Аннотация: "Хочешь разбогатеть - создай религию". Основатель саентологии Хаббард.
Отрывок из работы "Ловцы человеческих душ"
http://www.proza.ru/2013/04/11/1863
Как-то ко мне обратилась приятельница и спросила, что я знаю о "випассане". Хотя ответить мне было нечего, я решила узнать причину её интереса к непонятному термину. Женщина охотно рассказала мне почти детективную историю.
Её взрослый сын, живущий отдельно от неё, неожиданно сообщил, что уезжает на 10 дней в какой-то бывший пионерский лагерь для освоения этой самой випассаны. Обучение бесплатное, но необходимо в период занятий соблюдать обет молчания, и соответственно, ни с кем не контактировать. Такое необычное требование обеспокоило мою приятельницу. Я же заподозрила, что речь идёт о какой-либо религиозной секте и решила навести справки по интернету. Как же я была близка к истине!
Духовным руководителем випассаны является предприниматель из Бирмы Сатья Нараян Гоенка. Слово "випассана" в переводе с одного из древнеиндийских языков означает видеть реальность такой, какая она есть. По мнению пропагандистов "випассаны", Будда и его ученики употребляли "випассану-бхавану", чтобы освободиться от психологических и физических страданий.
Гоенка тоже захотел освободиться от страданий по поводу головной боли, и обратился за помощью к Ба Кхине, одному из первых лиц правительства своей страны, который по совместительству занимался обучением медитации или, как её сейчас называют, практикой "випассаны".
В скором времени Гоенка превзошёл своего учителя, создав центры обучения "випассане" по его собственной методике во многих странах. Наверняка для претворения в жизнь такого грандиозного проекта нужны были немалые средства. Но Гоенка успешно справился с этой задачей, недаром он был ведущим бизнесменом Бирмы.
Для привлечения учеников Гоенка использует не только массивную рекламу своих аудиокниг и видеофильмов в интернете. Организация бесплатных многодневных курсов - один из действенных способов привлечения новых адептов.
Гоенка называет свою эзотерическую доктрину универсальной. По его мнению, "випассаной" могут заниматься верующие люди разных конфессий, а также атеисты. Но во время обучения никто из учеников не имеет права молиться своим богам и даже разговаривать друг с другом.
В основу "випассаны" заложены, как принято в эзотерике, элементы из буддизма и индуизма. Курсы организованы таким образом, что прослушивание аудиозаписей лекций Гоенки чередуется с многочасовыми медитациями.
Громовой удар гонга в четыре утра сообщает ученикам о подъёме. Занятия продолжаются до десяти вечера с кратковременными перерывами для приёма пищи. Когда знакомишься с таким напряжённым распорядком дня, то невольно вспоминаешь известную поговорку, что "бесплатный сыр бывает только в мышеловке".
По большому счёту, эти занятия вовсе не бесплатные. Со второй половины курсов, в каждой лекции упоминаются имена тех участников, которые пожертвовали "випассане" большую сумму денег. В противовес этому, осуждаются ученики, не оказавшие материальную поддержку. Я сомневаюсь, что после такой массированной обработки кто-то откажется от "добровольного" взноса.
Гоенка называет свою доктрину всего лишь практической медитацией, но для солидности подвёл под неё теоретическую основу. По его мнению, человек состоит из набора ощущений, которые он не осознаёт. В его теле происходят биохимические реакции, что заставляет совершать огромное количество движений, как внешних, так и внутренних, подобно хомячку в колесе. Если же человек будет отслеживать все эти процессы и не реагировать на них, то со временем он превратится в бесстрастного свидетеля.
Конечно, многочасовое сидение в позе лотоса, как рекомендует Гоенка, поможет избавиться от избытка движений, но вряд ли принесёт пользу. Скорее всего, человек превратится в биоробота.
Да и как может человек состоять из ощущений? Только в ответ на наружные и внутренние раздражители в организме человека возникают ощущения. Кстати, большинство ощущений человек осознаёт. Это ощущения тепла и холода, что называется тактильной чувствительностью, а также свет, звук и т.д.
