Лобков Александр : другие произведения.

Современные апокрифы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хочется еще раз вспомнить как Большие Мастера каждый по своему видели образ Иисуса и Его судьбу...

                                                                                                       

Для меня путь к Иисусу начинался с Булгакова.                                                   
...Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим -- великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана...

Я читал "Мастера и Маргариту" не так, как положено.                                                          
То есть я, конечно, читал сам роман. В очередной раз. А потом открывал три заветные закладочки и читал снова и снова историю Иисуса из Гамалы. По кругу. Только ее. Историю прокуратора Пилата и Иуды из Кириафа. Историю предательства и любви.
Вновь и вновь читал я эту историю внутри романа.                                               
И магия Булгаковских слов не отпускала.                                                         
Не отпускает и до сих пор.                                                          

С чего вообще все начиналось?                                                         
История Христианских апокрифов начинается с одного из Никейских Соборов, где высшие церковные Иерархи решили оставить каноническими четыре Евангелия и запретить остальные Евангелия: от Марии, от Фомы и прочие. Справедливости ради, надо сказать, что четыре канонических Евангелия (от Луки, Марка, Матфея и Иоанна) наименее противоречат друг другу. Выверенность и духовность каждой фразы в них поражает и ныне.
Голосование иерархов на долгие столетия сделало запретными апокрифы- остальные Евангелия. Насколько возможно, их тексты уничтожались всеми конфессиями. Католиками, Православными и Протестантами... Но...
Рукописи не горят... Что подсказало Автору эту гениальную фразу? Возможно то, что Михаил Булгаков был знатоком запрещенной церковной литературы и помнил историю о расправе с Орденом Тампльеров. Именно книга Великого Магистра ордена много часов не поддавалась огню...
Потому что: рукописи не горят!                                                         

С чего начинались современные апокрифы? Давайте рискнем так назвать обращения мастеров культуры к образу Христа... И вспомним некоторые из них.

Сначала музыка...                                                          

Первым был Бах. Иоганн Себастьян Бах сочинил удивительное произведение для оркестра: "Страсти по Матфею". Кто хоть раз слышал арию альта из "страстей".... никогда не забудет эту гениальную музыку... Зато сам Бах был забыт. Официально забыт на долгие сто лет... и в значительной степени из-за неприятия иерархами церкви "Страстей по Матфею".
Лишь в начале XIX века это произведение обнаружил композитор и дирижер Феликс Мендельсон и впервые познакомил с ним французскую и немецкую публику. Просто время признания Баха и время апокрифов пришло.

В начале XX века уже Сергей Рахманинов обратился к текстам православной Всенощной. Он потрясающе разложил голоса и очень бережно сохранил идущий из глубины веков, традиционный дух этого церковного празднества, посвященного страстям Господним. Используется классический Знаменный распев, но там где это необходимо Рахманинов обращается к другим, в частности к Греческому распеву. Это гениальное по высоте Духа вокальное произведение нужно слушать полностью. От "Прийди и поклонимся" до "Взбранному воеводе". Фантастическое очищение души. Катарсис.                                                         

В конце XX века появилась рок опера Ллойда Уэббера "Jesus Christ Superstar". О ней уже сказано немыслимое количество как гадостей так и восхищенных слов. Я не осуждаю автора за откровенную ересь использованного текста. Музыка гениальна и оправдывает все. И когда в одной из киноверсий оперы Пилат вздрагивает с каждым ударом бича по телу Иисуса... И потом прокуратор плачет, обнимая своего узника... Когда же снимают тело с креста музыка столь пронзительно стучится в сердце, что вышибает слезу даже из такого сорокалетнего пня как я.
Иуда в опере предает Учителя не за деньги: как борец за свои идеи. Его идеи тоже заслуживают уважения. И Иуда гибнет, когда идеи и любовь к Христу создают неразрешимое противоречие в его душе.

