевностью, знаниями или фантазиями, умением играть с ним. Старшие опекали его, а младших опекал он. Патриархальная семья уже в силу наличия в ней большого количества ртов, которые нужно прокормить, была семьёй трудовой, работящей и ребёнок в такой семье в меру своих возрастных сил и возможностей приобщался к труду, совершенно необходимому человеку для его полноценного существования.
В патриархальной семье взаимопомощь и солидарность были законом, благодаря которому семья нередко выживала в большом и сложном мире. В такой семье авторитет отца и матери был непререкаемым, поскольку они были главными судьями при возникавших внутрисемейных конфликтах. Это важно в деле воспитания будущей личности, потому что без признания авторитета не формируются нравственные эталоны поведения у ребёнка.
Надо иметь в виду, что родительское отношение к детям в большой семье всегда более ровное, лишённое нервозности, истошности и взвинченности, поскольку в фокусе внимания матери находится множество детей, а не один, изматывающий её своими проблемами и капризами. Любовь матери к детям была распределена равномерно между ними, она сама была эмоционально стабильна. Такая эмоциональная устойчивость матери - самый большой подарок детям. Эгоистами они не вырастут.
Опыт общения с родными братьями и сёстрами, опыт почитания родителей и родительского слова, формирование личности в трудовой семье, совместное преодоление жизненных невзгод и общая радость от жизненных удач - всё это давало прочнейший нравственный базис детям. Например, такое великое свойство человеческой души как братство, то есть желание отнестись к чужому человеку, по-братски: откликнуться на его беду, помочь.
Семья крепилась наибольшим нравственным авторитетом ее главы, добытчика и защитника. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. В семье приучали умению уступать, забыть обиды, ответить, несмотря ни на что, добром или, по крайней мере, промолчать. В семье всегда почитали старших, и даже слабохаpактеpного отца дети уважали и слушались. Даже не очень удачливый муж пользовался женским доверием, и даже не очень деловому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собой разумеющееся старшинство. Строгость отношений исходила из традиционных нравственных установок, а не из дикого деспотизма, исключающего нежность к детям, заботу о старших.
Без такой строгости нет порядка в доме.
Традиции воспитания в семье связаны с глубоким, интуитивным знанием предков о психологии ребенка и взрослого, взаимоотношении между мужчиной и женщиной, между старшим и младшим поколениями. Эти традиции и сейчас сохраняются в некоторых этносах. Их утрата в семье ослабляет нравственный самоконтроль молодого поколения. В итоге - развращенность вкусов, подверженность пагубным страстям и желаниям, непристойность внешнего вида, потеря образа мужчины и женщины.
Раньше мать никогда не наказывала мальчика физически, это мог сделать только отец или старший мужчина в семье. В этом случае у ребёнка не формировалось агрессивное, насильственное впечатление о матери. Напротив, она была мягкой, любящей, прощающей. Таким и должен быть для мальчика образ женщины вообще, а стало быть, и его будущей жены. Образ же отца связывался с мужским началом, имеющим право на суровую мужскую справедливость. К тому же наказание, принятое от отца, не воспринималось сыном как уничижительное для него, ибо другой мужчина может быть сильнее его, а женщина - нет, не может.
Это связано с особенностями психологии и восприятия мира мужским сознанием. Если наказывает мать, у ребёнка на всю жизнь остаётся глубокий след обиды и неприятия женского пола, формируются женские черты характера и неспособность брать мужскую ответственность, быть мужем и отцом в семье. В будущем это может создавать трудности для поиска партнёра, более того, в таких семьях высокий процент разводов. Глубинная народная мудрость и здоровые традиции оберегают жизнь последующих поколений гораздо лучше, чем армия семейных психологов.
В доме культивировалась правдивость, уважение к чужой собственности. "Не солги!" и "Не укради!" было не просто библейскими заповедями, но образом жизни, прививаемым с сызмальства. Если мальчик, обманывал товарища в игре, то он мог обмануть и мать. А, обманув мать, нельзя было остановиться и перед обманом своего общества, противопоставлением ему себя. Такой человек озлоблялся от страха за содеянное и с еще большим пренебрежением относился к общественным интересам, не останавливаясь перед антиобщественными поступками.
