Изволь объявить при съезде в Полате всем министром, которые в конзилию съезжаютца, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали и каждой бы министр своею рукою подписывали, что зело нужно, надобно и без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет.
Указ Ближней канцелярии от 7 октября 1707 года
Законодательные акты Петра Великого- М.; Л., 1945, с. 196
К написанию этой заметки меня подтолкнула статья Виктории Волошиной в газете Страна РОСАТОМ (№17 май 2021) Предсказания академика. Эта статья одна из многих публикаций посвящённых столетию академика А. Сахарова.
Известно, что когда недалекий человек кого-то хвалит, то получается все наоборот. Виктория Волошина подробно цитирует статью А. Сахарова «Мир через полвека» из американского журнала Saturday Review вышедшею в 1974 году. При этом она нарушила важнейший принцип пиар технологий - нельзя приводить прямое цитирование героев созданных в информационных пиар компаниях.
Статья В. Волошиной подтолкнула меня более пристально взглянуть на некоторые детали биографии «гения» академика А. Сахарова.
Сейчас принято приводить А. Сахарова как некий эталон культуры и интеллигентности.
Реальные советские интеллигенты по своему жизненному опыту и по отношению к жизненным проблемам, к культуре принципиально отличались от сахаровского типа. Приведу примеры из своего окружения. На механико-математическом факультете Горьковского университета очень многие преподаватели были участниками войны. Заведующий кафедрой комплексного анализа, доктор математических наук, профессор был танкистом и закончил войну в звании капитана. Заведующий кафедрой теоретической механики был кавалеристом старший лейтенант.
Следующее поколение учёных и профессоров работавших в университете прошли суровую трудовую школу во время войны. Так, например один из ведущих учёных страны по теоретической механике 80-2000 годов профессор Геннадий Григорьевич Денисов в годы войны подростком, работал на военном заводе токарем.
Все последующие поколения студентов так же проходили трудовую школу: целина, стройотряды, практики на заводах. Лично я строил наше Горьковское метро, работал на конвейере, на моторном заводе, служил в армии, это не считая сельхоз работ.
Лично у меня поведение А. Сахарова, его выступления вызывали ассоциации с образом зайца из фильма «Бриллиантовая рука» «Косят зайцы траву, трын-траву на поляне И от страха всё быстрее песенку поют».
Некоторые факты даже из прилизанной википедевской биографии А. Сахарова к выводам прямо противоположным тем, которые хотели сказать авторы.
А. Сахаров был асоциальной личностью, то есть его развитие как личности происходило вне общества. Сахаров родился и жил в среде «высшей номенклатурной интеллигенции». До седьмого класса он находился на домашнем обучении. Следовательно, он не был ни октябрёнком, ни пионером и не имел никакого опыта жизни в детской среде.
Далее в википедии приводятся воспоминания А.М. Яглома (ученый с мировым именем). Он пишет, что привлёк А. Сахарова ходить в математический кружок для школьников при мех-мате МГУ. «Андрюша Сахаров, хоть и сильный математик, оказался не очень приспособленным к этому стилю. Задачу он часто решал, но не мог объяснить, как он пришёл к решению. Решение было правильное, но объяснял он очень как-то заумно, и понять его было трудно. У него удивительная интуиция, он как-то понимает, что должно получиться, и часто не может, как следует объяснить, почему это так получается….» В десятом классе А. Сахаров бросил занятия в кружке.
Два слова из моего опыта. Я много лет веду математический семинар для школьников. Осенью обычно приходит на занятия человек двадцать пять. В конце года остаётся меньше десяти человек. Заниматься достаточно трудно, ни каких внешних стимулов в виде оценок нет. Остаются те, кому действительно интересно заниматься математическими проблемами.
Воспоминания из студенческого обучения А. Сахарова
«Сергей Васильевич Вонсовский рассказал, со слов И. Е. Тамма, как Тамм и Леонтович принимали у студента Сахарова экзамен по теории относительности — и поставили ему тройку. Потом, чуть ли не ночью после экзамена, Тамм позвонил Леонтовичу и сказал что-то вроде: «Слушай, так ведь этот студент всё правильно говорил?! Это мы с тобой ничего не поняли — это нам надо тройки ставить! Надо с ним ещё поговорить». Так Сахаров стал учеником Тамма.
М. И. Кацнельсон».
Это опять пиар анекдот. Этот анекдот строится на простом представлении читателей о том, что существует очень сложная теория относительности и А. Сахаров, будучи студентом уже в ней разобрался и мог спорить с академиками. Основы теории относительности, которые изучаются студентами, достаточно просты и понятны. На экзамене перед студентом ставятся вопросы из прочтённого курса. Ответы на эти вопросы и решение задачи гарантируют хорошую оценку. Можно представить, что на экзамене встречается студент, который выходит за рамки курса и демонстрирует это преподавателю, то это, как правило, приветствуется, и оценка только повышается.