Кинематограф подарил миру замечательные шедевры на темы Нового завета.                   
Джон Хейман "Иисус" (Евангелие от Луки)                                                                                          
Мартин Скорсезе "Последнее искушение Христа"                                                                           
Паоло Пазолини "Страсти по Матфею"                                                                                          
Я не берусь их обсуждать и комментировать.                                                                                          
Нужно идти и смотреть эти фильмы. Каждый из них...
Как вновь и вновь стоит смотреть "Андрея Рублева" Тарковского, где есть потрясающей силы эпизод казни Иисуса...

Давайте вернемся к литературе...                                                                                    

В начале века, уже после революции Леонид Андреев написал своего "Иуду Искариота". После Булгакова читать это, несколько скучновато, но давайте вспомним, что текст написан гораздо раньше романа о Мастере.
Предлагаю посмотреть наиболее удачные отрывки: читать

Разумеется, потом был сам Михаил Булгаков. Пачкать его святое имя комментариями у кого поднимется рука?
Это вершина, к которой прикасаться можно только исключительно бережно.
Решусь лишь на несколько слов о "Мастере и Маргарите"...
Для меня было открытием сопоставить, кого и за что ждет казнь в романе Булгакова. Их двое. М.А.Берлиоз попал под трамвай, собираясь "настучать"... Та же судьба постигла некоего барона Майгеля, посетившего квартиру 50 с шпионскими целями ... Если в романе о Понтии Пилате гибнет прежде всего невинный Иисус, то в Большом романе Булгаков восстанавливает справедливость. Стукачи и предатели долго не живут. Но это к слову... Каждый, кто читает "Мастера и Маргариту", по своему открывает своего Булгакова... Давайте вернемся к теме...
Избранные главы: те самые, заветные... о Понтии Пилате: Читать

Перед самой перестройкой была Айтматовская Плаха. Авторская боль Айтматова поднявшаяся на вершину духовности в страшной повести "Прощай, Гюльсары!" помогла ему взять и эту... мистическую вершину.
Тогдашнее время заставляло писателей скрывать подтексты. Но Чингиз Айтматов решился изложить в "Плахе"свою версию Евангелия и сделал это смело и добротно, как и все, что он делает в этой жизни: Читать

Потом А. и Б.Стругацкие опубликовали "Отягощенные злом". Я безумно люблю их и готов простить им даже то, что их версия Евангелия самая еретичная. У них Иуда конечно предает... Но по чьему именно поручению? И предательство ли это было? Наверное, придумать подобный вариант событий смогли бы только фантасты: Читать
Стругацкие профессионалы, и хотя можно спорить с содержанием "ОЗ", но как всегда бесспорен их талант. Кстати, чтобы освежить в памяти их версию жизнеописания Иоанна Богослова, нужно перечитать все произведение... что конечно же стоит сделать.

Зачем я вообще все это пишу?                                                                                            
Потому что хочется еще раз вспомнить как Большие Мастера музыки, кинематографа и литературы каждый по своему видели образ Иисуса и Его судьбу. Наше суетное время требует этого! Когда, как не сейчас? Давайте просто поставим рядышком... еще ближе к сердцу... те произведения, в которых гениям прошлого удалось приблизиться к своему пониманию Христа.
Зачем все это нужно?                                                                                                               
Чтобы мы еще раз задумались ... что же было главное в личности Христа?
Для кого-то... это факт Его воскрешения... И надежда на личное бессмертие....
Но хочется надеяться, что главное и самое великое в христианстве это все таки Нагорная проповедь Христа.
Не важно, было ли все так, как описано в официальных или неофициальных Евангелиях.
Быть может, даже не главное решить: был ли он Сыном Бога.                                
Главное: это проповедь Иисусом всеобщей любви и добра.                                  
Выше этого просто ничего нет.                                                                        
Это вершина Духа.                                                                                                                               

 

Александр Лобков http://lobkov.com

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 HotLog SpyLOG liveinternet.ru Рейтинг Эзотерических ресурсов bigmir TOP100

 


Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"