Современная мировая глобализация экономики, финансовой системы, информационного пространства требует новых форм управления. Очевидно, что развитие любой отрасли хозяйства в отдельной стране увязывается с конъюнктурой мирового рынка. Все эти процессы находят отражение в гигантских базах, данных о движении товаров, природных ресурсов, об изменении народонаселения и т.д.
Возникновение и развитие этих тенденций глобализации было одним из движущих мотивов создания суперкомпьютеров и всемирных электронных сетей, которые позволяют создавать базы данных, передавать, хранить.
Возникает вторая проблема. Как обрабатывать гигантские массивы информации?
Человек в силу ограниченности своих физических возможностей не способен этого делать.
Одновременно с ростом объёмов информации создавались алгоритмы и программы обрабатывающие её. Один из класс таких программ получил название компьютерные нейронные сети. Различные комбинации из этих сетей и образуют системы искусственного интеллекта.
Надо признать, что будущее человечества лежит в широком использовании этих систем. Как любое сложное техническое устройство эти системы при неумелом и неправильном использовании могут привести к глобальной всемирной катастрофе.
Более подробно о том, что такое нейронные сети и как они используются, на популярном уровне, я изложу в следующей работе.
Первый этап глобализации и внедрения искусственного интеллекта связан с переводом на цифровое обозначение всей номенклатуры производимых товаров, всех экономических связей.
Человек активный элемент этой экономической системы, а значит, он должен быть описан в этом новом мире в виде набора некоторых чисел. Числа просто кодируют его различные качества. Простейший пример: рост, вес и т.д. Могут кодироваться элементы психики человека.
Глобальная цифровизация человека в России сталкивается с определёнными проблемами, которых нет на Западе. Эти проблемы обусловлены особым историческим путём развития России и сформировавшимся на этой основе менталитетом.
Одна из первых попыток провести «цифровизацию» населения была предпринята татарами во времена Татаро-Монгольского ига. Эта попытка была связана с желанием ввести подушевой налог. К сожалению, анализ эффективности татаро-монгольской переписи отсутствует.
Дальнейшие попытки властей взять под полный контроль учёт населения терпели неудачу. Территория России слишком велика для этого. Большие группы людей просто уходили в необжитые места и отвечали мятежами и восстаниями.
В Европе все народные мятежи подавлялись жесточайшими карательными акциями. Например, Крестьянские войны в Германии закончились уничтожением до двух третей крестьянского населения. В Англии крестьянские выступления подавлялись с ещё большей жестокостью. В России крестьяне, отвечая на террор властей, просто уходили в леса, в пограничные области и т.д.
Следует заметить, что крестьянские движения не раз побеждали в истории России. Романовы всячески замазывали и сейчас скрывают и искажают тот факт, что власть они получили благодаря казачьей поддержке. Казаками в тот период называли крестьян ушедших от помещиков в отряды многочисленных ополчений.
Качественно более полную цифровизацию по Европейскому образцу провёл Пётр первый. Это привело к расколу общества. Большие массы крестьян староверов отказывались от переписи, уходили из-под тотального контроля государства в леса, поднимая восстания. В итоге власть была вынуждена, согласится на частичный уход староверов из-под контроля.
Следы этого глубокого раскола в обществе можно наблюдать и сегодня. В обществе существую фактически две различные трудовые этики, два различных вида бытовой жизни. Например, в нашей семье три поколения отрицательно относились к спиртному и к табаку. Отец участвовал в двух войнах и как рассказывал, он никогда не пил положенную водку и не курил. Если пойти дальше в историю, то оказывается в той деревне на Брянщине, где жили отец и дед, крепостного права, не было церкви и к священникам относились с иронией. Это явные отголоски того, что когда-то деревня была староверской.
Проблема цифровизации в России связана не только со свободолюбием простого народа, но и с таким же свободным отношением к решениям властей людей принадлежащих к элите и к государственному аппарату управления. Они любое начинание своими действиями превращают его в противоположность. Яркий, классический пример может служить афера, описанная в гениальном романе Н.В. Гоголя «Мёртвые души». В основе романа лежали реальные аферы чиновников и помещиков. Они использовали существующую систему контроля для своего личного обогащения.
