Ляхов Александр Федорович : другие произведения.

Чечевичная похлёбка Фёдора Шаляпина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Шаляпин не вернулся с гастролей в Советскую Россию. Как сложилась бы его судьба и что он успел бы сделать и передать потомкам, если бы вернулся?

   29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришёл с поля усталый.
  30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
  31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же своё первородство.
  32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
  33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство своё Иакову.
  34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошёл; и пренебрёг Исав первородство.
  
  Библия » Синодальный перевод Бытие 25 глава
  
  
  Фёдор Шаляпин приобрёл мировую известность до Первой Мировой войны. Он выступал в лучших театрах Европы, США. Ему было присвоены звания солиста Его Величества (Россия), солиста Его Величества итальянского короля, солиста Его Величества английского короля. За свой вклад в мировую культуру, за выступления в национальных театрах он был награждён во многих странах высшими орденами: золотой крест Прусского орла (Германия), кавалер ордена Почётного легиона (Франция), кавалер Британского ордена за заслуги в области искусства.
  
  В годы Первой мировой войны, в революционный период и в годы Гражданской войны, Ф.И. Шаляпин находился в России. Советская власть оценила его вклада в развитие отечественного театрального искусства. 13 ноября 1918 года, вышло постановление Совета Народных Комиссаров Союза коммун Северной области с формулировкой — «в ознаменование заслуг перед русским искусством — высокодаровитому выходцу из народа, артисту Государственной оперы в Петрограде Фёдору Ивановичу Шаляпину — даровать звание Народного артиста».
  Отмечая его роль как талантливого организатора, режиссёра Ф.И. Шаляпин с 1918 года был художественный руководитель бывшего Мариинского театра
  
  
  По своему социальному статусу Фёдор Иванович Шаляпин принадлежал к высшему слою общества. Он был очень богатым человеком. Он владел усадьбой в центре Москвы, счетами в банках. Счета были конфискованы, в пользование Шаляпина оставили большую квартиру в его особняке. В годы революции, когда власть рухнула страну затопил поток бандитизма и уголовщины. Очевидно, что все криминальные элементы в первую очередь обращали своё внимание на состоятельных людей. Именно этот криминал грабил и убивал состоятельных людей, священников. Несколько раз приходили с "обысками" и к Федору Шаляпину.
  
  Эта эпоха закончилась в 20-х годах. В стране была очень тяжёлая экономическая ситуация, но начался экономический подъем, постепенно налаживалась нормальная жизнь, росло благосостояние народа.
  
  Западные страны, признавая Советскую Россию, открыли границы, для официальной эмиграции, для коммерческих связей, для поездок творческой элиты России с гастролями по Европейским странам и Америки.
  
  Правительство СССР видело в этих поездках две положительные составляющие. С одной стороны артисты, поэты, музыканты в ходе своих гастролей, демонстрируют образ новой Советской России, с другой стороны они привозят в страну валюту в качестве налоговых отчислений с артистических сборов.
  
  В 20 годы за границу выезжали, С. Есенин, В. Маяковский, четыре московских художественных театров выезжали за рубеж в 1922 -1925 года. В 1922 году Фёдор Иванович Шаляпин выехал на гастроли во Францию.
  
  Белоэмигрантские антисоветские круги всячески пытались препятствовать проведению гастролей, пытались перевербовать, перетянуть артистов, писателей на свою сторону. Один из самых весомых аргументов, который они предлагали это более высокий уровень жизни по сравнению с жизнью в Советской России.
  
  Как в настоящее время от артистов требуют демонстративное отречения от родины, ответить на вопрос, "Чей Крым?", так тогда требовали осудить Советскую Россию.
  
  Ф.И. Шаляпин, выехав за границу, попал в привычную художественную среду высшего света. Он вновь выступает в лучших оперных театрах Европы и США, снимается в фильмах, при этом получает баснословно большие гонорары. В это же время он демонстрирует свой отказ от Советской России.
  
  В. Маяковский пишет гневное стихотворение.
  «Вынув бумажник из-под хвостика фрака,
  добрейший
  Фёдор Иваныч Шаляпин
  на русских безработных
   пять тысяч франков
  бросил
  на дно
  поповской шляпы.
  Ишь сердобольный,
  как заботится!
  Конешно,
  плохо, если жмет безработица.
  Но...
  удивляют получающие пропитанье.
  Почему
  у безработных
  званье капитанье?
  Евлогиева паства,
  и какая
  ей
  нужна работа?
  Вот если
  за нынешней
  грозою нотною
  пойдет война
  в орудийном аду —
  шаляпинские безработные
  живо
  себе
  работу найдут.
  Впервые
  тогда
  комсомольская масса,
  раскрыв
  пробитые пулями уши,
  сведет
  знакомство
  с шаляпинским басом
  через бас
  белогвардейских пушек.»
  
  В 1925 году Ф. Шаляпин отказался вернуться в Советскую Россию, и был соответственно лишён звания Народного артиста. Имя и талант Шаляпина был взят на вооружения белогвардейскими идеологами. Они объясняли отказ Шаляпина возвращаться в Советскую Россию ужасами Советской власти, репрессиями ЧК, голодом, подавлением любого свободомыслия и т.д.
  
  В 60-годы, в СССР в период так называемой оттепели, в борьбе со «сталинизмом» эти мотивы были взяты на вооружение, для оправдания отказа вернутся Ф.И. Шаляпина. Он вновь стал национальным героем, его роль в эмиграции на Запад начала преподносится как некоторая миссия по популяризации, по продвижению Русской культуры.
  
  В настоящее время можно оценить решение Ф. И. Шаляпина без идеологических мифов.
  Что получил Ф.И, Шаляпин в результате того, что он остался на Западе?
  
