Недавно, разбирая свои бумаги, я нашёл свои старые статьи из факультетской стенгазеты. Мне показалось, что будет интересно представить их.
В дореволюционных гимназиях, военных училищах существовала культура выпуска классных журналов, стенгазет. В советской школе эта традиция сохранилась и получила дальнейшее развитие.
Одно из направлений в работе комсомольских организаций было связано с выпуском различных стенных газет, «боевых листков», «молний». В каждом бюро, в комитете ВЛКСМ существовали редакционные отделы.
Стенгазета создавалась творческим коллективом, состоящим из редактора, художника-оформителя и нескольких членов редакции, которые писали статьи для газеты.
Я поступил в университет в 1971 году на механико-математический факультет. Первое комсомольское собрание факультета происходил в большой аудитории в виде амфитеатра, куда помещался весь курс 250 человек.
Собрание проходило весело и шумно. Первокурсники только начали знакомиться, но уже сформировались дружественные компании из ребят, живущих в общежитии.
Начались выборы членов бюро курса ВЛКСМ. Со смехом предлагались кандидатуры, девушки радовались, если их предлагали тем, что они популярны, а ребята отказывались. Я сидел в окружении наших ребят из общежития, мы с юмором и смехом участвовали в общем гамме. Вдруг мой товарищ Лёша Е. на всю аудиторию выкрикнули со смехом мою кандидатуру, ребята из общежития радостно завопили, выкрикивая моё имя. Веских причин для отказа у меня не было, так я стал членом бюро ВЛКСМ.
Следует заметить, что с Алексеем Е. и с Сергеем Р. мы дружим до сих пор.
В бюро ВЛКСМ существовали разные сектора и направления работы. Идеологический сектор, учебно-методический, культурно-массовый, трудовой и редакционный. Я взял на себя учебно-методический сектор.
Учебно-методический сектор курса состоял из семи человек представителей от каждой студенческой группы, которые являлись представителями комсомольских бюро групп. Работа учебно-методического комитета состояла в том, что мы организовывали студенческие консультации, проводили комсомольские проверки посещения занятий, проводили душеспасительные беседы с прогульщиками. В 1974 году я был выбран в комитет ВЛКСМ факультета, именно в этот период я написал заметки для факультетской стенгазеты.
ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЕДШЕЙ СЕССИИ
Прошло четыре месяца, как окончилась последняя сессия. Четыре месяца.… Для кого то это ничто, а для кого-то как четыре года. Все закрыло забвенье, только неудачники вспоминают иногда о сессии в день выдачи стипендии и проклинают тот день, в который они лишились её. Таких неудачников на факультете 54 человека. Ну, а основная масса студентов находится в полудремотном состоянии. До следующей сессии далеко, а там как-нибудь сдадим. Конечно, это относится только к тем, кто перед самой сессией берётся за изучения предмета и, открыв тетрадь товарища, удивляется, что было прочитано 20 с лишним лекций, из которых он был только на трёх четырёх лекциях. Берётся же он за эти лекции, когда до экзамена остаётся несколько дней, и он не успевает. На помощь приходит кофе, чай, и другие возбуждающие средства и до рассвета горят огни в окнах общежития.
Вот и экзамен. Студент является на него замороченный, потеряв представление о времени, о предмете и вообще, обо всём, в голове мелькают какие-то формулы – «это я знаю, а это нет». Наконец, он берёт билет, и что за наваждение, в билете именно тот материал, который он пропустил, на который он не обратил внимание, какие-то причины не дали ему возможности его выучить.
И начинаются мучения списывания, жалкие попытки уяснить, что списано, и в итоге, в лучшем случае 3 балла, а в худшем – неудовлетворительно.
Это описана судьба неудачника, но если говорить серьёзно, то регулярные занятия по предмету, то есть подготовка к контрольным, коллоквиумам и сдача их гарантируют от описанных мучений.