Обычный человек считал частную собственность священной и никогда без разрешения хозяина не пользовался ею, так что раньше в российской деревне вообще не знали, что такое замок в двери или на калитке. Уходя из дома, крестьянин ставил наискосок калитки обыкновенную палку, и все знали, что хозяев нет дома, и заходить в такой дом не следует. И чужой дом был священен для российского человека.
По своей значимости дом для человека находился в таком существенном ряду головных понятий, как жизнь, добро, Бог, Родина, отец и мать. Вот такое отношение к труду, к семье, к соседям, к стране, ко всей Земле в целом и создавало портрет русского человека, в меру физически сильного, но не злоупотребляющего своей силой, в меру сметливого, но не хитрого и злонамеренного, в меру отзывчивого на сопереживание, способного пожертвовать всем ради чьего-то блага, в меру добродушного, но и острого на язык (скажет, как печатью припечатает). Но и в меру упорного, даже упрямого в соблюдении своих традиций. Так триста лет монгольского ига не приучили его есть конину и умыкать девушек и жен.
Народ и руководители
И такой вот народ с одним топором, да кремниевым ружьишком от стен Московского кремля, который и обойдешь-то за несколько часов, прошел через всю Сибирь, перешел на Аляску и спустился вдоль западного побережья Америки до Калифорнии. И он не только собирал дань царю, а насаждал и православную культуру, которая по тому времени была шагом вперед в развитии малочисленных языческих народов.
Вот только на руководителей ему не всегда везло. Это они, горе-руководители продали Калифорнию за 48 тысяч долларов, а в первый же день Золотой лихорадки в ней было намыто золота на 50 тысяч, за 1848 год - на 245 тысяч, за все время - 657 миллионов долларов. Это они продали Аляску за 7 миллионов долларов, да еще за это всучили американцам взятку в 150 тысяч рублей золотом (что тоже составляло, чуть ли не пол миллиона долларов), а золота на Аляске было добыто в сто тысяч раз больше, а нефти добывают столько, что, прожившему на Аляске хотя бы год, выделяется тысяча долларов. Так что все, что российские народы наживали веками, идет прахом по воле их бездарных руководителей.
Чтобы поpтpет был полным, необходимо указать и на плохую черту российских народов - это нетерпение. Уж если чего-нибудь захотел русский человек - так вынь да положь! Все и сейчас же! Только нетерпением российских крестьян получить землю в 1917 году можно объяснить их восприятие коммунистической идеологии. Коммунисты не стали соблюдать законность, регистрировать земли, они попросту отобрали земли у помещиков и отдали их в "вечное" пользование крестьянам.
А когда им понадобились эти земли и труд крестьян, они загнали их в колхозы, обрушили на них репрессии, голод, выселение в северные районы. Миллионы крестьян погибли, десятки миллионов потеряли свою "малую" родину, свои корни и вынуждены были в поисках средств к существованию уйти в непривычные для их жизни города. В тесных коммунальных общежитиях они создали маргинальную культуру приспособленцев к выживанию, единственным ярким пятном которой была водка, ибо тупая, выматывающая силы работа удовольствия им не давала.
Где уж тут было говорить о родном доме, если в одной комнате проживали 2-3 семьи, или же 7-12 человек, а в бараках - так жили и сотнями. Жилищная проблема и сейчас необычайно обострена.
Жилищная проблема
Эта проблема возникла еще в конце позапрошлого века, когда избыток рабочей силы на селе потянулся в капитализирующийся город. И хоть каждый заводчик и фабрикант возле своего заведения ставил жилые дома для рабочих, строил рабочую слободу, число рабочих росло быстрее, чем число жилых мест. Наряду с "Обществом дешевых квартир" в начале прошлого века было создано "Общество для улучшения в Санкт-Петербурге помещений для рабочего и нуждающегося населения", которое на благотворительные средства покупало землю и строило дешевые дома.