  Его мировая известность и талант позволили ему вновь подняться на Олимп театрального Западного мира. Он выступал в лучших театрах, ставил фильмы по известным операм. Его гонорары были громадными и позволяли вести ему роскошней образ жизни.
  
  Известно, что век артиста на Западе не долог, способности, здоровье постепенно уходят. Уровень гонораров становится всё ниже, а поскольку артисты ведут, как правило, богемный образ жизни, то накопления уходят. Очень часто артисты кончают жизнь в полном забвении в нищете, в приютах для бездомных.
  
  Анализируя факты биографии Ф.И. Шаляпина, можно видеть явную тенденцию к его уходу с большой сцены. В большие оперные театры его уже не приглашают, гонорары падают. Он уже соглашается на гастроли в провинциях, в которых публика идёт не на качественное выступление, а на имя выступающего артиста. Его главная публика это конечно русскоязычная эмиграция, но она достаточно мала и небогата.
  
  В 1936 году он едет с гастролями на Дальний Восток. Он уже плохо себя чувствует, но отказаться от контракта не может. Гонорары за выступления минимальные, белоэмигранты не отличаются богатством. Необходимую сумму денег он пытается заработать увеличением количества концертов, выступая в небольших городках. В этот трагической для него гастроли он дал 57 концертов.
  
  Новость об этих гастролях в скандальных хрониках облетела весь мир. От Шаляпина белоэмигранты требовали не только отказа от СССР, но и требовали, чтобы он давал концерты бесплатно. Шаляпин отказался выступать бесплатно и сразу же попал в изгои, а сторонники «коммунистов».
  
  Ф.И. Шаляпин умер в1938 году на 65 году жизни от лейкоза в Париже.
  
  Как сложилась бы его жизнь, если бы он вернулся в СССР?
  
  Современные отечественные демократы и демократы хрущёвской оттепели рисуют страшную картину. Якобы Ф.И. Шаляпин попал бы в застенки Гулагу, его расстреляли бы и т.д.
  
  Реальности той эпохи выглядят несколько иначе.
  
  В Советской России ценили людей, доказавших делами свой профессионализм и талант. Специалисты в разных сферах деятельности, учёные, военные, занимавшие высокое положение в обществе до 1917 года и принявшие новую власть фактически сохранили свой статус. Материально они обеспечивались так же как прежде. Говоря только о творческой интеллигенции надо назвать Максима Горького друга Фёдора Шаляпина, графа Алексей Толстой, граф Алексея Игнатьев (книга «50 лет в строю»), Александра Куприна и т.д.
  
  Белоэмигрантские страшилки, что, вернувшимся из эмиграции писателям, художникам, учёным ЧК припомнит прошлое, мягко говоря, не соответствует действительности. Например, вернулся Алексей Толстой, который служил в политотделе армии Деникина, вернулся Александр Куприн, служил в армии Юденича. Ещё пример, два сына академика А.Н. Крылова (генерала флота – генерала полковника) погибли в армии Деникина, а он был Героем Социалистического труда, трижды награждён орденом Ленина. Академик А.А Александров юношей добровольцем вступил в Белую армии. Служил под командованием Деникина, а затем Врангеля, был награждён тремя георгиевскими крестами т.д.
  
  Возвращения Федова Шаляпина в Советской России ждали до 1927 года, его квартира в Ленинграде со всеми материальными ценностями полностью сохранялась за ним.
  
  Если бы Шаляпин вернулся в СССР, то можно предположить, что он вновь стал художественным руководителем одного из ведущих театров. Выезжал бы на гастроли не с личными концертами, а во главе театральных групп с поставленными спектаклями, операми. Гастроли проходили бы, как в СССР, так и за рубежом.
  Он стал бы членом президиума одно из творческих Союзов СССР, например Союза театральных деятелей. Вполне вероятно, что был бы выбран депутатом в Верховный Совет СССР.
  Он преподавал бы в столичных театральных вузах или консерваториях. Он мог сформулировать своё виденье, свой подход к опере, к театральному искусству. То, что изложено в его книге «Маска и душа» было бы развито и передано ученикам. Сейчас говорят, например, о театральной школе Станиславского, но точно так же Шаляпин мог создать свою школу. Традиции этой школы существовали бы до настоящего времени, оказывали бы влияние на все отечественное театральное искусство, а через него и на мировое искусство.
  
  Материально при возвращении Фёдор Шаляпин, то же ничего не терял по сравнению с жизнью на Западе. Помимо имеющейся у него квартиры он получил бы государственную дачу. Его зарплата, различные государственные премии позволяли бы содержать домашнюю прислугу, скорее всего ему был бы выделен служебный автомобиль с шофёром. Он имел бы гарантированное медицинское обслуживание,право на больничный лист, то есть право на отмену выступлений при плохом самочувствии, на персональное пенсионное обеспечение. Старость, он встретил в окружении глубокого уважения всего общества.
  
  Фёдор Шаляпин был глубоко русским человеком, его характер формировался на волжских просторах. Он, будучи молодым человеком, вместе с Максимом Горьким, не обременённый никакими обязательствами перед обществом строил жизнь исходя из ощущений своей внутренней силы, таланта. Он совершал поступки, меняющие его судьбу вопреки обычной бытовой логики.
  
  Именно проявлением такой воли видится мне решение Фёдора Шаляпина не возвращаться на Родину.
  
  Очень жаль, что он не оставил после себя творческую школу «Шаляпина».
  
  P.S.
  Роскошную бобровую шубу, в которой он изображён на картине Бориса Кустодиева, великий бас получил за концерт перед красноармейцами вместо гонорара. Полотно написано в 1921 г. в Петрограде.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"