Организм - это сложная саморегулирующая и самовосстанавливающая система. Если вести правильный образ жизни, он и сам справится со всеми проблемами. Чаще всего сам человек является виновником своих болезней и психических страданий и даже провоцирует их. Ни для кого не секрет, что неправильный образ жизни и питания подрывают наше здоровье, но не каждый из нас стремится выправить его.
Иной раз человек ест без меры, в результате толстеет, а потом садится на голодную диету. Какое будет у него после этого физическое и психическое здоровье, нетрудно догадаться.
Конечно, у любого из нас возникают проблемы, которые "сверлят наш мозг". Но можно найти способы их решения. Если в данный момент с ними невозможно справиться, то можно переключить своё внимание: заняться каким-то делом, или отвлечься хорошим фильмом, книгой или музыкой. Неплохо освоить простейшие приёмы релаксации или расслабления.
По всей видимости, к Гоенке приходят люди, неискушённые большими знаниями, и поддаются соблазну освоить отупляющую практику для освобождения от жизненных тягот.
Удивляет подробная регистрация каждого прибывшего участника курсов. Если Гоенка представляет себя меценатом, который желает бесплатно осчастливить всех жителей планеты, то с какой целью фиксируются все эти данные?
Для более полной картины привожу здесь выдержки из откликов учеников, занимавшихся на курсах випассаны.
"Почти при каждом сеансе медитции давались новые инструкции и тонкости по технике и ... все это начинало и завершало пение Гоенки... Ничто так не действовало на нервы, как это хриплое, мягко говоря, немелодичное пение. В этом были солидарны все участники и для решающего большинства - эти рулады были своеобразным испытанием на осознание своего отвращения/влечения к тому, что проявляется вокруг.
Там было очень холодно (народ одевал на себя все, что только можно чтобы согреться), особенно когда не двигаешься по 11 часов (лично я нарушал правило о запрете других практик и днем активно отжимался, качался, делал некоторые асаны и выполнял комплекс тайцзы - становилось тепло и хорошо и было медитировать гораздо легче, потому что спина и ноги (колени) давали о себе знать при таком режиме неподвижности.
Вообще, народ в целом очень пассивный ко всему... благодаря этому холоду и пассивности больше половины практикующих к концу курса активно сопливила и кашляла на медитации...
Так же отмечу, что не понравилось: в лекциях Гоенка говорит о том что учение его дхаммы самая несектантская, его дхамма самая чистая, и Будда говорил именно это, и вообще все остальное - это заблуждение по сравнению с випассаной и нужно практиковать только ее, ничего остальное больше не нужно... Все это - полноценное зомбирование, которое к концу курса достигало своего апогея, на последней лекции многие говорили, что произвели много санскар отвращения относительно Гоенки, т.к. в тексте лекции практически прямым текстом говорилось, что Вы должны практиковать только випассану и регулярно ездить на курсы и обязательно служить этой "чудесной" дхамме (т.е. приезжать дхамма служащим).
Неслабо промывает мозг юным неокрепшим эзотерикам "несектантский" Гоенка... Его имя звучит на лекциях практически через каждое предложение. Естественно, что в условиях информационного голодания и постоянного транса любая информация будет сразу прошиваться в подкорку многим людям... Печально, но факт".
"Был на курсе "Випассана" (организация буддистского толка, имеющая представительства в большинстве стран). Так как я искал информацию перед прохождением курса, но находил только хорошие отзывы, решил описать свой опыт, для более всесторонней оценки этого курса. Скажу так, что курс заявлен таким образом, что лишён даже намёков на манипуляцию сознанием и именно по причине не полного соответствия этому заявлению, появился этот пост.