Опыт студенческой жизни показывает, что если перед сессией студент знает 85-95% материала, то ему попадают самые простые билеты, и экзаменатор почти не задаёт дополнительных вопросов. Если студент знает материал на 60-65%, то вероятность попадания трудного и простого билета равновероятно, и как это ни странно, все трудные билеты и все дополнительные вопросы, служащие для «утопления» достаются тем, кто знает предмет на 25-30%.
Тех, кто прочитал эту небольшую заметку, просим отнестись к информации серьёзно.
Предлагаем тебе, оглянись и вспомни, как ты сдавал летнюю сессию и как будешь сдавать зимнюю.
Общая успеваемость за летнюю сессию – 91%, средний балл – 4,12, отличников – 28, студентов получивших двойки – 35 человек.
СОВЕТЫ ПЕРВОКУРСНИКУ, ТОЛЬКО ЧТО ПРИШЕДШЕМУ ИЗ ШКОЛЫ
Ты поступил в университет и стал студентом. Теперь над тобой нет ни какой родительской опеки, и ты сам отвечаешь за свои поступки. Поступление на наш факультет – это твой первый самостоятельный шаг и то, как ты проведёшь пять лет в стенах университета, определит твою судьбу.
Начались занятия, и надо отметить, что вам сейчас очень трудно, и эта трудность обусловлена новой системой обучения, большим объёмом новой информации, неуверенностью в своих силах, неизвестностью сессии и т.д.
Самый главный вопрос, с которым сталкивается первокурсник – это свобода выбора. Можно не делать домашнее задание, не ходить на лекции, это ведь не школа, но те, кто придерживаются такой стратегии, чаще всего не попадают на 2 курс. Как у взрослого человека у тебя должны быть разграничены долг и желания - «надо» и «хочу».
Ты пришёл учиться, значит должен учиться и ни как-нибудь, а на пределе своих возможностей. Чем больше знаний ты получишь в университете, тем шире открывается для тебя дорога в будущее, тем больше ты сможешь совершить.
Каждый это понимает и даже мечтает хорошо учиться, но одной мечты мало, нужен труд. Ты должен учиться постоянно, упорно и все домашние задания, каждая лекция должны быть разобраны и поняты. Если ты не успеваешь, то присмотрись к своему дню и можно с уверенностью сказать, что большая часть времени проходит зря. Отдых конечно нужен, но для того чтобы отдыхать, надо сперва устать. Поэтому составь план на весь день и тогда ты найдёшь потерянные часы.
В университете ты встретил много новых людей, познакомился со студентами, которые старше тебя, но ты должен сохранить полную самостоятельность в своих решениях и поступках. Если возникает вопрос идти на пару или идти в кино с друзьями, ты должен ответить так, как тебя обязывает долг. Критически оценивай слова окружающих старшеклассников и их действия. Старшекурсники любят рассказывать о том, как легко списать на экзаменах, можно сдавать предмет и разу не прочитав лекции и так далее. Нужно учитывать то, что они смотрят на сессию через призму времени, всё видят в розовом свете. Они не рассказывают о том, как мучились – доставать или не доставать шпаргалку, и как преподаватель чуть не силой вытягивал из него ответы на вопрос и экзамен они сдавали очень долго.
Поэтому повторяем ещё раз: самодисциплина, труд и всё будет хорошо и сессия тебе покажется чуть ли не праздником. Ты почувствуешь, как ты изменяешься в своём развитии, после успешной сессии почувствуешь душевный подъем, моральное удовлетворение от проделанной работы и сможешь сказать, что «знания – сила».
P.S. Два небольших замечания.
1. Современным студентам эти заметки будут совершенно не понятны. Как студенты в советское время могли критиковать студентов за прогулы, за плохую успеваемость и вести душеспасительные беседы с другими студентами. Могли обращаться к их нравственной позиции.
2. Современные интернет блогеры, групповые чаты преследуют личностные, корыстные цели. В лучшем случае это пустая доморощенная развлекаловка.
Всем совершенно всё равно, что происходит с одногруппниками, с их судьбами.