В этом анекдоте лично я вижу следы того самого телефонного блата, когда тройку исправляют по звонку на пятёрку.
После окончания университета 1942 году А. Сахаров распределяется в «провинцию» на оборонный патронный завод. Но покровитель из академии И.Е. Тамм вытягивает его в Москву, к себе в аспирантуру. Далее защита и направление опять по протекции в самую передовую научную группу успешного отечественного атомного проекта. После того как проект был доведён до конкретных изделий всем участники были награждены, а группе непосредственных разработчиков были присвоено звание Героев Социалистического труда.
С подачи И.Е. Тамма А. Сахарова 1953 году избирают действительным членом академии наук.
Интересно взглянуть на список научных трудов А. Сахарова. Понятно, что отчёты по ядерному проекту засекречены до настоящего времени, но где открытые работы? Оказывается, что весь список его трудов включающих популяризаторские статьи состоит всего лишь из 59 работ. Причём с середины шестидесятых годов это работы по космологии.
Космология это такая часть физики, которая в чем-то очень близка к астрологии. Большинство её построений основывается на умозрительных построениях и не проверяемых гипотезах. Фактически наше локальное знание во времени и пространстве экстраполируются на всю вселенную.
Отзыв на работу академика А. Сахарова «Мир через полвека».
Первая часть его предсказаний связана с социальными преобразованиям общества.
В первой части своей футурологической статьи А. Сахаров радостными красками рисует картину будущего социального мира, который полностью совпадает с миром, изображённым Г. Уэллсом в его книге «Машина времени». Общество по А. Сахарову будет разделено на две касты. Восемьдесят процентов населения (морлоки) живут в гигантских мегаполисах, где сосредоточено все производство, а двадцать процентов (эолы) живут на экологически чистой территории земли. Они занимаются всеми радостями свободного творчества и интеллектуального труда.
Прямая цитата:
Я предполагаю постепенное выделение из перенаселённого, плохо приспособленного для жизни людей и сохранения природы индустриального мира двух типов территорий. Назову их условно: «Рабочая территория» (РТ) и «Заповедная территория» (ЗТ). Большая по площади «Заповедная территория» предназначена для поддержания природного равновесия на Земле, для отдыха людей и активного восстановления равновесия в самом человеке. На «Рабочей территории» (меньшей по площади и с гораздо большей средней плотностью населения) люди проводят большую часть своего времени, ведётся интенсивное сельское хозяйство, природа полностью преобразована для практических нужд, сосредоточена вся промышленность с гигантскими автоматическими и полуавтоматическими заводами, почти все люди живут в «сверхгородах», в центральной части которых многоэтажные дома-горы с обстановкой искусственного комфорта — искусственного климата, освещения, автоматизированных кухонь, топографических стен-пейзажей и т. п.
Несмотря на довольно высокую среднюю плотность населения, жизнь в РТ при разумном решении социальных и межгосударственных проблем может быть ничуть не менее здоровой, естественной и счастливой, чем жизнь человека из средних классов в современных развитых странах, то есть гораздо более здоровой, чем это доступно подавляющему большинству наших современников. Но у человека будущего, как я надеюсь, будет возможность часть своего времени, хотя и меньшую, проводить в ещё более «естественных» условиях ЗТ.
Я предполагаю, что в ЗТ люди тоже живут жизнью, имеющей реальную общественную цель, — они не только отдыхают, но и трудятся руками и головой, читают книги, размышляют. Они живут в палатках или в домах, построенных ими, как дома их предков. Они слышат шум горного ручья или просто наслаждаются тишиной, красотой дикой природы, лесов, неба и облаков. Основная их работа — помочь сохранению природы и сохранению самих себя.
Условный числовой пример. Площадь РТ — 30 млн. кв. км, средняя плотность населения — 300 человек на 1 кв. км. Площадь ЗТ — 80 млн. кв. км, средняя плотность населения — 25 человек на 1 кв. км. Естественным расширением РТ явятся «летающие города» — искусственные спутники Земли, выполняющие важные производственные функции. На них сосредоточена гелио-энергетика, возможно, значительная часть ядерных и термоядерных установок с лучистым охлаждением энергетических холодильников, что даст возможность избежать теплового перегрева Земли; это предприятия вакуумной металлургии, парникового хозяйства и т. п.; это космические научные лаборатории, промежуточные станции для дальних полётов.