Первый момент, который настораживает - запрос личной информации (анкетирование), который более расширен, чем бы того требовалось для курса (полный домашний адрес с индексом, профессия и др.). Далее, я буду описывать всё по памяти, но я и не ставлю для себя цели приводящей к какому-то определенному результату, скорее расширения представления для читающего. Всё происходит в молчании (разговаривать могут лишь инструкторы курса и менеджеры), общение между участниками и визуальный контакт запрещены. Распорядок дня: подъем в 4 утра со звуком гонга и далее 1-2 часовые медитации с перерывами. Всего около 8-10 часов медитации в день. Техники простые, концентрация на дыхании и пр. То есть внешне всё довольно благопристойно. Кроме одного момента, лекций Гоенки (в аудиозаписи с переводом), обязательных для прослушивания в конце дня, когда все уже утомились (с 4-х утра же, как мы помним, сидим).
Но вот какой момент хотелось бы отметить. Сам курс определяется как бесплатный, при желании, вносится пожертвование в конце курса. В течение первых 7 дней практикуется обычная медитация и всё позиционируется, как чистая техника, без примесей философии, религии, эзотерики. Но к концу курса на лекциях начинают активно, со множеством повторений втирать про пожертвования, буквально программировать на это и делать завязку на гуру (Гоенку) чтобы на него молиться, собственно, он сам в аудиозаписи, почти буквально говорит, ну что вы, я свободен от гуризма, но поклоняйтесь мне и посылайте мне любовь. Такой двойной удар после первой части курса довольно интересной практики выносит мозг. А главное, что контакт с другими людьми запрещен, и состояние к концу курса почти постоянно можно охарактеризовать как легкий/углубленный транс".
Следующий отклик принадлежит жительнице Германии. Я привожу его в переводе на русский язык.
"Вчера я сбежала с семинара, на котором проводилось обучение "випассане" по методике С.Н. Гоенки. Туда я попала по совету коллеги, так как хотела приобрести духовный опыт. Предварительно я зашла на интернет-страницу и познакомилась с условиями. Там сообщалось, что випассана очень лояльно относится ко всем религиям и с помощью её методов можно лишь очистить дух. Занятия проводятся бесплатно, на основе пожертвований. Мы не должны были брать с собой личные вещи, книги, религиозные объекты и ничего из еды. Я упаковала костюм, взяла зубную щётку и поехала в город Маас в Бельгии. Вместе с двумя голландками и таиландцем мы добрались до нужного объекта на специальной машине от этой организации. По прибытии мы должны были сдать наши портмоне и мобильные телефоны. Мы не имели права покидать центр. Ворота закрывались, и вокруг территории были высокие заборы с колючей проволокой. Но я была очень рада, что все дни буду находиться в тишине, ни с кем не разговаривать и только размышлять. Это, как нам объяснили, должно способствовать тому, чтобы нас ничто не отвлекало. Мы должны были медитировать, а медитация самая скучное дело на свете, и занимаешься этим только потому, что нет другой альтернативы.
И вот мы приступили к занятиям. Из динамиков в зале слышался голос Гоенки. Он говорил о том, что мы прибыли на курсы, чтобы обучиться чудесному методу медитации и очистить наш дух. Мы должны получить как бы хирургическую операцию. Но никакой хирург не отпустит из больницы пациента с открытым черепом, так и нас досрочно никто отсюда не отпустит. Тогда я не приняла всерьёз эти слова, да и сама не испытывала желание прервать занятия. На старо-индийском языке мы торжественно пообещали подчиниться всем требованиям и воле наших преподавателей. Затем мы должны были просить магнитофонную плёнку также на старо-индийском языке о том, чтобы она научила нас Випассане. Поначалу я делала всё, что от меня требовалось, и сосредоточивалась на дыхании. Но беспокойство не проходило, и было ужасно скучно, но я старалась выдержать это испытание.
Когда в 4 часа утра раздавался гонг, мы выползали из наших помятых постелей и шаркали ногами под ослабевающими звездами к залу медитации. Там мы сидели на земле и наблюдали за нашим дыханием, как оно ощущается во внутренних стенах наших ноздрей.
Последующие четыре дня были похожими, но длительное сидение спровоцировало у меня сильные боли в спине. Чтобы выпрямиться, я отпрашивалась в туалет, чем вызывала недовольство надзирателей. Как-то во время медитации в своей комнате, я почувствовала резкую боль в спине и прилегла на кровать. Тут же в дверь раздался стук, и в комнату вошёл надзиратель.