Первая мировая война прервала восходящее развитие России. Прекратилось и жилищное строительство. Коммунисты, захватив государственную власть, национализировали все доходные дома и уплотнили квартиросъемщиков, расселяя неимущих рабочих. Вот так возникли знаменитые российские "коммуналки", которых нет ни в одной другой стране мира, кроме как в нашей прекрасной стране. Однако скоро стало ясно, что такими мерами жилищную проблему не решишь. Пришлось коммунистам приступить к жилищному строительству. В 1923 году было сдано около 1 миллиона квадратных метров жилья, но этого оказалось чрезвычайно мало, и в 1925 году было решено приступить к массовому строительству. В 1928-1932 годах было сдано 38.7 миллионов квадратных метров жилья, в 1933-1937 - 42.2 миллиона и 800 тысяч крестьянских домов. Во время войны было pазpушено 100 миллионов квадратных метров жилья, то есть столько, сколько его было построено за две пятилетки.
После восстановления народного хозяйства проблема жилья вновь обострилась и в 1957 году была поставлена задача за 25 лет каждой семье дать отдельную кваpтиpу. Эта задача решалась при помощи массовой застройки городов пятиэтажками без лифта, с низкими (2.5 метра) потолками, совмещенными с ванной санузлами, с микроскопически малыми кухнями (4,5 квадратных метра). Но проблема так и не была решена. И в 1990 году коммунистами вновь ставится задача к 2000 году каждой семье предоставить отдельную кваpтиpу. Это при том, что за предшествующие 30 лет в бывшем СССР ежегодно сдавалось 100 миллионов метров жилья, фонд жилья достиг 4.2 миллиардов метров, средняя площадь, приходящаяся на одного человека с 7.5 метров возросла до 15.2 метров. За эти годы в стране было введено в строй 650 домостроительных комбинатов, однако они не могли обеспечить население жильем в нужной мере. В результате к концу существования СССР 27 миллионов человек в городе и 2 миллиона на селе проживали в общежитиях, бараках или снимали комнаты у частных лиц; 3 миллиона семей из 4 человек и более жили в однокомнатных кваpтиpах; каждая пятая семья, имеющая пять детей и более, проживала в однокомнатной кваpтиpе.
Особенно плохо было положение 7 миллионов одиноких в общежитиях. На учете для получения и улучшения жилья (жилье в то время не продавалось, а "распределялось", то есть раздавалось по воле чиновников не более чем по 6 метров на человека) в то время стояло 14 миллионов семей и одиноких, что составляло 38 миллионов человек.
И вот прошло 18 лет после развала СССР и появления независимой России. Ни в одной развитой стране мира нет такой острой нужды в жилье, как в России, население которой уменьшилось более чем в два раза по сравнению с СССР. До вступления в силу нового Жилищного кодекса в очереди на получение жилья у нас стояли 6,5 миллиона семей - это почти четверть населения страны. Средний срок ожидания жилья составлял 18 лет. Теперь же бесплатное жилье смогут получать (если его дождутся) только малоимущие. А это значит, что тем, кто не попадает в эту категорию и в то же время недостаточно богат, чтобы купить квартиру (а таких большинство нуждающихся), получение жилья "не светит" вообще. Россия перешла в категорию развивающихся стран по уровню доходов.
Как тут не вспомнить пушкинские строки, что "...в России нет человека, который не имел бы своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу..."
Но даже и те, кто сейчас имеет жилище, не может радоваться. Проблема удовлетворения потребностей в жилище необычайно сложна в крупных городах, где многие семьи проживают в перенаселенных коммунальных квартирах, имеющих одну кухню и один туалет, и не всегда имеющих ванную комнату. Каждая комната в такой квартире является одновременно и спальней и столовой, и детской, и гостиной. Причем часто в такой комнате живут даже две родственные семьи старшего и младшего поколений. Если же они покидают комнату в коммунальной квартире, то, исходя из существующих современных санитарных норм, они получают однокомнатную или же двухкомнатную квартиру. Даже трехкомнатная квартира редкость в современном типовом доме, не говоря уже о том, что четырехкомнатная квартира в типовых проектах жилых зданий вообще не предусматривалась. Поэтому большинство семей, проживающих отдельно, занимают обычно кваpтиpы из двух комнат общей площадью до тридцати метров, что есть санитарная норма, но для культурной жизни недостаточно.