Как под РТ, так и под ЗТ — широкое развитие подземных городов — для сна, развлечений, для обслуживания подземного транспорта и добычи полезных ископаемых. Я предполагаю индустриализацию, машинизацию и интенсификацию земледелия (в особенности в РТ) не только с самым широким использованием классических типов удобрений, но и с постепенным созданием искусственной сверхпродуктивной почвы, с повсеместным применением обильного орошения, в северных районах — широчайшее развитие парникового хозяйства с использованием подсветки, подогрева почвы, электрофореза, возможно, и других физических методов воздействия».
И так далее.
Теперь о технических новшествах.
«Но особенную роль будет играть прогресс в области связи и информационной службы. Одним из первых этапов этого прогресса представляется создание единой всемирной телефонной и видеотелефонной системы связи. В перспективе, быть может, поздней, чем через 50 лет, я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая и сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, когда-либо и где-либо опубликованной, содержание любой статьи, получение любой справки. ВИС должна включать индивидуальные миниатюрные запросные приёмники-передатчики, диспетчерские пункты, управляющие потоками информации, каналы связи, включающие тысячи искусственных спутников связи, кабельные и лазерные линии. Даже частичное осуществление ВИС окажет глубокое воздействие на жизнь каждого человека, на его досуг, на его интеллектуальное и художественное развитие. В отличие от телевизора, который является главным источником информации многих из наших современников, ВИС будет предоставлять каждому максимальную свободу в выборе информации и требовать индивидуальной активности.
Но поистине историческая роль ВИС будет в том, что окончательно исчезнут все барьеры обмена информацией между странами и людьми».
Здесь проявляется наивность и непонимание автором законов развития общества. Доступность к информации определяется не техническими средствами, а социальным устройством общества.
Сейчас вся ценная информация закрыта и может быть получена только за деньги. В этом отношении Советский Союз с гигантской системой бесплатных публичных библиотек предоставлял личности больше возможностей для поиска и получения информации.
«Об энергетике. Я уверен, что в течение 50 лет сохранится и даже возрастёт значение энергетики, основанной на сжигании угля на гигантских электростанциях с полным поглощением вредных отходов….»
На этот пассаж А. Сахарова даже сказать что-то сложно. Этот человек участвовал в создании атомной промышленности?
«О транспорте. В области семейно-индивидуального транспорта, который в основном будет применяться в ЗТ, на смену автомобилю, по моим предположениям, придёт аккумуляторная повозка на шагающих «ногах», не нарушающих травяного покрова и не требующих асфальтовых дорог. Для основных грузовых и пассажирских перевозок — гелиевые дирижабли с атомным двигателем и, главным образом, быстроходные поезда с атомным двигателем на эстакадах и в туннелях».
Предлагая шагающие повозки, автор демонстрирует, что он даже не задумывается о том какие проблемы возникают при создании таких механизмов. Это динамика и прочность сложного механизма, это управление каждым элементом этого механизма, это и энергетические затраты.
Предложение использовать «гелиевые дирижабли» выглядит просто абсурдно. Сколько потребуется «гелиевых дирижаблей с атомными двигателями» для решения транспортных проблем мегаполиса и промышленности?
«О науке, новейшей технике, космических исследованиях. В научных исследованиях ещё большее значение, чем теперь, получит теоретическое вычислительное «моделирование» многих сложных процессов. Использование вычислительных машин с большим объёмом памяти и быстродействием (машины параллельного действия, возможно, фотоэлектронные или чисто оптические, с логическим оперированием информационными полями-картинами) даст возможность решить многомерные задачи, задачи с большим числом степеней свободы, квантово-механические и статистические задачи многих тел и т. п. Примеры подобных задач: прогноз погоды, магнитная газодинамика Солнца, Солнечной короны и других астрофизических объектов, расчёты органических молекул, расчёты элементарных биофизических процессов, расчёты свойств твёрдых и жидких тел, жидких кристаллов, расчёты свойств элементарных частиц, космологические расчёты, расчёты «многомерных» производственных процессов, например, в металлургии и химической промышленности, сложные экономические и социологические расчёты и т. п. Хотя вычислительное моделирование ни в коем случае не может и не должно заменить эксперимент и наблюдения, оно даёт тем не менее огромные дополнительные возможности развития науки».
Общие пустые слова. Впечатление, что автор ни разу не сталкивался с ЭВМ и проблемами программирования. Следует заметить, что все необходимость расчётов параметров для атомных и водородных бомб служило одним из основных мотивов развития ЭВМ. Один из самых известных создатель теории вычислительных машин Фон Нейман физик ядерщик, умер от лучевой болезни, полученной при создании атомной бомбы.
Далее автор объясняет как все плохо все на Земле в 1974 году, но прогресс всех спасёт.
P.S. Приведённые из статьи цитаты показывают, что автор не работал с текстом. Большинство предложений перегружено и они излишне длинны.