- Во время медитации нельзя спать! - сердито проговорил он.
- Я не сплю. У меня сильно болит спина.
- С этим вопросом обращайтесь к преподавателю.
Я записалась для беседы с преподавателем в обеденный перерыв. В назначенное время я зашла в зал и увидела мужчину, неподвижно сидящего рядом со стереоустановкой. Неуверенно я направилась к нему по длинному ковру. Не зная, как правильно себя вести в данной ситуации, я при каждом шаге кланялась, как идиотка.
- Я испытываю сильные боли в спине, - сообщила я, стоя перед преподавателем на коленях.
- Так должно быть. Это хорошо для тебя. Ты должна стать к боли равнодушной, и она пройдёт, если ты продолжишь занятия. Иди и размышляй, - услышала я строгую отповедь.
Каждый вечер голос в магнитофонной записи настойчиво объяснял участникам семинара, что очень важно не прикипать сердцем к своей собственности, например, к деньгам. Тот, кто делится с другими, будет счастливым, а кто нет - очень несчастным. И каждый вечер приводился в качестве примера случай о том, как член "випассаны" пожертвовал для строительства одного из центров обучения, и стал очень счастливым. Потому что этот поступок помог многим людям встать на путь освобождения. Также приводились в пример люди, которые так прилипли к своим деньгам, что отказались от пожертвования. По этой причине их якобы постигла такая тяжёлая болезнь, что их пришлось лечить электрошоком.
Боли в моей спине не ослабевали, а с каждым днём усиливались. Некоторые слабые ученики тоже, как и я, хотели прекратить занятия, но нам не позволяли. Однажды я услышала, как преподаватель говорил стоящей перед ним на коленях ученице, что запрещает ей покидать центр.
Тем временем, голос в магнитофоне нас учил, что мы должны перевести своё внимание от наших ноздрей к наивысшему пункту - к голове, а оттуда ко всем частям тела. Я чувствовала себя опустошенной и продолжала находиться в таком состоянии и во всё время моего пребывания".
Я не стала здесь останавливаться на всех мытарствах, которые прошла героиня этого повествования. Она всё-таки добилась своего освобождения, когда пригрозила руководителю курсов обращением в полицию Бельгии.
Вот так легко можно попасть в сети ловцов душ человеческих, но трудно вырваться.
Дело Гоенки процветает. Наверняка неслучайно его пригласили в 2000 году на Всемирный Экономический Форум в Давосе, а в 2002 году на Саммит в ООН, где он выступил с речью. Хотелось бы напомнить, что на этих международных встречах решаются важные мировые экономические и политические вопросы, и случайные люди туда не попадают.
Воздействие медитации на здоровье человека беспокоит психиатров. Вот мнение одного из них:
К середине 1970-х годов клинические сообщения об отрицательных результатах, возникших на основе различных программ медитирования с помощью мантр, начали усеивать психиатрическую литературу. Клиницисты сообщали, что некоторые медитаторы оказывались в самонаведенных измененных состояниях, в которых они воспринимали в качестве нереальных себя или окружающую среду. Некоторые люди стали нетрудоспособными, потому что были неспособны управлять этими эпизодами. В других клинических сообщениях указывалось, что неразборчивое использование медитаций с помощью мантр способно погрузить в пучину более серьезных психиатрических проблем, колеблющихся от депрессии и возбуждения до психической декомпенсации".
В заключение, замечу, что медитация, по своей сути, это своеобразный суррогат, как пустышка для ребёнка.
Если ты живёшь в нормальном обществе, имеешь хорошую семью, интересное занятие, слушаешь прекрасную музыку, бываешь на природе, то медитация тебе не потребуется. Живи и наслаждайся! К сожалению, не всё так просто в нашей современной жизни. Вот люди и находят способы, чтобы спрятаться и отдохнуть от жизненных проблем, не задумываясь о последствиях для своей психики.
А ловцы человеческих душ им в этом помогают, но их помощь весьма сомнительна.