Другой известный пример классический сбоя системы учёта в эпоху Павла I. Владимир Даль приводит такой анекдот.
«Однажды придворный писарь, составляя со слов императора очередной указ о производстве в следующий чин офицеров, при написании первых двух слов фразы «прапорщики ж [такие-то] — в подпоручики» ошибся — написал «прапорщик Киж», в результате в тексте указа перед реальными фамилиями оказался вписан никогда не существовавший прапорщик Киж.
Когда указ подали на подпись, император почему-то решил выделить первого из новопроизведённых подпоручиков и собственноручно дописал к указу «подпоручика Киж в поручики». Поручик Киж, видимо, запомнился императору, во всяком случае, уже через несколько дней император произвёл его в штабс-капитаны.
Подобным образом Киж очень быстро рос в чине и вскоре был произведён в полковники, и на этом, последнем приказе о производстве в чин император написал: «Вызвать сейчас ко мне».
Кинувшись искать полковника, военное руководство его не обнаружило. Лишь изучив все документы о производстве, удалось дойти до самого первого приказа, содержащего ошибку, и понять, в чём дело.
Однако сообщить императору об истинном положении дел никто не осмелился. Вместо этого подчинённые доложили, что полковник Киж скоропостижно скончался, из-за чего прибыть на аудиенцию не может. Император вздохнул и сказал: «Жаль, хороший был офицер».
Неприятие формальной цифровизации русским народом нашло отражение в русско-советском фольклоре, в литературе, в фильмах.
В фильме сказке «Варвара краса длинная коса» снятом в 1969 году царь Еремей проводит полную оцифровку своего государства. Все что только можно записывается в государевы книги. Но жизнь оказывается сложнее любой оцифровки, она все время меняется. В итоге оказалось, что в этой переписи не учтён царский сын.
Ещё более глубокий смысл неприятия оцифровки скрыт в простом детском мультфильме,
«Козленок, который считал до десяти» выпуск 1968 год.
Козлёнок начинает пересчитывать зверей, которые попадаются ему на пути.
«Козлёнок раз,
Телёнок два.
Корова три… и т.д.»
Каждый раз пересчитанные животные почему-то впадают в ярость и гнев, пытаясь наказать козлёнка?
В этом отражается глубокое знание и проникновение авторов в психику личности.
Индивидуум, которого сосчитали, инстинктивно осознает ситуацию, что он стал объектом чьей-то оценки. Эта оценка может быть использована для дальнейшей манипуляции его действиями.
В мультфильме приводится мотивировка обосновывающая необходимость счета. Все животные садятся на кораблик, а он может выдержать не более десяти особей. Козлёнок всех ещё раз пересчитывает, и кораблик продолжает плаванье.
Это один из самых тонких моментов манипуляции. Действия, совершаемые для одной цели, обосновываются необходимостью их для решения другой проблемы. В данной ситуации манипуляция основывается на двойственном характере числа. Число может выступать, как порядковое и как количественное. Именно эта двойственность лежит в основе многих математических «фокусов».
В мультфильм количественная характеристика десять животных смешивается с порядковой характеристикой (качественной) первый, второй и т.д.
Козлёнок умеющий считать приобретает возможность управлять другими животными. Он может выстраивать их в нужном ему порядке. Мультфильм заканчивается тем, что Козлёнок сидит у полосатого шлагбаум и фактически управляет движением животных и кораблём.
Другой пример манипуляции связанной с цифровизацией можно увидеть в мультфильм «38 попугаев». Попугай умеющий считать и умеющий измерять манипулирует всем коллективом животных. Он определяет значимость удава и своей персоны.
В заключении надо сказать, что сама по себе цифровизация нейтральна по отношению к человеку. Весь вопрос упирается в то, кто и зачем будет её использовать?